Кэнфилд К. Р.

Как стать хорошим отцом: семь секретов(фрагмент)



Доби­вайтесь еще большей бли­зо­сти с детьми

Незави­симо от того, как вы оце­ни­ва­ете себя в смысле выпол­не­ния отцов­ского долга, вос­поль­зуйтесь неко­то­рыми прак­ти­че­скими советами, которые могут ока­заться полезными для всех нас в смысле упро­че­ния наших связей с детьми.

Обле­кайте свою пре­дан­ность сыну или дочери в слова. Гово­рите им о том, как они важны для вас, что вы отда­дите всего себя для того, чтобы быть им хорошим отцом. Напи­шите своему ребенку письмо. Уверяю вас, что он будет его читать и пере­чи­ты­вать, положит в ранец, когда пойдет в школу, а став взро­с­лым, время от времени доста­нет его из своего стола и снова пере­читает.

Рас­ска­жите детям о своем детстве. Мой зна­ко­мый Брайан избрал для этой цели один из рожде­ствен­ских вечеров. За несколько лет до этого скон­чался его отец, и прошлой зимой Брайан повез семью в свой родной город, чтобы позна­ко­мить со своими род­ствен­ни­ками, которых дети знали только по фото­гра­фиям. Он повел сына и дочь в старую, запу­щен­ную фер­мер­скую усадьбу, провел по всем ком­на­там и рас­ска­зал о рожде­ствен­ской елке, которую отец принес домой, а она ока­за­лась так велика, что не про­хо­дила в двери. Он вспо­мнил бле­стя­щую звезду, которую только его рослый отец мог укреп­лять на вер­хушке елки. С каждой ком­на­той были связаны свои вос­по­ми­на­ния, в том числе и со спаль­ней самого Брайана, где отец каждый вечер на коленях молился с ним перед сном.

Именно в этой комнате Брайан обра­тился к своим детям с неболь­шой речью. Он говорил мягко, но в его голосе звучала реши­мость. «Дети, сказал он, самое главное, что я запо­мнил о празд­ни­ках в этом доме, это то, что там был мой папа. Ничего осо­бен­ного не про­ис­хо­дило, просто он был там». Помол­чав, Брайан про­дол­жал: «Эшли и Джон, я пока не смог стать для вас тем, чем был для меня мой папа, но с этого года все, что каса­ется вас, будет для меня превыше всех прочих дел».

Дети одо­бри­тельно кивнули. Хотя им вряд ли удалось бы выра­зить свои чувства, в глубине души они ждали этих слов с большим нетер­пе­нием, чем скрипа поло­зьев упряжки Санта Клауса по снегу на крыше.

Будьте доступны для своих детей, и пусть они знают об этом. Про­во­жая сына в школу, дайте ему номер своего рабо­чего теле­фона, чтобы он записал его себе в блокнот. Скажите ему: «Сынок, я хочу быть с тобой даже когда ты в школе. Если я тебе пона­до­блюсь, позвони мне».

При­ни­майте участие в любимых занятиях ваших детей. Если ваша дочь разу­чи­вает свою роль в школь­ной поста­новке, скажите ей: «Дорогая, если хочешь, я могу пода­вать реплики за других героев, чтобы ты лучше запо­ми­нала свои слова».

Запо­мните, где любит бывать ваш ребенок, чем он любит зани­маться, и затем поста­райтесь обо­зна­чить свое участие в каждом из этих занятий. Этим вы добьетесь того, что, в какую сложную ситу­а­цию ни попал бы ребенок, он всегда будет знать, что может к вам обра­титься и найти выход из поло­же­ния. Для себя же вы обна­ру­жите новые пре­вос­ход­ные воз­мож­но­сти для при­ло­же­ния ваших отцов­ских талан­тов.

Пусть не только дети знают о вашей пре­дан­но­сти им. Молясь Богу, рас­ска­жите Ему о том, что хотите быть хорошим отцом своим детям, и просите Его наставить вас на путь к осу­ще­ст­в­ле­нию ваших наме­ре­ний. Поде­ли­тесь своими планами с женой, дру­зьями, кол­ле­гами по работе. Это может выгля­деть несколько нео­бычно, но при­не­сет непло­хие резуль­таты. Во всяком случае, вы пуб­лично примете на себя опре­де­лен­ные обя­за­тель­ства и как бы станете подот­четны окру­жа­ю­щим. Если вы будете знать, что близкие люди наблю­дают за вашими действи­ями, это придаст вам больше рвения в выпол­не­нии отцов­ского долга. Другое пре­и­му­ще­ство заклю­ча­ется в том, что, если эти люди одо­бряют вашу линию в вос­пита­нии детей, они со своей стороны поста­ра­ются внести посиль­ный вклад в ваши усилия и воз­дер­жатся от каких-либо тре­бо­ва­ний, могущих отвлечь вас от роди­тель­ских обя­зан­но­стей, про­воз­гла­шен­ных в каче­стве высшего при­о­ри­тета.

Исполь­зуйте все жиз­нен­ные события, содер­жа­щие высокую есте­ствен­ную моти­ва­цию, чтобы про­я­вить пони­ма­ние своего отцов­ского долга. Одним из самых обо­дря­ю­щих явлений в послед­ние годы стало пре­до­ста­в­ле­ние отцам воз­мож­но­сти при­сут­ство­вать в родиль­ном отде­ле­нии при поя­в­ле­нии ребенка на свет.

Когда два­дцать два года назад у Нэнси Суайхарт начались родовые схватки, ее муж Джудсон Суайхарт (мой коллега) позво­нил в боль­ницу, и ему пред­ло­жили доставить туда роже­ницу. Супру­гов встретила на пороге боль­ницы мед­се­стра, которая сказала, что Джудду следует отпра­в­ляться домой и ожидать теле­фон­ного звонка от врача. Он так и посту­пил. Двумя годами позже, когда пред­сто­яло поя­виться на свет их второму ребенку, Джудду уже раз­ре­шили нахо­диться в комнате ожи­да­ния, по которой он рас­ха­жи­вал взад и вперед вместе с другими муж­чи­нами, гото­вив­шимися стать отцами. И только несколько лет спустя, когда жена Джудда рожала тре­тьего ребенка, ему поз­во­лили нахо­диться в родиль­ном отде­ле­нии, но и тогда пре­ду­пре­дили, чтобы он «ничего не трогал руками».

На сегодня поло­же­ние корен­ным образом изме­ни­лось. Отцам не только раз­ре­шают при­сут­ство­вать при родах, но и видят в них полезных участ­ни­ков про­цесса, свя­зан­ного с поя­в­ле­нием ребенка на свет. Нео­бык­но­вен­ные чувства испы­ты­вает мужчина, ста­но­вясь отцом и воочию видя рожде­ние своего сына или дочери. Для пере­дачи этого ощу­ще­ния Мартин Грин­берг исполь­зо­вал слово «погло­щен­ность». Если в вашей семье будут еще рождаться дети, не упу­стите воз­мож­ность быть возле жены при родах. Вы обретете неи­с­то­щи­мый источ­ник моти­ва­ции.

Но не забы­вайте и о других собы­тиях, которые прямо связаны с отцов­скими обя­зан­но­стями. Это могут быть день рожде­ния сына или дочери, отпуск, который вы про­во­дите всей семьей, а воз­можно, и веселое празд­но­ва­ние Дня отца. Подоб­ными же памят­ными вехами при­з­ваны стать кре­ще­ние или первое при­ча­стие, первый день в школе, первое сви­да­ние, окон­ча­ние школы, бра­ко­со­чета­ние. Каждое из этих событий спо­собно сти­му­ли­ро­вать вашу отцов­скую моти­ва­цию.

Пусть рядом с вами посто­янно нахо­дятся какие-нибудь пред­меты, оли­це­тво­ря­ю­щие вашу отцов­скую при­вя­зан­ность. При­не­сите в свой рабочий кабинет или в цех фото­гра­фии детей или их рисунки и поме­стите на самом видном месте, где они посто­янно нахо­ди­лись бы в поле вашего зрения. Вообще поста­райтесь, чтобы эти милые вещи сопро­во­ждали вас в течение всего дня. При­клейте детский рисунок на дверце вашего шкафа в клубе здо­ро­вья или над станком в цехе. Эта кар­тинка, напо­ми­на­ю­щая о детях, о семье, придаст вам немало сил и вдох­но­ве­ния. А когда сын или дочь придут к вам на работу и увидят свои рисунки, поме­щен­ные на все­об­щее обо­зре­ние, они еще раз почув­ствуют, как их отец при­вя­зан к ним.

Пусть вас окру­жают некие символы отцов­ства. Билл Клинтон из-за своего рабо­чего стола в Оваль­ном каби­нете видит изо­б­ра­же­ние офи­ци­аль­ной пре­зи­ден­т­ской печати. Оно напо­ми­нает ему о той власти, которая нераз­рывно связана с его поло­же­нием. Хотя офи­ци­аль­ной отцов­ской печати не суще­ствует, было бы неплохо ввести в упо­тре­б­ле­ние значки, кофейные кружки или майки, на которых было бы напи­сано, что данное лицо явля­ется отцом и в этом каче­стве заслу­жи­вает вся­че­ского ува­же­ния.

Исполь­зуйте каждую воз­мож­ность (а если ее нет, то соз­дайте), чтобы хорошо про­ве­сти время с детьми. Когда мы рабо­таем, то наша моти­ва­ция частично воз­ни­кает из мысли о пред­сто­я­щих двух неделях отпуска. Вы и в каче­стве отца нужда­етесь в отдыхе. Но это должен быть отдых от всего серьез­ного и слож­ного, что связано с роди­тель­скими обя­зан­но­стями, но не от самих детей. Исполь­зуйте это время для того, чтобы пора­до­ваться тому пре­крас­ному дару, который Господь нис­по­слал вам.

с. 64—69

Ну и, наконец, про­ник­но­ве­ние в мир ваших детей даст вам немало больших радо­стей. Давайте не забы­вать, что каждый из наших детей непо­в­то­римо инте­ре­сен. Эти малень­кие чело­ве­че­ские суще­ства вводят нас в мир при­клю­че­ний, откры­тий и откро­ве­ний.

Прак­ти­че­ские советы садо­воду

Как же нам выявить те спе­ци­фи­че­ские черты, которые отли­чают каждого ребенка от его свер­ст­ни­ков? Поз­вольте пред­ло­жить вам в этой связи несколько советов.

Хотите верьте, хотите нет, но для начала доста­точно просто зада­вать им вопросы. Я знаю, что говорю само­о­че­вид­ные вещи, но как вы станете зна­ко­миться с чело­ве­ком, кото­рого видите в первый раз? Если в вашей церкви поя­ви­лась новая супру­же­ская пара при­хо­жан, вы, веро­ятно, при­гла­сите их на обед. Ваша беседа, скорее всего, будет пере­ме­жаться вопро­сами вроде таких: «А откуда вы при­е­хали в наши места?», «Рас­ска­жите, как вы позна­ко­ми­лись?», «А чем вы зани­ма­етесь?»

Точно так же следует посту­пать и с детьми. Пове­зите их выпить кока-колы, чтобы создать под­хо­дя­щие условия для раз­го­вора, и спро­сите, напри­мер: «С кем ты больше всего дружишь в этом году?», «А что тебе в нем (в ней) нравится?», «Чем вы зани­ма­етесь, когда бываете вместе?»

(Спра­ши­вайте, но не допра­ши­вайте. У ребенка не должно сло­житься впе­ча­т­ле­ние, что вы соби­ра­ете све­де­ния о нем, с тем чтобы позже обру­шить эту инфор­ма­цию на его же голову. Если же он почув­ствует с вашей стороны искрен­ний интерес к его жизни и делам, он шире рас­кро­ется вам нав­стречу, даст вам доступ к своим мыслям и чув­ствам. Но если он не захочет о чем-то рас­ска­зы­вать вам, ни в коем случае не вытя­ги­вайте из него то, о чем он умал­чи­вает.)

Ста­райтесь про­во­дить с детьми больше времени на их «игровом поле». Вы никогда до конца не поймете и даже не сможете себе пред­ставить неко­то­рых вещей, пока не увидите их соб­ствен­ными глазами. Несколько лет назад, когда моей дочери Саре было семь лет, она брала уроки прыжков в воду с вышки. Неко­то­рое время я не про­во­жал ее в бассейн и поэтому был отчасти застиг­нут врас­плох, когда однажды за ужином Джоэль сказал: «Папа, ты бы посмо­трел на Сару. Она делает сальто с самой высокой вышки». Ну уж, увольте! Я знал Сару и был уверен, что уж кто-кто, а она-то даже не решится взо­браться на эту самую вышку. Дочь про­мол­чала, и я подумал, что Джоэль, скорее всего, солгал. На сле­ду­ю­щей неделе я зашел посмо­треть на то, как Сара зани­ма­ется в бас­сейне. И поверьте, здесь на ее «поле», в запахе хлорки и гулком эхе, отда­ю­щемся от цемен­т­ных стен, я совер­шенно по-новому увидел свою дочь и понял ход ее мыслей. Все дети прыгали с нижней пло­щадки вышки, но Сара рас­су­дила, что прыжки с верхней пло­щадки, оче­видно, будут легче, потому что оста­нется больше времени для пере­во­рота в воздухе. Тут только я понял, какая отча­ян­ная голова растет рядом со мной.

Знать своего ребенка: ступени раз­ви­тия

Отец должен иметь пред­ста­в­ле­ние о том, как раз­ви­ва­ются и меня­ются с воз­ра­с­том дети. Суще­ствуют опре­де­лен­ные таблицы, которые помо­гают роди­те­лям пред­ви­деть стадии этого раз­ви­тия и под­го­то­виться к ним. Как правило, в этих табли­цах отра­жены все аспекты жизни ребенка — физи­че­ский, эмо­ци­о­наль­ный, соци­аль­ный, интел­лек­ту­аль­ный, сек­су­аль­ный и духов­ный. Вот, напри­мер, что мы находим в одной из таких таблиц в разделе «Физи­че­ское раз­ви­тие ребенка в пяти­летием воз­ра­сте»: «Ребенок умеет бегать, прыгать, лазать. Учится пере­пры­ги­вать через пре­пят­ствия и прыгать со ска­кал­кой. В течение пятого года жизни рост ребенка уве­ли­чи­ва­ется при­мерно на шесть дюймов (15 см), а вес на 10 фунтов (4500 г). Само­сто­я­тельно оде­ва­ется, завя­зы­вает шнурки на ботин­ках, чистит зубы, засте­ги­вает пуго­вицы».

Не следует ожидать от пяти­лет­него чело­вечка, что он сможет спо­койно сидеть в течение долгого времени. Дело отца — обес­пе­чить ему доста­точно актив­ные физи­че­ские упраж­не­ния. В этом воз­ра­сте пора при­у­чать малыша к под­дер­жа­нию порядка в комнате и при­ви­вать ему правила гигиены. С ростом ребенка будут расти и ваши расходы на одежду для него.

Что дает инфор­ми­ро­ван­ность об этапах раз­ви­тия ребенка:

1. Большую веро­ят­ность того, что ребенок будет обес­пе­чен всем необ­хо­ди­мым. Будучи осве­дом­лен о потреб­но­стях малыша на каждом этапе, отец имеет воз­мож­ность правильно сосре­до­то­чить свое вни­ма­ние и усилия с тем, чтобы создать обста­новку, бла­го­при­ят­ству­ю­щую раз­ви­тию ребенка, и не наде­лать ошибок.

2. Большую уве­рен­ность в себе и моти­ва­цию. Инфор­ми­ро­ван­ность об общих этапах раз­ви­тия создает основу, отправ­ную точку, когда вы решаете, как вам посту­пить. Она обес­пе­чи­вает вас надеж­ным знанием, и вы не «стре­ля­ете в белый свет» и не плу­та­ете в потем­ках.

3. Обо­с­но­ван­ные ожи­да­ния и надежды. Пусть все вокруг вас вос­кли­цают: «Как она выросла! Совсем большая девочка!», но вы-то знаете, что в действи­тель­но­сти нужно вашей дочери, каких поступ­ков можно от нее ожидать и как ее поощрять без при­ну­жде­ния.

Ваше домаш­нее задание

Пойдите в местную биб­ли­о­теку и почитайте работы спе­ци­али­стов в области раз­ви­тия детей. Это поможет вам быть на шаг впереди событий в том, что каса­ется вашего ребенка. Вы будете лучше под­го­то­в­лены к тому, чтобы решать текущие про­блемы, и одно­вре­менно к тому, что вам пред­стоит через несколько лет.

Обра­ти­тесь к своей жене. Я говорю вполне серьезно. Она в течение девяти месяцев пережи­вала глу­бо­кие физи­че­ские и эмо­ци­о­наль­ные изме­не­ния, и уж она-то знает, что это такое. А если у вас есть дочь, то именно жена поможет вам понять те пере­мены, через которые про­хо­дит орга­низм девочки. Ее взгляд на про­блемы раз­ви­тия детей будет бес­цен­ным.

Посо­ветуйтесь с муж­чи­нами, име­ю­щими более про­дол­жи­тель­ный, чем у вас, отцов­ский опыт. Они уже прошли через все ваши нынеш­ние труд­но­сти и с радо­стью поде­лятся своими вос­по­ми­на­ни­ями о былых подви­гах. Их сооб­ра­же­ния помогут вам пред­ви­деть и встретить во все­о­ру­жии воз­мож­ные стрес­со­вые ситу­а­ции в жизни детей.

Поройтесь в соб­ствен­ной памяти. Ведь вы тоже когда-то были ребен­ком, и ваши вос­по­ми­на­ния близки, хотя и не иден­тичны тому, что сейчас про­ис­хо­дит с сыном или дочерью. Но при этом вы должны быть уверены, что вспо­ми­на­ете действи­тель­ные события и ощу­ще­ния, а не их про­из­воль­ную интер­прета­цию.

Обра­ти­тесь, наконец, к опыту вос­пита­ния вашего первого ребенка. Это поможет вам под­го­то­виться к изме­не­ниям, которые пред­стоят младшему. Не забы­вайте при этом, что все дети по-разному реа­ги­руют на эти изме­не­ния. Каждый ребенок не есть некий мате­ма­ти­че­ский знак в формуле отцов­ства, а уни­каль­ная непо­в­то­ри­мая лич­ность.

Реко­мен­ду­е­мая лите­ра­тура

John М. Drescher, Seven Things Children Need (Herald Press).

Paul Heidebrecht, Time to Go Home (Great Commission Publications).

Про­верьте себя

Какие из этих утвер­жде­ний вы счита­ете верными?

1. Я доста­точно кон­тро­ли­рую все про­блемы, которые воз­ни­кают перед моими детьми.

2. Я раз­би­ра­юсь в этапах раз­ви­тия ребенка.

3. Я знаю эмо­ци­о­наль­ные потреб­но­сти своего ребенка в том или ином воз­ра­сте.

4. Я знаю, что должен уметь делать ребенок в каждом воз­ра­сте.

5. Я знаю, как вос­пи­ты­вать в ребенке чувство личной ответ­ствен­но­сти.

Поста­райтесь создать для своего ребенка как можно больше воз­мож­но­стей для рас­кры­тия своих инте­ре­сов и спо­соб­но­стей и одно­вре­менно для того, чтобы вы могли открыть их для себя. Моя дочь с удо­воль­ствием ныряла с вышки до тех пор, пока инструк­тор не начал отра­ба­ты­вать с ней технику прыжка. И тут Сара, которая до этого прыгала с самой высокой пло­щадки, несколько раз шлеп­ну­лась животом о воду при про­стейших упраж­не­ниях. Она поте­ряла интерес к этому виду спорта. После этого она увле­ка­лась разными заняти­ями — игрой на пианино и на скрипке, балетом, гим­на­сти­кой, пан­то­ми­мой и маль­чи­ками. Теперь умножьте этот пере­чень на пятерых моих детей, и вы поймете, что я весьма типич­ный папа, то есть очень занятый. Моя жена отвозит детей на занятия гим­на­сти­кой, а я забираю их и привожу домой. При этом бывает, что при­хо­дится делать трудный выбор между кон­цер­том у Ханны и спор­тив­ным матчем у Джоэля.

Пока дети еще не выросли, им полезно (хотя и накладно для роди­тель­ского кармана) испро­бо­вать свои силы в разных занятиях. Таким образом они выяс­няют, что у них лучше полу­ча­ется и что им больше нравится (как правило, это бывает одно и то же). С тече­нием времени разброс инте­ре­сов умень­ша­ется, и у вас обра­зу­ется доста­точно времени, чтобы научить ребенка ответ­ствен­но­сти по отно­ше­нию к избран­ным увле­че­ниям. Здесь очень важно не пере­у­сер­д­ство­вать. Не заста­в­ляйте ребенка тре­ни­ро­ваться с интен­сив­но­стью олим­пий­цев. У вас и у него одна цель, и она заклю­ча­ется не в резуль­тате, а в рас­кры­тии себя.

Соз­дайте обрат­ную связь с сыном или дочерью и сооб­щайте им о своих наблю­де­ниях над ними, в осо­бен­но­сти когда есть за что их похвалить. Напри­мер так: «Слушай, а этот рисунок у тебя здорово полу­чился. Я смотрел, как ты рисовал, и, по-моему, тебе это занятие очень по душе». Это не только хорошая воз­мож­ность под­бо­дрить ребенка, но и способ под­твер­дить или опро­вер­г­нуть ваши наблю­де­ния, попол­нить знания о нем. «Да, — может ответить сын, — я люблю рисо­вать углем, но, по-моему, рисунки аква­ре­лью у меня выходят лучше».

Попро­буйте взгля­нуть на ребенка под новым углом зрения, пого­во­рив с другими вашими детьми, с женой, с учи­те­лями и тре­не­рами. Ведь когда вы смо­трите на любой предмет, вы видите только ту его часть, которая открыта вашему взгляду. В 1700-х годах Уильям Уэйтли заметил, что при вос­пита­нии ребенка два глаза видят больше, чем один. Ваша жена и есть этот второй глаз, и уж, конечно, ее интерес к детям ничем не меньше, чем ваш. Попро­сите ее поде­литься своими наблю­де­ни­ями, и она рас­ска­жет вам не только впе­ча­т­ле­ния о детях, но и много такого о ваших соб­ствен­ных отно­ше­ниях с каждым из них, чего вам самому никогда не под­метить. Отец и мать должны высту­пать одной роди­тель­ской коман­дой.

Есть и другие глаза, кото­рыми вы можете увидеть своих детей. Не дожи­да­ясь роди­тель­ских собра­ний в школе, позво­ните учителю своего сына или дочери и поин­те­ре­суйтесь, как у них идут дела. При этом не огра­ни­чи­вайтесь учеб­ными успе­хами, но спро­сите и об отно­ше­ниях с другими уче­ни­ками. Полезно пого­во­рить и со спор­тив­ным тре­не­ром. Если ребенок зани­ма­ется коман­д­ным видом спорта, его сильные и слабые стороны посто­янно анали­зи­ру­ются тре­не­ром, с тем чтобы наи­бо­лее полно исполь­зо­вать его воз­мож­но­сти как игрока. Не забы­вайте и отзывы других детей. У нас в семье мы время от времени, собрав­шись за ужином, пред­ла­гаем каждому сказать, что именно ей или ему больше всего нравится в других членах семьи.

В том, что каса­ется упо­тре­б­ле­ния нар­коти­ков, не тешьте себя иллю­зи­ями, будто ваши дети отли­ча­ются от всех осталь­ных. Когда в Джонсон-сити нар­котики стали полу­чать рас­про­стра­не­ние, эта про­блема была у всех на устах. Мой друг Дейв был одним из тех, кто, встре­ча­ясь со зна­ко­мыми в кафе и парик­ма­хер­ских, обме­ни­вался ново­стями о том, чьих еще детей задер­жали за хра­не­ние нар­коти­че­ских веществ. Один под­ро­сток был задер­жан, когда он под воз­действием ЛСД ловил вооб­ра­жа­е­мых львов в город­ском парке. При­я­тели Дейва немало поте­шались над выход­ками маль­чишки. Хотя школь­ная адми­ни­стра­ция пыта­лась тем или иным образом справиться с этой про­бле­мой, боль­шин­ство отцов, в том числе и мой друг, оста­вались в убе­жде­нии, что их-то сыну или дочери это не грозит. Они просто не знали, как и чем живут их дети.

Дейв был очень занятой человек, и как агент по тор­го­вле недви­жи­мо­стью он немало пре­успел в своей про­фес­сии. Он обес­пе­чил доста­ток для семьи и умел под­дер­жи­вать в ней дис­ци­плину. У него было все, что нужно для семейного счастья. Но Дейв мало знал о своем сыне. Может быть, дело было в его заня­то­сти по работе, а воз­можно, он просто не знал, как подойти к тем вопро­сам, которые воз­ни­кают перед его сыном Джоном. В конце концов, когда он рос, никаких нар­коти­ков и в помине не было. Так или иначе, Дейв никогда не говорил с сыном об этой про­блеме, и Джон уже в течение трех лет упо­тре­б­лял кокаин, когда его отец узнал об этом.

Если бы Дейв стремился узнать, с какими труд­но­стями стал­ки­ва­ется сын, он заметил бы его стрем­ле­ние к само­вы­ра­же­нию, которое и привело Дейва к нар­ко­ма­нии, и это спасло бы маль­чику пят­на­дцать лет жизни — именно тот срок, который потре­бо­вался, чтобы окон­ча­тельно его изле­чить от пагуб­ного при­стра­стия.

Ваши дети ничем не отли­ча­ются от своих свер­ст­ни­ков и в том, что каса­ется половой жизни. Воз­можно, вы знаете, что 43 про­цента молодых людей полу­чают первый опыт поло­вого сно­ше­ния в воз­ра­сте до 18 лет, но заду­мы­вались ли вы над тем, что ваши сын или дочь могут войти в это число?

Один из моих зна­ко­мых был свя­щен­ни­ком в частном уни­вер­си­тете на Среднем Западе. В каче­стве тако­вого он выслу­ши­вал все про­блемы сту­ден­тов этого весьма кон­сер­ва­тив­ного учеб­ного заве­де­ния и давал им советы. В течение одного года к нему обра­ти­лись два­дцать сту­ден­ток, при­знав­шихся в том, что они всту­пили в половую связь со своими при­я­те­лями. Когда он начал глубже вникать в ситу­а­цию, то выяс­ни­лось, что отцы всех два­дцати девушек не при­ни­мали участия в их вос­пита­нии. Во всех случаях они либо не жили с семьей, либо были духовно далеки от дочерей.

Другой мой зна­ко­мый, весьма ува­жа­е­мый вос­пита­тель моло­дежи, был оша­ра­шен, когда дочь однажды сооб­щила ему, что она бере­менна. Он, про­ведший бес­чи­с­лен­ное число бесед по вопро­сам пола с другими моло­дыми людьми, как-то не удо­су­жился поду­мать, что его соб­ствен­ная дочь нужда­ется в помощи в этом смысле.

Пожа­луйста, поймите меня правильно. Я вовсе не утвер­ждаю, что вы должны кон­тро­ли­ро­вать половую жизнь своих детей. Скорее, вам следует помочь им узнать и понять свое тело, рас­ска­зать, что данный им дар сек­су­аль­но­сти наи­луч­шим образом может быть воп­ло­щен в браке.

Ваша осве­дом­лен­ность о половой жизни детей отнюдь не пред­по­ла­гает грубых и прямых вопро­сов вроде такого: «Слушай, ты спишь с кем-нибудь?» Точно так же оза­бо­чен­ность про­бле­мой нар­ко­ма­нии не должна выли­ваться в кон­фрон­та­цию с сыном или дочерью: «Ты упо­тре­б­ля­ешь нар­котики?» Если до этого вы не про­я­в­ляли инте­реса к их делам, то после такого допроса они, скорее всего, зам­кнутся или солгут вам, тогда как для вас важнее всего знать их действи­тель­ные мысли и чувства в связи с этими двумя весьма щекот­ли­выми пред­метами. Начи­найте заранее беседы с детьми на темы, свя­зан­ные в нар­коти­ками и сексом. Будьте откро­венны с ними и побу­ждайте их зада­вать вам вопросы. В то же время необ­хо­димо учи­ты­вать те обсто­я­тель­ства, которые могут сделать детей осо­бенно вос­при­им­чи­выми в смысле упо­тре­б­ле­ния нар­коти­ков или половой актив­но­сти. Легко ли они под­да­ются влиянию со стороны своих свер­ст­ни­ков? Не ищут ли они на стороне выхода своим чув­ствам и своей потреб­но­сти любви? (Лечить надо причины болезни, а не ее сим­п­томы.) И, конечно, роди­тели должны знать, с кем дружат их дети. Плохая ком­па­ния спо­собна подо­рвать самую высокую мораль.

Не заци­к­ли­вайтесь на одной какой-то про­блеме. Ста­райтесь охва­тить взгля­дом всю картину, а не уставиться в одну точку. Летчику в полете при­хо­дится делать одно­вре­менно много вещей. Дви­же­ни­ями ног он с помощью педалей непре­станно регу­ли­рует напра­в­ле­ние полета, одна рука лежит на штур­вале, а другая на секторе газа. Его слух сосре­до­то­чен на сооб­ще­ниях, при­ни­ма­е­мых через ради­о­на­уш­ники, а глаза попе­ре­менно следят за полетом по карте и за пока­за­ни­ями мно­го­чи­с­лен­ных при­бо­ров. Если отец не будет иметь перед глазами всю ситу­а­цию, он рискует попасть в ту же ситу­а­цию, в какой ока­зы­ва­ется нео­пыт­ный пилот, сосре­до­то­чив­ший все свое вни­ма­ние на инди­ка­торе гори­зонта и забы­ва­ю­щий следить за остат­ком топлива, дав­ле­нием масла или обле­де­не­нием само­лета, что может при­ве­сти к самым серьезным непри­ят­но­стям. Точно так же не исхо­дите из того, что школа явля­ется един­ствен­ной средой, где вра­ща­ется ваш ребенок. Не нужно думать, что если Дженни лучшая подруга вашей дочери, то у нее не может быть других друзей. Отры­воч­ные знания о всех сто­ро­нах жизни ребенка полез­нее, чем глу­бо­кие знания лишь об одном каком-то ее аспекте.

Про­я­в­ляйте интерес к своим детям, но не будьте навяз­чивы. Воз­можно, вы ожидали от меня этого совета на про­тя­же­нии всей главы. Все, что я говорил о необ­хо­ди­мо­сти знать своего ребенка, отнюдь не озна­чает, что отец должен пре­вра­титься в част­ного детек­тива и следить за каждым дви­же­нием сына или дочери.

Суще­ствует огром­ное рас­сто­я­ние между полной нео­све­дом­лен­но­стью о жизни своего ребенка и назойли­вым вме­ша­тель­ством в эту жизнь. Отец, который ничего не знает о своих детях, как бы живет в своем мире, изо­ли­ро­ван­ном от них. На другом полюсе этого про­стран­ства нахо­дится отец-педант, не ува­жа­ю­щий право своих детей на личную жизнь. Когда он задает свои вопросы, ребенок чув­ствует, что отец не инте­ре­су­ется им как лич­но­стью, а всего лишь про­ве­ряет, не вышел ли он за очер­чен­ные ему границы. Для искренно любя­щего отца его вопросы детям суть про­я­в­ле­ние живого инте­реса, для педанта же это только орудие кон­троля.

Насту­пит август, и в мои двери посту­чится сосед с грудой выра­щен­ных им овощей. Это так же верно, как то, что солнце светит, дождь идет, а плуг пашет землю. Он большой энту­зи­аст садов­ни­че­ства и ого­род­ни­че­ства, и наша семья больше всех выи­гры­вает от его увле­че­ния. «Вы только посмо­трите на эти огурцы!» — говорит он с той же гор­до­стью, с какой другие пока­зы­вают фото­гра­фии детей.

Боюсь, что мне не дано при­хо­дить в такой же восторг по поводу огурцов, поми­до­ров или кабач­ков, но вид плодов, зреющих на своей лозе, про­из­во­дит впе­ча­т­ле­ние и на меня. И то же чувство я испы­ты­ваю при виде уди­ви­тель­ных, заме­ча­тель­ных, оча­ро­ва­тель­ных детей, рас­ту­щих в моем доме и в семьях моих друзей и соседей или при­хо­дя­щих с роди­те­лями в нашу церковь. И если их роди­те­лям удается вос­пи­ты­вать их такими, то я отношу это прежде всего за счет того, что отец и мать в каждой семье знают и пестуют своих сыновей и дочерей так же забот­ливо, как рачи­тель­ный садов­ник знает и взра­щи­вает каждое рас­те­ние на своих грядах.

с. 84—97