Наркотики и «особенный» ребенок
Самое точное описание этому можно дать словами «абсолютный ужас». Я считала учеников и параграфы текста. Когда каждый из ребят прочитывал свой параграф, я могла определить, какой из них придется на меня, и цепенела от страха, потому что надо мной всегда смеялись, когда я пыталась читать вслух. Однажды, когда я была в четвертом классе, я даже описалась от страха.
Мэри, 18 лет, алкоголичка
Каждый ребенок — особенный. Но термин «особенный ребенок» как специальный применяется обычно к детям, которых считают неспособными к обучению. Совершенно необязательно, что ваш ребенок попадет в эту категорию, но я хочу дать вам основные знания об этом явлении, чтобы вы поняли, какое отношение оно имеет к возникновению наркотической зависимости.
Я снова попрошу вас прочитать несколько утверждений и ответить («да» или «нет»), согласны вы с ними или нет.
Да |
Нет | |
1. Большинство детей перерастает свою неспособность к обучению. 2. Такие отклонения присущи в основном мальчикам. 3. Коэффициент умственного развития у таких людей лишь немного ниже среднего. 4. Чрезвычайно важно для развития ребенка как можно раньше обнаружить неспособность к обучению. | ||
5. Неспособность к обучению проявляется характерными чертами в поведении ребенка. 6. Гиперактивность (чрезмерная подвижность) — частая спутница неспособности к обучению. 7. Гиперактивные дети употребляют наркотики, чтобы облегчить свою боль и гнев от конфликта с окружающим миром. 8. Дети с подобным диагнозом совершенно не подозревают о том, что с ними что-то не в порядке. 9. Пониженная самооценка является основной причиной, толкающей таких детей к употреблению наркотиков. |
Перед тем как мы подойдем к этой теме вплотную, я хочу предложить вам провести эксперимент. Найдите самый простой лабиринт (возьмите какой-нибудь детский журнал или раскраску). Теперь, положите лабиринт на стол, а прямо за ним поставьте зеркало на ребро так, чтобы вы видели в нем отражение лабиринта. А теперь попробуйте пройти лабиринт, глядя только в зеркало. Не жульничайте.
Ну, как, у вас получилось? Правда, это было не так-то просто? Посмотрите еще раз на кривые линии, которые вы провели, пытаясь попасть в нужное место в нужном направлении. Теперь представьте, как рядом с вами стоит учитель и говорит: «Очень неплохо!» или «Боже мой! Да у тебя прогресс!»
Вы уже взрослый, умный человек. Вы понимаете, что не слишком преуспели в своей работе. А если вы студент, страдающий недостаточным развитием способностей к обучению, то, сравнив свою работу с работами других студентов, вы сможете точно сказать, что не справились со своим заданием. Представьте, какой стыд и гнев вы испытаете!
Этот эксперимент дает лишь относительное представление о переживаниях, которые ребенок с отклонениями в развитии способностей к обучению испытывает каждый день.
ИСПЫТАНИЕ ОБУЧЕНИЕМ
Исследования, посвященные образованию, показывают, что неспособностью к обучению страдают от 5% до 10% детей школьного возраста1. Однако из пациентов, обращающихся в нашу клинику, страдают неспособностью к обучению от 25% до 60%.
Федеральное правительство Америки утверждает следующее: «Дети, страдающие неспособностью к обучению, терпят затруднение в осуществлении одного или нескольких базовых психологических процессов, связанных с пониманием устной или письменной речи. Это затруднение может проявляться в неспособности слушать, размышлять, читать, писать или считать»2.
К сожалению, неспособность к обучению часто сопровождается эмоциональным напряжением и неумением управлять своим поведением. Слишком часто к таким детям прикрепляют ярлыки примерно такого содержания: «Упрямец, который может учиться, если захочет». Этот ярлык, словно камень, тянет ребенка ко дну и чаще всего способствует исключению его из школы. Сегодня официальные власти согласны с тем, что такие дети обычно способны к обучению, умны и, если им предоставить квалифицированную помощь и провести раннюю диагностику, могут легко завершить свое образование.
ACLD (Ассоциация помощи детям с диагнозом «неспособность к обучению») провела исследование, которое выявило связь между юношеской преступностью и подобными нарушениями. Исследование проводилось в трех районах большого города и охватило около тысячи осужденных малолетних преступников и около тысячи подростков, у которых не было конфликтов с законом. Из обследованных осужденных юношей 32% оказались неспособными к обучению3.
Исследования также показывают, что у детей, страдающих подобным нарушением, очень низкая самооценка. Переживания, которые связаны с умственными усилиями, оставляют на их сердцах глубокие шрамы. Боль и обида от осознания собственной неполноценности затрагивает практически все сферы жизни ребенка. Статистика показывает, что среди родителей детей с нарушениями в развитии высок уровень разводов4.
К сожалению, нарушение в развитии практически всегда влечет за собой депрессию, гнев, эмоциональную неуравновешенность, пассивную агрессию и низкую самооценку, что ставит этих детей в группу высокого риска, с точки зрения возникновения наркотической зависимости. Представьте себе, какой гнев должны ощущать эти дети и как они беспомощны!
Джонни Олтон страдает одной из форм такого нарушения в развитии — дислексией. Это означает, что ему трудно воспринимать написанное слово: он видит буквы в обратном порядке или они вообще для него не составляют слова. Ему также трудно писать. К сожалению, постановка диагноза запоздала, и Джонни уже успел превратиться в раздраженного, разочарованного подростка, пристрастившегося к наркотикам.
Вряд ли я забуду день, когда мы получили результаты тестов Джонни и я смог объяснить, почему ему трудно читать и писать.
— Джонни, — начал я, — мы наконец-то обработали результаты твоего теста, и теперь я готов ответить на некоторые твои вопросы. По школьным записям я вижу, что тебе стало трудно учиться с третьего класса.
— Правильно, доктор Кэмпбелл, — согласился он. — Я просто не уживался со своими учителями, — чаще всего мне было не понятно, о чем они мне говорят. Обычно я просто сидел и смотрел в окно, но потом меня стали ругать и за это. Короче, школа для меня — сплошная головная боль. Похоже, я просто тупица.
— Нет, Джонни, ты совсем не тупица. У тебя просто есть такое нарушение способности к чтению, которое называется дислексией. Ты не виноват в том, что тебе так трудно читать. Скорее всего, ты родился с этой особенностью, но ты очень хороший слушатель, и далеко не глуп.
Джонни взглянул на меня с явным облегчением.
— То есть вы хотите сказать, что есть такая болячка, которая не дает научиться читать? И что в остальном я нормальный? У меня просто эта ваша дислексия, а так я обыкновенный человек?
— Да, Джонни, и мы собираемся поработать с твоей школой и сделать все д ля того, чтобы учеба стала для тебя такой же интересной, как и для некоторых твоих друзей.
— Не знаю, может ли быть учеба интересной... Хотя, сейчас все может быть по-другому. — Джонни стал очень серьезным. — Доктор Кэмпбелл, но в моем возрасте люди должны уметь читать. Что мне скажут? У других людей так бывает? Это лечится? Знаете, я никому не признавался, что не умею читать, потому что мне было стыдно. А теперь что, об этом все узнают?
Джонни предстоят нелегкие решения и битвы, но, по крайней мере, он сейчас знает, что делать. Начало уже положено.
Постановка диагноза еще не решает проблему. Джонни придется пройти через неприятные испытания после признания в том, что он не умеет читать, но мы поддержим его и избавим от страха. При этом чувства гнева, беспомощности и раздражения вполне нормальны; с помощью консультанта Джонни сможет оставить прошлое позади и продолжить свое образование.
ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ
Неспособность к обучению является одним из проявлений проблем восприятия. На самом деле, нет человека, у которого восприятие работало бы в совершенстве. У каждого человека есть свои особенности в восприятии окружающего мира, и все дело лишь в том, насколько эти особенности отличаются от средних величин. У Джонни оказались серьезные проблемы с чтением, но это не делает его умственно неполноценным. Он умный молодой человек, и вполне обучаем. Уровень его умственного развития нормален.
Если мы слышим о том, что у кого-то возникают проблемы с чтением, то автоматически думаем о письменной речи. Нам не приходит в голову, что чтению подлежат цифры и даже выражение человеческого лица. Любое социальное событие может стать тяжелым испытанием для человека с диагнозом «неспособность к обучению».
Один из моих пациентов, старшеклассник, страдающий схожим нарушением, описывал это таким образом: «Мне приходилось столько времени тратить на учебу, что на личную жизнь почти ничего не оставалось. Я, в общем-то, не возражал. Дело в том, что мне тяжело находиться в толпе. Мне все время кажется, что кто-то на меня косо смотрит, в то время как этот человек просто устал или злится на что-то, что ко мне не имеет никакого отношения.
Таким ребятам тяжело заводить друзей. Они видят, как другие дети вокруг общаются и проводят вместе время, а сами не могут найти себе места в общении. Таким детям кажется, что все окружающие точно знают, что и когда нужно сказать и как поступить. В конце концов, они решают, что ничего в этом не понимают и у них все равно ничего не получится, а затем прекращают попытки к сближению.
Недавно я разговаривал с девушкой, которая проучилась все школьные годы, так и не поняв, что мешает ей достичь желаемых результатов. Она вспоминала:
«Учеба была для меня чем-то ужасным. Я все время говорила что-то не то или вела себя как-то не так. Все дразнили меня. А учителя говорили, мол, не волнуйся, ты же девочка, а для девочек образование не важно, ты все равно выйдешь замуж! В результате меня перевели в „специальный“ класс, в котором учились только умственно отсталые дети, и все остальные ребята называли их „отсталыми“. У меня сложилось о себе такое мнение, что я не знала, как мне дальше жить. Теперь-то я знаю, из-за чего все это было, и, кажется, смогу с этим справиться. Я учусь, чтобы стать консультантом. Думаю, что смогу помочь другим людям с такими отклонениями».
Боль и беспомощность, которые испытывают эти замечательные люди, часто становятся причиной их обращения к наркотикам. Обманчивые «помощники» заглушают боль, избавляют от стыда и ощущения своей неполноценности, гнева и депрессии, накопленных за многие годы.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Почти всегда подобные отклонения сопровождает «довесок», — проблема, которая называется гиперактивностью. Существует мнение, что эти особенности закладываются в ребенке при рождении. В редких случаях они могут возникнуть в результате травмы.
Представьте, в каком мире живут эти дети. Им не только сложно воспринимать окружающую действительность — они еще не могут совладать со своей подвижностью. Однако гиперактивность не всегда означает подвижность тела, поскольку основной ее причиной и движущей силой является неспособность длительное время концентрировать внимание на каком-нибудь одном объекте. Ребенок, наделенный гиперактивностью, не может удержать свое внимание на задании, чтобы выполнить его до конца или воспринять содержание урока. Так как его внимание не может долго удерживаться на одном объекте, ребенок перескакивает с одного вида деятельности на другой быстрее, чем обычные дети.
Я помню историю о мальчике по имени Рик, который страдал неспособностью к обучению и был гиперактивен. Как-то он играл со своим другом в видеоигру. Мама Рика рассказывала:
— Доктор Кэмпбелл, Рик впервые был близок к победе, но я видела, что его возбуждение мешает ему закончить игру. Он уже знал о своей проблеме и сам придумал, как ему с ней справляться. В тот день он обратился ко мне с огромным волнением: «Мама! Мама! Иди быстрее сюда! Ты должна меня подержать, а то я сейчас выскочу из этого кресла и не смогу выиграть!» Я так и сделала. Я подошла к нему и положила руки ему на плечи. Я тихо шептала ему: «Ты справишься, ты можешь это сделать!» И он действительно победил!
Гиперактивным детям школа дается очень тяжело. Их внимание постоянно перескакивает с предмета на предмет, поэтому их способность размышлять логично и последовательно падает до минимума. А управление собственным поведением становится для них и вовсе непосильной задачей.
Тот факт, что они излишне подвижны, заставляет их быстро переключаться с одной деятельности на другую, и даже если они хотят заняться каким-то конкретным делом, например, поиграть с другом в видеоигру, то все равно не в состоянии этого сделать, поскольку не могут контролировать свое поведение.
Эти особенности служат источником проблем в школе. Ребенок на самом деле не может сидеть спокойно, не может удержаться от того, чтобы не заговорить со своими одноклассниками, и поэтому быстро классифицируется как «заноза» и помеха общей успеваемости. Если эти особенности оставить без внимания, они усложняются дополнительными факторами, и ребенок становится первым кандидатом на использование наркотиков, поскольку с каждым днем накапливает в себе раздражение, недовольство собой и окружающими и гнев.
Давайте вспомним Джонни Олтона. Его особенность в развитии не была диагностирована правильно до тех пор, пока он не обратился в нашу клинику. Всю свою жизнь он считал себя тупицей, соответственно, его самооценка была крайне негативна. Это послужило поводом для возникновения депрессии.
Так происходит с большинством детей, если они прекращают попытки добиться хороших результатов и начинают считать себя неполноценными. Они автоматически приходят к выводу, что их не любят, да они и не достойны любви. Им не хватает терпения и внимания, чтобы присмотреться к чувствам других людей, поэтому им кажется, что их вообще никто не любит. Таким детям трудно развивать близкие дружеские отношения.
Уже к подростковому возрасту такой ребенок настолько пропитывается гневом, что депрессия принимает опасные формы. У него появляются два источника, подпитывающих депрессию: ощущение ненужности и гнев на то, что его никто не любит. Такая «двойная доза» депрессии становится сильным движущим фактором, определяющим риск возникновения наркотической зависимости. Эти дети много страдают, а эксперименты с наркотиками создают иллюзию, что с их помощью они могут избавиться от боли.
ШКОЛА И РЕБЕНОК С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
Позвольте мне показать вам, каким испытанием становится школа для ребенка с неспособностью к обучению, начиная с первых ее дней и заканчивая выпуском (хотя получение полного среднего образования для такого ребенка подчас становится невыполнимой задачей).
С самого начала школа преподносит ребенку один неприятный сюрприз за другим. Обычно после первого или второго класса все начинает усложняться. Во второй половине третьего и в начале четвертого года обучения большинство учителей переходят от обучения конкретным понятиям к абстрактным. Для детей с особенностями восприятия осуществление такого перехода становится практически невозможным, поскольку они к нему оказываются не готовыми. Благодаря хорошей памяти они с успехом проходят программу первого и второго классов, но когда перед ними ставится задача, требующая абстрактного мышления, они не могут с ней справиться. Они просто перестают понимать, о чем идет речь. Большинство детей ощущают происшедшую перемену в их восприятии, но не понимают причины этой перемены.
Например, Джонни Олтон, оказывается, очень любил учиться первые два года, но в конце третьего и начале четвертого классов все стало для него каким-то непонятным. Он старался во всем разобраться, но у него все равно ничего не получалось. Джонни до сих пор помнит, во всех болезненных деталях, как старался запомнить все, что говорит учитель, чтобы потом сделать вид, что прочитал свое домашнее задание и все понял. Потом пришло время, когда этот прием перестал работать. Джонни отказался от своих попыток и, чтобы замаскировать свою беспомощность, стал «классным клоуном». Он с огромным трудом пережил старшие классы, приобретя к тому времени стойкую зависимость от наркотиков. Только с их помощью он мог заглушить свою боль.
Большинство таких детей, включая и Джонни, сначала изо всех сил стараются восстановить свою успеваемость, что обычно приходится на четвертый класс. На время они начинают получать хорошие оценки, каждый раз буквально принося себя в жертву, потому что хотят учиться и быть такими, как все. Однако постоянно возрастающее напряжение оказывается для них не по силам. Когда дети перестают справляться с заданиями, они «ломаются», и тут в действие вступает депрессия. В начальной стадии начинают появляться всевозможные тики. Тик — внезапное непроизвольное движение тела, например: прищуривание, резкие движения головой, внезапные гримасы и т. д.
Дети быстро учатся маскировать свои тики. Классический пример тика у мальчиков — вскидывание головы. (Чаще всего неспособность к обучению возникает именно у мальчиков; у девочек она тоже иногда бывает, но это встречается гораздо реже.) Мальчики намеренно отпускают волосы, чтобы их тик выглядел как откидывание прядей волос со лба.
Дети очень изобретательны в маскировке своих тиков. Войдите в класс и внимательно понаблюдайте за ребятами: вы встретите проявления тиков гораздо чаще, чем ожидаете. Это происходит почти всегда из-за постоянно усиливающегося школьного давления. Сердце разрывается, когда видишь, как ребенок справляется со своим тиком, ведь становится совершенно очевидно, что он мучается. Конечно, тики нельзя назвать безвредными для здоровья, поскольку пользы или облегчения они не приносят, а благодаря постоянно возрастающему напряжению ребенок только сильнее погружается в депрессию.
Чем дальше, тем становится сложнее, потому что детскую депрессию, как я уже говорил, узнать очень нелегко. Поскольку неспособность ребенка долго удерживать внимание является признаком депрессии и гиперактивности, многие доктора сразу начинают ребенка лечить. Будучи убеждены в том, что раз ребенок не может сконцентрировать свое внимание, значит он страдает гиперактивностью, они прописывают ему лекарство, которое влияет на мозг ребенка, заставляя его внимание вернуться к норме.
Дело в том, что если неспособность удерживать внимание возникла в результате депрессии, то лекарство не поможет, поскольку не исцелит эмоциональные раны ребенка. Если внимание ребенка, страдающего от депрессии, не улучшается после приема лекарства, доктора просто считают, что неправильно рассчитали дозу, и увеличивают ее. Это опять не помогает, потому что основная причина создавшегося положения так и остается без внимания, а из-за постоянно увеличивающейся дозы лекарства ребенку постепенно становится все хуже.
Такие дети очень рано знакомятся с наркотиками. Неправильный диагноз становится источником новой боли и раздражения. Подростки не понимают, почему они чувствуют себя подобным образом, но хорошо знают, что наркотик может заглушить их переживания. Я снова хочу подчеркнуть важность комплексного подхода к лечению наркомании. Когда ребенок с диагнозом «неспособность к обучению» начинает употреблять наркотики, то это означает, что нам предстоит разобраться в целом сонме проблем.
Обычно люди не отдают себе отчета в том, что отклонения в развитии восприятия ребенка и его гиперактивность являются физиологическими проблемами. К ним, пожалуй, стоит относиться так же, как к сломанной руке, и лечить надлежащим образом. Нельзя разделять наркотическую зависимость и ее причины — их необходимо лечить вместе. Наркомания — это только верхушка айсберга, и попытки вылечить подростка от этого пристрастия, уделяя внимание лишь физическому здоровью, окажутся бесполезной тратой времени, поскольку у ребенка остаются активными прежние причины, толкнувшие его к наркотикам в первый раз, и они обязательно сделают это снова.
Джонни Олтон рассказывал мне, что ненавидел школу, но понимал, что выполнение домашней работы давало ему возможность провести какое-то время с матерью.
— Представляете, доктор Кэмпбелл, она была готова сидеть со мной часами и учить меня читать. Я ненавидел книги до рвоты, но был готов читать снова и снова, потому что она была рядом со мной. Как-то я должен был выучить стихотворение. Мама помогла мне выбрать его. По-моему, оно ей очень нравилось. Я до сих пор его помню, оно называлось «Птица на дороге». Там были такие слова: «Слетела птица на аллею, не видя, где был я. Схватила червяка за шею, и съела не жуя». Я уже не помню, что было дальше, но эти слова остались со мной. Вам, наверное, это покажется глупым, но каждый раз, когда я вспоминаю их, я вижу себя и маму на кухне, и как она мне читает это стихотворение.
— Я не считаю тебя глупым, Джонни. Напротив, благодаря тому, что ты мне рассказал, я только укрепился во мнении, что ты — очень умный молодой человек.
— Да, как же. Знаете, кто у нас действительно умный? Это мой отец. Когда он не пьет, все не так плохо. Он знает много интересных историй. Жаль, что он не может прийти и поговорить с вами. Мама все время просит его об этом, а он только злится. Да ладно, что об этом говорить. Не пойдет он, и все тут.
Я не сказал Джонни, что, со слов его матери, отец, возможно, все-таки примет участие в наших сессиях. Она сказала, что он очень доволен прогрессом, который наметился у Джонни, так что вполне может прийти. Правда, судя по словам Джонни, рассчитывать на это не стоит. Я все же буду надеяться, что он придет, потому что участие всей семьи в решении проблемы наркотической зависимости может стать поворотным моментом в судьбе ребенка.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ
Кроме наблюдения за оценками ребенка, в определении его развития вам могут помочь несколько советов. Если вы считаете, что у вашего ребенка не все в порядке, я призываю вас как можно скорее обратиться за помощью и для начала протестировать ребенка на специальном тесте. Чем раньше вы определите какие-то отклонения и займетесь их коррекцией, тем легче будет ребенку в школе.
ACLD предлагает следующий список некоторых признаков, помогающих обнаружить у дошкольников неспособность к обучению (на первые четыре вопроса родители обычно отвечают отрицательно):
1. Нравится ли вашему ребенку передача «Улица Сезам»?
2. Нравится ли вашему ребенку слушать аудиозаписи?
3. Нравится ли вашему ребенку рассматривать книги с картинками?
4. Нравится ли вашему ребенку играть со своими сверстниками?
5. Кажется ли вам, что ваш ребенок живет и развивается по своим собственным правилам? Чаще всего так происходит с детьми с нарушением восприятия.
Дальше приведены некоторые высказывания родителей таких детей, собранные ACLD. Если вашему ребенку подходит более чем одно описание из предложенных, вам стоит обратиться за помощью к специалисту.
«Он спотыкается о свои постройки из конструктора, сталкивается с дверью, падает со стула, наталкивается на друзей по играм и передвигается с места на место, катапультируясь из одного в другое».
«Она может разговаривать о стрижке деревьев, но не в состоянии застегнуть молнию или нарисовать круг. А еще она ненавидит собирать мозаику и расставлять игрушки по местам».
«Он смотрит на все, но будто ничего не видит. Такое ощущение, что руками он видит лучше, чем глазами».
«Ее большие глаза смотрят на меня, и она слушает, что я говорю. Только, похоже, она не понимает ни единого слова».
«Он понимает все, что я ему говорю, только не очень хорошо умеет выразить свою мысль. Совсем не похож на своих братьев и сестер».
«Он постоянно делает все не так: либо слишком много, либо совсем мало. Такое ощущение, что у него не работает какой-то внутренний датчик».
«Ей девять лет, но по ее поведению этого не скажешь».
«Он все время выглядит как-то не так, хотя я одеваю его лучше, чем одеты многие его друзья, и всячески за ним ухаживаю».
«Она очень умная, но внимания у нее не больше, чем у кузнечика. Она так и прыгает весь день с одного на другое, и ее речь иногда похожа на испорченную пластинку».
«Он никогда не позволяет мне его обнять. Кажется, что любое проявление эмоций заставляет его испытывать дискомфорт».
Как вы понимаете, и дети с расстройством внимания, и их родители ежедневно проходят через нелегкие испытания. Если в каких-либо из указанных описаний вы узнали своего ребенка, то у него действительно могут быть какие-то отклонения, хотя мне встречались дети, которые при аналогичном диагнозе не выказывали ни одного из этих проявлений.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, СТРАДАЮЩЕМУ НЕСПОСОБНОСТЬЮ К ОБУЧЕНИЮ
Если вы обнаружили, что у вашего ребенка есть некоторые отклонения, не отчаивайтесь. Чем раньше вы это заметили, тем больше у ребенка появляется шансов откорректировать эту особенность и заметно облегчить свою жизнь. И наоборот, чем дольше эта проблема остается без внимания, тем выше становятся шансы на обращение к наркотикам.
Рано утром, когда я вошел в двери своего офиса, секретарь передала мне номер телефона, по которому ожидали моего звонка.
— Этот человек очень хотел поговорить с вами, доктор, — сказала секретарь. — За это утро он звонил вам уже пять или шесть раз. Представляться он не пожелал, а только оставил этот номер.
Я не узнал номера, но сразу перезвонил.
— Это доктор Кэмпбелл, вы мне звонили... — начал было я, но меня перебили.
— Да, доктор. Это отец Джони Олтона. По-моему, мы должны с вами поговорить.
Я был приятно удивлен тем, что мистер Олтон все же решился на разговор со мной.
— Разумеется, мистер Олтон. Позвольте мне уточнить свое расписание с секретарем, и мы договоримся о встрече.
— Я не хочу ждать, доктор. Лучше это сделать побыстрее, пока я не передумал. Сейчас я на работе. Я перезвоню вам через пятнадцать минут, этого должно хватить на то, чтобы вы что-нибудь придумали. Я не говорил об этом еще ни Джонни, ни его матери, и буду благодарен, если вы тоже не станете этого делать. Поэтому я и звоню с работы.
Я очень хотел встретиться с отцом Джонни. У его сына наметился определенный прогресс, и мать Джонни тоже стала ходить к нам на встречи. Я договорился с ним на конец этого дня.
Когда наступило время встречи, я нашел у себя в кабинете нервничающего отца, мерявшего шагами пространство и курившего одну сигарету за другой. Я вошел и предложил ему присесть, но он отказался.
— Я лучше разговариваю, когда стою. Понимаете, доктор, я начал ходить на собрания Анонимных алкоголиков («АА»). Своим я еще об этом не говорил, но скажу. Дело в том, что мой алкоголизм не мешал мне работать, поэтому я не понимал, что в нем может быть плохого. Подумаешь, брал иногда пару отгулов, и только. В общем, я пришел сюда из-за Джонни. Я хочу вам кое-что сказать. По-моему, жена об этом не знает, но я читаю не лучше, чем мой сын. А когда жена пришла домой и рассказала о том, что у него эта дислексия, то до меня дошло, что у него та же проблема, что и у меня. Мне-то всегда казалось, что я просто умом не вышел. Мне всегда было трудно найти работу, но я не позволял своей семье голодать. Нет, что-то я могу прочитать, но мне это дается непросто. Я не читаю ни книг, ни газет, но очень внимательно слушаю. Я никому об этом не говорил, доктор, потому что думал, что меня все будут считать идиотом, а мне этого не надо. Я бросил школу, когда мне было шестнадцать, потому что там у меня все время были какие-то неприятности. У меня были не очень хорошие оценки, прямо как у Джонни. Я быстро нашел работу по строительству, и с тех пор этим и занимаюсь. Вы первый человек, которому я об этом говорю. Мои учителя, наверное, об этом знали, а может быть и нет. Может, они все считали меня тупицей и бездельником. Я доставлял им массу хлопот и проводил почти все время в комнате для наказаний при кабинете директора. Когда у Джонни начались все эти неприятности и вы узнали, что он не может читать, но сказали, что он никакой не тупица, а просто у него дислексия, — я задумался. Может быть, он получил ее от меня?
— Многие специалисты считают, что дислексия передается по наследству, — ответил я ему. — Мы еще многого о ней не знаем. Нам известно только, что у людей, страдающих дислексией, жизнь бывает очень непростой.
— Бывает? Вы лучше скажите, что для нас она — сплошные проблемы! Не бывает дня, чтобы мне не приходилось придумывать, как выкрутиться из какой-нибудь ситуации. Например, когда мать Джонни просит меня заехать в продуктовый магазин, мне приходится попотеть. Если мне не удается что-то прочитать на упаковке продуктов, я говорю, что забыл это купить. Она даже пытается составить мне список покупок, но это не очень помогает. Мы частенько ругаемся из-за такой простой вещи, как покупка продуктов. Хуже всего, когда мой начальник дает мне список материалов, которые мне нужно забрать на складе. Обычно я говорю ребятам, которые работают на складе, что забыл в машине очки, и они сами читают список и собирают все для погрузки. Тяжело нам приходится, доктор. Очень тяжело.
Так что, когда я узнал, что у Джонни возникли такие же проблемы, я решил больше не молчать. Он по-своему хороший мальчик, и никому не желает зла. Только вот последнее время он все время попадает в какие-то истории. Я очень хорошо знаю, что он чувствует. Понимаете, это настолько выматывает, что хочется об этом просто забыть. Я вот пью, а он, похоже, стал баловаться наркотиками. Только с ними шутки плохи. Я сам скажу Джонни и его матери, что приходил сюда, и расскажу, что хожу на собрания «АА». Не знаю, что из этого получится. Может, какая-нибудь польза будет. Поживем — увидим. Не знаю, что обо всем этом подумает мать Джонни. Они должны прийти сюда через пару дней. Может, и я приду с ними, пока не знаю. Все происходит слишком быстро, но я постараюсь, постараюсь...
С этими словами отец Джонни вышел из моего кабинета. Я надеюсь, что он примет для себя решение не только приходить сюда с Джонни и его матерью, но и продолжать работу с «АА» и обратиться к специалисту за помощью в избавлении от алкоголизма. Джонни говорил, что не пил алкогольных напитков, но это оказалось неправдой, а научился он этому у своего отца. Алкоголизм, пристрастие к наркотикам и даже неспособность к обучению — это семейные проблемы. Ни Джонни, ни его отец не смогут так просто избавиться от них без помощи специалиста. Вся семья Олтонов должна работать над этим сообща. Дело здесь вовсе не в наркомании Джонни или алкоголизме мистера Олтона. Для решения таких проблем необходимо участие всей семьи.
Теперь, когда вы уже понимаете, как устроен мир ребенка с неспособностью к обучению, вы можете снова вернуться к вопросам, предложенным вам в начале этой главы, и посмотреть, не изменились ли ваши ответы на них. Как я уже сказал отцу Джонни, мы еще многого не знаем об этом, но в одном можем быть твердо уверены: детей с такими отклонениями нельзя считать умственно неполноценными. Они обучаемы. Мой друг однажды сказал: «Просто им для того, чтобы попасть из точки А в точку Б, сначала надо зайти в точки В и Г, — это потому, что они не могут ходить прямо». Другими словами, такие дети вполне обучаемы, просто мы должны изменить свой подход к их обучению. Сам по себе сбой в развитии не подлежит лечению, но человека можно научить с ним справляться.
Как я говорил ранее, в этом вопросе очень важна своевременная диагностика. Список признаков отклонений должен помочь вам определиться со своими вопросами. Чем раньше вы начнете работать над конкретной особенностью, тем легче будет ребенку общаться с окружающим миром. Дети с подобными отклонениями в самом раннем возрасте начинают ощущать, что у них что-то не в порядке, только не понимают, что именно. Они постоянно сравнивают себя со сверстниками и, видя, что они уступают им в этом сравнении, теряют положительную самооценку. Тогда на сцене появляются наркотики.
1 Madeline Lee, “Parenting: Why Josh Isn’t Dumb”, Ms Magazine, June 1987, p. 66.
2 Public Law 94—142.
3 Prevalence of Handicapped Juveniles in the Justice System: A Survey of the Literature, p. 48.
4 The Hidden Handicap, ACLD Foundation, p. 5.