10. Если ребенок нездоров
И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Джеймс был благополучным ребенком. От рождения и до того, как ему исполнилось семь лет, у него не было замечено никаких отклонений. Он стал ходить в свое время и говорить начал тогда, когда полагалось. Легко все усваивал. Для стороннего наблюдателя и для учителей он был обычным средним ребенком.
Никто не осознавал, что он заучивал наизусть все, что проходили в школе. Но мама Джеймса оказалась очень внимательной. Она знала, что с ее ребенком что-то не так. Однако рядом с ней не было никого, кто бы прислушался к ней и объяснил, что это значит.
Кто-то скажет: «Мальчишки всегда мальчишки».
И все-таки она чувствовала, что что-то не так. Когда Джеймсу было около восьми лет, с ним стало трудно справляться. Он часто обвинял свою мать в том, что на самом деле она не любит его, постоянно спорил с ней. Она же, в свою очередь, общаясь с сыном, никогда не испытывала покоя, чувства прочной, неразрывной связи с ним.
Вскоре у него начались проблемы с учебой. Когда на уроках изложение каких-то конкретных моментов сменилось работой с абстрактными понятиями, он стал отставать от других детей. Казалось, что Джеймс просто не может понять материала. Он по-прежнему старался все заучить наизусть. В результате стал получать низкие оценки.
Не отчаиваясь, он тратил на школьные занятия все больше и больше энергии, поскольку все-таки был хорошим мальчиком и хотел учиться лучше. И в течение месяца-двух у него это получалось. Но затем силы его истощились, и оценки снова стали ниже. Джеймс запаниковал и впал в депрессию.
Ему все труднее было сконцентрироваться. Он не мог запомнить простых вещей. Плохо вел себя в школе и дома. У него даже начались внезапные непроизвольные сокращения мышц, но он так тщательно скрывал это, что никто о них не знал. Например, специально отрастил себе волосы подлиннее, чтобы они падали ему на глаза, и тогда, словно бы для того, чтобы откинуть волосы, он взмахивал головой, а на самом деле это делалось для того, чтобы скрыть нервное подергивание. При ходьбе он шаркал ногами и щелкал каблуками.
Когда Джеймсу исполнилось девять, он уже серьезно отставал от своих сверстников. Его поведение совсем испортилось; он вел себя вызывающе, и управлять им стало еще труднее. Он стал очень вспыльчивым. Тогда-то родители и привели его ко мне на консультацию.
Проведя небольшое обследование, я понял, что передо мной ребенок, впавший в глубокую депрессию и имеющий чрезвычайно низкий уровень самоуважения. Он относился к себе очень критически, и потому ему казалось, что о нем никто не заботится и никто не любит его.
Его переполнял гнев, и он выплескивал его на тех, кто, на его взгляд, представлял собой некий авторитет. Его поведение носило явный пассивно-агрессивный характер: он плохо вел себя как с наиболее авторитетными для него людьми — родителями, так и с более низкими, на его взгляд, авторитетами — школьными учителями.
Отметки Джеймса были низкими по нескольким причинам. Во-первых, у него были проблемы с восприятием. Иными словами, информация, поступающая в мозг, представлялась его сознанию в искаженном виде. Поэтому он только запутывался. Во-вторых, он был в депрессии, а это и создавало, и усиливало проблемы в учебе, поскольку человеку, находящемуся в угнетенном состоянии, очень трудно сосредоточиться. В-третьих, ему мешало его пассивно-агрессивное поведение. Он мстил взрослым и нарочно, хотя и неосознанно (то есть не отдавая себе в этом отчета), вел себя плохо. Мстил тем, кого считал главными авторитетами в своей жизни — учителям и родителям.
Этот красивый мальчик был совершенно несчастен. Трудности, связанные с учебой, усложнили всю его жизнь.
Его неприязненное отношение к взрослым совершенно не поддавалось управлению. Уже в таком раннем возрасте он был против всего, за что стояли его родители, включая духовность. Он ненавидел ходить в церковь. Терпеть не мог учителей воскресной школы. Поссорился со всем классом этой школы.
Для начала надо было вывести Джеймса из депрессии. Мы объяснили его родителям, что справиться с его вспышками гнева они могут, поощряя его, чтобы он не держал раздражение внутри себя, а выплескивал его. Иначе оно будет действовать разрушающе на него самого. Следующим шагом было оказание ему необходимой терапевтической помощи.
После четырех-пяти месяцев лечения дела Джеймса пошли намного лучше. Его поведение улучшилось, и впервые за всю жизнь он почувствовал себя любимым и любящим ребенком. Его родители по-настоящему проявили свою любовь к нему, и он принял ее.
Впервые он позволил им это, потому что сейчас их любовь была ему приятна. Он поверил, что родители по-настоящему привязаны к нему и любят его, так как наконец стал испытывать к самому себе позитивное чувство уважения. В своих собственных глазах он стал намного лучше.
В программу лечения мы включили и образовательную часть с тем, чтобы помочь Джеймсу избавиться от сугубо отрицательного, пассивно-агрессивного отношения к учебе, которое было так развито в нем. Это сняло с его родителей ответственность за его школьные успехи. Им больше не было необходимости выступать в роли домашних учителей.
Вначале врач, которая занялась этой проблемой, установила с Джеймсом хорошие личные отношения. Затем она выработала у него и позитивное отношение к учебе. Она вступила в контакт ç его школьными учителями и стала заниматься с Джеймсом по специальной программе. Она объясняла учителям, как сделать так, чтобы у него сохранялось позитивное отношение к самому себе и к учебе.
Поскольку Джеймс стал вести себя наименее пассивно-агрессивно и лучше относиться к взрослым, его раздражение убывало, и он выходил из состояния угнетения. Теперь он впервые мог учиться и воспринимать духовные установки взрослых.
Джеймсу повезло. Его мать оказалась настоящей христианкой, способной воспринять дела сына как проблему. Она не ограничилась ответом: «Мальчишки всегда мальчишки». И когда суть проблемы была, наконец, выявлена, они с мужем искренне сконцентрировали свои усилия на том, чтобы разрешить саму проблему. Благодаря своему терпению и поистине христианскому поведению, они научились помогать своему сыну становиться образованным, с широким кругом интересов взрослым человеком, который сам захочет принять и усвоить духовные ценности своих родителей.
КАКИЕ БЫВАЮТ ОТКЛОНЕНИЯ
У детей, имеющих трудности с восприятием или какие-либо хронические заболевания, точно такие же проблемы, как у обычных здоровых детей. Беда заключается в том, что, кроме повседневных проблем, с которыми сталкивается каждый ребенок, они должны справляться и с проблемами, которые создают их отклонения.
Дети, у которых наблюдаются отклонения, чаще всего очень отрицательно относятся ко многим вещам, включая духовность. Они склонны к правонарушениям, и дело может дойти даже до уголовных преступлений. Недавние исследования показали, что молодые люди с отклонениями в области восприятия особенно часто совершают преступления. Среди осужденных за различные преступления таких ребят в 2,2 раза больше, чем здоровых сверстников.
Дети с отклонениями, как правило, пребывают в угнетенном состоянии. Депрессия — это то, чего мы меньше всего желаем нашим детям и подросткам. Чем сильнее угнетен ребенок, тем больше он сердится и раздражается. Депрессия приводит к гневу. А поведение раздраженных детей, как правило, носит пассивно-агрессивный характер.
Если ребенок в силу своих отклонений угнетен и настроен пассивно-агрессивно, вдобавок ведет себя негативно по другим, внешним причинам, то его депрессия будет вдвойне глубока, а поведение — особенно пассивно-агрессивным.
Прежде чем обращать таких детей на путь духовности, нужно помочь им справиться с депрессией и гневом. Мы должны понять, что является причиной их проблем, и дать им почувствовать нашу безусловную любовь. Только после этого мы сможем помочь им понять их собственные нужды, необходимость установления личных отношений с Иисусом Христом.
Благодаря современной системе образования выявить учащихся с отклонениями сейчас намного легче. Положение с оказанием помощи таким детям сейчас гораздо лучше, хотя многие до сих пор так и не осознают серьезности этой проблемы. К сожалению, некоторые считают, что дети с подобными отклонениями просто ленивы, упрямы или, откровенно говоря, тупы. Такие люди не понимают, что информация, поступающая через органы чувств в мозг, в сознании детей с отклонениями предстает не в таком виде, как у здоровых детей. Искаженное представление, которой они получают об окружающем мире, обусловлено нарушениями нервной системы, которые, как правило, есть у ребенка с рождения.
Представьте себе, насколько трудно такому ребенку. У него проблемы с учебой, отчего он всегда сердит и постоянно раздражается. Причин его гнева две: во-первых, ребенок сердится оттого, что не может понять материал, и, во-вторых, на него давят родители, которые думают, что он не в состоянии справиться с уроками из-за лени или чего-то еще в этом роде. Поэтому у него возникает чувство, что его никто не любит и не понимает; оно вызывает в нем еще больший гнев и более глубокое депрессивное состояние. Он отстает от своих сверстников и, в конце концов, впадает в состояние крайней угнетенности. К подростковому возрасту его депрессия может превратиться в тяжелую форму поведенческого и эмоционального расстройства.
Решающую роль здесь играет позиция родителей. Чрезвычайно важно, чтобы они удовлетворяли эмоциональные потребности своего ребенка. Но таким детям часто бывает трудно понять даже позитивное отношение. Поэтому им необходимо, чтобы близкие люди особенно явно проявляли свою любовь, чтобы они чаще поддерживали с ними физический контакт и обращали на них больше внимания.
Свою любовь мы выражаем взглядом (визуальное общение), физическим контактом (это невероятно сложный комплекс ощущений) и вниманием (подразумевается зрительное и слуховое восприятие, а также включение мыслительных процессов). Если отклонения касаются какой-то из этих областей, то понимание ребенка будет искажено, и это не только принесет огорчение, но и создаст определенные ограничения в общении.
РАЗДЕЛЯЯ СТРАДАНИЕ
Страдают не только дети, имеющие отклонения, но и их родители, которые обычно проходят через всю гамму переживаний, прежде чем осознают, что их ребенок не способен справиться с требованиями школьной программы.
Сначала они не признают существования проблемы, что приводит к еще большему расстройству их ребенка. Они водят ребенка по врачам, сами отдаляются от всех, думая, что никто не может понять их боли.
Но затем они начинают испытывать чувство вины. Им кажется, что именно они являются причиной проблем их ребенка. Они сомневаются в том, что воспитывают ребенка правильно и спрашивают сами себя: «В чем мы слишком строги? К чему относимся слишком беспечно?» Все это приводит к тому, что родители начинают сердиться. «Мы, конечно, не виноваты в том, что сложилась такая ситуация. Мы делали все, что было в наших силах. Должно быть, это просто врач не знает сам, что говорит. И соседи, и эти учителя — никто не знает, что происходит!»
Под конец родители начинают обвинять друг друга. Ребенок, видя все это, испытывает страх, и его депрессивное состояние усугубляется.
И тогда родители, которые по-настоящему хотят помочь своему ребенку, обращаются за консультацией к соответствующему врачу. Они узнают, что надежда все еще есть. Узнают, как справиться с проблемой их ребенка и куда и к кому обращаться за помощью. И вскоре они устраняют некоторые причины, способствовавшие развитию раздражительности и депрессии ребенка.
Рик, красивый темноглазый мальчик лет десяти, появился в моем кабинете, идя впереди своей матери.
— Очень надеюсь, что вы сможете понять, что со мной, — сказал он. — А то мама так волнуется, намного больше, чем я. Иногда она даже плачет. Я просто не могу смотреть на это. Может, вы сможете сегодня сказать ей что-нибудь такое, чтобы она не волновалась.
Джойс — мать-одиночка. Муж оставил ее всего год назад, и именно тогда у Рика начались проблемы со школой. Джойс относится к тем матерям, которые искренне желают своим детям самого лучшего и делают для этого все, что могут. Школьная учительница сказала ей, что с самим Риком все, в принципе, в порядке. Единственная проблема — это то, что Рику уделяется слишком много материнского внимания.
— Вы слишком усердно пытаетесь компенсировать отсутствие отца, Джойс, и из-за этого очень балуете его. Рик умеет читать. Но он очень упрям и не желает сосредоточивать свое внимание, хотя и может, — твердо заключила учительница.
Вооружившись этой информацией, Джойс стала уделять Рику меньше внимания и не занималась с ним каждый вечер после школы. Но никаких положительных изменений не произошло. Он стал вести себя хуже и провалился на экзаменах в школе. И тогда Джойс привела Рика ко мне.
После того как мы обследовали его, я вызвал Рика и его маму к себе в офис.
— Ну, Рик, нам надо посмотреть, что можно сделать, чтобы твоя мама не волновалась.
Он прошел несколько тестов, и выявилось, что у него проблемы с визуальным восприятием. Именно поэтому ему было трудно сосредоточить свое внимание.
— Не волнуйся, Рик, ты смышленый мальчик. Я очень сомневаюсь, что ты плохо читаешь из-за упрямства. Думаю, все наладится. Я постараюсь помочь тебе.
Глаза Рика вспыхнули.
— Вот, послушай, мам. Я совсем не тупой. Ты не должна так сильно волноваться из-за меня.
Рик считал себя виноватым, что его мама чувствовала себя несчастной. А сама она оказалась достаточно мудрой, чтобы привести его на консультацию. В результате Джойс поняла, в чем проблема сына, а Рик до некоторой степени избавился от чувства вины, которое его угнетало.
Джойс пережила все, что испытывают родители, если у их детей выявляются подобные отклонения. И все эти переживания вполне естественны. Проблема состоит в том, что некоторые родители переживают чересчур сильно и долго, в результате чего ребенок долго носит в себе ощущение вины.
Сама же проблема в принципе решаема, но только в случае, если отклонения будут обнаружены достаточно рано. Джеймсу и Рику повезло, потому что их родители вовремя заметили отклонения и осознали это. «Вовремя» означает, что такие отклонения должны лечиться до того, как ребенок станет подростком.
Если на них не обратить должного внимания, то, когда ребенку исполнится 13,14,15 лет, он будет испытывать трудности, связанные не только с одной учебой. Почти всегда такой подросток начинает употреблять наркотики, вести беспорядочную половую жизнь, красть, убегать из дома и даже предпринимать попытки самоубийства.
Рассказав о Джеймсе и Рике, я постарался донести до вас сложность проблемы. Когда же на нее накладываются естественные промахи и неудачи, она превращается в реальную угрозу самому существованию ребенка, включая и духовную сторону. Чтобы помочь такому ребенку стать цельной личностью, нужно много времени, терпения и понимания.. Но цель эта достижима.
ДЕТИ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Трудности восприятия — не единственное, что может оказывать влияние на поведение ребенка. Хронические заболевания также могут создавать определенные эмоциональные и поведенческие проблемы. Родители хронически больного ребенка настолько поглощены ежедневными заботами (например, надо следить за тем, чтобы ребенок ежедневно получал требуемую дозу инсулина), что перестают обращать внимание на его эмоциональные потребности.
Подрастая, физически слабые дети все больше и больше огорчаются из-за своей болезни или отклонения, сердятся на своих заботливых родителей, которые по неведению заменили естественное проявление любви исключительно медицинским уходом. Такие дети начинают вести себя вызывающе не только со своими родителями, но и вообще со всеми взрослыми.
Линду Уолкер ее мама представила мне как «ребенка, нервного с рождения».
— Мы старались делать все, что только можно было придумать, но, похоже, сделать ее счастливой нам так и не удалось. Когда ей было три года, педиатры обнаружили у нее порок сердца. С тех пор мы только тем и занимаемся, что ходим по разным специалистам.
— А как сейчас ее здоровье? — спросил я.
— Все более или менее стабильно, — ответил Пол Уолкер. — Но беременность определенно не улучшит ее состояния.
— Я знаю, что у вас есть еще и сын, — заметил я, просмотрев их карточку. — Как со здоровьем у него?
— О, лучше не бывает, — ответила миссис Уолкер. — Мы так гордимся Джефом. Он хороший спортсмен и отлично играет на пианино.
— А у Линды были какие-нибудь увлечения?
— Нет, — ответил ее отец. — Мы были настолько заняты ее здоровьем, что у нас никогда не было времени ни на что другое. Видит Бог, мы поступали так не потому, что не хотели ничего делать. Она всегда была таким болезненным ребенком, что мы никогда даже не заговаривали о том, чтобы дочь занималась чем-то еще, кроме учебы в школе. А сейчас она забеременела. И изменить здесь уже ничего нельзя.
— По крайней мере, она собирается выйти замуж за отца будущего ребенка, на следующей неделе, — добавила миссис Уолкер. — Может быть, замужество сделает ее счастливой. Мы делали все, что считали нужным, доктор Кэмпбелл, но, видимо, зашли куда-то не туда. Последнее время она выглядела очень подавленной. У меня словно камень с души свалился, когда она согласилась прийти к вам. Надеюсь, что вы сумеете понять ее. С плохим настроем она вступает в брак.
— Не могли бы вы подождать в другой комнате, пока я поговорю с Линдой? — я проводил их в другую комнату. Там в углу, съежившись в кресле, сидела семнадцатилетняя беременная Линда.
— Вы могли бы пройти ко мне в кабинет? — сказал я, приблизившись к ней.
— А почему нет? Для этого же они привели меня сюда.
Усевшись в кресло в кабинете, она сказала хмуро:
— Не знаю, что хорошего в моем присутствии здесь. Вы не можете изменить того, что есть.
— Ты права, Линда; я не могу ничего изменить, но, может быть, смогу помочь тебе изменить отношение к некоторым вещам.
Когда Линда начала рассказывать о себе, я понял, что мои подозрения подтвердились. Она являла собой классический пример хронически больного ребенка, чьи родители тратили так много времени и сил на уход за ней, что забывали о ее эмоциональных потребностях.
— Джеф может то, Джеф может это! Вот все, что я слышу. «Пойдем на соревнования, где будет выступать Джеф. Это хороший предлог выйти из дома», «Пойдем на концерт, где будет выступать Джеф. Может, ты решишь взять несколько уроков игры на пианино. Взгляни на дневник Джефа — там одни пятерки». Сама я получаю тройки и думаю, что этого вполне достаточно.
С самой первой консультации я понял, что помочь Линде выйти из состояния депрессии можно. Я знал, что родители любят ее. Но они не понимают, что самый тщательный уход не заменит проявления любви и нежности. И низкая успеваемость, и беременность Линды — все это является ответом на кажущееся равнодушие родителей.
Есть и другие причины, почему хронически больные дети впадают в угнетенное состояние духа и ожесточаются. Но за все годы работы с такими детьми я обнаружил две ловушки, в которые попадаются родители. Мы уже обсуждали их: первая — это когда удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка заменяется медицинским уходом, и вторая — это потеря контроля и твердости.
Родители хронически больных детей испытывают такую жалость к ним, а иногда даже вину, что перестают контролировать поведение своих детей. Это приводит к обратному результату: пользуясь своей болезнью, дети начинают управлять своими родителями.
Как мы уже видели в истории Джеймса, все может завершиться успешно. Если вовремя распознать отклонение и оказать необходимую помощь, то и родителям, и самому ребенку воздастся сполна. Ребенок будет способен не только справляться с учебой, но и узнает истинную цену любви родителей и друзей.
Как только он переживет трудный период переходного возраста, он обратится к духовным ценностям своих родителей, и не только потому, что они хотят этого, но потому, что этого захочет он сам.