Лотцкий Г.

Душа твоего ребёнка(фрагмент)



ИГРА.

Игры — серьезная сторона детской жизни, самая важная работа, совер­ша­е­мая ребен­ком. Многие слишком мало обра­щают вни­ма­ния на это, находя, что никогда не слишком рано впречь ребенка в то, что они назы­вают работой. А что же они назы­вают работой?

Только то, что при­но­сит деньги. День­гами же в жизни опла­чи­ва­ется наи­мень­шая и часто самая мало­цен­ная часть работы.

Большой, тяжелый и неопла­чи­ва­е­мый труд — стра­да­нье. Никто не платит за него. Надо быть еще доволь­ным, если люди не ворчат на нас за то, что мы стра­даем. Все великие мысли и умствен­ные успехи не оце­ни­ва­ются день­гами. Общим прави­лом зара­ба­ты­вают деньги только реме­слен­ники, при­ме­ня­ю­щие мысли и откры­тия великих людей к пользе толпы.

Детские игры очень серьезная работа. Они, правда, стоят чего-нибудь и не при­но­сят совсем денег, но, тем не менее, они большой важ­но­сти для раз­ви­тия под­ра­с­та­ю­щего поко­ле­ния.

Игра — вос­по­ми­на­ние занятий искус­ством в извест­ный период раз­ви­тия чело­ве­че­ства, отголо­сок работы отда­лен­ных поко­ле­ний, пов­то­ря­ю­щейся в ребенке. Поэтому игра бес­ко­нечно ценна и важна. В ней же лучше всего про­я­в­ля­ются и наклон­но­сти ребенка. Отдавай себе всегда отчет в том, во что играет твой ребенок, и начинай при­ме­нять уже при играх твое вни­ма­ние для его пользы. Это избавит тебя от многих сле­ду­ю­щих ошибок.

Никогда не следует осме­и­вать или пре­зри­тельно отно­ситься к какой бы то ни было игре, выду­ман­ной детьми, а, напротив, встре­чать все их игры вполне серьезно и с глу­бо­ким пони­ма­нием.

Не забудь, что они ведь изо­б­рета­тели. В своих играх они про­я­в­ля­ются сво­бод­ными суще­ствами. Когда же тебе удается сделать в них более ценные и счаст­ли­вые откры­тия? Они несо­мненно пере­ра­с­тут эту ступень дет­ского несо­вер­шен­ства и даже очень скоро, но ука­завши сперва своим даром изо­б­рете­ния, по какому пути надо вести их потом.

Точно также не следует мешать детям в их играх. Игры — заро­дыши жиз­нен­ной работы. Если погиб­нут заро­дыши, то рас­те­ние не может рас­цве­сти, — и дети, игры которых пре­ры­ва­ются, трудно созреют к серьез­ной работе.

Что говорят роди­тели, когда их бес­по­щадно пре­ры­вают среди их занятий? Обык­но­венно они дела­ются очень недо­воль­ными. Но роди­тели обязаны, не теряя тер­пе­ния, поз­во­лять нера­зумным детям пре­ры­вать их занятия. Только без­гра­нич­ным снис­хо­жде­нием дети при­у­ча­ются обра­щать вни­ма­ние на занятия других. Оттого то мы должны отно­ситься вни­ма­тельно к их занятиям.

Если же необ­хо­димо пре­р­вать их, то делай это осто­рожно, ласково изви­ня­ясь. При невоз­мож­но­сти быстро ото­рваться от своей игры, пробуди их из меч­та­тель­ной их работы не бранью, а всей при­вет­ли­во­стью, на которую ты спо­со­бен. Радуйся, — чем с большим рвением играет твой ребенок, тем потом с большим рвением он будет рабо­тать.

В игре начи­нают выска­зы­ваться и страсти. Здесь тоже необ­хо­дим сво­е­вре­мен­ный вни­ма­тель­ный уход. Ты должен знать, когда игра пере­хо­дит в страсть, и тогда осто­рожно и мягко вме­шаться, чтобы дать воз­бу­жден­ному уму другое напра­в­ле­ние.

Детей так легко отвлечь, а отвле­че­ние обык­но­венно успо­ка­и­вает вспых­нув­шее увле­че­ние.

До стра­стей можно дотра­ги­ваться только очень осто­рожно и тер­пе­ливо. Путь к само­о­бла­да­нию должен быть проло­жен уже у игра­ю­щего ребенка.

Очень важен вопрос: чем играть детям? Наши игру­шеч­ные лавки конечно пред­ста­в­ляют неис­чер­па­е­мый ответ на этот вопрос. Но если у тебя есть соб­ствен­ные дети, то ты уже верно убе­дился, что в них найдется мало чего под­хо­дя­щего.

Игру­шеч­ные лавки суще­ствуют для дядюшек и тетушек, которые, отпра­в­ля­ясь в гости, в послед­нюю минуту вспо­м­нят, что им бы соб­ственно хоте­лось при­не­сти что-нибудь детям. Там, где недо­стает насто­я­щих понятий об игре, там сво­е­вре­менно высту­пают на помощь пестрые лавки.

Лучшие игрушки ребенок делает сам. Счаст­ливы те дети, которые могут возиться в саду, в лесу или на дворе. Им совсем не надо игрушек. Кроме того, две дере­вяшки такие же пре­крас­ные игрушки, как какие-нибудь хрупкие дра­го­цен­но­сти. Тря­пич­ная кукла с нама­ле­ван­ными чер­ни­лами глазами воз­бу­ждает часто такую же радость, как какая-нибудь ангель­ская вос­ко­вая головка или кукла, гово­ря­щая в про­дол­же­нии трех дней: дальше обык­но­венно не выдер­жи­вают меха.

Действи­тельно неис­ся­ка­е­мый источ­ник все новых игрушек — отцов­ская корзина для бумаги, осо­бенно если ты при­бавишь к ней малень­кие ножницы с тупыми концами.

В моем мно­го­лет­нем опыте корзина для бумаги никогда не отка­зы­ва­лась служить успо­ко­и­тель­ным и побу­ди­тель­ным сред­ством.

Во всем хозяйстве, да и вообще в жизни, нет более ценного пред­мета, как корзина для бумаги. Этот кубок Леты взро­с­лых соста­в­ляет самую при­вле­ка­тель­ную игрушку в детском вос­пита­нии. Можно даже посо­вето­вать изредка уронить в нее какое-нибудь лаком­ство, два кусочка вере­вочки, или даже каран­даш, цветной каран­даш, и ты можешь быть уверен, что во всей комнате не найдется ничего более пре­крас­ного и более инте­рес­ного.

Корзина для бумаги самый верный друг чело­века, необ­хо­ди­мый с первого жиз­нен­ного шага и до послед­него. Даже потом она еще нео­це­нима для так назы­ва­е­мых выра­же­ний собо­лез­но­ва­ния.

Отчего дети играют? Из стрем­ле­ния к дея­тель­но­сти. Их игры — серьезные попытки тру­диться. Сле­до­ва­тельно, их орудия должны быть такие, чтобы они сами могли что-нибудь про­из­ве­сти. То есть совсем простые, не ломкие, с большим про­сто­ром для всего их вооб­ра­жа­е­мого дет­ского мира. Мыш­ле­ние и твор­че­ство воз­бу­жда­ются не окон­чен­ным, а еще обра­зу­ю­щимся.

Разве с нами бывает не то же самое? Что нам милее всего в жизни? То, к осу­ще­ст­в­ле­нию чего мы можем при­ме­нить нашу силу, наш ум, тот мир, который мы само­де­я­тельно создаем из самих себя. Наши малыши в этом совсем похожи на нас; у них только детские недо­рос­шие формы, не под­вер­жен­ные влиянию метал­ли­че­ского опре­де­ле­ния цен­но­стей, при­ня­того между взро­с­лыми.

Значит, игрушка не может быть слишком проста и занятие должно про­бу­ждать все новое и новое мыш­ле­ние и твор­че­ство.

С этой точки зрения войдем и мы в пеструю игру­шеч­ную лавку. Бывают в жизни празд­ники, когда и нам она может при­го­диться.

Сами по себе празд­ники ука­зы­вают на детские ступени раз­ви­тия чело­ве­че­ства. Всюду, где дух не может ясно про­биться, должны для его осве­же­ния уста­на­в­ли­ваться празд­ники: они изо­б­ра­жают дра­го­цен­ный отдых отда­лен­ных ново­об­ра­зо­ва­ний раз­ви­тия. Нельзя им отсут­ство­вать и в жизни детей. Если даже взро­с­лые не могут обойтись без них, то для малышей они тем более необ­хо­димы.

Поэтому не следует про­пус­кать ни одного дня рожде­ния, тем более все­об­щего дет­ского милого празд­ника — Рожде­ства. Без празд­но­ва­ния дня рожде­ния роди­те­лей еще можно обойтись, но без детских дней рожде­ния никогда.

Поза­боться и о пас­халь­ном зайце, пусть он не при­хо­дит с пустыми руками.

Денег а все эти празд­но­ва­ния нужно немного, потому что удо­воль­ствие не зависит от них. За деньги, к счастью, нигде не купишь радости.

Если же при тепе­реш­ней доро­го­визне жизни и скромные издер­жки тебе не по силам, а кучка твоя посте­пенно уже раз­ро­с­лась, то заключи с стар­шими детьми уговор, что день рожде­ния будет празд­но­ваться лишь до семи лет. Они это поймут и тем радост­нее будут празд­но­вать дни рожде­ния младших.

Нет же ничего оча­ро­ва­тель­нее, как такое утро дня рожде­ния, которое вне­за­пно и нео­жи­данно пора­жает малень­кого чело­века своим большим крен­де­лем с ярко горя­щими свечами и всеми неза­бы­ва­е­мыми радо­стями. Или же Рожде­ствен­ский празд­ник, когда за три версты заранее нас встре­чают все­воз­мож­ные ожи­да­ния и надежды на что то неслы­хан­ное и неви­дан­ное.

Чудные, неза­бвен­ные дни детства!

Вот при таком то случае пойдем и мы в лавку и пора­ду­емся ее празд­нич­ному настро­е­нию. Нечего жалеть, что содер­жа­ние ее в боль­шин­стве случаев не пережи­вет празд­нич­ных дней. Будни дети создают себе сами. Они в состо­я­нии это сделать.

Всего полез­нее ящики с куби­ками для построек. К сожа­ле­нию, в послед­нее время выде­лы­вают очень дорогие, сложные и ломкие штуки и главное они обык­но­венно слишком малы. Ста­рин­ный славный ящик был очень большой и в нем нахо­ди­лись крепкие дере­вян­ные кубики разной вели­чины, но все под­хо­дя­щие друг к другу. Может быть, твой столяр сделает тебе такой по заказу. Но он обя­за­тельно должен быть большой и прочный. С таким лучше всего займется молодая душа.

Для девочек кукла вечно оста­нется лучшей игруш­кой. Уже в пира­ми­дах нахо­дили куклу в виде игрушки, сопро­во­ждав­шей госпожу свою и в могилу. Кукла спо­собна осо­бен­ным образом неза­метно раз­ви­вать женские инстин­кты. Но досто­ин­ство куклы падает при­бли­зи­тельно в той же степени, как под­ни­ма­ется ее цена. Потому при­дер­жи­вайся скорее нижних рядов цен.

Третьим я назову книжки с кар­тин­ками. Тепе­реш­нее поко­ле­ние должно при­у­чаться к упо­тре­б­ле­нию книги и именно своей соб­ствен­ной, а не занятой у других. Сызмала ребенок должен нау­читься тому, что заби­ра­ние чужих книг рав­ня­ется при­сва­и­ва­нию чужой умствен­ной соб­ствен­но­сти.

У нас много детской лите­ра­туры, но мало детских книг. Они больше рас­считаны на одо­бре­ние тех, кто их поку­пает, а не тех, кто упо­тре­б­ляет их.

По крайней мере, предъ­я­в­ляй к книжкам с кар­тин­ками тре­бо­ва­ния ясности и, по воз­мож­но­сти, коло­рита, и, главное, при­слу­ши­вайся к твоему ребенку и его росту.

Выбирай книги по ребенку и ты не оши­бешься.

Без­раз­лично, что ты там еще при­бавишь из пестрых мелочей: мячик, кнутик, волчок или что-либо подоб­ное. Созна­юсь тебе, что я у себя дома исклю­чил все шумящие орудия пытки. Но если у тебя здо­ро­вые нервы, то отчего же не выбрать барабан, трубу или сви­стульку.

В общем заме­ча­ется, что гро­мад­ное боль­шин­ство игрушек заба­в­ляет взро­с­лых гораздо более, чем детей, и те, у которых есть под­ра­с­та­ю­щие дети, непре­менно убе­ди­лись, что они сами гораздо больше возятся с новыми игруш­ками, чем дети. Этим про­из­но­сится мол­чали­вый при­го­вор досто­ин­ству вещей.

Недавно мне при­шлось увидать в одном доме чудес­ный пароход. В нем была насто­я­щая машина с спир­то­вым отоп­ле­нием и он мог ходить по воде соб­ствен­ным даром. Дети просили нас пустить его в ход. Сами они не умели. Но покуда мы справи­лись с этим, участие их давно ослабло. Они выла­в­ли­вали палками из озера пустые бутылки и пле­с­кались по воде, забыв давно пароход и его искус­ную машину.

Сле­до­ва­тельно, нечего напрасно тра­титься на дорогие и сложные детские чудеса искус­ства. Радость посы­ла­ется Богом, признак же Боже­ствен­ного — про­стота. Насто­я­щей радости нельзя полу­чить за деньги, и если даже изредка ей и пона­до­бится орудие, то она всегда выби­рает самое дешевое. Делайся с детьми похожим на них.

с. 96—103

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Игра. Досуг»