Лотцкий Г.

Душа твоего ребёнка(фрагмент)



Впрочем битье не нрав людской, а без­нравие.

Дети — рав­но­прав­ные духов­ные суще­ства. Желал бы ты полу­чить удары? Быть может иногда ты и заслу­жи­ва­ешь их, но если бы взду­мали тебя бить, то разбили бы твою честь, твое само­у­ва­же­ние, все твое суще­ство.

Кроме того у чело­века нет ни одной части тела, по которой можно бить без опас­но­сти зна­чи­тель­ных повре­жде­ний, тем более у нежного ребенка. Если ты сам этого не пони­ма­ешь, то спроси у твоего врача.

Еще одно. Известно ли тебе, что битье пре­ж­де­вре­менно воз­бу­ждает чув­ствен­ность. Битые дети грубеют. Грубые люди всегда скорее были слишком много биты, чем слишком мало.

В прежние, более грубые, времена били исправно. Лучшего обра­ще­ния не знали, — но молодое поко­ле­ние тогда не было в такой опас­но­сти, бла­го­даря низкой степени своего раз­ви­тия. Посте­пен­ное же усо­вер­шен­ство­ва­ние нашего рода все больше и больше утон­чает нас, и бла­го­даря этому все больше раз­ви­ва­ются духов­ные каче­ства. Теперь битье дела­ется все неу­мест­нее.

Ясное пони­ма­ние раз­ви­тия законов природы важнее древних изре­че­ний.

Неко­то­рые из этих изре­че­ний о битье в Библии при­пи­сы­ва­ются главным образом Соло­мону. Но именно Соломон был далеко не при­мер­ным вос­пита­те­лем, т. к. сын его Рехабим ока­зался неса­мо­сто­я­тель­ным, грубым чело­ве­ком. Веро­ятно его слишком много били.

Поэтому не поз­во­ляй древним изре­че­ниям затем­нять истину в твоем созна­нии. Это было бы дока­за­тель­ством твоей бед­но­сти.

Попро­буй добро­со­вестно, не побе­дишь ли ты без битья. Побе­дить ты должен.

Роди­тели главным образом него­дуют, и справед­ливо, на один недо­ста­ток — ложь. Многим детям при­ро­ждена склон­ность ко лжи. Это грустно. Но конечно она не изго­нится битьем. Необ­хо­дима огром­ная дис­ци­плина себя самого, чтобы от тебя исходил пример прав­ди­во­сти и откро­вен­но­сти. Это лучшее сред­ство.

Посто­ян­ное же лганье — непо­сред­ствен­ное послед­ствие грубого битья. Кто бьет, пусть ищет причину лжи­во­сти своих детей прежде всего в себе самом, а главное пусть бросит бить.

Если ты сделал грубую ошибку и бил твоих детей, то рас­кайся в ней и не делай этого. Ты не можешь сделать ошибки, которую нельзя было бы исправить.

Созна­юсь тебе, что в молодые незре­лые годы и я думал, что невоз­можно обойтись без битья. Удар по вытя­ну­той руке, пойман­ной на месте пре­ступ­ле­ния, часто уко­ро­чен­ный способ действия. Про­сти­тель­ная ошибка, но все же ошибка. Ведь так или иначе, это уни­же­ние рав­но­прав­ного духа и признак того, что мы сами не владеем собой.

Но холод­ное, обду­ман­ное и позже при­ме­нен­ное битье, напр., когда отец вер­нется домой, по жалобе ему, — ведь это гру­бо­сть, достойная палача. Ты же отец, а не судья твоего ребенка. Таким битьем ты раз­ры­ва­ешь все нити, свя­зы­ва­ю­щие тебя с душой твоего ребенка. Все. Нет более верного сред­ства поте­рять связь с ребен­ком нав­се­гда, как это неми­ло­сер­д­ное, грубое битье.

Мы с женой скоро поняли, что дети должны расти без­у­словно без битья.

Но суще­ствует откры­тое вос­ста­ние, про­би­ва­ю­ще­еся время от времени в каждом здо­ро­вом ребенке, которое воз­бу­ждает в обеих сто­ро­нах все Фибры гневной борьбы.

В этом случае, который неиз­бежно должен насту­пить, я считаю самым бла­го­ра­зумным и действи­тель­ным сред­ством увести ребенка в уеди­нен­ную комнату и оставить его там, пока он не успо­ко­ится.

По воз­мож­но­сти не запирай комнаты. Запи­ра­ние тоже унижает сво­бод­ный дух, но пусть уеди­не­ние длится до тех пор, пока ты не будешь совсем уверен, что оно подейство­вало и при­па­док разбит.

Главное, чтобы никто не мешал этому уеди­не­нию. Нее­ди­но­душ­ные роди­тели не могут вос­питать еди­но­душ­ного послу­ша­ния.

Тем вре­ме­нем успо­койся сам, овладей собой и укрепи соб­ствен­ную душу. Когда ты совер­шенно овладел собой, тогда приди к твоему ребенку. Но не говори ничего. Слова только осквер­не­ние. Отнюдь не унижай его выну­жден­ными обе­ща­ни­ями испра­в­ле­ния. В такую тор­же­ствен­ную минуту это совсем неу­местно. Возьми его мягко и серьезно за руку и молча верни в обы­ден­ную жизнь в непо­ко­ле­би­мой уве­рен­но­сти, что ты победил, и что ребенок не может не при­знать твоего пре­вос­ход­ства. Пусть вся твоя любовь про­ник­нется свя­щен­ной важ­но­стью. Ты сила.

Может слу­читься, что подоб­ные стол­к­но­ве­ния пов­то­рятся. Чем осно­ва­тель­нее ты победил, тем менее можно этого опа­саться, что конечно хорошо и жела­тельно, так как всякое пов­то­ре­ние тор­же­ствен­ного пред­ста­в­ляет большую опас­ность для его влияния, Одна, две такие победы должны поко­рить ребенка на всю жизнь. Они право же стоят труда.

Вообще не следует при­ну­ждать ребенка к чему бы то ни было, покуда сам взвол­но­ван, и никогда не наста­и­вать, пока ребенок воз­бу­жден. Вы непре­менно должны оба успо­ко­иться, прежде чем между вами про­и­зойдет что-нибудь реша­ю­щее и действи­тель­ное. Ни в чем так ясно не про­я­в­ля­ется пре­вос­ход­ство, как во вну­трен­нем спо­койствии.

Доста­точно одного слова. Скажи нет! Но так, чтобы тому, к кому оно отно­сится, прошла бы всякая охота рас­с­пра­ши­вать о при­чи­нах. Объ­яс­няя малень­ким детям причины, ведешь их к непо­слу­ша­нию, а под­ра­с­та­ю­щим не при­дется уже больше никогда их объ­яс­нять, потому что они никогда не будут спра­ши­вать.

Есть роди­тели — и я знаю их не мало — которым не удалось одер­жать победы в реши­тель­ный момент. Срок дан для этого очень корот­кий. Они поте­ряли сра­же­ние, и им оста­ются тогда два пути, чтобы идти дальше.

Один — путь посто­ян­ного вырав­ни­ва­ния. Они всю жизнь будут искать случая поми­риться с детьми и в боль­шин­стве случаев всегда неу­дачно. Это озна­чает, что дети взяли вос­пита­ние в свои соб­ствен­ные руки, т. к. роди­тели не могли справиться с ним. Это еще лучший путь.

Другой — путь грубого насилия. Роди­тели чув­ствуют свое несо­вер­шен­ство и дела­ются тира­нами. Они на всю жизнь будут мукой своих детей, — самой тяжелой мукой. Сыновья еще как-нибудь вырвутся из-под этой грубой власти, но несчаст­ных дочерей, которым не удастся спа­стись в первый попав­шийся брак, — их я искренно жалею. Только Отец Небес­ный знает, как они стра­дают.

Вот очень серьез­ное пре­до­сте­ре­же­ние роди­те­лям. Не допус­кайте вздохам ваших детей под­ни­маться против вас. Если вы не могли побе­дить, то по крайней мере усту­пите честно. Про­ще­ние ваших детей при­кроет вашу нес­по­соб­ность идти един­ствен­ным правиль­ным для их вос­пита­ния путем.

с. 43—47

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Кнут или пряник?»