Кулинич Г. Г.

Вредные привычки: профилактика зависимостей, 1—4 классы(фрагмент)



Дети и ком­пью­тер

Цель: пси­холого-педа­го­ги­че­ское про­све­ще­ние роди­те­лей.

Задачи: дать све­де­ния по вопро­сам новых зави­си­мо­стей; повы­шать уровень куль­туры семейного вос­пита­ния; про­ве­сти анкети­ро­ва­ние; дать полезные советы и реко­мен­да­ции; озна­ко­мить с ком­пью­тер­ной куль­ту­рой поль­зо­ва­теля; озна­ко­мить с сим­п­то­мами зави­си­мо­стей; про­ин­фор­ми­ро­вать о резуль­та­тах вслед­ствие эмо­ци­о­наль­ных забо­ле­ва­ний.

Пред­ва­ри­тель­ная работа: под­го­товка и рас­пе­чатка анкеты, реко­мен­да­ции; собе­се­до­ва­ние со спе­ци­али­стами.

Участ­ники: учитель, учитель инфор­ма­тики, роди­тели, врач-пси­хо­те­ра­певт, пси­холог.

Ход собра­ния

— Интер­нет — это полезно и захва­ты­ва­юще...

— Да, но, к сожа­ле­нию, это еще и обез­ли­чи­ва­ние.

Из раз­го­вора старших школь­ни­ков

Зави­си­мость — отно­ше­ние одного явления к другому, как резуль­тата к причине; под­чи­нен­ность другим, чужой власти, воле.

Из тол­ко­вого словаря

Учитель. Ува­жа­е­мые роди­тели, нашему школь­ному пси­хологу для даль­нейшей работы с уча­щимися необ­хо­димо, чтобы вы как можно прав­ди­вее запол­нили сле­ду­ю­щую анкету.

Анкета

1. Давно ли ваша семья при­об­рела ком­пью­тер?

□ да; □ нет.

2. Сколько ком­пью­те­ров в вашей семье?

□ один; □ два; □ несколько.

3. Где рас­поло­жен ком­пью­тер в вашей квар­тире?

□ в гости­ной; □ в детской;

□ в каби­нете; □ другие вари­анты.

4. Где ваши дети про­во­дят время за ком­пью­те­ром?

□ дома; □ в школе;

□ у друзей; □ везде, где только можно;

□ другие вари­анты.

5. С какой целью ваши дети исполь­зуют ком­пью­тер?

□ для учебы; □ для игры;

□ не всегда точно знаю; □ для рас­ши­ре­ния кру­го­зора;

□ другие вари­анты.

6. Есть ли у вас дома ком­пью­тер­ные игры агрес­сив­ной напра­в­лен­но­сти?

□ да; □ нет; □ не знаю.

7. Сколько времени в течение суток про­во­дят ваши дети за ком­пью­те­ром?

□ __часов;

□ __минут;

□ не знаю точно, но не более _;

□ не знаю точно, но не менее _;

□ не инте­ре­со­вались.

8. Кто из членов вашей семьи очень увлечен ком­пью­те­ром?

□ мать; □ отец;

□ братья; □ сестры;

□ все; □ слишком — никто.

9. Знакомы ли уже вашим детям «про­гулки» в Интер­нет?

□ да; □ нет; □ не гово­рили об этом.

10. Кто зна­ко­мил ваших детей с вир­ту­аль­ным миром Интер­нета?

□ отец; □ мать;

□ брат; □ сестра;

□ школа; □ другие вари­анты.

11. Часто ли ваши дети говорят с вами об Интер­нете или ком­пью­тер­ных играх?

□ да;

□ нет;

□ вообще не говорят;

□ не обра­щали на это особого вни­ма­ния.

12. Вы счита­ете, что сидеть подолгу за ком­пью­те­ром — это опасно?

□ да;

□ нет;

□ не очень;

□ не очень, если кон­тро­ли­ро­вать и огра­ни­чи­вать время пре­бы­ва­ния;

□ не заду­мы­вались над этим.

13. Влияют ли поло­жи­тельно ваши разъ­яс­ни­тель­ные беседы на «ком­пью­тер­ное» пове­де­ние ваших детей?

□ да; □ нет;

□ слабо; □ не гово­рили об этом.

14. Всегда ли вы следите за тем, какое коли­че­ство времени про­во­дят ваши дети за ком­пью­те­ром?

□ да;

□ нет;

□ ста­ра­емся, но нам не всегда это удается.

15. Вас уже что-то взвол­но­вало в пове­де­нии ваших детей в связи с их повы­шен­ным инте­ре­сом к ком­пью­теру?

□ пока нет;

□ про­блемы зрения;

□ слишком увлечен Интер­нетом;

□ игры стали мешать учебе;

□ мало дви­га­ется;

□ пред­по­читает ком­пью­тер­ные игры общению со свер­ст­ни­ками;

□ воз­ни­кают вопросы с пове­де­нием (воз­ра­же­ния, непо­слу­ша­ние);

□ другие вари­анты.

Учитель. Не гуляйте, дети, долго в Интер­нете.

Будьте, дети, осто­рожны,

Разное там встретить можно.

Думаю, что именно с этих слов надо начать нашу сего­д­няш­нюю беседу. Потому что именно о затя­нув­шихся про­гул­ках по Интер­нету, которые отры­вают чело­века от реаль­но­сти, уводят его в мир иллюзий, делают его просто рабом вир­ту­аль­ного мира, и пре­ду­пре­ждают нас сегодня многие спе­ци­али­сты. И в первую очередь это медики и пси­хологи.

Но с реали­ями нового в нашем мире нам всем все равно при­хо­дится считаться. Ком­пью­тер и Интер­нет вошли, можно так сказать, почти в каждый дом. И вопрос поль­зо­ва­ния ком­пью­те­ром при­хо­дится рас­сма­т­ри­вать, что назы­ва­ется, со всех сторон.

У младших все начи­на­ется с инте­реса к неиз­вест­ному. Затем следуют ком­пью­тер­ные игры.

Но вместе с тем при­хо­дится согла­ситься, что помимо того, что ком­пью­тер­ные игры ругают, а это уже стало почти зако­но­мер­но­стью, они имеют большое зна­че­ние для младших ребят в несколь­ких аспек­тах. Что же дают они нашим детям? Во-первых, они помо­гают им пре­о­до­леть пси­холо­ги­че­ский барьер перед неиз­вест­ным вообще и в част­но­сти перед ком­пью­те­ром. У ребят раз­ви­ва­ется интерес к изу­че­нию всего нового. Они выра­ба­ты­вают пер­во­на­чаль­ные знания. Фор­ми­ру­ются навыки работы с ком­пью­те­ром, что нема­ло­важно в совре­мен­ной жизни.

Так же как дети изучают мир через игру, они начи­нают изучать и ком­пью­тер. Игра помо­гает ребенку освоить многое. И ком­пью­тер тоже. Неко­то­рые спе­ци­али­сты утвер­ждают, что ком­пью­тер следует осва­и­вать уже в дош­коль­ном воз­ра­сте. И с простых, захва­ты­ва­ю­щих детей игр (одо­ле­ние пси­холо­ги­че­ского барьера, думаю, знакомо многим, тем, кто при­об­щался к этому вопросу в зрелом воз­ра­сте). Но игры — это однотип­ная инфор­ма­ция. А инфор­ма­ци­он­ная куль­тура пре­ду­сма­т­ри­вает рас­ши­ре­ние границ осве­дом­лен­но­сти, повы­ше­ние уровня ком­пью­тер­ной гра­мот­но­сти поль­зо­ва­теля.

Роди­тели. Да, с тем, что ком­пью­тер стал для нас уже даже запис­ной книжкой, при­хо­дится считаться. И мы все хорошо пони­маем, что совре­мен­ная жизнь уже невоз­можна без вла­де­ния им. Много говорят и пишут о пользе ком­пью­тер­ной гра­мот­но­сти. Но, наверно, еще больше — об опас­но­сти чрез­мер­ного увле­че­ния ком­пью­те­ром. Осо­бенно детьми. Что же делать роди­те­лям, как посту­пать, чтобы наши дети из разумных поль­зо­ва­те­лей не пре­вра­ти­лись в обычных зави­си­мых игро­ма­нов?

Учитель инфор­ма­тики. Такая опас­ность, действи­тельно, суще­ствует. Иногда, несмо­тря на, каза­лось бы, большие пре­до­сто­рож­но­сти, советы и кон­троль роди­те­лей, ребенок все-таки, что назы­ва­ется, забо­ле­вает ком­пью­те­ром. Не надо отча­и­ваться. В ваших руках немало разумных и полезных средств. Ста­райтесь, пере­ходя от про­стого к слож­ному, менять содер­жа­ние про­грамм. Ведь кроме игр суще­ствует еще большое коли­че­ство про­грамм обу­ча­ю­щего и позна­ва­тель­ного плана. Есте­ственно, они, к боль­шому сожа­ле­нию, далеко не всегда могут кон­ку­ри­ро­вать с про­грам­мами раз­вле­ка­тель­ного плана. Каче­ство обра­зо­ва­тель­ных, позна­ва­тель­ных и вос­пита­тель­ных про­грамм оста­в­ляет желать лучшего. Вот почему игровые про­граммы ста­но­вятся при­о­ри­тет­ными для младших ребят в то время, когда они делают свои первые шаги в ком­пью­тер­ном мире. Ребенок в это время делает для себя оче­ред­ное откры­тие в не совсем понят­ном для него пока мире. И уже позже он посте­пенно начи­нает осо­зна­вать, что ком­пью­тер может быть и хорошим учи­те­лем, и помощ­ни­ком.

Учитель инфор­ма­тики отве­чает на вопросы роди­те­лей о заня­то­сти детей в каби­нете инфор­ма­тики, об осве­ще­нии каби­нета, о соблю­де­нии режима про­вет­ри­ва­ния и влажной уборки, о про­во­ди­мых заряд­ках для глаз и правиль­ной осанки и т. д.

Роди­тели. Но, при­об­ретая ком­пью­тер, поз­во­ляя ребенку, что назы­ва­ется, раннее общение с ним, мы, роди­тели, пре­красно осо­знаем, что все это чревато опре­де­лен­ными послед­стви­ями.

Пси­холог. Ком­пью­тер, как и теле­ви­зор, можно сказать, вошел в наш дом. И в том и в другом случае нам при­хо­дится все чаще гово­рить о куль­туре поль­зо­ва­ния. В нашем случае — о ком­пью­тер­ной куль­туре. Как и любая куль­тура, ком­пью­тер­ная пре­ду­сма­т­ри­вает прежде всего уме­рен­ность. Кроме уме­рен­но­сти в поль­зо­ва­нии играми, не следует забы­вать еще и об изби­ра­тель­но­сти посту­па­ю­щей к поль­зо­ва­телю инфор­ма­ции. Это правильно сказано, что «разное там встретить можно». От полезных советов до пор­но­гра­фии. Наряду с полез­ной инфор­ма­цией с многих сайтов просто кричат все пороки совре­мен­ного мира. Еще очень неу­стой­чи­вый пси­холо­ги­че­ский барьер ребенка может рухнуть под натис­ком рекламы запрет­ного и гряз­ного.

Но мы все хорошо осо­знаем, что ком­пью­тер ста­но­вится пред­метом пов­се­д­нев­ного поль­зо­ва­ния. А значит, нет никаких гаран­тий, что он не станет для кого-то из наших детей не только пред­метом полезным, но и тем, что будет пот­вор­ство­вать миру стра­стей. Лишит нашего ребенка нор­маль­ного живого общения. И таким образом про­и­зойдет втор­же­ние в сферу его здо­ро­вья и психики. А это уже доста­точно серьезно, чтобы об этом гово­рить. К сожа­ле­нию, многие про­блемы, отри­ца­тель­ные послед­ствия нашей неком­петен­т­но­сти нам при­хо­дится решать уже по факту. И конечно, именно поэтому не всегда успешно. Мир разума бьет тревогу и встает на борьбу с ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью.

Неко­то­рые роди­тели еще не до конца осо­знают опас­ность раз­ви­ва­ю­щейся у ребенка игро­ма­нии. Они считают, что детям лучше про­во­дить время у ком­пью­тера, чем нахо­диться во дворе в небла­го­по­луч­ной ком­па­нии. Но нельзя забы­вать, что доста­точно других, более полезных вари­ан­тов дет­ского вре­мя­пре­про­во­жде­ния. Нельзя допус­кать, чтобы ком­пью­тер­ные игры и Интер­нет стали почти един­ствен­ным занятием вашего ребенка в сво­бод­ное время. Не забы­вайте о спорте и дви­же­нии вообще. О хорошем, теплом общении с дру­зьями, свер­ст­ни­ками, наконец. Ваши дети растут, они могут совер­шенно неза­метно для вас пред­по­честь такое попу­ляр­ное в наше время общение в Интер­нете общению живому, дающему чело­веку огромную энер­гети­че­скую под­питку.

Большая опас­ность состоит еще в том, что ком­пью­тер­ные сети активно осва­и­вают про­стран­ство гума­нитар­ной куль­туры, той, которая нахо­дится под воз­действием мас­со­вой куль­туры с ее ложными сте­ре­оти­пами. Все­до­з­во­лен­ность и эти­че­ский про­из­вол спо­койно раз­гу­ли­вают по многим сайтам. К Интер­нету начи­нают отно­ситься как к сфере свободы мораль­ных прин­ци­пов и норм. Ведь в том про­стран­стве нет пра­во­о­хра­ни­тель­ных органов, которые бы строго следили за нормами пове­де­ния и общения.

Как же уберечь ребенка от зави­си­мо­сти, гру­бо­сти, грязи и т. д.? Как уста­но­вить тот барьер, который убе­ре­жет его от всего этого? Есть ли какой-то рецепт? Да, он есть. И это — вос­пита­ние ребенка в духе выпол­не­ния норм морали. Какого бы воз­ра­ста человек ни был, где бы он ни нахо­дился, что бы ни исполь­зо­вал, он всегда должен вести такой образ жизни, который бы огра­ни­чи­вал его во благо других и свое соб­ствен­ное. Общая куль­тура, частью которой явля­ется и ком­пью­тер­ная куль­тура, дает чело­веку крепкий вну­трен­ний стер­жень, который удер­жи­вает его от нера­зум­ного пове­де­ния. А значит, и от любого рода зави­си­мо­стей. В против­ном случае мы можем полу­чить новый вид зави­си­мо­сти, а именно ком­пью­тер­ную. А это уже, как утвер­ждают врачи, болезнь.

Врач-пси­хо­те­ра­певт. Да, это — болезнь, со всеми при­су­щими ей сим­п­то­мами. Поя­в­ля­ются тре­вож­ность и агрес­сив­ность. Игро­мана харак­те­ри­зует тяга к полу­че­нию энер­гети­че­ской «под­питки», которую он полу­чает, при­ль­нув к мони­тору. Осо­бенно под­вер­жены этой болезни дети, которые испы­ты­вают посто­ян­ный вну­трен­ний эмо­ци­о­наль­ный дис­ком­форт. Да, они ста­ра­ются от него избавиться. Но так как созна­ние многих из них нахо­дится еще не на должном уровне, а волевые каче­ства очень слабы, то все их усилия не напра­в­ля­ются на что-то реаль­ное и ценное. Они находят более легкий путь для осво­бо­жде­ния от вну­трен­него дис­ком­форта, а именно — искус­ствен­ное воз­бу­жде­ние. Среди искус­ствен­ных воз­бу­ди­те­лей заняла свое место и игро­ма­ния. При помощи этого воз­бу­ди­теля дети изба­в­ля­ются от тоски, непо­ни­ма­ния, страхов и депрес­сии.

Чрез­мер­ное увле­че­ние ком­пью­те­ром при­во­дит не только к осла­б­ле­нию зрения. След­ствием долгого пре­бы­ва­ния перед экраном ком­пью­тера явля­ется детская вялость, мало­по­движ­ность. Все это вызы­вает откло­не­ния в рас­ту­щем, фор­ми­ру­ю­щемся орга­низме, которые могут ска­заться даже на фор­ми­ро­ва­нии и даль­нейшем раз­ви­тии половой сферы.

Роди­тели. Хоте­лось бы при­об­ре­сти как можно больше знаний по новой про­блеме. И прежде всего просим позна­ко­мить нас с сим­п­то­мами ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти.

Врач-пси­хо­те­ра­певт. Во-первых, это стрем­ле­ние вашего ребенка про­ве­сти как можно большую часть сво­бод­ного времени за ком­пью­тер­ными играми. Во-вторых, пред­по­чте­ние ком­пью­тер­ных игр общению с дру­зьями и свер­ст­ни­ками. Именно так фор­ми­ру­ется при­вычка уходить от реаль­ных друзей к вир­ту­аль­ным.

Если в ситу­а­ции запрета на ком­пью­тер­ные игры вслед­ствие чрез­мер­ного увле­че­ния ими ваш ребенок рас­стра­и­ва­ется, ста­но­вится тре­вож­ным и даже агрес­сив­ным, то из этого следует, что его уже кос­ну­лась про­блема ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти.

Если теря­ется интерес к ранее любимым увле­ка­тель­ным занятиям, если вы слышите посто­ян­ные тре­бо­ва­ния денег на покупку все новых игр, если эти игры при­об­рета­ются иногда даже путем обмана (рас­хо­ду­ются деньги, которые пред­на­зна­чены для школь­ных обедов, напри­мер), это тоже должно обес­по­ко­ить роди­те­лей.

Дети, конечно, часто ото­ж­де­ст­в­ляют себя с героями сказок и игр. Но если это входит в при­вычку в про­цессе ком­пью­тер­ных игр, если ваш ребенок настолько сжи­ва­ется с героями вир­ту­аль­ного мира, что начи­нает всерьез с ними бесе­до­вать, и не только с ними, но и самим собой, знайте, что это тоже тре­вож­ный признак ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти.

Тре­вож­ным сим­п­то­мом явля­ется и то, что дети начи­нают отка­зы­ваться от еды, чтобы лишний час поси­деть у ком­пью­тера. Или пере­стают обра­щать вни­ма­ние на те вещи и явления, которые до этого были для них важными и зна­чи­мыми.

Если виде­о­и­гры, а впо­след­ствии и азарт­ные игры и даже их предв­ку­ше­ние при­во­дят вашего ребенка в состо­я­ние воз­бу­жде­ния (эйфории), если он с трудом про­сы­па­ется утром, а потом еще довольно про­дол­жи­тель­ное время нахо­дится в состо­я­нии депрес­сии, знайте, что болезнь под назва­нием ком­пью­тер­ная зави­си­мость уже где-то рядом. Не про­пу­стите этот момент, начи­найте активно действо­вать.

Учитель. Но всегда ли могут роди­тели проти­во­по­ставить ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти что-то более инте­рес­ное, более стоящее, как для общего раз­ви­тия, так и для дет­ского здо­ро­вья?

Роди­тели:

— Мы согласны с тем, что во многих семьях в насто­я­щее время дети растут как бы сами по себе. По крайней мере, это каса­ется того периода времени, когда они не нахо­дятся в школе. Есть у них зани­ма­тель­ная игрушка, а в насто­я­щее время для многих из них это — ком­пью­тер, молчат, ну и ладно.

— Да, полу­ча­ется так, что у нас свои заботы, у них свои занятия и необ­хо­ди­мого общения нет как нет. А ведь согла­си­тесь, оно необ­хо­димо не только детям, он и нам, взро­с­лым. От такого общения мы, взро­с­лые, ста­но­вимся мягче, добрее, а в неко­то­рых случаях даже мудрее.

— Уходя в свой взро­с­лый мир добы­ва­ния денег, мы сами толкаем своих детей к ком­пью­теру. Давайте поду­маем, сколько раз каждый из нас сказал своему ребенку «отстань, мне некогда, иди, поиграй»?

— Но ведь у взро­с­лых действи­тельно мало времени. После работы еще столько забот дома. Да и отдох­нуть хочется.

— Вот и полу­ча­ется, что наши дети начи­нают больше дове­рять ком­пью­теру, чем нам. Сидят, впив­шись глазами в мон­стров, или учатся рас­стре­ли­вать, вып­ле­с­ки­вая всю нако­пив­шу­юся агрес­сию в игре. Сегодня в игре, а завтра на кого она может вып­лес­нуться? На свер­ст­ни­ков? На людей другой наци­о­наль­но­сти?

— Начи­на­ется с домаш­него ком­пью­тера, а про­дол­же­ние может быть у играль­ных авто­ма­тов. Поя­вив­шийся и все более рас­ту­щий азарт, на который роди­тели могут нало­жить запрет, я имею в виду домаш­ние ком­пью­тер­ные игры, может перейти на игры у авто­ма­тов. И это уже посе­рьез­нее. Потому что здесь при­ни­мают участие уже и деньги. Не секрет, что кар­ман­ных денег у многих детей в наше время пре­до­ста­точно. И они уже могут и не спро­сить нас играть им или не играть. И про­с­ле­дить за этим про­цес­сом мы не сможем. Поэтому сама собой напра­ши­ва­ется мысль о вос­пита­нии куль­туры детских потреб­но­стей.

— И все-таки давайте пого­во­рим кон­кретно о том, что именно можем сделать в этом плане мы, роди­тели. В нашей семье, напри­мер, царит культ спорта. И это нам очень помо­гает в вос­пита­нии. Осо­бенно это хорошо, когда спортом увлечен отец. Отец и сын вместе, и ком­пью­тер­ным играм при­хо­дится посто­ро­ниться. Я не хочу сказать, что их нет в жизни нашего сына. Но они зани­мают по праву всего лишь свою неболь­шую раз­вле­ка­тель­ную часть.

— А я свою дочь начиная с дош­коль­ного воз­ра­ста при­у­чала зани­маться домаш­ним инте­рье­ром. Все начи­на­лось с бла­го­устройства детской куколь­ной квар­тиры. И сейчас ее очень инте­ре­суют подоб­ные вопросы. Она все время стремится навести порядок и уют в своей детской. К тому же дочь увле­клась вопро­сами дизайна настолько, что в свое сво­бод­ное время стала посе­щать занятия кружка «Твой дом». На занятиях они изучают все: от при­го­то­в­ле­ния раз­лич­ных блюд до офор­м­ле­ния инте­рьера квар­тиры. И уже иногда не я, а она нам ста­ра­ется объ­яс­нить, почему что-то надо рас­поло­жить именно так, а не по-иному. Мы очень рады, что ребенку при­ви­вают полезные при­вычки и хороший вкус.

— А наш сын отдает пред­по­чте­ние тем занятиям, резуль­таты которых можно видеть. И за которые мы вправе его похвалить. Он любит масте­рить. Самое главное, как я считаю, для роди­те­лей — опре­де­лить уже с раннего воз­ра­ста, к какого рода занятиям больше склонен ваш ребенок. И пре­до­ставить ему воз­мож­ность раз­ви­вать свои склон­но­сти и спо­соб­но­сти, чтобы интерес к люби­мому и полез­ному делу не угасал. Конечно, для этого необ­хо­димо время и тер­пе­ние. Но ведь это наши дети, которым мы хотим добра. Значит, при всей нашей загру­жен­но­сти надо нахо­дить для них время. Иначе все может отклик­нуться зави­си­мо­стью, и не одной! Тогда мы находим и время, и деньги. Но, к сожа­ле­нию, бывает уже поздно. Так что лучше помнить об этом. И поста­раться исполь­зо­вать и вре­мен­ные, и финан­со­вые резервы в более раннем воз­ра­сте, на стадии фор­ми­ро­ва­ния при­вы­чек наших детей.

— Пол­но­стью с вами согласна. Посе­ще­ние нашим сыном школы искус­ств, его ста­ра­тель­ные паль­чики на клави­шах фор­те­пи­ано, а к этому еще и пение — все это не только полезно для нашего ребенка, но и вызы­вает массу поло­жи­тель­ных эмоций у нас, взро­с­лых. Подвиж­ность паль­чи­ков, нас­колько я знаю, хорошо ска­зы­ва­ется на мысли­тель­ном про­цессе детей, укреп­ля­ются голо­со­вые связки, раз­ви­ва­ются легкие.

А сколько удо­воль­ствия доста­в­ляет это ему самому! Хочу отметить, что мы с мужем люди тоже очень занятые. К нам на помощь пришла наша заме­ча­тель­ная бабушка. Правда, ком­пью­тер­ные игры тоже не забыты. Но мы с первых так назы­ва­е­мых «ком­пью­тер­ных шагов» нашего сына взяли ини­ци­а­тиву в свои руки, при­ви­вая ему посте­пенно эле­мен­тар­ную ком­пью­тер­ную куль­туру.

Учитель. И вы совер­шенно правы. Следить за тем, как, когда и чем зани­ма­ется ваш ребенок, когда он нахо­дится за ком­пью­те­ром, — это и есть первый шаг к вос­пита­нию ком­пью­тер­ной куль­туры. А в конеч­ном итоге все ранее вами, ува­жа­е­мые роди­тели, ска­зан­ное и есть ответ на вопрос, что могут сделать роди­тели, чтобы уберечь ребенка от ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Все то, что будет полезно для его здо­ро­вья, жизни, раз­ви­тия его лич­но­сти, станет вос­пита­нием ком­пью­тер­ной куль­туры, потому что она в конеч­ном счете от обык­но­вен­ной куль­туры ничем не отли­ча­ется.

Врач-пси­хо­те­ра­певт. Мы, врачи, посто­янно напо­ми­наем людям о том, что пре­дот­вра­тить болезнь всегда легче, чем лечить. Но для этого необ­хо­дим опре­де­лен­ный уровень знаний, вни­ма­ние к ребенку и его про­бле­мам, душев­ное тепло и взра­щи­ва­ние такого уровня вза­и­мо­по­ни­ма­ния, которое поможет вам избе­жать беды. Желание видеть наших детей здо­ро­выми и успеш­ными должно придать нам силы в про­фи­лак­ти­че­ской и вос­пита­тель­ной работе с ними. Не упус­кайте ни один момент из жизни ваших детей, начиная именно с младшего воз­ра­ста, когда в ребенке закла­ды­ва­ются основы будущей здо­ро­вой и успеш­ной жизни.

Пси­холог. Действи­тельно, чем раньше начи­нают роди­тели при­ла­гать свои усилия по про­фи­лак­тике вредных при­вы­чек, тем меньше будет в их общем будущем затрат здо­ро­вья и финан­сов. Потому что про­фи­лак­тика — это пре­ду­пре­жде­ние всех тех нега­тив­ных в плане мораль­ного, физи­че­ского здо­ро­вья и финан­со­вого бла­го­по­лу­чия явлений, которые влечет за собой любая зави­си­мость.

Часто началу ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти предше­ствует фор­ми­ро­ва­ние у детей, начиная с раннего воз­ра­ста, очень низкой само­о­ценки. Для того чтобы дети в более зрелом воз­ра­сте не само­утвер­ждались через денеж­ные выи­грыши и вир­ту­аль­ные победы, помо­гайте им само­у­твер­диться в хороших, добрых и полезных делах с младшего воз­ра­ста.

Если ребенок с детских лет не сможет почув­ство­вать свою зна­чи­мость и цен­ность в этом мире вообще и для мира его родных и близких в част­но­сти, то вполне веро­ятно, что впо­след­ствии из-за недо­о­ценки себя и резуль­та­тов своей дея­тель­но­сти и раз­ви­ва­ю­ще­гося на этой основе повы­шен­ного уровня вну­ша­е­мо­сти, он станет под­чи­няться и обу­ре­ва­ю­щим его жиз­нен­ным стра­с­тям, и лидеру с сильной волей, который сможет повести его за собой, при этом далеко не в нужном напра­в­ле­нии. Люди с зани­жен­ной само­о­цен­кой трудно при­ни­мают соб­ствен­ные решения. Они выра­с­тают неса­мо­сто­я­тель­ными и безы­ни­ци­а­тив­ными. Пола­га­ются на волю случая, несут в будущую жизнь окру­жа­ю­щих их людей беды и разоча­ро­ва­ния.

Однажды, пере­чи­с­ляя гостей домаш­него празд­ника «День рожде­ния сына», мать, имея в виду сына, сказала такую фразу: «Он — не в счет». Эту фразу и ту волну обиды и непо­ни­ма­ния, которая вдруг обру­ши­лась на него, уже вырос­ший сын так и не смог забыть никогда. Прошло время, выяс­ни­лись все обсто­я­тель­ства и причины, по которым была про­из­не­сена эта фраза. Все было понято. Но та волна детской обиды так и оста­лась в душе «взро­с­лого маль­чика». Устра­и­вайте детям празд­ники, к которым они смогли бы прийти с опре­де­лен­ными успе­хами. Скажите доброе слово о вашем ребенке перед теми людьми, мнением которых он дорожит. Не забы­вайте отметить его хорошие дела, похвалите за успеш­ные моменты его жизни, дея­тель­но­сти. Это укрепит их веру в себя, повысит само­о­ценку. Они поверят в свою зна­чи­мость, силы и воз­мож­но­сти. А твердо уве­ро­вав в то, что они могут многое, однажды смогут себе сказать: «Я это смогу. Я этого добьюсь. Я это пре­о­до­лею. А от этого я смогу отка­заться».

Врач-пси­хо­те­ра­певт. Спе­ци­али­сты москов­ского Центра вир­ту­али­стики при Инсти­туте чело­века РАН считают, что детям до 12 лет следует запре­щать сидеть за ком­пью­те­ром ночью. В дневное же время этому занятию можно уделять не более 2—3 часов, ввиду того, что только после 12 лет под­ростки уже в состо­я­нии раз­ли­чать вир­ту­аль­ные и реаль­ные образы. Но даже в таком воз­ра­сте стоит осте­ре­гаться и не зло­у­по­тре­б­лять вре­ме­нем нахо­жде­ния за ком­пью­те­ром. Ведь раз­ви­тие и ста­но­в­ле­ние орга­низма, ста­но­в­ле­ние его психики, а также раз­ви­тие лич­ност­ных качеств про­ис­хо­дит у каждого ребенка по-разному. И далеко не всегда роди­тели могут за всем про­с­ле­дить и учесть все нюансы инди­ви­ду­аль­но­сти этого раз­ви­тия. Ночные бдения у мони­тора ком­пью­тера проти­во­по­ка­заны, а за 2 часа до сна неже­ла­тельны.

Учитель. Красота мира реаль­ного, радость сози­да­тель­ной чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, непо­в­то­ри­мость пережи­ва­ния эмо­ци­о­наль­ных чувств в про­цессе живого чело­ве­че­ского общения — вот то, к чему следует нам всем вести наших детей, чтобы они смогли избе­жать заман­чи­вой бездны Интер­нета и рас­па­ля­ю­щего, а впо­след­ствии испе­пе­ля­ю­щего чувства от азарт­ных игр. Но в жизни не всегда так слу­ча­ется, что все то, о чем мы хорошо про­ин­фор­ми­ро­ваны, обя­за­тельно будет, во-первых, правильно исполь­зо­вано, а во-вторых, даже вслед­ствие разум­ного и после­до­ва­тель­ного при­ме­не­ния ока­жется доста­точно действен­ным. Поэтому роди­те­лям следует знать все сим­п­томы патоло­ги­че­ского игро­мана. Воз­можно, кто-то может поду­мать, что роди­те­лям детей младшего воз­ра­ста еще рано зна­ко­миться с подоб­ной инфор­ма­цией. На это я должна заметить, что дети имеют обык­но­ве­ние расти быстро, а для кого-то еще и неза­метно.

Врач-пси­хо­те­ра­певт. Я хочу вас позна­ко­мить со спе­ци­аль­ной памят­кой.

Сим­п­томы патоло­ги­че­ского игро­мана

1. Погло­щен­ность, оза­бо­чен­ность игрой (вспо­ми­нает о прошлых играх, пла­ни­рует будущие ставки, думает о том, как найти деньги на сле­ду­ю­щую игру).

2. Играя, испы­ты­вает воз­бу­жде­ние и повы­шает ставки.

3. Испы­ты­вает затруд­не­ния при попыт­ках кон­тро­ли­ро­вать или пре­р­вать игру.

4. Чув­ствует тревогу или раз­дра­же­ние при необ­хо­ди­мо­сти огра­ни­чить ставки или оста­но­вить игру.

5. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настро­е­ние (уйти от чувства вины, тревоги, депрес­сии).

6. Пред­при­ни­мает попытки оты­граться на сле­ду­ю­щий день после про­и­грыша.

7. Обма­ны­вает членов семьи или тера­певта с целью скрыть истин­ную степень своей вовле­чен­но­сти в игру.

8. Совер­шает такие неза­кон­ные действия, как подлог, обман, кража или рас­трата, для финан­си­ро­ва­ния игры.

9. Вызы­вает игрой риск поте­рять работу, друзей, воз­мож­ность про­дви­же­ния по службе или полу­че­ния обра­зо­ва­ния.

10. Пере­за­ни­мает деньги у других лиц, чтобы рас­пла­титься с уже име­ю­щимися долгами, вызван­ными игрой.

Если у чело­века при­сут­ствует хотя бы 4 из пере­чи­с­лен­ных сим­п­то­мов, то можно сказать, что «пси­хи­че­ская» инфек­ция орга­низ­мом уже полу­чена.

Роди­тели. Вы правы в том смысле, что лучше узнать обо всех нега­тив­ных послед­ствиях заранее. Уверен, что многие из нас могут при­ве­сти примеры из жизни своих род­ствен­ни­ков или зна­ко­мых, когда люди ока­зались бес­сильны, стол­к­нув­шись с бедой, которую при­го­то­вило нам новое время и про­гресс. Азарт и добыча денег при­во­дит игро­мана к нару­ше­нию мораль­ных норм и законов. Я читал, что при­стра­стие к азарт­ным играм очень велико у мужчин.

Врач-пси­хо­те­ра­певт. Это действи­тельно так. Страсть к азарт­ным играм захва­ты­вает больше мужчин. Но женщины под­да­ются азарт­ной зави­си­мо­сти в 3 раза быстрее. Азарт игро­мана признан эмо­ци­о­наль­ным забо­ле­ва­нием. И эта болезнь про­те­кает у женщин серьез­нее. Период лечения уве­ли­чи­ва­ется.

Роди­тели. Но ведь обще­из­вестно, что одни люди спо­койно могут пройти мимо многих удо­воль­ствий, другие, даже напря­гая силу воли, попа­дают в плен иллю­зор­ного счастья. Почему так про­ис­хо­дит?

Врач-пси­хо­те­ра­певт. «Центр удо­воль­ствия», суще­ству­ю­щий в мозгу чело­века, был открыт Джейм­сом Олдсом в 1953 г. В мозгу про­ис­хо­дит воз­бу­жде­ние опре­де­лен­ной группы клеток, которое и доста­в­ляет чело­веку такое удо­воль­ствие. Были про­ве­дены опыты на крысах, которых обучили нажи­мать спе­ци­аль­ную педаль, при­но­ся­щую им искус­ствен­ную радость. Ради этой радости крысы отка­зались от корма, исто­щи­лись. Они то и дело нажи­мали педаль «радости», пред­по­читая удо­воль­ствие еде. Но природа отвела всему живому опре­де­лен­ный объем удо­воль­ствий. И его пре­вы­ше­ние чревато отри­ца­тель­ными послед­стви­ями. За все при­хо­дится рас­пла­чи­ваться. И люди рас­пла­чи­ва­ются слишком многим: карье­рой, любовью, семьей, здо­ро­вьем и, наконец, самой жизнью. Никто не знает, как именно про­ре­а­ги­рует «центр удо­воль­ствия» в том или ином орга­низме. Поэтому от все­воз­мож­ных стра­стей надо быть подальше. И самим, и с раннего воз­ра­ста обе­ре­гать от этого своих детей.

Роди­тели. Что же делать? С чего начи­нать про­фи­лак­ти­че­скую работу с ребен­ком, кроме кон­троля?

Врач-пси­хо­те­ра­певт. В никуда, в Интер­нет и азарт, уходят эмо­ци­о­нально неза­ка­лен­ные люди. Учите детей правильно отно­ситься к жиз­нен­ным труд­но­стям. Уделите должное вни­ма­ние вос­пита­нию волевых качеств. Заком­плек­со­ван­ный ребенок тоже будет искать выход из соз­дав­ше­гося труд­ного поло­же­ния, уходя в никуда. С малых лет учите детей пре­о­до­ле­вать спо­койно и разумно кри­ти­че­ские жиз­нен­ные ситу­а­ции. Ваш ребенок должен твердо уве­ро­вать в то, что в жизни все поправимо, кроме ухода из нее. Разумные мысли и ста­ра­ния сделают свое правое дело. Исполь­зуйте ваш соб­ствен­ный опыт, учите, как лучше выхо­дить из душевно-стрес­со­вого состо­я­ния. Отвле­кайте детей от мрачных мыслей. Не оста­в­ляйте без вни­ма­ния их рас­сказы и жалобы на то, что омра­чает их детскую жизнь. Не считайте это чепухой и мелочами. В их воз­ра­сте эти мелочи очень значимы и пережи­ва­емы.

Учитель. Вос­пи­ты­вая эле­мен­тар­ную ком­пью­тер­ную и игровую куль­туру, каждый роди­тель в состо­я­нии про­с­ле­дить за вре­ме­нем пре­бы­ва­ния ребенка за ком­пью­те­ром и за выбором игр. Труднее, конечно, усле­дить за поль­зо­ва­нием игро­выми авто­ма­тами. Хотя сейчас уже суще­ствуют опре­де­лен­ные огра­ни­че­ния для детей. Все это хорошо. Но наша главная задача — вос­пита­ние. Вос­пита­ние такой лич­но­сти, которая смогла бы устоять против всех соблаз­нов. Роди­тель­ский кон­троль в этом про­цессе играет нема­ло­важ­ную роль. Кон­троль вре­мя­пре­про­во­жде­ния, расхода кар­ман­ных денег, разумные огра­ни­че­ния — все это поможет вам в вос­пита­тель­ном про­цессе. Но самое главное — не оста­в­лять детей один на один с их про­бле­мами и такими важными для них нере­шен­ными вопро­сами. Убрав из дет­ского пове­де­ния напря­же­ние и эмо­ци­о­наль­ный дис­ком­форт, вы убе­ре­жете их от поиска рас­сла­б­ле­ния и ухода от проблем и непо­ни­ма­ния в другой мир, вир­ту­аль­ный или азарт­ный. Все важно в вос­пита­тель­ном про­цессе. В том числе и вос­пита­ние волевой лич­но­сти, которая сумеет вовремя сказать себе «нет». Воля и харак­тер закла­ды­ва­ются в детстве. А все начи­на­ется:

• с правиль­ного режима (составьте его вместе с ребен­ком, сами пока­жите пример выпол­не­ния, умения держать свое слово);

• разум­ного исполь­зо­ва­ния времени (изучите мир инте­ре­сов ребенка, помо­гите ему опре­де­литься с выбором люби­мого занятия);

• умения добро­со­вестно тру­диться (заня­то­сть полезным трудом отвле­кает от нера­зумных мыслей, при­вле­кайте детей к выпол­не­нию своих дел и домаш­них обя­зан­но­стей);

• умения не под­да­ваться отри­ца­тель­ным соблазнам (пока­жите на при­ме­рах, как они мешают доброму и полез­ному);

• умения про­я­в­лять настой­чи­вость (не давайте воз­мож­но­сти настой­чи­во­сти перейти во вредное упрям­ство);

• умения терпеть и согла­шаться с разумными дово­дами (при­ве­дите примеры из жизни друзей, зна­ко­мых, род­ствен­ни­ков; обы­грайте ситу­а­цию со своим уча­стием);

• соблю­де­ния правил пове­де­ния и дис­ци­плины (исполь­зуйте личный поло­жи­тель­ный пример и отри­ца­тель­ные резуль­таты несо­блю­де­ния из жизни его друзей или одно­клас­с­ни­ков);

• обду­мы­ва­ния и анализа своих поступ­ков (найдите время для бесед с ребен­ком, для откро­вен­ного раз­го­вора с после­ду­ю­щим анали­зом поступка, про­я­в­ляя при этом такт и тер­пе­ние);

• умения сделать правиль­ные выводы (под­во­дите ребенка посте­пенно к выводам в про­цессе беседы, нена­вяз­чиво проводя необ­хо­ди­мую для этого инфор­ма­цию; исполь­зуйте для этого фразы типа: «тебе не пока­за­лось, что...», «а как ты думаешь, не полу­чится ли, что...» и т. д.);

• умения кон­тро­ли­ро­вать свое пове­де­ние (не упу­стите воз­мож­ность пока­зать пользу кон­троля над собой и своими жела­ни­ями на ярком примере дет­ского поступка, похвалите ребенка за это);

• вос­пита­ния рас­по­зна­вать с детства истин­ные жиз­нен­ные цен­но­сти (здо­ро­вье, добро, бла­го­по­лу­чие свое и своих близких, вну­трен­ний комфорт и т. д.);

• учиться пре­о­до­ле­вать труд­но­сти и нега­тив­ные желания, пре­о­до­ле­вая себя (пов­то­ряйте детям, что пре­о­до­ле­ние себя — это самая большая победа чело­века в жизни, потому что эта победа самая трудная; но вместе с тем она дает самые ощу­ти­мые поло­жи­тель­ные жиз­нен­ные резуль­таты; здесь важны яркие поло­жи­тель­ные примеры).

Но такую волевую, эмо­ци­о­нально устой­чи­вую лич­ность нам с вами еще пред­стоит выра­стить. Ведь никто не может дать гаран­тию, что именно вашего ребенка не затро­нет болезнь зави­си­мо­сти. Поэтому лучше не увле­каться прежде всего самим, чтобы можно было пока­зать поло­жи­тель­ный пример детям. И ста­раться обе­ре­гать своих детей от любого рода зави­си­мо­сти, поль­зу­ясь нрав­ствен­ными зако­нами жизни как переч­нем того важного и необ­хо­ди­мого, что мы обязаны вос­питать в своих детях. Того, что укрепит их волю, под­дер­жит в добрых начи­на­ниях, поможет в трудные минуты жизни и оградит от плохого и нера­зум­ного.

с. 168—182