Кэмпбелл Р.

Как по-настоящему любить своего ребенка(фрагмент)



Гнев ребенка

Гнев явля­ется есте­ствен­ной реак­цией для всех, включая и вашего ребенка. Ваша задача — научить ребенка спра­в­ляться со своим гневом. По моему мнению, это самая трудная часть вос­пита­ния. Боль­шин­ство роди­те­лей неправильно реа­ги­руют на гнев ребенка, что при­во­дит к пагуб­ным послед­ствиям.

Заду­майтесь о сле­ду­ю­щем. Когда ребенок впадает в гнев, то в его рас­по­ря­же­нии имеется только два воз­мож­ных способа выра­зить свои чувства — действие и слово. В обоих случаях роди­те­лям трудно реа­ги­ро­вать аде­кватно.

Если малень­кий ребенок выра­жает гнев, напри­мер, топая ногами, швыряя игрушки, толкая или пиная пред­меты, то в таком случае надо при­ни­мать меры. С другой стороны, если ребенок выра­жает свой гнев словами, то почти с полной уве­рен­но­стью можно сказать, что они будут непри­ят­ными, неу­мест­ными и неу­ва­жи­тель­ными по отно­ше­нию к роди­те­лям. Такой способ про­я­в­ле­ния чувств также непри­ем­лем и смо­треть на это сквозь пальцы не следует. Что роди­тели могут сделать?

Как пар из чайника, гнев должен как-то выхо­дить наружу. Никто, включая и малень­кого ребенка, не в состо­я­нии без конца пода­в­лять гнев и удер­жи­вать его внутри. Это весьма раз­ру­ши­тельно для него. Если мы не поз­во­ляем ребенку выра­жать его гнев, то тогда он выну­жден затал­ки­вать его все глубже внутрь себя, что поро­ждает про­блемы, которые станут при­чи­ной мно­го­чи­с­лен­ных труд­но­стей в его даль­нейшей жизни. Если ребенка нака­зы­вают за то, что он, рас­сер­див­шись, выра­жает это либо действием, либо словами, то у него нет другого выбора, кроме как подавить гнев и запе­реть его внутри себя, как в бутылке. В резуль­тате, такой ребенок никогда не сможет нау­читься спра­в­ляться со своим гневом, как поло­жено это делать зрелому чело­веку.

Я называю это «кап­ка­ном нака­за­ния». Как роди­тели, мы должны пони­мать, что нака­за­ние само по себе не спо­собно научить наших детей спра­в­ляться с гневом.

Суще­ствует и другая ошибка, в которую впадают роди­тели: стал­ки­ва­ясь с детским гневом, они взры­ва­ются и опро­ки­ды­вают груз своего соб­ствен­ного гнева на уже рас­сер­жен­ного ребенка. В такой ситу­а­ции дети бес­по­мощны. У них нет защиты против роди­тель­ского гнева. Обычный пример — грубый выговор, типа «Я не желаю, чтобы ты когда-нибудь еще так себя вел (или так со мной раз­го­ва­ри­вал)! Запомни это!» Когда мать или отец кричат на ребенка, они, таким образом, лишают его воз­мож­но­сти выра­зить свой гнев нор­маль­ным спо­со­бом, и, как было указано раньше, ребенок выну­жден сдер­жи­вать свой гнев внутри себя, добавив к нему и роди­тель­ский.

Без сомне­ния, боль­шин­ство совре­мен­ных роди­те­лей не слишком хорошо знают, что делать, если малень­кий ребенок сер­дится. Когда детский гнев выры­ва­ется наружу либо через действие, либо сло­весно, то ребенка или нака­зы­вают, или раз­дра­женно ругают, или делают и то, и другое. Опять же, так как для ребенка это един­ственно воз­мож­ные способы выра­же­ния своего гнева, такое обра­ще­ние выну­ждает его пода­в­лять свои чувства.

Почему это так губи­тельно? Потому что в конце концов гнев должен найти себе какой-то выход. Если его пода­в­лять слишком долго, то он выльется в «пас­сивно-агрес­сив­ное пове­де­ние». Пас­сивно-агрес­сив­ное пове­де­ние в основе своей нео­со­знанно (ребенок не отдает себе в нем отчета) и напра­в­лено против тех, кто оли­це­тво­ряет для него авто­ри­тет. Ребен­ком движет нео­со­знан­ное желание вывести из рав­но­ве­сия тех, кто имеет над ним власть (в част­но­сти, роди­те­лей и учи­те­лей), для чего он делает прямо проти­во­полож­ное тому, что от него хотят. Как только в пове­де­нии ребенка начи­нают воз­ни­кать пас­сивно-агрес­сив­ные черты, дис­ци­плина пре­вра­ща­ется в кошмар.

Пас­сивно-агрес­сив­ное пове­де­ние, в проти­во­полож­ность откры­тому, чест­ному, прямому и сло­вес­ному выра­же­нию гнева, воз­вра­ща­ется к подавив­шему его кос­венно. Несколько простых при­ме­ров подоб­ного пове­де­ния: оття­ги­ва­ние времени, копание, упрям­ство, наме­рен­ная «нес­по­соб­ность» сделать тре­бу­е­мое и забыв­чи­вость. Под­со­зна­тель­ная цель пас­сивно-агрес­сив­ного пове­де­ния — вывести из рав­но­ве­сия роди­те­лей или других людей, имеющих над ребен­ком власть, и вызвать их гнев.

Пас­сивно-агрес­сив­ные способы выра­же­ния гнева — способы уклон­чи­вые, ковар­ные и раз­ру­ши­тель­ные для лич­но­сти самого ребенка. К несча­стью, так как побу­ди­тель­ные мотивы такого пове­де­ния под­со­зна­тельны, ребенок не отдает себе отчета в том, что его упрям­ство и сопроти­в­ле­ние вызвано жела­нием рас­сер­дить роди­те­лей, чтобы высво­бо­дить запер­тый гнев.

Одно из ранних про­я­в­ле­ний пас­сивно-агрес­сив­ных тен­ден­ций у малень­кого ребенка — это когда он «делает в шта­нишки», хотя уже умеет поль­зо­ваться туа­летом. Очень эффек­тив­ный, но нездо­ро­вый способ выра­же­ния гнева! В боль­шин­стве случаев это имеет место, когда роди­тели запре­щают любое про­я­в­ле­ние гнева, осо­бенно сло­вес­ное. В такой ситу­а­ции мало что можно сделать. Роди­тели сами себя загнали в угол. Чем больше они будут нака­зы­вать ребенка, тем больше он будет пачкать шта­нишки под­со­зна­тельно, — чтобы разо­з­лить роди­те­лей. Ну и дилемма! Можно только пожа­леть и роди­те­лей, и детей в такой ситу­а­ции.

Многие дети школь­ного воз­ра­ста выра­жают свой гнев пас­сивно-агрес­сив­ным спо­со­бом, получая более низкие оценки. Их отно­ше­ние очень хорошо выра­жа­ется пого­вор­кой: «Можно при­ве­сти лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить». Для такого ребенка это звучит так: «Ты можешь заставить меня ходить в школу, но не можешь заставить меня полу­чать хорошие оценки». А у роди­те­лей при этом связаны руки, так как ребенок кон­тро­ли­рует свой гнев и внешне его не про­я­в­ляет.

Важно еще раз под­чер­к­нуть, что пас­сивно-агрес­сив­ный ребенок делает все это нео­со­знанно, он не ставит себе цель рас­сер­дить чело­века, сим­во­ли­зи­ру­ю­щего для него авто­ри­тет. Его поступки явля­ются частью бес­со­зна­тель­ного про­цесса, ребенок не отдает себе отчета в про­ис­хо­дя­щем, он ока­зался загнан­ным в эту ситу­а­цию «кап­ка­ном нака­за­ния».

Пас­сивно-агрес­сив­ное пове­де­ние очень широко рас­про­стра­нено. Почему? Потому что боль­шин­ство людей не пони­мают, что такое гнев, и не знают, как с ним справиться. Им кажется, что в гневе есть что-то неправиль­ное или гре­хов­ное и его следует дис­ци­пли­ной «вытра­в­лять» из ребенка. Это серьез­ное заблу­жде­ние, потому что чувство гнева есте­ственно. На про­тя­же­нии веков гнев испы­ты­вали все чело­ве­че­ские суще­ства, включая Иисуса, Который раз­гне­вался на людей, исполь­зо­вав­ших храм не по назна­че­нию. Если, когда ваш ребенок сер­дится, вы шле­па­ете его, или кричите: «Пре­крати так гово­рить! Я этого не позволю!», или вопите, как делают неко­то­рые: «Зат­кнись, или я тебе вмажу!», то что делать ребенку? Он может сделать только две вещи: не послу­шаться вас и «про­дол­жать так гово­рить» или послу­шаться и «пре­кра­тить так гово­рить». Если он выберет послед­нее и пере­ста­нет выра­жать свой гнев, то гнев будет просто пода­в­лен. Он будет пре­бы­вать в под­со­зна­нии в состо­я­нии нераз­ре­шен­но­сти, под­жи­дая случая, чтобы найти выход позже через неу­мест­ное, неправиль­ное и/или пас­сивно-агрес­сив­ное пове­де­ние.

Есть еще одна ошибка, которую допус­кают роди­тели, пытаясь подавить гнев ребенка, — это неу­мест­ный юмор. Каждый раз, как только ситу­а­ция ста­но­вится напря­жен­ной, осо­бенно если кто-то сер­дится, роди­тели начи­нают шутить и вста­в­лять юмо­ри­сти­че­ские заме­ча­ния, чтобы снять напря­же­ние. Конечно, юмор — большое благо для любой семьи. Но когда к нему посто­янно при­бе­гают, чтобы избе­жать аде­кват­ной реакции на гнев, то дети просто не имеют воз­мож­но­сти нау­читься правильно вести себя в подоб­ной ситу­а­ции.

Пас­сивно-агрес­сив­ное пове­де­ние легко уко­ре­ня­ется, ста­но­вясь при­выч­ной уста­нов­кой. Если пят­на­дцати-шест­на­дца­ти­лет­ний ребенок избе­гает чест­ного, откры­того и в то же время соот­вет­ству­ю­щего обсто­я­тель­ствам выра­же­ния своего гнева, то, веро­ятно, пас­сивно-агрес­сив­ная реакция будет харак­тер­ной для него на про­тя­же­нии всей жизни. Позже это может ска­заться на его отно­ше­ниях с супру­гом, детьми, кол­ле­гами по работе, зна­ко­мыми и дру­зьями. Пас­сивно-агрес­сив­ное пове­де­ние явля­ется также основ­ной силой, спо­соб­ству­ю­щей неу­да­чам в школе, тол­ка­ю­щей моло­дого чело­века на упо­тре­б­ле­ние нар­коти­ков, без­нрав­ствен­ный или ненор­маль­ный секс, побег из дома и само­у­бийство. Какая тра­ге­дия! И боль­шин­ство этих несчаст­ных людей вряд ли отдают себе отчет в своем само­раз­ру­ши­тель­ном пове­де­нии, вызван­ном неу­ме­нием спра­в­ляться с гневом должным образом.

Есть несколько причин, поз­во­ля­ю­щих считать пас­сивно-агрес­сив­ное пове­де­ние губи­тель­ным для лич­но­сти ребенка: 1) оно легко уко­ре­ня­ется, ста­но­вясь устой­чи­вой формой пове­де­ния, при­су­щей чело­веку на про­тя­же­нии всей его жизни; 2) оно может иска­зить лич­ность чело­века и сделать общение с ним довольно затруд­ни­тель­ным; 3) оно ока­зы­вает влияние на все вза­и­мо­от­но­ше­ния чело­века с людьми; 4) это одно из пове­ден­че­ских рас­стройств, наи­бо­лее трудно под­да­ю­щихся лечению и кор­рек­ти­ровке.

Свя­щен­ное Писание при­зы­вает роди­те­лей учить детей, ука­зы­вая им правиль­ный путь. Если мы, вместо того чтобы научить ребенка выра­жать свой гнев должным образом, заста­в­ляем его пода­в­лять свои гневные чувства, то тем самым мы напра­в­ляем его по неправиль­ному пути. Мы должны научить ребенка не пода­в­лять гнев, а «раз­ре­шать» его при­ем­ле­мым спо­со­бом.

Я действи­тельно считаю, что обу­че­ние детей и под­рост­ков умению упра­в­лять своим гневом — самая трудная часть вос­пита­ния. Во-первых, потому что это не про­ис­хо­дит само собой. Как мы обсу­ждали, нашей есте­ствен­ной реак­цией на гнев ребенка обычно бывает еще больший гнев с нашей стороны, который мы обру­ши­ваем на рас­сер­жен­ного ребенка. Во-вторых, научить ребенка правильно реа­ги­ро­вать на гнев трудно, потому что это долгий, уто­ми­тель­ный процесс. Наша цель — к 16—17 годам научить ребенка зрелому отно­ше­нию к гневу. Процесс это рас­тя­нут во времени, потому что успех зависит от зре­ло­сти лич­но­сти. Пас­сивно-агрес­сив­ное пове­де­ние — самая «невзро­с­лая» реакция на гнев. Зрелый человек спо­со­бен выра­зить свой гнев, если это воз­можно, в сло­вес­ной и мягкой форме.

Нельзя ожидать, что ребенок быстро нау­чится этому. Мудрые роди­тели осо­знают, что при правиль­ном вос­пита­нии он будет очень посте­пенно усва­и­вать эти важ­нейшие уроки, пере­ходя от одной стадии раз­ви­тия к другой. Только к 6—7 годам (или даже в более старшем воз­ра­сте) он начнет усва­и­вать кон­крет­ные навыки, которые помогут ему правильно выра­жать свой гнев. До этого времени мы, роди­тели, должны вся­че­ски ста­раться не спро­во­ци­ро­вать в ребенке пас­сивно-агрес­сив­ного пове­де­ния. С воз­ра­с­том, когда ребенок будет в состо­я­нии вос­при­ни­мать наши уроки, мы целе­на­пра­в­ленно начнем при­ви­вать ему навыки «взро­с­лого» пове­де­ния.

В Посла­нии к Ефе­ся­нам (6:4) сказано: «И вы, отцы, не раз­дра­жайте детей ваших, но вос­пи­ты­вайте их в учении и наста­в­ле­нии Гос­под­нем». Заду­майтесь над этим. Будьте осто­рожны, при­бе­гайте к нака­за­нию только как к послед­нему сред­ству и ста­райтесь не обру­ши­вать свой гнев на ребенка. Роди­тели, пожа­луйста, делайте все от вас зави­ся­щее, чтобы быть добрыми к вашему ребенку и в то же время про­я­в­лять оправ­дан­ную твер­дость. Если можно двумя словами опре­де­лить хри­сти­ан­ский подход к вос­пита­нию, то вот эти слова: доброта и твер­дость.

Доброта вклю­чает в себя любов­ную неж­ность, оптимизм, стрем­ле­ние избе­жать всякого поступка, осо­бенно вызван­ного нашим гневом, который может посе­лить в ребенке страх или тревогу.

Твер­дость вклю­чает в себя справед­ли­вые тре­бо­ва­ния и после­до­ва­тель­ность. Она не озна­чает суро­во­сти и непре­клон­но­сти. Про­я­в­ляя твер­дость, необ­хо­димо учи­ты­вать возраст ребенка, его спо­соб­но­сти и уровень зре­ло­сти.

Позднее, когда ваш ребенок станет под­рост­ком, про­чтите книгу «Как любить своего под­ростка»1, там вы найдете даль­нейшие реко­мен­да­ции, пред­на­зна­чен­ные для под­рост­ко­вого воз­ра­ста. В книге рас­ска­зы­ва­ется, как научить вашего ребенка зрелому отно­ше­нию к гневу, по крайней мере к тому времени, как ему испол­нится 16—17 лет. Любые про­я­в­ле­ния пас­сивно-агрес­сив­ного пове­де­ния, сохра­ня­ю­щи­еся у ребенка старше этого воз­ра­ста, могут стать посто­ян­ными и не под­да­ю­щимися кор­рек­ти­ровке.

Да, научить ребенка правильно выра­жать свой гнев трудно, но это одна из самых важных обя­зан­но­стей роди­те­лей в наше время. Как роди­тели, мы должны серьезно под­хо­дить к этому, быть осто­рож­ными и береж­ными, и, прежде чем сделать что-то, нам необ­хо­димо убе­диться в том, что мы владеем ситу­а­цией. Слишком многое поста­в­лено на карту!

1 Кэм­п­белл Р. Как любить своего под­ростка: Пер. с англ. 4-е изд., перераб. СПб.: Мирт, 2004.


Другие материалы из данного источника