Кэмпбелл Р.

Как по-настоящему любить своего ребенка(фрагмент)



Дис­ци­плина: что это такое?

Время от времени я читаю курс лекций для церквей и гра­ждан­ских обществ о воз­мож­но­стях детей и роди­те­лей. Я исполь­зую мате­риал, сходный с тем, что изложен в этой книге. Мы про­во­дим 3—4 часа в беседах о том, как любить ребенка, и только тогда пере­хо­дим к вопросу о дис­ци­плине. И как правило, после 2—3 часов роди­тели под­хо­дят ко мне и говорят: «Нам очень нра­вятся ваши лекции, но когда же мы перейдем к вопро­сам о дис­ци­плине? Именно здесь у нас воз­ни­кают про­блемы, нам необ­хо­дим совет».

Эти несчаст­ные роди­тели обычно не пони­мают: 1) связь между любовью и дис­ци­пли­ной и 2) смысл дис­ци­плины.

Они отде­ляют в своем созна­нии любовь от дис­ци­плины, как будто это две разные ипо­стаси. Неу­ди­ви­тельно, что такие роди­тели в смя­те­нии и им трудно руко­во­дить ребен­ком.

Роди­тели, у которых в голове подоб­ная пута­ница, как правило, считают, что дис­ци­плина озна­чает нака­за­ние.

Я убеждаю таких роди­те­лей, и надеюсь убедить вас, что любовь и дис­ци­плину нельзя рас­сма­т­ри­вать по оди­ночке и что нака­за­ние — лишь малая часть в про­цессе дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния.

Мы должны понять главное: прежде всего необ­хо­димо дать ребенку почув­ство­вать, что его любят, — это пер­вейшая соста­в­ля­ю­щая про­цесса дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния. Конечно, это не все, но это наи­бо­лее важно.

Все, о чем уже упо­ми­на­лось в этой книге, имеет отно­ше­ние к этому про­цессу и должно быть при­ме­нено нами, если мы хотим добиться наи­луч­ших резуль­та­тов. Нет смысла дальше читать эту книгу, если мы еще не при­ме­нили то, о чем уже прочли, и если мы не сумели запол­нить эмо­ци­о­наль­ную емкость нашего ребенка. Если вы не дали воз­мож­но­сти вашему ребенку почув­ство­вать себя любимым, не дали ему в изо­би­лии зри­тель­ного и физи­че­ского кон­такта и без­раз­дель­ного вни­ма­ния подоба­ю­щим образом, пожа­луйста, не читайте дальше, а заново про­читайте пре­ды­ду­щие главы. Резуль­таты разоча­руют вас. При­ме­не­ние техники кон­троля за пове­де­нием при отсут­ствии прочной основы — без­у­слов­ной любви — явля­ется вар­вар­ством и отступ­ле­нием от биб­лейских заветов. Ваш ребенок может быть доста­точно дис­ци­пли­ни­ро­ван­ным, пока он мал, но резуль­таты могут ока­заться печаль­ными в даль­нейшем. Только здо­ро­вые, осно­ван­ные на любви вза­и­мо­от­но­ше­ния могут выдер­жать про­верку вре­ме­нем в ката­клиз­мах жизни.

ЧТО ТАКОЕ ДИС­ЦИ­ПЛИ­НИ­РО­ВА­НИЕ?

Прежде чем про­дви­нуться дальше, нужно дать опре­де­ле­ние про­цессу дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния. Что это такое? В области вос­пита­ния детей это озна­чает обу­че­ние ребенка прави­лам и навыкам, которые поз­во­ляют ему кон­тро­ли­ро­вать самого себя и помо­гают стать актив­ным членом обще­ства. Дис­ци­пли­ни­ро­ва­ние вклю­чает в себя обу­че­ние при любом типе общения: личный пример, под­ра­жа­ние, сло­вес­ное ука­за­ние, пись­мен­ная инструк­ция, устный или пись­мен­ный совет, обу­че­ние, наста­в­ле­ния и игры. Список можно про­дол­жить.

Да, нака­за­ние при­сут­ствует в этом списке, но лишь как один из мно­же­ства спо­со­бов дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния и отно­сится к самым нега­тив­ным и прими­тив­ным фак­то­рам. К сожа­ле­нию, мы должны иногда при­бе­гать к нему, и мы обсудим это позже. Сейчас же необ­хо­димо вновь под­чер­к­нуть, что правиль­ное руко­вод­ство помы­слами и действи­ями ребенка куда как важнее нака­за­ния за невер­ные поступки. Имея четкие опре­де­ле­ния про­цесса дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния, рас­смо­трим его вновь с позиций без­у­слов­ной любви.

Процесс дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния про­хо­дит зна­чи­тельно легче, если ребенок чув­ствует, что его любят. Про­ис­хо­дит это от того, что в ребенке живет потреб­ность ото­ж­де­ст­влять себя с роди­те­лями, но сделать это он может, только если чув­ствует, что его действи­тельно любят и при­ни­мают таким, какой он есть. Тогда и он в свою очередь готов при­знать роди­тель­ское руко­вод­ство без вра­ждеб­но­сти и особых воз­ра­же­ний.

Если ребенок не чув­ствует, что его искренне любят и при­знают, ему чрез­вы­чайно трудно ото­ж­де­ст­влять себя с роди­те­лями и их взгля­дами. Если нет сильной, здо­ро­вой, осно­ван­ной на любви связи ребенка с роди­те­лями, то он реа­ги­рует на роди­тель­ское руко­вод­ство вра­ждебно, воз­му­щенно. Он смотрит на каждый роди­тель­ский совет (или при­ка­за­ние) как на тяжкое бремя, и со вре­ме­нем нау­чится проти­во­сто­ять им. В тяжелых случаях у ребенка выра­ба­ты­ва­ется при­вычка реа­ги­ро­вать на каждую просьбу роди­те­лей с таким воз­му­ще­нием, что ответ­ная реакция на роди­тель­ский (а в конеч­ном счете и на любой) авто­ри­тет прямо проти­во­положна тому, что от него ожидают. Такой тип эмо­ци­о­наль­ного рас­стройства в нашей стране с угро­жа­ю­щей ско­ро­стью рас­про­стра­ня­ется, и дети из хри­сти­ан­ских семей не явля­ются исклю­че­нием.

Я надеюсь, что вы осо­зна­ете, как губи­тельна услов­ная любовь для правиль­ного про­цесса обу­че­ния дис­ци­плине. Чем полнее эмо­ци­о­наль­ная емкость ребенка, тем подат­ли­вее он будет в про­цессе дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния. Чем менее напол­нена эмо­ци­о­наль­ная емкость, тем менее подат­лив ребенок в про­цессе при­у­че­ния его к порядку.

Мы не гово­рили еще об одном важном аспекте про­цесса дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния — это умение вни­ма­тельно (активно) выслу­ши­вать ребенка. Если вы вла­де­ете этим умением, то, пого­во­рив с вами, ребенок будет уверен, что вы поняли все, что он хотел вам сказать. Когда ребенок знает, что вы пони­ма­ете его чувства и желания, он гораздо охотнее под­чи­ня­ется тре­бо­ва­ниям дис­ци­плины, даже если вы не согласны с ним. Ничто не может рас­стро­ить ребенка больше, чем ука­за­ние выпол­нить что-либо, когда он чув­ствует, что роди­тели не пони­мают его позиции. Это не озна­чает пота­ка­ния тре­бо­ва­ниям или при­чу­дам ребенка. Это озна­чает, что вы игно­ри­ру­ете его мысли и чувства, поль­зу­ясь своей властью. Если вы не верите, что это так, то вы не счита­ете своего ребенка зна­чи­тель­ной и незави­си­мой лич­но­стью.

Поду­майте об этом. Когда ваш ребенок видит, что вы приняли во вни­ма­ние его позицию и чувства, то его недо­воль­ство и воз­му­ще­ние, которое может впо­след­ствии аукнуться вам не раз, смяг­ча­ется. Разве не так же посту­пает с нами наш Все­вы­ш­ний Отец? Христос сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий про­ся­щий полу­чает, и ищущий находит, и сту­ча­щему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попро­сит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попро­сит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небес­ный даст блага про­ся­щим у Него» (Мф. 7:7—11).

Для того чтобы вни­ма­тельно выслу­ши­вать ребенка, необ­хо­димо, как минимум, смо­треть ему в глаза, исполь­зо­вать физи­че­ский контакт и без­раз­дель­ное вни­ма­ние, если, конечно, это воз­можно и уместно.

Если вы дадите знать ребенку, что поняли его (даже если вы не согласны с ним), это зна­чи­тельно уве­ли­чит вза­и­мо­по­ни­ма­ние. Пов­то­рить ребенку выска­зан­ные им самим мысли и чувства — хороший способ убедить его в том, что вы его пони­ма­ете. К тому же мысли и чувства ребенка могут про­из­ве­сти пере­мены в ваших соб­ствен­ных понятиях и поступ­ках.

Я вспо­ми­наю случай с моей шест­на­дца­ти­лет­ней дочерью. (Это не трудно вспо­мнить, потому что было совсем недавно.) Мы раз­ре­шили ей пойти на сорев­но­ва­ния по борьбе, про­хо­див­шие в ее школе, вместе с тремя другими детьми. Ей сказано было вер­нуться домой сразу после матча. Матч должен был закон­читься около 10 часов. В 11 часов я забес­по­ко­ился, в 11 часов 15 минут я позво­нил роди­те­лям одного из маль­чи­ков. Они сказали, что вся ком­па­ния заехала к ним, чтобы попро­сить машину с зимними шинами (погода сильно испор­ти­лась), и роди­тели пред­ло­жили им пере­ку­сить. В резуль­тате, они выехали от них лишь в 11 часов 10 минут. Моя дочь при­е­хала домой лишь в 11 часов 40 минут. Я был очень рас­сер­жен и отправил ее в постель после того, как про­читал лекцию о безот­вет­ствен­но­сти и запретил всякие раз­вле­че­ния на неделю. Она была шоки­ро­вана. Почему я так повел себя и даже не захотел выслу­шать ее? Потому что я больше думал о самом себе, чем о ситу­а­ции в целом. Я неважно себя чув­ство­вал в тот день и хотел лечь спать пораньше, так как назав­тра мне пред­стоял очень напря­жен­ный день. Кроме того, дочь вер­ну­лась позже, чем я ожидал, и она не позво­нила, чтобы пре­ду­пре­дить нас. Я счел, что моя дочь про­я­вила недо­пу­сти­мую бес­печ­ность.

У меня, к счастью, мудрая дочь. Она подо­ждала до сле­ду­ю­щего дня, когда ко мне вер­ну­лись само­о­бла­да­ние и при­вет­ли­вость, и лишь после этого изло­жила факты. Она знала, что я выслу­шаю ее вни­ма­тель­нее, если не буду рас­сер­жен. Как ока­за­лось, дети поехали домой по длинной, но безо­пас­ной дороге, где было не так сколь­зко. Она гово­рила истин­ную правду, все про­ве­рено. В чем она и про­я­вила бес­печ­ность, так это в том, что не позво­нила домой. Изви­нив­шись перед ней за свою бурную реакцию, я убавил ей нака­за­ние, чтобы оно соот­вет­ство­вало ее про­ступку.

Отсюда мы можем извлечь два урока. Первый — нас­колько важно вни­ма­тельно выслу­шать ребенка, когда он хочет вам что-то сооб­щить. Я мог бы избе­жать рас­стройства, а дочь — обиды (а воз­можно, и воз­му­ще­ния), если бы я выслу­шал ее прежде, чем действо­вать.

Другой урок пока­зы­вает, как важно кон­тро­ли­ро­вать свои эмоции в таких случаях. Я твердо уверен в том, что главный враг роди­те­лей в вос­пита­нии детей — это бес­кон­троль­ный взрыв эмоций, осо­бенно гнева. Как в опи­сан­ном случае, это может стать при­чи­ной слов и действий, о которых позже мы сожа­леем. Слишком сильный, неве­ро­ятно сильный гнев, осо­бенно вышедший из-под кон­троля, вначале пугает ребенка. Может даже пока­заться, что ребенок исправился, но это нена­долго. По мере взро­с­ле­ния ребенка про­я­в­ле­ние роди­те­лями излиш­него гнева — взрыва эмоций — будет капля за каплей умень­шать ува­же­ние к ним и одно­вре­менно взра­щи­вать в ребенке злобу и обиду. Согла­си­тесь, ведь наши бес­кон­троль­ные эмоции вызы­вают неу­ва­же­ние со стороны любого чело­века, почему же мы должны ожидать от наших близких или детей иного?

Вы знаете не хуже, чем я, что иногда мы теряем хлад­но­кро­вие. Следует усвоить одну вещь: если уж так слу­чи­лось, не надо бояться изви­ниться после того, как вы успо­ко­и­лись. Весьма воз­можно, что этим вы пре­вра­тите плохое действие в хорошее. Каким при­ят­ным может стать общение, когда члены семьи доросли до того, чтобы изви­няться, если они не правы! Потеря кон­троля над собой (бурная реакция) — как раз и есть такой случай. Хотите верьте, хотите нет, моменты бли­зо­сти и теплоты, которые обычно следуют за этим, отно­сятся к числу тех особых вос­по­ми­на­ний, которые ребенок и роди­тели никогда не забудут. Они пои­с­тине бес­ценны.

Взрывы эмоций семья может выно­сить лишь до опре­де­лен­ного предела, осо­бенно если за ними не следуют изви­не­ния. Сле­до­ва­тельно, их надо свести к мини­муму. Как же этого достичь?

КОН­ТРО­ЛИ­РУЙТЕ СВОЙ ГНЕВ

Необ­хо­димо помнить, что при опре­де­лен­ных усло­виях кон­тро­ли­ро­вать гнев очень трудно. Это бывает: 1) когда у чело­века депрес­сия; 2) когда человек напуган; 3) когда человек нездо­ров; 4) когда он истощен морально или физи­че­ски; 5) когда духов­ная жизнь чело­века не в порядке.

По каждой из этих проблем можно было бы напи­сать книгу. Но мы огра­ни­чимся лишь напо­ми­на­нием роди­те­лям о необ­хо­ди­мо­сти следить за своим здо­ро­вьем: пси­хи­че­ским, физи­че­ским, эмо­ци­о­наль­ным и духов­ным. Нездо­ро­вье в любой форме может ослож­нить вза­и­мо­от­но­ше­ния ребенка и роди­те­лей, супру­же­ские отно­ше­ния, фак­ти­че­ски, любые отно­ше­ния и в первую очередь тем, что мы теряем спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать свой гнев. Давайте держать себя в форме. Бес­кон­троль­ный гнев наносит ущерб про­цессу дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния.

ДИС­ЦИ­ПЛИНА И НАКА­ЗА­НИЕ

Я надеюсь, вы теперь пони­ма­ете, как много мы должны сделать, прежде чем ожидать поло­жи­тель­ных резуль­та­тов в про­цессе обу­че­ния ребенка дис­ци­плине. Хва­таться за ремень как за про­стейший инстру­мент кон­троля за пове­де­нием ребенка может каждый. Для этого не надо ни чут­ко­сти, ни рас­су­ди­тель­но­сти, ни пони­ма­ния, ни таланта. Пола­гаться на телес­ное нака­за­ние как на основ­ной метод в решении вопро­сов дис­ци­плины — значит допу­стить опасную ошибку: при­рав­нять дис­ци­плину к нака­за­нию. Процесс дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния — это обу­че­ние ребенка с целью направить его на путь истин­ный. Нака­за­ние — лишь часть этого про­цесса, и чем меньше она, тем лучше. Пожа­луйста, запо­мните это утвер­жде­ние: чем лучше дис­ци­пли­ни­ро­ван ребенок, тем меньше потре­бу­ется нака­за­ний.

Реакция ребенка на тре­бо­ва­ния дис­ци­плины зависит в первую очередь от того, нас­колько он чув­ствует себя любимым и понятым. Поэтому наша главная задача — дать ему это почув­ство­вать и пока­зать, что мы всегда на его стороне.

Есть несколько причин, по которым многие роди­тели попа­да­ются в западню нака­за­ний и ими овла­де­вает идея, будто это их главный аргу­мент в про­цессе дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния.

Одна из причин заклю­ча­ется в том, что очень многие книги, статьи, семи­нары, инсти­туты, ради­о­про­граммы, про­по­веди и газеты оправ­ды­вают физи­че­ское нака­за­ние, замал­чи­вая другие потреб­но­сти ребенка, осо­бенно потреб­ность в любви. Не многие защи­щают ребенка и его права, напо­ми­ная о истин­ных потреб­но­стях. И слишком многие дог­ма­ти­че­ски при­зы­вают нака­зы­вать детей, называя это дис­ци­пли­ной и реко­мен­дуя гру­бейшую форму обра­ще­ния с чело­ве­ком. Самое оше­лом­ля­ю­щее в этом то, что многие из подоб­ных «адво­ка­тов» назы­вают свой подход биб­лейским! Они при­во­дят три стиха из Книги Притчей Соло­мо­но­вых для полного оправ­да­ния изби­е­ния детей (13:24; 23:13,14; 29:15). Они не считают нужным упо­мя­нуть сотни стихов из Библии, в которых гово­рится о любви, участии, чут­ко­сти, пони­ма­нии, про­ще­нии, заботе, руко­вод­стве, доброте и неж­но­сти, как будто ребенок не имеет права на все эти выра­же­ния любви.

Защит­ники телес­ных нака­за­ний, похоже, забыли, что жезл пастуха, который упо­ми­на­ется в Библии, исполь­зо­вался почти исклю­чи­тельно для упра­в­ле­ния овцами, а не для изби­е­ния их. Пастухи спо­койно упра­в­ля­лись с овцами, осо­бенно с ягня­тами, просто пре­гра­ждая им дорогу жезлом, если они не шли в нужном напра­в­ле­нии, и тихонько под­тал­ки­вая их. Если же жезл считать в основ­ном орудием изби­е­ния, то как пони­мать Пс. 22:4: «Твой жезл и Твой посох — они успо­ко­и­вают меня»?

Я не замечал, чтобы кто-нибудь из «адво­ка­тов» согла­шался с тем, что нака­за­ние иногда может при­не­сти вред. Очень многие роди­тели от чтения таких книг пришли к убе­жде­нию, что физи­че­ские нака­за­ния — пер­вейший или даже един­ствен­ный способ общения с ребен­ком.

РЕЗУЛЬ­ТАТЫ ТАКОГО ПОДХОДА

Я видел резуль­таты такого подхода. Дети, без­воль­ные, послуш­ные, очень спо­койные, зам­кну­тые и легко упра­в­ля­е­мые в детстве, которым не хватало сильной, здо­ро­вой любви и при­вя­зан­но­сти роди­те­лей, посте­пенно ста­но­ви­лись дерз­кими, обид­чи­выми, труд­но­кон­тро­ли­ру­е­мыми, эго­и­стич­ными, неот­зыв­чи­выми, непро­ща­ю­щими, лишен­ными состра­да­ния, недо­брыми, не при­зна­ю­щими авто­ри­тетов под­рост­ками.

Я думаю, здесь весьма полез­ной ока­жется Библия. Апостол Павел наста­в­лял: «И вы, отцы, не раз­дра­жайте детей ваших, но вос­пи­ты­вайте их в учении и наста­в­ле­нии Гос­под­нем» (Еф. 6:4). Что же про­и­зо­шло с только что опи­сан­ными детьми? Да, их спро­во­ци­ро­вали на озло­б­ле­ние грубыми, меха­ни­че­скими дис­ци­пли­нар­ными мерами (пре­и­му­ще­ственно кара­тель­ными), не осно­ван­ными на без­у­слов­ной любви. Мне нравится пере­сказ этого отрывка в «Живой Библии»: «А теперь обра­ща­юсь к вам, роди­тели. Хватит отчи­ты­вать детей и ворчать на них, делая их сер­ди­тыми и обид­чи­выми. Лучше вос­пи­ты­вайте их и при­у­чайте к дис­ци­плине, как учит наш Господь, по Его совету и наста­в­ле­нию».

Заме­чали ли вы эту обман­чи­вую черту у ребенка, кото­рого при­у­чили к дис­ци­плине в основ­ном нака­за­нием? Да, им легко упра­в­лять. Это другая причина, по которой роди­тели попа­да­ются в эту ловушку. Когда ребенок мал, его пове­де­ние легко кон­тро­ли­ро­вать одним лишь физи­че­ским нака­за­нием. Правда, если считать «хорошим» пове­де­нием полное под­чи­не­ние, отсут­ствие само­сто­я­тель­но­сти, недо­ста­ток уве­рен­но­сти в себе и послу­ша­ние.

Вы, воз­можно, уди­ви­тесь, но я видел много малень­ких детей, которых часто нака­зы­вали, осо­бенно физи­че­ски, и которые были тем не менее неу­пра­в­ля­е­мыми даже в раннем воз­ра­сте. Этих несчаст­ных детей жестоко пороли, но нака­за­ние не про­из­во­дило жела­е­мого эффекта, и дети подчас даже не плакали. Конечно, прежде чем прийти ко мне, многие роди­тели испро­бо­вали все советы, которые им давали: от попыток усилить нака­за­ние (напри­мер, больше щипать) до зада­бри­ва­ния кон­фетами, или отдавая детей в особые интер­наты с суровой дис­ци­пли­ной. В каждом из этих случаев одной из главных проблем было отсут­ствие осно­ван­ной на любви при­вя­зан­но­сти роди­те­лей к ребенку и ребенка — к роди­те­лям. Такие дети просто не ощущают, что их искренне любят и пони­мают. В раннем воз­ра­сте из-за недо­статка без­у­слов­ной любви обид­чи­вость и дер­зо­сть могут раз­виться до таких раз­ме­ров, что даже телес­ное нака­за­ние не сможет совсем подавить этих про­я­в­ле­ний.

ВПРЯ­ГАЙТЕ ЛОШАДЬ ВПЕРЕДИ ПОВОЗКИ

Первое должно быть первым, дорогие роди­тели. Про­я­вите без­у­слов­ную любовь и лишь потом бери­тесь за дис­ци­плину. Соблю­дая порядок сле­до­ва­ния, вы соз­да­ете пози­тив­ные связи между роди­те­лями и детьми и сводите нега­тив­ные вза­и­мо­действия, такие, как телес­ные нака­за­ния, к мини­муму. Заметьте, я не сказал, что без­у­слов­ная любовь отри­цает физи­че­ское нака­за­ние. Как бы я хотел, чтобы это было так! Но чем больше искрен­няя и без­у­слов­ная любовь роди­те­лей к детям, тем более пози­тивны их отно­ше­ния и необ­хо­ди­мость нака­за­ния мини­мальна. К сожа­ле­нию, нака­за­ние иногда тре­бу­ется, и мы обра­тимся к этому вопросу в даль­нейшем.

Резю­ми­руя, скажу: для того чтобы ребенок охотно под­чи­нялся тре­бо­ва­ниям дис­ци­плины (обу­че­ния), мы, роди­тели, должны дать ему все необ­хо­ди­мое. Ребенок может хорошо обу­чаться, если он счаст­лив, чув­ствует себя спо­койно, удо­вле­тво­ренно, уве­ренно, надежно и видит, что его пони­мают. Ожидать, что ребенок станет дис­ци­пли­ни­ро­ван­ным, не получив от вас того, что ему тре­бу­ется, — доста­точно жестоко. А вдоба­вок еще и бить его за то, что он не оправ­дал ваших ожи­да­ний! Мы лучше обра­ща­емся со своими домаш­ними живот­ными.

Поз­вольте мне про­ил­лю­стри­ро­вать ска­зан­ное. Не в меру агрес­сив­ный тренер школь­ной фут­боль­ной команды однажды при­гро­зил моей три­на­дца­ти­лет­ней дочери, что побьет ее палкой за хожде­ние во время зав­трака в школь­ной столо­вой. Я позво­нил в школу офи­ци­аль­ному лицу и спросил его, действи­тельно ли школь­ная система раз­ре­шает бить детей (осо­бенно девочек-под­рост­ков учи­те­лями-муж­чи­нами со всеми сек­су­аль­ными послед­стви­ями, выте­ка­ю­щими отсюда). Он ответил: «Да». Когда я спросил его, бьет ли он свою собаку, он ответил: «Нет». Инте­ресно, почему наши дети ста­но­вятся неу­ва­жи­тель­ными и все меньше при­знают авто­ри­теты? Вы можете дога­даться — почему?

ЛОВУШКА ФИЗИ­ЧЕ­СКОГО НАКА­ЗА­НИЯ

Одно из важных сооб­ра­же­ний, почему при­ме­не­ние физи­че­ского нака­за­ния в каче­стве основ­ного метода кон­троля за пове­де­нием опасно, заклю­ча­ется в том, что это сильно снижает чувство вины. Физи­че­ское нака­за­ние обес­че­ло­ве­чи­вает и унижает ребенка. В резуль­тате ребенок может остро почув­ство­вать, что побои — сами по себе доста­точ­ное нака­за­ние. Если телес­ное нака­за­ние при­ме­ня­ется весьма часто, то у ребенка при­туп­ля­ется чувство вины, которое так необ­хо­димо для раз­ви­тия само­со­зна­ния. В отсут­ствие без­у­слов­ной любви ребенок не сможет пройти многие фазы раз­ви­тия, осо­бенно такую, как соли­дар­ность с роди­те­лями, что впо­след­ствии отри­ца­тельно ска­жется на фор­ми­ро­ва­нии здо­ро­вой психики и правиль­ной само­о­ценки.

Многие забы­вают о важном пози­тив­ном факторе чувства вины и рас­сма­т­ри­вают его как неже­ла­тель­ное чувство. Когда это чувство слишком развито, оно угнетает чело­века, но в разум­ной степени оно жиз­ненно необ­хо­димо для фор­ми­ро­ва­ния и под­дер­жа­ния созна­тель­но­сти на должном уровне. Созна­тель­ность удер­жи­вает пове­де­ние ребенка в допу­сти­мых пре­де­лах гораздо лучше, чем кон­троль с помощью страха. Как вы думаете, что поз­во­ляет сдер­жан­ному, счаст­ли­вому под­ростку кон­тро­ли­ро­вать свое пове­де­ние? Его созна­тель­ность. Если вы хотите поме­шать раз­ви­тию у своего ребенка чувства созна­тель­но­сти, которое поможет ему кон­тро­ли­ро­вать самого себя, тогда стройте свои вза­и­мо­от­но­ше­ния на кара­тель­ной основе. Кон­тро­ли­руйте его пове­де­ние главным образом поркой и бранью.

Другое тра­ги­че­ское послед­ствие телес­ного нака­за­ния — так назы­ва­е­мое ото­ж­де­ст­в­ле­ние с агрес­со­ром. Это также меха­низм изба­в­ле­ния от чувства вины. Ребенок ото­ж­де­ст­в­ляет себя (встает на одну сторону) с нака­зы­ва­ю­щим роди­те­лем, в конце концов он начи­нает думать, что агрес­сив­ные и кара­тель­ные действия правильны. Затем ребенок выра­с­тает, заводит детей и обра­ща­ется с ними так же, как обра­щались с ним его роди­тели. Это под­твер­ждает тот факт, что жесто­кие роди­тели сами терпели в детстве жесто­кое обра­ще­ние со стороны своих роди­те­лей. Исполь­зо­ва­ние телес­ного нака­за­ния (или угроз рас­правы) как глав­ного метода при вос­пита­нии детей пере­да­ется из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Это доста­точно плохо само по себе. Учи­ты­вая угро­жа­ю­щий рост про­па­ганды насилия во всех сферах мас­со­вой инфор­ма­ции, осо­бенно на теле­ви­де­нии, стоит ли уди­в­ляться, что жесто­кое обра­ще­ние с детьми и другие формы насилия стали наци­о­наль­ным позором? До тех пор пока мы, роди­тели, не начнем про­воз­гла­шать неотъем­ле­мые права ребенка на без­у­слов­ную любовь и вос­пита­ние, осно­ван­ное на любви, ситу­а­ция будет только ухудшаться. Мы, роди­тели, должны проти­во­сто­ять пси­холо­ги­че­скому дав­ле­нию со стороны воин­ству­ю­щих кри­ти­ков, наста­и­ва­ю­щих на том, что физи­че­ское нака­за­ние — это основ­ной способ обра­ще­ния с ребен­ком (при этом сме­ши­ва­ются понятия нака­за­ния и дис­ци­плины). Отдаете ли вы себе отчет, что часть этих кри­ти­ков сама не имеет детей? До тех пор пока мы не дадим ребенку то, в чем он отча­янно нужда­ется, он (и мы) будет стра­дать.

Я при­зы­ваю вас, дорогие роди­тели, взгля­нуть на ста­ти­сти­че­ские данные, каса­ю­щи­еся совре­мен­ных детей и под­рост­ков, — по ака­деми­че­ской учебе, по инте­ре­сам, по моти­ва­циям, по нар­ко­ма­нии, по пре­ступ­ле­ниям и т. д. Ситу­а­ция ужасна! Я наста­и­ваю, что главная причина состоит в том, что дети не чув­ствуют искрен­ней любви, пони­ма­ния и заботы. А роди­тели пре­бы­вают в рас­те­рян­но­сти. Оглу­ша­ю­щий рев разных побор­ни­ков дис­ци­плины (в действи­тель­но­сти ори­ен­ти­ро­ван­ных на нака­за­ние) и дог­ма­ти­че­ские призывы защит­ни­ков туман­ных про­грамм, которым трудно сле­до­вать, сбивают с толку.

Исполь­зо­ва­ние готовых про­грамм, бази­ру­ю­щихся на кор­рек­ти­ровке пове­де­ния, где данный метод счита­ется основ­ным в общении с ребен­ком, — также ошибка. Равно как и нака­за­ние, такие про­граммы могут быть лишь частью про­цесса вос­пита­ния. Неко­то­рые из про­грамм доста­точно хороши, но обычно пред­ла­га­е­мые здесь методы исполь­зу­ются вместо без­у­слов­ной любви и любя­щего вос­пита­ния (обу­че­ния). В этом и состоит ошибка. Эти про­граммы могли бы при­не­сти огромную пользу в опре­де­лен­ных ситу­а­циях (о которых мы пого­во­рим позже), но при этом мы, роди­тели, прежде чем при­ме­нять нака­за­ние или другой пред­ло­жен­ный прием, должны убе­диться, что эмо­ци­о­наль­ная емкость ребенка напол­нена. В боль­шин­стве случаев, если ребенок полу­чает необ­хо­ди­мую ему меру без­у­слов­ной любви и любя­щего вос­пита­ния, роди­те­лям редко при­хо­дится при­бе­гать к нака­за­ниям или про­грам­мам. Да, нака­за­ние и неко­то­рые другие приемы иногда необ­хо­димы, весьма полезны, а часто и хороши, но давайте посмо­трим правде в глаза, они не явля­ются наи­луч­шими, и ничто не может заме­нить подоба­ю­щую любовь и руко­вод­ство.

Мы мечтаем о добрых и любящих отно­ше­ниях с нашими детьми и в то же время хотим, чтобы у ребенка раз­ви­ва­лось чувство само­кон­троля, чтобы он вел себя должным образом (нас­колько это воз­можно в его воз­ра­сте, на его уровне раз­ви­тия и т. д.). Для того чтобы сов­ме­стить эти две бес­цен­ные позиции, роди­тели должны обес­пе­чить детям две вещи: во-первых, пока­зать им свою без­у­слов­ную любовь и сделать это подоба­ю­щим образом; во-вторых, при­ме­нить «любящее вос­пита­ние» — обу­че­ние наи­бо­лее пози­тив­ным спо­со­бом. Исполь­зуйте все воз­мож­ные пози­тив­ные сред­ства, не уни­жайте ребенка, не зада­вайте вопросы, заде­ва­ю­щие его само­лю­бие. Пози­тив­ное руко­вод­ство на пути к хоро­шему пове­де­нию гораздо важнее нега­тив­ного воз­действия (нака­за­ния) за плохое пове­де­ние.

Но, незави­симо от того, как мы спра­в­ля­емся со своей роди­тель­ской миссией, ребенок время от времени будет вести себя плохо. Нет совер­шен­ных роди­те­лей и нет иде­аль­ных детей.

Итак, как же нам спра­в­ляться с плохим пове­де­нием?

с. 96—108

Дис­ци­плина: просьбы, при­ка­за­ния, поощре­ния и нака­за­ния

То, что мы рас­сма­т­ри­вали до сих пор, несо­мненно, имеет наи­бо­лее важное и реша­ю­щее зна­че­ние в вос­пита­нии детей. Если опи­сан­ные прин­ципы правильно при­ме­нять, боль­шин­ство проблем в вос­пита­нии детей можно избе­жать вообще или смяг­чить их воз­действие. Удо­вле­тво­ре­ние эмо­ци­о­наль­ных потреб­но­стей ребенка — дис­ци­пли­ни­ро­ва­ние на основе любви — поз­во­лит уста­но­вить между ним и роди­те­лями здо­ро­вую, сильную и нежную при­вя­зан­ность. Когда у роди­те­лей поя­в­ля­ются труд­но­сти с ребен­ком, они должны заново про­а­нали­зи­ро­вать ситу­а­цию, выяс­нить, в чем он нужда­ется, и удо­вле­тво­рить эти потреб­но­сти прежде, чем что-нибудь пред­при­нять.

Я пере­хожу к изло­же­нию очень непро­стого мате­ри­ала и с нелег­ким сердцем решаюсь опу­б­ли­ко­вать его. Почему? Потому что многие роди­тели читают книги, подоб­ные этой, только для того, чтобы извлечь инфор­ма­цию, которая им нужна для оправ­да­ния уже сло­жив­шихся у них пред­ста­в­ле­ний о прин­ци­пах вос­пита­ния. Я боюсь, что роди­тели исполь­зуют на прак­тике лишь одну эту главу и совер­шенно упустят тот факт, что к нака­за­нию надо при­бе­гать только в крайних случаях.

Я надеюсь, что вы не отно­си­тесь к таким роди­те­лям, что вы сначала примете к све­де­нию и при­ме­ните на прак­тике инфор­ма­цию первых десяти глав и только потом вос­поль­зу­етесь советами этой главы. Пожа­луйста, любите своего ребенка без всяких условий и обес­печьте его с пре­из­быт­ком зри­тель­ным и физи­че­ским кон­так­тами, а также уделите ему без­раз­дель­ное вни­ма­ние. Пожа­луйста, поста­райтесь, чтобы ваша любовь не была соб­ствен­ни­че­ской, амби­ци­оз­ной и не пред­по­ла­гала пере­мену ролями. Пожа­луйста, дис­ци­пли­ни­руйте (обу­чайте) вашего ребенка пози­тив­ными мето­дами, такими, как руко­вод­ство, пример, образец, инструк­ции. Когда ваш ребенок ведет себя плохо, спро­сите самих себя, не нужда­ется ли он в зри­тель­ном или физи­че­ском кон­такте, без­раз­дель­ном вни­ма­нии, отдыхе или еде, и удо­вле­тво­рите вначале эти потреб­но­сти. Когда ребенок чув­ствует свою вину, угры­зе­ния совести и искренне рас­ка­и­ва­ется, пожа­луйста, про­стите его и дайте ему понять, что он прощен.

Дорогие роди­тели, если вы ста­ра­етесь выпол­нять все, о чем я писал, если ваши супру­же­ские отно­ше­ния нахо­дятся на должном уровне, то вос­пита­ние вашего ребенка будет про­хо­дить без особых экс­цес­сов. Ваш ребенок будет счаст­ли­вым, отзыв­чи­вым, будет хорошо себя вести, делать то, что вы его попро­сите (в соот­вет­ствии с его воз­ра­с­том и уровнем раз­ви­тия). Я не говорю, что все должно идти иде­ально, но вы будете удо­вле­тво­рены своим ребен­ком, своими отно­ше­ни­ями с ним и тем, как он раз­ви­ва­ется.

Все это я сейчас говорю для того, чтобы вы поняли, что нака­за­ние само по себе может при­не­сти только нега­тив­ные резуль­таты. Наде­яться на что-либо иное — тра­ги­че­ская ошибка! Нака­за­ние, не осно­ван­ное на без­у­слов­ной любви, и нега­тив­ные методы вос­пита­ния могут лишь окон­ча­тельно испор­тить отно­ше­ния между роди­те­лями и детьми. К сожа­ле­нию, именно такой подход к вос­пита­нию типичен в наше время. В этом одна из причин, по которой у совре­мен­ных детей воз­ни­кают бес­пре­це­ден­т­ные ослож­не­ния прак­тики во всех обла­стях, начиная с учебы и кончая личными про­бле­мами.

ПРОСЬБЫ

Хоро­шего пове­де­ния от ребенка в первую очередь доби­ва­ются прось­бами. Наи­бо­лее важно, чтобы просьбы исподволь при­ви­вали ребенку чувство личной ответ­ствен­но­сти. Посте­пенно ребенок начнет осо­зна­вать, что хорошее пове­де­ние — его обя­зан­ность, такая же, как и обя­зан­ность роди­те­лей — следить за тем, чтобы ребенок выпол­нял их просьбы. Ребенок инту­и­тивно чув­ствует, что у него есть выбор. Когда роди­тели просят его хорошо вести себя, он видит, что роди­тели пола­га­ются на его спо­соб­ность думать, само­сто­я­тельно при­ни­мать решения, кон­тро­ли­ро­вать свое пове­де­ние, и тем самым он учится при­ни­мать на себя ответ­ствен­ность. Если, исполь­зуя любую воз­мож­ность, вместо приказа, огра­ни­чи­ваться прось­бой, ребенок будет считать роди­те­лей своими союз­ни­ками, которые помо­гают ему справиться с соб­ствен­ным пове­де­нием. А это так важно!

Если же роди­тели пред­по­читают исполь­зо­вать при­ка­за­ния, желая добиться хоро­шего пове­де­ния, то ребенок может стать послуш­ным и вести себя хорошо, но посту­пать подоб­ным образом он будет потому, что так сказали папа и мама, а не потому, что хорошее пове­де­ние — это благо для него самого. Он не будет видеть в своих роди­те­лях союз­ни­ков, которые ста­ра­ются ради его инте­ре­сов. Ребенок в таком случае считает, что роди­тели просят его о хорошем пове­де­нии ради сохра­не­ния порядка, спо­койствия, соци­аль­ных условий и, в конеч­ном итоге, — ради своих соб­ствен­ных инте­ре­сов.

Очень важно понять, что просьбы — это самый эффек­тив­ный способ давать наста­в­ле­ния. Это не делает нас более снис­хо­ди­тель­ными или менее тре­бо­ва­тель­ными. Исполь­зуя такую форму общения, мы просто более вдум­чи­вым, при­ят­ным и, если можно так сказать, дели­кат­ным спо­со­бом делаем наста­в­ле­ния ребенку. Это осо­бенно уместно, когда вы хотите, чтобы ребенок получил удо­воль­ствие от выпол­не­ния того или иного задания.

Напри­мер, однажды, при­ни­мая ванну, я заметил, что в ванной комнате нет поло­те­нец. В это время мой пяти­лет­ний сын про­хо­дил мимо, я вос­поль­зо­вался случаем и попро­сил: «Дейл, не мог бы ты спу­ститься вниз и при­не­сти папе поло­тенце, если тебе не трудно?» Дейл был счаст­лив это сделать, и не успел я огля­нуться, как он уже при­мчался назад с поло­тен­цем.

Другой пример. Учи­тель­ница вос­крес­ной школы, которую посещал мой девяти­лет­ний сын, не спра­в­ля­лась с пове­де­нием маль­чи­ков. У меня был выбор: или, проявив свой авто­ри­тет, потре­бо­вать от Дейвида хоро­шего пове­де­ния, или попро­бо­вать пре­о­до­леть про­блему вместе с ним: про­яс­нить раз­но­гла­сия и затем попро­сить его содействия. Я выбрал послед­нее, пого­во­рил с Дейви­дом по душам и закон­чил раз­го­вор так: «Мне бы хоте­лось, чтобы ты был вни­ма­те­лен к учи­тель­нице, при­ни­мал участие в дис­кус­сиях и узнавал как можно больше на занятиях. Ты можешь это сделать, Дейвид?» Пока все идет хорошо.

ПРЯМОЕ УКА­ЗА­НИЕ

Однако надо при­знаться, что иногда одних просьб бывает недо­ста­точно. Тогда роди­тели должны про­я­вить больше власти и дать прямые ука­за­ния не только в форме просьбы, но и в форме тре­бо­ва­ний (при­ка­за­ний). Обычно это слу­ча­ется, если ребенок не выпол­нил просьбу. Но прежде чем пред­при­нять даль­нейшие действия, роди­тели должны убе­диться, что их просьба уместна, что ребенок в состо­я­нии ее выпол­нить, учи­ты­вая его возраст, воз­мож­но­сти и раз­ви­тие. Наи­бо­лее частой ошибкой со стороны роди­те­лей явля­ется неу­ме­ние правильно опре­де­лять допу­сти­мые пределы воз­мож­но­стей ребенка, клас­си­че­ский пример: обра­ще­ние к четы­рех­лет­нему ребенку с прось­бой подо­брать свои вещи. Если ему нужно поднять более двух-трех вещей — просьба бес­смы­сленна. Роди­тели должны сделать это вместе с ребен­ком. Часто роди­тели с высоты своего поло­же­ния оши­бочно пола­гают, что такая задача ему по силам, сер­дятся, когда ребенок отка­зы­ва­ется выпол­нить ее или у него не полу­ча­ется, и нака­зы­вают его, вместо того чтобы помочь.

Почаще обра­щайтесь к ребенку с прось­бами, и вы извле­чете большую пользу из этого — нау­чи­тесь опре­де­лять реаль­ные воз­мож­но­сти ребенка и избежите многих непри­ят­ных момен­тов в общении с ним.

Вы знаете вашего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если прежде много раз ваш ребенок охотно выпол­нял задание, когда его просили, но в каком-то кон­крет­ном случае вне­за­пно отка­зался, то ваш гнев и нака­за­ние при­не­сут только вред. Ведь совер­шенно оче­видно, что если ребенок прежде не испы­ты­вал затруд­не­ний с подоб­ной прось­бой, то сейчас с ним что-то не ладно. Вас это не инте­ре­сует? Я бы, несо­мненно, поин­те­ре­со­вался. И при­ло­жил бы все силы, чтобы найти причину, потому что она может быть чрез­вы­чайно важной. Я, несо­мненно, пред­по­чел бы поза­ботиться сначала о воз­ник­шей про­блеме, а затем увидеть, как ребенок охотно при­сту­пит к выпол­не­нию задачи, нежели заставить его выпол­нить мое тре­бо­ва­ние, не разо­брав­шись в ситу­а­ции. Если причина в изме­не­нии пове­де­ния моего сына весьма серьезна, то я един­ствен­ный человек, кото­рого следует нака­зать за при­ну­жде­ние ребенка к выпол­не­нию нео­б­о­с­но­ван­ного тре­бо­ва­ния.

Как отец, я несу ответ­ствен­ность за то, чтобы мой ребенок вел себя подоба­ю­щим образом, но я также в ответе за полное бла­го­по­лу­чие своего ребенка. Я должен следить, не зло­у­по­тре­б­ляю ли я своей властью и авто­ри­тетом, чтобы не трав­ми­ро­вать этим ребенка. Его будущее счастье и бла­го­по­лу­чие зависят от того, как я поль­зу­юсь своим роди­тель­ским авто­ри­тетом.

В этом месте я бы хотел дать вам чрез­вы­чайно важный совет и сделать пре­до­сте­ре­же­ние. Чем больше роди­тели при­бе­гают к авто­ри­тет­ным методам, таким, как при­ка­за­ния, отчи­ты­ва­ния, посто­ян­ные упреки, тем меньше это действует на ребенка. Это как в рас­сказе о маль­чике, который так много раз в шутку кричал «Волк! Волк!», что на него пере­стали обра­щать вни­ма­ние. Если роди­тели обычно при­бе­гают к мягким прось­бам, исполь­зо­ва­ние ими в отдель­ных случаях прямых при­ка­за­ний будет весьма эффек­тивно. Чем больше мы при­бе­гаем к авто­ритар­ным методам, ука­зы­вая, что делать ребенку, тем мень­шего мы сможем добиться, осо­бенно в тех случаях, когда ведем себя грубо, вра­ждебно, исте­рично.

Напри­мер, при­хо­ди­лось ли вам бывать в домах, где обста­новка нака­лена до предела? В таких семьях роди­тели исполь­зо­вали весь свой авто­ри­тет и исчер­пали все запасы сил лишь для того, чтобы при­у­чить своих детей к дис­ци­плине в пов­се­д­нев­ной жизни. Когда же в действи­тель­но­сти потре­бу­ется про­я­вить авто­ри­тет и власть для раз­ре­ше­ния нестан­дарт­ных и весьма серьезных проблем, у бедных роди­те­лей не ока­жется ника­кого резерва сил для овла­де­ния ситу­а­цией. Поэтому их дети оди­на­ково реа­ги­руют и на все прочие ука­за­ния как в экс­тре­маль­ной ситу­а­ции, так и в такой, напри­мер, про­за­и­че­ской, как необ­хо­ди­мость завя­зать шнурок.

Роди­тели должны при­бе­речь силь­но­действу­ю­щие сред­ства для особо важных случаев. Мы должны сохра­нить свой пыл для кри­ти­че­ских момен­тов.

Очень важно под­дер­жи­вать добрые отно­ше­ния с ребен­ком, исполь­зуя разумные просьбы, когда это только воз­можно.

Недавно я допу­стил ошибку, при­бег­нув к власт­ному приказу тогда, когда было доста­точно одной просьбы. Я захотел при­ве­сти дом в порядок до того, как Пэт вер­нется с кон­фе­рен­ции. Начал я весьма неплохо: попро­сил маль­чи­ков убрать в их спальне, а сам стал стелить постели в своей комнате. Когда я через несколько минут вер­нулся, дети были заняты своей работой. Но я заметил, что они просто побро­сали одежду в шкаф, вместо того чтобы пове­сить ее. Дейвид и Дейл — оба послуш­ные, легко упра­в­ля­е­мые маль­чики, и неболь­шого объ­яс­не­ния и простой просьбы было бы вполне доста­точно. Но я был несколько раз­дра­жен, и моя реакция была неа­де­кват­ной. Я оглушил их тре­бо­ва­ни­ями немед­ленно пове­сить одежду, которую они помяли. Видите, какую я сделал ошибку? Мне не сле­до­вало бы про­я­в­лять здесь столько эмоций. Исполь­зо­вать форму приказа, власт­ный тон нужно в тех случаях, когда дети не слу­ша­ются или когда от них тре­бу­ется немед­лен­ное пови­но­ве­ние в сложных обсто­я­тель­ствах.

Напри­мер, однажды в вос­кре­се­нье, после того как мы при­пар­ко­вались на авто­сто­янке возле церкви, Дейл вышел из машины и стал обхо­дить ее. Вне­за­пно выехала другая машина. Воз­ни­кла опасная ситу­а­ция. Я закри­чал Дейлу, чтобы он немед­ленно бежал ко мне! Хорошо, что он понял безот­ла­га­тель­ность тре­бо­ва­ния по моему тону и отре­а­ги­ро­вал мгно­венно. Если бы у меня было в при­вычке кричать на Дейла, я уверен, что он и сейчас не обратил бы на мои крики особого вни­ма­ния.

Другой случай. Мой девяти­лет­ний сын Дейвид и я играли в бас­кет­бол с несколь­кими дру­зьями. Мы все были воз­бу­ждены от избытка удо­воль­ствия и, забыв о времени, играли слишком долго. Посте­пенно мы пришли в полное изне­мо­же­ние. Вдруг Дейвид упал, кто-то налетел на него и слегка повре­дил ему колено, но эта боль для пере­у­том­лен­ного ребенка была больше, чем он мог пере­не­сти в данный момент.

Он разо­з­лился на того, кто налетел на него, и начал кричать. Я счел пове­де­ние Дейвида непо­доба­ю­щим и решил пре­по­дать ему хороший урок. В первую очередь я убе­дился, что эмо­ци­о­наль­ная емкость Дейвида напол­нена. Он получил доста­точно ласки, зри­тель­ного и физи­че­ского кон­такта и без­раз­дель­ного вни­ма­ния за выход­ные.

Второе, что я сделал, это обра­тился к Дейвиду с прось­бой. Я попро­сил его отойти в сторону, где мы могли бы пого­во­рить. Но он был слишком рас­сер­жен и не отре­а­ги­ро­вал на мою просьбу. Именно здесь мне при­шлось про­я­вить власть, чтобы управиться с ним. Сле­ду­ю­щая ступень в таких случаях — это прямое при­ка­за­ние (команда). Я строгим тоном сказал: «Дейвид, подойди ко мне». Он немед­ленно отклик­нулся. Когда мы остались одни и он успо­ко­ился, мы пого­во­рили о том, как человек теряет над собой кон­троль и как с этим бороться. Это был очень полезный урок для Дейвида, потому что он узнал многое о том, как важно уметь самому кон­тро­ли­ро­вать неу­мест­ный гнев.

Пред­поло­жим, что Дейвид не отре­а­ги­ро­вал бы на мой тре­бо­ва­тель­ный тон, не смог бы успо­ко­иться и сдер­жать свой гнев. Сле­ду­ю­щим тре­бо­ва­нием я бы должен был ото­звать его в сторону, где он смог бы оду­маться. Но если бы я не смог этого добиться с помощью слов, тогда бы я выну­жден был перейти на сле­ду­ю­щий уровень про­я­в­ле­ния власти и при­ме­нить физи­че­скую силу. Но даже и тогда я бы при­ме­нил наи­ме­нее грубые методы: взял бы его за руку, воз­можно, обнял бы за плечи и повел в тихое место. Главное — это упра­в­лять пове­де­нием ребенка самым дели­кат­ным, сочув­ству­ю­щим и любящим образом, который только воз­мо­жен.

ОТКРЫ­ТОЕ НЕПО­ВИ­НО­ВЕ­НИЕ

Вполне воз­можно, что Дейвид оставил бы без вни­ма­ния любое сло­вес­ное тре­бо­ва­ние, отка­зав­шись действо­вать в этой ситу­а­ции так, как этого хотел я. Это могло бы пере­ра­сти в стол­к­но­ве­ние харак­те­ров, откры­тое непо­ви­но­ве­ние — вызов и сопроти­в­ле­ние роди­тель­ской власти, роди­тель­скому авто­ри­тету. Это упрямый отказ пови­но­ваться.

Конечно, откры­тое непо­ви­но­ве­ние, так же как и любое другое плохое пове­де­ние, допус­кать нельзя. В таких случаях нака­за­ние часто необ­хо­димо, и такое слу­ча­ется порой незави­симо от наших действий. Однако роди­тели должны попы­таться избе­гать таких непри­ят­ных стол­к­но­ве­ний. Это не значит, что мы должны пота­кать нера­зумным жела­ниям ребенка. Нет, конечно, но мы должны посто­янно анали­зи­ро­вать свои ожи­да­ния от детей, убе­жда­ясь, что эти ожи­да­ния разумны, обо­с­но­ванны и соот­вет­ствуют воз­ра­сту ребенка, уровню его раз­ви­тия и физи­че­ским воз­мож­но­стям. Да, моменты, когда нака­за­ние необ­хо­димо, поя­вятся, но если роди­тели заметят, что они часто нака­зы­вают ребенка, им следует пере­смо­треть свои отно­ше­ния с ребен­ком и поду­мать, не слишком ли много они требуют от него.

Допу­стим, ребенок явно не пови­ну­ется и его вызы­ва­ю­щее пове­де­ние не зависит от запол­нен­но­сти его эмо­ци­о­наль­ной емкости. Он не реа­ги­рует ни на просьбы, ни на строгие при­ка­за­ния и про­дол­жает не пови­но­ваться. (Опять поз­вольте сказать, что такая ситу­а­ция должна воз­ни­кать чрез­вы­чайно редко. Но если она все же воз­ни­кла, убе­ди­тесь, что вы испро­бо­вали все сред­ства, прежде чем при­бег­нуть к нака­за­нию.) Ребенок должен быть наказан. Но как?

НАД­ЛЕ­ЖА­ЩЕЕ НАКА­ЗА­НИЕ

Опре­де­лить над­ле­жа­щее нака­за­ние обычно нелегко. Нака­за­ние должно соот­вет­ство­вать про­ступку. Ребенок очень остро чув­ствует справед­ли­вость и обо­с­но­ван­ность нака­за­ния. Он знает, когда реакция роди­те­лей была чрез­вы­чай­ной, слишком грубой по отно­ше­нию к нему. Он также видит их чрез­мер­ную снис­хо­ди­тель­ность к плохому пове­де­нию. Он отме­чает непо­сле­до­ва­тель­ность роди­те­лей, срав­ни­вая их реакцию в раз­лич­ных ситу­а­циях или наблю­дая их отно­ше­ния с другими детьми, осо­бенно с бра­тьями и сестрами. Вот почему роди­тели всегда должны твердо и настой­чиво тре­бо­вать соот­вет­ству­ю­щего пове­де­ния, при­ме­нять справед­ли­вое нака­за­ние и не бояться быть любя­щими и стро­гими одно­вре­менно. Роди­тели должны про­я­в­лять гиб­кость, осо­бенно в вопро­сах нака­за­ния.

Гиб­кость необ­хо­дима по несколь­ким при­чи­нам. Во-первых, роди­тели тоже оши­ба­ются. Если вы счита­ете, что роди­тели не могут изме­нить меру дис­ци­пли­нар­ного воз­действия после при­ня­того решения, то вы сами себя заго­ня­ете в угол. Вне всяких сомне­ний, роди­тели могут изме­нить свои наме­ре­ния и умень­шить или уве­ли­чить нака­за­ние. (Заметьте здесь еще один недо­ста­ток телес­ного нака­за­ния: оно не может быть изме­нено после того, как вы его осу­ще­ствили.)

Есте­ственно, роди­тели не должны слишком часто менять свои решения, чтобы не выгля­деть нелепо и не при­во­дить в смя­те­ние детей. Но, напри­мер, если про­ви­нив­ше­гося ребенка нака­зы­вают, оста­в­ляя в спальне на 1 час, и вскоре обна­ру­жи­ва­ются смяг­ча­ю­щие вину факты, то вполне логично и уместно объ­яс­нить это ребенку и умень­шить нака­за­ние. Если нака­за­ние уже совер­ши­лось или ребенок был наказан нес­правед­ливо по какой-то другой причине, то вполне в порядке вещей изви­ниться перед ребен­ком и попы­таться исправить поло­же­ние.

Во-вторых, роди­тели должны про­я­в­лять гиб­кость и изме­нять свой подход к ребенку, если имеются осно­ва­ния. Роди­тели также всегда должны быть готовы изви­ниться, если это нужно. Необ­хо­ди­мость пере­ме­нить решение или изви­ниться время от времени воз­ни­кает в каждой семье.

Про­я­в­лять гиб­кость (с самых первых лет жизни ребенка), чтобы соот­вет­ству­ю­щим образом изме­нять свою точку зрения в дис­ци­пли­нар­ном вопросе, и про­я­в­лять твер­дость — это две разные вещи. Обе необ­хо­димы. Твер­дость прежде всего зависит от наших ожи­да­ний по отно­ше­нию к ребенку и его реакции на наши просьбы. Если ожи­да­ния слишком завы­шены (напри­мер, не стоит ждать, что двух­лет­ний ребенок будет выпол­нять все по первому тре­бо­ва­нию), то мы про­я­в­ляем нера­зум­ность. Нор­маль­ный двух­лет­ний ребенок, есте­ственно, большую часть времени склонен к отри­ца­тель­ной реакции и кажется весьма непо­слуш­ным. Но это нор­маль­ная стадия раз­ви­тия, давайте назовем ее ниги­лиз­мом двух­лет­него. Нака­за­ние за это недо­пу­стимо. Любящие роди­тели двух­лет­него ребенка, конечно, про­я­в­ляют твер­дость, но твер­дость в опре­де­ле­нии границ доз­во­лен­ного, а не в нака­за­нии. Такие роди­тели будут упра­в­лять пове­де­нием малыша, неза­метно «мане­ври­руя» им: пере­ме­щая его в нужное место или в нужное поло­же­ние. Период ниги­лизма двух­лет­них имеет реша­ю­щее зна­че­ние для их раз­ви­тия. Это один из спо­со­бов, которым каждый из них должен пси­холо­ги­че­ски отде­лить себя от роди­те­лей. На первый взгляд такое пове­де­ние может пока­заться откры­тым непо­ви­но­ве­нием, но это нечто иное. Одним из отличий ниги­лизма двух­лет­него от откры­того непо­ви­но­ве­ния явля­ется «состо­я­ние войны», при­су­щее непо­ви­но­ве­нию.

Ниги­лизм двух­лет­него — нор­маль­ное явление, и за него не следует нака­зы­вать. С другой стороны, воин­ству­ю­щее непо­ви­но­ве­ние нельзя терпеть и им следует заняться.

По мере взро­с­ле­ния ребенка его спо­соб­ность откли­каться на устные просьбы воз­ра­с­тает, и к 4 годам (для каждого ребенка по-разному) роди­тели могут ожидать, что он начнет откли­каться на просьбы по первому тре­бо­ва­нию. Я всегда жду от своих детей именно такого пове­де­ния. Они знают, что их ожидает в случае непо­ви­но­ве­ния. Конечно, они имеют право сделать соот­вет­ству­ю­щее заме­ча­ние по кон­крет­ному тре­бо­ва­нию или задать вопрос, но до тех пор, пока я не отменил свое тре­бо­ва­ние, они должны его выпол­нить, им это хорошо известно.

Важно отметить, что, про­я­в­ляя твер­дость, не обя­за­тельно быть непри­ят­ным. Мы должны быть твер­дыми в наших наме­ре­ниях и в выпол­не­нии этих наме­ре­ний, но можно добиться гораздо боль­шего эффекта, делая это по-доброму. Твер­дость, осно­ван­ная на любви, не требует от нас гнева, шума, авто­ри­тет­но­сти или других непри­ят­ных про­я­в­ле­ний.

Нужно усвоить один из самых важных уроков: если мы хотим правильно вос­пи­ты­вать детей, то необ­хо­димо дать ребенку воз­мож­ность испы­ты­вать на себе все формы любви одно­вре­менно. Ребенок должен чув­ство­вать нашу любовь, ему нужен зри­тель­ный и физи­че­ский кон­такты и без­раз­дель­ное вни­ма­ние одно­вре­менно с дис­ци­пли­нар­ными мерами. Эти понятия не явля­ются вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щими. Про­я­в­ле­ние твер­до­сти не исклю­чает неж­ность. Про­я­в­ле­ние неж­но­сти не умень­шает твер­дость и не при­во­дит к все­до­з­во­лен­но­сти. Недо­ста­ток твер­до­сти и отсут­ствие четких границ в пове­де­нии при­во­дит к все­до­з­во­лен­но­сти, а любовь и неж­ность — нет.

Когда созна­тель­ные роди­тели при­ме­нили все пере­чи­с­лен­ные способы выра­же­ния любви и исполь­зо­вали все дис­ци­пли­нар­ные меры, а ребенок все равно открыто не пови­ну­ется, роди­тели должны нака­зать его. Такой тип непо­ви­но­ве­ния нужно сломить. Нака­за­ние должно быть доста­точно суровым, чтобы сломить откры­тое непо­ви­но­ве­ние, но в то же время оно должно быть по воз­мож­но­сти мягким, чтобы избе­жать проблем, о которых мы уже гово­рили. Если можно обойтись простым объ­яс­не­нием или при­ка­за­нием, чтобы сломить непо­ви­но­ве­ние, зачем же более суровые меры? Если доста­точно огра­ни­читься тем, чтобы ото­слать на какое-то время ребенка в его комнату — отлично! Если для того, чтобы сломить сопроти­в­ле­ние ребенка, доста­точно лишить его каких-то при­ви­ле­гий, — действуйте! Но давайте посмо­трим правде в глаза — физи­че­ское нака­за­ние необ­хо­димо. Но только лишь в крайнем случае.

БУДЬТЕ ОСТО­РОЖНЫ

Когда мы при­бе­гаем к телес­ному нака­за­нию, мы должны быть осто­рожны в неко­то­рых аспек­тах. Во-первых, ребенок должен пони­мать, за что его нака­зы­вают. Объ­яс­ните ему четко и ясно, в чем он про­ви­нился. Такие слова, как «плохой мальчик», могут сделать больше, чем вы думаете, — задеть его само­лю­бие, — и их не следует упо­тре­б­лять.

Во-вторых, роди­тели должны быть осто­рожны, чтобы не нанести ребенку какое-нибудь физи­че­ское повре­жде­ние. Напри­мер, очень легко неча­янно повре­дить ребенку палец.

В-третьих, сразу после нака­за­ния, когда ребенок плачет, его следует оставить одного. Однако роди­тели должны быть непо­да­леку, при­слу­ши­ва­ясь и ожидая, когда он пре­кра­тит плакать. Но вот плач утихает и ребенок ози­ра­ется, он вновь спра­ши­вает нас: «Вы любите меня? Вы все еще любите меня?» Теперь роди­тели должны в избытке обес­пе­чить его зри­тель­ным и физи­че­ским кон­так­тами, уделить ему без­раз­дель­ное вни­ма­ние, чтобы убедить ребенка, что его искренне любят.

КОР­РЕК­ТИ­РОВКА ПОВЕ­ДЕ­НИЯ

В заклю­че­ние я считаю умест­ным кос­нуться неко­то­рых вопро­сов кор­рек­ти­ровки пове­де­ния. Эта система прин­ци­пов вос­пита­ния детей широко при­ме­ня­ется в наши дни. Если гово­рить кратко, кор­рек­ти­ровка пове­де­ния под­ра­зу­ме­вает пози­тив­ное под­креп­ле­ние (при­в­не­се­ние поло­жи­тель­ных цен­но­стей в сферу дея­тель­но­сти ребенка), нега­тив­ное под­креп­ле­ние (уда­ле­ние поло­жи­тель­ных цен­но­стей из сферы дея­тель­но­сти ребенка) и нака­за­ние (при­в­не­се­ние отри­ца­тель­ных фак­то­ров). При­ме­ром пози­тив­ного под­креп­ле­ния явля­ется поощре­ние ребенка за хорошее пове­де­ние кон­фетой или фруктом. При­ме­ром нега­тив­ного под­креп­ле­ния явля­ется лишение воз­мож­но­сти смо­треть теле­ви­зор за плохое пове­де­ние. При­ме­ром нака­за­ния (иногда назы­ва­е­мого методом отвра­ще­ния) явля­ется выкру­чи­ва­ние уха. Глу­бо­кий разбор этого пред­мета лежит вне рамок нашей книги. Однако надо отметить несколько важных момен­тов. Во-первых, как уже отме­ча­лось, подоб­ные приемы кор­рек­ти­ровки пове­де­ния часто просто под­ме­няют эмо­ци­о­наль­ное вос­пита­ние. Если слишком часто испра­в­лять пове­де­ние ребенка, он не будет чув­ство­вать, что его любят. Почему? Во-первых, потому что в основе кор­рек­ти­ровки пове­де­ния уже зало­жена услов­ность. Ребенок полу­чает награ­жде­ние только в том случае, если он ведет себя опре­де­лен­ным образом. Во-вторых, кор­рек­ти­ровка пове­де­ния не учи­ты­вает чувства или эмо­ци­о­наль­ные потреб­но­сти ребенка. В резуль­тате роди­тели, при­бе­га­ю­щие к кор­рек­ти­ровке пове­де­ния как к основ­ному методу общения с ребен­ком, не могут про­я­вить свою без­у­слов­ную любовь к нему.

Обра­тимся к случаю, опи­сан­ному в послед­ней главе. Речь шла о запол­не­нии эмо­ци­о­наль­ной емкости Дейла, когда он плохо вел себя после моего трех­д­нев­ного отсут­ствия. Строгий при­вер­же­нец дис­ци­плины счел бы, что я поощрил Дейла за его плохое пове­де­ние, выказав ему неж­ность. Видите разницу? Роди­тели не могут выка­зать ребенку свою без­у­слов­ную любовь, если в каче­стве основ­ного способа общения изберут кор­рек­ти­ровку пове­де­ния.

Другая про­блема. Если кор­рек­ти­ровка пове­де­ния ста­но­вится основ­ной формой общения роди­те­лей с ребен­ком, то у него выра­ба­ты­ва­ется невер­ная система цен­но­стей. Он при­вы­кает делать что-либо главным образом за воз­на­гра­жде­ние, и в конце концов выра­ба­ты­ва­ется тен­ден­ция ожи­да­ния: «А что мне за это будет?» Случай, иллю­стри­ру­ю­щий это, про­и­зо­шел в доме моего друга. Будучи побор­ни­ком строгой дис­ци­плины, он неу­кос­ни­тельно при­дер­жи­вался прин­ципа кор­рек­ти­ровки пове­де­ния. Однажды вечером, когда мы у них ужинали, он сказал: «Джером, сосчитай до 100, и я дам тебе шоко­ладку». Джером мгно­венно ответил: «Я не хочу шоко­ладку». Если мы хотим, чтобы наш ребенок делал что-нибудь для соб­ствен­ного удо­воль­ствия или испы­ты­вал гор­дость за хорошо выпол­нен­ную работу, нам не следует чрез­мерно часто при­бе­гать к кор­рек­ти­ровке пове­де­ния.

И послед­няя про­блема. Если роди­тели слишком часто исполь­зуют метод кор­рек­ти­ровки, ребенок учится полу­чать от них то, что ему нужно, при­бе­гая к тому же методу. Он будет вести себя так, как хотят роди­тели, чтобы полу­чить то, что хочет он. Огром­ное коли­че­ство людей назвали бы это хит­ро­стью. Один из самых надеж­ных спо­со­бов при­у­чить вашего ребенка быть хитрым и рас­чет­ли­вым — это исполь­зо­вать метод кор­рек­ти­ровки пове­де­ния слишком часто.

Теперь, когда я про­яс­нил нега­тив­ные аспекты кор­рек­ти­ровки пове­де­ния, поз­вольте перейти к пози­тив­ным. Такие приемы вос­пита­ния вполне уместны, но, помните, их нельзя при­ме­нять в каче­стве основ­ного метода общения с ребен­ком, — основ­ным методом должна быть без­у­слов­ная любовь.

Приемы кор­рек­ти­ровки пове­де­ния следует при­ме­нять для решения спе­ци­фи­че­ских, пери­о­ди­че­ски пов­то­ря­ю­щихся проблем, когда ребенок не чув­ствует себя вино­ва­тым, но и не ведет себя вызы­ва­юще. Такой тип проблем надо четко выде­лять, чтобы ребенку было легко их рас­по­знать и понять.

Поз­вольте при­ве­сти пример такой про­блемы. Около 6 месяцев назад два наших сына стали часто драться. При этом никто из них не чув­ство­вал угры­зе­ний совести. Про­стить их было бы неправильно, но никто из них не вел себя вызы­ва­юще. Просьбы не действо­вали. При­ка­за­ния действо­вали лишь на пару часов. Нака­за­ние также давало краткий эффект и было весьма тягост­ным для всех. Вы знаете, что сра­бо­тало? Вы, воз­можно, дога­дались — система поощре­ний.

Мы исполь­зо­вали систему игры со звез­доч­ками: выда­вали одну звез­дочку за каждые 15 минут мира. Вре­мен­ной интер­вал мы посте­пенно уве­ли­чи­вали, пока драки не пре­кра­ти­лись. Мы давали каждому сыну соот­вет­ству­ю­щее воз­на­гра­жде­ние за опре­де­лен­ное коли­че­ство звез­до­чек. Это подейство­вало пре­красно, и мир востор­же­ство­вал.

Однако все же сделаю пре­ду­пре­жде­ние. Этот метод требует опре­де­лен­ного времени, после­до­ва­тель­но­сти, истин­ных усилий и настой­чи­во­сти. Исполь­зуйте его только тогда, когда вы готовы всерьез заняться этим и довести дело до конца. В против­ном случае у вас ничего не полу­чится.

Суще­ствует масса хороших книг по методам кор­рек­ти­ровки пове­де­ния, из которых вы больше сможете узнать кон­крет­ных тех­ни­че­ских приемов.

Как видите, правиль­ное вос­пита­ние требует опре­де­лен­ного баланса. Ребенок нужда­ется во всем, что мы уже обсу­ждали: в зри­тель­ном и физи­че­ском кон­так­тах, без­раз­дель­ном вни­ма­нии, дис­ци­плине, прось­бах, в твер­до­сти, гиб­ко­сти, при­ка­за­ниях, поощре­нии, нака­за­нии, кор­рек­ти­ровке пове­де­ния, инструк­циях, руко­вод­стве, примере для под­ра­жа­ния.

Но мы должны дать все это ребенку в меру. Я надеюсь, что наши обсу­жде­ния помогут вам сделать все так, чтобы ваш ребенок мог почув­ство­вать, что он без­у­словно любим вами.

с. 121—135

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Кнут или пряник?»