Ломтева Т. А.

Большие игры маленьких детей: учимся понимать своего ребёнка(фрагмент)



Эта вир­ту­аль­ная реаль­ность, или О пользе и вреде ком­пью­тер­ных игр

В совре­мен­ном мире трудно найти ребенка, не инте­ре­су­ю­ще­гося ком­пью­те­ром. Навер­ное, так же трудно найти роди­теля, кото­рого не бес­по­ко­ила бы чрез­мер­ная увле­чен­ность ребенка ком­пью­тер­ными играми. Без­у­словно, ком­пью­теры исполь­зу­ются сейчас в самых разных отра­слях науки, техники и даже искус­ства, поэтому умение с ним обра­щаться стало необ­хо­ди­мым для того, чтобы ребенок в даль­нейшем овладел какой-либо серьез­ной про­фес­сией. В то же время, про­си­жи­вая часами за мони­то­ром, ребенок не только губит свое здо­ро­вье, но и упус­кает шансы пооб­щаться с дру­зьями, заняться спортом, просто побе­гать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать гра­мот­ный и забот­ли­вый роди­тель: раз­ре­шать или запре­щать общение с «метал­ли­че­ским другом»?

К сожа­ле­нию, как нет лекар­ства от всех болез­ней, так нет уни­вер­саль­ных ответов на вопросы, свя­зан­ные с вос­пита­нием детей. Поэтому давайте попро­буем про­а­нали­зи­ро­вать все «плюсы» и «минусы» увле­че­ния ком­пью­те­ром, а также учесть инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти ребенка и той ситу­а­ции, в которой он растет.

Прежде всего, попро­буйте ответить на вопрос: сколько времени про­во­дит за ком­пью­тер­ными играми ваш сын или дочь? Можно ли гово­рить о «ком­пью­те­ри­за­ции» всего сво­бод­ного времени ребенка? Или помимо занятий у мони­тора ваш ребенок успе­вает пооб­щаться со свер­ст­ни­ками, выпол­нить все домаш­ние задания по школь­ным пред­метам, да еще посетить какие-нибудь кружки и секции? В этом случае вам вряд ли стоит сильно бес­по­ко­иться о «пагуб­ном влиянии» ком­пью­тера на его психику.

Если же, про­читав эти строки, вы с горечью поду­мали: «Если бы!» — то, веро­ятно, ваши опа­се­ния не бес­поч­венны. Часто совре­мен­ным детям ком­пью­тер заме­няет и друзей, и книги, а победы над вир­ту­аль­ными мон­страми или в про­ду­ман­ных стра­те­гиях высту­пают заменой дости­же­ний в реаль­ной жизни. Есте­ственно, это не может оста­в­лять спо­койными любящих роди­те­лей, и порой им хочется избавиться от ком­пью­тера в доме как от источ­ника всех бед. Однако не торо­пи­тесь! Сделать это вы всегда успеете, но ведь, как известно, свято место пусто не бывает. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его раз­ви­тия? Те же, кто ожидает, что ребенок, про­во­див­ший едва ли не сутки за ком­пью­те­ром, станет посвя­щать это время учебе, общению со свер­ст­ни­ками и про­гул­кам в лесу, скорее всего, будут разоча­ро­ваны. Ведь не слу­чайно поя­ви­лось столь сильное увле­че­ние. Вполне воз­можно, что такая замена реаль­ного мира вир­ту­аль­ным про­и­зо­шла потому, что ребенок испы­ты­вает какие-то труд­но­сти в реаль­ной жизни.

Прежде чем перейти к извест­ному вопросу «что делать?», давайте сначала попро­буем про­а­нали­зи­ро­вать, чем же так при­вле­ка­тельны для детей ком­пью­тер­ные игры. Как гово­рится, врага надо знать в лицо!

• Прежде всего, действия, раз­во­ра­чи­ва­ю­щи­еся на экране мони­тора, при­вле­кают детей по тем же при­чи­нам, что и сказки, — это при­ду­ман­ный мир, более яркий, простой и выра­зи­тель­ный, чем на самом деле. Здесь немного полу­то­нов, не нужно раз­би­раться в хит­рос­плете­ниях чело­ве­че­ских душ, пре­д­у­га­ды­вать послед­ствия своего пове­де­ния. Правила ясны, убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех побе­дишь и набе­решь опре­де­лен­ное коли­че­ство баллов, перейдешь на сле­ду­ю­щий уровень.

• Допу­щен­ные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь пере­за­гру­зить игру или вер­нуться на пре­ды­ду­щий уровень. А в реаль­ной жизни ошибки оста­ются ошибками и могут вести к падению само­о­ценки, нега­тив­ным отно­ше­ниям с окру­жа­ю­щими и т. п. То же каса­ется и конеч­но­сти нашего суще­ство­ва­ния. С опре­де­лен­ного воз­ра­ста все нор­мально раз­ви­ва­ю­щи­еся дети начи­нают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые соз­да­тели вир­ту­аль­ных забав пред­ла­гают поль­зо­ва­те­лям даже в одной игре зача­стую по нескольку жизней. Как приятно в оче­ред­ной раз, когда тебя победил страш­ный враг, с оптимиз­мом спро­сить: «Ну, ничего. Сколько жизней у меня оста­лось?»

• Игры легко можно менять, когда те надо­е­дят, или не дои­гры­вать до конца, если что-то не полу­ча­ется, и взро­с­лые не при­да­дут этому ника­кого зна­че­ния. Попро­буй ребенок так же посту­пить, напри­мер, с заняти­ями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объек­том вни­ма­ния взро­с­лых, вну­ша­ю­щих своему вос­питан­нику пред­ста­в­ле­ния о целе­на­пра­в­лен­но­сти, силе воли и посто­ян­стве.

• Ком­пью­тер­ные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, поз­во­ляют детям ото­ж­де­ствиться с глав­ными героями — почув­ство­вать себя неве­ро­ятно силь­ными, отваж­ными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реаль­ном мире, тре­бу­ется при­ло­жить много ста­ра­ний, в чем-то «пере­де­лать» себя, а кроме этого, пре­о­до­леть чувство досады, что ты «не один такой умный»!

• Малень­кие дети, как правило, мало что могут изме­нить в окру­жа­ю­щей их действи­тель­но­сти, их образ жизни целиком зависит от взро­с­лых. Но только не в игре! Там все про­ис­хо­дит по желанию ребенка, там он может выби­рать и менять роли, уровни, деко­ра­ции, пове­ле­вать судь­бами. Есте­ственно, что роль вла­сте­лина для детей очень при­вле­ка­тельна, так как пока они могут сказать намного больше пред­ло­же­ний, начи­на­ю­щихся со слов «я хочу», чем со слов «я могу».

• И наконец, сам ком­пью­тер — заме­ча­тель­ный партнер по общению: всегда пони­мает (если жмешь на те кнопки), не каприз­ни­чает, не кон­флик­тует, не читает нотаций. В общем, с ним легко дого­во­риться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие труд­но­сти в общении, так легко уходят в вир­ту­аль­ные миры.

Согла­си­тесь, что все эти факторы бывают весьма при­вле­ка­тельны и для взро­с­лых. И могут быть источ­ни­ком при­ят­ных впе­ча­т­ле­ний, которым можно поль­зо­ваться время от времени.

Теперь, когда мы рас­смо­трели основ­ные причины вир­ту­аль­ных соблаз­нов, попро­буйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окру­жа­ю­щей реаль­но­сти? Что осо­бенно при­вле­ка­тельно для него в ком­пью­тер­ных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то, значит, вы сфор­му­ли­ро­вали труд­но­сти в раз­ви­тии вашего ребенка или в вашем общении с ним.

Теперь набе­ри­тесь тер­пе­ния и педа­го­ги­че­ского такта, чтобы посте­пенно начать решать эти реаль­ные про­блемы, которые лишь отра­жа­ются в увле­че­нии вир­ту­аль­ным. Если вы скло­ня­етесь к тому, что за зави­си­мо­стью от ком­пью­тера стоит неу­ме­ние ребенка общаться, то примите меры, чтобы помочь ему при­об­ре­сти этот навык (чаще берите в гости, при­гла­шайте других детей к себе, при этом поза­боть­тесь об их сов­мест­ной дея­тель­но­сти, запи­шите в новые кружки, где, может быть, другие ученики больше схожи с вашим ребен­ком по инте­ре­сам и т. п.). Если счита­ете, что главная причина — потреб­ность чув­ство­вать успех, помо­гите вашему сыну или дочери добиться реаль­ных дости­же­ний, научите его видеть эти дости­же­ния, даже если они совсем малень­кие (не как в игре, где за пят­на­дцать минут можно постро­ить город!).

В общем, действуйте, исходя из выя­в­лен­ных причин чрез­мер­ного увле­че­ния ком­пью­тер­ными играми.

Допу­стим, что вы все хорошо обду­мали и выбрали стра­те­гию помощи ребенку. Но как же посту­пить с «железным другом» во время посте­пен­ного выпол­не­ния наме­чен­ных планов? Отвечая на данный вопрос, помните, что любые резкие пере­мены в нашей жизни при­во­дят к стрес­сам. А если ребенок действи­тельно стал ком­пью­те­ро­ма­ном, то, запретив ему при­выч­ные игры, вы сло­ма­ете весь образ жизни ребенка! Такое грубое воз­действие, скорее всего, вызовет у ребенка про­те­ст­ные реакции, и все, что вы ему пред­ла­га­ете взамен, будет отвер­г­нуто. Поэтому самый верный путь — вносить посте­пен­ные изме­не­ния в окру­жа­ю­щую действи­тель­ность, давая ребенку воз­мож­ность при­выкнуть к ним и понять их пре­и­му­ще­ства. Таким образом, вы шаг за шагом вос­ста­но­вите свои детско-роди­тель­ские отно­ше­ния и воз­мож­ность влиять на жизнь сына или дочери.

Кстати, для того чтобы ком­пью­тер­ная тер­ри­то­рия не оста­лась для вас запо­вед­ной, важно, чтобы вы оставили свой след и там. Поэтому необ­хо­димо понять, что есть польза и от сидения за мони­то­ром. Тогда вы с легким роди­тель­ским сердцем станете вникать в вир­ту­аль­ные инте­ресы вашего ребенка и даже поку­пать ему новые ком­пью­тер­ные игры, а также соста­в­лять ком­па­нию в играх, пред­по­ла­га­ю­щих парт­нер­ство.

Итак, чем же могут быть полезны ком­пью­тер­ные игры?

Во-первых, среди совре­мен­ных игровых про­грамм очень много раз­ви­ва­ю­щих. Для малышей ком­пью­тер­ный рынок пред­ла­гает обу­ча­ю­щие по сути игры, в которых они учатся считать, узнают формы и цвета, запо­ми­нают буквы и т. д. Детям постарше можно при­об­ре­сти игровые про­граммы обу­че­ния ино­стран­ным языкам, филоло­ги­че­ские игры (типа «Эрудит» или «Поле чудес»), ком­пью­тер­ные энци­к­ло­пе­дии. Для стар­ше­клас­с­ни­ков подойдут раз­но­об­разные логи­че­ские игры, раз­ви­ва­ю­щие спо­соб­ность про­гно­зи­ро­вать и анали­зи­ро­вать, осо­бенно если для выи­грыша тре­бу­ется при­влечь свои знания по каким-то пред­метам. Даже самый скеп­тич­ный роди­тель вряд ли сможет отри­цать поло­жи­тель­ное влияние такого рода игр на раз­ви­тие ребенка.

Во-вторых, даже обычное занятие на ком­пью­тере вос­при­ни­ма­ется ребен­ком как игра. Поэтому то, что совер­шенно не инте­ре­сует его на стра­ни­цах учеб­ника, может быть при­вле­ка­тель­ным на экране мони­тора. Этим можно вос­поль­зо­ваться в обу­че­нии детей, у которых не сфор­ми­ро­вана соб­ственно позна­ва­тель­ная моти­ва­ция, в отличие от игровой моти­ва­ции, при­сут­ству­ю­щей прак­ти­че­ски у всех. Причем для ребят со слабой памятью изу­че­ние мате­ри­ала с помощью ком­пью­тера может ока­заться более эффек­тив­ным. Объ­яс­не­ния этому просты. То, что выгля­дит ярким, дина­мич­ным, нео­жи­дан­ным, сразу при­вле­кает вни­ма­ние, и, чтобы удер­жи­вать свой взгляд на экране, ребенку не нужно при­ла­гать никаких усилий, то есть его вни­ма­ние в этот момент непро­из­воль­ное. При этом уви­ден­ное также легко запо­ми­на­ется, так как начи­нают непро­из­вольно фун­к­ци­о­ни­ро­вать эмо­ци­о­наль­ная и образная память, раз­ви­тые у детей обычно лучше, чем меха­ни­че­ская и логи­че­ская.

В-третьих, само­сто­я­тель­ная работа за ком­пью­те­ром спо­соб­ствует раз­ви­тию у ребенка мелких мышц руки и зри­тельно-мотор­ной коор­ди­на­ции. Иными словами, нажимая на кнопки клави­а­туры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упраж­няет тонкую мото­рику, а также учится соот­но­сить дви­же­ния своей руки с теми резуль­та­тами, которые он наблю­дает на экране. И если вам это кажется несу­ще­ствен­ным, то вспо­мните, что зри­тельно-мотор­ная коор­ди­на­ция явля­ется основой овла­де­ния письмом и рисо­ва­нием.

В-чет­вер­тых, игры на ком­пью­тере вносят свой вклад в раз­ви­тие абстрак­т­ного мыш­ле­ния детей. Даже самые малень­кие игроки знают, что пред­меты на экране бес­по­лезно пытаться взять — ведь это просто изо­б­ра­же­ния. А более старшие дети при­вы­кают и к тому, что иногда в играх вещи и суще­ства изо­б­ра­жены совсем непо­хо­жими на ори­ги­нал, а то и вовсе обо­зна­чены знач­ками. Таким образом, во время подоб­ных игр у чело­века посте­пенно фор­ми­ру­ется спо­соб­ность вос­при­ни­мать знаки и символы, что лежит в основе абстрак­т­ного мыш­ле­ния. Этот вид мыш­ле­ния необ­хо­дим для пони­ма­ния схем, урав­не­ний, напи­сан­ных слов, то есть тогда, когда воз­ни­кает необ­хо­ди­мость мыслить отвле­ченно, без опоры на кон­крет­ный образ пред­мета, о котором идет речь.

В-пятых, путе­ше­ствия по вир­ту­аль­ным мирам могут высту­пать спо­со­бом раз­рядки нако­пив­шейся в душе обиды и агрес­сии, который не опасен для окру­жа­ю­щих, а потому может быть при­ем­лем.

Послед­ний пункт многие сочтут очень сомни­тель­ным досто­ин­ством ком­пью­тер­ных игр. И частично будут правы. В послед­нее время тема агрес­сии и насилия на экранах теле­ви­зо­ров и мони­то­ров совер­шенно оправ­данно бес­по­коит роди­те­лей, пси­холо­гов и педа­го­гов. Многие взро­с­лые с содро­га­нием взирают на то, как их чада кро­во­жадно убивают раз­но­об­разных мон­стров в стре­лял­ках и ходил­ках. Есте­ственно, что воз­ни­кает вопрос, не накла­ды­вают ли подоб­ные игры отпе­ча­ток на пове­де­ние ребенка? Не станет ли он считать агрес­сию нор­маль­ным спо­со­бом решения кон­флик­тов? Такая опас­ность действи­тельно есть, но только когда речь идет о детях моложе девяти-десяти лет. На их психику могут воз­действо­вать роль тирана и злодея, при­ня­тая им в игре.

Начиная с младшего под­рост­ко­вого воз­ра­ста ребята гораздо более чув­стви­тельны к гра­ни­цам роли и вряд ли будут пере­но­сить способы действия с ком­пью­тер­ными суще­ствами на реаль­ных людей. А вот «выпу­стить пар», не щадя фан­та­сти­че­ских существ, может быть полезным в этот период. Ведь реаль­ных эмоций (в том числе от общения со свер­ст­ни­ками) у ребят этого воз­ра­ста пре­до­ста­точно, а вот спо­собами пере­ра­ботки своих чувств, их обсу­жде­ния и выра­же­ния владеют далеко не все. При этом если две­на­дцати-пят­на­дца­ти­лет­ние дети будут выра­жать свои нега­тив­ные эмоции кула­ками, то послед­ствия могут быть очень серьезными.

Что же каса­ется влияния агрес­сив­ного героя на детскую психику, то здесь гораздо важнее огра­ни­чи­вать про­смотр ребен­ком фильмов и теле­пе­ре­дач, демон­стри­ру­ю­щих во всех подроб­но­стях, как можно бить, унижать и даже уни­что­жать живых людей. Согла­си­тесь, что изо­б­ра­же­ние насилия в рисо­ван­ном муль­тике и хорошо снятом фильме или хронике про­ис­ше­ствий вызы­вает совер­шенно разные впе­ча­т­ле­ния. Кроме того, в игре за убитого врага награда — лишние баллы, может быть, больше «здо­ро­вья» или «накинут» несколько «жизней» — в целом сиди и сам радуйся, какой ты герой. Другое дело в фильме. Там «хорошие парни», уни­что­жив­шие «плохих парней» (пара десят­ков слу­чайных жертв обычно не в счет), в конце полу­чают при­зна­ние окру­жа­ю­щих, любовь кра­си­вых женщин и прочие пре­и­му­ще­ства, с кото­рыми так легко ото­ж­де­ствиться!

Так что если ваш ребенок старше десяти лет, пси­хи­че­ски здоров и не отно­сится к гипе­рак­тив­ным и лег­ко­воз­бу­ди­мым, то не будет большой беды в том, что иногда он пои­грает в «стре­лялки» и тому подоб­ные игры агрес­сив­ного содер­жа­ния.

Теперь, когда мы рас­смо­трели все основ­ные плюсы и минусы вир­ту­аль­ных игр, навер­ное, будет проще найти свою «золотую сере­дину» в общении с ком­пью­те­ром для каждого ребенка, исходя из его инди­ви­ду­аль­ных склон­но­стей и потреб­но­стей и сделав таким образом из «меха­ни­че­ского против­ника» друга, помо­га­ю­щего решать раз­лич­ные задачи раз­ви­тия ребенка.

При этом, конечно, не стоит забы­вать о мерах пре­до­сто­рож­но­сти в работе детей за ком­пью­те­ром с целью про­фи­лак­тики проблем со здо­ро­вьем. Но на эту тему так много пишут медики, что оста­на­в­ли­ваться на ней в книге о пси­холо­гии игры не имеет смысла. А кроме того, совре­мен­ные модели мони­то­ров вовсе не так вредны для глаз ребенка, как это было раньше. Поэтому если вы не пожа­ле­ете средств на правиль­ное обо­ру­до­ва­ние ком­пью­тер­ного столика и про­с­ле­дите за тем, чтобы ваш сын или дочь выпол­няли неслож­ные реко­мен­да­ции док­то­ров, то о здо­ро­вье своего ребенка можно будет не бес­по­ко­иться.

с. 228—235

Другие материалы из данного источника