СКУЧАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
Я сам отец и поэтому знаю, как много времени уходит у нас на выполнение различных обязанностей и дел. Но я не могу ставить под сомнение важность времени, которое мы тратим на общение со своими детьми. Когда мы настолько заняты, что не в состоянии дать ребенку понять, что мы его любим, мы наносим ему этим огромный вред. Если не проводить большую часть своего свободного времени в общении с ребенком, он может стать раздражительным, унылым и будет скучать. А когда ребенок испытывает эти чувства, он легко подвержен всяким негативным влияниям.
На своей последней лекции, посвященной наркомании среди молодежи, сержант Бад Халси, молодой офицер департамента полиции в Кингспорте, штат Теннесси, сообщил вот что: «Разговаривая со многими родителями, чьи дети употребляют наркотики, я задавал им один и тот же вопрос: „Как вы думаете, почему это произошло?“ Ответов было два: одни считают, что дети начинают употреблять наркотики потому, что на них оказывают сильное давление их сверстники, а другие — что они хотят уйти от реальности. Но из тех 4—5 тысяч ребят, которым я задавал тот же вопрос, ни один из них не ответил так же. Почти каждый заявил, что он начать употреблять наркотики потому, что ему было скучно и что ему просто нравятся ощущения, вызываемые наркотиками».
Разговаривая с подростками, сержант Халси рассказывал им, что их жизнь — не просто физическое существование: «Вы — люди, и поэтому у вас есть не только физические, но и духовные, эмоциональные и интеллектуальные потребности. И если вы удовлетворяете себя только в физическом плане, вы не развиваетесь ни духовно, ни эмоционально, ни интеллектуально!»
И он прав. Но общество призывает наших детей удовлетворять лишь свои физические потребности и желания. Обществу, и часто самим родителям, нечего предложить детям, чтобы помочь им вырасти в духовном, эмоциональном и интеллектуальном плане. И поэтому родителям нужно во что бы то ни стало осознать эти потребности ребенка и постараться удовлетворить их. Первый же шаг на пути к этому — снова и снова выражать ребенку свою безусловную любовь. Только в этом случае он будет развиваться как цельная личность; он перестанет быть скучающим и унылым, а станет уверенным в себе, способным сознательно воспринять стиль жизни своих родителей и их духовные ценности.
За последние 25 лет в Британии и США отмечено катастрофическое падение уровня нравственности. Мы постоянно слышим, как педагоги внушают подросткам, что их тела являются их собственностью и поэтому они могут делать с ними, что захотят, включая, например, и занятия сексом до брака. Одно утешение — люди, вовлекающие подростков в подобное, должны за это отвечать, а беременность все-таки можно предотвратить.
Бранные слова — обычное явление в телевизионных передачах. Секс и непристойности встречаются в фильмах сплошь и рядом. Показ таких кинофильмов запрещен в кинотеатрах, но на самом деле их может смотреть кто угодно и где угодно.
На современного подростка обрушивается лавина такой информации, о которой молодежь лет 25 тому назад едва ли имела хотя бы поверхностное представление. И в условиях современного экономического состояния, которое заставляет родителей работать на износ, подростки получают все большую свободу и становятся все менее зависимыми от родителей.
Знаю, что все это звучит мрачно и безнадежно, но нужно смотреть фактам в лицо. Если отношение современной молодежи к жизни не изменится, это приведет к дальнейшему упадку авторитета семьи и церкви. И это должно призвать нас, родителей, сделать так, чтобы наши отношения с детьми были как можно более близкими и глубокими. Это требует от нас признания собственных недостатков, а также усилий, направленных на то, чтобы изменить положение. Если в семье крепкие, по-настоящему христианские отношения, основанные на любви, то и ребенок вырастет зрелым христианином, в отличие от тех, у кого взаимоотношения с родителями были совсем иные.
Недавно я посетил конференцию христианских лидеров, проводимую Национальным министерством по делам молодежи. Большинство из них было настроено пессимистически и не питало никаких иллюзий, многие даже оставили пастырство. Мнение этих лидеров сводилось в основном к тому, что современные подростки бездуховны, неразвиты и совершенно не признают никаких авторитетов. И прогресс в сфере влияния на них весьма невелик.
Эти молодые лидеры чувствуют, что большинство церковных молодежных групп составляют ребята, которых заставляют посещать церкви, а не те, кто искренне старается следовать духовным принципам своих родителей и развивать их. Большинству подростков в этих группах нет 15 лет — на каждые 150 человек приходится лишь пятеро ребят старше 15. О чем же говорят нам эти цифры?
Они говорят о том, что мы не можем сейчас воспитывать наших детей так, как это делалось 25—30 лет назад. Мы не должны заставлять детей ходить в церковь, зная, что многие из них будут противиться этому, став подростками. Потом будет уже поздно влиять на них — они окажутся полностью во власти общества, а моральные ценности в нем сейчас, к сожалению, не имеют силы. Общество вряд ли поможет им вернуться в церковь.
4. Дети, которые не признают авторитетов
Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3:18).
Когда Дейвиду было около двух лет, я понял, что он относится ко второй группе детей, к «75 процентам». Совершенно очевидно, он был из тех, которые живут под лозунгом: «Я все сделаю сам». И я понял, что нужно делать, чтобы управиться с ним. Если Дейвиду случалось впадать в гнев, это никогда не было для нас тайной, потому что, в отличие от Дейла, он выражал свои чувства весьма открыто. Мы с Пэт старались внимательно наблюдать за ним и помочь ему выразить свое недовольство, которое, как мы знали, иногда овладевало им. Снова повторю: это не значит, что один мальчик был чем-то лучше другого; это означает лишь, что справлялись мы с ситуацией по-разному, в зависимости от свойств личности каждого ребенка.
Люди, составляющие эти «75 процентов», предпочитают делать то, что подсказывает им собственный разум. Они хотят принимать решения самостоятельно. Предпочитают идти трудным путем, самостоятельно направляя свое поведение. Они могут разозлиться, если кто-то указывает им, что нужно делать. Даже желая научиться чему-либо, стремятся сделать это непременно на свой лад.
На первый взгляд кажется, что таких детей воспитывать труднее, чем тех, которые относятся к «25 процентам». Но это не так. Несмотря на то что уже с раннего возраста они с сомнением относятся к авторитетам (в самом общем смысле), для их воспитания потребуется примерно столько же настойчивости, любви и понимания, сколько и для детей, принадлежащих к первой группе.
Они могут казаться «трудновоспитуемыми» по той причине, что у них есть врожденное стремление брать на себя ответственность за свои решения, которое с годами Становится все сильнее. Это — талант, который дается Богом. И по этой же причине люди из «75 процентов» являются прирожденными лидерами.
Контролировать их и помогать им сдерживать себя намного легче, чем научить тех, кто принадлежит к первой группе, думать самостоятельно. Ведь указать ребенку, что ему нужно делать, намного легче, чем научить его обдумывать, почему нужно делать именно так.
Однако, контролируя поведение ребенка, входящего в «75 процентов», не подходите к нему слишком строго, иначе вы рискуете вызвать у него сильное раздражение. Дети, относящиеся к «25 процентам», легко огорчаются, потому что у них легко возникает ощущение вины. Ребенок из «75», может быть, особенно не страдает в каждом отдельном случае, но у него будет накапливаться негативное отношение, и, в конце концов, он вам «отплатит».
СЛИШКОМ МНОГО ИНДЕЙЦЕВ, НО НЕДОСТАТОЧНО ВОЖДЕЙ
Большинство христиан, как мне кажется, принадлежат к тем, кто входит в первую группу. Похоже, церковь посещает не так много входящих в «75 процентов», а это люди, которые являются прирожденными лидерами. Нельзя сказать ничего плохого о тех, кто принадлежит к первой группе, но «75 процентов» — это именно те, без которых не может существовать церковь.
В современных церквах слишком много рядовых «индейцев», но слишком мало «вождей». Оттого что в церкви обычно мало тех, кто входит во вторую группу, как только они там появляются, автоматически становятся лидерами. Поскольку обычно таких людей не хватает, равновесие нарушено, и в целом церковь страдает от этого. Если у лидера отсутствуют конкуренты и он имеет тенденцию не обращать внимания на мнения других, то он будет все больше и больше слушать только самого себя и «проталкивать» лишь свои собственные идеи.
Это объясняет, почему так много церквей придерживаются крайне авторитарных позиций. Сегодняшние лидеры часто дают крен в этом направлении, преподнося свои мысли как закон для прихожан, которые в основном относятся к «25 процентам». Мнение таких руководителей редко ставится под сомнение.
Например, большинство христиан могут задаваться вопросом, что хотели сказать своими посланиями апостолы Павел и Иоанн. Их может также интересовать, что означают некоторые утверждения Христа. Но они не осмеливаются задать эти вопросы современным лидерам, чтобы узнать, что те сами думают на этот счет.
Опасность такой ситуации состоит и в том, что подобные лидеры точно так же пропагандируют свои взгляды и на воспитание детей и подростков. Они утверждают, что первое, на что нужно обращать внимание в воспитании, — это дисциплина, и добиваться ее нужно не иначе, как битьем, особенно розгами.
Подобная теория появилась в качестве яростной ответной реакции на пассивное отношение к своим детям родителей 60-х годов. Его можно выразить словами: «Делай так, как считаешь нужным». Сторонники же противоположной теории провозглашали жесткую, строгую дисциплину. В качестве доказательства справедливости данного подхода, они использовали стихи из Книги Притчей, посвященные авторитарному отношению. Но часто допускались перегибы. Никто из них не упоминал, что пастушьи розги, о которых говорится в Священном Писании, использовались почти всегда только для того, чтобы направлять овец, а не бить их (например, в Пс. 22:4: «Твой жезл и Твой посох — они успокоивают меня»).
На мой взгляд, это ошибочное учение является одной из главных причин, почему сейчас так много входящих в «75 процентов» отвернулись от церкви. К тому моменту, когда им исполняется 17—18 лет, они все еще сердиты на воспитывавших их в авторитарном духе. Они скорее пойдут куда угодно, но только не в церковь.
С другой стороны, большинство тех, кто составляет «25 процентов», вверяют себя Христу и ходят в церковь, независимо от того, как с ними обращались, потому что нуждаются в чьем-либо руководстве.
Церковь теряет принадлежащих к «75 процентам» благодаря распространенному сегодня стремлению жить, руководствуясь девизом: «Я сам себе голова». Руководствуясь таким подходом, они живут, не признавая никаких авторитетов, а это, в свою очередь, происходит по той причине, что кто-то, когда они были молодыми, плохо и неуважительно обращался с ними и вызвал у них отвращение ко всякого рода авторитетам.
МАЛЕНЬКИЙ БУНТ
— Я сегодня в церковь не пойду, — решительно заявил тринадцатилетний Дейвид в одно воскресное утро несколько лет назад.
— Ну-ну, пойдем, Дейвид, — ответил я, — ты же сам знаешь, что всегда потом бываешь доволен, что оказался там.
Дейвид уступил и пошел с нами. И больше об этом не было разговоров три или четыре недели. Но затем вновь, несмотря на то что отнюдь не был в плохом настроении, он объявил:
— Сегодня я в церковь не иду. Я же уже говорил тебе, что не хочу туда ходить, и не пойду.
Я видел, что уговаривать Дейвида было совершенно бесполезно. Поскольку он окончательно решил для себя этот вопрос, то заставлять его означало бы взрастить в его душе пагубное, негативное отношение к церкви и духовности, от которого потом было бы крайне трудно избавиться. Я должен был справиться с этой проблемой, но так, чтобы не вызвать у Дейвида отчуждения и не лишиться возможности направлять его по верному пути до тех пор, пока он не вырастет. Я спросил у него:
— Тебе нравится ходить в воскресную школу?
— Да, я не против нее.
— Хорошо, я скажу тебе, что мы сделаем. Ты будешь ходить в воскресную школу, а после нее мы с мамой будем поочередно отвозить тебя домой.
Дейвид согласился с этим предложением. Наша с Пэт стратегия была направлена на предотвращение яростного отрицания духовности, которое обязательно бы появилось, если бы человека насильно заставляли посещать церковь или заниматься чем-то, связанным с духовной жизнью. Зная, что Дейвид принадлежит к «75 процентам», мы решили не давить на него в данный момент, а какое-то время подержать подальше от церкви. Конечно, мы в принципе не поощряли это, но у нас был план.
В конце концов, Дейвиду было почти четырнадцать лет. Он знал, что мы думаем, во что и как верим. Может быть, он знал нас даже лучше, чем мы самих себя. Этот новый порядок продержался четыре или пять недель, и я видел, что Дейвид стал относиться к этому вопросу более взросло. Он понял, что мы с Пэт действительно страдаем из-за того, что он не ходит в церковь.
Он знал, что мы хотим все вместе посещать церковь, и, наконец, сказал:
— Ладно, ради вас я буду ходить в церковь.
Так он и поступал.
Этот подход действует в нашей семье и по сей день. Я не гарантирую, что он сработает у всех родителей, которые имеют детей, входящих в состав «75 процентов». В огромной степени это зависит от того, каковы у вас отношения с ребенком в целом, а не только в духовной сфере. Если вы уверены, что действительно знаете своего ребенка, и доверяете собственным инстинктам, то сможете справиться со своей ситуацией. Главное — постараться сохранить доброжелательные отношения с ребенком, отбросив в сторону авторитарные подходы.
Аналогичным образом следует подходить и к тем детям, которые входят в первую группу. Это даже более применимо к ним. Они так склонны испытывать чувство вины, что жесткое, авторитарное отношение может нанести им реальный вред, такой, который помешает им научиться думать и принимать решения самостоятельно.
ЭТИ ВСЕ ОТРИЦАЮЩИЕ ДЕТИ
Позвольте мне рассказать вам об очень сложных, самоуверенных людях средних лет, входящих во вторую группу, которые лишь недавно обрели Христа.
Джейн и ее мать явно относятся к «75 процентам». Будучи девочкой, Джейн постоянно проявляла свой неуступчивый характер, но мать держала ее в «ежовых рукавицах», и это почти всегда приводило к тому, что Джейн делала в точности то, что ей говорили. К счастью, лучшие друзья девочки ходили в церковь, поэтому и самой Джейн нравилось посещать воскресную школу. Правда, в церкви она сидела с вызывающим видом, но зато всегда была там вместе со своей матерью.
Превратившись в подростка, она открыто восстала. Но и на этот раз мать добилась, чтобы Джейн не только ходила в церковь, но и заслужила поощрение за отсутствие пропусков.
Но Джейн владел дух противления. Она была против учебы, против церкви; вообще отрицала какие бы то ни было авторитеты. У нее было мало друзей, потому что она стала необщительной. Когда она уехала из города, где жила с родителями, и стала учиться в колледже (который выбрала ее мать), то совсем перестала ходить в церковь.
Вера для нее превратилась в отношение к Иисусу Христу просто как к «хорошему парню». Она совершенно отрицала непорочное зачатие Девы Марии, утверждая, что это не больше, чем миф. Она твердо решила придерживаться позиций, противоположных тем, которых придерживалась ее мать.
Джейн успешно окончила колледж и получила диплом медицинской сестры, после чего сразу же стала работать в крупной больнице, где встретила одного доктора, за которого и вышла потом замуж. У них было двое детей, но брак этот, к сожалению, закончился разводом.
Зато время, что Джейн работала и воспитывала детей, она редко навещала родителей. Приезжая же иногда в родительский дом, она постоянно спорила с матерью.
Через какое-то время после развода она встретила Фреда — спокойного, уверенного человека, крепко стоящего на ногах. Он старался любить и поддерживать сыновей Джейн, которые тогда были подростками. Все отрицающая природа Джейн беспокоила его.
Фред старался сделать так, чтобы у Джейн установились более или менее доброжелательные отношения с родителями, в частности, с матерью, вследствие чего она и сама попыталась наладить с ней общение.
Во время одного из визитов в родной город, когда Джейн пыталась залечить некоторые раны прошлого, она поделилась своим открытием со старой подругой.
«Ты знаешь, перед тем как мы приехали к матери, мой старший сын пришел как-то домой очень расстроенный. Он обращался в две юридические фирмы по поводу работы летом, и в обеих ему отказали.
Пытаясь его утешить, убедить в том, что даже в самую трудную минуту все равно нужно надеяться, я вдруг поняла, что мои слова ничего не стоят без Бога. Внезапно я осознала, что не смогу убедить его придерживаться таких взглядов и чувствовать себя уверенным, если у меня самой не будет веры во что-нибудь, что давало бы мне надежду. И это что-то было Богом. После стольких лет вражды с матерью мне пришлось признать, что кое в чем она оказалась права. По крайней мере, в отношении Бога».
Печально, что мать Джейн не понимала не только особенностей личности дочери, но даже и своей собственной, поэтому все эти годы их взаимоотношения складывались столь трудно. Это происходит довольно часто, если люди стараются ни в чем не уступать друг другу, причиняя боль как себе, так и другому человеку.
Давайте вернемся к истории Денизы и Билла. Дениза, как вы помните, относилась к «25 процентам», а ее брат Билл — к «75». Мы ясно видели, что если родители не понимают особенностей личности своих детей, то это может принести семье серьезный вред.
Мать и отец вели себя с Денизой так же, как и с Биллом, то есть достаточно жестко, но он относился к этому более равнодушно.
Родители заставили Билла посещать колледж, и неудивительно, что он проучился там один год и бросил его. Мать попыталась управлять им так же, как и Денизой, но благодаря его природной позиции, которую можно сформулировать: «я могу делать все сам», он оказался достаточно трудным подростком. Между ними постоянно возникали разногласия.
Когда Билл и Дениза спорили, а их родители давили на них, Билл злился, а Дениза испытывала чувство вины. Как только появилась возможность, Билл ушел из семьи, не приняв никаких родительских моральных ценностей. Да и почему он должен был принимать их? Его родители были настолько заняты «решением его судьбы», что редко давали ему понять, что любят его.
Однако когда проблемы Денизы всплыли на поверхность и вся семья пришла на консультацию, многие вопросы были разрешены. Этой семье действительно очень повезло. Она успешно пережила свой кризис, и все ее члены в дальнейшем зажили счастливой, деятельной жизнью.
Истории Денизы, Билла и Джейн иллюстрируют нам, насколько важно понимать каждого ребенка, понимать индивидуальные особенности его личности. Не отдавая себе отчета в том, что мы Представляем собой как родители, плохо зная своих детей, мы непреднамеренно можем наделать непоправимых ошибок.
Знание особенностей личности ребенка — это ключ к пониманию того, как справляться с той или иной ситуацией. Независимо от того, кого из детей следует больше сдерживать и прощать, а кого поощрять, чем лучше мы понимаем особенности их личности, тем легче нам справляться с ними.
Детей, сочетающих в себе черты как первой, так и второй группы, очень немного. Но они все же есть. Такие дети обычно не доходят до крайностей, характерных для первой или второй группы. Наша дочь Кэри является типичным примером такого «переходного» типа. Нам повезло, что она у нас старшая. Если бы наши мальчики появились на свет первыми, у нас действительно были бы проблемы.
Если бы первенцем был Дейвид, я знаю, он не только был бы настроен против христианства, но и наверняка не мог бы даже говорить на эту тему, не впадая в ярость. Дейл, возможно, был бы христианином, но не счастливым, не тем, кто принял это решение по своему собственному желанию.
Теперь, когда вы знаете, что представляют собой люди, составляющие две эти группы, вы сможете помочь своим детям стать по-настоящему духовно зрелыми личностями. Несомненно, что духовными могут стать лишь те дети, чьи родители прикладывают усилия, чтобы понять, что принимает их ребенок, а что — нет, и стараются проявлять свою безусловную любовь к ним.
5. «Разгневанное» поколение
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (Прит. 15:1).
— Что на ужин, мам? — спрашивает четырнадцатилетний Томми, швыряя свои книги и спортивную сумку на кухонный стол.
— Я еще ничего не приготовила, Том, но все необходимые продукты есть. Когда папа придет домой, вы сможете приготовить ужин, — отвечает мама. — Сегодня вечером мне нужно поработать.
— Черт побери! Ненавижу готовить. Может, ты приготовишь ужин, прежде чем уйдешь?
— Успокойся. И не ворчи. Что здесь ужасного? Ты разозлился в ту же минуту, как вошел в дом, — мама дала Томми несколько гамбургеров. — Как прошел футбольный матч?
— Отлично! — огрызнулся Том, со всей силы хлопая сковородкой о плиту. — Будто тебе не все равно, как прошел матч, — проворчал он, швыряя гамбургеры на сковородку.
— Последи за своим языком, молодой человек! Нет необходимости затевать ссору только из-за того, что тебе нужно подогреть пару гамбургеров. Я больше не желаю слышать ничего подобного!
В дверях показался отец.
— А вот и я! Ого, посмотри-ка, кто готовит ужин!
— Да, мама должна идти на работу.
— Вижу, у тебя как будто хорошо получается, сын. Я приготовлю салат. Что нового?
— Ничего, — отвечает Томми угрюмо.
— Э, что за горе? У тебя такой голос, будто твои дела идут хуже некуда.
— Он расстроился, что ему пришлось самому готовить ужин и, очевидно, из-за неудачного футбольного матча, — отвечает за него мама; затем целует своего мужа в щеку. — Я пошла.
— Все совсем не так, — раздраженно говорит Томми, когда мамы нет в комнате.
— Подожди-ка минутку, давай разберемся, — говорит отец. — Что с тобой такое, Том? Почему ты всегда споришь с матерью?
— Я очень плохо играл, папа. Все было плохо.
— Постой-ка, Том. Я не хочу слышать твои жалобы. Ты — хороший игрок, и сам это знаешь. Нужно только показать, на что ты способен, и перестать ныть.
— Все это так, папа. Но сегодня я был не на высоте...
— Не желаю слышать больше об этом! Или прекрати жаловаться, или совсем бросай футбол. Что ты предпочитаешь?
— Играть в футбол, — спокойно сказал Том.
— Теперь скажи, какую приправу ты хотел бы к салату?
— Мне все равно.
— Тогда уйди с кухни, Том. Твоя кислая физиономия — не то, что мне хотелось бы видеть сегодня вечером. Интересно узнать, что с тобой произошло?
— Но, папа, я пытался тебе сказать. Сегодня на матче...
— Ни слова больше о футболе. Иди в свою комнату, я позову тебя, когда ужин будет готов.
Били ли вы когда-нибудь кулаком по столу с громом и криками? Когда у вас на работе бывали трудные дни, не старались ли вы, придя домой, обсуждать это и только это? Если вы раздражались и расстраивались, посмотрев вечером новости, разве не начинали тут же высказывать свое мнение близким?
Все шансы за то, что вы ответите «да» на все эти вопросы. Все мы иногда раздражаемся и чувствуем необходимость выплеснуть на кого-нибудь свое раздражение в разговоре или даже в крике.
Представьте теперь, что бы вы почувствовали, если бы были в очень плохом настроении, а вам сказали бы, что не надо кричать. Или если бы супруга отказалась выслушать ваши жалобы о трудностях на работе или полностью проигнорировала бы ваши замечания по поводу последних новостей? Не расстроились ли бы вы и не разозлились ли бы еще больше?
Именно это и испытывал Томми, пытаясь рассказать своим родителям о неудачном футбольном матче. Он почувствовал себя еще больше рассерженным и расстроенным. Все, что ему нужно было, это выплеснуть свой гнев, но родители были слишком заняты собой, чтобы выслушать его. Подобное случается со всеми, но мы очень часто не понимаем этого. Мы настолько заняты своими проблемами, что у нас совсем не остается времени на то, чтобы выслушать по-настоящему наших детей. В данном случае, к счастью, Томми и его родители разрешили конфликт на следующее же утро.
Отец положил руку на плечо мальчика и сказал:
— Сынок, извини за вчерашний вечер. Я должен был выслушать тебя, вместо того чтобы отсылать с кухни, но я так устал, когда пришел с работы, что сам был не в лучшем настроении. Давай поговорим о твоем футбольном матче. У всех есть право на плохое настроение. Знаю, что должен был выслушать тебя.
— И я была настолько занята, собираясь на работу, что не нашла времени выслушать тебя как следует, Том, — добавила мама. — Не сердись на нас, сынок. В следующий раз, если ты будешь расстроен, мы постараемся вести себя как положено взрослым и непременно выслушаем тебя, — она улыбнулась и сжала ему руку.
ПРИЧИНЫ ГНЕВА
Прежде чем продолжить разговор о том, как справиться с гневом, давайте посмотрим, а что же может являться его причиной. Любой человек будет раздражаться, если его эмоциональные потребности не удовлетворяются так, как он ожидает. Возьмем, к примеру, маленького ребенка. Если его не кормят именно в тот момент, когда он хочет есть, он раздражается и начинает плакать. Если он долго лежит в одной и той же позе, ему становится неудобно и он также начинает раздраженно кричать и плакать.
Когда ребенок чуть подрастает, у него возникает эмоциональная привязанность к одному из членов семьи, обычно к матери. Конечно, это необязательно будет мама, но кто бы это ни был, если этот человек не удовлетворяет потребности ребенка, тот раздражается.
Подходящим примером может послужить случай, когда моя жена Пэт отлучилась на конференцию, проводившуюся в выходные дни. Нашему сыну Дейвиду было тогда 18 месяцев, и никогда прежде мама не покидала его так надолго.
Оказавшись в роли няни, я не предвидел никаких проблем. Но два дня спустя, когда Пэт вернулась домой, Дейвид не захотел подпускать ее к себе. Он был рассержен, что она оставила его и — в общем-то, совершенно нормальная реакция — около шести часов не позволял ей даже дотронуться до себя.
Пэт не было дома всего 48 часов, а взгляните на современного ребенка. Мать или кто-то другой, ухаживающий за ним, регулярно оставляет его на достаточно долгий период времени. И это одна из причин, почему современные дети такие раздраженные, — им не уделяют внимания самые дорогие для них люди именно в тот момент, когда случается что-то, вызывающее огорчение или гнев. Их естественная потребность видеть рядом близкого человека очень часто не удовлетворяется.
Есть такие эмоциональные потребности ребенка, которые могут удовлетворить только родители. Гораздо больше внимания он обращает на то, как родители ведут себя с ним, чем на то, что они говорят ему.
Дети нуждаются в том, чтобы родители ласково и с любовью смотрели им в глаза, мягко прикасались к ним, концентрировали на них свое внимание и обращались нежно и заботливо. Обо всем этом я вел разговор в своей книге «Как по-настоящему любить своего ребенка», но и здесь мне тоже хочется уделить этому внимание.
Слишком часто родители используют зрительный контакт, это мощное средство общения, негативным образом. Зная, что дети особенно внимательны в тот момент, когда мы прямо смотрим им в глаза, мы часто обращаемся к этому лишь тогда, когда хотим устроить ребенку нагоняй. Маленький ребенок послушается из страха, но когда он подрастет, этот страх будет вызывать у него лишь раздражение и чувство обиды. Сознательно избегая взгляда ребенка, мы приносим ему вред. И действительно, ребенок воспринимает это более болезненно, чем даже физическое наказание. Поэтому давайте смотреть ребенку в глаза, улыбаясь и произнося приятные слова, и наказывать его за дурное поведение каким-то другим способом.
К сожалению, часто родители избегают физического контакта с ребенком и прикасаются к нему только тогда, когда ему требуется помощь, например, при одевании и раздевании или когда его надо посадить в машину. И это печально, поскольку физический контакт — один из наиболее простых способов продемонстрировать ребенку свою безусловную любовь, так необходимую для него. Все мы нуждаемся в позитивных физических контактах с другими человеческими существами. Скажите честно, неужели вам не приятно, когда друг пожимает вам руку и тем самым «сообщает», что рад вас видеть?
Концентрация внимания на ребенке требует определенного напряжения и часто мешает думать о чем-то своем, но ребенку просто жизненно необходимо ваше участие. Внимательное отношение дает ему возможность осознать, что он — единственный в своем роде, особенный. Всем родителям следует выделять хоть сколько-нибудь времени, чтобы пообщаться со своим ребенком. Только вспомните, насколько вам приятно проводить время с супругом (или с супругой), разговаривать друг с другом каждый день, и вы поймете, сколь сильна потребность и ребенка в вашем внимании.
Воспитание подразумевает собой нечто большее, чем только наказание. Мы развиваем у ребенка ум и воспитываем в нем характер, тем самым давая ему возможность стать полноценным членом общества, ответственным за свои поступки. Воспитывать можно примером, словесными указаниями, обучением, шуткой; одним словом, практически всеми методами общения, включая и наказание. Хотя наказание — это негативный и примитивный метод воспитания, иногда им можно пользоваться. Однако лучший способ научить чему-то ребенка — это направить его мысли и действия в верное русло, вместо того чтобы наказывать за ошибки. Воспитывать ребенка несоизмеримо легче, когда он чувствует, что его по-настоящему, искренне любят.
По-разному проявляя свою любовь к ребенку, мы тем самым удовлетворяем его эмоциональные потребности. Но у огромного числа нынешних детей эти потребности не удовлетворены, вследствие чего все они испытывают гнев.
Нехватка эмоциональной «подпитки» приводит к депрессии, а депрессия, в свою очередь, вызывает дополнительное раздражение. Многие врачи, которые занимаются лечением пристрастия к наркотикам и алкоголю, утверждают, что наркотики и алкоголь приводят к депрессии. Это, конечно, так, но большинство детей, которые начали их употреблять, уже находились в депрессивном состоянии оттого, что их эмоциональные потребности не были удовлетворены. Однако большинство взрослых пренебрегает этим фактом.
Мало кто из нас понимает, что подросток, находящийся в депрессии, это по большей части подросток, испытывающий раздражение. И чем больше он раздражается, тем более глубоко он погружается в депрессию. По сути, это замкнутый круг, и в него может попасть любой подросток, независимо от возраста и жизненного опыта. Это может случиться как с богатым, так и с бедным, как с активным, так и с вялым, как с подростком, у которого много друзей, так и с тем, у которого их нет вовсе.
Что же делать? Всего лишь безусловно любя ребенка, мы можем предотвратить его раздражение. Только так мы научим его, как самому справляться со своим гневом. Ребенку следует позволять выплескивать свое раздражение; по крайней мере, это лучше, чем если он будет направлять его внутрь самого себя. Если ребенок подавляет и скрывает свое раздражение, это может быть очень опасно для него.
ПАССИВНО-АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Пассивно-агрессивное поведение является результатом подавления раздражения и проявляется оно и у детей и у взрослых в виде неосознанной, но негативной реакции. Однако естественно такое поведение лишь для определенного возраста — ранней юности, то есть от 13 до 15 лет, и первопричиной его является отрицательное отношение ко всякого рода авторитетам. Отрицаются авторитеты родителей, учителей, христиан, работодателей, то есть всех, кто представляет собой хоть какую-то власть. И цель такого поведения — разозлить этих людей, показать, что их авторитет ничего не стоит.
Подростки проявляют пассивно-агрессивное поведение, забывая о том, что им поручено, бездельничая, говоря неправду, воруя и без конца опаздывая. Как только вы поймете, что представляет собой такой тип поведения, то легко сможете обнаружить его проявление.
Практически каждый человек иногда проявляет пассивно-агрессивное поведение. Например, ведя машину, я иногда забываюсь и пытаюсь обогнать другие машины. Ребенок может проявлять раздражение, например, пачкая штанишки даже после того, как его научили ходить на горшок.
Когда Даниелу было шесть лет, его мама родила ему брата. Прежде Даниел был центром внимания всей семьи, поэтому появление нового малыша внесло серьезные перемены в его жизнь.
Каждый раз, когда он просил маму сделать что-нибудь для него, она была занята младшим братом. Когда бы Даниел ни захотел влезть на колени к папе с книжкой, там уже оказывался и младенец. И всякий раз, когда Даниелу хотелось покричать, мама тут же просила его вести себя потише, потому что малыш спит.
Если ему хотелось подержать или потрогать малыша, родители просили его не делать этого.
— Ты можешь навредить ему, — говорили они.
Ему не разрешали даже катать его в коляске.
Бедный Даниел! Куда бы он ни повернулся, этот ребенок мешал ему. Он хотел пожаловаться кому-нибудь, но все, казалось, были заняты только младенцем.
Тогда однажды Даниел встал посередине кухни и испачкал штанишки.
— Мам, переодень меня! — позвал он. — Я грязный!
Даниел устал от того, что все его бросили. Он был рассержен и расстроен. Он знал, что не может кричать на своих родителей или младшего брата, поэтому выбрал такой косвенный путь привлечения внимания. Подсознательной целью его действий было огорчить своих родителей. И он это сделал.
Пассивно-агрессивное поведение поначалу бывает трудно заметить. Например, к нему склонны приятные, уверенные в себе люди, которые кажутся такими дружелюбными и поэтому нравятся окружающим. Это происходит потому, что они подавляют в себе раздражение. Перед нами предстает лишь приятный человек, но его гнев, загнанный внутрь, ждет момента, чтобы вырваться наружу.
Скрытое пассивно-агрессивное поведение мы часто наблюдаем у детей, особенно у подростков, в виде их проблем с успеваемостью.
В начале учебного года у них нет причин сердиться на учителей или школу. Правда, есть особые случаи — когда ученик переходит в новую школу или когда в класс приходит новый учитель. Подросток начинает новый учебный год обычно хорошо. Однако по мере того как со школой появляются какие-то проблемы, в нем начинает накапливаться раздражение.
Подросткам, как и большинству пассивно-агрессивно настроенных людей, удается какое-то время подавлять свое раздражение, но в конце концов оно возрастает настолько, что проявляется в виде пассивно-агрессивного поведения. Успеваемость снижается. Подсознательно ученик думает: «Я так зол на вас, что не буду ничего делать». Но он даже не понимает этого. Сознательно он хочет делать все так же хорошо, как и другие; подсознательно же освобождает свой гнев и тем самым принижает авторитеты — учителей и (или) родителей.
Как я уже упоминал, все подростки в некоторой степени настроены пассивно-агрессивно. Но если нам удастся справиться с этим достаточно корректно, они все равно должны будут пройти эту стадию, хотя начнется она значительно позже — к 17—18 годам.
Любой тринадцати-, четырнадцати-, пятнадцатилетний подросток подсознательно, а иногда и осознанно начинает относиться негативно ко всему — особенно это характерно для ребят, входящих в группу «75 процентов». Фактически это приводит к тому, что они почти постоянно сердятся на всех, кто их окружает. Нам же в таком случае следует относиться к этому терпимо — такое поведение все же лучше, чем если бы они постоянно сдерживали свой гнев или направляли его внутрь себя.
Однако для родителей это очень трудно, поэтому они склонны утихомиривать своих детей, подавлять их раздражение и поддерживать мирные отношения. Иногда на консультациях мне приходится говорить родителям:
— Что бы вы предпочли — чтобы ваш сын кричал на вас или чтобы он увлекся наркотиками? Что бы вы предпочли — чтобы ваша дочь ныла и ворчала или чтобы она забеременела?
Я всегда советую родителям предоставить своему ребенку возможность словесно выражать свое раздражение. Так он постепенно научится контролировать свое поведение, а мы — воспитывать его так, как сказано в Книге Притч.
Подавленный гнев можно сравнить со старым кожаным мешком, до отказа наполненным водой. Она вытекает из одной дыры, но стоит только ее зажать, как вода сразу прорывает мешок где-нибудь еще. Если мы попытаемся удержать наших подростков от выражения гнева, то это обязательно будет иметь какую-нибудь негативную реакцию, чаще всего имеющую вид пассивно-агрессивного поведения.
Не забывайте, что полностью исключить это поведение вы не можете, даже дав своему ребенку возможность выразить свое раздражение. Вам необходим некий «клапан», сквозь который под давлением пассивно-агрессивного поведения будут выходить «пары». Как я уже говорил, пассивно-агрессивное поведение поначалу проявляется неосознанно, а неосознанные желания лежат вне морали. И человек не задумывается над тем, плохо или хорошо он поступает, он лишь хочет выплеснуть свой гнев.
Подростки делают это, огорчая своих родителей. И они будут продолжать огорчать своих родителей всеми доступными способами. Что больше всего терзает родителей-христиан? В какой области лежат главные интересы христианских семей? Конечно, в области духовности. На что будет нацелено пассивно-агрессивное поведение подростка, который воспитывается в такой семье? Конечно, на духовность.
Но в большинстве нехристианских и некоторых христианских семьях родители больше всего обращают внимание на школьные успехи своих детей, вследствие чего пассивно-агрессивное поведение в этом случае будет направлено на школу, на учебу. И в конце концов учеба потеряет свое значение для ребенка. Что же мы можем сделать, чтобы предотвратить это?
Во-первых, нам не следует делать из этого трагедию, особенно в то время, когда ребенок находится на стадии ранней юности. Очень хорошо, если он приходит к вам с желанием поговорить и обсудить свои проблемы. Если подросток сам начинает разговор, это значит, что ваша позиция по отношению к нему не является негативной или авторитарной. Но представим себе другую ситуацию. Если вы будете без меры поучать вашего ребенка и давить на него, это даст ему повод думать так: «Ты, как видно, хочешь потрепать нервы и себе, и мне! Если хочешь, давай, начинай!»
Попробуйте ответить на вопрос, существуют ли безобидные формы пассивно-агрессивного поведения? (Не забывайте, что такое поведение является неосознанным и заключается в том, что ребенок делает абсолютно противоположное тому, чего вы от него ждете.) Что с того, что комната подростка захламлена? Для него это нормально, поскольку родители все время требуют: «Прибери свою комнату!»
Если комната вашей дочери все время в беспорядке, вы можете решить, что на эту тему можно без конца читать нотации, поскольку пассивно-агрессивное поведение дочери в данном случае не принесет вреда никому. Почему?
Потому что вы думаете, что наставлять и указывать следует главным образом в сфере того, что не слишком уж и важно и не принесет вреда девочке. Вы начинаете все время «пилить» свою дочь за неубранную комнату, надеясь, что она, в конце концов, отбросит свое негативное отношение и приберет ее. Однако для нее намного лучше было бы держаться пассивно агрессивного поведения по отношению к беспорядку в комнате, чем направлять его против духовности или пренебрегать занятиями в школе.
Пассивно-агрессивное поведение ребенка или подростка в возрасте до 16—17лет еще может быть изменено. В частности, мы можем научить ребенка выражать свой гнев позитивно, чтобы его поведение не выходило за рамки нормального для данного возраста.
Однако иногда, когда подросток достигает возраста 16—17 лет, его пассивно-агрессивное поведение может не исчезнуть, а, наоборот, стать для него нормой. И в этом случае с ним практически ничего нельзя поделать.
Именно по этой причине очень важно как можно раньше обратить внимание на поведение ребенка. Мы должны проследить, чтобы в вопросах духовности, да и во всех других сферах его жизни, ребенок не занимал пассивно-агрессивную позицию, иначе такое поведение со временем станет направленным вообще против всего и всех.
КОГДА ПАССИВНО-АГРЕССИВНО НАСТРОЕННЫЕ ДЕТИ ПОДРАСТАЮТ
Пассивно-агрессивное поведение является одной из основных сил, управляющих миром, — как в международном и национальном масштабе, так и в местном, и даже на вашей улице. Например, множество иллюстраций пассивно-агрессивного поведения взрослых людей можно найти, рассматривая отношения между работодателями и служащими.
Во время собеседования с перспективным служащим работодатель не ведет себя пассивно-агрессивно. Может пройти несколько месяцев, прежде чем такой тип поведения начнет проявляться и у служащего. Подобно ребенку, пришедшему в новую школу, он приступает к работе с позитивным отношением. Все идет хорошо — какое-то время.
Но затем начинаются неприятности. Что-то раздражает служащего, это раздражение накапливается в нем и в конце концов проявляется в виде пассивно-агрессивного поведения, например, каких-то жестов и мимики, которые не свидетельствуют о его почтении к авторитету работодателя. Служащий начинает работать хуже, и у работодателя становится все меньше желания видеть его в своей фирме. Наконец, его поведение становится таким, что его просто увольняют.
Главное отличие в поведении детей и взрослых, настроенных пассивно-агрессивно, состоит в том, что у детей оно по большей части бессознательное, в то время как взрослые прекрасно понимают, что делают. Лишь вначале их поведение носит бессознательный характер.
Совсем недавно один мой друг, бизнесмен, решил нанять себе офис-менеджера.
«Ты знаешь, Росс, — сказал он мне, — я думал, что такое распределение обязанностей было бы оптимальным. Я мог бы больше работать с другими фирмами, а он — решать вопросы с клиентами, служащими, проводить собрания и так далее. Короче говоря, Эверетт казался мне самым подходящим на эту должность, способным решить многие проблемы.
Так оно и оказалось — вначале. Мы договорились, что первое время, пока он будет вникать, я буду платить ему немного, а затем у него будет хорошая зарплата, зависящая от качества его деятельности.
Все шло хорошо до тех пор, пока одному из моих сотрудников не понадобилось в течение нескольких дней присутствовать в офисе для выполнения какой-то работы. Моя секретарша не смогла напечатать необходимый для него материал потому, что вынуждена была работать за Эверетта, который по неизвестным мне причинам три дня отсутствовал.
— Он отпрашивался? — спросил я друга.
— Нет, он просто не приходил на работу, и все. Несколько недель назад я разговаривал с ним и понял, что у него какие-то проблемы, связанные с недавно умершим отцом. Эверетт сказал мне тогда, что ему может понадобиться несколько отгулов, чтобы помочь матери решить юридические вопросы по этому поводу, но так ни разу и не отпросился.
Поразмыслив, я решил пока ничего не предпринимать. Через несколько недель секретарша сообщила мне, что Эверетт не является на работу уже регулярно. Я решил поговорить с ним об этом, и он мне сказал, что стал подрабатывать где-то еще потому, что я плачу ему мало, что он купил машину, а кроме того ему повысили арендную плату. Он сказал мне: „Понимаю, что вы добивались, чтобы я работал лучше, но вы не сдержали своего слова“.
Я напомнил ему условия нашего соглашения, но он очень рассердился, обвиняя меня в том, что я не побеспокоился о нем и его семье.
Вскоре после этого мне нужно было несколько дней поработать в офисе, в результате чего у меня появилась возможность увидеть своего офис-менеджера в деле. Как оказалось, делал он очень мало. Не занимался многими организационными вопросами, свалив их на секретаршу, не старался найти новых клиентов. Короче говоря, он не делал почти ничего.
Я попробовал еще раз поговорить с ним, но он был настроен очень враждебно. Я пригрозил, что вычту у него из заработной платы, если он не начнет работать как следует.
Это встревожило его, и примерно шесть месяцев он делал слабые попытки выполнять свою работу получше. Я даже повысил ему оклад, надеясь, что это подстегнет его, но по-прежнему каждый раз, когда я отлучался для работы с другими фирмами, он находил предлог, чтобы уйти из офиса. Он говорил, что должен быть на собеседовании с новыми клиентами, которых нашел, но ни один из них так и не появился в нашем офисе.
Наконец, он стал такой обузой для фирмы, что я уволил его. Однако он считал, что во всех его бедах виноват я. Он утверждал, что работал, как собака, я же якобы отнесся к нему отвратительно».
Когда я узнал, что Эверетт никогда не ладил и со своим отцом, то перестал удивляться тому, как развивались отношения между ним и моим другом.
Эверетт создал такую ситуацию, при которой у него был бы предлог злиться на своего босса. Если до того его пассивно-агрессивное поведение затрагивало лишь родителей и жену, то затем он стал вести себя так и в отношении своего работодателя. Сначала бессознательно, а потом намеренно он делал все, чтобы разозлить своего шефа, и все только для того, чтобы доказать, что прав. Чем более пассивно-агрессивно настроен человек, тем легче ему морочить голову и себе и другим, доказывая свою правоту. Я по-настоящему сочувствовал моему другу. Мне тоже приходилось работать с такими людьми, и знаю, насколько это тяжело. Они способны найти оправдание практически любым своим действиям.
Однажды я нанял молодую женщину д ля работы секретарем в клинике. Поначалу все шло очень хорошо. Она была приятной и доброжелательной, и главное — хорошо справлялась со своей работой.
Но по прошествии месяца, как и любая пассивно-агрессивно настроенная личность, она начала относиться к своим обязанностям все менее и менее ответственно, постоянно опаздывала. Наконец ее опоздания уже просто невозможно было игнорировать. На обед она тратила гораздо больше времени, чем было отведено, а иногда и вовсе не показывалась на работе.
Я очень не люблю увольнять людей, и поэтому мирился с этой женщиной довольно долго. Но затем я заметил, что ее отношение сказывается и на том, как она работает. Она стала оставлять работу незаконченной, и доделывать ее приходилось другим, которые выражали свое недовольство, причем вполне справедливо.
Ирония заключалась в том, что эта женщина была, в общем-то, очень приятной, и тем, кто не работал с ней непосредственно, она по-настоящему нравилась. Однако те служащие, которых она подводила, не выполняя вовремя свою работу, негодовали и возмущались. Своим безалаберным отношением она сумела создать страшный беспорядок во всем офисе.
Так или иначе, но в одну пятницу (пятница считается у нас самым напряженным днем недели) в полдень она вдруг оставила работу и ушла. Никаких особых причин так поступить у нее не было, и ничего страшного в результате не произошло, но она ушла, просто оставив других секретарей в трудном положении.
На следующий день она позвонила мне, извинилась за то, что сделала, и спросила, можно ли ей продолжить работать. Я не смог сказать ей «нет», поэтому велел приходить на работу, как обычно, в понедельник; она, как и все пассивно-агрессивно настроенные люди, пообещала работать лучше.
Повесив трубку, я стал обдумывать ситуацию в целом и понял, что она вряд ли будет работать лучше. За прошедшую неделю она работала хуже, чем прежде. Поэтому я перезвонил ей и сообщил о своем отказе. Хотя мне было очень неприятно, я знал, что должен поступить так. Не могу даже и передать, насколько изменился наш офис после ее ухода.
Еще раз хочется подчеркнуть, что все люди в некоторой степени могут считаться пассивно-агрессивными. У одних это проявляется в каких-то особенностях характера; другие демонстрируют это, постоянно опаздывая на встречи; список подобных проявлений бесконечен. Но только в случае, когда пассивно-агрессивное поведение проявляется по отношению ко всему, можно говорить о патологическом расстройстве.
Сегодняшние дети могут превратиться в пассивно-агрессивно настроенных взрослых, если мы уже сейчас не поможем им справиться с собственным гневом и раздражением.
ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМ РАЗДРАЖЕНИЕМ
Чем младше ребенок, тем более «по-детски» он будет выражать свой гнев. Детям старшего возраста нужно учиться выражать его каким-то позитивным образом. И об этом должны позаботиться мы, родители.
Прекрасно понимаю, что родители часто так устают, что просто говорят своему ребенку: «Веди себя потише!» Но совершенно очевидно, что это неправильный подход. Этим они добьются лишь того, что ребенок «загонит» свой гнев внутрь. Мне хотелось бы рассказать, как можно более эффективно, чем простым окриком «Веди себя потише!», помочь детям и подросткам выражать свое раздражение позитивно.
Чтобы помочь родителям справиться со всеми сложностями процесса усмирения гнева их детей, я придумал специальную «лестницу раздражения». У нее пятнадцать ступенек, и каждая из них представляет собой способ поведения в случае возникающего раздражения (они приведены в порядке уменьшения эффективности каждого способа):
1. Вести себя хорошо, спокойно, несмотря на раздражение.
2. Попытаться найти решение проблемы.
3. Сфокусировать раздражение только на его источнике.
4. Высказать основные жалобы.
5. Рассуждать логически и конструктивно.
6. Громко выразить недовольство, плохо вести себя.
7. Выругаться.
8. Выплеснуть раздражение на кого-нибудь еще, а не на того, кто является его источником.
9. Высказывать жалобы, не связанные с источником раздражения.
10. Что-нибудь бросить.
11. Что-нибудь разбить.
12. Грубо выругаться, оскорбить кого-то.
13. Эмоционально разрушительное поведение, потеря контроля над собой.
14. Нанести физический вред.
15. Вести себя пассивно-агрессивно.
Нам нужно вести себя так, чтобы не приносить вреда никому. Как мы уже обсуждали раньше, пассивно-агрессивное поведение является наихудшим способом выразить свое раздражение. Потерять контроль и начать все крушить или же выругаться на кого-нибудь — плохо, но все же лучше, чем вести себя пассивно-агрессивно, поскольку справиться с таким состоянием легче и легче его предотвратить.
Еще один способ выразить свой гнев — припадок ярости. Вы будете ругаться и кричать, то есть направите свое раздражение не на его источник, а на того, кто случайно оказался поблизости. Насколько подобное поведение кажется плохим, настолько оно лучше пассивно-агрессивного.
«Поднимаясь» по этой «лестнице» снизу вверх, мы придем к словесному выражению гнева, когда поток слов обрушивается на того, кто случайно оказался рядом. И хотя это в принципе плохо, но все же лучше, чем крушить все вокруг и ругаться.
На верхних «ступеньках лестницы» мы обнаружим лучшие способы выражения гнева. Например, на третьей «ступеньке» — концентрировать свое внимание только на источнике раздражения. Вы можете ворчать или даже покричать, но относить свое раздражение будете только к тому, что его вызвало.
Средство унять гнев, расположившееся на верхушке «лестницы», — самое лучшее. Это наиболее приемлемый и рациональный способ выразить свои чувства к тому человеку, который вызвал у вас раздражение. Если поступите именно так, то есть будете вести себя сдержанно и разумно, вы можете надеяться, что этот человек, с которым у вас возникли проблемы, поступит так же; вы сможете рационально и логически разрешить спор, подискутировать и прийти к какому-то соглашению. Немногие люди понимают, что это — лучшее решение. Но если ваш подросток будет видеть хотя бы иногда, что вы справляетесь со своим гневом именно так, это послужит для него отличным образцом.
Для вас не должно быть неожиданностью, что ваш подросток время от времени будет очень раздражаться, но надо постараться, чтобы он выражал свой гнев словесно. Тогда вам будет легче определить, на какой ступеньке «лестницы гнева» он находится и на что ему следует обратить внимание. После того как вы оба успокоитесь, обсудите с ним его поведение, и если он выражал свое раздражение корректно, похвалите его за это и попросите обратить внимание на те аспекты его поведения, которые, по вашему мнению, следует изменить.
Позвольте мне прояснить данный вопрос. Речь идет о том, чтобы выражать свой гнев только словесно, а не какими-то иными поведенческими актами. Я рекомендую выражать свои чувства именно таким образом, поскольку это поможет со временем выработать наилучшие методы усмирения своего раздражения.
О том, как можно помочь подростку справиться со своим гневом, расскажу на примере своего друга, чей сын пришел однажды домой из школы с плохими отметками по математике.
Джерри, обычно живой и веселый, вошел в дом, бросил сумку с книгами и тетрадями на столик в холле и с шумом протопал на кухню. Не обнаружив в холодильнике для себя ничего интересного, он резко захлопнул дверцу.
— Ты могла бы, мама, постараться, чтобы в холодильнике хоть что-нибудь было, — проворчал он и направился в свою комнату, споткнувшись по дороге о кубики младшего брата.
Он тут же закричал:
— Бобби, сейчас же убери свои игрушки! Тебе бы следовало всыпать! Я мог сломать себе ногу!
— Ну, Джерри, хватит, — сказала ему мама, — вижу, что ты почему-то раздражен, но вряд ли из-за отсутствия еды в холодильнике и игрушек Бобби. Понимаю, что ты просто выплескиваешь свое раздражение. Постарайся успокоиться, — она ласково положила свою руку на плечо Джерри. — У тебя какие-нибудь неприятности в школе?
Джерри принес школьную сумку со стола в холле и достал тетрадку для контрольных работ.
— Да нет, если только двойку по математике не считать неприятностью, — произнес он саркастически.
— Ты хочешь поговорить об этом сейчас или чуть попозже?
— Не понимаю, почему у меня такая низкая оценка, мам, — сказал Джерри намного мягче. — Мне кажется, я все сделал как надо. И я не знаю, как быть.
— А что если поговорить с твоим преподавателем, например, завтра. Может быть, он сможет объяснить, почему поставил тебе двойку?
— Да он и слушать не станет. Он из тех, которые никогда не ошибаются.
— Но, может быть, если ты поговоришь с ним, Джерри, то обнаружишь, что он не такой уж и плохой человек? Учителя ценят тех, кто проявляет интерес к учебе.
В конце концов Джерри решил поговорить с преподавателем. На следующий день он пришел из школы в приподнятом настроении.
— Угадай, что оказалось, мам! Ты была права. Учитель сам ошибся, проверяя мою работу, и теперь у меня не двойка, а четверка.
Мама Джерри поступила мудро, дав ему возможность выразить свои чувства словесно и рассказать об истинных причинах раздражения.
Важно понять, что, общаясь с подростками, супругом, служащими, начальством, рано или поздно, вы неизбежно в какие-то моменты будете раздражаться. Раздражение является одним из результатов любых человеческих взаимоотношений. Мы должны также осознать, что если гнев не стараться сдерживать, то контролировать поведение станет все труднее, и это может окончиться вспышкой ярости. Чем больше раздражения накапливается, тем более «разрушительны» последствия.
Следовательно, мы должны научить наших детей, особенно подростков, «убивать гнев в зародыше». Если причиной его было непонимание или если гнев оправдан, нужно научить ребят изливать свое раздражение каким-либо позитивным образом, например, разобраться, чтобы разрешить проблему.
Человек не рождается с умением справляться со своим гневом. Мы, родители, должны позаботиться о том, чтобы у наших детей, когда они вырастут, это умение было. Мы должны научить их выражать свои чувства словесно, не допуская вспышек в виде каких-то поведенческих актов, и главное — учить их не направлять раздражение внутрь самих себя, иначе со временем они превратятся в пассивно-агрессивно настроенных взрослых.
Раздраженный человек не может быть деятельным. Он не в состоянии принять какие бы то ни было авторитеты, включая и духовные. «Ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20).