Старший подросток и родители
В значительно большей мере, чем о себе лично, дорожит старший подросток мнением товарищей о его родителях, как и не безразлично ему, как выглядят родители в глазах общества в целом: пользуются ли признанием, уважением или, на худой конец, не стали ли хотя бы объектом осуждения, и в такой же мере, в какой доступно ему примириться с тем, что сам он кому-то не нравится, не может он примириться с отрицательным отношением к отцу его и матери: он хочет гордиться ими, и больно, мучительно больно, ему и стыдно, если не дают они к тому повода. Мы зафиксировали, например, 169 семейных конфликтов1, единственным поводом к которым послужило разочарование в «предках», а также нежелание примириться с тем, что не соответствуют последние стандарту.
При этом обращает на себя внимание, что именно в старшем подростковом возрасте «открыли» для себя впервые учащиеся родителей, что именно с этого момента присматривались они к ним более чем пристально, а также что предъявляемые к ним требования стали отныне настолько высокими, что полностью удовлетворенными результатами критического обозрения остались лишь 36 из 224 учащихся, да и для этих старших подростков характерно было своеобразное опасение: не уронили бы родители достоинства при тех или иных неблагоприятных для них обстоятельствах; не изменилось бы к худшему мнение о них одноклассников и друзей по малым коллективам. Удивительно ли, что действия родителей (из самых лучших побуждений) подвергались постоянно критике, и конфликтные ситуации возникали весьма часто, тем более что родители 178 наших старших подростков (80%) к замечаниям относились крайне нетерпимо?!
Особенно впечатляющим в этом отношении является, пожалуй, даже не то, что старший подросток «бунтует» в ситуации, когда мать или отец ведет себя не так, как того бы ему хотелось.
Родители могут вести себя и хорошо — и все равно не установить им эмоционального с ним контакта, если не убедят они его в том, что можно ими гордиться: обычно при этом условии не выходит из повиновения старший подросток, при этом условии не станет он избегать показываться с родителями «на людях».
Естественно, игнорировать мнение сына или дочери о себе родителям никак не следует, тем более что именно в этом возрасте всего меньше расстояние от любви до ненависти и от близости до отчужденности.
К слову сказать, ни одному из родителей тех 178 старших подростков, прислушиваться к мнению которых в их семьях считалось блажью, так и не удалось сохранить ни привязанности детей, ни власти над ними, и помочь школе в воспитании их детей родители эти естественно в состоянии не были, хотя в такой помощи школа и нуждалась.
Зато как гордится членом семьи старший подросток, если есть к тому основания! Как стремится подражать (решительно во всем!) предмету гордости! Как прислушивается к каждому его слову! Разве не показательно, что все 36 довольных своими родителями старших подростков принадлежали к числу «благополучных детей» и не было надобности прибегать к помощи отцов их и матерей, хотя те и были только в состоянии помочь школе?!
Разве не показательно также, что старшие подростки считали себя уязвленными, если о ком-либо из членов их семьи дурно отзывались, а также что обнаружилась у них поразительная чувствительность к малейшему разладу в семье? Вот почему ни одна из проблем этого возраста не может быть решена, если не уделяется внимание проблеме «семейного климата», если школа работает в отрыве от семьи и педагогический коллектив не осведомлен о том, что происходит в семьях учащихся.
Поиск объектов подражания
Отмечается своеобразный парадокс: в такой же мере, в какой постоянно стремятся старшие подростки к самостоятельности, не менее постоянно стремятся они кому-то в чем-то подражать, причем именно в этом возрасте обнаруживается впервые активный поиск объекта подражания, столь характерно проявляющийся в «картине поведения» как шестиклассников, так и семиклассников. Подражает старший подросток, конечно же, далеко не всем. Зато черпает он нравственное удовлетворение в такого рода поступках, которые мог бы, по его мнению, совершить человек, выступающий в качестве идеала, и, наоборот, переживает чувство стыда, а также испытывает угрызения совести, если случается ему нарушить приписываемые объекту подражания нормы поведения. Нечего и говорить о том, как важно принять посильное участие в процессе формирования идеалов старшего подростка, тем более что руководство чтением (представляющим собой одно из эффективнейших средств достижения данной цели) осуществить еще в VI—VII классах вполне возможно.
Как и для младшего подростка, характерен для старшего идеал, воплощенный в образе конкретного человека2, в связи с чем встречи с героями космоса, деятелями науки и культуры, героями труда, ветеранами революции и т. п. приобретают в этом возрасте не менее важное значение, нежели чтение книг о выдающихся людях. Организация такого рода встреч — во власти педагогических коллективов, и было бы более чем легкомысленно не воспользоваться ими для формирования идеалов старших подростков.
Приносят желаемый эффект такие встречи, правда, далеко не всегда. Бывают и осечки. И случается это чаще всего в тех случаях, когда при подборе участников встреч не считаются с тем, что значимо для старшего подростка, а также с тем, что импонирует ему в человеке, вызывая желание подражать ему.
Крайне отрицательно действует на него, к примеру, зрелище как физической, так и интеллектуальной немощности. Семь из 12 встреч с участниками гражданской войны, организованных пионерскими дружинами наших школ, не привели к желаемому результату по той лишь причине, что гости пионеров были слишком уж преклонного возраста. Точно так же не достигли цели и организаторы ряда встреч (8 из 17) с ударниками труда, так как при подборе их участников руководствовались они только производственными показателями членов рабочих коллективов и вовсе не учли уровня общеобразовательной их подготовки, а также ораторских их возможностей.
Отметим в этой связи, что хотя старший подросток все еще высоко расценивает физическую одаренность, переоценивает он тем не менее далеко не все ее варианты, и в первую очередь тот из них, когда одаренность эта не сочетается с одаренностью интеллектуальной. Такого явления, весьма характерного для младшего подросткового возраста, когда физическая одаренность при всех условиях оказывается более значимой, нежели одаренность интеллектуальная, в старшем подростковом возрасте встретить почти невозможно (всего 4 случая в 7 классах). Но и интеллектуальное превосходство само по себе также не переоценивается старшим подростком: ни один из наших талантливых «интеллектуалов», например, в качестве объекта подражания выбран не был, так как до физического совершенства всем им было более чем далеко.
Точно так же, хотя и импонируют старшему подростку и непреклонная решимость, и мужество, и смелость, и ловкость, и непримиримость, и значительное преимущество в силе, и честность, и неподкупность, и красивая даже наружность, все эти качества тотчас же теряют в своей значимости, едва только выясняется, что интеллектуальный потенциал их обладателя незначителен. И в этом состоит еще одно существенное отличие старшего подростка от младшего.
Старший подросток как субъект воспитания
В 12—13 лет обнаруживается впервые потребность в самовоспитании, и в такой же мере, в какой не нравится старшим подросткам выступать в качестве объекта, воспитания, по душе им новая их роль — роль его субъекта, причем заслуживает быть отмеченным, что самовоспитание не служит отныне только цели самоутверждения, как бывало то на уровне V класса: оно значимо для учащихся и само по себе, доказательством чего служит хотя бы то, что все они охотно занимаются им даже тогда, когда ощутимых результатов добиться не удается. Мало того, старший подросток не теряет интереса к самовоспитанию в том даже случае, когда положение его в коллективе прочное, а здоровье крепкое. Из этого, правда, вовсе не следует, будто бы шестиклассники и семиклассники в процессе самовоспитания не ставят перед собой определенных целей. Ставят, конечно. Но вне зависимости от того, что представляют собой эти цели, сам процесс самовоспитания также эмоционально привлекателен, и они охотно предаются ему, даже если и результатов ожидают в отдаленном лишь будущем. Важно подчеркнуть при этом, что нет для старшего подростка более значимой цели самовоспитания, чем научиться владеть собой, и многие качества формирует он у себя для того лишь, чтобы создать предпосылки к ее достижению. Объяснение этому находим мы в том в первую очередь обстоятельстве, что требует своего удовлетворения потребность в эмоциональном благополучии, а удовлетворить-то ее могут (вследствие гипертрофии эмоциональности) далеко не все старшие подростки, а именно те лишь из них, кто в достаточной мере хорошо владеет собой. Вот почему все наши шестиклассники и семиклассники (не только мальчики, но и девочки) и ставили перед собой эту цель, хотя и не отдавали себе отчета в том, почему они так поступают.
Искусство владеть собой, конечно же, не является единственной целью самовоспитания, хотя и мечтает обычно старший подросток о волевой регуляции поведения, причем мечтает активно, постоянно тренируясь в поступках, требующих такого рода регуляции. Уделяет он внимание и воспитанию у себя нравственных качеств, причем времени для тренажа в нравственном поведении тратит, как правило, тем больше, чем в большей мере импонирует ему нравственный облик человека, ставшего объектом подражания.
Не забывают, наконец, шестиклассники и семиклассники и о необходимости наращивать интеллектуальный свой потенциал (особенно в ситуации, когда приходится общаться с людьми, высокая степень эрудированности которых не сочетается со столь же прочными навыками вежливого обхождения с окружающими3), хотя и случается это значительно реже, нежели бывает то, когда предметом забот становятся потенциалы нравственный и волевой4. На эту их особенность вполне уже возможно опереться в борьбе за высокую успеваемость.
Подверженность «смысловому барьеру»
В части I книги было отмечено, что в «картине поведения» 25% младших подростков обнаружен был «смысловой барьер» — непреодолимая преграда на пути к установлению эмоционального контакта с учащимся, довольно серьезная к тому же преграда на пути к установлению контакта делового. Отмечали мы также, что в 11-летнем возрасте оба варианта «смыслового барьера» выступают только в функции уродливого средства удовлетворения потребности в достойном положении в коллективе сверстников. Так вот, поскольку на новом возрастном уровне потребность эта утрачивает значение ведущего мотива поведения, поскольку к тому же к мнению ровесников старший подросток обычно не прислушивается, а если и делает это, то далеко не всегда принимает в расчет при определении своего поведения, не следует ли из этого, что в VI—VII классах нет более почвы для такого поведенческого сорняка?
Материалы многолетних наблюдений свидетельствуют: почва имеется, но почва эта особого рода, и причины одного и того же явления — «смыслового барьера» — на уровне V и VI—VII классов далеко не индентичны. В 11 лет, например, учащийся ни при каких обстоятельствах не прибегнет к «смысловому барьеру» в любом его варианте, если положению его в коллективе ничто не угрожает. Вы можете подвергнуть его даже «разносу», но если такой процедуре подвергаете вы его в «беседе» с глазу на глаз; если, кроме того, основание для «разноса» имеется — «смыслового барьера» вам не вызвать, даже если, повторяем, и отчитаете вы пятиклассника боле чем резко5. Для старшего подростка не суть важно, отчитываете ли вы его в беседе без свидетелей или в присутствии класса. Малейшая попытка унизить его — и вполне уже возможна с его стороны реакция типа «смыслового барьера», причем не исключено, что реакция эта обретет характер реакции запаздывающего типа, как и вполне уже возможно, что объектом ее станет вовсе не тот человек, действиями которого была она вызвана. В 134 случаях, отмеченных в 7 старших подростковых классах, дело, например, обстояло именно таким образом: в состояние эмоционального дискомфорта учащиеся ввергнуты были одними людьми, реакция же типа «смыслового барьера» обратилась против других, действия которых, фигурально выражаясь, расценены были как горькие не по той вовсе причине, что действительно были таковыми, а в силу того лишь обстоятельства, что в момент встречи с ними во рту у обладателей такого состояния была желчь.
Отметим в этой связи, что силу, достаточную для того, чтобы воплотилась эмоциональная разрядка в адресованное первому встречному явление «смыслового барьера», состояние эмоционального дискомфорта набирает далеко не всегда. Это случается: а) если слишком уж чрезмерны эмоциональные перегрузки; б) если тщетны попытки отстоять свое право на автономию в коллективе; в) если нанесен чувству собственного достоинства слишком уж серьезный урон.
Только при этом условии достигает эмоциональный дискомфорт такой глубины, что не сможет уже не вылиться в один из вариантов «смыслового барьера», каким бы безобидным по существу своему ни был тот предлог, что сыграет роль сигнала к эмоциональной разрядке, и какой бы ни была степень вины человека, который станет нежданно-негаданно объектом неспровоцированной им реакции.
Тенденция предаваться мечтаниям
Тенденция предаваться мечтаниям сохраняется и в эти годы, и невозможно обнаружить шестиклассника или семиклассника, который бы не находился постоянно во власти той или иной мечты, как и трудно отыскать старшего подростка, не делающего попыток воплотить мечту в реальность.
Конечно же, не все мечтания в равной мере долго владеют и старшим подростком: рядом с ведущей мечтой, наиболее значимой и устойчивой, уживаются подчас и мечты-«времянки», сменяющие друг друга ничуть не менее часто, чем меняются жизненные ситуации. И всё же в силе своего влияния на «картину поведения» «времянки» эти редко когда уступают ведущей мечте, хотя и дорожит ими старший подросток до тех лишь пор, пока сохраняют свою значимость те интересы текущего момента, что лежат в их основе. А вот предметом ведущей мечты всего чаще (в наших классах обстояло так дело в 98% случаев) оказывается нечто такое, что далеко отстоит от будничных интересов учащегося. Подмечено: сколь ни романтична по сути своей ведущая мечта старшего подростка, связь ее с ведущими потребностями (в самоопределении, эмоциональном благополучии и т. п.) не утрачивается и вне этой связи она не формируется.
Отношение к своему будущему
В 12—13 лет, обнаруживается новая тенденция — к исчезновению представления о том, будто бы будущее слишком уж далеко отстоит от настоящего. В наших коллективах, к примеру, такое представление сохранилось у 28% шестиклассников и лишь у 8% семиклассников, в то время как на уровне V класса было оно характерно для всех без исключения учащихся6.
Отношение к игре
Потребность в игровой деятельности в старшие подростковые годы все еще сохраняется, и играм своим уделяет старший подросток времени и внимания ничуть не меньше, чем делает это подросток младший.
Не играют, правда, обычно семиклассники и шестиклассники в игры малышей («пуговичный футбол», «пятнашки»)7. Не встретите вы чаще всего в их среде и любителей кукол8. Высмеивается уже в норме и стремление учителей использовать элементы игры на уроках.
В то же время резко возрастает значимость спортивных игр (подвижных в первую очередь) и большинство наших ребят входило в состав хотя бы одного спортивного игрового коллектива, причем все они заботились об укреплении здоровья и в спорте усматривали решающее средство достижения данной цели9.
Игровые коллективы в этом возрасте не распадаются оттого лишь, что результат игры не устраивает одну из сторон. Результат, конечно же, значим и для старшего подростка. Но не менее значима для него и игра сама по себе, особенно же если велик эмоциональный накал ее и открывается возможность проявить максимально как физические, так и интеллектуальные способности.
Функцию дисциплинирующего средства игры шестиклассников и семиклассников сохраняют, и нарушение требования придерживаться правил карается в этом возрасте ничуть не менее строго, нежели на уровне V класса. Мы зафиксировали, например, 117 случаев, когда нарушители были даже избиты, не говоря уж о великом множестве других случаев, когда применены были менее строгие меры воздействия.
Само собой разумеется, что играют старшие подростки и в «комнатные» игры, хотя удельный вес этих игр отныне резко падает. Так, в старших подростковых классах на долю «комнатных» игр пришлось 17% свободного времени, в то время, как на уровне V класса процент этот равен был 81.
Интерес к кино и художественной литературе
Гипертрофия потребностей в новой информации приводит к тому, что не может уже старший подросток обойтись без книги, журнала, а подчас и газеты10, и у 40% наших учащихся интерес этот определился в качестве доминирующего увлечения, в связи с чем не вызывало более удивления, что читали ребята все без разбора, лишь бы только доступно было содержание публикаций.
Если тем не менее имеется возможность выбора, выбирает обычно старший подросток далеко не все подряд. В числе любимейших его писателей находим мы и Николая Островского, и Аркадия Гайдара, и Константина Паустовского, и Михаила Пришвина, и Льва Кассиля, и Константина Федина. Увлекается он Майном Ридом, Конан-Дойлем, Жюлем Верном, Дюма-отцом, Вальтером Скоттом, Ефремовым, Казанцевым, Беляевым. Читает Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Шолохова. Заметно возрастает интерес и к любовной тематике, причем увлекает отныне ребят не только романтика любви. Так, редко кто из шестиклассников и семиклассников (в наших классах — всего лишь 3%) не зачитывается уже романами Золя и Мопассана, в то время как в младшем подростковом возрасте читали их 6 % девочек и всего лишь 2 % мальчиков. Да и не будет, пожалуй, преувеличением, если скажем мы, что не было в близлежащих библиотеках такой книги, которую не прочитал бы кто-либо из наших учащихся.
Намечаются качественные изменения и в интересе к кино. Обострен уже, например, интерес к фильмам «только для взрослых» — как по той причине, что фильмы эти интересны старшим подросткам и сами по себе, так и в неменьшей степени в силу того обстоятельства, что не могут уже они не удовлетворить потребность «быть», и как тут не переступить запретной черты, если до обидного дерзко опускается шлагбаум перед самым носом?
До 6—7 раз, как бывало то в V классе, смотреть один и тот же фильм, сколь огромным бы ни был вызванный им эмоциональный отклик, не станут уже ни семиклассники, ни даже шестиклассники, и если сохраняется право выбора, куда охотнее пойдут они на новый, о котором даже плохо отзываются, нежели на понравившийся, но просмотренный уже фильм. Даже такой нашумевший боевик, как «Тарзан», и то более 3 раз смотрели всего лишь 8 наших старших подростков. Впрочем, меньше 2 раз встретились с его героем также мало учащихся — всего 16, но это весьма показательно, если вспомнить, что меньше 4 раз столь динамичные фильмы не смотрел у нас ни один пятиклассник.
Заметно снижается на новом возрастном уровне интерес к фильмам-сказкам, и при всех условиях предпочтут им отныне учащиеся фильм любого другого содержания.
Зато в восторге они от фильмов о подвигах невымышленных героев, в первую очередь от тех из них, что стали легендарными. Трудно, например, описать то потрясающее впечатление, какое произвел на некоторых наших учащихся вновь появившийся на экране «Чапаев». Достаточно отметить, что обсуждение фильма длилось 3 часа и ни один из участников его не сделал даже попытки покинуть зал — явление, небывалое в этом возрасте. Воспитательные возможности кино сохраняют свою силу, хотя и подражает уже старший подросток далеко не всем киногероям.
Одного молодечества, одной отваги недостаточно уже, чтобы завладеть его сердцем. Требуется, чтобы качество это сочеталось с не менее выраженным благородством, а также чтобы нравственная чистота и физическое совершенство героя дополнены были совершенством интеллектуальным — и только при этом условии станет он подражать ему.
Педагогический аспект «проблемы пятых классов»
1. Вклад семьи в решение «проблемы пятых классов»
«Проблема пятых классов» принадлежит к числу сложнейших психолого-педагогических проблем и, как и любая другая проблема такой степени сложности, усилиями одних только педагогических коллективов решена быть не может, тем более что влияние семьи на младшего подростка велико и предопределяет зачастую формирование не только тех особенностей его личности, что относятся к сфере социально-типичного и сугубо индивидуального.
Какова же та информация, которой можно и должно воспользоваться родителям (в противном случае могут быть сведены на нет усилия многих воспитателей!), дабы не остались они в стороне от столь значимого дела и были в состоянии внести в него посильный вклад?
Требуется прежде всего знать, что ни упрямство, ни своеволие, ни грубость, ни любое другое подобное им явление, нередко отмечаемое в поведении их детей, к числу специфически возрастных особенностей младшего подростка не относятся. Появления их в поведении пятиклассника, следовательно, можно избежать, и усилия, направленные к достижению этой цели, напрасными не будут.
Не менее важно знать, что эти явления представляют собой производное неудовлетворенной потребности в достойном положении в коллективе сверстников и в семье, а также что не возникают они в поведении тех младших подростков, потребность которых в таком положении удовлетворена. Зная это, не станут родители отчитывать сына-пятиклассника в присутствии друзей его; уважать будут стремление «быть на равных» со взрослыми; воздержатся от телесных наказаний; не пройдут мимо попыток его выглядеть лучше в глазах окружающих; перестанут опекать и не упустят, кроме того, случая подчеркнуть, что возлагают на него большие надежды.
Зная это, не станут родители девочки — младшего подростка вести в ее присутствии оскорбительные для нее разговоры о «специфически женских» обязанностях в семье; поддерживать будут стремление успехами в учебе и общественной работе занять достойное место в классном коллективе; оберегать будут от разочарования своей наружностью, подчеркивая всячески временный характер обнаруживающейся обычно в этом возрасте нескладности; а также щадить будут мир ее чувств, вмещающий в себя уже нечто большее, нежели только переживания, связанные с игровой и учебной деятельностью.
Не станут родители пятиклассников, кроме того, ставить младшего подростка в положение мишени для насмешек, в положение «худшего», сделают, другими словами, все для того, чтобы не оказаться помехой на пути к удовлетворению потребности его в достойном положении, чем внесут немалый вклад в решение «проблемы пятых классов».
Но этого, конечно, недостаточно для того, чтобы можно было полностью покончить с грубостью, недисциплинированностью, упрямством и другими отрицательными явлениями в поведении.
Учитывая, что немотивированные выходки и аффективные вспышки не отмечаются у пятиклассников в бодром состоянии, что в состоянии утомления младшие подростки чаще обращаются к уродливым явлениям «проблемы пятых классов» в качестве средства самоутверждения, а также что присуща им повышенная утомляемость, придется еще осуществить и ряд мер, направленных к достижению щадящего режима труда и отдыха.
Не последнее место в числе таких мер занимает контроль за соблюдением младшими подростками возрастной нормы сна (равной все еще 10 часам), тем более что недосыпание в условиях «малокровия мозга» неизбежным образом делает ребят раздражительными и склонными участвовать в конфликтах, а в некоторых случаях приводит даже к неврастении.
Точно так же важно контролировать соблюдение младшим подростком и режима учебной работы. В 11 лет, например, вредно просиживать многие часы за приготовлением домашних заданий — как в силу того обстоятельства, что не может без ущерба для здоровья пятиклассника игнорироваться потребность его в движении, так и по той причине, что значительно усугубляется тяжесть последствий «малокровия мозга», если лишен он возможности поиграть со сверстниками на свежем воздухе по крайней мере в течение 4 часов в сутки.
Многолетний опыт свидетельствует: на приготовление домашних заданий должно быть отведено в этом возрасте не более 2 с половиной часов, причем сесть за письменный стол младший подросток должен не раньше, чем проведет часа 2 на улице, всего лучше — на спортплощадке. К спорту, кстати, проявляют пятиклассники живейший интерес и, за редким исключением, охотно участвуют в работе всевозможных спортивных кружков и секций, что можно только приветствовать, поскольку эти занятия — эффективное средство укрепления здоровья.
При этом не следует, правда, забывать об опасных для здоровья последствиях всевозможных перегрузок — не только интеллектуальных, но и физических. Во всем нужна мера. И установить ее в каждом конкретном случае помогут родителям врачи, как помогут они выбрать наиболее рациональный режим питания, в наибольшей степени соответствующий сугубо индивидуальным особенностям учащегося.
Отношения между родителями и младшими подростками могут строиться только на честной, принципиальной основе — как по той причине, что не выносят пятиклассники фальши в других людях и предъявляют повышенные требования к соответствию слова делу, так и в силу того обстоятельства, что жаждут они уже видеть в родителях своих людей достойных, заслуживающих уважения и даже подражания, в связи с чем последние не могут уже не «строить свою жизнь» так, чтобы не было в ней места фальши, лжи и двоедушию. Вспомним в этой связи, что ни возраст сам по себе, ни положение отца и матери не гарантируют уже на этом возрастном уровне уважительного отношения со стороны сына и тем более дочери, что авторитет надо уже завоевывать, а также что вместе с правом на уважение утрачивается родителями и власть над ребенком и восстановить родительский авторитет (устранив даже первопричину его утраты) редко когда удается, поскольку прочно находится младший подросток во власти первого впечатления, устойчивость которого, повторяем, более чем велика.
Если царит в семье атмосфера взаимного недоверия, если устраиваются в ней дебоши, если утверждаются во мнении детей родители при помощи кулаков, если дружат они с рюмкой и ищут во всем выгоды — трудно рассчитывать нм на сердечность отношений с самолюбивым, заботящимся о достойном положении в коллективе, дорожащим своим честным именем младшим подростком.
Родителей таких он стыдится, и влиять на его поведение, естественно, могут они лишь в отрицательном плане. Можно ли в таких условиях, когда потерять авторитет легко, а восстановить — почти невозможно, ронять свое достоинство в глазах сына или дочери — младшего подростка, судить читателю.
Младшие подростки щепетильны в вопросах дружбы. Все они заняты поиском верного друга, и помочь им в этом поиске никогда не лишне. Следует тем не менее помнить, что грубая попытка «отвадить» друга, если выбор сделан и оказался он неудачным, не приводит в этом возрасте к желаемому результату: всего чаще такая попытка лишь озлобляет пятиклассника и заканчивается тем, что встречаются друзья тайно, а брешь, образованная ею в отношениях между родителями и младшим подростком, продолжает расширяться.
Это, правда, вовсе не означает, будто бы вправе мы мириться с неудачным выбором, как и не означает того, что бессильны мы что-либо предпринять, если выбор состоялся. Повлиять на младшего подростка и нужно, и можно, но делать это следует крайне осторожно, всего лучше — дать ему возможность самому убедиться в том, что он допустил ошибку.
В 11 лет мальчики дружат еще с мальчиками, а девочки — с девочками; дружба же мальчика с девочкой всего чаще высмеивается. Но интересно, что мальчики нередко неравнодушны уже к сверстницам, причем чувство их не только носит романтический характер и лишено какого бы то ни было сексуального оттенка, но и до неузнаваемости меняет «картину их поведения» (причем, в лучшую сторону), в связи с чем не мешает открыть ему «зеленую улицу», для чего, кстати, родителям не придется что-либо специально предпринимать — от них требуется лишь элементарная деликатность: не делать это чувство темой для разговоров; не высмеивать его, а также не позволять себе критических замечаний в адрес предмета чувства. И только. Зато деликатность эта непременно будет оценена младшим подростком и окажется эффективным средством установления эмоционального с ним контакта, точно так же как и отсутствие ее редко когда не влечет за собой реакций типа негативизма или «смыслового барьера». «Запретить» же любовь невозможно и в этом возрасте, и пытаться делать это не только бессмысленно, но и бесперспективно.
Кстати, о запретах. Практика опровергает широко распространенное мнение, будто бы младшие подростки встречают в штыки любой запрет, в силу чего, мол, невозможно регламентировать их поведение. Запрет запрету рознь, и возражать против мотивированного требования пятиклассник, как правило, не станет. Дело, следовательно, не в том, чтобы отказаться от попыток контролировать поведение младших подростков, а в том, чтобы контроль этот осуществлялся педагогически грамотно и чтобы не сводился он лишь к запретам, особенно если запреты эти суть запреты необоснованные.
Не мешает помнить и о другом правиле: «Опекай младшего подростка исподволь, внешних проявлений опеки избегай!» И вот почему: в стремлении опекать его усматривает пятиклассник намек на то, что он еще «маленький». Маленьким же себя он не считает и тем более не желает, чтобы считали его таковым взрослые, так как при таком обороте дела легко можно стать мишенью для насмешек, чему, как мы уже отмечали, противится младший подросток всеми доступными ему средствами.
Отметим в этой связи, что пятиклассники чутко прислушиваются к мнению товарищей по малым и классному коллективам и есть глубокий смысл в их просьбе воздерживаться от таких шагов, которые могли бы скомпрометировать их в глазах этих коллективов. Не любят, скажем, младшие подростки «маменькиных сыночков» и «маменькиных дочек» — и не к чему выделять своего ребенка из массы его сверстников: оберегать демонстративно от простуды, запрещать посещать секции, вызывающе наряжать и унижать жалостью в присутствии товарищей.
Не терпят они в своей среде выскочек, без достаточных к тому оснований претендующих на привилегированное положение в коллективе, — и родители обязаны сделать все от них зависящее, дабы помешать формированию у их «чада» внутренней позиции «избранного».
Презирают одноклассников, нарушающих законы товарищества,- — и надо так продумать требования свои к сыну или дочери, чтобы не оказались они перед необходимостью сделать выбор между семьей и классом.
Надо, другими словами, помочь своим детям избежать необыкновенно тягостного для них положения изоляции, и делать это следует таким образом, чтобы каждый предпринятый шаг соответствовал характеру общественного мнения младших подростковых коллективов (при условии, разумеется, что это общественное мнение не противоречит нормам коммунистической морали).
Пятиклассники переоценивают обычно свои возможности, причем показательно, что в основе их самооценок всего чаще оказываются такие достижения, которые не стали еще реальностью в настоящем и, с точки зрения умудренных опытом родителей, вовсе не под силу их детям — ни в настоящем, ни в будущем.
Такое положение вещей, естественно, чревато конфликтами, предупредить которые тем не менее вполне возможно, стоит лишь родителям заручиться доверием своих детей. При этом условии смогут они проникнуть в мир мечтаний младшего подростка, окажутся в состоянии активно влиять на характер его самооценки и, кроме всего прочего, убедятся еще и в гибельности и неэффективности попыток высмеивать его на том лишь основании, что судит он о возможностях своих менее реалистично, нежели они сами.
Важно подчеркнуть, что плохо не то, что младший подросток мечтает о делах, которые ему не под силу. Плохо, что зачастую ничего не делает он для того, чтобы приблизить то время, когда мечта его сможет осуществиться, и задача родителей состоит в том именно, чтобы, соблюдая при этом максимум такта, направить его энергию на полезные дела, оказывающиеся в русле мечтаний.
Побуждая его заниматься такими делами, должно, кстати, апеллировать только к тому, что значимо для него сейчас, в каждый данный момент настоящего. Младший подросток готов, например, сколько угодно времени затратить на овладение секретами авиамоделизма, но не потому вовсе, что собирается стать авиаконструктором или летчиком, а по той в первую очередь причине, что усматривает в своих успехах в такого рода занятии эффективное средство утверждения во мнении товарищей. Точно так же часами может он проделывать утомительные серии физических упражнений, вовсе не думая при этом посвятить себя спорту, а потому лишь, что нужно ему (не в будущем, а сегодня, сию минуту) одолеть зарвавшегося недруга, подвергающего его унижениям.
Будущее представляется еще слишком далеко отстоящим и не обладает в силу этого качеством мотива поведения. Вот почему убеждать младшего подростка в том, к примеру, что должен он просиживать часами за приготовлением утомительных заданий по арифметике потому только, что живем мы, дескать, в атомный век, когда без математики и шагу ступить невозможно, — значит напрасно терять время. Другое дело — мотив «ближнего прицела». Такой мотив, особенно если связан он каким-либо образом с потребностью в достойном положении, действует безотказно.
«Получишь двойку — исключен будешь из дворовой футбольной команды», «Не приготовишь задание по арифметике — откажу в гостеприимстве твоим друзьям» — такие угрозы (если, разумеется, младший подросток имел возможность убедиться в том, что автор их не бросает слов на ветер) эффективны — и потому в первую очередь, что не заключена в них апелляция к отдаленному будущему пятиклассника, а учтено то, что значимо для него в настоящем.
Младшие подростки очень эмоциональны, и нечего и говорить о том, что всякого рода окрики, «разносы» и подобные им травмирующие «меры воздействия» при всех условиях должны быть «объявлены вне закона» и запрещены, тем более если объектом воздействия становятся эмоционально ранимые меланхолики и безудержные, склонные к аффектам холерики, хотя, впрочем, обладатели других темпераментов в этом возрасте также чувствительны к такого рода «мерам», особенно же девочки, эмоциональная ранимость которых не в последнюю очередь коренится в последствиях физиологической перестройки их организма, которые для них настолько серьезны, что требуют специальной подготовки, и не случайно вопрос о необходимости так называемого полового воспитания возникает прежде всего в семьях девочек.
Конечно же, можно проводить специальные беседы с ними, знакомя их при этом с особенностями развития женского организма, правилами личной гигиены и т. п., как и поступают обычно в школах, поручая проведение бесед школьным врачам. Но при этом игнорируется нередко очень важная особенность пятиклассниц, а именно: что внутренне отвергают они любую попытку как-то выделить их из классного коллектива и противопоставить мальчикам, в связи с чем в своем присутствии на такой беседе, сколь бы привлекателен ни был для них предмет ее сам по себе, усматривают они нечто для себя унизительное, стоит лишь объявление о беседе сделать в присутствии мальчиков.
Для них тягостна даже мысль о том, что кто-то (кроме разве ближайшей подруги) может быть посвящен в тайну интимного их мира, и беседа даже матери с дочерью и то не относится к числу лучших педагогических вариантов.
Всего лучше — направлять чтение девочек, причем важно заботиться не только о подборе соответствующей литературы, но и о том, чтобы не заподозрила дочь интереса старших к данной проблеме. Другое дело, если девочка сама обратится к матери с расспросами. В этом случае надо быть готовыми дать квалифицированный совет, что, разумеется, невозможно, если не готовиться специально к вступлению дочери в новый этап ее развития.
Обретение внутренней позиции «женщины» сопровождается резкой вспышкой «женского патриотизма», и мы бы не рекомендовали вести в присутствии дочери-пятиклассницы оскорбительные для нее разговоры о «тяжелой участи женщины», причем не только по той причине, что можно таким образом вызвать нежелательную «переоценку ценностей» с неизбежным ее финалом — катастрофически резким снижением уровня самооценки. Мы зафиксировали 52 случая, когда матери наших девочек лишились даже уважения дочерей, позволив себе вести в их присутствии такие разговоры, причем весьма характерно, что сами матери лишь в 3 случаях придавали серьезное значение словам своим и, если бы догадывались, к каким последствиям это может привести, при всех условиях, воздержались бы от унижающих чувство «женского патриотизма» высказываний. Но беда в том-то и состоит, что матери лишены уже этого чувства и не подозревают подчас даже, сколь значимо оно для их дочерей.
Не следует забывать и о том, что к взаимоотношениям родителей дочка-пятиклассница не остается равнодушной, особенно же в ситуации, когда в качестве обиженной стороны выступает мать, и отцу трудно завоевать симпатии дочери, если словом или действием подчеркивает он главенствующее положение свое в семье, если превращает мать в домашнюю работницу. Весьма характерно в этом отношении, что в конфликтах, возникающих по данному поводу, девочка всегда оказывается на стороне матери — даже в том случае, когда мать по каким-либо причинам не пользуется ее расположением.
У каждого ребенка должны быть обязанности в семье. Должны они быть и у девочек-пятиклассниц, причем весьма важно приучить их к ведению домашнего хозяйства. Формируя у них соответствующие навыки и привычки, не мешает тем не менее помнить о крайнем их отвращении к попыткам приписать им какие-то особые, отличные от мальчишечьих, обязанности. Нельзя, например, подчеркивать, что уметь стирать, шить, штопать, варить, печь и т. п. девочка должна по той лишь причине, что она — будущая женщина. Это больно ударит по самолюбию пятиклассницы. В то же время девочка, за редким лишь исключением, с готовностью поможет матери вести домашнее хозяйство, лишь бы только вклад ее в общее семейное дело не выглядел при этом как исполнение сугубо девчоночьей обязанности, а рассматривался как долг каждого члена семьи, от которого никто не вправе быть свободным.
В заключение хотелось бы привлечь внимание к проблеме «смыслового барьера».
Мы уже отмечали, что «смысловой барьер» может послужить непреодолимой преградой на пути к установлению эмоционального контакта с младшим подростком, а также что возникновение его тем более опасно, что, раз возникнув, сохраняется он затем в течение всего младшего подросткового этапа в развитии, причем, пока он сохраняется, только при помощи насилия можно как-то воздействовать на поступки пятиклассника, воздействовать же на образ его мыслей в такой ситуации не удается даже при помощи этого средства.
1 Речь идет лишь о зафиксированных конфликтах. Между тем за время работы со старшими подростками конфликтов, вне всякого сомнения, было во много раз больше.
2 Идеал, воплощенный в обобщенном образе, встречается впервые в первом юношеском возрасте.
3 В силу чего чувству собственного достоинства старших подростков грозит постоянно опасность быть уязвленным.
4 Наблюдавшееся нами соотношение: в VI классах — 1:7:10; в VII — 2:9:10.
5 Что и нашло свое подтверждение в 419 случаях, имевших место в 18 пятых классах, причем в 247 случаях с провинившимися не церемонились.
6 В связи с чем, напомним, не обладало в том возрасте будущее качеством мотива поведения и не стимулировало, следовательно, активности пятиклассников.
7 Исключения встречаются в ситуации, когда старшим подросткам нечем себя занять.
8 Пристрастие к игре в куклы сохранилось у 1 лишь девочки.
9 156 старших подростков (70%) посещали спортивные секции, а общей физической подготовке уделяли внимание и того больше ребят — 207 из 224. Все эти ребята, к слову сказать, высказывали недовольство, если случалось отменить физзарядку, а также в ситуации, когда предложенная серия упражнений оказалась слишком уж легкой.
10 170 старших подростков выписывали (и читали) не только «Пионерскую правду», но и «Комсомольскую правду».