Матвеева Л. Г. и др.

Практическая психология для родителей(фрагмент)



ДИА­ГНО­СТИКА РАЗ­ВИ­ТИЯ РЕБЕНКА В ВОЗ­РА­СТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Идут дни и месяцы, ваш ребенок уже начал (или скоро начнет) ходить, уже поя­в­ля­ются осмы­слен­ные звуки и, может быть, фразы. Общаться с ним ста­но­вится все инте­рес­нее и инте­рес­нее, так как поя­в­ля­ется воз­мож­ность играть с ним, учить чему-либо (есте­ственно, пока еще только в игре). Вы, вместе с ребен­ком, начи­на­ете зна­ком­ство с окру­жа­ю­щим миром. Идти по этой дороге можно пока только вместе, и мы желаем вам счаст­ли­вого пути!

Читайте, про­буйте, думайте, ребенок сам под­ска­жет вам верные шаги.

ПОЗНА­ВА­ТЕЛЬ­НАЯ СФЕРА

Задания с куби­ками

Пред­ло­жите ребенку 10 кубиков с гранью в восемь сан­ти­мет­ров. Пока­жите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему воз­мож­ность постро­ить башню само­сто­я­тельно, затем попро­сите ребенка постро­ить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других) или лест­ницу (пять гори­зон­таль­ных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый сле­ду­ю­щий ряд на один кубик короче пре­ды­ду­щего, первый ряд из пяти).

Выяс­ните мак­си­маль­ные спо­соб­но­сти ребенка. Если необ­хо­димо, пока­жите, как постро­ить нужную модель.

Нор­ма­тивы:

в 15 месяцев — строит башню из двух кубиков, держит два кубика в одной руке;

в 18 месяцев — строит башню из трех-четырех кубиков;

в 2 года — строит башню из восьми кубиков, строит после показа поезд без трубы;

в 2,5 года — строит башню из восьми кубиков, строит после показа поезд, доба­в­ляет трубу;

в 3 года — строит башню из 9 кубиков, копи­рует с модели поезд, строит после показа мост.

Задания с соот­не­се­нием пред­метов

Пред­ло­жите ребенку по вашему выбору задания, для выпол­не­ния которых тре­бу­ется учет размера пред­метов (выстра­и­ва­ние пира­миды, скла­ды­ва­ние разных по размеру чашечек, мат­ре­шек и прочих пред­метов один в другой и т. п.).

Пока­жите ребенку собран­ную модель, а затем попро­сите его сделать такую же. Можно раз­ру­шить на глазах ребенка эту модель и попро­сить его сделать такую же (это сложнее). Поста­райтесь воз­дер­жаться несколько минут от под­сказки и наблю­дать за само­сто­я­тель­ной работой ребенка и за сопро­во­жда­ю­щей ее речью.

Нор­ма­тивы:

в год — снимает кольца с пира­мидки-игрушки;

в 15 месяцев — пыта­ется нани­зы­вать кольца пира­мидки;

в 18 месяцев — соби­рает пира­мидку без учета размера колец;

в 2 года — вкла­ды­вает один объект в другой, затруд­ня­ется, если видит перед собой больше двух объек­тов;

в 2,5 года — хорошо вкла­ды­вает друг в друга цилин­дры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две мат­решки одна в другую;

в 3 года — легко выпол­няет задания на вкла­ды­ва­ние, ори­ен­ти­ру­ясь на размер, пыта­ется строить вер­ти­каль­ные модели, пони­мает ошибки, при помощи взро­с­лого может вложить четыре мат­решки одна в другую, соби­рает пира­мидку с учетом размера колец.

Задания с пред­метами быта

Нор­ма­тивы:

в 15 месяцев — под­но­сит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из буты­лочки, рисует кара­кули каран­да­шом, про­я­в­ляет интерес к книге;

в 18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, пере­во­ра­чи­вая одно­вре­менно 2—3 стра­ницы, ука­зы­вает на кар­тинки, ест само­сто­я­тельно густую пищу ложкой; если на глазах у ребенка спря­тать игрушку под одним из двух оди­на­ко­вых пред­метов, а затем поме­нять пред­меты местами, он находит игрушку на новом месте;

в 2 года — запус­кает волчок, вста­в­ляет ключ в замоч­ную сква­жину, пово­ра­чи­вает ручку двери, нажи­мает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу (каждую стра­ницу отдельно), сам наде­вает носки, туфли, шта­нишки, в игре вос­про­из­во­дит ряд логи­че­ски свя­зан­ных действий;

в 2,5 года — под­ра­жает боль­шому коли­че­ству действий взро­с­лых с пред­метами быта, в игре действует вза­и­мо­свя­занно и после­до­ва­тельно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на про­гулку и т. д.); само­сто­я­тельно оде­ва­ется, но не умеет завя­зы­вать шнурки, засте­ги­вать пуго­вицы;

в 3 года — под­ра­жает боль­шому коли­че­ству действий взро­с­лых с пред­метами быта, в игре испол­няет роль, оде­ва­ется само­сто­я­тельно, засте­ги­вает пуго­вицы, завя­зы­вает шнурки при неболь­шой помощи взро­с­лого.

Оценка вни­ма­ния

Ребенку пред­ла­гают найти среди рас­поло­жен­ных на столе кар­то­чек с изо­б­ра­же­нием зна­ко­мых ему пред­метов (30—40) кар­точку с таким же изо­б­ра­же­нием, какое ему пока­зы­вают. Для этого ребенка сначала спра­ши­вают, что изо­б­ра­жено на кар­тинке, затем просят найти такую же кар­тинку. Если он правильно выпол­няет задание, то обе кар­точки убирают.

Нор­ма­тивы:

в 3 года — находит пять-шесть изо­б­ра­же­ний из 10.

Оценка памяти

1. Попро­сите ребенка выпол­нить несколько действий подряд: стать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, посту­чать рукой в дверь, открыть ее и вер­нуться на место.

Нор­ма­тивы:

в 18 месяцев — выпол­няет три-четыре действия;

в 2,5 года — выпол­няет четыре-пять действий;

в 3,5 года — выпол­няет пять-шесть действий.

2. Попро­сите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также назвать свои имя и фамилию и пов­то­рить фразы:

Сегодня на улице много грязи и луж;

Его зовут Ваней, он учится в школе;

Шура услы­шала свисток и увидела поезд;

Летом в лесу было много грибов и ягод,

а затем пов­то­рить:

4—7 — 1; 3—8 — 6; 2—5 — 9 и 3—4 — 1—7; 6—1 — 5—8; 7—2 — 9—6.

Нор­ма­тивы:

в 2,5 года — назы­вает свои имя, фамилию, частично отве­чает на вопросы;

в 3 года — хорошо отве­чает на вопросы, пов­то­ряет простую фразу из шести-семи слов и три цифры.

РЕЧЕВАЯ СФЕРА

Назы­ва­ние объек­тов

Пока­жите ребенку несколько простых объек­тов: буты­лочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спро­сите его: «Что это?»

Нор­ма­тивы:

в 18 месяцев — назы­вает один объект;

в 2 года — назы­вает два — пять объек­тов;

в 2,5 года — назы­вает все объекты.

Опре­де­ле­ние изо­б­ра­же­ний по назва­нию

Пока­жите ребенку кар­тинки, изо­б­ра­жа­ю­щие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спро­сите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье...»

Нор­ма­тивы:

в 18 месяцев — ука­зы­вает одну-две кар­тинки правильно;

в 2 года — ука­зы­вает на пять кар­ти­нок.

Назы­ва­ние изо­б­ра­же­ний

Пока­жите ребенку кар­тинки, изо­б­ра­жа­ю­щие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, гру­зо­вик, трол­лей­бус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, маль­чика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, мла­денца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, ско­во­родку, кровать, нож, вилку, каран­даш, тетрадь, газету, книгу.

Спро­сите, пока­зы­вая на каждую кар­тинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нари­со­вано?»

Нор­ма­тивы:

в 2 года — назы­вает три-четыре кар­тинки;

в 2,5 года — назы­вает многие кар­тинки из групп: живот­ные, люди, посуда, одежда, мебель;

в 3 года — назы­вает все, за исклю­че­нием одной-двух кар­ти­нок из групп: живот­ные, люди, посуда, одежда, тран­с­порт, мебель.

Пони­ма­ние простых кон­струк­ций

Пред­ло­жите ребенку выпол­нить несколько простых инструк­ций: «Дай маме мячик», «Положи его на стул», «Дай его мне», «Подними упавший кубик» и т. д.

Нор­ма­тивы:

в 18 месяцев — выпол­няет две инструк­ции;

в 2 года — выпол­няет четыре инструк­ции;

в 2,5 года — выпол­няет больше 10 инструк­ций.

ДВИ­ГА­ТЕЛЬ­НАЯ СФЕРА

Оценка крупной мото­рики

Нор­ма­тивы:

в 13 месяцев — ходит сам;

в 15 месяцев — ходит долго, при­се­дает, накло­ня­ется, ползет вверх по лест­нице, сам садится в кресло, может встать с коленей;

в 18 месяцев — сам под­ни­ма­ется и спус­ка­ется по лест­нице, может тащить за собой игрушки, пере­ша­ги­вать через палку, лежащую на полу;

в 21 месяц — умеет ходить по поверх­но­сти шириной 15—20 см на высоте от пола 15—20 см;

в 2 года — может поднять игрушку с пола, нагнув­шись, пере­ша­ги­вает через пре­пят­ствие, чередуя шаг, попа­дает по мячу ногой;

в 2,5 года — при­став­ным шагом пере­ша­ги­вает через несколько пре­пят­ствий, лежащих на полу на рас­сто­я­нии 20 см друг от друга;

в 3 года — может несколько секунд про­сто­ять на одной ноге; под­ни­ма­ясь вверх по лест­нице, ставит по одной ноге на каждую сту­пеньку; спус­ка­ясь, ставит на сту­пеньку обе ноги; прыгает на двух ногах, может ездить на трех­ко­лес­ном вело­сипеде.

Оценка мелкой мото­рики

Дайте ребенку каран­даш и бумагу и пред­ло­жите ему пов­то­рить по показу рисунок вер­ти­каль­ной, гори­зон­таль­ной линии, круга, креста, ква­д­рата, тре­у­голь­ника, учи­ты­вая его воз­мож­но­сти. Если ребенок про­я­в­ляет опре­де­лен­ные спо­соб­но­сти, попро­сите его ско­пи­ро­вать изо­б­ра­же­ние с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как они были нари­со­ваны).

Нор­ма­тивы:

в 18 месяцев — пов­то­ряет штрих;

в 2 года — по показу пов­то­ряет вер­ти­каль­ные и гори­зон­таль­ные линии;

в 2,5 года — делает две или больше линий при рисунке креста;

в 3 года — копи­рует круг, пов­то­ряет по показу крест, рисует чело­века («голо­во­нога») без туло­вища.

Про­ве­рив все сферы раз­ви­тия ребенка, попы­тайтесь составить пред­ста­в­ле­ние о его уровне в целом, выде­лить то, что он уже умеет, и то, чего еще не может. Если ребенок выпол­няет почти все, за исклю­че­нием отдель­ных заданий, и инту­и­ция под­ска­зы­вает вам, что необ­хо­ди­мые каче­ства вот-вот про­я­вятся, просто подо­ждите неко­то­рое время. В против­ном случае лучше обра­ти­тесь к дет­скому пси­хологу или пси­хо­не­в­рологу.

с. 20—27

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»