Лупан С.

Поверь в своё дитя(фрагмент)



11. ПЛА­ВА­НИЕ

Раннее обу­че­ние детей пла­ва­нию в течение послед­них лет стало весьма попу­ляр­ным1. Однако для многих здесь до сих пор не все ясно. Я уже рас­ска­зы­вала о мето­дике раннего обу­че­ния пла­ва­нию, раз­ра­бо­тан­ной Клэр Тим­мер­манс. Теперь несколько слов о моем опыте.

Умение плавать в раннем воз­ра­сте имеет массу пре­и­му­ще­ств. Если все дела­ется правильно, малыш при­об­ретает бес­цен­ный опыт: свободу дви­же­ния, при­ят­ные ощу­ще­ния и радость от соб­ствен­ной отваги в сочета­нии с безо­пас­но­стью, обес­пе­чи­ва­е­мой руками мамы или папы. Кроме того, пла­ва­ние раз­ви­вает чувство рав­но­ве­сия, учит владеть своим телом, а также уве­ли­чи­вает объем легких, улучшая питание мозга кисло­ро­дом. И наконец, эти физи­че­ские упраж­не­ния в регу­ляр­ных неболь­ших дозах укреп­ляют здо­ро­вье ребенка, делают его более выно­сли­вым. Я вспо­ми­наю, как в 10 месяцев моя дочка очень сильно про­сту­ди­лась. Когда тем­пе­ра­тура упала, осто­рож­ный доктор реко­мен­до­вал выдер­жать ее дома еще две недели. Все сим­п­томы болезни, кроме насморка, который никак не пре­кра­щался, быстро исчезли. Так как ни тем­пе­ра­туры, ни кашля больше не было, а девочка вела себя очень активно, я решила не лишать ее больше люби­мого бас­сейна. После несколь­ких ныряний она начала чихать, и у нее из носа вышло такое коли­че­ство зеленой слизи, которое невоз­можно было пред­поло­жить в таком малень­ком суще­стве! Вода бас­сейна момен­тально сделала то, чего не смогли аптеч­ные капли за несколько недель. Кстати, на опыте моих детей я убе­ди­лась, что пла­ва­ние явля­ется пре­крас­ной про­фи­лак­ти­кой насморка и других про­студ­ных забо­ле­ва­ний.

Однако при раннем обу­че­нии пла­ва­нию следует учи­ты­вать две серьезные опас­но­сти. Первая — инток­си­ка­ция водой. Это слу­ча­ется, когда человек загла­ты­вает ее так много, что в крови зна­чи­тельно умень­ша­ется коли­че­ство натрия. Такому риску под­вер­жены именно грудные дети из-за их малого веса и потому, что они глотают все, что попа­дает к ним в рот. Кстати, подоб­ная инток­си­ка­ция встре­ча­ется у малышей, которым роди­тели дают пить слишком много воды и сильно раз­ба­в­лен­ного мате­рин­ского молока. Сим­п­томы поя­в­ля­ются не сразу: воз­бу­жде­ние, рвота, судо­роги, кон­вуль­сии и даже кома. Подоб­ные случаи весьма редки, однако нужно вни­ма­тельно следить, чтобы груд­ни­чок не слишком глубоко погру­жался в воду. Вторая опас­ность (мораль­ного плана) связана с тем, что неко­то­рые роди­тели отдают своего малыша для обу­че­ния другим лицам. Если вы чув­ству­ете, что не можете сами тре­ни­ро­вать своего кро­шеч­ного ребенка в воде, лучше отка­жи­тесь на неко­то­рое время от этой затеи. Никогда не посту­пайте, как те матери, которые на моих глазах молча наблю­дали за изви­ва­ни­ями и криками своего ребенка на руках у пре­по­да­ва­теля, репу­та­ция кото­рого как бле­стя­щего педа­гога, уме­ю­щего научить плавать любого мла­денца, была поста­в­лена на карту. Эти матери, спо­соб­ные выца­ра­пать глаза любому, кто посмел бы ударить их ребенка, не только спо­койно поз­во­ляли ему вопить, но более того, несколько раз в неделю под­вер­гали его испы­та­нию, которое больше похо­дило на пытку, чем на удо­воль­ствие. Инстинкт этих матерей, пре­ис­пол­нен­ных тем не менее самыми благими наме­ре­ни­ями, ока­зы­ва­ется попро­сту парали­зо­ван­ным так назы­ва­е­мой про­фес­си­о­наль­ной аурой. Орга­ни­за­ция, спе­ци­ально зани­ма­ю­ща­яся про­бле­мой пла­ва­ния грудных детей, насто­я­тельно требует, чтобы ребенок до трех­лет­него воз­ра­ста никогда не входил в бассейн без одного из своих роди­те­лей. Умение плавать в таком воз­ра­сте — не столь уж жиз­нен­ная необ­хо­ди­мость для вашего ребенка. Однако при правиль­ном подходе эти занятия могут при­не­сти ему большую радость.

Вода всегда при­вле­кала людей и тем более мла­ден­цев, которые совсем недавно поки­нули вну­три­утроб­ную жид­кость. Вспо­мните мно­го­чи­с­лен­ные фото­гра­фии ново­ро­жден­ных, со счаст­ли­вой улыбкой лежащих в воде. Это и есть источ­ник вдох­но­ве­ния для роди­те­лей. Точно так же, как в случае с чтением, ребенка, еще не достиг­шего трех лет, надо при­у­чать к пись­мен­ному языку, а вовсе не обучать чтению. То же самое и с пла­ва­нием: здесь речь идет о том, чтобы помочь малышу полу­чить радость от сопри­кос­но­ве­ния с водой, а не об обу­че­нии пла­ва­нию. Эта мето­дика вовсе не пред­на­зна­чена для вос­пита­ния олим­пийских чем­пи­о­нов, и ваш ребенок совсем не обя­за­тельно будет лучше плавать, чем тот, кто обу­чится этому в при­выч­ном воз­ра­сте. Но он при­об­ретет ком­плекс­ный поло­жи­тель­ный опыт, который осво­бо­дит его от свойствен­ной многим детям боязни воды и поможет раз­ви­тию откры­той и пред­при­им­чи­вой лич­но­сти.

Есть одно очень важное условие, которое следует выпол­нять неу­кос­ни­тельно: НИКАКИХ СОРЕВ­НО­ВА­НИЙ! Даже между вашими детьми. Если малышу нравится нахо­диться в бас­сейне не более 5—10 минут, этого вполне доста­точно. Как и другим людям, мне всегда хочется видеть опре­де­лен­ные резуль­таты своей дея­тель­но­сти. Конечно, обидно: столько хлопот (поездка, раз­де­ва­ние и оде­ва­ние, бассейн, кор­м­ле­ние, обрат­ная дорога) ради 5—10 минут эффек­тив­ных занятий. Но однако же, как и все мне подоб­ные, я не права! Тот, кто не хочет вначале оста­ваться в бас­сейне даже несколько минут, впо­след­ствии полюбит воду так же, как тот, кого невоз­можно выта­щить из бас­сейна в течение полу­часа. И, между нами говоря, коль скоро в сутках всего два­дцать четыре часа, ведь вы только выи­гры­ва­ете от того, что тратите на бассейн всего 10 минут.

■ Детская ван­ночка — совер­шенно бес­по­лезный предмет, так как ее размеры лишь ско­вы­вают дви­же­ния ребенка. Лучше с самого рожде­ния купать малыша в обычной ванне, которая в этом воз­ра­сте заменит ему бассейн. И именно тогда, когда большая ванна ста­но­вится слишком малень­кой для ребенка, который теперь каса­ется руками ее бортов (обычно в четыре месяца), надо пере­хо­дить в бассейн. Неко­то­рые делают это раньше, но до такого воз­ра­ста вполне можно зани­маться дома.

■ Выбор пре­по­да­ва­теля. Неко­то­рые роди­тели совер­шенно обо­с­но­ванно хотят, чтобы в экс­пе­ри­менте, где они чув­ствуют себя нович­ками, ими руко­во­дил про­фес­си­о­нал. Курсы «пла­ва­ю­щих мла­ден­цев» растут как грибы. Оче­видно, такие суще­ствуют и в вашем районе. Выби­райте того пре­по­да­ва­теля, который будет обучать ВАС тому, как научить плавать вашего ребенка. Если он захочет сам зани­маться с вашим ребен­ком, не раз­ре­шайте пре­вра­щать себя в про­стого зрителя. ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В БАС­СЕЙНЕ вместе с малышом, чтобы он чув­ство­вал себя спо­койно и чтобы вы поско­рее нау­чи­лись у пре­по­да­ва­теля, что надо делать. Ну, а если вы умеете плавать, но в вашем районе нет хоро­шего пре­по­да­ва­теля, то вполне можно обойтись без него. Следуя советам этой книги и под­чи­ня­ясь соб­ствен­ной инту­и­ции, вы пре­красно раз­бе­ретесь, что к чему.

■ Выбор бас­сейна. В Европе бас­сейны для детей редко бывают очень теплыми, поэтому жела­тельно начи­нать тре­ни­ровку дома, где можно кон­тро­ли­ро­вать тем­пе­ра­туру ванны и посте­пенно при­у­чать малыша к более холод­ной воде. Выбирая бассейн, обя­за­тельно про­верьте его тем­пе­ра­туру водяным тер­мо­мет­ром и посмо­трите дома, пере­но­сит ли ее ребенок. В бас­сейне сначала оку­ни­тесь с откры­тыми глазами. Если в воде слишком много хлорки, она обожжет вам глаза, это ожидает и вашего ребенка. Наконец, обра­тите вни­ма­ние на то, чтобы во время ваших посе­ще­ний там было поменьше народа. Резо­нанс от шума в пере­пол­нен­ном бас­сейне тоже очень пугает малень­ких. Кстати, в неко­то­рых случаях реко­мен­ду­ется сначала несколько раз прийти с малышом в бассейн, не входя в воду, чтобы при­у­чить его к окру­жа­ю­щей обста­новке.

Если вы не умеете плавать, не бери­тесь само­сто­я­тельно обучать малыша (хотя для таких занятий доста­точно всего лишь не бояться воды и нахо­диться в бас­сейне). Но если один вид воды наго­няет на вас страх, пре­до­ставьте это дело супругу или подо­ждите, когда ребенок достиг­нет воз­ра­ста, в котором сможет обойтись без вашей помощи. НИЧТО ТАК НЕ ПЕРЕ­ДА­ЕТСЯ РЕБЕНКУ, КАК СТРАХ!

■ Первые уроки в домаш­них усло­виях. Пре­и­му­ще­ство домаш­него обу­че­ния заклю­ча­ется в том, что еже­д­нев­ное купание ста­но­вится «уроком пла­ва­ния» и пре­крас­ным спо­со­бом общения. При этом вы можете нахо­диться либо вне ванны (тогда у малыша будет больше места), либо в ванне вместе с ним (что удобнее для вас и спо­койнее для него).

■ Пла­ва­ние на спинке. Это самое главное упраж­не­ние. Опу­стите малыша в ванну и под­дер­жи­вайте его головку так, чтобы уши нахо­ди­лись под водой, несколько раз под­тол­к­ните его назад и вперед, не пере­ста­вая при этом гово­рить лас­ко­вые слова.

Если малыш не может рас­сла­биться, спу­стите воду, оставив ее ровно столько, чтобы она при­кры­вала уши лежа­щего на дне ванны ребенка. Дайте ему соску или любимую игрушку, под­весьте погре­мушку над ванной, не пере­ста­вая при этом с ним раз­го­ва­ри­вать и погла­жи­вать его, пока напря­же­ние не спадет. Потом долейте воды, залезьте в ванну, поло­жите его головку себе на живот так, чтобы тело малыша сво­бодно плавало в воде. Поверьте, скоро ему будет доста­точно только вашей руки под головой. (Эти упраж­не­ния необ­хо­димы лишь для детей постарше, которые ранее купались в ванне прак­ти­че­ски сидя, поэтому очень пуга­ются, ока­зав­шись лежа­щими в ванне, да еще когда уши нахо­дятся под водой).

С ново­ро­жден­ным, конечно, лучше залезть в ванну самому. Если время купания сов­па­дает с едой, можно его кормить прямо в ванне, так как теплая вода вокруг живота улуч­шает пище­ва­ре­ние, и соска или грудь доста­вят .малышу допол­ни­тель­ное удо­воль­ствие.

■ Вода на лице. Сде­лайте в ванне неболь­шие волны, потом плес­ните воду на лицо малышу сверху вниз (будьте вни­ма­тельны: волны не должны идти от ног к голове, чтобы вода не попала в нос — это может испу­гать). Если ребенок плохо реа­ги­рует на волну, пока­пайте ему на лицо с руки. Если вы сде­ла­ете это доста­точно осто­рожно, малышу должно понравиться. Уве­ли­чи­вайте поне­многу коли­че­ство капель и, когда он начнет спо­койно реа­ги­ро­вать на неболь­шой душ, пов­то­рите волну сверху вниз.

■ Ныряние под воду. Когда малыш лежит на спинке, подуйте ему в лицо непо­сред­ственно перед тем, как быстро окунуть его и про­ве­сти под водой голов­кой вперед. Ветерок от вашего дыхания заставит ребенка инстин­к­тивно закрыть глаза и рот и на мгно­ве­ние задер­жать дыхание. ДУЙТЕ В ЛИЦО МЛА­ДЕНЦА ВСЕГДА ПЕРЕД ТЕМ, КАК ЕГО ОКУНУТЬ, это должно стать для него сиг­на­лом о погру­же­нии в воду. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК ВЫНЫ­РИ­ВАЕТ! Чем младше ребенок, тем быстрее он усва­и­вает этот прием.

■ «Торпеда». Ребенок уже приучен опус­каться под воду и умеет держать головку, лежа на животе. Теперь можно начать с ним упраж­не­ние «торпеда», то есть дви­же­ние под водой вперед. Под­дер­жи­вая его одной рукой снизу под грудкой, а другую положив ему на спинку, опу­стите малыша животи­ком на поверх­ность воды, сильно подуйте в лицо и окуните в воду, напра­в­ляя вперед в корот­кое под­вод­ное путе­ше­ствие. Если ванна доста­точно большая, закан­чи­вайте выны­ри­ва­ние на поверх­ность пере­во­ра­чи­ва­нием на спинку. (Будьте вни­ма­тельны: нельзя опус­кать ребенка очень глубоко, он должен все время оста­ваться под поверх­но­стью воды).

■ Вып­ле­вы­ва­ние воды — это пре­крас­ный способ научить ребенка не загла­ты­вать воду. Набе­рите в рот воды и выпу­стите ее в ванну в виде вели­ко­леп­ного фонтана. Малыш будет в восторге. Можно сделать так, чтобы брызги от такого фонтана попали на его лицо (это поможет при­у­чить ребенка к воде). Почаще пов­то­ряйте ему (даже если он «слишком мал, чтобы понять»), что нужно всегда вып­ле­вы­вать воду, которая попа­дает в рот во время пла­ва­ния в ванне или бас­сейне. Кроме того, это упраж­не­ние под­го­то­вит малыша к сле­ду­ю­щему этапу: пус­ка­нию пузырей.

■ Пузыри. Научите малыша дуть в воду, это поможет ему не загла­ты­вать ее. Ложи­тесь в ванну так, чтобы ваш рот нахо­дился под водой. Возь­мите ребенка, повер­ните его лицом к себе и начи­найте дуть в воду, чтобы обра­зо­вались пузыри. Ему это пока­жется смешным. Пред­ло­жите, чтобы он сделал то же самое. Если малыш не пони­мает, пока­жите ему над водой, как надо дуть. Неко­то­рым детям освоить это упраж­не­ние довольно трудно, но пусть вас это не смущает. Ста­райтесь почаще играть в выду­ва­ние пузырей, даже вне ванны.

■ Бассейн. Возраст, когда ваш ребенок попа­дает в бассейн, зависит от несколь­ких обсто­я­тель­ств. Во-первых, от того момента, когда вы решили заняться пла­ва­нием, и, во-вторых, от того, сколько времени вы провели в ванне. Я вам очень советую, что каков бы ни был возраст ребенка, надо при­у­чить его к воде на лице и даже к нырянию, прежде чем он станет ходить в бассейн. Большое водное про­стран­ство слишком впе­чат­ляет малыша, и надо, чтобы он заранее привык к воде. Если вы почув­ству­ете, что он все-таки боится, раз­ре­шите ребенку уце­питься за вас, опу­стите его в воду по плечи, гово­рите с ним о том, что его окру­жает, играйте с водой, пойте. Воз­можно, это займет несколько уроков. Дайте малышу ада­п­ти­ро­ваться. Наблю­дая, он узнает гораздо больше, чем вы думаете, поэтому жела­тельно, чтобы он видел, как учатся плавать другие дети. ГЛАВНОЕ, ПОСТА­РАЙТЕСЬ НЕ ВЫЗВАТЬ ЕГО СЛЕЗ! Не верьте, если вам будут гово­рить, что это обычное явление, когда ребенок плачет. Исхо­дите из его ритма, дайте ему воз­мож­ность полю­бить воду, не тре­буйте от малыша никаких подви­гов и вы выи­гра­ете по всем пунктам!

В бас­сейне пов­то­ряют те же упраж­не­ния, что и в ванне. Разница состоит в том, что здесь большое про­стран­ство, и ребенок может обрести незави­си­мость в воде.

■ Пузыри и вып­ле­вы­ва­ние воды. Первая игра, которая поз­во­лит малышу почув­ство­вать себя сво­бодно — это выду­ва­ние пузырей и вып­ле­вы­ва­ние воды. Осо­бенно легко он освоит такие упраж­не­ния, если нау­чился раньше это делать в ванне. Лучше всего для выду­ва­ния пузырей в бас­сейне держать ребенка так, чтобы голова его была поднята над водой и повер­нута лицом к вам.

Когда вы нахо­ди­тесь в воде вместе с ребен­ком, следите за тем, чтобы ЕГО ГОЛОВКА НИКОГДА НЕ НАХО­ДИ­ЛАСЬ НИЖЕ ВАШЕЙ ГОЛОВЫ.

■ Пла­ва­ние на спинке. Встаньте рядом с ребен­ком, под­дер­жи­вая его одной рукой под голов­кой, а другой — под нижней частью спины. Накло­ни­тесь к нему и, под­бадри­вая, пока­тайте в воде. Потом уберите руку из-под спины. Когда он при­выкнет, что его под­дер­жи­вают только под головой, встаньте сзади него (со стороны головы), смо­трите ему в глаза и гово­рите лас­ко­вые слова. Одной рукой под­дер­жи­вайте малыша, а другой в это время раз­во­дите по очереди его руки, а потом ноги. Если он напря­га­ется, дайте ему соску или пласт­мас­со­вую буты­лочку с соской. В случае, когда ребенок все же не пони­мает, что надо раз­ве­сти руки, наденьте на них неболь­шие надув­ные круги (не для того, чтобы держать его на воде, а чтобы поме­шать сводить руки). Как только он поймет, что от него тре­бу­ется, уберите круги. Головку под­дер­жи­вайте так, чтобы она всегда нахо­ди­лась над водой.

Чтобы посте­пенно при­у­чить малыша обхо­диться без вашей помощи, идите, пятясь назад и при этом меняя руки, под­дер­жи­ва­ю­щие его. Скоро вы почув­ству­ете, что можете на мгно­ве­ние отпу­стить ребенка, прежде чем под­ставить другую руку. Уве­ли­чи­вайте поне­многу это время. Чтобы отвлечь вни­ма­ние малыша от ваших рук, нужно все время гово­рить и петь. Через несколько недель он сможет плавать без под­дер­жки уже секунд десять. Ваши руки должны посто­янно нахо­диться вблизи его головки, чтобы ни при каких обсто­я­тель­ствах он ни на миг не ока­зался под водой. Пока у ребенка не разо­вьются заты­лоч­ные мышцы, он посто­янно нужда­ется в вашей под­дер­жке. Через несколько месяцев малыш сможет само­сто­я­тельно про­дер­жаться на воде несколько минут, пере­плы­вая бассейн под вашим неу­сып­ным взгля­дом и что-то бес­ко­нечно лепеча. Отпус­кая ребенка плыть само­сто­я­тельно, ни в коем случае не делайте резких дви­же­ний. Неко­то­рым детям больше нравится, когда перед тем, как отпу­стить, их под­дер­жи­вают за бедра — это удобнее сделать, встав со стороны его ног.

Чем старше ребенок, тем труднее при­у­чить его ложиться в воде на спинку. Если малышу уже больше восьми месяцев, вам потре­бу­ется про­я­вить немало тер­пе­ния и дипло­ма­ти­че­ских усилий, однако эти затраты всегда бывают оправ­даны. Суще­ствует хорошее упраж­не­ние, поз­во­ля­ю­щее при­у­чить ребенка лежать на спинке: малыш, повер­нув­шись к вам лицом, цеп­ля­ется за вас, как обе­зьянка; крепко возь­мите его так, чтобы пальцы одной руки зажи­мали ему уши, а другая рука под­дер­жи­вала спинку, затем согните ноги в коленях и накло­ни­тесь вперед, но так, чтобы вода не попа­дала на лицо малыша). В резуль­тате ребенок, крепко при­жа­тый к вам, ока­жется лежащим спиной на воде. Успо­койте его и похвалите за то, что он уже лежит на спинке, но не оста­вайтесь в этой позе долго. Пов­то­рите несколько раз эту позу, подобно утке, когда она погру­жает голову под воду (только не взду­майте опус­кать в воду головку малыша!). Когда вы увидите, что это ему нравится, заставьте раз­ве­сти руки (при этом вы должны все время раз­го­ва­ри­вать с ребен­ком, мягко и успо­ка­и­ва­юще); дайте ему воз­мож­ность тихонько дви­гаться в воде. Когда он и это будет делать с удо­воль­ствием, пред­ло­жите раз­ве­сти и вытя­нуть ноги. В это время он уже действи­тельно плавает на спине, и вы можете под­дер­жи­вать его только сбоку и под голов­кой. Однако без его согла­сия ни в коем случае не делайте этого.

■ Ныряние под воду. Если ребенок может оку­нуться с головой, как он нау­чился делать это в ванне, уже не надо опа­саться, что вода попадет ему в нос. Когда малыш лежит на спинке, вместо того, чтобы погру­зить его в воду, дви­же­нием назад, возь­мите его под мышки, сильно подуйте в лицо и быстро опу­стите вер­ти­кально в воду. Вытащив из воды, не жалейте похвал и поздра­в­ле­ний. Это упраж­не­ние про­де­лы­вайте одним легким и плавным дви­же­нием. Боль­шин­ство детей имеют при этом вид вскло­ко­чен­ный, но не испу­ган­ный. Если малышу не понрави­лось, значит, вы были слишком резки в дви­же­ниях. Не исклю­чено, что неу­дач­ный опыт заставит вас вер­нуться к первому упраж­не­нию (см. «Вода на лице»). И запо­мните: никогда не надо слишком спешить.

■ Пере­во­ра­чи­ва­ние на спинку. Ребенка обя­за­тельно нужно научить пере­во­ра­чи­ваться на спину из любого поло­же­ния, подобно кошке, которая всегда при­зем­ля­ется на четыре лапки. Это необ­хо­димо потому, что на спине можно про­дер­жаться на воде гораздо дольше, чем на животе, и веро­ят­ность утонуть меньше. Поло­жите малыша на животик лицом в воду и сразу пере­вер­ните на спинку. Пов­то­рите это упраж­не­ние несколько раз, пово­ра­чи­вая в разные стороны, а затем помо­гите ему делать это само­сто­я­тельно.

■ Бортик и лест­ница. Научите ребенка хва­таться руками за лест­ницу, следите, чтобы руки нахо­ди­лись в правиль­ном поло­же­нии. Затем под­но­сите его к сту­пень­кам: пусть он сам за них ухва­тится. Наконец, когда малыш нау­чится плавать, оставьте его около бортика или лест­ницы, он должен уце­питься за них. Конечно, нау­читься хва­таться второй рукой за бортик, да еще из лежа­чего поло­же­ния — задача нелег­кая. Чтобы освоить это упраж­не­ние, ребенку пона­до­бится не один месяц тре­ни­ровки.

■ «Торпеда». Ребенок лежит в воде на животике лицом к вам. Возь­мите его за пред­пле­чья, подуйте в лицо и, пятясь назад, слегка окуните в воду. Пов­то­рите такие «мини-торпеды» несколько раз. Когда он при­выкнет к этому, встаньте рядом с малышом и, при­дер­жи­вая его одной рукой под грудкой, а вторую положив на спинку, подуйте в его при­под­ня­тое личико, окуните, толкнув вперед, и заставьте пере­вер­нуться на спинку, перед тем как выплыть на поверх­ность. Если вас двое, можно удли­нять «торпеды». Для этого второй роди­тель стоит на рас­сто­я­нии одного метра от вас, и, когда вы запус­ка­ете ребенка под воду, он должен под­хва­тить его и пере­вер­нуть на спинку. Посте­пенно уве­ли­чи­вайте рас­сто­я­ние и уси­ли­вайте толчок. Так малыш будет про­плы­вать около двух метров, в это время делая дви­же­ния, чтобы пере­ме­щаться вперед. Затем он должен пере­вер­нуться на спинку и выплыть на поверх­ность. Надо быть очень вни­ма­тель­ным, чтобы успеть при необ­хо­ди­мо­сти ему помочь, так как вначале ребенку бывает очень трудно.

Можно также напра­в­лять его к бортику бас­сейна, за который он нау­чился цеп­ляться. Уве­ли­чи­вайте рас­сто­я­ние, и через неко­то­рое время ваш малыш будет про­плы­вать под водой поло­вину бас­сейна. Если в бассейн спус­ка­ется широкая лест­ница, напра­в­ляйте «торпеды» к сту­пень­кам, которые служат для малыша надеж­ной опорой.

■ Бро­са­ние в воду. Этот прием, который иногда исполь­зуют, чтобы научить ребенка плавать, и который сим­во­ли­зи­рует нере­ко­мен­ду­е­мые методы, тем не менее может стать веселой игрой, если ребенок к этому хорошо под­го­то­в­лен. Когда малышу уже нравится нырять и он спо­со­бен, выныр­нув, само­сто­я­тельно пере­вер­нуться на спинку, возь­мите его под мышки и окуните в воду несколько раз подряд. Будьте очень вни­ма­тельны, не утомите его. Сле­дуйте ритму вашего соб­ствен­ного дыхания.

Когда ребенок нау­чится таким образом нырять три-четыре раза подряд (позднее он сможет это делать десять и два­дцать раз), отпу­стите его, пусть он действует само­сто­я­тельно. Если вы увидите, что ему это трудно, поско­рее помо­гите. Как только малыш почув­ствует себя легко и сво­бодно, при­под­нимите его над водой и отпу­стите. Если ему это понравится, значит, вы на правиль­ном пути. Через какое-то время можно уже смело бросать его в воду (разу­ме­ется, не с бортика, а с того места, где вы стоите в бас­сейне). Вы под­бра­сы­ва­ете его вверх, держа под мышки, и он падает в воду возле вас. Если бы вы взду­мали бросать его с бортика, резуль­тат был бы диа­мет­рально проти­во­полож­ным и мог бы при­не­сти непо­прави­мый вред. НИ НА МИНУТУ НЕ ОСЛА­Б­ЛЯЙТЕ ВАШЕГО ВНИ­МА­НИЯ! Посто­янно следите за выра­же­нием лица ребенка; как только заметите, что ему непри­ятно, пре­р­вите занятия.

■ Пла­ва­ние по прямой линии. Плавает ли малыш на спинке или изо­б­ра­жает «торпеду», у него всегда есть тен­ден­ция пово­ра­чи­вать. Надо вни­ма­тельно напра­в­лять его, чтобы он нау­чился пере­ме­щаться по прямой линии.

■ Прыжки с бортика. Когда ребенок нау­чится сидеть, поса­дите его на бортик бас­сейна. Возь­мите малыша под мышки и, не отпус­кая, пред­ло­жите пры­г­нуть к вам в бассейн. Затем помо­гите ребенку лечь на спинку. Потом про­де­лайте то же самое, держа его за руки. После этого можно во время прыжка отпу­стить его руки, чтобы далее малыш спра­в­лялся сам. Наконец, позо­вите его, чтобы он прыгнул к вам само­сто­я­тельно. НО НИКОГДА НЕ БРО­САЙТЕ РЕБЕНКА С БОРТИКА!

Если малыш уже умеет ходить, он может нау­читься прыгать с бортика «сол­да­ти­ком». В этом случае вы должны либо нахо­диться в бас­сейне, рядом с бор­ти­ком, в том месте, куда он прыгнет (если ребенку еще тре­бу­ется ваше при­сут­ствие там, чтобы не бояться), либо стоять позади него. Нужно, чтобы при необ­хо­ди­мо­сти вы под­тол­к­нули его ногу, которой он может заце­питься за бортик. Если это про­и­зойдет, слу­чится несча­стье. Поэтому РЕБЕНКУ НУЖНО ОБЯ­ЗА­ТЕЛЬНО ВНУШИТЬ, ЧТО ОН НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН ПРЫГАТЬ ОДИН!

■ Стоячее поло­же­ние на ваших руках. Это пре­крас­ное упраж­не­ние для выра­ботки рав­но­ве­сия, когда ребенок начи­нает вста­вать. Повер­ните его лицом к себе и опу­стите в бассейн так, чтобы его голова была над водой, тело рас­по­ла­га­лось вер­ти­кально, а руки лежали у вас на плечах. Затем под­ставьте свои ладони ему под ступни, скажите, чтобы он как следует выпря­мил ножки, и начи­найте поне­многу под­ни­мать его из воды все выше и выше, пока он не будет выну­жден, чтобы удер­жаться в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, отпу­стить ваши плечи (вы ласково уго­ва­ри­ва­ете его это сделать).

Вскоре ваши руки ока­жутся на уровне плеч и на них будет стоять малыш. Если он хорошо держит рав­но­ве­сие, можно плавно поше­ве­лить руками, напевая какую-нибудь мелодию, чтобы заставить его «тан­це­вать». Если ребенок любит, когда его бросают в воду, это как раз пре­крас­ный способ. Но если он боится подоб­ных вещей, будьте вни­ма­тельны и вовремя опу­стите руки, чтобы он не упал с высоты в воду.

Чтобы малыш прыгал в воду, можно также поставить его к себе на плечи и держать за руки. Теперь у вас есть большие воз­мож­но­сти для выбора упраж­не­ний, которые можно выду­мы­вать самим.

■ Упраж­не­ние на животе. Сядьте на сту­пеньку или при­сло­ни­тесь спиной к бортику. Посадив ребенка к себе на живот в воде, зажмите под мышками его ноги, возь­мите за руки и пред­ло­жите ему садиться и ложиться. Вначале тяните его за руки, затем посте­пенно пере­станьте это делать.

Побольше хвалите малыша.

Советы. Боль­шин­ство упраж­не­ний пов­то­ряют не чаще, чем два-три раза за одно занятие. Все осталь­ное время ребенок должен плавать на спинке (когда нау­чится полу­чать от этого удо­воль­ствие), слушая раз­лич­ные истории.

Если обу­че­ние про­хо­дит в откры­том бас­сейне, следите, чтобы на малыша посто­янно падала ваша тень. Это необ­хо­димо потому, что когда он лежит на спинке (а это зани­мает большую часть времени), солнце и вообще яркий свет слепят ему глаза. Чтобы уве­ли­чить свою тень, наденьте широ­ко­по­лую шляпу.

Когда ребенок начи­нает плавать, оста­вайтесь около него, ему потре­бу­ется ваше обще­ство. Но если двух-трех­лет­ний малыш захочет пред­при­нять само­сто­я­тель­ное путе­ше­ствие через бассейн, отпу­стите его. Выйдите из воды и сле­дуйте вдоль бортика, не спуская с него глаз. Таким образом при малейшей опас­но­сти в любой момент можно пры­г­нуть ему на помощь. Если вы оста­нетесь в воде, осо­бенно в большом бас­сейне, ваши дви­же­ния будут более скованы.

Если вы умеете плавать, то, не коле­б­лясь, пере­хо­дите в большой бассейн, как только ребенок нау­чится само­сто­я­тельно дер­жаться на воде. Это вос­питает в нем хра­брость.

После выхода из бас­сейна сразу же покор­мите малыша. Пла­ва­ние отби­рает много сил и у мла­денца, и у детей постарше.

Если вы хотите добиться больших успехов, про­де­лы­вайте все пере­чи­с­лен­ные выше упраж­не­ния при еже­д­нев­ном купании в ванне.

Тех­ни­че­ские вспо­мо­га­тель­ные сред­ства, напри­мер надув­ные кольца для рук, поплав­ко­вые пояса, доски и т. д., совер­шенно бес­по­лезны. Скорее уж могут потре­бо­ваться игрушки, кото­рыми ребенок может пои­грать, если захочет, после своего урока. Впрочем, обычно мла­денцы этим не инте­ре­су­ются.

Однако было бы неплохо исполь­зо­вать любимую ребен­ком надув­ную игрушку, которую можно поло­жить в том месте (на воде или на бортике), к кото­рому он должен плыть.

N. В. Книга Клэр Тим­мер­манс пре­красно иллю­стри­ро­вана. Она может вам помочь, даже если вы не вла­де­ете английским языком (см. лите­ра­туру).

12. ВЕР­ХО­ВАЯ ЕЗДА, ИЛИ КАК НУЖНО ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ СПОРТУ

Ребенка можно обучить почти любому виду спорта, но при условии, что вы сами им хорошо вла­де­ете; это отно­сится не только к вер­хо­вой езде, но также и к конькам, лыжам, аль­пи­низму, гим­на­стике и т. п.

Когда малыш начи­нает бегать (обычно это бывает в воз­ра­сте около трех лет), он уже готов к ком­плекс­ным занятиям физи­че­ской куль­ту­рой. Однако нужно помнить о ряде мер пре­до­сто­рож­но­сти, обя­за­тель­ных при выпол­не­нии упраж­не­ний.

■ Падение. Ребенок легко падает, следите, чтобы он при этом не слишком рас­ши­бался.

■ Опас­но­сти, под­сте­ре­га­ю­щие слишком гибких детей. Обычно дети очень гибки. Но не следует зло­у­по­тре­б­лять этим и тре­бо­вать от малыша каких-то нео­бык­но­вен­ных резуль­та­тов, ведь так можно пока­ле­чить его. Если ребенок, кому-то под­ра­жая, хочет выгнуться как можно сильнее, не мешайте ему: он сам почув­ствует свой предел. Но не заста­в­ляйте малыша пре­о­до­ле­вать этот предел, он может утра­тить необ­хо­ди­мый само­кон­троль.

■ Соз­да­ние атмо­сферы доверия — это, без сомне­ния, самое главное при занятиях боль­шин­ством видов спорта. Ведь дети нередко попа­дают в опасные ситу­а­ции, свя­зан­ные, напри­мер, с ката­нием на лыжах и коньках. Опас­но­сти могут под­сте­ре­гать детей в горах, на воде и т. п. Часто ребята могут очу­титься в затруд­ни­тель­ном поло­же­нии, когда от них тре­бу­ется большая лов­кость (напри­мер, при игре с мячом, незави­симо от того, играют они с ракет­кой или без нее). Поэтому всегда следует доби­ваться того, чтобы у детей соз­да­ва­лось впе­ча­т­ле­ние, что они делают что-то сверх своих сил и что при этом игра стоит свеч! Если слу­чится так, что во время урока малыш утратит кон­троль над собой, начнет плакать и отка­жется про­дол­жать занятия, не пре­кра­щайте их! Успо­койте ребенка, пере­ждите неко­то­рое время, необ­хо­ди­мое, чтобы он забыл свое огор­че­ние. Затем пред­ло­жите ему выпол­нить такое упраж­не­ние, которое ему обя­за­тельно удастся, и на этом успеш­ном моменте закан­чи­вайте урок. Если во время занятий малыш упал со снаряда или с лошади, но ничего себе не повре­дил, заставьте его снова залезть туда, откуда он только что упал, хотя бы на минуту. Не ждите, когда про­и­зойдет падение, а заранее рас­ска­жите ему историю о каком-нибудь ребенке, который, упав с лошади, побо­ялся опять на нее сесть верхом и потом уже никогда не смог на ней кататься.

■ Дайте ребенку воз­мож­ность выго­во­риться. Когда ваш малыш начи­нает зани­маться спортом, у него могут воз­ник­нуть страх, боязнь падения, боли и т. п. При стрем­ле­нии побе­дить все эти чувства он может впасть в бурную говор­ли­вость. Не пре­пят­ствуйте ему. Даже если ребенок говорит без пере­дышки, не при­ка­зы­вайте ему замол­чать. Более того, примите участие в раз­го­воре, отве­чайте малышу, зада­вайте ему вопросы. Это не поме­шает вашим спор­тив­ным занятиям. Именно во время таких бесед вы сможете легче при­у­чить ребенка к тому или иному снаряду или к нео­быч­ным ситу­а­циям. При катании на лыжах, напри­мер, можно пред­ло­жить ему про­е­хать между вашими ногами, под­стра­хо­вы­вая малыша в нужный момент. При езде на вело­сипеде поса­дите малыша на сиденье и пока­тайте, при­дер­жи­вая его рукой. Во время про­гулки на лошади пусть ребенок поедет на лошади шагом, а вы, болтая с ним, будете держать повод. Если же дело про­ис­хо­дит в горах, то, непре­рывно раз­го­ва­ри­вая с малышом, вам будет легче при­у­чить его к высоте и т. п. В том случае, когда ребенок нео­бычно мол­чалив, на это следует обра­тить вни­ма­ние, поста­раться не дать ему зам­кнуться в своих про­бле­мах, заставить его раз­го­во­риться.

■ Как часто нужно зани­маться спортом. Конечно, опти­маль­ный вариант, дающий пре­крас­ный резуль­таты, — это регу­ляр­ные еже­не­дель­ные тре­ни­ровки. Нельзя недо­о­це­ни­вать и занятий спортом во время каникул. Ребенок, нахо­дя­щийся в хорошей физи­че­ской форме (если он, напри­мер, еже­д­невно плавает) на кани­ку­лах может попро­бо­вать освоить какой-нибудь другой вид спорта. Если этот опыт будет поло­жи­тель­ным, дети могут развить полу­чен­ные навыки во время сле­ду­ю­щих каникул.

Ниже в каче­стве примера при­ве­дено опи­са­ние началь­ных стадий обу­че­ния вер­хо­вой езде. Ребенок, доста­точно раз­ви­тый физи­че­ски и умственно, уже в три года совер­шенно готов для занятий этим видом спорта, (пред­ла­га­е­мая нами система годится и для более старших детей). Рас­пи­са­ние учи­ты­вает, что на кани­ку­лах есть воз­мож­ность зани­маться всю неделю подряд, без пере­ры­вов. Опи­са­ние первых восьми уроков поможет вам пред­ставить себе, как за это дело взяться.

Первый урок

■ Что нужно для занятий? Прежде всего необ­хо­димы малень­кая лошадка или спо­койный пони. Харак­тер живот­ного имеет гораздо большее зна­че­ние, чем его рост. Седло должно быть как можно более легким и тонким, чтобы ребенок почув­ство­вал лошадь. Стре­мена должны нахо­диться на тре­бу­е­мой высоте. К головке перед­ней луки седла следует при­кре­пить гибкую ручку, чтобы малыш мог удер­жи­ваться в седле, не поранив при этом рта лошади.

■ Роди­тель или тренер держит лошадь за повод недо­узка. Он же следит за лошадью и под­бадри­вает ребенка.

■ Упраж­не­ния на соз­да­ние атмо­сферы доверия. Лошадь стоит на месте, а ребенок должен сделать сле­ду­ю­щее:

потро­гать уши лошади сначала левой рукой, потом — правой, затем погла­дить хвост;

при­в­стать на стре­ме­нах, держась за гриву. Оставив гриву, вытя­нуть руки перед собой;

встать в седле на колени, держась за руку взро­с­лого, после этого сделать то же самое, но уже стоя во весь рост;

сидя в седле, лечь на спину, затем при­под­няться. Пов­то­рить так несколько раз;

кос­нуться правой ноги левой рукой, и нао­бо­рот;

при­в­стать на стре­ме­нах. После того, как стре­мена уберут (ноги малыша при­жи­мают к седлу), снова при­в­стать, сжимая коле­нями бока лошади и держась за ее гриву. Нужно добиться, чтобы ребенок в конце концов нау­чился при­в­ста­вать без стремян, держась только за гриву;

пере­ки­нуть одну ногу через шею лошади и сесть в поло­же­ние ама­зонки, пере­ки­нуть другую ногу через круп и сесть задом наперед. Это упраж­не­ние нужно про­дол­жать до тех пор, пока ребенок снова не займет пер­во­на­чаль­ную позицию.

■ Лошадь в дви­же­нии. Нужно, чтобы ребенок провел доста­точно много времени на лошади, идущей шагом, и нау­чился чув­ство­вать ее дви­же­ние. Только таким образом ему удастся выра­бо­тать хорошую посадку. Поэтому надо чере­до­вать упраж­не­ния, свя­зан­ные с соз­да­нием атмо­сферы доверия, и дви­же­ния по манежу шагом. Во время всего урока взро­с­лый должен посто­янно бесе­до­вать с ребен­ком. Если же малыш молчит, следует обя­за­тельно поста­раться раз­го­во­рить его, зада­вать ему вопросы о его семье, о том, что он любит, и т. п. Это совер­шенно необ­хо­димо, чтобы он рас­сла­бился и стал чув­ство­вать лошадь. В раз­го­вор можно также вводить неболь­шие тео­рети­че­ские све­де­ния о вер­хо­вой езде и лошадях, назва­ния отдель­ных частей тела лошади и ее сбруи.

«Посмо­три-ка, то, на чем ты сидишь, — это седло, а те штучки, куда ты вставил ноги, назы­ва­ются стре­ме­нами. А кстати, как зовут твоего папу? Не забывай при­жи­мать колени к бокам лошади, держи пятки ниже и выпрями спину, иначе ты будешь похож на мешок кар­тошки! А разве ты мешок с кар­тош­кой? Конечно же, нет! Так какого цвета твоя лошадка? Верно, корич­не­вого. А на чем ты сидишь? На седле! Молод­чина, у тебя хорошая память. А скажи-ка, что ты ел сегодня на завтрак?» — и все в таком духе.

В какой-то момент занятий пере­киньте стре­мена на перед­нюю луку седла, чтобы ребенок сделал несколько кругов по манежу шагом без них. В резуль­тате он начнет дер­жаться в седле все лучше и лучше и станет пони­мать, что такое хорошая посадка. Если малыш сделает ошибку, взро­с­лый, идущий рядом, мягко попра­в­ляет его.

■ Упра­в­ле­ние лошадью. Нужно научить ребенка неко­то­рым приемам, поз­во­ля­ю­щим заставить лошадь пови­но­ваться. Даже если эта лошадь слу­ша­ется взро­с­лого, надо, чтобы малыш при­но­ра­в­ли­вал ее к себе.

Пока­жите ребенку, как нужно держать поводья. Когда он это усвоит, заставьте его несколько раз их натя­нуть и отпу­стить.

Объ­яс­ните малышу, что когда он натя­ги­вает левый повод, лошадь пово­ра­чи­вает налево, а когда правый — направо.

Научите ребенка ударять лошадь каблу­ком, чтобы тронуть ее с места.

Второй урок

Этот урок будет пов­то­ре­нием первого, с той лишь раз­ни­цей, что ребенок учится делать те же упраж­не­ния по соз­да­нию атмо­сферы доверия, но теперь уже на лошади, идущей шагом. Он зна­ко­мится с новыми для него тер­ми­нами и с первыми фигу­рами выездки (вольт, поворот направо, налево и т. п.). Если лошадь доста­точно сильна, чтобы нести взро­с­лого, то лучше, чтобы кто-нибудь из роди­те­лей сел сзади ребенка. Малыш держит поводья, а взро­с­лый берет его руки в свои. Это наи­луч­ший способ научить детей упра­в­лять лошадью. Кроме того, он очень хорош, чтобы ребенок при­у­чался скакать рысью, не испу­гав­шись при этом.

Третий урок

Пов­то­ре­ние пройден­ного.

■ Новые упраж­не­ния для ребенка на идущей шагом лошади: под­ни­мать колени поо­че­редно и как можно выше;

делать гим­на­стику для рук: вытя­нуть руки вперед, назад, вверх, в стороны; побол­тать кистями рук;

дер­жаться прямо: про­г­нуть спину, выпря­миться, снова про­г­нуться и снова выпря­миться;

пов­то­рить эти три упраж­не­ния в про­из­воль­ном порядке;

нау­читься вдевать ноги в стре­мена без помощи рук;

сидя на идущей шагом лошади, вынуть ноги из стремян, забро­сить их на перед­нюю луку седла и про­дол­жить дви­же­ние, прижав колени к бокам лошади;

про­е­хать несколько метров рысью (при этом следует все время под­бадри­вать ребенка и вос­хи­щаться его успе­хами);

сделать сле­ду­ю­щее упраж­не­ние вместе со взро­с­лым: взро­с­лый садится верхом на лошадь вместе с ребен­ком и пока­зы­вает ему, как при­сте­ги­вать к оголо­вью второй повод. Ребенок пов­то­ряет дви­же­ния само­сто­я­тельно, работая пово­дьями: вольты, пере­мена напра­в­ле­ний, езда по диа­го­нали и т. п. Несколько раз­лич­ных темпов галопа при­ве­дут ребенка, прочно сидя­щего на лошади в руках взро­с­лого, в восторг;

самому упра­в­лять лошадью, когда она идет шагом;

спус­каться с лошади без стремян, пере­ки­ды­вая правую ногу через круп.

Чет­вер­тый урок

Пов­то­ре­ние пройден­ного. Не забы­вайте раз­го­ва­ри­вать с ребен­ком, учить его новым тер­ми­нам вер­хо­вой езды, пов­то­рять с ним те выра­же­ния, которые он уже должен был усвоить.

■ Новые упраж­не­ния на идущей шагом лошади:

держась за гриву, лечь на шею лошади, упи­ра­ясь в стре­мена, поднять таз;

лечь на спину лошади, держа ноги в стре­ме­нах, и под­няться без посто­рон­ней помощи;

делать кру­го­вые дви­же­ния сначала правой ногой (в одну сторону, потом в другую), затем левой;

встать на спину лошади (она стоит на месте) и пово­ра­чи­ваться вокруг своей оси сначала в одну сторону, затем в другую (если нужно, то взро­с­лый помо­гает).

Пятый урок

■ Новые упраж­не­ния на идущей шагом лошади:

само­сто­я­тельно разо­брать поводья и надеть стре­мена;

сделать пол­круга по манежу, при­в­став в стре­ме­нах и держась за гриву;

лечь на шею лошади, а потом отки­нуться на круп. Пов­то­рить это упраж­не­ние несколько раз подряд;

при­в­стать в седле и опус­каться на него без помощи стре­мени, сильно сжимая коле­нями бока лошади и держась за гриву (под­го­товка к пере­ходу на облег­чен­ную рысь).

Во время занятий нужно спра­ши­вать у ребенка, как он сам считает, правильно ли он сидит. Если его посадка неверна (напри­мер, каблуки слишком опущены, пятки подняты и т. п.), надо объ­яс­нить ему ошибки и исправить их.

Шестой урок

■ Новые упраж­не­ния:

объ­яс­ните ребенку разные аллюры лошади и их пере­ходы (корот­кий или длинный шаг, мелкая или крупная рысь, корот­кий или полевой галоп). Сев на лошадь сзади малыша, позна­комьте его с пятью первыми аллю­рами. Попро­сите его сооб­щать вам, когда именно вы меняете аллюры;

добейтесь, чтобы ребенок твердо знал, где право, а где лево, где у лошади перед­ние ноги, а где задние. Про­верьте это на при­ме­рах, спросив, где какая нога (колено, ухо) у него и у лошади. При этом малыш должен под­ни­мать по очереди, как можно выше, напри­мер, колени, называя их;

про­кон­тро­ли­руйте, помнит ли ребенок выу­чен­ные ранее термины, и добавьте к ним новые. Просите его пере­чи­с­лить отли­чи­тель­ные черты правиль­ной посадки (пятки опущены, колени и икры ног прижаты к бокам лошади, носки напра­в­лены кверху, локти прижаты к корпусу, кулаки сжаты и повер­нуты так, чтобы большие пальцы нахо­ди­лись вверху).

Седьмой урок

Пов­то­ре­ние пройден­ного.

■ Новые упраж­не­ния на идущей шагом лошади:

поднять оба колена одно­вре­менно несколько раз подряд;

сесть задом наперед, лицом к крупу лошади, и пустить ее шагом;

само­сто­я­тельно упра­в­лять лошадью (взро­с­лый при этом идет впереди, пока­зы­вая дорогу. Если лошадей несколько, то ребенок должен сле­до­вать за голов­ной).

Если в группе несколько детей, то, пов­то­ряя теорию, при­ду­мы­вайте кол­лек­тив­ные игры: один пока­зы­вает и спра­ши­вает, второй отве­чает и т. п.

Восьмой урок

■ Новые упраж­не­ния:

само­сто­я­тельно нау­читься трогать лошадь с места и оста­на­в­ли­ваться (пов­то­рить несколько раз);

выучить новые фигуры манеж­ной езды и их назва­ния, разо­браться в разнице между вольтом и полу­воль­том;

при оста­новке при­в­стать в седле и подать руку взро­с­лому, который пере­во­дит лошадь на шаг.

Из при­ве­ден­ного ниже содер­жа­ния первых восьми уроков видно, как услож­ня­ются от урока к уроку задачи, которые ста­вятся перед ребен­ком.

Сво­бод­ное само­чув­ствие в седле и рас­сла­б­ле­ние

Поло­же­ние ног

1 и 2 уроки

Поло­же­ние колен

Умение правильно брать поводья

3 урок

Работа с пово­дьями: повер­нуть налево, направо, оста­но­вить лошадь

Фигуры манеж­ной езды

4 и 5 уроки

Ощу­ще­ние корпуса: выше талии — рас­сла­б­лен; ниже талии — напря­жен

6—8 уроки

N. В. Эти реко­мен­да­ции годятся для занятий с ребен­ком любым видом спорта. Самое важное — чтобы малышу было ком­фортно в любой новой ситу­а­ции. Раз­го­ва­ри­вайте с ним и заста­в­ляйте его гово­рить с вами о том, что ему хочется. Вводите в свою речь спе­ци­аль­ные термины, пов­то­ряйте их посто­янно. При­ду­мы­вайте малень­кие хит­ро­сти, которые должны помочь ребенку. И пред­ла­гайте малышу все новые и новые упраж­не­ния, которые, несо­мненно, при­ве­дут его к поста­в­лен­ной цели.

с. 226—241

1 Первые систе­ма­ти­че­ские занятия с «пла­ва­ю­щими груд­нич­ками» вос­хо­дят к 1939—1944 гг.


Другие материалы из данного источника