11. ПЛАВАНИЕ
Раннее обучение детей плаванию в течение последних лет стало весьма популярным1. Однако для многих здесь до сих пор не все ясно. Я уже рассказывала о методике раннего обучения плаванию, разработанной Клэр Тиммерманс. Теперь несколько слов о моем опыте.
Умение плавать в раннем возрасте имеет массу преимуществ. Если все делается правильно, малыш приобретает бесценный опыт: свободу движения, приятные ощущения и радость от собственной отваги в сочетании с безопасностью, обеспечиваемой руками мамы или папы. Кроме того, плавание развивает чувство равновесия, учит владеть своим телом, а также увеличивает объем легких, улучшая питание мозга кислородом. И наконец, эти физические упражнения в регулярных небольших дозах укрепляют здоровье ребенка, делают его более выносливым. Я вспоминаю, как в 10 месяцев моя дочка очень сильно простудилась. Когда температура упала, осторожный доктор рекомендовал выдержать ее дома еще две недели. Все симптомы болезни, кроме насморка, который никак не прекращался, быстро исчезли. Так как ни температуры, ни кашля больше не было, а девочка вела себя очень активно, я решила не лишать ее больше любимого бассейна. После нескольких ныряний она начала чихать, и у нее из носа вышло такое количество зеленой слизи, которое невозможно было предположить в таком маленьком существе! Вода бассейна моментально сделала то, чего не смогли аптечные капли за несколько недель. Кстати, на опыте моих детей я убедилась, что плавание является прекрасной профилактикой насморка и других простудных заболеваний.
Однако при раннем обучении плаванию следует учитывать две серьезные опасности. Первая — интоксикация водой. Это случается, когда человек заглатывает ее так много, что в крови значительно уменьшается количество натрия. Такому риску подвержены именно грудные дети из-за их малого веса и потому, что они глотают все, что попадает к ним в рот. Кстати, подобная интоксикация встречается у малышей, которым родители дают пить слишком много воды и сильно разбавленного материнского молока. Симптомы появляются не сразу: возбуждение, рвота, судороги, конвульсии и даже кома. Подобные случаи весьма редки, однако нужно внимательно следить, чтобы грудничок не слишком глубоко погружался в воду. Вторая опасность (морального плана) связана с тем, что некоторые родители отдают своего малыша для обучения другим лицам. Если вы чувствуете, что не можете сами тренировать своего крошечного ребенка в воде, лучше откажитесь на некоторое время от этой затеи. Никогда не поступайте, как те матери, которые на моих глазах молча наблюдали за извиваниями и криками своего ребенка на руках у преподавателя, репутация которого как блестящего педагога, умеющего научить плавать любого младенца, была поставлена на карту. Эти матери, способные выцарапать глаза любому, кто посмел бы ударить их ребенка, не только спокойно позволяли ему вопить, но более того, несколько раз в неделю подвергали его испытанию, которое больше походило на пытку, чем на удовольствие. Инстинкт этих матерей, преисполненных тем не менее самыми благими намерениями, оказывается попросту парализованным так называемой профессиональной аурой. Организация, специально занимающаяся проблемой плавания грудных детей, настоятельно требует, чтобы ребенок до трехлетнего возраста никогда не входил в бассейн без одного из своих родителей. Умение плавать в таком возрасте — не столь уж жизненная необходимость для вашего ребенка. Однако при правильном подходе эти занятия могут принести ему большую радость.
Вода всегда привлекала людей и тем более младенцев, которые совсем недавно покинули внутриутробную жидкость. Вспомните многочисленные фотографии новорожденных, со счастливой улыбкой лежащих в воде. Это и есть источник вдохновения для родителей. Точно так же, как в случае с чтением, ребенка, еще не достигшего трех лет, надо приучать к письменному языку, а вовсе не обучать чтению. То же самое и с плаванием: здесь речь идет о том, чтобы помочь малышу получить радость от соприкосновения с водой, а не об обучении плаванию. Эта методика вовсе не предназначена для воспитания олимпийских чемпионов, и ваш ребенок совсем не обязательно будет лучше плавать, чем тот, кто обучится этому в привычном возрасте. Но он приобретет комплексный положительный опыт, который освободит его от свойственной многим детям боязни воды и поможет развитию открытой и предприимчивой личности.
Есть одно очень важное условие, которое следует выполнять неукоснительно: НИКАКИХ СОРЕВНОВАНИЙ! Даже между вашими детьми. Если малышу нравится находиться в бассейне не более 5—10 минут, этого вполне достаточно. Как и другим людям, мне всегда хочется видеть определенные результаты своей деятельности. Конечно, обидно: столько хлопот (поездка, раздевание и одевание, бассейн, кормление, обратная дорога) ради 5—10 минут эффективных занятий. Но однако же, как и все мне подобные, я не права! Тот, кто не хочет вначале оставаться в бассейне даже несколько минут, впоследствии полюбит воду так же, как тот, кого невозможно вытащить из бассейна в течение получаса. И, между нами говоря, коль скоро в сутках всего двадцать четыре часа, ведь вы только выигрываете от того, что тратите на бассейн всего 10 минут.
■ Детская ванночка — совершенно бесполезный предмет, так как ее размеры лишь сковывают движения ребенка. Лучше с самого рождения купать малыша в обычной ванне, которая в этом возрасте заменит ему бассейн. И именно тогда, когда большая ванна становится слишком маленькой для ребенка, который теперь касается руками ее бортов (обычно в четыре месяца), надо переходить в бассейн. Некоторые делают это раньше, но до такого возраста вполне можно заниматься дома.
■ Выбор преподавателя. Некоторые родители совершенно обоснованно хотят, чтобы в эксперименте, где они чувствуют себя новичками, ими руководил профессионал. Курсы «плавающих младенцев» растут как грибы. Очевидно, такие существуют и в вашем районе. Выбирайте того преподавателя, который будет обучать ВАС тому, как научить плавать вашего ребенка. Если он захочет сам заниматься с вашим ребенком, не разрешайте превращать себя в простого зрителя. ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В БАССЕЙНЕ вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойно и чтобы вы поскорее научились у преподавателя, что надо делать. Ну, а если вы умеете плавать, но в вашем районе нет хорошего преподавателя, то вполне можно обойтись без него. Следуя советам этой книги и подчиняясь собственной интуиции, вы прекрасно разберетесь, что к чему.
■ Выбор бассейна. В Европе бассейны для детей редко бывают очень теплыми, поэтому желательно начинать тренировку дома, где можно контролировать температуру ванны и постепенно приучать малыша к более холодной воде. Выбирая бассейн, обязательно проверьте его температуру водяным термометром и посмотрите дома, переносит ли ее ребенок. В бассейне сначала окунитесь с открытыми глазами. Если в воде слишком много хлорки, она обожжет вам глаза, это ожидает и вашего ребенка. Наконец, обратите внимание на то, чтобы во время ваших посещений там было поменьше народа. Резонанс от шума в переполненном бассейне тоже очень пугает маленьких. Кстати, в некоторых случаях рекомендуется сначала несколько раз прийти с малышом в бассейн, не входя в воду, чтобы приучить его к окружающей обстановке.
Если вы не умеете плавать, не беритесь самостоятельно обучать малыша (хотя для таких занятий достаточно всего лишь не бояться воды и находиться в бассейне). Но если один вид воды нагоняет на вас страх, предоставьте это дело супругу или подождите, когда ребенок достигнет возраста, в котором сможет обойтись без вашей помощи. НИЧТО ТАК НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ РЕБЕНКУ, КАК СТРАХ!
■ Первые уроки в домашних условиях. Преимущество домашнего обучения заключается в том, что ежедневное купание становится «уроком плавания» и прекрасным способом общения. При этом вы можете находиться либо вне ванны (тогда у малыша будет больше места), либо в ванне вместе с ним (что удобнее для вас и спокойнее для него).
■ Плавание на спинке. Это самое главное упражнение. Опустите малыша в ванну и поддерживайте его головку так, чтобы уши находились под водой, несколько раз подтолкните его назад и вперед, не переставая при этом говорить ласковые слова.
Если малыш не может расслабиться, спустите воду, оставив ее ровно столько, чтобы она прикрывала уши лежащего на дне ванны ребенка. Дайте ему соску или любимую игрушку, подвесьте погремушку над ванной, не переставая при этом с ним разговаривать и поглаживать его, пока напряжение не спадет. Потом долейте воды, залезьте в ванну, положите его головку себе на живот так, чтобы тело малыша свободно плавало в воде. Поверьте, скоро ему будет достаточно только вашей руки под головой. (Эти упражнения необходимы лишь для детей постарше, которые ранее купались в ванне практически сидя, поэтому очень пугаются, оказавшись лежащими в ванне, да еще когда уши находятся под водой).
С новорожденным, конечно, лучше залезть в ванну самому. Если время купания совпадает с едой, можно его кормить прямо в ванне, так как теплая вода вокруг живота улучшает пищеварение, и соска или грудь доставят .малышу дополнительное удовольствие.
■ Вода на лице. Сделайте в ванне небольшие волны, потом плесните воду на лицо малышу сверху вниз (будьте внимательны: волны не должны идти от ног к голове, чтобы вода не попала в нос — это может испугать). Если ребенок плохо реагирует на волну, покапайте ему на лицо с руки. Если вы сделаете это достаточно осторожно, малышу должно понравиться. Увеличивайте понемногу количество капель и, когда он начнет спокойно реагировать на небольшой душ, повторите волну сверху вниз.
■ Ныряние под воду. Когда малыш лежит на спинке, подуйте ему в лицо непосредственно перед тем, как быстро окунуть его и провести под водой головкой вперед. Ветерок от вашего дыхания заставит ребенка инстинктивно закрыть глаза и рот и на мгновение задержать дыхание. ДУЙТЕ В ЛИЦО МЛАДЕНЦА ВСЕГДА ПЕРЕД ТЕМ, КАК ЕГО ОКУНУТЬ, это должно стать для него сигналом о погружении в воду. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК ВЫНЫРИВАЕТ! Чем младше ребенок, тем быстрее он усваивает этот прием.
■ «Торпеда». Ребенок уже приучен опускаться под воду и умеет держать головку, лежа на животе. Теперь можно начать с ним упражнение «торпеда», то есть движение под водой вперед. Поддерживая его одной рукой снизу под грудкой, а другую положив ему на спинку, опустите малыша животиком на поверхность воды, сильно подуйте в лицо и окуните в воду, направляя вперед в короткое подводное путешествие. Если ванна достаточно большая, заканчивайте выныривание на поверхность переворачиванием на спинку. (Будьте внимательны: нельзя опускать ребенка очень глубоко, он должен все время оставаться под поверхностью воды).
■ Выплевывание воды — это прекрасный способ научить ребенка не заглатывать воду. Наберите в рот воды и выпустите ее в ванну в виде великолепного фонтана. Малыш будет в восторге. Можно сделать так, чтобы брызги от такого фонтана попали на его лицо (это поможет приучить ребенка к воде). Почаще повторяйте ему (даже если он «слишком мал, чтобы понять»), что нужно всегда выплевывать воду, которая попадает в рот во время плавания в ванне или бассейне. Кроме того, это упражнение подготовит малыша к следующему этапу: пусканию пузырей.
■ Пузыри. Научите малыша дуть в воду, это поможет ему не заглатывать ее. Ложитесь в ванну так, чтобы ваш рот находился под водой. Возьмите ребенка, поверните его лицом к себе и начинайте дуть в воду, чтобы образовались пузыри. Ему это покажется смешным. Предложите, чтобы он сделал то же самое. Если малыш не понимает, покажите ему над водой, как надо дуть. Некоторым детям освоить это упражнение довольно трудно, но пусть вас это не смущает. Старайтесь почаще играть в выдувание пузырей, даже вне ванны.
■ Бассейн. Возраст, когда ваш ребенок попадает в бассейн, зависит от нескольких обстоятельств. Во-первых, от того момента, когда вы решили заняться плаванием, и, во-вторых, от того, сколько времени вы провели в ванне. Я вам очень советую, что каков бы ни был возраст ребенка, надо приучить его к воде на лице и даже к нырянию, прежде чем он станет ходить в бассейн. Большое водное пространство слишком впечатляет малыша, и надо, чтобы он заранее привык к воде. Если вы почувствуете, что он все-таки боится, разрешите ребенку уцепиться за вас, опустите его в воду по плечи, говорите с ним о том, что его окружает, играйте с водой, пойте. Возможно, это займет несколько уроков. Дайте малышу адаптироваться. Наблюдая, он узнает гораздо больше, чем вы думаете, поэтому желательно, чтобы он видел, как учатся плавать другие дети. ГЛАВНОЕ, ПОСТАРАЙТЕСЬ НЕ ВЫЗВАТЬ ЕГО СЛЕЗ! Не верьте, если вам будут говорить, что это обычное явление, когда ребенок плачет. Исходите из его ритма, дайте ему возможность полюбить воду, не требуйте от малыша никаких подвигов и вы выиграете по всем пунктам!
В бассейне повторяют те же упражнения, что и в ванне. Разница состоит в том, что здесь большое пространство, и ребенок может обрести независимость в воде.
■ Пузыри и выплевывание воды. Первая игра, которая позволит малышу почувствовать себя свободно — это выдувание пузырей и выплевывание воды. Особенно легко он освоит такие упражнения, если научился раньше это делать в ванне. Лучше всего для выдувания пузырей в бассейне держать ребенка так, чтобы голова его была поднята над водой и повернута лицом к вам.
Когда вы находитесь в воде вместе с ребенком, следите за тем, чтобы ЕГО ГОЛОВКА НИКОГДА НЕ НАХОДИЛАСЬ НИЖЕ ВАШЕЙ ГОЛОВЫ.
■ Плавание на спинке. Встаньте рядом с ребенком, поддерживая его одной рукой под головкой, а другой — под нижней частью спины. Наклонитесь к нему и, подбадривая, покатайте в воде. Потом уберите руку из-под спины. Когда он привыкнет, что его поддерживают только под головой, встаньте сзади него (со стороны головы), смотрите ему в глаза и говорите ласковые слова. Одной рукой поддерживайте малыша, а другой в это время разводите по очереди его руки, а потом ноги. Если он напрягается, дайте ему соску или пластмассовую бутылочку с соской. В случае, когда ребенок все же не понимает, что надо развести руки, наденьте на них небольшие надувные круги (не для того, чтобы держать его на воде, а чтобы помешать сводить руки). Как только он поймет, что от него требуется, уберите круги. Головку поддерживайте так, чтобы она всегда находилась над водой.
Чтобы постепенно приучить малыша обходиться без вашей помощи, идите, пятясь назад и при этом меняя руки, поддерживающие его. Скоро вы почувствуете, что можете на мгновение отпустить ребенка, прежде чем подставить другую руку. Увеличивайте понемногу это время. Чтобы отвлечь внимание малыша от ваших рук, нужно все время говорить и петь. Через несколько недель он сможет плавать без поддержки уже секунд десять. Ваши руки должны постоянно находиться вблизи его головки, чтобы ни при каких обстоятельствах он ни на миг не оказался под водой. Пока у ребенка не разовьются затылочные мышцы, он постоянно нуждается в вашей поддержке. Через несколько месяцев малыш сможет самостоятельно продержаться на воде несколько минут, переплывая бассейн под вашим неусыпным взглядом и что-то бесконечно лепеча. Отпуская ребенка плыть самостоятельно, ни в коем случае не делайте резких движений. Некоторым детям больше нравится, когда перед тем, как отпустить, их поддерживают за бедра — это удобнее сделать, встав со стороны его ног.
Чем старше ребенок, тем труднее приучить его ложиться в воде на спинку. Если малышу уже больше восьми месяцев, вам потребуется проявить немало терпения и дипломатических усилий, однако эти затраты всегда бывают оправданы. Существует хорошее упражнение, позволяющее приучить ребенка лежать на спинке: малыш, повернувшись к вам лицом, цепляется за вас, как обезьянка; крепко возьмите его так, чтобы пальцы одной руки зажимали ему уши, а другая рука поддерживала спинку, затем согните ноги в коленях и наклонитесь вперед, но так, чтобы вода не попадала на лицо малыша). В результате ребенок, крепко прижатый к вам, окажется лежащим спиной на воде. Успокойте его и похвалите за то, что он уже лежит на спинке, но не оставайтесь в этой позе долго. Повторите несколько раз эту позу, подобно утке, когда она погружает голову под воду (только не вздумайте опускать в воду головку малыша!). Когда вы увидите, что это ему нравится, заставьте развести руки (при этом вы должны все время разговаривать с ребенком, мягко и успокаивающе); дайте ему возможность тихонько двигаться в воде. Когда он и это будет делать с удовольствием, предложите развести и вытянуть ноги. В это время он уже действительно плавает на спине, и вы можете поддерживать его только сбоку и под головкой. Однако без его согласия ни в коем случае не делайте этого.
■ Ныряние под воду. Если ребенок может окунуться с головой, как он научился делать это в ванне, уже не надо опасаться, что вода попадет ему в нос. Когда малыш лежит на спинке, вместо того, чтобы погрузить его в воду, движением назад, возьмите его под мышки, сильно подуйте в лицо и быстро опустите вертикально в воду. Вытащив из воды, не жалейте похвал и поздравлений. Это упражнение проделывайте одним легким и плавным движением. Большинство детей имеют при этом вид всклокоченный, но не испуганный. Если малышу не понравилось, значит, вы были слишком резки в движениях. Не исключено, что неудачный опыт заставит вас вернуться к первому упражнению (см. «Вода на лице»). И запомните: никогда не надо слишком спешить.
■ Переворачивание на спинку. Ребенка обязательно нужно научить переворачиваться на спину из любого положения, подобно кошке, которая всегда приземляется на четыре лапки. Это необходимо потому, что на спине можно продержаться на воде гораздо дольше, чем на животе, и вероятность утонуть меньше. Положите малыша на животик лицом в воду и сразу переверните на спинку. Повторите это упражнение несколько раз, поворачивая в разные стороны, а затем помогите ему делать это самостоятельно.
■ Бортик и лестница. Научите ребенка хвататься руками за лестницу, следите, чтобы руки находились в правильном положении. Затем подносите его к ступенькам: пусть он сам за них ухватится. Наконец, когда малыш научится плавать, оставьте его около бортика или лестницы, он должен уцепиться за них. Конечно, научиться хвататься второй рукой за бортик, да еще из лежачего положения — задача нелегкая. Чтобы освоить это упражнение, ребенку понадобится не один месяц тренировки.
■ «Торпеда». Ребенок лежит в воде на животике лицом к вам. Возьмите его за предплечья, подуйте в лицо и, пятясь назад, слегка окуните в воду. Повторите такие «мини-торпеды» несколько раз. Когда он привыкнет к этому, встаньте рядом с малышом и, придерживая его одной рукой под грудкой, а вторую положив на спинку, подуйте в его приподнятое личико, окуните, толкнув вперед, и заставьте перевернуться на спинку, перед тем как выплыть на поверхность. Если вас двое, можно удлинять «торпеды». Для этого второй родитель стоит на расстоянии одного метра от вас, и, когда вы запускаете ребенка под воду, он должен подхватить его и перевернуть на спинку. Постепенно увеличивайте расстояние и усиливайте толчок. Так малыш будет проплывать около двух метров, в это время делая движения, чтобы перемещаться вперед. Затем он должен перевернуться на спинку и выплыть на поверхность. Надо быть очень внимательным, чтобы успеть при необходимости ему помочь, так как вначале ребенку бывает очень трудно.
Можно также направлять его к бортику бассейна, за который он научился цепляться. Увеличивайте расстояние, и через некоторое время ваш малыш будет проплывать под водой половину бассейна. Если в бассейн спускается широкая лестница, направляйте «торпеды» к ступенькам, которые служат для малыша надежной опорой.
■ Бросание в воду. Этот прием, который иногда используют, чтобы научить ребенка плавать, и который символизирует нерекомендуемые методы, тем не менее может стать веселой игрой, если ребенок к этому хорошо подготовлен. Когда малышу уже нравится нырять и он способен, вынырнув, самостоятельно перевернуться на спинку, возьмите его под мышки и окуните в воду несколько раз подряд. Будьте очень внимательны, не утомите его. Следуйте ритму вашего собственного дыхания.
Когда ребенок научится таким образом нырять три-четыре раза подряд (позднее он сможет это делать десять и двадцать раз), отпустите его, пусть он действует самостоятельно. Если вы увидите, что ему это трудно, поскорее помогите. Как только малыш почувствует себя легко и свободно, приподнимите его над водой и отпустите. Если ему это понравится, значит, вы на правильном пути. Через какое-то время можно уже смело бросать его в воду (разумеется, не с бортика, а с того места, где вы стоите в бассейне). Вы подбрасываете его вверх, держа под мышки, и он падает в воду возле вас. Если бы вы вздумали бросать его с бортика, результат был бы диаметрально противоположным и мог бы принести непоправимый вред. НИ НА МИНУТУ НЕ ОСЛАБЛЯЙТЕ ВАШЕГО ВНИМАНИЯ! Постоянно следите за выражением лица ребенка; как только заметите, что ему неприятно, прервите занятия.
■ Плавание по прямой линии. Плавает ли малыш на спинке или изображает «торпеду», у него всегда есть тенденция поворачивать. Надо внимательно направлять его, чтобы он научился перемещаться по прямой линии.
■ Прыжки с бортика. Когда ребенок научится сидеть, посадите его на бортик бассейна. Возьмите малыша под мышки и, не отпуская, предложите прыгнуть к вам в бассейн. Затем помогите ребенку лечь на спинку. Потом проделайте то же самое, держа его за руки. После этого можно во время прыжка отпустить его руки, чтобы далее малыш справлялся сам. Наконец, позовите его, чтобы он прыгнул к вам самостоятельно. НО НИКОГДА НЕ БРОСАЙТЕ РЕБЕНКА С БОРТИКА!
Если малыш уже умеет ходить, он может научиться прыгать с бортика «солдатиком». В этом случае вы должны либо находиться в бассейне, рядом с бортиком, в том месте, куда он прыгнет (если ребенку еще требуется ваше присутствие там, чтобы не бояться), либо стоять позади него. Нужно, чтобы при необходимости вы подтолкнули его ногу, которой он может зацепиться за бортик. Если это произойдет, случится несчастье. Поэтому РЕБЕНКУ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ВНУШИТЬ, ЧТО ОН НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН ПРЫГАТЬ ОДИН!
■ Стоячее положение на ваших руках. Это прекрасное упражнение для выработки равновесия, когда ребенок начинает вставать. Поверните его лицом к себе и опустите в бассейн так, чтобы его голова была над водой, тело располагалось вертикально, а руки лежали у вас на плечах. Затем подставьте свои ладони ему под ступни, скажите, чтобы он как следует выпрямил ножки, и начинайте понемногу поднимать его из воды все выше и выше, пока он не будет вынужден, чтобы удержаться в вертикальном положении, отпустить ваши плечи (вы ласково уговариваете его это сделать).
Вскоре ваши руки окажутся на уровне плеч и на них будет стоять малыш. Если он хорошо держит равновесие, можно плавно пошевелить руками, напевая какую-нибудь мелодию, чтобы заставить его «танцевать». Если ребенок любит, когда его бросают в воду, это как раз прекрасный способ. Но если он боится подобных вещей, будьте внимательны и вовремя опустите руки, чтобы он не упал с высоты в воду.
Чтобы малыш прыгал в воду, можно также поставить его к себе на плечи и держать за руки. Теперь у вас есть большие возможности для выбора упражнений, которые можно выдумывать самим.
■ Упражнение на животе. Сядьте на ступеньку или прислонитесь спиной к бортику. Посадив ребенка к себе на живот в воде, зажмите под мышками его ноги, возьмите за руки и предложите ему садиться и ложиться. Вначале тяните его за руки, затем постепенно перестаньте это делать.
Побольше хвалите малыша.
Советы. Большинство упражнений повторяют не чаще, чем два-три раза за одно занятие. Все остальное время ребенок должен плавать на спинке (когда научится получать от этого удовольствие), слушая различные истории.
Если обучение проходит в открытом бассейне, следите, чтобы на малыша постоянно падала ваша тень. Это необходимо потому, что когда он лежит на спинке (а это занимает большую часть времени), солнце и вообще яркий свет слепят ему глаза. Чтобы увеличить свою тень, наденьте широкополую шляпу.
Когда ребенок начинает плавать, оставайтесь около него, ему потребуется ваше общество. Но если двух-трехлетний малыш захочет предпринять самостоятельное путешествие через бассейн, отпустите его. Выйдите из воды и следуйте вдоль бортика, не спуская с него глаз. Таким образом при малейшей опасности в любой момент можно прыгнуть ему на помощь. Если вы останетесь в воде, особенно в большом бассейне, ваши движения будут более скованы.
Если вы умеете плавать, то, не колеблясь, переходите в большой бассейн, как только ребенок научится самостоятельно держаться на воде. Это воспитает в нем храбрость.
После выхода из бассейна сразу же покормите малыша. Плавание отбирает много сил и у младенца, и у детей постарше.
Если вы хотите добиться больших успехов, проделывайте все перечисленные выше упражнения при ежедневном купании в ванне.
Технические вспомогательные средства, например надувные кольца для рук, поплавковые пояса, доски и т. д., совершенно бесполезны. Скорее уж могут потребоваться игрушки, которыми ребенок может поиграть, если захочет, после своего урока. Впрочем, обычно младенцы этим не интересуются.
Однако было бы неплохо использовать любимую ребенком надувную игрушку, которую можно положить в том месте (на воде или на бортике), к которому он должен плыть.
N. В. Книга Клэр Тиммерманс прекрасно иллюстрирована. Она может вам помочь, даже если вы не владеете английским языком (см. литературу).
12. ВЕРХОВАЯ ЕЗДА, ИЛИ КАК НУЖНО ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ СПОРТУ
Ребенка можно обучить почти любому виду спорта, но при условии, что вы сами им хорошо владеете; это относится не только к верховой езде, но также и к конькам, лыжам, альпинизму, гимнастике и т. п.
Когда малыш начинает бегать (обычно это бывает в возрасте около трех лет), он уже готов к комплексным занятиям физической культурой. Однако нужно помнить о ряде мер предосторожности, обязательных при выполнении упражнений.
■ Падение. Ребенок легко падает, следите, чтобы он при этом не слишком расшибался.
■ Опасности, подстерегающие слишком гибких детей. Обычно дети очень гибки. Но не следует злоупотреблять этим и требовать от малыша каких-то необыкновенных результатов, ведь так можно покалечить его. Если ребенок, кому-то подражая, хочет выгнуться как можно сильнее, не мешайте ему: он сам почувствует свой предел. Но не заставляйте малыша преодолевать этот предел, он может утратить необходимый самоконтроль.
■ Создание атмосферы доверия — это, без сомнения, самое главное при занятиях большинством видов спорта. Ведь дети нередко попадают в опасные ситуации, связанные, например, с катанием на лыжах и коньках. Опасности могут подстерегать детей в горах, на воде и т. п. Часто ребята могут очутиться в затруднительном положении, когда от них требуется большая ловкость (например, при игре с мячом, независимо от того, играют они с ракеткой или без нее). Поэтому всегда следует добиваться того, чтобы у детей создавалось впечатление, что они делают что-то сверх своих сил и что при этом игра стоит свеч! Если случится так, что во время урока малыш утратит контроль над собой, начнет плакать и откажется продолжать занятия, не прекращайте их! Успокойте ребенка, переждите некоторое время, необходимое, чтобы он забыл свое огорчение. Затем предложите ему выполнить такое упражнение, которое ему обязательно удастся, и на этом успешном моменте заканчивайте урок. Если во время занятий малыш упал со снаряда или с лошади, но ничего себе не повредил, заставьте его снова залезть туда, откуда он только что упал, хотя бы на минуту. Не ждите, когда произойдет падение, а заранее расскажите ему историю о каком-нибудь ребенке, который, упав с лошади, побоялся опять на нее сесть верхом и потом уже никогда не смог на ней кататься.
■ Дайте ребенку возможность выговориться. Когда ваш малыш начинает заниматься спортом, у него могут возникнуть страх, боязнь падения, боли и т. п. При стремлении победить все эти чувства он может впасть в бурную говорливость. Не препятствуйте ему. Даже если ребенок говорит без передышки, не приказывайте ему замолчать. Более того, примите участие в разговоре, отвечайте малышу, задавайте ему вопросы. Это не помешает вашим спортивным занятиям. Именно во время таких бесед вы сможете легче приучить ребенка к тому или иному снаряду или к необычным ситуациям. При катании на лыжах, например, можно предложить ему проехать между вашими ногами, подстраховывая малыша в нужный момент. При езде на велосипеде посадите малыша на сиденье и покатайте, придерживая его рукой. Во время прогулки на лошади пусть ребенок поедет на лошади шагом, а вы, болтая с ним, будете держать повод. Если же дело происходит в горах, то, непрерывно разговаривая с малышом, вам будет легче приучить его к высоте и т. п. В том случае, когда ребенок необычно молчалив, на это следует обратить внимание, постараться не дать ему замкнуться в своих проблемах, заставить его разговориться.
■ Как часто нужно заниматься спортом. Конечно, оптимальный вариант, дающий прекрасный результаты, — это регулярные еженедельные тренировки. Нельзя недооценивать и занятий спортом во время каникул. Ребенок, находящийся в хорошей физической форме (если он, например, ежедневно плавает) на каникулах может попробовать освоить какой-нибудь другой вид спорта. Если этот опыт будет положительным, дети могут развить полученные навыки во время следующих каникул.
Ниже в качестве примера приведено описание начальных стадий обучения верховой езде. Ребенок, достаточно развитый физически и умственно, уже в три года совершенно готов для занятий этим видом спорта, (предлагаемая нами система годится и для более старших детей). Расписание учитывает, что на каникулах есть возможность заниматься всю неделю подряд, без перерывов. Описание первых восьми уроков поможет вам представить себе, как за это дело взяться.
Первый урок
■ Что нужно для занятий? Прежде всего необходимы маленькая лошадка или спокойный пони. Характер животного имеет гораздо большее значение, чем его рост. Седло должно быть как можно более легким и тонким, чтобы ребенок почувствовал лошадь. Стремена должны находиться на требуемой высоте. К головке передней луки седла следует прикрепить гибкую ручку, чтобы малыш мог удерживаться в седле, не поранив при этом рта лошади.
■ Родитель или тренер держит лошадь за повод недоузка. Он же следит за лошадью и подбадривает ребенка.
■ Упражнения на создание атмосферы доверия. Лошадь стоит на месте, а ребенок должен сделать следующее:
потрогать уши лошади сначала левой рукой, потом — правой, затем погладить хвост;
привстать на стременах, держась за гриву. Оставив гриву, вытянуть руки перед собой;
встать в седле на колени, держась за руку взрослого, после этого сделать то же самое, но уже стоя во весь рост;
сидя в седле, лечь на спину, затем приподняться. Повторить так несколько раз;
коснуться правой ноги левой рукой, и наоборот;
привстать на стременах. После того, как стремена уберут (ноги малыша прижимают к седлу), снова привстать, сжимая коленями бока лошади и держась за ее гриву. Нужно добиться, чтобы ребенок в конце концов научился привставать без стремян, держась только за гриву;
перекинуть одну ногу через шею лошади и сесть в положение амазонки, перекинуть другую ногу через круп и сесть задом наперед. Это упражнение нужно продолжать до тех пор, пока ребенок снова не займет первоначальную позицию.
■ Лошадь в движении. Нужно, чтобы ребенок провел достаточно много времени на лошади, идущей шагом, и научился чувствовать ее движение. Только таким образом ему удастся выработать хорошую посадку. Поэтому надо чередовать упражнения, связанные с созданием атмосферы доверия, и движения по манежу шагом. Во время всего урока взрослый должен постоянно беседовать с ребенком. Если же малыш молчит, следует обязательно постараться разговорить его, задавать ему вопросы о его семье, о том, что он любит, и т. п. Это совершенно необходимо, чтобы он расслабился и стал чувствовать лошадь. В разговор можно также вводить небольшие теоретические сведения о верховой езде и лошадях, названия отдельных частей тела лошади и ее сбруи.
«Посмотри-ка, то, на чем ты сидишь, — это седло, а те штучки, куда ты вставил ноги, называются стременами. А кстати, как зовут твоего папу? Не забывай прижимать колени к бокам лошади, держи пятки ниже и выпрями спину, иначе ты будешь похож на мешок картошки! А разве ты мешок с картошкой? Конечно же, нет! Так какого цвета твоя лошадка? Верно, коричневого. А на чем ты сидишь? На седле! Молодчина, у тебя хорошая память. А скажи-ка, что ты ел сегодня на завтрак?» — и все в таком духе.
В какой-то момент занятий перекиньте стремена на переднюю луку седла, чтобы ребенок сделал несколько кругов по манежу шагом без них. В результате он начнет держаться в седле все лучше и лучше и станет понимать, что такое хорошая посадка. Если малыш сделает ошибку, взрослый, идущий рядом, мягко поправляет его.
■ Управление лошадью. Нужно научить ребенка некоторым приемам, позволяющим заставить лошадь повиноваться. Даже если эта лошадь слушается взрослого, надо, чтобы малыш приноравливал ее к себе.
Покажите ребенку, как нужно держать поводья. Когда он это усвоит, заставьте его несколько раз их натянуть и отпустить.
Объясните малышу, что когда он натягивает левый повод, лошадь поворачивает налево, а когда правый — направо.
Научите ребенка ударять лошадь каблуком, чтобы тронуть ее с места.
Второй урок
Этот урок будет повторением первого, с той лишь разницей, что ребенок учится делать те же упражнения по созданию атмосферы доверия, но теперь уже на лошади, идущей шагом. Он знакомится с новыми для него терминами и с первыми фигурами выездки (вольт, поворот направо, налево и т. п.). Если лошадь достаточно сильна, чтобы нести взрослого, то лучше, чтобы кто-нибудь из родителей сел сзади ребенка. Малыш держит поводья, а взрослый берет его руки в свои. Это наилучший способ научить детей управлять лошадью. Кроме того, он очень хорош, чтобы ребенок приучался скакать рысью, не испугавшись при этом.
Третий урок
Повторение пройденного.
■ Новые упражнения для ребенка на идущей шагом лошади: поднимать колени поочередно и как можно выше;
делать гимнастику для рук: вытянуть руки вперед, назад, вверх, в стороны; поболтать кистями рук;
держаться прямо: прогнуть спину, выпрямиться, снова прогнуться и снова выпрямиться;
повторить эти три упражнения в произвольном порядке;
научиться вдевать ноги в стремена без помощи рук;
сидя на идущей шагом лошади, вынуть ноги из стремян, забросить их на переднюю луку седла и продолжить движение, прижав колени к бокам лошади;
проехать несколько метров рысью (при этом следует все время подбадривать ребенка и восхищаться его успехами);
сделать следующее упражнение вместе со взрослым: взрослый садится верхом на лошадь вместе с ребенком и показывает ему, как пристегивать к оголовью второй повод. Ребенок повторяет движения самостоятельно, работая поводьями: вольты, перемена направлений, езда по диагонали и т. п. Несколько различных темпов галопа приведут ребенка, прочно сидящего на лошади в руках взрослого, в восторг;
самому управлять лошадью, когда она идет шагом;
спускаться с лошади без стремян, перекидывая правую ногу через круп.
Четвертый урок
Повторение пройденного. Не забывайте разговаривать с ребенком, учить его новым терминам верховой езды, повторять с ним те выражения, которые он уже должен был усвоить.
■ Новые упражнения на идущей шагом лошади:
держась за гриву, лечь на шею лошади, упираясь в стремена, поднять таз;
лечь на спину лошади, держа ноги в стременах, и подняться без посторонней помощи;
делать круговые движения сначала правой ногой (в одну сторону, потом в другую), затем левой;
встать на спину лошади (она стоит на месте) и поворачиваться вокруг своей оси сначала в одну сторону, затем в другую (если нужно, то взрослый помогает).
Пятый урок
■ Новые упражнения на идущей шагом лошади:
самостоятельно разобрать поводья и надеть стремена;
сделать полкруга по манежу, привстав в стременах и держась за гриву;
лечь на шею лошади, а потом откинуться на круп. Повторить это упражнение несколько раз подряд;
привстать в седле и опускаться на него без помощи стремени, сильно сжимая коленями бока лошади и держась за гриву (подготовка к переходу на облегченную рысь).
Во время занятий нужно спрашивать у ребенка, как он сам считает, правильно ли он сидит. Если его посадка неверна (например, каблуки слишком опущены, пятки подняты и т. п.), надо объяснить ему ошибки и исправить их.
Шестой урок
■ Новые упражнения:
объясните ребенку разные аллюры лошади и их переходы (короткий или длинный шаг, мелкая или крупная рысь, короткий или полевой галоп). Сев на лошадь сзади малыша, познакомьте его с пятью первыми аллюрами. Попросите его сообщать вам, когда именно вы меняете аллюры;
добейтесь, чтобы ребенок твердо знал, где право, а где лево, где у лошади передние ноги, а где задние. Проверьте это на примерах, спросив, где какая нога (колено, ухо) у него и у лошади. При этом малыш должен поднимать по очереди, как можно выше, например, колени, называя их;
проконтролируйте, помнит ли ребенок выученные ранее термины, и добавьте к ним новые. Просите его перечислить отличительные черты правильной посадки (пятки опущены, колени и икры ног прижаты к бокам лошади, носки направлены кверху, локти прижаты к корпусу, кулаки сжаты и повернуты так, чтобы большие пальцы находились вверху).
Седьмой урок
Повторение пройденного.
■ Новые упражнения на идущей шагом лошади:
поднять оба колена одновременно несколько раз подряд;
сесть задом наперед, лицом к крупу лошади, и пустить ее шагом;
самостоятельно управлять лошадью (взрослый при этом идет впереди, показывая дорогу. Если лошадей несколько, то ребенок должен следовать за головной).
Если в группе несколько детей, то, повторяя теорию, придумывайте коллективные игры: один показывает и спрашивает, второй отвечает и т. п.
Восьмой урок
■ Новые упражнения:
самостоятельно научиться трогать лошадь с места и останавливаться (повторить несколько раз);
выучить новые фигуры манежной езды и их названия, разобраться в разнице между вольтом и полувольтом;
при остановке привстать в седле и подать руку взрослому, который переводит лошадь на шаг.
Из приведенного ниже содержания первых восьми уроков видно, как усложняются от урока к уроку задачи, которые ставятся перед ребенком.
Свободное самочувствие в седле и расслабление Положение ног |
1 и 2 уроки |
Положение колен Умение правильно брать поводья |
3 урок |
Работа с поводьями: повернуть налево, направо, остановить лошадь Фигуры манежной езды |
4 и 5 уроки |
Ощущение корпуса: выше талии — расслаблен; ниже талии — напряжен |
6—8 уроки |
N. В. Эти рекомендации годятся для занятий с ребенком любым видом спорта. Самое важное — чтобы малышу было комфортно в любой новой ситуации. Разговаривайте с ним и заставляйте его говорить с вами о том, что ему хочется. Вводите в свою речь специальные термины, повторяйте их постоянно. Придумывайте маленькие хитрости, которые должны помочь ребенку. И предлагайте малышу все новые и новые упражнения, которые, несомненно, приведут его к поставленной цели.
1 Первые систематические занятия с «плавающими грудничками» восходят к 1939—1944 гг.