Ковалев А. Г.

Воспитание чувств(фрагмент)



ВОС­ПИТА­НИЕ НРАВ­СТВЕН­НЫХ ЧУВСТВ

Процесс фор­ми­ро­ва­ния нрав­ствен­ных чувств осу­ще­ст­в­ля­ется как сти­хийно, по под­ра­жа­нию — ребенок, не отдавая себе отчета, пере­ни­мает пове­де­ние окру­жа­ю­щих, так и созна­тельно — под руко­вод­ством старших в про­цессе обу­че­ния, вос­пита­ния, в игре, труде.

Многие чувства — гума­низм, кол­лек­ти­визм, дружба — отра­жают отно­ше­ния людей друг к другу, в част­но­сти отно­ше­ния ребенка к окру­жа­ю­щим его людям. Вначале у ребенка поя­в­ля­ется неволь­ное вле­че­ние к роди­те­лям, отдель­ным свер­ст­ни­кам, к кол­лек­тиву детей. Затем это вле­че­ние на основе часто пов­то­ря­ю­щихся поло­жи­тель­ных эмоций закреп­ля­ется. В про­цессе школь­ного обу­че­ния поя­вив­ши­еся таким образом чувства углу­б­ля­ются и под­креп­ля­ются усво­е­нием мораль­ных понятий, ста­но­вятся осо­знан­ными, моти­ви­ро­ван­ными.

Каче­ствен­ный сдвиг в раз­ви­тии нрав­ствен­ных чувств осо­бенно заметен у под­рост­ков, когда по опыту жизни и знаниям они ока­зы­ва­ются у порога взро­с­ло­сти, их чувства уже диф­фе­рен­ци­ро­ваны и моти­ви­ро­ваны. В этом воз­ра­сте также харак­терна само­сто­я­тель­ность сужде­ний, кри­тич­ность, отста­и­ва­ние соб­ствен­ных взгля­дов. Вместе с тем под­ро­сток начи­нает глубже пони­мать себя, соот­но­сить соб­ствен­ные каче­ства с тре­бо­ва­ни­ями обсто­я­тель­ств, кол­лек­тива, его пред­стави­те­лей. У моло­дого чело­века раз­ви­ва­ются и обо­стря­ются чувства соб­ствен­ного досто­ин­ства, справед­ли­во­сти, углу­б­ля­ются чувства дружбы, това­ри­ще­ства.

В этот период осо­бенно важно вос­питать у под­ростка чувство совести, которое выпол­няет как бы роль вну­трен­него судьи. Совесть — это эмо­ци­о­нально-оце­ноч­ное отно­ше­ние лич­но­сти к соб­ствен­ным поступ­кам и поступ­кам близких людей, за пове­де­ние которых данная лич­ность несет ответ­ствен­ность как член кол­лек­тива, как товарищ. Ста­но­в­ле­ние чувства совести имеет огром­ное зна­че­ние в побу­жде­нии к само­вос­пита­нию. Хотя под­ро­сток и не может еще четко сфор­му­ли­ро­вать понятие чувства совести, однако в прак­тике, в жизни он испы­ты­вает ее про­я­в­ле­ние в форме стыда, если совер­шен про­сту­пок, и долга — при напол­не­нии каких-либо обя­зан­но­стей.

Совесть начи­нает фор­ми­ро­ваться довольно рано, еще в дош­коль­ном воз­ра­сте. Дош­коль­ник пережи­вает стыд, когда старшие ука­зы­вают ему на плохой посту­пок. Не будучи еще в состо­я­нии дать отчета о сущ­но­сти своего пережи­ва­ния, дош­коль­ник все же пони­мает, «что такое хорошо и что такое плохо», знает, за что его могут пору­гать и за что похвалить старшие. Под­ро­сток пони­мает совесть как само­о­су­жде­ние действия или пове­де­ния, нару­ша­ю­щих нормы морали. В старшем школь­ном воз­ра­сте про­ис­хо­дит даль­нейшее осо­зна­ние нрав­ствен­ных чувств, в том числе совести, тесно вза­и­мо­действу­ю­щих с нрав­ствен­ными убе­жде­ни­ями. Старший школь­ник не только пережи­вает, но спо­со­бен четко сфор­му­ли­ро­вать сущ­ность чувства, вызвав­шего то или иное слабое или сильное пережи­ва­ние.

Инте­ресно срав­нить, как опре­де­ляют чувство совести младшие и старшие школь­ники.

Ученице 2-го класса Наташе, 8 лет, был задан вопрос: «Что такое совесть?» — «Совесть, — ответила Наташа, — это чувство чело­века, который про­ви­нился и ему непри­ятно как-то, совесть грызет».

— Почему грызет?

— Потому что он плохо посту­пил.

— От кого ты слышала о совести?

— Часто по радио слышала рас­сказы ...

— А у тебя есть совесть?

— У меня — есть. Напри­мер, я сегодня полу­чила двойку и дала честное октя­брят­ское, что больше не буду полу­чать.

В ответах Наташи пока смутное пред­ста­в­ле­ние о совести как о чем-то, что «грызет» чело­века, когда он сделал плохо. Когда же она говорит, что и у нее есть со-весть, то в этом случае пони­мает: нельзя второй раз совер­шать плохой посту­пок. Итак, у младшего школь­ника для обра­зо­ва­ния чувства совести уже есть опре­де­лен­ные пережи­ва­ния, из которых фор­ми­ру­ется обоб­щен­ное чувство совести: стыд, рас­ка­я­ние, сму­ще­ние и т. п. У под­ростка они систе­ма­ти­зи­ру­ются и опре­де­лен­ным образом соот­но­сятся, а у стар­шего школь­ника дости­гают высокой степени обоб­ще­ния.

На вопрос, что такое совесть, Борис Д., 16 лет, ученик 9-го класса, ответил: «Чувство, которое удер­жи­вает чело­века от плохих поступ­ков. Это долг перед собой. То, что помо­гает оценить обста­новку, окру­жа­ю­щих людей. То, по чему можно судить о чело­веке».

Если младший школь­ник, опре­де­ляя чувство совести, сводит его к сумме при­ме­ров, то старший школь­ник дает отвле­чен­ное опре­де­ле­ние этого чувства, что, конечно, отра­жает уровень раз­ви­тия интел­лек­ту­аль­ной и эмо­ци­о­наль­ных сфер лич­но­сти на разных воз­раст­ных этапах.

В фор­ми­ро­ва­нии нрав­ствен­ных чувств ребенка реша­ю­щее зна­че­ние имеют условия жизни в семье, вза­и­мо­от­но­ше­ния роди­те­лей и их отно­ше­ние к ребенку.

Известно, до какой степени дети чув­стви­тельны, как чутко ула­в­ли­вают харак­тер отно­ше­ния отца к матери, как тяжело пережи­вают обиду одного из роди­те­лей. Дж. Фурст справед­ливо ука­зы­вает, что при напря­жен­ных отно­ше­ниях роди­те­лей дети про­я­в­ляют сильное бес­по­койство. «Хотя бес­по­койство каса­ется обоих роди­те­лей, дети обычно больше тре­во­жатся за свою мать, потому что они про­во­дят с ней больше времени, а также бла­го­даря ее роли как матери: она явля­ется для них самым важным чело­ве­ком в ранние годы их жизни. Они имеют склон­ность больше чув­ство­вать неудачи и обиды матери, чем отца, ибо их контакт с матерью явля­ется более про­дол­жи­тель­ным по времени и более интим­ным по своему харак­теру»1.

Когда между роди­те­лями уста­на­в­ли­ва­ются теплые, дру­же­ствен­ные отно­ше­ния, дети чув­ствуют себя счаст­ли­выми. Они ста­но­вятся более спо­койными, лас­ко­выми и откры­тыми и менее капризными.

Одним из средств нрав­ствен­ного вос­пита­ния явля­ется разум­ная любовь роди­те­лей к детям. «Любовь имеет важное зна­че­ние для детей, и ее отсут­ствие ока­зы­вает пагуб­ное влияние на ребенка. Полное отсут­ствие любви делает ребенка пси­хо­па­том; если же, став взро­с­лым, он не пре­вра­тится в пси­хо­пата, то может ока­заться, что он совер­шенно нес­по­со­бен любить других»2.

Эти слова при­над­ле­жат также аме­ри­канцу Фурсту. Об этом пишут и многие другие зару­беж­ные пси­хологи.

В нашей стране в отсут­ствие роди­те­лей обще­ствен­ное вос­пита­ние, близкое участие педа­го­гов в жизни детей помо­гают при­ве­сти к совер­шен­но­летию пол­но­цен­ных людей.

Разум­ная роди­тель­ская любовь фор­ми­рует у ребенка чувство гума­низма, доброе отно­ше­ние к людям. Но любовь может быть разной. Порою мать и отец без ума от одного при­кос­но­ве­ния к мягкой алой щечке сына или дочери, целуют ножки и ручки, упи­ва­ясь их физи­че­ской кра­со­той. В таких усло­виях могут вырасти эгоисты. Только любовь сдер­жан­ная, без ахов и вздохов, на первый взгляд скупая, но вну­тренне богатая, спо­соб­ствует пол­но­кров­ному не только физи­че­скому, интел­лек­ту­аль­ному, нрав­ствен­ному, но также эмо­ци­о­наль­ному раз­ви­тию ребенка. Любовь, сочета­ю­ща­яся с тре­бо­ва­тель­но­стью, фор­ми­рует у ребенка дея­тель­ную доброту к людям. Редкое погла­жи­ва­ние по головке, лас­ко­вое слово согре­вают ребенка больше, чем еже­д­нев­ные объятия и поцелуи.

Дети очень чув­стви­тельны к ласке, душев­ному к ним отно­ше­нию. Близкий мне мальчик Дима (я еще вернусь к нему ниже) до сих пор вспо­ми­нает, как мама, накло­нив­шись к кровати, тихо про­из­но­сила: «Сол­нышко, вставай!» От удо­воль­ствия Дима закры­вал глаза и нежился, словно само солнце обра­ти­лось к нему и ласкало его. Диме теперь три­на­дцать лет, он нежен и пре­ду­пре­ди­те­лен по отно­ше­нию к матери и отцу, брату и това­ри­щам.

Гру­бо­сть по отно­ше­нию к детям отвра­ти­тельна. Она убивает ростки любви, вос­пи­ты­вает желч­ность, зависть, льсти­вость, лжи­вость, при­да­в­лен­ность, одним словом, спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию пси­холо­гии раба или лакея, садиста или без­душ­ного чело­века, без­раз­лич­ного ко всему — и к горю, и к радости.

«Ранний опыт любов­ной забот­ли­во­сти, отно­ше­ний сотруд­ни­че­ства и вза­им­ного доверия, который ребенок при­об­ретает в семье, явля­ется жиз­ненно важным фак­то­ром в ста­но­в­ле­нии лич­но­сти взро­с­лого, спо­соб­ного понять харак­тер пло­до­т­вор­ных чело­ве­че­ских отно­ше­ний и созна­тельно в них участ­во­вать»3.

Вос­пита­ние под­линно чело­ве­че­ских чувств воз­можно в под­линно чело­ве­че­ской среде, в системе дру­же­ствен­ных отно­ше­ний в семье и школе.

Всякий вос­пита­тель должен быть вос­питан. Это отно­сится и к роди­те­лям. Многим из них помо­гает инту­и­ция, при­су­щий им такт в отно­ше­ниях с людьми, свойства их харак­те­ров. Другим при­хо­дится навер­сты­вать упу­щен­ное. Так и посту­пают все те, кто испы­ты­вает чувство ответ­ствен­но­сти перед обще­ством и будущим ребенка. Важная задача вос­пита­ния заклю­ча­ется в фор­ми­ро­ва­нии соци­али­сти­че­ского гума­низма у ребенка. Гума­низм должен опре­де­лять его добрые поступки. В доброте спла­в­лено глу­бо­кое соци­аль­ное чувство любви к другому с созна­нием обще­ствен­ного долга помо­гать близким, това­ри­щам.

Да, доброта всегда рядом с долгом. Их высшее про­я­в­ле­ние: патри­оти­че­ские действия, акты само­по­жерт­во­ва­ния. Еще Ч. Дарвин говорил: «Я вполне под­пи­сы­ва­юсь под мнением тех писа­те­лей, которые утвер­ждают, что самую сильную черту отличия чело­века от живот­ных соста­в­ляет нрав­ствен­ное чувство или совесть... И гос­под­ство его выра­жа­ется в корот­ком, но могучем и крайне выра­зи­тель­ном слове «должен». Да, та вну­трен­няя сущ­ность, которая заста­в­ляет чело­века- без всяких раз­мыш­ле­ний рис­ко­вать своей жизнью для ближ­него, сущ­ность, заста­в­ля­ю­щая его после тща­тель­ных раз­мыш­ле­ний, в основе которых лежит глу­бо­кое чувство справед­ли­во­сти или долга, жерт­во­вать своей жизнью для какого-нибудь вели­кого дела, — эта сущ­ность явля­ется наи­бо­лее бла­го­род­ною чертою чело­века»4.

В Великую Оте­че­ствен­ную войну А. Мат­ро­сов закрыл своим телом амбра­зуру дзота во имя жизни това­ри­щей и победы над врагом. И в мирное время порой при­хо­дится жерт­во­вать жизнью во имя жизни других. Известны случаи, когда девушка, чтобы спасти ребенка, бро­си­лась в горящий дом, шофер лег под колеса поте­ряв­шего упра­в­ле­ние авто­буса, чтобы оста­но­вить его и спасти пас­са­жи­ров.

Это все примеры доброго само­от­вер­жен­ного отно­ше­ния к людям. Доброта воз­вы­шает лич­ность, а ску­пость и жад­ность ее при­ни­жают, делают анти­об­ще­ствен­ной. Жад­ность часто толкает на пре­ступ­ле­ние. Ску­пость всегда пре­зи­ра­лась в народе, она высме­яна и заклеймена как порок в таких выда­ю­щихся про­из­ве­де­ниях, как «Скупой рыцарь» А. Пушкина, «Мертвые души» Н. Гоголя, «Евгения Гранде» О. Баль­зака и т. д.

Чувство доброты вос­пи­ты­вают с раннего детства. Его фор­ми­руют в прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти и добром отно­ше­нии ко всему живому. Известны случаи, когда дети, жестоко отно­сив­ши­еся к живот­ным, став взро­с­лыми, плохо отно­си­лись даже к близким людям.

Моему малень­кому другу Диме, о котором я уже упо­ми­нал, с детства при­ви­ва­лась любовь к птицам и живот­ным. Он с востор­гом наблю­дал за тем, как прыгает воробей или, воркуя, кру­жится голубь. Он нежно при­жи­мал к груди собаку или кошку. Однажды Дима сидел на скамье с бабуш­кой во дворе и кормил голубей. Вне­за­пно поя­ви­лась кошка и схва­тила голубя. Дима с криком бро­сился на помощь. Кошка испу­га­лась, выпу­стила голубя и убежала.

Доброе отно­ше­ние фор­ми­ру­ется в усло­виях вза­и­мо­по­мощи роди­те­лей и детей. Не секрет, что иногда роди­тели попре­кают своих детей куском хлеба. Покупая ребенку или под­ростку костюм или рубашку, они тут же ого­во­рят, что при­но­сят себя в жертву. Детям такие «подарки» доста­в­ляют только стра­да­ния.

А иные роди­тели не дове­ряют своим детям и прячут от них фрукты, сла­до­сти, лучшую одежду и даже игрушки. Подо­зре­ние, что дети могут «украсть», в одних случаях трав­ми­рует детей, в других — толкает на воров­ство.

В одной мно­го­дет­ной семье, ока­зав­шейся рано без отца, мать вос­пи­ты­вала детей на полном доверии. Скудные деньги лежали всегда в ящике стола. Каждый, кто шел за хлебом или другими покуп­ками, брал из стола нужную сумму. Если была сдача, всегда клал в тот же ящик. Мать никогда не пере­счи­ты­вала деньги, и дети знали об этом. Хлеб и сахар делили по порциям, а до этого он лежал на полке шкафа, но никто никогда не брал для себя, так как знал, что это общее. Каждый вносил посиль­ный вклад в жизнь семьи. Один ходил за водой, другой топил печь; каждый ста­рался облег­чить труд матери. Теперь все выросли, полу­чили обра­зо­ва­ние. К матери отно­сятся с бла­го­го­ве­нием. Ведь старому чело­веку дороже всего вни­ма­ние вырос­ших детей, их ласка, доброе отно­ше­ние.

Быть добрым не значит не знать цену вещам, пред­метам. Дети должны бережно отно­ситься к ним, они должны знать, что все сделано трудом их роди­те­лей. Ребенок, портя­щий мебель, выбра­сы­ва­ю­щий хлеб, не ценит труд старших, а нередко не ценит и не любит их самих.

Сле­до­ва­тельно, нужно вос­пи­ты­вать под­лин­ную доброту, с учетом разум­ного удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей детей. Всякого рода изли­ше­ства их раз­вра­щают.

Чувство любви к людям начи­нает фор­ми­ро­ваться еще в дош­коль­ном воз­ра­сте в игре как основ­ном виде дея­тель­но­сти дош­коль­ника. В игре ребенок учится считаться с инте­ре­сами и пережи­ва­ни­ями других детей, уже в ней он испы­ты­вает первые кол­лек­тив­ные радости и огор­че­ния, но при условии, если играет сов­местно с другими детьми.

с. 31—37

КОМ­ПЛЕКС­НОЕ ВОС­ПИТА­НИЕ ЧУВСТВ

Вза­и­мо­от­но­ше­ние школы и семьи в вос­пита­нии чувств. Воз­действие средств вос­пита­ния в опре­де­лен­ной системе. Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура — важное сред­ство ком­плекс­ного вос­пита­ния. Театр как сред­ство нрав­ствен­ного и эстети­че­ского вос­пита­ния. Примеры ком­плекс­ного вос­пита­ния чувств в семье и школе

Чувства чело­века вос­пи­ты­ва­ются не порознь, а в ком­плексе. При­ви­вая, напри­мер, любовь к природе, мы тем самым обо­га­щаем чувства ребенка, раз­ви­ваем его вос­при­ятие и пони­ма­ние красоты повсюду, в том числе в чело­веке, в его труде. Фор­ми­руя эстети­че­ское отно­ше­ние к про­из­ве­де­ниям искус­ства у школь­ника, мы в извест­ной мере напра­в­ляем его худо­же­ствен­ные спо­соб­но­сти, влияем на харак­тер. И это понятно: в чело­веке все вза­и­мо­свя­зано и вза­и­мо­действует, в том числе раз­но­об­разные чувства. Однако вами чувства не систе­ма­ти­зи­ру­ются, их нужно при­ве­сти в систему, и это осу­ще­ст­в­ля­ется в про­цессе вос­пита­ния.

Из кон­крет­ных задач скла­ды­ва­ется общая про­грамма вос­пита­ния чувств ребенка, един­ство воз­действия семьи и школы, про­грамма соз­да­ния поло­жи­тель­ной жиз­не­ра­дост­ной эмо­ци­о­наль­ной атмо­сферы в жизни детей.

В семье должны быть по воз­мож­но­сти исклю­чены: брюз­жа­ние и недо­воль­ство, гнев и раз­дра­жи­тель­ность по мелочам, рав­но­ду­шие и без­раз­ли­чие, минор­ная атмо­сфера, сни­жа­ю­щая тонус жизни ребенка, угнета­ю­щая его эмо­ци­о­нально, уро­ду­ю­щая его пред­ста­в­ле­ние о жизни.

Мне могут воз­ра­зить, что отри­ца­тель­ные эмоции у роди­те­лей воз­ни­кают не без причины, они вызваны обсто­я­тель­ствами жизни, в том числе пове­де­нием самих детей. Это так. Однако можно реа­ги­ро­вать на трав­ми­ру­ю­щую обста­новку по-разному; кроме того, каждый обязан уметь владеть собой, не рас­пус­кать себя. Разве, напри­мер, нор­мально, что вполне допу­сти­мая для ребенка шалость вызы­вает гнев и брюз­жа­ние взро­с­лого на весь день?

Пережи­ва­ния, сжи­ма­ю­щие сер­дечко ребенка, должны быть крат­ко­вре­мен­ными, а это зависит от умения роди­те­лей владеть собой.

Учителя знают по опыту, как ребята бурно реа­ги­руют на семейные неу­ря­дицы, скан­далы, обиды. Иной школь­ник придет в класс, сядет за парту убитый горем: бледный, глаза мутные и ничего не видят, уши не слышат. Он рассеян, не может ответить, что было задано вчера, не в состо­я­нии пов­то­рить даже того, о чем только что гово­рила учи­тель­ница. Домой воз­вра­ща­ется раз­би­тым — откроет учебник, склонит над ним голову, но ничего в нем не видит, а то и совсем не придет домой до ночи, так как ему и стыдно, и больно, и страшно видеть и слышать все то, что связано с раздо­ром в семье.

Хорошая семья — это здо­ро­вый дружный кол­лек­тив, в котором гос­под­ствуют вза­и­мо­по­мощь, теплые и дру­же­ствен­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния. Роди­тели служат при­ме­ром для детей в обра­ще­нии с людьми. При­хо­дят зна­ко­мые в гости, им искренне рады. Роди­тели и дети стре­мятся их пре­бы­ва­ние в семье сделать при­ят­ным. После ухода гостей.о них говорят хорошо.

Хорошая семья — пример тру­до­лю­бия. Все спо­рится в руках матери. Отец умеет все почи­нить: исправить утюг, элек­три­че­ское осве­ще­ние, склеить стул, вставить стекло. Я знаю семью одного науч­ного работ­ника. Он мастер на все руки, не гну­ша­ется никакой работой. Плот­ни­чает. Вообще любит физи­че­ский труд и гор­дится этим. Жене он первый помощ­ник. Дети не ноют, когда им пору­чают что-нибудь сделать. Они и в магазин сходят, и полы вымоют, и при этом никогда не ссы­ла­ются, что им, мол, некогда.

Мы подошли к такому нема­ло­важ­ному вопросу, как эстети­че­ское отно­ше­ние к внеш­нему облику чело­века. Человек пре­кра­сен, когда он оду­хо­т­во­рен высо­кими соци­аль­ными идеями, морально вос­питан. Это отра­жа­ется в его одежде, умении дер­жаться. Все сви­детель­ствует о бла­го­род­стве помы­слов и высокой нрав­ствен­ной вос­питан­но­сти.

Красота чело­века осо­бенно отчет­ливо про­я­в­ля­ется в про­цессе общения и дея­тель­но­сти. Человек добрый, но гру­бо­ва­тый не явля­ется пре­крас­ным. Другое впе­ча­т­ле­ние про­из­во­дит добрый человек и вместе с тем веж­ли­вый и пре­ду­пре­ди­тель­ный, так­тич­ный в обра­ще­нии, умеющий пред­ло­жить помощь в нужной форме.

Жилье — сво­е­об­раз­ное зеркало чело­века. У акку­рат­ного, вос­питан­ного это зеркало всегда чистое, уютное.

Хорошо, когда человек умеет красиво сидеть, стоять, идти, обра­титься к людям, тепло улы­ба­ется, в общении вежлив и при­вет­лив. Человек при­вле­ка­те­лен, если во внешнем облике отра­жа­ется его пре­крас­ная вну­трен­няя сущ­ность. Такой человек совер­шен­ствует себя и других по законам красоты.

Приведу пример, который, как мне кажется, может быть исполь­зо­ван моло­дыми учи­те­лями.

Получая первый класс, учи­тель­ница О. М. Шапош­ни­кова (из школы №335 Ленин­града) соста­в­ляет для себя план (на все четыре года) эстети­че­ского и нрав­ствен­ного вос­пита­ния своих уче­ни­ков. Этот план пре­ду­сма­т­ри­вает раз­лич­ные педа­го­ги­че­ские приемы и методы; в част­но­сти, для того чтобы развить худо­же­ствен­ный вкус у детей, учи­тель­ница ста­ра­ется обра­тить вни­ма­ние ребят на все, что их окру­жает, учит быть наблю­да­тель­ными, заме­чать Пре­крас­ное, включая и вза­и­мо­от­но­ше­ния ребят в классе. Она обя­за­тельно поощряет хороший посту­пок: «Вова X. посту­пил красиво: помог това­рищу в учебе. Сережа уступил дорогу девочке — это тоже красиво». А иногда учи­тель­ница обра­ща­ется к ребятам и говорит: «Посмо­трите в окно, как красиво падают снежинки на улице. А как красиво мороз раз­ри­со­вал окна!»

Большое зна­че­ние в классе при­да­ется и изу­че­нию сказок. По мнению О. М. Шапош­ни­ко­вой, это бла­го­дат­ный мате­риал для вос­пита­ния. Дети уже побы­вали в театре Ленин­ского ком­со­мола, посмо­трели «Сказку о сказке», «Алень­кий цвето­чек». Они любят сказку, им близок, понятен дух сказки, содер­жа­ние сказки захва­ты­вает их вооб­ра­же­ние.

Во время спек­та­кля учи­тель­ница находит нужные слова для харак­те­ри­стики сопро­во­жда­ю­щей музыки, просит ребят обра­тить вни­ма­ние на то, как музыка уси­ли­вает зри­тель­ные впе­ча­т­ле­ния. Сказки иллю­стри­ру­ются репро­дук­ци­ями картин русских худож­ни­ков. Класс посетил «Комнату сказок» во Дворце пио­не­ров, рас­пи­сан­ную масте­рами Палеха.

Сказки А. С. Пушкина уносят ребят в чудес­ный мир. Он допол­ня­ется зимней, вол­шеб­ной кра­со­той русской природы. Детям уже пока­зы­вали картину К. Ф. Юона «Русская зима» и про­читали сти­хо­т­во­ре­ние А. С. Пушкина «Под голу­быми небе­сами». Все это уси­ли­вает впе­ча­т­ле­ние зимнего царства.

«Путе­ше­ствие в сказку, — говорит учи­тель­ница, — мы про­дол­жим весной. Природа про­бу­дится, наденет новый наряд. Инте­ресно у нас прошел вечер, который мы посвятили осени. Мы его назвали «В один осенний вечер». Нака­нуне всем классом ездили в г. Пушкин, побы­вали в парке. Собрали листья, кра­си­вые ветки, затем укра­сили класс гир­лян­дами осенних листьев. Ребята под музыку П. И. Чайков­ского про­читали стихи Пушкина, посвя­щен­ные этой оча­ро­ва­тель­ной поре».

Ребята полу­чают не только пред­ста­в­ле­ние о пре­крас­ном. С вос­пита­ния любви к родной природе, к родному краю начи­на­ется вос­пита­ние патри­отизма, гор­до­сти за свою Совет­скую Родину. Учи­тель­ница рас­ска­зы­вает о тру­до­вых и ратных подви­гах русских и совет­ских людей. В классе частые гости участ­ники Великой Оте­че­ствен­ной войны, пере­до­вики ленин­град­ских пред­при­ятий. Учи­тель­ница вспо­ми­нает, как ребята, затаив дыхание, слушали рассказ о Д. М. Кар­бы­шеве, о том, как он муже­ственно погиб, остав­шись до конца верным Родине. Инте­ресно прошел сбор октя­брят, посвя­щен­ный кос­мо­нав­там — смелым, сильным людям, готовым совер­шить подвиг во имя славы Оте­че­ства.

Такой твор­че­ский, кон­крет­ный подход к вос­пита­нию чувств дает хорошие резуль­таты. Вла­димир К. не про­я­в­лял ни к чему особого инте­реса. Может быть, потому, что был погло­щен неу­ря­ди­цами в семье, частыми ссорами отца и матери — это трав­ми­ро­вало его. В классе по суб­бо­там устра­и­вали вечера клас­си­че­ской музыки. Испол­ни­те­лями были уча­щи­еся. Пона­чалу Вова не понимал музыку и оста­вался лишь бы про­ве­сти время. А потом увлекся, стал наве­щать това­ри­щей, которые играли дома. Сейчас он охотно посе­щает Филар­мо­нию школь­ника, нау­чился пони­мать музы­каль­ные про­из­ве­де­ния.

Ученица Наташа К. сочи­няла в 1-м классе неслож­ные музы­каль­ные про­из­ве­де­ния и систе­ма­ти­че­ски испол­няла их перед ребя­тами. Сейчас Наташа К. закан­чи­вает музы­каль­ную школу при Ленин­град­ской кон­сер­ва­то­рии (ком­по­зи­тор­ское отде­ле­ние).

Василий П. пришел в класс вто­ро­год­ни­ком, был на 3 года старше своих това­ри­щей. Он ни к чему не про­я­в­лял особого инте­реса. Но влияние музыки не обошло и его. Он полюбил музыку и жалел, что не мог ею раньше зани­маться. Вос­при­ятие музыки сти­му­ли­ро­вало поэти­че­ское твор­че­ство, он стал сочи­нять стихи, которые про­дол­жает писать и сейчас.

Мажор­ное, жиз­не­ра­дост­ное настро­е­ние в кол­лек­тиве соз­да­ется при условии, если ребята видят «зав­траш­ние радости», т. е. пред­сто­я­щие инте­рес­ные походы, вечера худо­же­ствен­ной само­де­я­тель­но­сти, олим­пи­ады, инте­рес­ные обще­ственно полезные дела, встречи с выда­ю­щимися людьми. Радости нет конца, если школа при­ни­мает решение скон­стру­и­ро­вать и изго­то­вить одно­мест­ный вер­то­лет с мото­ци­к­лет­ным мотором или аэро­сани (сов­местно с шефами — ком­со­моль­цами сосед­него завода).

Соз­да­нию мажор­ного настро­е­ния помо­гает правиль­ный тон общения учителя и ученика, харак­тер оценок, знаний и пове­де­ния. Одно дело сказать: «Садись, «двойка», иного от тебя и не ждала». Или «Садись, «двойка», ты огорчил меня и весь класс, а мог бы иметь «чет­верку» или даже «пятерку». В первом случае оценка унижает и угнетает, во втором — стыдит и под­ни­мает ученика, фор­ми­рует у него веру в свои воз­мож­но­сти.

Известно, что ребята очень любят кружки, где они могут найти себя, заняться тем, что их увле­кает больше всего. Но бывает и так: начнут запи­сы­вать в кружки, ребята ждут неделю-другую, а кружков нет. Насту­пает разоча­ро­ва­ние. А когда кто-нибудь из роди­те­лей под­ни­мет этот вопрос на собра­нии, то следует такой ответ клас­с­ного руко­во­ди­теля: «Знаете, все некогда, руки не доходят». Ответ не может удо­вле­тво­рить роди­те­лей.

Глу­бо­кое и ком­плекс­ное вос­пита­тель­ное влияние ока­зы­вают на детей школь­ного воз­ра­ста тор­же­ствен­ные чест­во­ва­ния павших героев. В Ленин­граде, Вол­го­граде я видел школь­ниц и школь­ни­ков, застыв­ших в строю у памят­ни­ков героям. Это действи­тельно урок вос­пита­ния гра­ждан­ских и патри­оти­че­ских чувств.

«Никто не забыт, ничто не забыто!» — эти слова уже стали девизом моло­дого поко­ле­ния, изу­ча­ю­щего подвиги живых и погиб­ших братьев и отцов, уби­ра­ю­щего могилы героев, дающего клятву быть достойными гра­жда­нами, отдать все силы для роста могу­ще­ства и про­цвета­ния соци­али­сти­че­ской Родины.

Уни­вер­саль­ным сред­ством ком­плекс­ного вос­пита­ния чувств явля­ется худо­же­ствен­ная лите­ра­тура. И это понятно. Она образно отра­жает жизнь во всей ее мно­го­гран­но­сти. Вот почему лите­ра­тура спо­собна про­бу­ждать самые раз­лич­ные чувства — и мораль­ные, и эстети­че­ские, и интел­лек­ту­аль­ные, и прак­си­че­ские.

Мы пока­зали влияние лите­ра­туры на чувства детей. Но коэф­фи­ци­ент полез­ного действия чтения не всегда оди­на­ков. Очень часто книги «про­гла­ты­ва­ются». Поэтому чтению нужно учить. Выше мы сказали, что вос­при­ятие худо­же­ствен­ного про­из­ве­де­ния зависит от осо­бен­но­стей моло­дого чита­теля: его убе­жде­ний, вкусов, потреб­но­стей и т. д. Важно знать также процесс вос­при­ятия текста, процесс вос­со­з­да­ния вооб­ра­жа­е­мых образов по опи­са­нию и многое другое.

Процесс соз­да­ния худо­же­ствен­ного про­из­ве­де­ния — это сложный процесс пере­ра­ботки мате­ри­ала, полу­чен­ного в резуль­тате наблю­де­ния явлений жизни, в цельное сло­вес­ное изо­б­ра­же­ние. Писа­тель, отпра­в­ля­ясь от еди­нич­ного, кон­крет­ного, создает типи­че­ские образы — пер­со­нажи, действу­ю­щие в типи­че­ских ’ обсто­я­тель­ствах.

Чита­тель, вос­при­ни­мая худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, совер­шает как бы обрат­ную работу: сло­вес­ное изо­б­ра­же­ние пре­вра­щает в яркие, живые образы, картины. Этот процесс требует от чита­теля опре­де­лен­ных качеств, т. е. он должен, навер­ное, раз­де­лять позиции писа­теля.

Вооб­ра­же­ние — вот та сила, которая обес­пе­чи­вает ожи­в­ле­ние сло­вес­ного изо­б­ра­же­ния, текста про­из­ве­де­ния, пре­вра­ще­ние его в «реаль­ные» картины действи­тель­но­сти. При этом следует заметить, что пол­но­цен­ное вос­при­ятие худо­же­ствен­ного про­из­ве­де­ния пред­по­ла­гает не только вос­со­з­да­ю­щее, но и твор­че­ское вооб­ра­же­ние. Чита­тель вос­со­з­дает образ, вполне понятно, на мате­ри­але про­из­ве­де­ния, но вместе с тем исполь­зует мате­риал соб­ствен­ной жизни.

Процесс вос­при­ятия и пони­ма­ния худо­же­ствен­ного про­из­ве­де­ния зависит от жиз­нен­ного опыта, актив­ной дея­тель­но­сти, знания быта, харак­те­ров людей, ибо процесс пони­ма­ния пред­ста­в­ляет собой не что иное, как процесс «накла­ды­ва­ния» име­ю­щихся знаний, впе­ча­т­ле­ний на вос­при­ни­ма­е­мый мате­риал. Отсюда чем больше жиз­нен­ного мате­ри­ала у чита­теля, тем ярче его вооб­ра­же­ние, тем глубже его вос­при­ятие.

Инте­рес­ные заме­ча­ния о вос­при­ятии уча­щимися худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний находим мы у Н. К. Круп­ской5. Она говорит, что вос­при­ятие лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний изме­ня­ется с воз­ра­с­том. Одна и та же книга может вызвать раз­лич­ные мысли и чувства у одного и того же чело­века на раз­лич­ных этапах его жизни. И это понятно, ибо сила впе­ча­т­ле­ния от про­читан­ного мате­ри­ала зависит от того, нас­колько худо­же­ствен­ный образ ассо­ци­и­ру­ется у чита­теля с впе­ча­т­ле­ни­ями, пережи­тыми им самим. Большой опыт, богатый запас знаний и пережи­ва­ний — вот что лежит в основе глу­бо­кого вос­при­ятия и пони­ма­ния худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний. Важно полу­чить основы эстети­че­ского вос­пита­ния. Только при ука­зан­ных усло­виях школь­ник сможет не чутьем, а созна­тельно отли­чить высо­ко­ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние от слабого. Только при этих усло­виях человек может понять красоту языка, худо­же­ствен­ного стиля. И не только понять, но и насла­диться чтением. Сле­до­ва­тельно, глу­бо­кое и аде­кват­ное вос­при­ятие и пони­ма­ние про­из­ве­де­ний требует высо­кого уровня эстети­че­ской обра­зо­ван­но­сти и вос­питан­но­сти. В каждом чело­веке, говорил М. Горький, сидит худож­ник, однако его нужно про­бу­дить и куль­ти­ви­ро­вать. Этим целям и должно служить эстети­че­ское вос­пита­ние.

На вос­при­ятие про­из­ве­де­ния чита­те­лем влияет и его мораль­ный идеал; этот идеал опре­де­ляет угол зрения чита­теля. С его помощью чита­тель отби­рает нужное и соот­вет­ственно оце­ни­вает худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние в един­стве его формы и содер­жа­ния.

Наконец, на вос­при­ятие и пони­ма­ние худо­же­ствен­ной лите­ра­туры влияют наличие извест­ных навыков, умение анали­зи­ро­вать худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние. Бывает так, что про­из­ве­де­ние захва­ты­вает чело­века, вызы­вает у него массу пережи­ва­ний, но он не в состо­я­нии про­а­нали­зи­ро­вать идейное содер­жа­ние про­из­ве­де­ния, понять осо­бен­но­сти языка, худо­же­ствен­ного метода писа­теля. Сле­до­ва­тельно, полнота вос­при­ятия зависит от умения читать, и этому надо учить ребенка.

Вместе с тем важно под­чер­к­нуть, что эти каче­ства, эти осо­бен­но­сти (во всяком случае, многие из них) и фор­ми­ру­ются в про­цессе чтения. Нельзя думать, что нужно сначала под­го­то­вить чита­теля, сфор­ми­ро­вать у него опре­де­лен­ный идеал, эстети­че­ский вкус, а потом уже давать ему книгу. Нет, именно в жизни, в про­цессе чтения фор­ми­ру­ется эстети­че­ское отно­ше­ние к книге, умение анали­зи­ро­вать про­читан­ное.

с. 76—83

1 Дж. Фурст. Нев­ротик. Его среда и вну­трен­ний мир, стр. 170.

2 Там же, стр. 161.

3 Дж. Фурст. Нев­ротик. Его среда и вну­трен­ний мир, стр. 157.

4 «Биб­ли­о­течка для само­раз­ви­тия», 1907, № 4, стр. 113.

5 Н. К. Круп­ская. Пед. соч., т. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957, стр. 126—127.