Козырев Д. В., Козырева Н. Д.

ДетоМотиватор: игровой тренинг для детей от 3 до 15 лет и их родителей(фрагмент)



Что такое личные границы?

Границы — необ­хо­ди­мое условие для отде­ле­ния ребенка от роди­те­лей. Если нет отде­ле­ния, процесс взро­с­ле­ния затя­ги­ва­ется. Взро­с­лые «дети» инфан­тильны, не хотят при­ни­мать решения, не хотят брать ответ­ствен­ность за свою жизнь, финансы (мама под­со­вы­вает деньги, роди­тели берут кредиты, чтобы ребенку купить машину, квар­тиру, у всех же уже есть), поступки (всегда кто-то виноват, неправ). Такие дети могут качать права, любимая их фраза: «Не имеют права, они обязаны сделать!» При этом сами, не замечая этого, нару­шают права других посто­янно. Сильно цеп­ля­ются за эмоции людей, под­вер­жены мани­пу­ля­циям, сами ста­но­вятся объек­том мани­пу­ля­ций.

В норме ини­ци­а­тор отде­ле­ния — взро­с­лый человек (роди­тели). Но роди­те­лям не всегда выгодно отде­лять детей, выстра­и­вая границы, так как:

• быстрее сделать самому (напри­мер, пости­рать трусы и высу­шить феном);

• боятся сильных чувств детей (полу­че­ние опыта, процесс взро­с­ле­ния часто сопро­во­жда­ется плачем, криками, гневом детей, по разным при­чи­нам роди­те­лям это сложно пере­не­сти) и, опять же, легче самим сделать;

• за счет ребенка роди­тели само­утвер­жда­ются, при­кры­вают свою неу­ве­рен­ность, не стыдно перед другими роди­те­лями, сосе­дями, род­ствен­ни­ками, учи­те­лями (поэтому доклады устав­шая мама допи­сы­вает сама в полночь, сама стирает, сама скла­ды­вает в порт­фель тет­радки и учеб­ники... а как же иначе — поду­мают, что плохая мама).

И тогда дети в под­рост­ко­вом воз­ра­сте начи­нают активно отде­ляться сами, точнее, отры­ваться, порою даже рвать связи. Они кричат о свободе: я взро­с­лый, отстань от меня, моя жизнь, что хочу, то творю! Роди­тели его не узнают, был таким послуш­ным, чистень­ким, удобным ребен­ком, отлич­ни­ком, испор­тили ребенка.

Одна из роди­тель­ских задач: отде­лять ребенка посте­пенно, чтобы он мог сам в будущем заботиться о себе, был само­сто­я­тель­ным, крепко стоял на ногах.

1. То, что он может сделать сам, пусть делает сам. Может натя­нуть носки, трусы, кол­готки? Отлично! Пусть делает сам.

2. Инте­ресно ему самому варить кашу? Дайте ему эту воз­мож­ность, рас­ска­зав о про­пор­циях, свойствах круп, необ­хо­ди­мой посуде, тех­ноло­гии при­го­то­в­ле­ния. Инте­ре­сен процесс стирки — рас­ска­жите, как это дела­ется, пере­дайте ответ­ствен­ность за стирку его вещей. Инте­ресно ходить в магазин — пока­зы­вайте, как выби­рать про­дукты, вместе про­хо­дите процесс покупки, отпра­в­ляйте с неболь­шими зада­ни­ями в магазин одного.

3. Возник вопрос с трусами? Отлич­ная воз­мож­ность пере­дать ответ­ствен­ность, дого­во­риться, научить стирать, гладить, парить, рас­счи­ты­вать свое время и воз­мож­но­сти.

Чем больше у ребенка обя­зан­но­стей по дому, в своей жизни (кровать, порт­фель, еда, чистота), чем больше он умеет совер­шать реаль­ных действий, тем аде­кват­нее само­о­ценка, тем он целост­нее, устой­чи­вее стоит на ногах, ему инте­ресно жить, позна­вать мир. Это необ­хо­ди­мая база для раз­ви­тия само­сто­я­тель­но­сти и фор­ми­ро­ва­ния вну­трен­ней моти­ва­ции.

Инте­рес­ный момент из прак­тики работы с детьми и их семьями.

Дети в 7—10—12 лет не умеют себя обслу­жи­вать, не могут без кон­троля роди­те­лей поесть, умыться, заправить кровать, отва­рить мака­роны, поре­зать салатик. Но при этом у них в руках ока­зы­ва­ется гаджет и доступ к ком­пью­тер­ным играм, а ведь чтобы упра­в­лять такими слож­ными устройствами и систе­мами (а чаще они упра­в­ляют вни­ма­нием и жизнью чело­века в игре), нужно сначала освоить навыки само­у­пра­в­ле­ния, само­ре­гу­ля­ции. Роди­тели боятся пору­чить, не дове­ряют детям дела по дому, считая их малень­кими, несмыш­ле­ными, тормозя их взро­с­ле­ние, откры­вая доступ (не пока­зы­вая при этом, как поль­зо­ваться сложным устройством во благо себе) к большим соблазнам, поро­жда­ю­щим зави­си­мо­сти.

Главный вопрос при фор­ми­ро­ва­нии границ

Чье это? Где мое, где твое? Зада­вайте эти вопросы себе и ребенку.

Чья это учеба? Твоя или моя? Если ВЫ сами откры­ва­ете учеб­ники, уса­жи­ва­ете школь­ника за уроки, пишете доклады, соби­ра­ете порт­фель, пенал, смо­трите домаш­нее задание в элек­трон­ном журнале — учеба ВАША! Ребенок не будет запи­сы­вать домаш­нее задание, садиться за уроки, выпол­нять их (пусть и не иде­ально, он ведь учится!), испра­в­лять двойки, потому что это место уже занято ВАМИ, там нет для него про­стран­ства. Вот ком­пью­тер­ные игры — другое дело.

Чья это жизнь? Если все решения: как одеться, куда идти, во сколько есть, что читать — при­ни­ма­ете вы, то он не будет учиться при­ни­мать решения в жизни. Ему нужен будет надзи­ра­тель, кон­тро­лер, ведь сам он не нау­чился это делать так, как делали ВЫ, и жизнь ребенка — это ВАША жизнь, а не его.

Чей это порядок? Если вы уби­ра­ете в комнате ребенка, наво­дите порядок на его столе, на полоч­ках в его шкафу, сами отно­сите его вещи в стирку, соби­ра­ете вещи в лагерь — это ВАША ответ­ствен­ность, ВАШ порядок. Ребенок не будет убирать без вашего пинка и не нау­чится это делать. А вино­ваты будете именно ВЫ, если он не сможет найти тран­с­пор­тир или забудет плавки для бас­сейна.

Чьи это чувства? Если вы при­со­е­ди­ня­етесь к чув­ствам ребенка: он плачет — у вас щемит сердце, ему поставили плохую оценку — вы тут же под­клю­ча­етесь, считая себя плохой мамой и испы­ты­вая чувство вины, то ребенок не познает свои чувства, не обу­ча­ется ими упра­в­лять, по эмо­ци­о­наль­ному раз­ви­тию застре­вает в воз­ра­сте 3—6 лет. Вы тор­мо­зите раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта.

Чьи игрушки? Чьи вещи? Не будет ребенок беречь «свои» вещи, пока вы их уби­ра­ете, пока ругаете, что он их потерял, подарил, сломал, ведь они не его, они ВАШИ. А ценно то, что мое! Купите лучше с чистой сове­стью себе кон­струк­тор и иногда давайте пои­грать ребенку с ним. Не наве­ши­вайте на него ответ­ствен­ность за то, что вы на самом деле купили (воз­можно, на послед­ние деньги) для себя! А неко­то­рые роди­тели так и говорят: «Ничего твоего тут нет». А затем уди­в­ля­ются, почему не бережет вещи и не при­би­ра­ется.

Чье это здо­ро­вье? Кто отве­чает за питание? О, здесь много труд­но­стей. Если вы заста­в­ля­ете ребенка есть, стоите над 10-летним парнем и гово­рите, что не выпу­стите из-за стола, пока он не съест пару ложек каши, — он не нау­чится слышать себя, рас­по­зна­вать сигналы тела (голоден/сыт, холодно/жарко), будет ходить назло вам без шапки, в 30-гра­дус­ный мороз в летних кедах, есть украд­кой чипсы с гази­ров­кой, но не ВАШУ против­ную кашу.

Из этих при­ме­ров видно, что личные границы про­хо­дят через тело, чувства, вещи, дела, мысли. Это те области, где ребенок может сам при­ни­мать решения, делать свой выбор, так же как вы имеете право выбора в этих же обла­стях при­ни­мать свои решения, не сли­ва­ясь в чув­ствах с детьми.

«Мы» или «он и я»?

А еще роди­тели часто говорят «мы», и это тоже признак неот­де­ле­ния (роди­тель и ребенок одно целое, непо­нятно, где чье, кто за что отве­чает):

• У нас вылез первый зуб!

• Мы пока­кали!

• Мы сегодня ели брок­коли и пле­вались!

• Нам 5 лет!

• Мы нау­чи­лись читать!

• У нас выпал зуб!

• Мы пошли в первый класс!

• Мы ходим на танцы (девочке уже 13)!

• Мы сдали ЕГЭ на высший бал!

• Мы посту­пили в инсти­тут (юноше 20, после армии)!

В таких ситу­а­циях мне всегда хочется задать вопрос, обра­ща­ясь к роди­телю (чаще маме): «Это вы ели брок­коли и пле­вались или ваш годо­ва­лый сынок?», «Вы сдавали ЕГЭ по мате­ма­тике или ваша дочь?»

Зуб вылез все-таки у Маши. Пока­кала все-таки 8-месяч­ная Таня (3 дня не могла), про себя, навер­ное, вы не стали бы так гово­рить и считать это дости­же­нием. 5 лет все-таки этому кра­си­вому маль­чишке (а вам 29). И читать вы давно умеете. И в школу ходит ваш ребенок, а не вы. И если хочется в инсти­тут, то займи­тесь своим обра­зо­ва­нием, а в инсти­туте пусть учится ваш сын Вова.

И еще о слиянии

Границы под­ра­зу­ме­вают право при­ни­мать решения, делать выбор, даже если он вам не нравится, напри­мер ходить с грязной головой (с сосуль­ками) или с чистой. Если в этот момент у вас под­ни­ма­ется воз­му­ще­ние: как это так? Что значит с сосуль­ками? Значит, вы сами не отде­ли­лись от ребенка, живете своими ожи­да­ни­ями (должен делать так-то), не видите его, а только нормы, правила, «принято вот так», не уверены в себе, ваша само­о­ценка зависит от мнения окру­жа­ю­щих людей.

И начи­на­ете давить, «выно­сить мозги», читать нотации, выстра­и­вать тонкие мани­пу­ля­ции. Дети-под­ростки осо­бенно чутко реа­ги­руют на такие про­во­ка­ции и, напри­мер, пере­стают мыться, есть суп, читать. Так они про­я­в­ляют свою агрес­сию и отста­и­вают право на свою жизнь, свое мнение, свое решение.

Если ваш ребенок получил двойку, это не ваша двойка, а его, это не значит, что вы недо­гля­дели, не доде­лали задачки по мате­ма­тике. Это повод искать причину, но не уходить в чувство вины.

Если вашему ребенку плохо (пору­гался с другом, несчаст­ная любовь), это ему сейчас плохо, а не вам. Отде­ляйте свои чувства от его чувств. Вы можете сопе­режи­вать, но пере­но­сить свой опыт из дале­кого про­шлого и свои чувства на него не стоит.

с. 160—165

Другие материалы из данного источника