ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
Идут дни и месяцы, ваш ребенок уже начал (или скоро начнет) ходить, уже появляются осмысленные звуки и, может быть, фразы. Общаться с ним становится все интереснее и интереснее, так как появляется возможность играть с ним, учить чему-либо (естественно, пока еще только в игре). Вы, вместе с ребенком, начинаете знакомство с окружающим миром. Идти по этой дороге можно пока только вместе, и мы желаем вам счастливого пути!
Читайте, пробуйте, думайте, ребенок сам подскажет вам верные шаги.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Задания с кубиками
Предложите ребенку 10 кубиков с гранью в восемь сантиметров. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно, затем попросите ребенка построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других) или лестницу (пять горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на один кубик короче предыдущего, первый ряд из пяти).
Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.
Нормативы:
в 15 месяцев — строит башню из двух кубиков, держит два кубика в одной руке;
в 18 месяцев — строит башню из трех-четырех кубиков;
в 2 года — строит башню из восьми кубиков, строит после показа поезд без трубы;
в 2,5 года — строит башню из восьми кубиков, строит после показа поезд, добавляет трубу;
в 3 года — строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит после показа мост.
Задания с соотнесением предметов
Предложите ребенку по вашему выбору задания, для выполнения которых требуется учет размера предметов (выстраивание пирамиды, складывание разных по размеру чашечек, матрешек и прочих предметов один в другой и т. п.).
Покажите ребенку собранную модель, а затем попросите его сделать такую же. Можно разрушить на глазах ребенка эту модель и попросить его сделать такую же (это сложнее). Постарайтесь воздержаться несколько минут от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребенка и за сопровождающей ее речью.
Нормативы:
в год — снимает кольца с пирамидки-игрушки;
в 15 месяцев — пытается нанизывать кольца пирамидки;
в 18 месяцев — собирает пирамидку без учета размера колец;
в 2 года — вкладывает один объект в другой, затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов;
в 2,5 года — хорошо вкладывает друг в друга цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одна в другую;
в 3 года — легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели, понимает ошибки, при помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец.
Задания с предметами быта
Нормативы:
в 15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;
в 18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2—3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте;
в 2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу (каждую страницу отдельно), сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;
в 2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.); самостоятельно одевается, но не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;
в 3 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.
Оценка внимания
Ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30—40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.
Нормативы:
в 3 года — находит пять-шесть изображений из 10.
Оценка памяти
1. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: стать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.
Нормативы:
в 18 месяцев — выполняет три-четыре действия;
в 2,5 года — выполняет четыре-пять действий;
в 3,5 года — выполняет пять-шесть действий.
2. Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также назвать свои имя и фамилию и повторить фразы:
Сегодня на улице много грязи и луж;
Его зовут Ваней, он учится в школе;
Шура услышала свисток и увидела поезд;
Летом в лесу было много грибов и ягод,
а затем повторить:
4—7 — 1; 3—8 — 6; 2—5 — 9 и 3—4 — 1—7; 6—1 — 5—8; 7—2 — 9—6.
Нормативы:
в 2,5 года — называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы;
в 3 года — хорошо отвечает на вопросы, повторяет простую фразу из шести-семи слов и три цифры.
РЕЧЕВАЯ СФЕРА
Называние объектов
Покажите ребенку несколько простых объектов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»
Нормативы:
в 18 месяцев — называет один объект;
в 2 года — называет два — пять объектов;
в 2,5 года — называет все объекты.
Определение изображений по названию
Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье...»
Нормативы:
в 18 месяцев — указывает одну-две картинки правильно;
в 2 года — указывает на пять картинок.
Называние изображений
Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.
Спросите, показывая на каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»
Нормативы:
в 2 года — называет три-четыре картинки;
в 2,5 года — называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель;
в 3 года — называет все, за исключением одной-двух картинок из групп: животные, люди, посуда, одежда, транспорт, мебель.
Понимание простых конструкций
Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «Дай маме мячик», «Положи его на стул», «Дай его мне», «Подними упавший кубик» и т. д.
Нормативы:
в 18 месяцев — выполняет две инструкции;
в 2 года — выполняет четыре инструкции;
в 2,5 года — выполняет больше 10 инструкций.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Оценка крупной моторики
Нормативы:
в 13 месяцев — ходит сам;
в 15 месяцев — ходит долго, приседает, наклоняется, ползет вверх по лестнице, сам садится в кресло, может встать с коленей;
в 18 месяцев — сам поднимается и спускается по лестнице, может тащить за собой игрушки, перешагивать через палку, лежащую на полу;
в 21 месяц — умеет ходить по поверхности шириной 15—20 см на высоте от пола 15—20 см;
в 2 года — может поднять игрушку с пола, нагнувшись, перешагивает через препятствие, чередуя шаг, попадает по мячу ногой;
в 2,5 года — приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга;
в 3 года — может несколько секунд простоять на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги; прыгает на двух ногах, может ездить на трехколесном велосипеде.
Оценка мелкой моторики
Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, круга, креста, квадрата, треугольника, учитывая его возможности. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как они были нарисованы).
Нормативы:
в 18 месяцев — повторяет штрих;
в 2 года — по показу повторяет вертикальные и горизонтальные линии;
в 2,5 года — делает две или больше линий при рисунке креста;
в 3 года — копирует круг, повторяет по показу крест, рисует человека («головонога») без туловища.
Проверив все сферы развития ребенка, попытайтесь составить представление о его уровне в целом, выделить то, что он уже умеет, и то, чего еще не может. Если ребенок выполняет почти все, за исключением отдельных заданий, и интуиция подсказывает вам, что необходимые качества вот-вот проявятся, просто подождите некоторое время. В противном случае лучше обратитесь к детскому психологу или психоневрологу.