Семь популярных, но опасных способов мотивации детей
Конечно, все родители хотят, чтобы дети были успешными, хорошо учились, сами делали уроки (аккуратно! быстро! качественно!), хорошо себя вели, были активными и особых проблем не создавали. Но почему же так происходит, что дети умненькие и сообразительные, а учиться не хотят? Поступают в 1-й класс, а от школы уже тошнит. «Началку» под нажимом взрослых еще заканчивают, а в среднем звене уже скатываются.
Так же и в бытовых делах. В 2—3 года с удовольствием мыли посуду и пол, пытались гладить белье и раскладывали все по полочкам. В 7—10 под нажимом, но еще что-то делают. А дальше уже сложнее. Подростка не заставить помогать по дому, многие перестают следить за собой, ходят «волосы сосульками», одежда в пятнах, не моются, плохо пахнут, на все увещевания родителей отвечают молчанием или огрызаются.
Родители ищут различные способы мотивации детей. За последние 3 года работы нашей Академии успешного школьника мы собрали копилку таких способов, которые используют родители со своими детьми с малых лет. Начиная с логопедических упражнений и занятий танцами в 3 года и заканчивая сдачей экзаменов для поступления в вуз.
Да, эти мотивационные приемы работают. Правда, как отмечают сами наши ученики, участники многочисленных мероприятий, работают они недолгое время. Плюс ребенок так и не может управлять своей учебой, временем, своим настроением и чувствами. Он бросает начатые дела, ленится, желания учиться мало, ребенок увлекается гаджетами. А родители вынуждены все равно напоминать, заставлять, контролировать. Каждый раз приходится изощряться и придумывать новые способы, чтобы можно было поднадавить и получить желаемый результат.
Вот самые популярные способы мотивации.
1. Наказания. Физические и эмоциональные
Физические — тут все понятно: ремень, шлепки, подзатыльники, на гречку или на горох в угол (да, такое встречается; правда, родители отмечают, что горох дешевле обходится).
Эмоциональные. Это из серии: «Получил двойку — не буду с тобой разговаривать, ты меня обидел, видеть тебя не хочу!» Или: «Ага, раз так, то не пойдешь гулять», «Плохо себя ведешь — не куплю машинку (мороженое, шоколадку...)»
Последствия
Да, ребенок делает, но делает от страха наказания, желая избежать унижения, тяжелых чувств. Следовательно, появляются трудности с самооценкой, не прибавляется ответственности за свою жизнь, не вырабатываются навыки самоконтроля и саморегуляции. А вот ненависть и неприязнь по отношению к родителю растет. Вы и ваш ребенок отдаляетесь друг от друга. Доверия становится все меньше. Плюс в будущем такому ребенку нужен будет внешний «пинатель», возможно привлечение в его жизнь такого же партнера, который будет унижать и подавлять. Выстроить близкие доверительные отношения с будущим супругом или супругой будет сложно. Конечно, на сеансах психотерапии, в группах поддержки во взрослом возрасте можно с этим эффективно поработать, но это требует смелости, сил, времени и денег. И в наших силах сделать так, чтобы наши дети этого избежали.
Недавно на консультацию приходила женщина. 32 года, красивая, умная, 3 высших образования, в глазах людей успешная — руководит художественной студией, сотрудничает с зарубежными компаниями. Чувствует себя полным ничтожеством, считает себя пустым местом, ничего не добившейся личностью и даже уродиной. Чуть позже проясняется: в детстве ее били. Не то чтобы за двойки, тройки или замечания в дневнике — она круглая отличница — ее били за четверки! Во время беседы она призналась, что эти пятерки получала, чтобы избежать дома унижения, оскорблений и побоев. Первые два образования получила для папы, выкинув 8 лет своей жизни, и только третье — для себя. Отношений с отцом нет. Ненависть, обиды, дикая боль внутри.
И что у нее во взрослой жизни? К сожалению, модель поведения переносит на своего ребенка и так же пристально следит за его оценками. Не бьет, но прессингует мощно. Между ними растет дистанция, ребенок закрывается, не общается с мамой. Она не знает, что с ним происходит, боится за его будущее, подозревает в употреблении психоактивных веществ.
Этим примером я хочу сказать: работая над вашими отношениями с ребенком сейчас, вы можете помочь ему избежать подобных проблем в будущем. О том, как работать, я расскажу в этой книге.
2. Оплата хороших отметок и поведения деньгами
В разных семьях разные ценники. От 5 рублей за прочитанную страницу до 500 рублей за пятерку по английскому. От 1 рубля за каждую почищенную картофелину до 300 рублей за помытый пол в квартире-трешке. Также возможна система штрафов. Провинился, подрался с братом или сестрой — минус 50 рублей. То есть через деньги родители пытаются добиться желаемого поведения и успеваемости, не вникая в суть проблем, трудностей, которые, возможно, есть у ребенка.
«Мы решили давать деньги за пятерки. Он стал учиться, делать домашние задания. Но через пару месяцев мотивация пропала. Пробовали повышать тарифы. Ток мы прожили еще 2 месяца. Пробовали мотивировать смартфоном. Говорили, ты сам можешь заработать. Но ничего».
Последствия
В ближайшей перспективе такая мотивация работает, но пыл у детей, как правило, быстро ослабевает. Родители начинают повышать тарифы: было 5 рублей за страницу, стало 6 или 7. Начинают постоянно говорить ребенку: «Ну ты же хотел самокат (велосипед, айфон)? Вот и заработай, у тебя есть возможность, это же надо не нам, а тебе!» Но дети как будто не слышат. А когда просят что-нибудь купить, родители тут же с вызовом заявляют: мол, сам заработай, прочитай, напиши, убери, сделай хоть что-нибудь. Родители раздражаются — кажется, что детям ничего не нужно, они лентяи. Давят, ругаются. Повзрослев, дети на просьбы родителей отвечают: «А что мне за это будет? А раз не будет, то и делать не буду».
При использовании этого способа ценность учебы, развития, самоуправления, своего труда стремительно падает. Для того чтобы работать за деньги, сначала желательно научиться трудиться. Важно получать радость от своего труда.
Когда мы платим за чтение, за учебу, поведение, ребенок понимает, что деньги важнее, чем его развитие. Кроме того, обычно мы покупаем то, что нам нужно. Получается, чтение и чистота в доме, к примеру, нужны только вам, а не ребенку. А вот деньги приобретают сверхценность, сверхзначимость. Низкая или завышенная самооценка: без денег ты какашка (так и говорят на консультациях!), есть деньги — крутой, могу все, сам себя уважаю, и меня уважают другие. Растет зависимость от брендов, людей оценивают не по личностным качествам, а по уровню материального достатка и положению в обществе.
При воспитании с помощью денег понижается самоценность — ощущение, что я ценен вне зависимости от того, прочитал или не прочитал, помыл посуду или не помыл, просто сам по себе.
Это очень важно. Если нет самоценности, самопринятия, то ориентироваться приходится только на оценки людей. Возникает недоверие к людям, ощущение, что тебя используют, а также желание использовать других. Деньги или компьютер становятся сверхценностью, а чтение автоматически переходит в разряд неважных дел, от которых к тому же тошнит и которые можно сделать тяп-ляп, на «отвали». Построить близкие доверительные отношения на этой базе сложно.
В данной ситуации родители активно формируют у детей следующие установки:
• в мире все решают деньги;
• нет ничего важнее денег;
• со мной общаются только из-за денег;
• без денег я никому не нужен.
Но ведь это все ложные убеждения!
Платить или не платить? Я настаиваю на том, что платить за навыки самообслуживания и самоуправления не стоит. Чистить зубы, умываться, убирать за собой со стола, стирать свои вещи, а также учиться читать для себя, познавать новое — это дела, которые важно научиться совершать по отношению к себе с большим уважением, любовью, принимая себя, получая кайф, радость, энергию от того, что ты ценен, развиваешься, становишься лучше, можешь управлять собой. Конечно, иногда можно использовать материальное поощрение, но не на регулярной основе.
3. Мотивация компьютероминутами
Расценки и условия разные. Возможен торг, если долго канючить: «Вам до меня дела нет, плевать вам на меня, вы плохие родители, уйду из дома», — и мама из чувства вины может выделить дополнительные минуты игры на компьютере. Мне на консультациях рассказывали ситуации, когда родители активно манипулируют временем, проведенным в интернете.
«Мы купили планшет. Думали, что теперь он точно будет учиться. Пока удается его заставлять, угрожая планшетом. Но боюсь, долго мы ток не протянем, поэтому мы в “Героях семьи"».
Последствия
Примерно такие же, как и с деньгами. Сверхзначимость отдается гаджетам, мультикам, соцсетям и играм, интерес к учебе, умственному труду крайне низкий, ценность развития падает. Создается ощущение, что это нечто тягостное, неприятное, гадкое, надо сделать скорее, можно тяп-ляп, на «отвали», используя ГДЗ1. Плюс, если вы дали гаджет ребенку младше 7 лет до того, как он научился читать, возможны проблемы с чтением. Также велика вероятность развития зависимости от игр, просмотра соцсетей, гаджетов и т.д.
Акцент поведения ребенка при таком виде мотивации направлен на избегание трудностей. Вообще, развитие всегда связано с выходом из зоны комфорта, усилиями, которые нужно приложить: не забыть отнести в стирку вещи (это могут делать дети самостоятельно с 1,5—2 лет), решить задачу, выучить стишок, заправить кровать. Но! Ведь так легко и хорошо в компьютерных играх и гаджетах, там спокойно, безопасно и все получается.
Родители часто рассказывают, что они против этих планшетов, смартфонов и компьютерных игр, но что поделать, сейчас время такое. В 1-м классе все с гаджетами, «а мой ведь будет белой вороной без всего этого». Поэтому приходится купить смартфон перед школой. А потом ребенка не оторвать — ничего не надо, только бы играть.
Также возникают трудности с самооценкой. У детей, которыми управляют с помощью гаджетов и игр, чаще всего мало знаний о себе, своих качествах, сильных и темных сторонах, они не чувствуют своих потребностей.
Ребенок с крепким внутренним стержнем никогда не будет белой вороной даже при отсутствии гаджета, даже если у него самый обычный кнопочный телефон!
4. Запугивание
Часто родители от бессилия оказывают давление, рисуя ребенку страшное будущее. Приводят примеры людей, которые, по их мнению, ничего не добились в жизни или скатились по социальной лестнице.
Последствия
Дети закрываются, доверие к родителям снижается. Дети чувствуют фальшь в словах и отдаляются. Возникает ситуация, когда дети сами по себе, родители сами по себе, и растет ощущение «мы чужие». Возможно формирование штампового сознания, деление на престижное и не престижное. Часто такие дети, повзрослев, не могут испытывать счастье и радость от жизни. Образование получают для мамы и папы.
«Вырастешь дворником, будешь грузчиком, швеей-мотористкой, поломойкой, никто тебя замуж не возьмет!» Запугивание не работает. Маленькие дети не прогнозируют на «-цать» лет вперед, они живут здесь и сейчас. А старшим слышать это неприятно и даже противно.
Мне при подобных словах родителей сразу вспоминается женщина, которая работала дворником в нашем доме и с которой мне посчастливилось встретиться. Это была уважаемая Зинаида Алексеевна, мы ее знали и любили. Каждое утро в любую погоду она встречала нас словами: «Доброго утречка и хорошего дня!» Она знала по именам всех детей во дворе, дарила улыбки. Это была зрелая дама, но при этом весьма элегантная: ухоженная, с крепкими кудрями до плеч, чистенькая, аккуратная. Каждый раз, глядя на нее, я думала, что тоже хочу так, по-королевски (у нее стать и прекрасная осанка, движения степенные), мести улицы и разгребать снег.
Вывод: можно быть дворником на своем месте, получать удовольствие от жизни, испытывать радость, делиться ею с другими и делать мир лучше, а можно быть весомым чиновником или крупным владельцем бизнеса, но озлобленным на жизнь, на людей, ломающим судьбы близких, с ноющей пустотой внутри. Таких примеров, увы, много. Много с виду успешных людей, которые держат курс на самоуничтожение, пускаются во все тяжкие, не имеют понимания «кто я», «что я», «зачем я».
5. Сравнения. Соревнования
Родители сравнивают детей с собой, и обычно сравнение не в пользу детей: «Вот я в твоем возрасте уже полы мыла, грядки копала». Или сравнивают между собой своих же детей: «Вот Миша — хороший мальчик, не дерется, не то что ты!» Сравнивают с соседями, одноклассниками, друзьями: «Вот смотри, Макар какой молодец: дома дополнительно тренируется, делает броски, читает, не то что ты, лентяй!» Или: «Вот Лена какая умница, всегда аккуратная, а ты вечно как свинья ходишь!» Или: «Ну, кто из вас сегодня первый? Вася? Вася, молодец!» Прием любят применять и дома, и в школе, и на тренировках.
Последствия
Постоянные качели от я-никто до я-супергерой — это прекрасная база для развития гордыни и зависти, состояний, которые отравляют жизнь. Сегодня похвалили, сказали: «Ты молодец! Ты крутой!» — ощущение «на седьмом небе от счастья». Такими словами мы развиваем гордыню, а не ребенка. Он получает оценку, а не знания про себя, которые помогают сформировать адекватную самооценку. Но правда жизни в том, что всегда быть первым невозможно, всегда найдется кто-то сильнее, умнее, быстрее, моложе, талантливее, и на следующий день «молодец» уже говорят другому мальчику или девочке. И это уже хорошая база для развития зависти: как так, почему он, а не я? Нечестно!
Бывают попытки доказать что-то кому-то: я лучший, я все-таки круче, я достойнее. Это приводит к зависимости от чужого мнения и потере контакта с собой: что мне на самом деле надо, какой я на самом деле? Таким человеком легко управлять, и в жизни такого ребенка обязательно найдутся люди, которые этим воспользуются.
6. Попытки пристыдить
«Как тебе не стыдно? Позоришь родителей. В нашей семье все учились хорошо! Мне за тебя стыдно, все дети как дети, а ты один такой! Да у тебя мать с медалью школу закончила! Ну в кого ты у нас уродился?!»
Бывают ситуации, где обман и стыд сливаются воедино’.. На консультации одна семья поделилась такой историей:
«Не понимаем, что происходит с ребенком. Все для нее делаем: все покупаем, все условия создаем. Постоянно говорим, что у нее мать и отец закончили школу с медалями, вуз с красным дипломом — и оно должна! Стыдно получать тройки и четверки (они хотят круг лую отличницу). А оно все равно скатывается, от рук отбивается». (Правда, позже в разговоре выяснилось, что ни медалей, ни красных дипломов у родителей не было и в помине. «Но мы ей об этом, конечно, не расскажем и дипломов не покажем!» — добавил папа полушепотом.) Девочке 9 лет.
Последствия
Трудности с самооценкой. Дети начинают либо заслуживать любовь и ласку родителей, пытаясь из кожи вон вылезти и быть хорошими (обычно до подросткового возраста), либо вести себя агрессивно, вызывающе: драться, громко ругаться матом, чтобы все слышали, срывать занятия, идти против установленных в коллективе правил.
Один мальчик (9 лет) регулярно плакал при встрече со мной: «Я плохой сын. Я недостоин быть с мамой и папой, они такие хорошие, умные, а я дурак, мне лучше не жить». Это говорил парень с отличными способностями, но в силу своих особенностей и отсутствия грамотной поддержки со стороны родителей получающий плохие оценки в школе. Родители постоянно требовали результатов, стыдили, ругали.
Фальшь и недоговоренности в отношениях всегда чувствуются, и дети остро на это реагируют, понимают, что что-то не так, но уловить не могут. Опять же, курс развития в таких условиях ведет к отдалению друг от друга. Доверие и искренность уходят. Не удивляйтесь, если ваши дети в будущем будут вас обманывать. Кстати, запрос на консультацию от родителей девочки (ситуация выше) был в том, что она обманывает и ворует.
7. Задаривание дорогими подарками
«Закончишь учебный год на отлично — куплю велосипед». «Закончишь полугодие без троек или четверок — куплю тебе смартфон». «Будешь слушаться маму и папу — Дед Мороз принесет тебе большой грузовик!» И начинается. Этими подарками родители как красной тряпкой перед быком машут, пытаясь управлять поведением ребенка. А он ведет себя агрессивно, злится, что им пытаются манипулировать. Но поначалу делает то, что от него хотят, а потом уже ему все равно, родители достали своими условиями и угрозами. Желание что-либо делать пропадает.
Последствия
И снова недоверие к родителям, непонимание своей ценности: неужели я хороший и имею право на жизнь, только если себя хорошо веду и делаю то, что надо родителям? Ребенок теряет контакт с собой.
Итоги
• Эти способы эффективны. Но не надолго.
• Они негативно сказываются на самооценке ребенка.
• Формируют у ребенка зависимое поведение.
• Разрушают отношения ребенка с родителями.
• И, самое главное, не формируют ценности развития, обучения, деятельности. Не позволяют ребенку испытывать радость от своего труда, своих стараний. Не формируют внутреннюю мотивацию. Нужны постоянные стимулы извне: чья-то оценка, какой-то приз, вознаграждение, плохое или доброе слово.
И это печально. Ведь наша жизнь — это непрестанное развитие. Особенно сейчас, когда техника и технологии меняются и совершенствуются семимильными шагами. Устраиваешься на работу — постоянно надо повышать квалификацию. Строишь отношения в паре — надо учиться это делать, иначе большой риск разойтись при первой же трудности (многие так и делают сейчас, ведь отношения — это работа, сюда нужно вкладываться). Появляются дети — тоже приходится многому учиться (и общению, и уходу, и мотивации).
И если в детском возрасте убить естественное желание детей познавать себя, исследовать мир, то складывается печальная картина. Взрослеющие дети превращаются либо в бесформенное желе, мечтающее валяться на диване и тыкать в гаджет, зарабатывая кристаллы, попивая пивко и тут же заедая снеками, либо в экстремалов, любящих пощекотать себе нервы, совершенно не думающих о последствиях, желающих по максимуму взять от жизни все, почувствовать адреналин (а значит, поймать ощущение «я еще живой!»). И здесь также нет места ответственности за свое здоровье, жизнь, близких.
Что же делать?
Это естественный вопрос, так как после такого разбора способов родители остаются обезоруженными, без рычагов воздействия, как бы «голыми». Начинается паника, растет тревога. Будьте спокойны, в этой книге мы разберем составляющие эффективной мотивации — где-то будет проще, где-то сложнее. И это далеко не способы из серии «на счет раз» — принял аспирин, и голова не болит. Здесь нужна ваша включенность, желание изменять свои модели поведения и взять ответственность на себя за послания и установки, которые мы несем детям.
Именно эти шаги помогут детям по-настоящему взять ответственность за себя в свои руки, начать думать своей головой, а не мыслить штампами, получать удовольствие от деятельности, познания себя и мира.
Учимся благодарить
Как часто вы благодарите своих близких, детей, себя? Что чувствуете, когда благодарят вас?
Есть проект, в котором я уже несколько лет работаю бесплатно. Проект хороший, добрый, реально помогает людям. Но речь не об этом. Его руководитель каждый раз при встрече не устает меня благодарить за то, что я делаю. Искренне. Это не какая-то похвала типа «ты молодец». Он говорит конкретные вещи и о том, как это важно для проекта, для него самого, для людей. Хотя я знаю (и ему тоже про это твержу), что работаю не в полную силу, могла бы больше и быстрее. После таких его слов хочется делать оперативнее и качественнее. И я делаю. И получаю огромное удовлетворение от своей работы.
Тут же вспоминается другой случай. Место, где я работала 12 лет назад. Где руководитель думал, что унижение, критика, осуждение, насмешки, давление отлично мотивируют на работу. Я ушла оттуда спустя 6 месяцев, хотя работа мне очень нравилась. Я долго переживала, считала себя тряпкой и неумехой. На реабилитацию ушло примерно 1,5 года настойчивой работы над собой: самостоятельно, в группах и с психологом.
Так же и с детьми. Что лучше: критиковать, осуждать, кричать или идти путем благодарности? Вспомните себя в детстве и сейчас. Когда у вас больше энергии? В какой ситуации вам легче учиться и делать дела? Пожалуйста, прочувствуйте это! Окунитесь в свои ощущения. Сделайте перерыв. Не читайте дальше, пока не прочувствуете это на себе!
Вот и вашим детям важны добрые слова, важно, чтобы вы, самые близкие и дорогие люди, замечали не только их проколы и ошибки. Им важны ваше внимание со знаком «+» и ваша вера в них.
Тема благодарности трудна. Участники наших проектов жалуются: «не могу, ступор», «не получается», «не вижу, за что сказать спасибо», «да он меня постоянно выводит из себя, как ему еще хорошее говорить». Именно поэтому тема благодарности присутствует в каждом нашем проекте. Это мощный недооцененный инструмент, катализатор изменений, «удобрение» для роста и развития лучших качеств у ваших детей.
Без благодарности не передать ребенку ответственность за его дела, учебу, здоровье, чистоту и опрятность. Важно научиться правильно использовать этот инструмент и применять его регулярно.
Отличие благодарности от похвалы и оценок
Оценки подразумевают, что есть какая-то шкала, критерии, под которые подгоняют успехи, поведение ребенка. Например: «Руслану — 2, Вере — 5. Вера — молодец, старалась». Или «Ну, ты крутой!», «Отлично получилось», «Конечно, он отличник», «Двоечник, что с него взять».
Похвала подразумевает под собой попадание в чьи-то ожидания. Например, я хочу, чтобы мой ребенок вел себя спокойно, тихо в поликлинике. Соответственно, если ребенок не капризничал, не ныл, что ему скучно (для этого часто родители дают свой гаджет ребенку начиная с года, лишь бы только молчал и было б не стыдно), мама говорит: «Хороший мальчик, хорошо себя вел!» Или: «Мне за тебя стыдно, ты плохо себя вел» — в ситуации, если он не слушался, показывал свои эмоции, громко говорил. Из этой же серии: «Вот хорошая девочка, всю кащку съела!», «Ой, ты мой хороший, мой любимый, все игрушки прибрал!» (Если бы не прибрал, мама бы надула губки и сказала, что такого сыночка не любит.)
В чем опасность похвалы и оценок?
Они не дают ребенку знаний о себе. Развивают в нем неуверенность. Чтобы казаться хорошими, дети могут пойти «на сделку с совестью», начать врать, скрывать свои промахи и ошибки, лишь бы только не быть плохими в глазах близкого человека.
Опасные фразы зачастую вылетают у взрослых сами собой. Хочу рассмотреть еще одну опасную фразу, которую родители любят использовать, и показать на ее примере, как оценки и похвала развивают зависть, гордыню, тщеславие, зависимость от чужого мнения.
«Ты самый лучший»
Есть разница между фразами «самый лучший на свете» и «самый лучший для мамы и папы». В первом случае мы способствуем развитию у ребенка гордыни, тщеславия, «звездной болезни». Более того, держать планку «я лучше всех» — тяжелый крест. Человека штормит по жизни. Приходится постоянно оглядываться на конкурентов. Остановиться, перевести дух нельзя — обгонят и перегонят. Тем более что начиная со школьной скамьи ребенка будут оценивать. Будут оценивать в вузе и на работе. Далеко не все будут считать его самым-самым лучшим, незаменимым, уникальным.
«Самый лучший, красивый, талантливый». Все это ведет к сравнению, к соперничеству. Если я самый лучший, значит, есть тот, кто не самый лучший. Здесь рождается высокомерие. А если сегодня скажут «Молодец! Ты самый способный!» кому-то другому — начинаешь чувствовать себя не в своей тарелке, появляется неуверенность. Хочется вновь похвалы, положительной оценки. Начинаешь заслуживать внимание, любовь.
Опасность здесь в том, что при оценках, пустой похвале ребенок теряет контакт с собой, постепенно перестает слышать свои потребности, чувства. Отсюда неуверенность в себе. Надо постоянно соответствовать чьим-то стандартам, даже если это не идет на пользу ему самому (быть хорошей девочкой, быть отличником). Во взрослой жизни это выражается в желании быть хорошей женой (в ущерб своим отношениям с детьми), быть хорошей дочерью или сыном (в ущерб супружеским отношениям), быть хорошим сотрудником (в ущерб своему состоянию здоровья и личной жизни). Таким человеком, опять же, удобно управлять. Достань красную тряпку, помаши ею, и он сделает то, что нужно.
Гораздо важнее концентрироваться на своих сильных сторонах, иметь свои цели и идти своим путем.
Что бы там ни говорили и как бы ни обзывали! И это не высокомерное «Я самый лучший, молчите, козявки!» Это принятие себя, адекватное отношение к своим способностям и достижениям.
Как не перехвалить и что такое благодарность?
Благодарность, в отличие от похвалы и оценок, развивает человека, включает у него интерес к себе. Благодарность помогает почувствовать свою ценность, сформировать адекватную самооценку. Это прекрасный здоровый вариант поддержки (в меня верят, меня замечают!). Ребенок, в которого верят, хочет развиваться. Благодарность дает ему опору, уверенность, спокойствие, силы двигаться вперед, преодолевать трудности. Ребенок видит себя и окружающих. Понимает, как он может влиять на мир.
Благодарность — это не обязательно «спасибо» или «благодарю», гораздо лучше сказать так:
• Вместо «ты самый талантливый» можно сказать: «У тебя отлично работает логика, ты только что решил две сложнейшие задачи!»
• Вместо «ты самая красивая» скажите: «У тебя густые красивые блестящие волосы, глаза словно изумруды!»
• Вместо «ты самый лучший» скажите: «Ты легко находишь контакт с людьми, это самый настоящий талант, как тебе это удается?»
В первом случае ребенок не получает информации о себе. Во втором случае он получает конкретные знания о себе: я хорошо соображаю, умею выступать, у меня красивые волосы и глаза.
В первом случае это как пустой мешок с названием «самый лучший». А что там? Непонятно. Вот и штормит по жизни. А во втором аккуратно сложены драгоценные камни с названиями талантов (качеств, плюсов) вашего ребенка. Самооценка у ребенка во втором случае будет адекватнее. Как думаете, почему?
Если хотите сказать «для меня ты самый лучший», — скажите. Но пусть это будет не единственная фраза в вашем арсенале.
Как не перехвалить?
Да, перехвалить можно, если использовать пустые слова типа «молодец», «круто», «отлично». Этого можно избежать, если вы благодарите за конкретные дела, тем самым помогая ребенку увидеть свое место в этой жизни, подчеркиваете его качества, умения. Это, напротив, будет его наполнять энергией и давать ресурсы.
«Оказывается, я только хвалила детей, но не благодарила. Это оказалось удивительное ощущение! У них глаза засветились, когда они поняли, что своим делом они помогли мне сделать что-то свое или вообще отдохнуть. Дочь сегодня сразу же дала обратную связь в виде такой же благодарности, и я прямо расцвела!»
Формула благодарности
(ТВОЕ ДЕЙСТВИЕ) + (КАК ЭТО ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ, ТВОЮ ЖИЗНЬ, СЕМЬЮ, ОБЩЕСТВО)
Как здорово, ты сегодня сел уроки делать сам! Вовремя! (То, что делал 3 часа и «тянул резину», опускаем.)
Ты умеешь управлять временем, у тебя получается. Это такое ценное качество взрослого человека. Ты взрослеешь!
У меня появилось время, ведь мне не нужно тебя контролировать, благодаря этому я отдохнула (почитала), испекла пирог на ужин. Спасибо, сынок!
В результате ребенок понимает:
1. Есть понятие «время», он его чувствует (пока, возможно, не понимает как, появляется интерес это выяснить), может им управлять: может сказать себе СТОП и оторваться от гаджета, заманчивой игры. А еще это проявление взрослости, оказывается. И он взрослеет. Это воодушевляет!
2. Он может влиять на жизнь семьи, вносить свой вклад в атмосферу вечера: ароматный пирог, чаепитие, мама, как попугай, не твердит одно и то же: «Садись делай уроки!»
Что мешает благодарить?
Ожидания. Как должно быть. Что следует делать. Родители так и говорят: вот окончит начальную школу, вот сдаст экзамены, поступит в вуз, вот тогда...
Но время идет. Отношения на основе нотаций, требований, осуждения разрушаются, вы отдаляетесь, у ребенка появляется желание сбежать в другой город, скорее выйти замуж или уйти в виртуальный мир. Лишь бы только кто-нибудь заметил и поверил в тебя.
Вы ведь поливаете свои цветы, пересаживаете, подкармливаете, не ждете, когда они зацветут и принесут семена, и вот только тогда они все получат. Иначе они завянут либо остановятся в росте. Разве что кактус — исключение. Так же и здесь.
Детям необходимо питание сегодня! И это питание — благодарность.
Наблюдаю такое противоречие. Родители говорят: хочу, чтобы был ответственным, чтобы сам делал то-то и то-то, а то совсем обленился, ничего не надо. Вот именно благодарность, умение подмечать маленькие победы, принимать помощь ребенка дают возможность передать ответственность ребенку за его жизнь. Без этого никак. Он не будет расти. Как цветок, остановится в своем развитии.
Да, что-то он будет делать из-за страха, чтобы не получить критики, плохих оценок, либо с позиции «заслужить любовь». И это вновь про зависимость от чужого мнения, где внутренняя мотивация подменяется внешней.
Как благодарить, если не за что?
Особый шик — найти повод для благодарности, когда настроение плохое. Даже если вы злитесь, вас все раздражает. Хотите привить ребенку ответственность и самостоятельность — благодарите. Критика и советы не самые лучшие помощники. Потренируйтесь, и вы увидите, как настроение вечера поменяется.
Можно благодарить детей (и мужа, и жену) и за негативные эмоции. Например, наш старший сын однажды стал злиться (краснеть, багроветь, кричать) на то, что мы ему настойчиво указывали, какой порядок должен быть на его письменном столе (а там, на наш взгляд, бардак); мы поблагодарили его за то, что он показал и напомнил нам, что это его территория и он сам управляет ею, он же не суется в наши шкафы, не критикует и не указывает, как должно там быть.
Также важно подмечать мелочи: дочь улыбнулась по-особенному, заправила маечку в трусики, обувь поставила аккуратно, суп доела, вырезала что-то (это же забота о себе, пусть даже обрезки теперь валяются на полу). Жизнь складывается из мелочей. Важно научиться их замечать. Нам, взрослым, прежде всего. Научимся мы — научатся дети. Иначе — скука, отсутствие положительных эмоций. Тогда взрослые и дети смотрят телевизор с утра до ночи, подглядывают за жизнью других людей, обсуждают ее, переживают за них, уходят в зависимости. А это нездоровые формы получения удовольствия, порою очень опасные.
1 Готовые домашние задания.