ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ
Процесс формирования нравственных чувств осуществляется как стихийно, по подражанию — ребенок, не отдавая себе отчета, перенимает поведение окружающих, так и сознательно — под руководством старших в процессе обучения, воспитания, в игре, труде.
Многие чувства — гуманизм, коллективизм, дружба — отражают отношения людей друг к другу, в частности отношения ребенка к окружающим его людям. Вначале у ребенка появляется невольное влечение к родителям, отдельным сверстникам, к коллективу детей. Затем это влечение на основе часто повторяющихся положительных эмоций закрепляется. В процессе школьного обучения появившиеся таким образом чувства углубляются и подкрепляются усвоением моральных понятий, становятся осознанными, мотивированными.
Качественный сдвиг в развитии нравственных чувств особенно заметен у подростков, когда по опыту жизни и знаниям они оказываются у порога взрослости, их чувства уже дифференцированы и мотивированы. В этом возрасте также характерна самостоятельность суждений, критичность, отстаивание собственных взглядов. Вместе с тем подросток начинает глубже понимать себя, соотносить собственные качества с требованиями обстоятельств, коллектива, его представителей. У молодого человека развиваются и обостряются чувства собственного достоинства, справедливости, углубляются чувства дружбы, товарищества.
В этот период особенно важно воспитать у подростка чувство совести, которое выполняет как бы роль внутреннего судьи. Совесть — это эмоционально-оценочное отношение личности к собственным поступкам и поступкам близких людей, за поведение которых данная личность несет ответственность как член коллектива, как товарищ. Становление чувства совести имеет огромное значение в побуждении к самовоспитанию. Хотя подросток и не может еще четко сформулировать понятие чувства совести, однако в практике, в жизни он испытывает ее проявление в форме стыда, если совершен проступок, и долга — при наполнении каких-либо обязанностей.
Совесть начинает формироваться довольно рано, еще в дошкольном возрасте. Дошкольник переживает стыд, когда старшие указывают ему на плохой поступок. Не будучи еще в состоянии дать отчета о сущности своего переживания, дошкольник все же понимает, «что такое хорошо и что такое плохо», знает, за что его могут поругать и за что похвалить старшие. Подросток понимает совесть как самоосуждение действия или поведения, нарушающих нормы морали. В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее осознание нравственных чувств, в том числе совести, тесно взаимодействующих с нравственными убеждениями. Старший школьник не только переживает, но способен четко сформулировать сущность чувства, вызвавшего то или иное слабое или сильное переживание.
Интересно сравнить, как определяют чувство совести младшие и старшие школьники.
Ученице 2-го класса Наташе, 8 лет, был задан вопрос: «Что такое совесть?» — «Совесть, — ответила Наташа, — это чувство человека, который провинился и ему неприятно как-то, совесть грызет».
— Почему грызет?
— Потому что он плохо поступил.
— От кого ты слышала о совести?
— Часто по радио слышала рассказы ...
— А у тебя есть совесть?
— У меня — есть. Например, я сегодня получила двойку и дала честное октябрятское, что больше не буду получать.
В ответах Наташи пока смутное представление о совести как о чем-то, что «грызет» человека, когда он сделал плохо. Когда же она говорит, что и у нее есть со-весть, то в этом случае понимает: нельзя второй раз совершать плохой поступок. Итак, у младшего школьника для образования чувства совести уже есть определенные переживания, из которых формируется обобщенное чувство совести: стыд, раскаяние, смущение и т. п. У подростка они систематизируются и определенным образом соотносятся, а у старшего школьника достигают высокой степени обобщения.
На вопрос, что такое совесть, Борис Д., 16 лет, ученик 9-го класса, ответил: «Чувство, которое удерживает человека от плохих поступков. Это долг перед собой. То, что помогает оценить обстановку, окружающих людей. То, по чему можно судить о человеке».
Если младший школьник, определяя чувство совести, сводит его к сумме примеров, то старший школьник дает отвлеченное определение этого чувства, что, конечно, отражает уровень развития интеллектуальной и эмоциональных сфер личности на разных возрастных этапах.
В формировании нравственных чувств ребенка решающее значение имеют условия жизни в семье, взаимоотношения родителей и их отношение к ребенку.
Известно, до какой степени дети чувствительны, как чутко улавливают характер отношения отца к матери, как тяжело переживают обиду одного из родителей. Дж. Фурст справедливо указывает, что при напряженных отношениях родителей дети проявляют сильное беспокойство. «Хотя беспокойство касается обоих родителей, дети обычно больше тревожатся за свою мать, потому что они проводят с ней больше времени, а также благодаря ее роли как матери: она является для них самым важным человеком в ранние годы их жизни. Они имеют склонность больше чувствовать неудачи и обиды матери, чем отца, ибо их контакт с матерью является более продолжительным по времени и более интимным по своему характеру»1.
Когда между родителями устанавливаются теплые, дружественные отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, ласковыми и открытыми и менее капризными.
Одним из средств нравственного воспитания является разумная любовь родителей к детям. «Любовь имеет важное значение для детей, и ее отсутствие оказывает пагубное влияние на ребенка. Полное отсутствие любви делает ребенка психопатом; если же, став взрослым, он не превратится в психопата, то может оказаться, что он совершенно неспособен любить других»2.
Эти слова принадлежат также американцу Фурсту. Об этом пишут и многие другие зарубежные психологи.
В нашей стране в отсутствие родителей общественное воспитание, близкое участие педагогов в жизни детей помогают привести к совершеннолетию полноценных людей.
Разумная родительская любовь формирует у ребенка чувство гуманизма, доброе отношение к людям. Но любовь может быть разной. Порою мать и отец без ума от одного прикосновения к мягкой алой щечке сына или дочери, целуют ножки и ручки, упиваясь их физической красотой. В таких условиях могут вырасти эгоисты. Только любовь сдержанная, без ахов и вздохов, на первый взгляд скупая, но внутренне богатая, способствует полнокровному не только физическому, интеллектуальному, нравственному, но также эмоциональному развитию ребенка. Любовь, сочетающаяся с требовательностью, формирует у ребенка деятельную доброту к людям. Редкое поглаживание по головке, ласковое слово согревают ребенка больше, чем ежедневные объятия и поцелуи.
Дети очень чувствительны к ласке, душевному к ним отношению. Близкий мне мальчик Дима (я еще вернусь к нему ниже) до сих пор вспоминает, как мама, наклонившись к кровати, тихо произносила: «Солнышко, вставай!» От удовольствия Дима закрывал глаза и нежился, словно само солнце обратилось к нему и ласкало его. Диме теперь тринадцать лет, он нежен и предупредителен по отношению к матери и отцу, брату и товарищам.
Грубость по отношению к детям отвратительна. Она убивает ростки любви, воспитывает желчность, зависть, льстивость, лживость, придавленность, одним словом, способствует формированию психологии раба или лакея, садиста или бездушного человека, безразличного ко всему — и к горю, и к радости.
«Ранний опыт любовной заботливости, отношений сотрудничества и взаимного доверия, который ребенок приобретает в семье, является жизненно важным фактором в становлении личности взрослого, способного понять характер плодотворных человеческих отношений и сознательно в них участвовать»3.
Воспитание подлинно человеческих чувств возможно в подлинно человеческой среде, в системе дружественных отношений в семье и школе.
Всякий воспитатель должен быть воспитан. Это относится и к родителям. Многим из них помогает интуиция, присущий им такт в отношениях с людьми, свойства их характеров. Другим приходится наверстывать упущенное. Так и поступают все те, кто испытывает чувство ответственности перед обществом и будущим ребенка. Важная задача воспитания заключается в формировании социалистического гуманизма у ребенка. Гуманизм должен определять его добрые поступки. В доброте сплавлено глубокое социальное чувство любви к другому с сознанием общественного долга помогать близким, товарищам.
Да, доброта всегда рядом с долгом. Их высшее проявление: патриотические действия, акты самопожертвования. Еще Ч. Дарвин говорил: «Я вполне подписываюсь под мнением тех писателей, которые утверждают, что самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство или совесть... И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен». Да, та внутренняя сущность, которая заставляет человека- без всяких размышлений рисковать своей жизнью для ближнего, сущность, заставляющая его после тщательных размышлений, в основе которых лежит глубокое чувство справедливости или долга, жертвовать своей жизнью для какого-нибудь великого дела, — эта сущность является наиболее благородною чертою человека»4.
В Великую Отечественную войну А. Матросов закрыл своим телом амбразуру дзота во имя жизни товарищей и победы над врагом. И в мирное время порой приходится жертвовать жизнью во имя жизни других. Известны случаи, когда девушка, чтобы спасти ребенка, бросилась в горящий дом, шофер лег под колеса потерявшего управление автобуса, чтобы остановить его и спасти пассажиров.
Это все примеры доброго самоотверженного отношения к людям. Доброта возвышает личность, а скупость и жадность ее принижают, делают антиобщественной. Жадность часто толкает на преступление. Скупость всегда презиралась в народе, она высмеяна и заклеймена как порок в таких выдающихся произведениях, как «Скупой рыцарь» А. Пушкина, «Мертвые души» Н. Гоголя, «Евгения Гранде» О. Бальзака и т. д.
Чувство доброты воспитывают с раннего детства. Его формируют в практической деятельности и добром отношении ко всему живому. Известны случаи, когда дети, жестоко относившиеся к животным, став взрослыми, плохо относились даже к близким людям.
Моему маленькому другу Диме, о котором я уже упоминал, с детства прививалась любовь к птицам и животным. Он с восторгом наблюдал за тем, как прыгает воробей или, воркуя, кружится голубь. Он нежно прижимал к груди собаку или кошку. Однажды Дима сидел на скамье с бабушкой во дворе и кормил голубей. Внезапно появилась кошка и схватила голубя. Дима с криком бросился на помощь. Кошка испугалась, выпустила голубя и убежала.
Доброе отношение формируется в условиях взаимопомощи родителей и детей. Не секрет, что иногда родители попрекают своих детей куском хлеба. Покупая ребенку или подростку костюм или рубашку, они тут же оговорят, что приносят себя в жертву. Детям такие «подарки» доставляют только страдания.
А иные родители не доверяют своим детям и прячут от них фрукты, сладости, лучшую одежду и даже игрушки. Подозрение, что дети могут «украсть», в одних случаях травмирует детей, в других — толкает на воровство.
В одной многодетной семье, оказавшейся рано без отца, мать воспитывала детей на полном доверии. Скудные деньги лежали всегда в ящике стола. Каждый, кто шел за хлебом или другими покупками, брал из стола нужную сумму. Если была сдача, всегда клал в тот же ящик. Мать никогда не пересчитывала деньги, и дети знали об этом. Хлеб и сахар делили по порциям, а до этого он лежал на полке шкафа, но никто никогда не брал для себя, так как знал, что это общее. Каждый вносил посильный вклад в жизнь семьи. Один ходил за водой, другой топил печь; каждый старался облегчить труд матери. Теперь все выросли, получили образование. К матери относятся с благоговением. Ведь старому человеку дороже всего внимание выросших детей, их ласка, доброе отношение.
Быть добрым не значит не знать цену вещам, предметам. Дети должны бережно относиться к ним, они должны знать, что все сделано трудом их родителей. Ребенок, портящий мебель, выбрасывающий хлеб, не ценит труд старших, а нередко не ценит и не любит их самих.
Следовательно, нужно воспитывать подлинную доброту, с учетом разумного удовлетворения потребностей детей. Всякого рода излишества их развращают.
Чувство любви к людям начинает формироваться еще в дошкольном возрасте в игре как основном виде деятельности дошкольника. В игре ребенок учится считаться с интересами и переживаниями других детей, уже в ней он испытывает первые коллективные радости и огорчения, но при условии, если играет совместно с другими детьми.
КОМПЛЕКСНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
Взаимоотношение школы и семьи в воспитании чувств. Воздействие средств воспитания в определенной системе. Художественная литература — важное средство комплексного воспитания. Театр как средство нравственного и эстетического воспитания. Примеры комплексного воспитания чувств в семье и школе
Чувства человека воспитываются не порознь, а в комплексе. Прививая, например, любовь к природе, мы тем самым обогащаем чувства ребенка, развиваем его восприятие и понимание красоты повсюду, в том числе в человеке, в его труде. Формируя эстетическое отношение к произведениям искусства у школьника, мы в известной мере направляем его художественные способности, влияем на характер. И это понятно: в человеке все взаимосвязано и взаимодействует, в том числе разнообразные чувства. Однако вами чувства не систематизируются, их нужно привести в систему, и это осуществляется в процессе воспитания.
Из конкретных задач складывается общая программа воспитания чувств ребенка, единство воздействия семьи и школы, программа создания положительной жизнерадостной эмоциональной атмосферы в жизни детей.
В семье должны быть по возможности исключены: брюзжание и недовольство, гнев и раздражительность по мелочам, равнодушие и безразличие, минорная атмосфера, снижающая тонус жизни ребенка, угнетающая его эмоционально, уродующая его представление о жизни.
Мне могут возразить, что отрицательные эмоции у родителей возникают не без причины, они вызваны обстоятельствами жизни, в том числе поведением самих детей. Это так. Однако можно реагировать на травмирующую обстановку по-разному; кроме того, каждый обязан уметь владеть собой, не распускать себя. Разве, например, нормально, что вполне допустимая для ребенка шалость вызывает гнев и брюзжание взрослого на весь день?
Переживания, сжимающие сердечко ребенка, должны быть кратковременными, а это зависит от умения родителей владеть собой.
Учителя знают по опыту, как ребята бурно реагируют на семейные неурядицы, скандалы, обиды. Иной школьник придет в класс, сядет за парту убитый горем: бледный, глаза мутные и ничего не видят, уши не слышат. Он рассеян, не может ответить, что было задано вчера, не в состоянии повторить даже того, о чем только что говорила учительница. Домой возвращается разбитым — откроет учебник, склонит над ним голову, но ничего в нем не видит, а то и совсем не придет домой до ночи, так как ему и стыдно, и больно, и страшно видеть и слышать все то, что связано с раздором в семье.
Хорошая семья — это здоровый дружный коллектив, в котором господствуют взаимопомощь, теплые и дружественные взаимоотношения. Родители служат примером для детей в обращении с людьми. Приходят знакомые в гости, им искренне рады. Родители и дети стремятся их пребывание в семье сделать приятным. После ухода гостей.о них говорят хорошо.
Хорошая семья — пример трудолюбия. Все спорится в руках матери. Отец умеет все починить: исправить утюг, электрическое освещение, склеить стул, вставить стекло. Я знаю семью одного научного работника. Он мастер на все руки, не гнушается никакой работой. Плотничает. Вообще любит физический труд и гордится этим. Жене он первый помощник. Дети не ноют, когда им поручают что-нибудь сделать. Они и в магазин сходят, и полы вымоют, и при этом никогда не ссылаются, что им, мол, некогда.
Мы подошли к такому немаловажному вопросу, как эстетическое отношение к внешнему облику человека. Человек прекрасен, когда он одухотворен высокими социальными идеями, морально воспитан. Это отражается в его одежде, умении держаться. Все свидетельствует о благородстве помыслов и высокой нравственной воспитанности.
Красота человека особенно отчетливо проявляется в процессе общения и деятельности. Человек добрый, но грубоватый не является прекрасным. Другое впечатление производит добрый человек и вместе с тем вежливый и предупредительный, тактичный в обращении, умеющий предложить помощь в нужной форме.
Жилье — своеобразное зеркало человека. У аккуратного, воспитанного это зеркало всегда чистое, уютное.
Хорошо, когда человек умеет красиво сидеть, стоять, идти, обратиться к людям, тепло улыбается, в общении вежлив и приветлив. Человек привлекателен, если во внешнем облике отражается его прекрасная внутренняя сущность. Такой человек совершенствует себя и других по законам красоты.
Приведу пример, который, как мне кажется, может быть использован молодыми учителями.
Получая первый класс, учительница О. М. Шапошникова (из школы №335 Ленинграда) составляет для себя план (на все четыре года) эстетического и нравственного воспитания своих учеников. Этот план предусматривает различные педагогические приемы и методы; в частности, для того чтобы развить художественный вкус у детей, учительница старается обратить внимание ребят на все, что их окружает, учит быть наблюдательными, замечать Прекрасное, включая и взаимоотношения ребят в классе. Она обязательно поощряет хороший поступок: «Вова X. поступил красиво: помог товарищу в учебе. Сережа уступил дорогу девочке — это тоже красиво». А иногда учительница обращается к ребятам и говорит: «Посмотрите в окно, как красиво падают снежинки на улице. А как красиво мороз разрисовал окна!»
Большое значение в классе придается и изучению сказок. По мнению О. М. Шапошниковой, это благодатный материал для воспитания. Дети уже побывали в театре Ленинского комсомола, посмотрели «Сказку о сказке», «Аленький цветочек». Они любят сказку, им близок, понятен дух сказки, содержание сказки захватывает их воображение.
Во время спектакля учительница находит нужные слова для характеристики сопровождающей музыки, просит ребят обратить внимание на то, как музыка усиливает зрительные впечатления. Сказки иллюстрируются репродукциями картин русских художников. Класс посетил «Комнату сказок» во Дворце пионеров, расписанную мастерами Палеха.
Сказки А. С. Пушкина уносят ребят в чудесный мир. Он дополняется зимней, волшебной красотой русской природы. Детям уже показывали картину К. Ф. Юона «Русская зима» и прочитали стихотворение А. С. Пушкина «Под голубыми небесами». Все это усиливает впечатление зимнего царства.
«Путешествие в сказку, — говорит учительница, — мы продолжим весной. Природа пробудится, наденет новый наряд. Интересно у нас прошел вечер, который мы посвятили осени. Мы его назвали «В один осенний вечер». Накануне всем классом ездили в г. Пушкин, побывали в парке. Собрали листья, красивые ветки, затем украсили класс гирляндами осенних листьев. Ребята под музыку П. И. Чайковского прочитали стихи Пушкина, посвященные этой очаровательной поре».
Ребята получают не только представление о прекрасном. С воспитания любви к родной природе, к родному краю начинается воспитание патриотизма, гордости за свою Советскую Родину. Учительница рассказывает о трудовых и ратных подвигах русских и советских людей. В классе частые гости участники Великой Отечественной войны, передовики ленинградских предприятий. Учительница вспоминает, как ребята, затаив дыхание, слушали рассказ о Д. М. Карбышеве, о том, как он мужественно погиб, оставшись до конца верным Родине. Интересно прошел сбор октябрят, посвященный космонавтам — смелым, сильным людям, готовым совершить подвиг во имя славы Отечества.
Такой творческий, конкретный подход к воспитанию чувств дает хорошие результаты. Владимир К. не проявлял ни к чему особого интереса. Может быть, потому, что был поглощен неурядицами в семье, частыми ссорами отца и матери — это травмировало его. В классе по субботам устраивали вечера классической музыки. Исполнителями были учащиеся. Поначалу Вова не понимал музыку и оставался лишь бы провести время. А потом увлекся, стал навещать товарищей, которые играли дома. Сейчас он охотно посещает Филармонию школьника, научился понимать музыкальные произведения.
Ученица Наташа К. сочиняла в 1-м классе несложные музыкальные произведения и систематически исполняла их перед ребятами. Сейчас Наташа К. заканчивает музыкальную школу при Ленинградской консерватории (композиторское отделение).
Василий П. пришел в класс второгодником, был на 3 года старше своих товарищей. Он ни к чему не проявлял особого интереса. Но влияние музыки не обошло и его. Он полюбил музыку и жалел, что не мог ею раньше заниматься. Восприятие музыки стимулировало поэтическое творчество, он стал сочинять стихи, которые продолжает писать и сейчас.
Мажорное, жизнерадостное настроение в коллективе создается при условии, если ребята видят «завтрашние радости», т. е. предстоящие интересные походы, вечера художественной самодеятельности, олимпиады, интересные общественно полезные дела, встречи с выдающимися людьми. Радости нет конца, если школа принимает решение сконструировать и изготовить одноместный вертолет с мотоциклетным мотором или аэросани (совместно с шефами — комсомольцами соседнего завода).
Созданию мажорного настроения помогает правильный тон общения учителя и ученика, характер оценок, знаний и поведения. Одно дело сказать: «Садись, «двойка», иного от тебя и не ждала». Или «Садись, «двойка», ты огорчил меня и весь класс, а мог бы иметь «четверку» или даже «пятерку». В первом случае оценка унижает и угнетает, во втором — стыдит и поднимает ученика, формирует у него веру в свои возможности.
Известно, что ребята очень любят кружки, где они могут найти себя, заняться тем, что их увлекает больше всего. Но бывает и так: начнут записывать в кружки, ребята ждут неделю-другую, а кружков нет. Наступает разочарование. А когда кто-нибудь из родителей поднимет этот вопрос на собрании, то следует такой ответ классного руководителя: «Знаете, все некогда, руки не доходят». Ответ не может удовлетворить родителей.
Глубокое и комплексное воспитательное влияние оказывают на детей школьного возраста торжественные чествования павших героев. В Ленинграде, Волгограде я видел школьниц и школьников, застывших в строю у памятников героям. Это действительно урок воспитания гражданских и патриотических чувств.
«Никто не забыт, ничто не забыто!» — эти слова уже стали девизом молодого поколения, изучающего подвиги живых и погибших братьев и отцов, убирающего могилы героев, дающего клятву быть достойными гражданами, отдать все силы для роста могущества и процветания социалистической Родины.
Универсальным средством комплексного воспитания чувств является художественная литература. И это понятно. Она образно отражает жизнь во всей ее многогранности. Вот почему литература способна пробуждать самые различные чувства — и моральные, и эстетические, и интеллектуальные, и праксические.
Мы показали влияние литературы на чувства детей. Но коэффициент полезного действия чтения не всегда одинаков. Очень часто книги «проглатываются». Поэтому чтению нужно учить. Выше мы сказали, что восприятие художественного произведения зависит от особенностей молодого читателя: его убеждений, вкусов, потребностей и т. д. Важно знать также процесс восприятия текста, процесс воссоздания воображаемых образов по описанию и многое другое.
Процесс создания художественного произведения — это сложный процесс переработки материала, полученного в результате наблюдения явлений жизни, в цельное словесное изображение. Писатель, отправляясь от единичного, конкретного, создает типические образы — персонажи, действующие в типических ’ обстоятельствах.
Читатель, воспринимая художественное произведение, совершает как бы обратную работу: словесное изображение превращает в яркие, живые образы, картины. Этот процесс требует от читателя определенных качеств, т. е. он должен, наверное, разделять позиции писателя.
Воображение — вот та сила, которая обеспечивает оживление словесного изображения, текста произведения, превращение его в «реальные» картины действительности. При этом следует заметить, что полноценное восприятие художественного произведения предполагает не только воссоздающее, но и творческое воображение. Читатель воссоздает образ, вполне понятно, на материале произведения, но вместе с тем использует материал собственной жизни.
Процесс восприятия и понимания художественного произведения зависит от жизненного опыта, активной деятельности, знания быта, характеров людей, ибо процесс понимания представляет собой не что иное, как процесс «накладывания» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемый материал. Отсюда чем больше жизненного материала у читателя, тем ярче его воображение, тем глубже его восприятие.
Интересные замечания о восприятии учащимися художественных произведений находим мы у Н. К. Крупской5. Она говорит, что восприятие литературных произведений изменяется с возрастом. Одна и та же книга может вызвать различные мысли и чувства у одного и того же человека на различных этапах его жизни. И это понятно, ибо сила впечатления от прочитанного материала зависит от того, насколько художественный образ ассоциируется у читателя с впечатлениями, пережитыми им самим. Большой опыт, богатый запас знаний и переживаний — вот что лежит в основе глубокого восприятия и понимания художественных произведений. Важно получить основы эстетического воспитания. Только при указанных условиях школьник сможет не чутьем, а сознательно отличить высокохудожественное произведение от слабого. Только при этих условиях человек может понять красоту языка, художественного стиля. И не только понять, но и насладиться чтением. Следовательно, глубокое и адекватное восприятие и понимание произведений требует высокого уровня эстетической образованности и воспитанности. В каждом человеке, говорил М. Горький, сидит художник, однако его нужно пробудить и культивировать. Этим целям и должно служить эстетическое воспитание.
На восприятие произведения читателем влияет и его моральный идеал; этот идеал определяет угол зрения читателя. С его помощью читатель отбирает нужное и соответственно оценивает художественное произведение в единстве его формы и содержания.
Наконец, на восприятие и понимание художественной литературы влияют наличие известных навыков, умение анализировать художественное произведение. Бывает так, что произведение захватывает человека, вызывает у него массу переживаний, но он не в состоянии проанализировать идейное содержание произведения, понять особенности языка, художественного метода писателя. Следовательно, полнота восприятия зависит от умения читать, и этому надо учить ребенка.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что эти качества, эти особенности (во всяком случае, многие из них) и формируются в процессе чтения. Нельзя думать, что нужно сначала подготовить читателя, сформировать у него определенный идеал, эстетический вкус, а потом уже давать ему книгу. Нет, именно в жизни, в процессе чтения формируется эстетическое отношение к книге, умение анализировать прочитанное.
1 Дж. Фурст. Невротик. Его среда и внутренний мир, стр. 170.
2 Там же, стр. 161.
3 Дж. Фурст. Невротик. Его среда и внутренний мир, стр. 157.
4 «Библиотечка для саморазвития», 1907, № 4, стр. 113.
5 Н. К. Крупская. Пед. соч., т. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957, стр. 126—127.