Дети и компьютер
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.
Задачи: дать сведения по вопросам новых зависимостей; повышать уровень культуры семейного воспитания; провести анкетирование; дать полезные советы и рекомендации; ознакомить с компьютерной культурой пользователя; ознакомить с симптомами зависимостей; проинформировать о результатах вследствие эмоциональных заболеваний.
Предварительная работа: подготовка и распечатка анкеты, рекомендации; собеседование со специалистами.
Участники: учитель, учитель информатики, родители, врач-психотерапевт, психолог.
Ход собрания
— Интернет — это полезно и захватывающе...
— Да, но, к сожалению, это еще и обезличивание.
Из разговора старших школьников
Зависимость — отношение одного явления к другому, как результата к причине; подчиненность другим, чужой власти, воле.
Из толкового словаря
Учитель. Уважаемые родители, нашему школьному психологу для дальнейшей работы с учащимися необходимо, чтобы вы как можно правдивее заполнили следующую анкету.
Анкета
1. Давно ли ваша семья приобрела компьютер?
□ да; □ нет.
2. Сколько компьютеров в вашей семье?
□ один; □ два; □ несколько.
3. Где расположен компьютер в вашей квартире?
□ в гостиной; □ в детской;
□ в кабинете; □ другие варианты.
4. Где ваши дети проводят время за компьютером?
□ дома; □ в школе;
□ у друзей; □ везде, где только можно;
□ другие варианты.
5. С какой целью ваши дети используют компьютер?
□ для учебы; □ для игры;
□ не всегда точно знаю; □ для расширения кругозора;
□ другие варианты.
6. Есть ли у вас дома компьютерные игры агрессивной направленности?
□ да; □ нет; □ не знаю.
7. Сколько времени в течение суток проводят ваши дети за компьютером?
□ __часов;
□ __минут;
□ не знаю точно, но не более _;
□ не знаю точно, но не менее _;
□ не интересовались.
8. Кто из членов вашей семьи очень увлечен компьютером?
□ мать; □ отец;
□ братья; □ сестры;
□ все; □ слишком — никто.
9. Знакомы ли уже вашим детям «прогулки» в Интернет?
□ да; □ нет; □ не говорили об этом.
10. Кто знакомил ваших детей с виртуальным миром Интернета?
□ отец; □ мать;
□ брат; □ сестра;
□ школа; □ другие варианты.
11. Часто ли ваши дети говорят с вами об Интернете или компьютерных играх?
□ да;
□ нет;
□ вообще не говорят;
□ не обращали на это особого внимания.
12. Вы считаете, что сидеть подолгу за компьютером — это опасно?
□ да;
□ нет;
□ не очень;
□ не очень, если контролировать и ограничивать время пребывания;
□ не задумывались над этим.
13. Влияют ли положительно ваши разъяснительные беседы на «компьютерное» поведение ваших детей?
□ да; □ нет;
□ слабо; □ не говорили об этом.
14. Всегда ли вы следите за тем, какое количество времени проводят ваши дети за компьютером?
□ да;
□ нет;
□ стараемся, но нам не всегда это удается.
15. Вас уже что-то взволновало в поведении ваших детей в связи с их повышенным интересом к компьютеру?
□ пока нет;
□ проблемы зрения;
□ слишком увлечен Интернетом;
□ игры стали мешать учебе;
□ мало двигается;
□ предпочитает компьютерные игры общению со сверстниками;
□ возникают вопросы с поведением (возражения, непослушание);
□ другие варианты.
Учитель. Не гуляйте, дети, долго в Интернете.
Будьте, дети, осторожны,
Разное там встретить можно.
Думаю, что именно с этих слов надо начать нашу сегодняшнюю беседу. Потому что именно о затянувшихся прогулках по Интернету, которые отрывают человека от реальности, уводят его в мир иллюзий, делают его просто рабом виртуального мира, и предупреждают нас сегодня многие специалисты. И в первую очередь это медики и психологи.
Но с реалиями нового в нашем мире нам всем все равно приходится считаться. Компьютер и Интернет вошли, можно так сказать, почти в каждый дом. И вопрос пользования компьютером приходится рассматривать, что называется, со всех сторон.
У младших все начинается с интереса к неизвестному. Затем следуют компьютерные игры.
Но вместе с тем приходится согласиться, что помимо того, что компьютерные игры ругают, а это уже стало почти закономерностью, они имеют большое значение для младших ребят в нескольких аспектах. Что же дают они нашим детям? Во-первых, они помогают им преодолеть психологический барьер перед неизвестным вообще и в частности перед компьютером. У ребят развивается интерес к изучению всего нового. Они вырабатывают первоначальные знания. Формируются навыки работы с компьютером, что немаловажно в современной жизни.
Так же как дети изучают мир через игру, они начинают изучать и компьютер. Игра помогает ребенку освоить многое. И компьютер тоже. Некоторые специалисты утверждают, что компьютер следует осваивать уже в дошкольном возрасте. И с простых, захватывающих детей игр (одоление психологического барьера, думаю, знакомо многим, тем, кто приобщался к этому вопросу в зрелом возрасте). Но игры — это однотипная информация. А информационная культура предусматривает расширение границ осведомленности, повышение уровня компьютерной грамотности пользователя.
Родители. Да, с тем, что компьютер стал для нас уже даже записной книжкой, приходится считаться. И мы все хорошо понимаем, что современная жизнь уже невозможна без владения им. Много говорят и пишут о пользе компьютерной грамотности. Но, наверно, еще больше — об опасности чрезмерного увлечения компьютером. Особенно детьми. Что же делать родителям, как поступать, чтобы наши дети из разумных пользователей не превратились в обычных зависимых игроманов?
Учитель информатики. Такая опасность, действительно, существует. Иногда, несмотря на, казалось бы, большие предосторожности, советы и контроль родителей, ребенок все-таки, что называется, заболевает компьютером. Не надо отчаиваться. В ваших руках немало разумных и полезных средств. Старайтесь, переходя от простого к сложному, менять содержание программ. Ведь кроме игр существует еще большое количество программ обучающего и познавательного плана. Естественно, они, к большому сожалению, далеко не всегда могут конкурировать с программами развлекательного плана. Качество образовательных, познавательных и воспитательных программ оставляет желать лучшего. Вот почему игровые программы становятся приоритетными для младших ребят в то время, когда они делают свои первые шаги в компьютерном мире. Ребенок в это время делает для себя очередное открытие в не совсем понятном для него пока мире. И уже позже он постепенно начинает осознавать, что компьютер может быть и хорошим учителем, и помощником.
Учитель информатики отвечает на вопросы родителей о занятости детей в кабинете информатики, об освещении кабинета, о соблюдении режима проветривания и влажной уборки, о проводимых зарядках для глаз и правильной осанки и т. д.
Родители. Но, приобретая компьютер, позволяя ребенку, что называется, раннее общение с ним, мы, родители, прекрасно осознаем, что все это чревато определенными последствиями.
Психолог. Компьютер, как и телевизор, можно сказать, вошел в наш дом. И в том и в другом случае нам приходится все чаще говорить о культуре пользования. В нашем случае — о компьютерной культуре. Как и любая культура, компьютерная предусматривает прежде всего умеренность. Кроме умеренности в пользовании играми, не следует забывать еще и об избирательности поступающей к пользователю информации. Это правильно сказано, что «разное там встретить можно». От полезных советов до порнографии. Наряду с полезной информацией с многих сайтов просто кричат все пороки современного мира. Еще очень неустойчивый психологический барьер ребенка может рухнуть под натиском рекламы запретного и грязного.
Но мы все хорошо осознаем, что компьютер становится предметом повседневного пользования. А значит, нет никаких гарантий, что он не станет для кого-то из наших детей не только предметом полезным, но и тем, что будет потворствовать миру страстей. Лишит нашего ребенка нормального живого общения. И таким образом произойдет вторжение в сферу его здоровья и психики. А это уже достаточно серьезно, чтобы об этом говорить. К сожалению, многие проблемы, отрицательные последствия нашей некомпетентности нам приходится решать уже по факту. И конечно, именно поэтому не всегда успешно. Мир разума бьет тревогу и встает на борьбу с компьютерной зависимостью.
Некоторые родители еще не до конца осознают опасность развивающейся у ребенка игромании. Они считают, что детям лучше проводить время у компьютера, чем находиться во дворе в неблагополучной компании. Но нельзя забывать, что достаточно других, более полезных вариантов детского времяпрепровождения. Нельзя допускать, чтобы компьютерные игры и Интернет стали почти единственным занятием вашего ребенка в свободное время. Не забывайте о спорте и движении вообще. О хорошем, теплом общении с друзьями, сверстниками, наконец. Ваши дети растут, они могут совершенно незаметно для вас предпочесть такое популярное в наше время общение в Интернете общению живому, дающему человеку огромную энергетическую подпитку.
Большая опасность состоит еще в том, что компьютерные сети активно осваивают пространство гуманитарной культуры, той, которая находится под воздействием массовой культуры с ее ложными стереотипами. Вседозволенность и этический произвол спокойно разгуливают по многим сайтам. К Интернету начинают относиться как к сфере свободы моральных принципов и норм. Ведь в том пространстве нет правоохранительных органов, которые бы строго следили за нормами поведения и общения.
Как же уберечь ребенка от зависимости, грубости, грязи и т. д.? Как установить тот барьер, который убережет его от всего этого? Есть ли какой-то рецепт? Да, он есть. И это — воспитание ребенка в духе выполнения норм морали. Какого бы возраста человек ни был, где бы он ни находился, что бы ни использовал, он всегда должен вести такой образ жизни, который бы ограничивал его во благо других и свое собственное. Общая культура, частью которой является и компьютерная культура, дает человеку крепкий внутренний стержень, который удерживает его от неразумного поведения. А значит, и от любого рода зависимостей. В противном случае мы можем получить новый вид зависимости, а именно компьютерную. А это уже, как утверждают врачи, болезнь.
Врач-психотерапевт. Да, это — болезнь, со всеми присущими ей симптомами. Появляются тревожность и агрессивность. Игромана характеризует тяга к получению энергетической «подпитки», которую он получает, прильнув к монитору. Особенно подвержены этой болезни дети, которые испытывают постоянный внутренний эмоциональный дискомфорт. Да, они стараются от него избавиться. Но так как сознание многих из них находится еще не на должном уровне, а волевые качества очень слабы, то все их усилия не направляются на что-то реальное и ценное. Они находят более легкий путь для освобождения от внутреннего дискомфорта, а именно — искусственное возбуждение. Среди искусственных возбудителей заняла свое место и игромания. При помощи этого возбудителя дети избавляются от тоски, непонимания, страхов и депрессии.
Чрезмерное увлечение компьютером приводит не только к ослаблению зрения. Следствием долгого пребывания перед экраном компьютера является детская вялость, малоподвижность. Все это вызывает отклонения в растущем, формирующемся организме, которые могут сказаться даже на формировании и дальнейшем развитии половой сферы.
Родители. Хотелось бы приобрести как можно больше знаний по новой проблеме. И прежде всего просим познакомить нас с симптомами компьютерной зависимости.
Врач-психотерапевт. Во-первых, это стремление вашего ребенка провести как можно большую часть свободного времени за компьютерными играми. Во-вторых, предпочтение компьютерных игр общению с друзьями и сверстниками. Именно так формируется привычка уходить от реальных друзей к виртуальным.
Если в ситуации запрета на компьютерные игры вследствие чрезмерного увлечения ими ваш ребенок расстраивается, становится тревожным и даже агрессивным, то из этого следует, что его уже коснулась проблема компьютерной зависимости.
Если теряется интерес к ранее любимым увлекательным занятиям, если вы слышите постоянные требования денег на покупку все новых игр, если эти игры приобретаются иногда даже путем обмана (расходуются деньги, которые предназначены для школьных обедов, например), это тоже должно обеспокоить родителей.
Дети, конечно, часто отождествляют себя с героями сказок и игр. Но если это входит в привычку в процессе компьютерных игр, если ваш ребенок настолько сживается с героями виртуального мира, что начинает всерьез с ними беседовать, и не только с ними, но и самим собой, знайте, что это тоже тревожный признак компьютерной зависимости.
Тревожным симптомом является и то, что дети начинают отказываться от еды, чтобы лишний час посидеть у компьютера. Или перестают обращать внимание на те вещи и явления, которые до этого были для них важными и значимыми.
Если видеоигры, а впоследствии и азартные игры и даже их предвкушение приводят вашего ребенка в состояние возбуждения (эйфории), если он с трудом просыпается утром, а потом еще довольно продолжительное время находится в состоянии депрессии, знайте, что болезнь под названием компьютерная зависимость уже где-то рядом. Не пропустите этот момент, начинайте активно действовать.
Учитель. Но всегда ли могут родители противопоставить компьютерной зависимости что-то более интересное, более стоящее, как для общего развития, так и для детского здоровья?
Родители:
— Мы согласны с тем, что во многих семьях в настоящее время дети растут как бы сами по себе. По крайней мере, это касается того периода времени, когда они не находятся в школе. Есть у них занимательная игрушка, а в настоящее время для многих из них это — компьютер, молчат, ну и ладно.
— Да, получается так, что у нас свои заботы, у них свои занятия и необходимого общения нет как нет. А ведь согласитесь, оно необходимо не только детям, он и нам, взрослым. От такого общения мы, взрослые, становимся мягче, добрее, а в некоторых случаях даже мудрее.
— Уходя в свой взрослый мир добывания денег, мы сами толкаем своих детей к компьютеру. Давайте подумаем, сколько раз каждый из нас сказал своему ребенку «отстань, мне некогда, иди, поиграй»?
— Но ведь у взрослых действительно мало времени. После работы еще столько забот дома. Да и отдохнуть хочется.
— Вот и получается, что наши дети начинают больше доверять компьютеру, чем нам. Сидят, впившись глазами в монстров, или учатся расстреливать, выплескивая всю накопившуюся агрессию в игре. Сегодня в игре, а завтра на кого она может выплеснуться? На сверстников? На людей другой национальности?
— Начинается с домашнего компьютера, а продолжение может быть у игральных автоматов. Появившийся и все более растущий азарт, на который родители могут наложить запрет, я имею в виду домашние компьютерные игры, может перейти на игры у автоматов. И это уже посерьезнее. Потому что здесь принимают участие уже и деньги. Не секрет, что карманных денег у многих детей в наше время предостаточно. И они уже могут и не спросить нас играть им или не играть. И проследить за этим процессом мы не сможем. Поэтому сама собой напрашивается мысль о воспитании культуры детских потребностей.
— И все-таки давайте поговорим конкретно о том, что именно можем сделать в этом плане мы, родители. В нашей семье, например, царит культ спорта. И это нам очень помогает в воспитании. Особенно это хорошо, когда спортом увлечен отец. Отец и сын вместе, и компьютерным играм приходится посторониться. Я не хочу сказать, что их нет в жизни нашего сына. Но они занимают по праву всего лишь свою небольшую развлекательную часть.
— А я свою дочь начиная с дошкольного возраста приучала заниматься домашним интерьером. Все начиналось с благоустройства детской кукольной квартиры. И сейчас ее очень интересуют подобные вопросы. Она все время стремится навести порядок и уют в своей детской. К тому же дочь увлеклась вопросами дизайна настолько, что в свое свободное время стала посещать занятия кружка «Твой дом». На занятиях они изучают все: от приготовления различных блюд до оформления интерьера квартиры. И уже иногда не я, а она нам старается объяснить, почему что-то надо расположить именно так, а не по-иному. Мы очень рады, что ребенку прививают полезные привычки и хороший вкус.
— А наш сын отдает предпочтение тем занятиям, результаты которых можно видеть. И за которые мы вправе его похвалить. Он любит мастерить. Самое главное, как я считаю, для родителей — определить уже с раннего возраста, к какого рода занятиям больше склонен ваш ребенок. И предоставить ему возможность развивать свои склонности и способности, чтобы интерес к любимому и полезному делу не угасал. Конечно, для этого необходимо время и терпение. Но ведь это наши дети, которым мы хотим добра. Значит, при всей нашей загруженности надо находить для них время. Иначе все может откликнуться зависимостью, и не одной! Тогда мы находим и время, и деньги. Но, к сожалению, бывает уже поздно. Так что лучше помнить об этом. И постараться использовать и временные, и финансовые резервы в более раннем возрасте, на стадии формирования привычек наших детей.
— Полностью с вами согласна. Посещение нашим сыном школы искусств, его старательные пальчики на клавишах фортепиано, а к этому еще и пение — все это не только полезно для нашего ребенка, но и вызывает массу положительных эмоций у нас, взрослых. Подвижность пальчиков, насколько я знаю, хорошо сказывается на мыслительном процессе детей, укрепляются голосовые связки, развиваются легкие.
А сколько удовольствия доставляет это ему самому! Хочу отметить, что мы с мужем люди тоже очень занятые. К нам на помощь пришла наша замечательная бабушка. Правда, компьютерные игры тоже не забыты. Но мы с первых так называемых «компьютерных шагов» нашего сына взяли инициативу в свои руки, прививая ему постепенно элементарную компьютерную культуру.
Учитель. И вы совершенно правы. Следить за тем, как, когда и чем занимается ваш ребенок, когда он находится за компьютером, — это и есть первый шаг к воспитанию компьютерной культуры. А в конечном итоге все ранее вами, уважаемые родители, сказанное и есть ответ на вопрос, что могут сделать родители, чтобы уберечь ребенка от компьютерной зависимости. Все то, что будет полезно для его здоровья, жизни, развития его личности, станет воспитанием компьютерной культуры, потому что она в конечном счете от обыкновенной культуры ничем не отличается.
Врач-психотерапевт. Мы, врачи, постоянно напоминаем людям о том, что предотвратить болезнь всегда легче, чем лечить. Но для этого необходим определенный уровень знаний, внимание к ребенку и его проблемам, душевное тепло и взращивание такого уровня взаимопонимания, которое поможет вам избежать беды. Желание видеть наших детей здоровыми и успешными должно придать нам силы в профилактической и воспитательной работе с ними. Не упускайте ни один момент из жизни ваших детей, начиная именно с младшего возраста, когда в ребенке закладываются основы будущей здоровой и успешной жизни.
Психолог. Действительно, чем раньше начинают родители прилагать свои усилия по профилактике вредных привычек, тем меньше будет в их общем будущем затрат здоровья и финансов. Потому что профилактика — это предупреждение всех тех негативных в плане морального, физического здоровья и финансового благополучия явлений, которые влечет за собой любая зависимость.
Часто началу компьютерной зависимости предшествует формирование у детей, начиная с раннего возраста, очень низкой самооценки. Для того чтобы дети в более зрелом возрасте не самоутверждались через денежные выигрыши и виртуальные победы, помогайте им самоутвердиться в хороших, добрых и полезных делах с младшего возраста.
Если ребенок с детских лет не сможет почувствовать свою значимость и ценность в этом мире вообще и для мира его родных и близких в частности, то вполне вероятно, что впоследствии из-за недооценки себя и результатов своей деятельности и развивающегося на этой основе повышенного уровня внушаемости, он станет подчиняться и обуревающим его жизненным страстям, и лидеру с сильной волей, который сможет повести его за собой, при этом далеко не в нужном направлении. Люди с заниженной самооценкой трудно принимают собственные решения. Они вырастают несамостоятельными и безынициативными. Полагаются на волю случая, несут в будущую жизнь окружающих их людей беды и разочарования.
Однажды, перечисляя гостей домашнего праздника «День рождения сына», мать, имея в виду сына, сказала такую фразу: «Он — не в счет». Эту фразу и ту волну обиды и непонимания, которая вдруг обрушилась на него, уже выросший сын так и не смог забыть никогда. Прошло время, выяснились все обстоятельства и причины, по которым была произнесена эта фраза. Все было понято. Но та волна детской обиды так и осталась в душе «взрослого мальчика». Устраивайте детям праздники, к которым они смогли бы прийти с определенными успехами. Скажите доброе слово о вашем ребенке перед теми людьми, мнением которых он дорожит. Не забывайте отметить его хорошие дела, похвалите за успешные моменты его жизни, деятельности. Это укрепит их веру в себя, повысит самооценку. Они поверят в свою значимость, силы и возможности. А твердо уверовав в то, что они могут многое, однажды смогут себе сказать: «Я это смогу. Я этого добьюсь. Я это преодолею. А от этого я смогу отказаться».
Врач-психотерапевт. Специалисты московского Центра виртуалистики при Институте человека РАН считают, что детям до 12 лет следует запрещать сидеть за компьютером ночью. В дневное же время этому занятию можно уделять не более 2—3 часов, ввиду того, что только после 12 лет подростки уже в состоянии различать виртуальные и реальные образы. Но даже в таком возрасте стоит остерегаться и не злоупотреблять временем нахождения за компьютером. Ведь развитие и становление организма, становление его психики, а также развитие личностных качеств происходит у каждого ребенка по-разному. И далеко не всегда родители могут за всем проследить и учесть все нюансы индивидуальности этого развития. Ночные бдения у монитора компьютера противопоказаны, а за 2 часа до сна нежелательны.
Учитель. Красота мира реального, радость созидательной человеческой деятельности, неповторимость переживания эмоциональных чувств в процессе живого человеческого общения — вот то, к чему следует нам всем вести наших детей, чтобы они смогли избежать заманчивой бездны Интернета и распаляющего, а впоследствии испепеляющего чувства от азартных игр. Но в жизни не всегда так случается, что все то, о чем мы хорошо проинформированы, обязательно будет, во-первых, правильно использовано, а во-вторых, даже вследствие разумного и последовательного применения окажется достаточно действенным. Поэтому родителям следует знать все симптомы патологического игромана. Возможно, кто-то может подумать, что родителям детей младшего возраста еще рано знакомиться с подобной информацией. На это я должна заметить, что дети имеют обыкновение расти быстро, а для кого-то еще и незаметно.
Врач-психотерапевт. Я хочу вас познакомить со специальной памяткой.
Симптомы патологического игромана
1. Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, планирует будущие ставки, думает о том, как найти деньги на следующую игру).
2. Играя, испытывает возбуждение и повышает ставки.
3. Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру.
4. Чувствует тревогу или раздражение при необходимости ограничить ставки или остановить игру.
5. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).
6. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша.
7. Обманывает членов семьи или терапевта с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру.
8. Совершает такие незаконные действия, как подлог, обман, кража или растрата, для финансирования игры.
9. Вызывает игрой риск потерять работу, друзей, возможность продвижения по службе или получения образования.
10. Перезанимает деньги у других лиц, чтобы расплатиться с уже имеющимися долгами, вызванными игрой.
Если у человека присутствует хотя бы 4 из перечисленных симптомов, то можно сказать, что «психическая» инфекция организмом уже получена.
Родители. Вы правы в том смысле, что лучше узнать обо всех негативных последствиях заранее. Уверен, что многие из нас могут привести примеры из жизни своих родственников или знакомых, когда люди оказались бессильны, столкнувшись с бедой, которую приготовило нам новое время и прогресс. Азарт и добыча денег приводит игромана к нарушению моральных норм и законов. Я читал, что пристрастие к азартным играм очень велико у мужчин.
Врач-психотерапевт. Это действительно так. Страсть к азартным играм захватывает больше мужчин. Но женщины поддаются азартной зависимости в 3 раза быстрее. Азарт игромана признан эмоциональным заболеванием. И эта болезнь протекает у женщин серьезнее. Период лечения увеличивается.
Родители. Но ведь общеизвестно, что одни люди спокойно могут пройти мимо многих удовольствий, другие, даже напрягая силу воли, попадают в плен иллюзорного счастья. Почему так происходит?
Врач-психотерапевт. «Центр удовольствия», существующий в мозгу человека, был открыт Джеймсом Олдсом в 1953 г. В мозгу происходит возбуждение определенной группы клеток, которое и доставляет человеку такое удовольствие. Были проведены опыты на крысах, которых обучили нажимать специальную педаль, приносящую им искусственную радость. Ради этой радости крысы отказались от корма, истощились. Они то и дело нажимали педаль «радости», предпочитая удовольствие еде. Но природа отвела всему живому определенный объем удовольствий. И его превышение чревато отрицательными последствиями. За все приходится расплачиваться. И люди расплачиваются слишком многим: карьерой, любовью, семьей, здоровьем и, наконец, самой жизнью. Никто не знает, как именно прореагирует «центр удовольствия» в том или ином организме. Поэтому от всевозможных страстей надо быть подальше. И самим, и с раннего возраста оберегать от этого своих детей.
Родители. Что же делать? С чего начинать профилактическую работу с ребенком, кроме контроля?
Врач-психотерапевт. В никуда, в Интернет и азарт, уходят эмоционально незакаленные люди. Учите детей правильно относиться к жизненным трудностям. Уделите должное внимание воспитанию волевых качеств. Закомплексованный ребенок тоже будет искать выход из создавшегося трудного положения, уходя в никуда. С малых лет учите детей преодолевать спокойно и разумно критические жизненные ситуации. Ваш ребенок должен твердо уверовать в то, что в жизни все поправимо, кроме ухода из нее. Разумные мысли и старания сделают свое правое дело. Используйте ваш собственный опыт, учите, как лучше выходить из душевно-стрессового состояния. Отвлекайте детей от мрачных мыслей. Не оставляйте без внимания их рассказы и жалобы на то, что омрачает их детскую жизнь. Не считайте это чепухой и мелочами. В их возрасте эти мелочи очень значимы и переживаемы.
Учитель. Воспитывая элементарную компьютерную и игровую культуру, каждый родитель в состоянии проследить за временем пребывания ребенка за компьютером и за выбором игр. Труднее, конечно, уследить за пользованием игровыми автоматами. Хотя сейчас уже существуют определенные ограничения для детей. Все это хорошо. Но наша главная задача — воспитание. Воспитание такой личности, которая смогла бы устоять против всех соблазнов. Родительский контроль в этом процессе играет немаловажную роль. Контроль времяпрепровождения, расхода карманных денег, разумные ограничения — все это поможет вам в воспитательном процессе. Но самое главное — не оставлять детей один на один с их проблемами и такими важными для них нерешенными вопросами. Убрав из детского поведения напряжение и эмоциональный дискомфорт, вы убережете их от поиска расслабления и ухода от проблем и непонимания в другой мир, виртуальный или азартный. Все важно в воспитательном процессе. В том числе и воспитание волевой личности, которая сумеет вовремя сказать себе «нет». Воля и характер закладываются в детстве. А все начинается:
• с правильного режима (составьте его вместе с ребенком, сами покажите пример выполнения, умения держать свое слово);
• разумного использования времени (изучите мир интересов ребенка, помогите ему определиться с выбором любимого занятия);
• умения добросовестно трудиться (занятость полезным трудом отвлекает от неразумных мыслей, привлекайте детей к выполнению своих дел и домашних обязанностей);
• умения не поддаваться отрицательным соблазнам (покажите на примерах, как они мешают доброму и полезному);
• умения проявлять настойчивость (не давайте возможности настойчивости перейти во вредное упрямство);
• умения терпеть и соглашаться с разумными доводами (приведите примеры из жизни друзей, знакомых, родственников; обыграйте ситуацию со своим участием);
• соблюдения правил поведения и дисциплины (используйте личный положительный пример и отрицательные результаты несоблюдения из жизни его друзей или одноклассников);
• обдумывания и анализа своих поступков (найдите время для бесед с ребенком, для откровенного разговора с последующим анализом поступка, проявляя при этом такт и терпение);
• умения сделать правильные выводы (подводите ребенка постепенно к выводам в процессе беседы, ненавязчиво проводя необходимую для этого информацию; используйте для этого фразы типа: «тебе не показалось, что...», «а как ты думаешь, не получится ли, что...» и т. д.);
• умения контролировать свое поведение (не упустите возможность показать пользу контроля над собой и своими желаниями на ярком примере детского поступка, похвалите ребенка за это);
• воспитания распознавать с детства истинные жизненные ценности (здоровье, добро, благополучие свое и своих близких, внутренний комфорт и т. д.);
• учиться преодолевать трудности и негативные желания, преодолевая себя (повторяйте детям, что преодоление себя — это самая большая победа человека в жизни, потому что эта победа самая трудная; но вместе с тем она дает самые ощутимые положительные жизненные результаты; здесь важны яркие положительные примеры).
Но такую волевую, эмоционально устойчивую личность нам с вами еще предстоит вырастить. Ведь никто не может дать гарантию, что именно вашего ребенка не затронет болезнь зависимости. Поэтому лучше не увлекаться прежде всего самим, чтобы можно было показать положительный пример детям. И стараться оберегать своих детей от любого рода зависимости, пользуясь нравственными законами жизни как перечнем того важного и необходимого, что мы обязаны воспитать в своих детях. Того, что укрепит их волю, поддержит в добрых начинаниях, поможет в трудные минуты жизни и оградит от плохого и неразумного.