Тема 3. ДИСЦИПЛИНА И УПРАВЛЕНИЕ ДЕТЬМИ
Цель: повышение уровня педагогической культуры родителей.
Задачи: заострить внимание на важности воспитания дисциплины; ознакомить с методами наказаний; провести обмен опытом по проблемам воспитания (скрытое управление детьми); уделить внимание отрицательным последствиям манипулирования; развивать умения родителей по вопросам воспитания; продолжить изучение микроклимата в семьях учащихся.
Подготовительная работа: подбор литературы; предварительная работа с выступающими родителями (подготовка по обмену опытом); подготовка тренинга; консультации психолога; выводы-памятка; подготовка и распечатка анкет.
Участники: классный руководитель; родители учащихся; психолог.
Ход собрания
Классный руководитель. Как бы нам иногда хотелось полностью контролировать жизнь наших детей. Вот жили бы по нашей указке, делали бы все, как мы им говорим. И не было бы проблем. Или, по крайней мере, повторения наших ошибок. Но, во-первых, это неосуществимая мечта. Во-вторых, подобная судьба многим показалась бы довольно скучной. И в-третьих, жизнь распорядилась так, что каждый совершает в ней как свои значимые дела, так и свои собственные ошибки. Удержать от них невозможно. Но другое дело, мы можем помочь нашим детям ошибаться как можно меньше. Направить их на путь истинный — такова задача родителей. Это прежде всего означает воспитание у них понимания истинных ценностей и следование им. А начинается все с воспитания и поддержания дисциплины.
Соблюдение дисциплины вряд ли когда-либо обходилось без наказаний. Но ни телесное (которое, например, применять изредка к юным чадам советует доктор, христианский психолог Джеймс Добсон и что все еще является предметом обсуждений и споров), ни любой другой вид наказания не должны наносить ребенку психологическую травму. Наказать, но не вымещать на детях весь негатив неудавшегося рабочего дня или неустроенные личные отношения.
Лицо, искаженное гневом,
Растрепаны пряди волос...
Огромный, рассерженный папа
С ругательством руку занес.
А позже все было «в порядке»:
Общались шутя и всерьез.
Мне сорок, а я вспоминаю
Всю горечь моих детских слез.
Бывает мой сын непослушен,
Стараюсь я так наказать,
Чтоб хрупкий росток
Под названием «детство»,
Не омрачить, не сломать.
В то же время психологи утверждают, что наказать можно... не наказывая. Для большинства детей (в любом возрасте) мама и папа являются своеобразными судьями, которые рассматривают все «хорошо» и «плохо» относительно их поступков и действий. Поэтому ожидание родительской реакции за проступок — уже часть наказания. Притом в процессе этого происходит уже хотя бы частичное осознание своей вины, а значит, были и анализ своего поступка, и его оценка. Чего мы, собственно, и добиваемся (а не физической боли или психологической травмы). К тому же ребенок, на проступки которого родители не обращают внимания и не наказывают за них, чувствует, что он им безразличен, а значит, и не нужен (такие дети в беседах с ними часто утверждают, что их не любят, что отцу с матерью все равно, что происходит с ними). Контроль родителей за дисциплиной детей вовсе не означает отсутствие в такой семье демократии и свободы. Просто дети в таких семьях четко знают, что «можно» и «нельзя», что «прилично» и «безнравственно». Привыкая к этому с детства, они не чувствуют никакого ущемления своей свободы и полноценно развиваются как физически, так и морально. Так дисциплина помогает в развитии правильной самооценки. А это уже обеспечивает какие-то гарантии того, что развивающаяся личность будет критически относиться не только к проступкам других, но и к своим тоже (например, к тем же пагубным пристрастиям).
Желательно, чтобы дети знали границы дозволенного до того, как они их нарушат. Для этого необходимо найти время и силы объяснить все ясно, доходчиво, не грубо. Наказание по факту менее действенно, чем хорошая предупредительная работа. Но если оно и состоялось, то после приложите все силы, чтобы унять детскую обиду. Отшвырнув и выказав презрение, вы никогда не добьетесь понимания. Останутся непонимание и обида, надолго, а может и навсегда.
Считается, что с 8—9 лет шлепки уже не действенны. Тем более, это относится к подросткам, так как уязвленная самооценка (а она уязвима в любом возрасте, в подростковом — особенно) может привести к большому удару по их самолюбию, чувству гордости, взрослости; к развитию неврозов и комплексов и т. д. Необходимо помнить, что и психическое состояние, и его самовосприятие в период и без того непростого подросткового возраста очень неустойчивы.
Психолог проводит анкетирование (нужное подчеркнуть).
1. Вы наказываете (наказывали) своих детей?
□ — да; □ — нет; □ — часто;
□ — редко; □ — никогда; □ — однажды.
2. Это был физический вид наказания?
□ — да; □ — нет.
3. Как вы относитесь к физическому наказанию?
□ — положительно; □ — отрицательно.
□ — не задумывался над этим вопросом;
4. Какие виды наказаний вы считаете более действенными?
□ — физические; □ — словесные; □ — не знаю.
5. Какие из перечисленных видов наказаний вы используете чаще всего?
□ — физическое наказание;
□ — беседа;
□ — «не пойдешь гулять»;
□ — лишение заниматься любимым делом;
□ — лишение карманных денег;
□ — «расскажу отцу»;
□ — «отлучение» от компьютера;
□ — отказ в покупке обещанной вещи;
□ — пощечина;
□ — просто ругаю(ем), стыжу(дим);
□ — разбираем поступок вместе с применением довольно жестких слов (но не грубых), характеризующих поступок;
□ — другое_________________________________________
6. Кто исполнитель наказаний в вашей семье?
□ — мать; □ — отец; □ — оба; □ — дедушка;
□ — другие варианты________________________________
7. Каков результат ваших наказаний?
□ — положительный; □ — отрицательный;
□ — никакого; □ — как когда.
8. Какой вид наказания (вашего ребенка) дает, на ваш взгляд, положительный результат? (без обиды, с адекватной реакцией, пониманием)? _______________________________________________
Далее идет тренинг.
Родители распределяются по группам и подгруппам. Каждая группа получает задание для обсуждения. В этой группе одна подгруппа высказывает свои доводы «за», другая — «против».
Задания.
1. Какой будет ваша реакция (например):
1) на явную грубость в ответ на справедливый, хотя и резкий упрек, замечание или
2) грубый отказ, грубое действие на просьбу что-то исполнить?
а) сразу по факту — «за» (мы — «за», потому что подростку необходимо сразу указывать на его ошибки, как говорят», надо идти по горячим следам», чтобы все запомнилось; ведь дети бросают нам прямой и грубый вызов; уверены, что они даже ожидают от нас определенной реакции);
б) необходимо подождать — «за» (мы — «против» немедленной реакции, потому что наше «горячее» противодействие может вызвать еще больший накал страстей; из-за повышенной ранимости и уязвимости подростковой нервной системы и самооценки стоит подождать, пока страсти утихнут, иначе может разразиться такая ссора, которая закончится конфликтом).
2. Оптимальный путь в воспитании наших детей:
а) физическое наказание — «за» (мы — «за», потому что это старый, проверенный метод; обожжется, так в следующий раз хорошенько подумает, прежде чем что-то натворить; чувство боли и стыда удерживает многих; приводят другие доводы);
б) разъяснительные беседы — «за» (мы — «против» физического наказания, оно унижает достоинство личности, это особенно касается подростков; и еще неизвестно, чем такое наказание может закончиться: возможны нервные срывы, отчуждение; вы можете навсегда потерять доверие вашего ребенка, вас будут просто бояться; а у некоторых детей возникает даже чувство ненависти; мы верим в великую магию слов и доверительных бесед с детьми; грубость — это бессилие родителей и отсутствие разумных доказательств; обозленные физическими наказаниями дети становятся жестокими).
Идет обсуждение, психолог комментирует высказывания. Приходят к выводу: без наказаний не обойтись, но родители должны хорошо знать особенности своего ребенка, чтобы правильно поступить в том или ином случае. Ведь наказание для того, чтобы сын или дочка осознали весь негатив своего поведения, а не для того, чтобы навредить им. Дети разные, каждый со своими особенностями. Поэтому и необходим индивидуальный подход (одному достаточно слова, другому — напоминания, третьему — чувства испытанного стыда за свое поведение и т. д.)
Можно также разыграть диалоги «дети — родители».
Классный руководитель. Иногда родители, «убеждая» своих детей быть всегда послушными даже в мелочах, отказаться от неповиновения вообще, используют угрозы, насмешки, унижение личности. Случается и так, что, сломив их дух сейчас, они закаляют их волю к противодействию в будущем, когда дети уже не будут столь зависимы от родителей. Разве в этом цель нашего, воспитания? Можно ли достичь полного и беспрекословного повиновения? Думаю, что нет. Всегда найдутся такие вопросы, взгляды и мнения по которым у детей и родителей останутся разными. И все-таки мы ладим с ними.
Мы воспитываем детей, они воспитывают нас. Уверена, что каждый из нас испытал в свое время или испытывает сейчас это детское или подростковое «кто кого?» Что же в процессе этого происходит? Так или иначе, но или дети управляют нами, или мы управляем ими. Управление бывает как открытое, когда мы пытаемся ребенка заставить что-то сделать, или скрытое. И тогда это уже является манипулированием. Манипулирование — это замаскированное управление человеком против его воли, приносящее преимущество именно манипулятору. Как же проделывают это наши дети?
Психолог. Уже с раннего возраста дети выражают свое недовольство и протест криком, и плачем. Затем подрастают, и их знаменитые «нет», «не буду» и «не хочу» не раз портит наше настроение и здоровье. Но можно ли это назвать только упрямством? Конечно, нет. В этом проявление способности человека отстаивать себя и свои интересы. И пока он ребенок, именно таким образом. Хотя с возрастом их взгляды на мир, собственных родителей и отрицание многого (тех же родительских советов) значительно меняются. В них появляется все больше позитивного. Ну, а пока...
Родитель 1. Думаю, что плач, крик и даже истерика — одно из очень действенных средств давить на родителей. Взрослых это очень раздражает, особенно отцов. И они не выдерживают, идут на уступки и говорят: «Да ладно, пусть будет так». И вещь приобретается. Даже иногда в ущерб ему самому или семье. Очень хорошо такое манипулирование получается у младших. Да и подростки применяют этот чаще всего беспроигрышный метод. Особенно, если знают, что у папы мягкий характер.
«Ой, я курточку видала», —
Дочка как-то нам сказала.
«Нет, — ответила я строго,
Слишком стоит она много.
Дочка наша тут же в слезы:
«Но такая есть у Розы.
Ну, а я, скажите, хуже?»
Посмотрела я на мужа.
Знаю, слишком добрый он,
Слезы не выносит.
Потому Катюша наша
Курточку ту носит.
Родитель 2. Когда внимание к детям в семье распределено не в равной степени (чаще всего из-за младших), то тот, кто обделен, старается завладеть им любым способом, даже иногда в ущерб себе. Он может постоянно чем-то отвлекать родителей, что-то у них «клянчить» и т. д. Дети очень ревностно относятся к родительскому вниманию. И даже подростки. Хотя нам, родителям, иногда ошибочно кажется, что они полностью заняты собой и своими проблемами. А ведь родительской любви и ласки хочется в любом возрасте, жаль, что мы об этом иногда забываем. Хорошо, что дети нам об этом напоминают. В этом случае уже они нас воспитывают.
Родитель 3. Иногда наши дети преувеличивают степень своего плохого состояния. А то и просто врут. Ведь надо идти в школу, а там сегодня контрольная. И мнимый больной, зная, насколько родители обеспокоены его здоровьем, остается дома смотреть по телевизору интересную программу. Родители часто из-за утренней спешки не всегда могут даже проверить реальность заявления юного манипулятора. В результате только фраза: «Ладно, останься сегодня дома». Вот как об этом говорят сами дети:
Я сегодня «заболел».
А иначе б не успел
Все доесть кусочки торта,
Посмотреть, что в мире спорта,
Отоспаться вдоволь, вольно,
Избежать большой контрольной.
Вечером расслабился,
Заявил: «Поправился!»
Но друг Славка позвонил,
И я сразу приуныл.
Что сказал мне друг мой Славка?
Что контрольная — на завтра!
Вот теперь сижу, учу.
«Болеть» больше не хочу.
Родитель 4. Иногда родители просто не хотят портить себе настроение и уступают во всем детям. Дети, хорошо изучив это, пользуются их слабостью, добиваясь решения в свою пользу.
Родитель 5. Многие дети не могут терпеть авторитет родителей (и учителей тоже!). От них исходит большая энергия, подавляющая даже взрослых. Они энергичны и настойчивы. О таких обычно говорят: «Этот своего добьется. Он такой, настойчивый (в народе — настырный)».
Родитель 6. А это постоянное сравнение с родителями Тани, Сани, Вани!? Что нам говорят наши дети? Нашим девчонкам родители не звонят каждый час. Всем доверяют. Одна я под постоянным контролем. Как будто бы я самая плохая. Надо мною уже все смеются. Вот так нас заставляют почувствовать свою вину за то, что мы не доверяем своим детям. Так добиваются ослабления контроля.
Родитель 7. Часто от подростков можно услышать и такое: «Будете на меня так давить, уйду из дома. Или брошу учиться, пойду работать». Чаще всего такие угрозы действуют. Родители поддаются и ослабляют свои требования.
Родитель 8. А наши ласковые хитруньи чего только не добиваются от родителей своим «папочка, миленький» или, подрастая, комплиментами маме, чтобы расположить ее к нужному решению в предстоящей беседе.
Родитель 9. Некоторые родители, не желая выглядеть профанами после заявления своего ребенка типа «и ты не сможешь это решить, а говорил, что был силен в математике (химии и др.)», достаточно быстро поддаются на такую уловку и решают, пишут, выполняют и т. д. до зрелого возраста. А некоторые так и «тянут» за своих великовозрастных детей в течение долгих лет («Что это за родители, что детей до пенсии не докормили»).
Классный руководитель. Оттачивать свое мастерство манипуляции наши дети, а в подростковом возрасте особенно, продолжают в школе. Это уже ставшие традиционными полеты майского жука или пчелы, путешествие по классу безобидной мышки, вызывающие пронзительный крик девочек и настоящий переполох в классе. Это и хоровое мычание, мел, «нечаянно» попавший на стул. Страдает дисциплина, но потеряна часть урока, чего и добивались. А как изощренно могут действовать юные манипуляторы, сталкивая учителей и родителей! («мама говорит, что...», «папа считает, что это...», и дальше идет тот негатив, который неприятен учителю). Подростки очень умело говорят комплименты по поводу нового наряда или внешнего вида, иногда выказывают явно завышенный интерес к предмету. Все это значительно смягчает сердце учителя. И «юные психологи» умело этим пользуются.
Мотивы манипуляции детей взрослыми ясны. Какие же цели преследуют родители, скрыто управляя своим ребенком в семье?
Родитель 1. Думаю, что каждый из нас желает своим детям прежде всего добра. Этим мы и руководствуемся. Что же такое добро в родительском понимании? Мы хотим видеть своих детей прежде всего здоровыми. Стараемся уберечь их от всяческих бед и несчастий. Предостерегаем их от вредных привычек, стараемся удержать от тех ошибок, которые совершали сами. Хорошее образование детей — это тоже мечта большинства родителей. Хотелось бы, чтобы они выросли воспитанными, добрыми и порядочными. Чтобы все знали и умели, не оступились. И смогли преодолеть жизненные трудности. Чтобы им было проще, чем нам, войти в новый, более взрослый период их жизни. Мы хотим своим детям здоровья и успеха. И, как поется в песне, «счастья в этом мире большом».
Родитель 2. У родителей всегда есть желание видеть своих детей более успешными, чем они сами. Очень болезненно переживают родители так называемый конфликт поколений. Поэтому мы и стремимся так воспитывать детей, чтобы по принципиальным жизненным вопросам наши взгляды совпадали. Тут хороши и личный пример, и влияние семейного микроклимата, положительных черт характера родителей, отсутствие у них вредных привычек, наличие в семье демократичного стиля общения и воспитания, не унижающего детей, но при этом надо заметить, что без доли манипулирования, т. е. без скрытого управления детьми, тоже не обойтись.
Классный руководитель. Надо заметить, что в данных случаях (перечисленных выше) скрытое управление детьми в семье носит альтруистический характер. Все стремления родителей вызваны добрыми побуждениями и направлены на достижение ребенком успеха. Манипулирование же, наоборот, не просто является действием против воли управляемого, но и приносит преимущества только манипулятору.
Некоторые родители, обычно те, кто не доволен своими скромными жизненными успехами, стремятся удовлетворить за счет ребенка свое честолюбие и тщеславие. Отсюда часто многочасовые занятия музыкой (балетом и др.), которые вызывают у некоторых детей чувство скуки, раздражения и даже депрессию. Прославиться вместе с ребенком — вот что нужно таким родителям. Поощрения и воспитание честолюбия, полная зависимость от родителей — все используется для того, чтобы добиться успеха. Но желающих прославиться и добиться много, а первый в том или ином виде деятельности бывает только один. И вот тогда к таким детям приходит чувство разочарования. Хорошо, если родители прозревают и принимают в дальнейшем правильное решение. А если разочарование приходит в более зрелом возрасте, когда человек уже сформировался, когда его цели, идеалы и взгляды на жизнь полностью определены? В этом случае — трагедия: нервные срывы, уход в иллюзорный мир алкоголя и наркотиков. Жизнь может пройти мимо.
Психолог. Родители часто решают различные свои психологические проблемы за счет детей: мать играет роль несчастной женщины, не устроившую свою дальнейшую личную жизнь из-за сына или дочки; взрослые ведут себя властно по отношению к ребенку, постоянно понукая его, потому что им не удается реализовать свои начальственные амбиции на работе; постоянно обижаются на детей, чтобы вызвать у них чувство вины; запугивают их; управляют детьми с помощью выдачи им денег («закончишь на пятерки, куплю...», «сделаешь уборку, пойдешь...» и т. д.) Далее идет: не будешь слушаться, не будем тебя любить; у нас нет времени, возьми деньги, сходи куда-нибудь сам (с друзьями, а ведь они не заменят родительского внимания, особенно когда дети так стремятся его заполучить).
Манипуляции такого рода превращают детей в существ нерешительных, неумеющих и нежелающих принимать ответственные жизненные решения. Эта слабохарактерность и приводит многих впоследствии к безнравственным увлечениям, болезням.
Во время процесса скрытого управления детьми, преследующего положительные, добрые цели, родители делают это безболезненно для ребенка. Потому что все проделывается ненавязчиво и с пользой. Дети не теряют чувства собственной свободы, потому что родители подводят их к решениям и правильным действиям разумно и незаметно. Такое управление, направленное на благо ребенка, можно только поощрять и приветствовать. Как же этот процесс происходит в семьях?
Родитель. Иногда родители говорят: «А не наведаться ли мне в школу?» И если после такого заявления ваш ребенок становится «шелковым», значит, во-первых, там точно есть какие-то вопросы, а во-вторых, можно быть уверенным, что любое ваше поручение будет выполнено. Ведь дети понимают, что рано или поздно родители побывают в школе, и стремятся послушанием смягчить будущий удар.
Психолог. Да, в этом случае таится скрытая угроза. И естественно, что дети стараются смягчить последствия. А еще у детей есть страх перед наказанием. Это когда мама, желая подстегнуть своего сына в учебе, говорит, что больше не собирается скрывать его школьные неуспехи и промахи.
Родитель 1. Детям постоянно нужны карманные деньги. Они их все время куда-то тратят. По-моему, гораздо быстрее, чем мы их зарабатываем. Вот об этом мы и сказали однажды своему сыну. На даче предстояла работа, и мы уже говорили о том, что придется нанимать двоих рабочих (кроме мужа). Но, посоветовавшись и хорошо все обдумав, было решено предложить подработать сыну (хочешь иметь деньги — потрудись сам, иначе эти деньги нам придется заплатить наемному рабочему). К нашему удивлению (до этого мы его не очень напрягали), сын согласился. Так мы и решили сразу несколько задач. И трудовое воспитание, и положительный пример старательного отца был все время перед ним. И финансовая проблема карманных денег была решена. И сын оказался хорошим помощником. Отец потом с гордостью заявлял: «Весь в меня».
Родитель 2. А вот когда мы попробовали стимулировать учебу старшего сына, сравнивая его успехи с младшим (старшему давно хотелось иметь одну модную вещичку, такую, что высоко котируется в молодежной среде; а мы сказали в ответ, что младший учится лучше, но таких дорогих вещей не просит), у нас ничего, кроме ревностного отношения к брату («он — ваш любимчик» — было в ответ), не получилось.
Психолог. Вот потому мы и говорим обо всем. Надо хорошо знать своих детей, чтобы применять к ним именно те меры воспитательного воздействия, которые не только не навредят, но еще и помогут. Теперь вы уже знаете, что таким образом действовать нельзя. И вообще, в семье желательно не противопоставлять детей друг другу. Они должны чувствовать, что имеют равные права на родительскую любовь и любимы такими, какие они есть.
Хотя родители думают, что, сравнивая своего ребенка с соседским пай-мальчиком (умным, вежливым, без вредных привычек и т. д.), стимулируют стремление своего сына дождаться когда-то такой же похвалы, они чаще всего ошибаются. Лучше дайте сейчас своему сыну (дочери) возможность услышать что-то хорошее о нем (этим твоим поступком, качеством, гордимся; уверены, что со временем ты достигнешь большего, и т. д.). Ничто так не окрыляет нас, как высокая оценка наших возможностей другими людьми, особенно если это люди, которых мы любим, уважаем, к чьему мнению прислушиваемся.
Родитель. Когда я хочу покритиковать свою дочь, то делаю это так, чтобы ее не обидеть. Например, вспоминаю все ее заслуги (в учебе, в поведении или в вопросах помощи мне; это зависит от предмета разговора). Говорю ей, была очень рада, что дела обстояли именно так, гордилась ее успехами и т. д. Все обычно бывает понято. И упрек ясен, потому что, если бы наши дела оставались столь же хороши, о них не пришлось бы говорить в прошедшем времени. И обиды нет, потому что достоинств и успехов перечислено довольно много.
Психолог. Вы действительно смогли все упреки завуалировать, спрятать их среди похвал и былых заслуг. Поэтому все остальное воспринимается уже без обиды или, по крайней мере, с меньшим напряжением. Такое поведение родителей особенно желательно по отношению к очень восприимчивым детям, с легко ранимой психикой. Упрекать и направлять на путь истинный все равно приходится, так сделайте это не болезненно. Тем более, что большинство детей именно такой вид упрека и хорошо воспринимают, и понимают.
На многих детей, добрых, чувствительных, очень любящих своих родителей, действует призыв пощадить мамино (папино) здоровье. Они остерегаются причинять боль близким людям. Это иногда действует даже на детей, которые уже приобрели вредные привычки («Куришь, а у мамы аллергия на дым (или астма), представляешь, что с ней может произойти? Ведь тебе уже приходилось вызывать ей Скорую»; или: «Ты помнишь, как мама расстроилась в прошлый раз из-за того, когда ты...» и т. п.).
Родитель. Иногда кажется, что родительские призывы (например, не кури, не пей, не водись с плохой компанией и т. д.) для того только и существуют, чтобы подростки могли им возражать. Какие только доводы не придумывают родители, чтобы разубедить в чем-то подростков. И часто все напрасно. Дети, предвидя разговор («разборки», как они это называют), готовятся к ним, как к бою. Вот здесь уже и вправду, кто кого. Готовилась и я серьезно к разговору со своей дочерью. Волновалась, чтобы что-то не упустить, и сделала подробные записи для себя всей беседы и тех бед, которые навлечет на нее и всю семью ее неразумное решение. (Родители оглашают предмет разговора только по желанию, так как это может быть вопрос исключительно внутрисемейный.) Но так случилось, что дочь прочла все до нашей беседы. Ни выяснения отношений, ни ссоры, ни конфликта — ничего не было. Она только просто подошла и сказала: «Я все поняла». Вот как мы заставили ее услышать наши доводы. Возможно, такой метод кто-то возьмет на вооружение.
Психолог. Да, открытое управление детьми, когда они ощущают явное на себя давление, дает часто обратный результат. Не преодолел давления, сам согласился? Вот и причина быть недовольным собой, обиженным на весь белый свет и тем более на того, кому пришлось подчиниться. Хоть и доводы были разумными, стоящими. Поверьте, подростки это понимают. Но в беседах они часто повторяют: «А зачем они на меня давят?» Ваш случай — как раз пример добровольного выбора, к тому же разумного, без последующего конфликта.
Родитель 1. Дети в большинстве своем — очень непросты. Какие только методы «родительской педагогики» мы к ним ни применяем. Если мне надо урегулировать с дочерью какие-то вопросы, я стараюсь при их решении достичь компромисса. Говорю ей, что я волнуюсь, что она должна меня понять, что если она со мной не согласна, то стоит подумать обо всем вместе и принять такое решение, которое устроило бы меня как мать и не ущемляло бы ее интересы. И обычно мы приходим к разумному выходу. Я понимаю, дочери нравится, что я с ней советуюсь и что решение принимается совместно. А уж это моя забота, матери, найти такие слова и доводы, которые смогли бы перевесить чашу весов в нужную сторону.
Родитель 2. Сесть за уроки в подростковом возрасте, когда во дворе твои друзья готовятся к футбольному матчу и ты в этом процессе не последний человек, очень сложно. В нашей семье подобные ситуации повторялись довольно часто. Борьба между футболом и подготовкой домашних заданий становилась все более упорной. Никакие доводы о том, что знания — это залог успеха в будущей жизни, не помогали. Но футбольные баталии заканчивались обычно поздно. И сын не справлялся с уроками. Хотя мы и имеем что-то напоминающее режим дня, но из-за дополнительных занятий и увлечений сына, которым мы не препятствуем, определенное время для выполнения уроков часто приходится нарушать. Сесть за домашнее задание, когда твои друзья, полные игрового энтузиазма, издают победные крики? Для подростка это практически невозможно. И вот какой договоренности мы достигли. Договорились, что он вернется в определенное время. Было решено, что «судья» матча установит звуковой сигнал на мобильном и подскажет сыну время окончания игры для него (но не для других, если они свободны). Я согласился отпустить его при условии, что если он не вернется в положенное время и будут проблемы с уроками, то впредь все его матчи состоятся только после подготовки уроков. Я пошел на компромисс, и сын принял мои условия. С тех пор мы придерживаемся своего договора. А если и случаются какие-либо трения, то я напоминаю, что сын сам предложил данный вариант.
Психолог. Вы поступили правильно. Призыв к будущему мало что значит для подростков. Для них важнее получение положительных эмоций и успеха на данный момент (в том же футбольном матче), чем в отдаленной перспективе. Но, пойдя на такой договор, вы не вызвали реакцию его сопротивления (относительно подготовки уроков) и заставили его обдумать выход из создавшегося положения и принять решение, которое устроило вас обоих. Вы избежали конфликта в данной ситуации и в подобных ситуациях в будущем. Давайте возможность детям выговориться, обычно их напряжение, недовольство чем-либо после этого уменьшаются, и необходимое решение принимается проще.
Приходят к выводам:
• каждый ребенок в семье должен чувствовать себя желанным и любимым;
• манипулирование детьми наносит вред их здоровью, приводит к жизненным неудачам;
• скрытое управление детьми должно носить только альтруистический характер: защищать их здоровье, быть полезным и безопасным во всех жизненно важных вопросах;
• воспитание дисциплины и послушания необходимо, так как это развивает у детей чувство ответственности, учит их анализировать свои поступки и принимать разумные решения;
• в процессе скрытого управления детьми полезны компромиссы, потому что они снимают явное напряжение, дают возможность избежать принуждения, которое вызывает у детей реакцию противодействия;.
• компромиссные решения должны быть безопасны для ребенка, не угрожать интересам всех членов семьи, соответствовать всем социальным и моральным нормам.