Макаренко А. С.

Воспитание в семье(фрагмент)



ЛЕКЦИЯ 2

О РОДИ­ТЕЛЬ­СКОМ АВТО­РИ­ТЕТЕ

В прошлой лекции мы гово­рили о том, что совет­ская семья многим отли­ча­ется от прежней семьи. И прежде всего она отли­ча­ется в харак­тере роди­тель­ской власти. Наш отец и наша мать упол­но­мо­чены обще­ством вос­питать буду­щего гра­жда­нина нашего оте­че­ства, они отве­чают перед обще­ством. На этом и осно­вы­ва­ется их роди­тель­ская власть и их авто­ри­тет в глазах своих детей.

Однако будет просто неу­добно в самой семье перед детьми дока­зы­вать роди­тель­скую власть посто­ян­ной ссылкой на такое обще­ствен­ное пол­но­мо­чие. Вос­пита­ние детей начи­на­ется с того воз­ра­ста, когда никакие логи­че­ские дока­за­тель­ства и предъ­я­в­ле­ние обще­ствен­ных прав вообще невоз­можны, а между тем без авто­ри­тета невоз­мо­жен вос­пита­тель.

Наконец, самый смысл авто­ри­тета в том и заклю­ча­ется, что он не требует никаких дока­за­тель­ств, что он при­ни­ма­ется как несо­мнен­ное досто­ин­ство стар­шего, как его сила и цен­ность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авто­ри­тет. Часто при­хо­дится слышать вопрос: что делать с ребён­ком, если он не слу­ша­ется? Вот это самое «не слу­ша­ется» и есть признак того, что роди­тели в его глазах не имеют авто­ри­тета.

Откуда берётся роди­тель­ский авто­ри­тет, как он орга­ни­зу­ется?

Те роди­тели, у которых дети «не слу­ша­ются», склонны иногда думать, что авто­ри­тет даётся от природы, что это особый талант. Если таланта нет, то и поде­лать ничего нельзя, остаётся только позави­до­вать тому, у кого такой талант есть.

Эти роди­тели оши­ба­ются. Авто­ри­тет может быть орга­ни­зо­ван в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожа­ле­нию, встре­ча­ются роди­тели, которые орга­ни­зуют такой авто­ри­тет на ложных осно­ва­ниях. Они стре­мятся к тому, чтобы дети их слу­шались, это соста­в­ляет их цель. А на самом деле это есть ошибка. Авто­ри­тет и послу­ша­ние не могут быть целью. Цель может быть только одна: правиль­ное вос­пита­ние. Только к этой одной цели и нужно стремиться. Детское послу­ша­ние может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те роди­тели, которые о насто­я­щих целях вос­пита­ния не думают, доби­ва­ются послу­ша­ния для самого послу­ша­ния. Если дети послушны, роди­те­лям живётся спо­койнее. Вот это самое спо­койствие и явля­ется их насто­я­щей целью. На поверку всегда выходит, что ни спо­койствие, ни послу­ша­ние не сохра­ня­ются долго. Авто­ри­тет, постро­ен­ный на ложных осно­ва­ниях, только на очень корот­кое время помо­гает, скоро всё раз­ру­ша­ется, не остаётся ни авто­ри­тета, ни послу­ша­ния. Бывает и так, что роди­тели доби­ва­ются послу­ша­ния, но зато все осталь­ные цели вос­пита­ния в загоне: выра­с­тают, правда, послуш­ные, но слабые люди.

Есть много сортов такого ложного авто­ри­тета. Мы рас­смо­трим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Наде­емся, что после такого рас­смо­тре­ния легче будет выяс­нить, каким должен быть авто­ри­тет насто­я­щий’. При­сту­пим.

Авто­ри­тет пода­в­ле­ния. Это самый страш­ный сорт авто­ри­тета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авто­ри­тетом стра­дают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сер­ди­тый, за каждый пустяк раз­ра­жа­ется громом, при всяком удобном и неу­доб­ном случае хва­та­ется за палку или за ремень, на каждый вопрос отве­чает гру­бо­стью, каждую вину ребёнка отме­чает нака­за­нием, то это и есть авто­ри­тет пода­в­ле­ния. Такой отцов­ский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он при­но­сит вред не только потому, что запу­ги­вает детей, но и потому, что делает мать пулевым суще­ством, которое спо­собно быть только при­слу­гой. Не нужно дока­зы­вать, как вреден такой авто­ри­тет. Он ничего не вос­пи­ты­вает, он только при­у­чает детей подальше дер­жаться от страш­ного папаши, он вызы­вает детскую ложь и чело­ве­че­скую тру­со­сть и в то же время он вос­пи­ты­вает в ребёнке жесто­кость. Из забитых и без­воль­ных детей выходят потом либо сля­кот­ные, ник­чёмные люди, либо само­дуры, в течение всей своей жизни мстящие за пода­в­лен­ное детство. Этот самый дикий сорт авто­ри­тета бывает только у очень некуль­тур­ных роди­те­лей и в послед­нее время, к счастью, выми­рает.

Авто­ри­тет рас­сто­я­ния. Есть такие отцы да и матери, которые серьёзно убе­ждены в сле­ду­ю­щем: чтобы дети слу­шались, нужно поменьше с ними раз­го­ва­ри­вать, подальше дер­жаться, изредка только высту­пать в виде началь­ству Осо­бенно любят этот сорт авто­ри­тета в интел­ли­ген­т­ских семьях. Здесь сплошь и рядом у отца какой-нибудь отдель­ный кабинет, из кото­рого он пока­зы­ва­ется изредка, как пер­во­свя­щен­ник. Обедает он отдельно, раз­вле­ка­ется отдельно, даже свои рас­по­ря­же­ния по вве­рен­ной ему семье он пере­даёт через мать.

Бывают и такие матери. У них своя жизнь, свои инте­ресы, свои мысли. Дети нахо­дятся в ведении бабушки или даже дом­ра­бот­ницы.

Нечего гово­рить, что такой авто­ри­тет не при­но­сит никакой пользы и такая семья не может быть названа разумно орга­ни­зо­ван­ной семьёй.

Авто­ри­тет чван­ства. Это особый вид авто­ри­тета рас­сто­я­ния, но, пожалуй, более вредный. У каждого гра­жда­нина совет­ского госу­дар­ства есть свои заслуги. Но неко­то­рые люди считают, что они самые заслу­жен­ные, самые важные деятели, и пока­зы­вают эту важ­ность на каждом шагу, пока­зы­вают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и наду­ва­ются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих досто­ин­ствах, они высо­ко­мерно отно­сятся к осталь­ным людям. Бывает очень часто, что поражён­ные таким видом отца, начи­нают чва­ниться и дети. Перед това­ри­щами они тоже высту­пают не иначе, как с хваст­ли­вым словом, на каждом шагу пов­то­ряя: мой папа — началь­ник, мой папа — писа­тель, мой папа — комбриг, мой папа — зна­ме­ни­то­сть. В этой атмо­сфере высо­ко­ме­рия важный папа уже не может разо­брать, куда идут его дети и кого он вос­пи­ты­вает. Встре­ча­ется такой авто­ри­тет и у матерей: какое-нибудь осо­бен­ное платье, важное зна­ком­ство, поездка на курорт — всё это даёт им осно­ва­ние для чван­ства, для отде­ле­ния от осталь­ных людей и от своих соб­ствен­ных детей.

Авто­ри­тет педан­тизма. В этом случае роди­тели больше обра­щают вни­ма­ния на детей, больше рабо­тают, во рабо­тают, как бюро­краты. Они уверены в том, что дети должны каждое роди­тель­ское слово выслу­ши­вать с тре­петом, что их слово — это святыня. Свои рас­по­ря­же­ния они отдают холод­ным тоном, и раз оно отдано, то немед­ленно ста­но­вится законом. Такие роди­тели больше всего боятся, как бы дети не поду­мали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же счита­ется, что гулять нельзя. Папе не понрави­лась какая-нибудь кино­кар­тина, он запретил детям бывать в кине­ма­то­графе, в том числе и на хороших кар­ти­нах. Папа наказал ребёнка, потом обна­ру­жи­лось, что ребёнок не так виноват, как каза­лось сначала, папа ни за что не отменит своего нака­за­ния: раз я сказал, так и должно быть. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом дви­же­нии ребёнка он видит нару­ше­ние порядка и закон­но­сти. И при­стаёт К нему с новыми зако­нами и рас­по­ря­же­ни­ями. Жизнь ребёнка, его инте­ресы, его рост про­хо­дят мимо такого папы неза­метно, он ничего не видит, кроме своего бюро­кра­ти­че­ского началь­ство­ва­ния в семье.

Авто­ри­тет резонёр­ства. В этом случае роди­тели бук­вально заедают детскую жизнь бес­ко­неч­ными поу­че­ни­ями и нази­да­тель­ными раз­го­во­рами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть даже в шутли­вом тоне, роди­тель уса­жи­вает его против себя и начи­нает скучную и надо­ед­ли­вую речь. Такие роди­тели уверены, что в поу­че­ниях заклю­ча­ется главная педа­го­ги­че­ская муд­рость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Роди­тели изо всех сил ста­ра­ются быть добро­детель­ными, они хотят в глазах детей быть непо­гре­ши­мыми. Но они забы­вают, что дети — это не взро­с­лые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живёт более эмо­ци­о­нально, более страстно, чем взро­с­лый, он меньше всего умеет зани­маться рас­су­жде­ни­ями. При­вычка мыслить при­хо­дит к нему посте­пенно и довольно мед­ленно, а посто­ян­ные раз­гла­голь­ство­ва­ния роди­те­лей, посто­ян­ное их зуденье и бол­тли­вость про­хо­дят почти бес­следно в их созна­нии. В резонёр­стве роди­те­лей дети не могут увидеть ника­кого авто­ри­тета.

Авто­ри­тет любви. Это у нас самый рас­про­странён­ный сорт ложного авто­ри­тета. Многие роди­тели убе­ждены: чтобы дети слу­шались, нужно, чтобы они любили роди­те­лей, а чтобы заслу­жить эту любовь, необ­хо­димо на каждом шагу пока­зы­вать детям свою роди­тель­скую любовь. Нежные слова, бес­ко­неч­ные лоб­за­ния, ласки, при­зна­ния сып­лются на детей в совер­шенно избы­точ­ном коли­че­стве. Если ребёнок не слу­ша­ется, у него немед­ленно спра­ши­вают: «Значит, ты папу не любишь?» Роди­тели ревниво следят за выра­же­нием детских глаз и требуют неж­но­сти и любви. Часто при детях рас­ска­зы­вают зна­ко­мым: он страшно любит папу и страшно любит маму, он такой нежный ребёнок.

Такая семья настолько погру­жа­ется в коре сен­ти­мен­таль­но­сти и нежных чувств, что уже ничего другого не заме­чает. Мимо вни­ма­ния роди­те­лей про­хо­дят " многие важные мелочи семейного вос­пита­ния. Ребёнок всё должен делать из любви к роди­те­лям.

В этой линии много опасных мест. Здесь выра­с­тает семейный эгоизм. У детей, конечно, нехва­тает сил на такую любовь. Очень скоро они заме­чают, что папу и маму можно как угодно обма­нуть, только нужно это делать с нежным выра­же­нием. Папу и маму можно даже запу­гать, стоит только надуться и пока­зать, что любовь начи­нает про­хо­дить. С малых лет ребёнок начи­нает пони­мать, что к людям можно поды­гры­ваться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то поды­гры­ва­ется к ним уже без всякой любви, с холод­ным и цини­че­ским рас­чётом. Иногда бывает, что любовь к роди­те­лям сохра­ня­ется надолго, но все осталь­ные люди рас­сма­т­ри­ва­ются как посто­рон­ние и чуждые, к ним нет сим­па­тии, нет чувства това­ри­ще­ства.

Это очень опасный вид авто­ри­тета. Он выра­щи­вает неис­крен­них и лживых эго­и­стов. И очень часто первыми жерт­вами такого эгоизма ста­но­вятся сами роди­тели.

Авто­ри­тет доброты. Это самый неумный сорт авто­ри­тета. В этом случае детское послу­ша­ние также орга­ни­зу­ется через детскую любовь, но она вызы­ва­ется не поце­лу­ями и изли­я­ни­ями, а уступ­чи­во­стью, мяг­ко­стью, добро­той роди­те­лей. Папа или мама высту­пают перед ребён­ком в образе доброго ангела. Они всё раз­ре­шают, им ничего не жаль, они не скупые, они заме­ча­тель­ные роди­тели. Они боятся всяких кон­флик­тов, они пред­по­читают семейный мир, они готовы чем угодно пожерт­во­вать, только бы всё было бла­го­по­лучно. Очень скоро в такой семье дети начи­нают просто коман­до­вать роди­те­лями, роди­тель­ское непроти­в­ле­ние откры­вает самый широкий простор для детских желаний, капри­зов, тре­бо­ва­ний. Иногда роди­тели поз­во­ляют себе неболь­шое сопроти­в­ле­ние, но уже поздно — в семье уже обра­зо­вался вредный опыт.

Авто­ри­тет дружбы. Довольно часто ещё и дети не роди­лись, а между роди­те­лями есть уже договор: наши дети будут нашими дру­зьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть дру­зьями и должны быть дру­зьями, но всё же роди­тели оста­ются стар­шими членами семейного кол­лек­тива, а дети всё же оста­ются вос­питан­ни­ками. Если дружба достиг­нет крайних пре­де­лов, вос­пита­ние пре­кра­ща­ется, или начи­на­ется проти­во­полож­ный процесс: дети начи­нают вос­пи­ты­вать роди­те­лей. Такие семьи при­хо­дится иногда наблю­дать среди интел­ли­ген­ции. В этих семьях дети назы­вают роди­те­лей Петькой или Марусь­кой, поте­ша­ются над ними, грубо обры­вают, поучают на каждом шагу, ни о каком послу­ша­нии не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невоз­можна без вза­им­ного ува­же­ния.

Авто­ри­тет подкупа — самый без­нрав­ствен­ный вид авто­ри­тета, когда послу­ша­ние просто поку­па­ется подар­ками и обе­ща­ни­ями. Роди­тели, не стес­ня­ясь, так и говорят: будешь слу­шаться — куплю тебе лошадку, будешь слу­шаться — пойдём в цирк.

Разу­ме­ется, в семье тоже воз­можно неко­то­рое поощре­ние, нечто похожее на преми­ро­ва­ние, но ни в каком случае нельзя детей преми­ро­вать за послу­ша­ние, за хорошее отно­ше­ние к роди­те­лям. Можно преми­ро­вать за хорошую учёбу, за выпол­не­ние действи­тельно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее под­стёги­вать детей в их школь­ной или иной работе соблаз­ни­тель­ными обе­ща­ни­ями.

Мы рас­смо­трели несколько сортов ложного авто­ри­тета. Кроме них, есть ещё много сортов. Есть авто­ри­тет весёло­сти, авто­ри­тет учёно­сти, авто­ри­тет «рубахи-парня», авто­ри­тет красоты. Но бывает часто и так, что роди­тели вообще не думают ни о каком авто­ри­тете, живут как-нибудь и как попало, и как-нибудь тянут волынку вос­пита­ния детей. Сегодня роди­тель нагре­мел и за пустяк наказал маль­чика, завтра он при­знаётся ему в любви, после­зав­тра что-нибудь ему обещает в порядке подкупа, а на сле­ду­ю­щий день снова наказал, да еще упрек­нул за все свои добрые дела. Такие роди­тели всегда мечутся, как уго­ре­лые кошки, в полном бес­си­лии, в полном непо­ни­ма­нии того, что они делают. Бывает и так, что отец при­дер­жи­ва­ется одного вида авто­ри­тета, а мать другого. Детям в таком случае при­хо­дится быть прежде всего дипло­ма­тами и нау­читься лави­ро­вать между папой и мамой.

Наконец, бывает и так, что роди­тели просто не обра­щают вни­ма­ния на детей и думают только о своём спо­койствии.

В чём же должен состо­ять насто­я­щий роди­тель­ский авто­ри­тет в совет­ской семье?

Главным осно­ва­нием роди­тель­ского авто­ри­тета только и может быть жизнь и работа роди­те­лей, их гра­ждан­ское лицо, их пове­де­ние. Семья есть большое и ответ­ствен­ное дело, роди­тели руко­во­дят этим делом и отве­чают за него перед обще­ством, перед своим сча­стьем и перед жизнью детей. Если роди­тели это дело делают честно, разумно, если перед ними поста­в­лены зна­чи­тель­ные и пре­крас­ные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступ­ках, — это значит, что у них есть и роди­тель­ский авто­ри­тет, и не нужно искать никаких иных осно­ва­ний и тем более не нужно при­ду­мы­вать ничего искус­ствен­ного.

Как только дети начи­нают под­ра­с­тать, они всегда инте­ре­су­ются, где рабо­тает отец или мать, каково их обще­ствен­ное поло­же­ние. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем инте­ре­су­ются, с кем рядом стоят их роди­тели. Дело отца или матери должно высту­пать перед ребён­ком как серьёз­ное, заслу­жи­ва­ю­щее ува­же­ния дело. Заслуги роди­те­лей в глазах детей должны быть прежде всего заслу­гами перед обще­ством, действи­тель­ной цен­но­стью, а не только внеш­но­стью. Очень важно, если эти заслуги дети видят не изо­ли­ро­ванно, а на фоне дости­же­ний нашей страны. Не чван­ство, а хорошая совет­ская гор­дость должна быть у детей, но в то же время необ­хо­димо, чтобы дети гор­ди­лись не только своим отцом или матерью, чтобы они знали имена великих и знатных людей нашего оте­че­ства, чтобы отец или мать в их пред­ста­в­ле­нии высту­пали как участ­ники боль­шого ряда дея­те­лей.

При этом нужно всегда помнить, что в каждой чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти есть свои напря­же­ния и своё досто­ин­ство. Ни в коем случае роди­тели не должны пред­ста­в­ляться детям как рекор­д­смены в своей области, как ни с чем не срав­ни­мые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обя­за­тельно заслуги бли­жайших това­ри­щей отца и матери. Гра­ждан­ский авто­ри­тет роди­те­лей только тогда станет на насто­я­щую высоту, если это не авто­ри­тет выскочки или хва­стуна, а авто­ри­тет члена кол­лек­тива. Если вам удастся вос­питать своего сына так, что он будет гор­диться целым заводом, на котором отец рабо­тает, если его будут радо­вать успехи этого завода, — значит, вы вос­питали его правильно.

Но роди­тели должны высту­пать не только как деятели огра­ни­чен­ного фронта своего кол­лек­тива. Перед своими детьми отец и мать должны высту­пать как участ­ники жизни нашего Совет­ского госу­дар­ства. События меж­ду­на­род­ной жизни, дости­же­ния лите­ра­туры — всё должно отра­жаться в мыслях отца, в его чув­ствах, в его стрем­ле­ниях. Только такие роди­тели, живущие полной жизнью, гра­ждане нашей страны будут иметь у детей насто­я­щий авто­ри­тет. При этом, не думайте, пожа­луйста, что такой жизнью вы должны жить «нарочно», чтобы дети видели, чтобы пора­зить их вашими каче­ствами. Это пороч­ная уста­новка. Вы должны искренно, на самом деле жить такой жизнью, вы не должны ста­раться особо демон­стри­ро­вать её перед детьми. Будьте покойны, они сами всё увидят, что нужно.

Но вы не только гра­жда­нин. Вы — ещё и отец. Роди­тель­ское ваше дело вы должны выпол­нять как можно лучше, и в этом заклю­ча­ются корни вашего авто­ри­тета. Прежде всего вы должны знать, чем живёт, инте­ре­су­ется, что любит, чего нс любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребёнок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как вос­при­ни­мает про­читан­ное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он отно­сится к школе и к учи­те­лям, какие у него затруд­не­ния, как он ведёт себя в классе. Это всё вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребёнка. Вы не должны нео­жи­данно узна­вать о разных непри­ят­но­стях и кон­флик­тах, вы должны их пре­д­у­га­ды­вать и пре­ду­пре­ждать.

Всё это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете пре­сле­до­вать вашего сына посто­ян­ными надо­ед­ли­выми рас­с­про­сами, дешёвым и назойли­вым шпи­он­ством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сам и вам рас­ска­зы­вали о своих делах, чтобы им хоте­лось вам рас­ска­зать, чтобы они были заин­те­ре­со­ваны в вашем знании. Иногда вы должны при­гла­сить к себе това­ри­щей сына, даже уго­стить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побы­вать в той семье, где есть эти това­рищи, вы должны при первой воз­мож­но­сти позна­ко­миться с этой семьёй.

Для всего этого не тре­бу­ется много времени, для этого нужно только вни­ма­ние к детям и к их жизни.

И если у вас будет такое знание и такое вни­ма­ние, это не пройдёт неза­ме­чен­ным для ваших детей. Дети любят такое знание и уважают роди­те­лей за это.

Авто­ри­тет знания при­ведёт и к авто­ри­тету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно посту­пить, когда он нужда­ется в совете и помощи. Может быть, он не попро­сит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны придти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в рас­по­ря­же­нии, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как посту­пить наи­луч­шим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым спо­со­бом: либо принять участие в детской игре, либо позна­ко­миться с това­ри­щами детей, либо побы­вать в школе и пого­во­рить с учи­те­лем. Если в вашей семье несколько детей, а это самый счаст­ли­вый случай, к делу такой помощи могут быть при­вле­чены старшие братья и сёстры.

Роди­тель­ская помощь не должна быть навяз­чива, надо­ед­лива, уто­ми­тельна. В неко­то­рых случаях совер­шенно необ­хо­димо пре­до­ставить ребёнку самому выбраться из затруд­не­ния, нужно, чтобы он при­вы­кал пре­о­до­ле­вать пре­пят­ствия и раз­ре­шать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совер­шает эту опе­ра­цию, нельзя допус­кать, чтобы он запу­тался и пришёл в отча­я­ние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу насто­рожён­ность, вни­ма­ние и доверие к его силам.

Авто­ри­тет помощи, осто­рож­ного и вни­ма­тель­ного руко­вод­ства счаст­ливо допол­нится авто­ри­тетом знания. Ребёнок будет чув­ство­вать ваше при­сут­ствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-чего тре­бу­ете, что вы и не соби­ра­етесь всё делать за него, снять с него ответ­ствен­ность.

Вот именно линия ответ­ствен­но­сти явля­ется сле­ду­ю­щей важной линией роди­тель­ского авто­ри­тета. Ни в каком случае ребёнок не должен думать, что ваше руко­вод­ство семьёй и им самим есть ваше удо­воль­ствие, или раз­вле­че­ние. Он должен знать, что вы отве­ча­ете не только за себя, но и за него перед совет­ским обще­ством. Не нужно бояться открыто и твёрдо сказать сыну или дочери, что они вос­пи­ты­ва­ются, что им нужно ещё многому учиться, что они должны вырасти хоро­шими гра­жда­нами и хоро­шими людьми, что роди­тели отве­чают за дости­же­ние этой цели, что они не боятся этой ответ­ствен­но­сти. В этой линии ответ­ствен­но­сти лежат начала не только помощи, но и тре­бо­ва­ния. В неко­то­рых случаях это тре­бо­ва­ние должно быть выра­жено в самой суровой форме, не допус­ка­ю­щей воз­ра­же­ний. Между прочим, нужно сказать, что такое тре­бо­ва­ние только и может быть сделано с пользой, если авто­ри­тет ответ­ствен­но­сти уже создан в пред­ста­в­ле­нии ребёнка. Даже в самом малом воз­ра­сте он должен чув­ство­вать, что его роди­тели не живут вместе с ним на нео­бита­е­мом острове.

Зака­п­чи­вая нашу лекцию, кратко резю­ми­руем ска­зан­ное. Авто­ри­тет необ­хо­дим в семье.

Надо отли­чать насто­я­щий авто­ри­тет от авто­ри­тета ложного, осно­ван­ного на искус­ствен­ных прин­ци­пах и стре­мя­ще­гося создать послу­ша­ние любыми сред­ствами.

Действи­тель­ный авто­ри­тет осно­вы­ва­ется на вашей гра­ждан­ской дея­тель­но­сти, на вашем гра­ждан­ском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответ­ствен­но­сти за его вос­пита­ние.

с. 14—24