Обмен взглядами
Если вы впервые задумались об обмене взглядами, это может показаться вам не слишком существенным фактором в общении с ребенком. Однако в нашей работе с детьми, наблюдая общение детей и родителей и изучая результаты исследований, мы пришли к выводу, что обмен взглядами чрезвычайно важен. Обмен взглядами имеет решающее значение не только в установлении хорошего контакта с ребенком, но и в удовлетворении его эмоциональных потребностей. Сами того не сознавая, мы используем обмен взглядами как первейший способ проявления любви, особенно к ребенку. Ребенок смотрит в глаза родителям (или другим людям), чтобы удовлетворить свои эмоциональные потребности. Чем больше родители встречаются взглядами с детьми, выражая таким способом любовь, тем больше ребенок насыщается любовью и тем полнее его эмоциональная емкость.
Что такое обмен взглядами? В первую очередь это подразумевает необходимость глядеть прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько важен этот фактор. Вам когда-нибудь приходилось вести разговор с человеком, который отводит глаза в сторону и избегает встречаться с вами глазами? Это непросто. Наши чувства к человеку очень сильно зависят от обмена взглядами (зрительного контакта).
Нам обычно симпатичны люди, встречаться глазами с которыми нам приятно, особенно если это сопровождается еще и доброжелательным выражением лица, искренней улыбкой.
К несчастью, родители, сами того не сознавая, зачастую придают обмену взглядами иной смысл. Например, родители могут одаривать ребенка взглядами только при определенных условиях: когда ребенок ведет себя безукоризненно и родители испытывают гордость за него. Такое отношение расценивается ребенком как любовь с условием. Как уже упоминалось, ребенок может нормально развиваться и расти при обратном отношении. Пусть даже мы искренне любим нашего ребенка, мы обязаны научиться правильно общаться с ним на уровне взглядов. Иначе он получит неверное представление о наших чувствах и не ощутит себя любимым вне всяких условий.
Очень часто у родителей вырабатывается ужасная привычка прибегать к обмену взглядами, главным образом, когда они хотят оказать сильное влияние на ребенка, особенно при выражении отрицательного отношения. Мы знаем, что ребенок наиболее внимателен, когда смотрит нам в глаза. Мы можем воспользоваться этим, чтобы давать инструкции, делать выговоры и критиковать ребенка. И это будет ужасной ошибкой. Такой способ использования силы взгляда исключительно для выражения отрицательных эмоций срабатывает до тех пор, пока ребенок мал.
Но помните, что обмен взглядами — один из главных источников эмоционального воспитания ребенка. Когда родители используют это могучее средство управления для собственных нужд, преимущественно с негативным оттенком, ребенок не может видеть родителей иначе, как в негативном свете. И хотя это может давать хорошие результаты, пока ребенок мал, помните, послушание ребенка вызвано страхом. Когда он подрастет, страх сменится злостью, отчуждением и депрессией. Перечитайте слова Тома, ведь он говорил именно об этом.
Если бы только его родители знали! Они сильно любили Тома, но не осознавали, как редко смотрели ему в глаза, да и то только тогда, когда хотели дать ему указания или призвать к дисциплине.
Том инстинктивно знал, что родители все же любят его. Но, поскольку обмен взглядами они использовали обычно с критической целью, это всегда сбивало его с толку, и он не мог оценить чувств родителей. Помните его утверждение? «Никому до меня нет дела, кроме моих друзей». А когда я переспросил: «Никому?», он ответил: «Разве что родителям... Я не знаю». Том понимает, что он, по идее, должен чувствовать на себе любовь, но он ее не чувствовал.
Родители способны приобрести еще более пагубную привычку: избегать встречаться глазами с детьми и использовать такой метод как орудие наказания. Это жестоко. Мы частенько проделываем это по отношению к нашим супругам (ну, сознайтесь же!). Намеренный отказ от контакта глазами с ребенком обычно воспринимается им болезненно, более болезненно, чем телесное наказание. Это может стать одним из тех инцидентов в жизни ребенка, которые он никогда не забудет.
В отношениях родителей и ребенка порой возникают определенные обстоятельства, которые могут оказать влияние на всю последующую жизнь ребенка; определенные события, которые ребенок, а иногда и родители никогда не забудут. Умышленный отказ от контакта глазами с ребенком, чтобы тем самым выразить свое неодобрение, может стать таким событием и является ярким примером любви с условием. Мудрый родитель сделает все, что в его силах, чтобы избежать этого.
Наши способы выражения любви не должны зависеть от того, довольны мы ребенком или нет. Необходимо выказывать свою любовь последовательно, без перебоев, независимо от ситуации. Справиться с плохим поведением мы можем другими способами, которые не помешают выражению любви. Мы будем еще говорить о дисциплине и о том, как добиться ее, не нарушая связывающей нас любви. Сейчас нам нужно понять, что родители должны использовать обмен взглядами как способ непрерывного выражения любви, а не как средство дисциплинирования.
МЫ ЯВЛЯЕМСЯ ПРИМЕРОМ
Мы все знаем, что дети учатся путем моделирования ролей, т. е. копируя нас. Дети познают искусство и цели обмена взглядами таким же путем. Если мы дарим ребенку постоянно любящие, положительной окраски взгляды, он будет делать то же самое. Если мы будем использовать взгляды для выражения раздражения, то и он будет делать так же.
Знаете ли вы ребенка, который кажется неприятным и даже несносным? Скорее всего, он поднимет глаза лишь на краткое мгновение, когда впервые увидит вас, и притом лишь в том случае, если вы что-то чрезвычайно интересное скажете или сделаете. В остальных случаях он избегает смотреть на вас. Такой мимолетный взгляд неприятен, беспокоит и даже может раздражать. А потом понаблюдайте, как родители ребенка используют обмен взглядами. Нет ли в этом сходства?
Представляете, в каком невыгодном положении оказывается ребенок, как трудно ему будет налаживать дружбу и интимные отношения?! Как его будут отвергать и недолюбливать сверстники не только сейчас, но, возможно, и всю жизнь, потому что шансов изменить способ общения очень мало. Во-первых, он не осознает, что отводит взгляд, и во-вторых, изменить привычку чрезвычайно трудно, если только родители не изменят свой способ обмена взглядами с ребенком, пока еще не поздно. Это единственная надежда ребенка.
Идеальное подтверждение подобной трагедии было получено во время исследования, проведенного в педиатрической клинике. Исследователь сидел в конце коридора, записывая, сколько раз сестры и добровольные помощники заходят в каждую палату. Было замечено, что одних детей навещали намного чаще, чем других. Результаты были потрясающими. Отчасти, конечно, здесь сказывалась серьезность заболевания ребенка и степень необходимого ухода. Но эти факторы не объясняли огромных различий в количестве контактов с пациентами. Вы уже, вероятно, догадались. Наиболее общительный ребенок получал больше внимания. Если только у медперсонала или добровольных помощников выдавалась свободная минуточка и возможность выбора, в какую комнату войти, они, естественно, выбирали ребенка, с которым приятно общаться.
В чем отличие приятного ребенка? Обнаружилось несколько особенностей, таких, как живость, способность говорить и непосредственность, но главным, т. е. самым главным фактором, был обмен взглядами. Менее всех посещаемые дети едва взглядывали на пришедшего и сразу же отводили глаза. Дети избегали встречаться глазами, создавая трудности в общении с ними. Взрослые, естественно, чувствовали себя неуютно с такими детьми. Медсестры и добровольные помощники, не задумываясь о своей роли в установлении отношений, не так понимали детей, полагая, что они хотят остаться одни или что они не симпатизируют медперсоналу. Постепенно этих детей стали избегать, еще более усиливая в них чувство одиночества, им казалось, что их не любят, что они не нужны никому и что вообще никудышные.
Подобное происходит в тысячах семей. Произошло это и с Томом. И исправить это родители могли бы, установив практику обмена взглядами, т. е. выразив свою безусловную любовь. Если бы они только знали это (а также некоторые другие рекомендации о том, как любить ребенка, о которых вскоре пойдет разговор), то у них не возникло бы таких осложнений в отношениях с их мальчиком.
СИНДРОМ НЕСПОСОБНОСТИ К РАЗВИТИЮ
Другое важное заключение нашего исследования тоже было сделано в педиатрической клинике, но уже в университетском госпитале. Мы изучали странный феномен — синдром неспособности к развитию. При этой болезни, обычно в возрасте от 6 до 12 месяцев, ребенок перестает развиваться. Часто он перестает есть и расти, становится вялым и апатичным и может даже умереть без всякой явной причины. Все анализы и обследования не показывали отклонений от нормы.
Почему же ребенок терял желание жить? В большинстве случаев, которые нам известны, родители этих детей отвергали их, подчас несознательно (не замечая этого). Такие родители не способны на сознательном уровне совладать со своим чувством отторжения ребенка, поэтому они отвергают его бессознательно, своим поведением. Выяснилось, что эти родители избегали встречаться глазами с ребенком, а также избегали физического контакта. Иными словами, мы обнаружили, что их родительские обязанности сводились к кормлению, одеванию и тому подобным вещам.
Синдром неспособности к развитию — поразительное явление, но другие наши открытия не менее удивительны. Во время налетов фашистов на Лондон во время Второй мировой войны многие дети для безопасности были вывезены в пригород. Родители их оставались в Лондоне. Этим детям, как правило, был обеспечен хороший уход: они были чистыми, хорошо накормленными и могли себя чувствовать комфортно. Однако усилий персонала было недостаточно, чтобы удовлетворить эмоциональные запросы всех детей в обмене взглядами и физическом контакте.
Большинство детей страдало от недостатка эмоций. Было бы гораздо лучше оставить их с мамами. Угроза эмоциональной травмы была больше, чем угроза травмы физической.
Опасности, ловушки, подстерегающие эмоционально ослабленного ребенка, поистине угрожающи! Родители, сделайте ваших детей сильными! Ваш важнейший инструмент — безусловная любовь.
ОБМЕН ВЗГЛЯДАМИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В своей работе с учителями по программе раннего развития я стараюсь приобщить их к науке обмена взглядами и физического контакта и объяснить, как это влияет на способности ребенка и его желание учиться.
Учитель всегда распознает трех-четырехлетнего ребенка, проявляющего беспокойство, страх и неуверенность, по его неумению смотреть в глаза. Даже малый недостаток эмоций может вызывать у ребенка трудности в обмене взглядами.
Очень озабоченный ребенок будет вдобавок испытывать трудности в общении со взрослыми (а часто и со сверстниками). Эмоционально удовлетворенный ребенок способен спокойно обратиться к учительнице, прямо подойти к ней, посмотреть ей уверенно в глаза и сказать то, что он думает. Например: «Можно мне взять листок бумаги?» Чем меньше ребенок удовлетворен эмоционально, тем труднее ему будет сделать это.
Обычно в классе нетрудно найти хотя бы одного ребенка (как правило, мальчика), который столь полон тревоги, страха, что не может выдержать прямого взгляда, говорит нерешительно, а часто не может заговорить без упрашивания и который приблизится к учителю лишь бочком или окольным путем. Порой ребенок способен подойти к учителю, направившись почти в противоположную сторону. Конечно, таким детям трудно учиться, потому что они неспокойны и напряжены.
Когда мы замечаем такого несчастного ребенка, я прошу учителя позаниматься с ним, сидя напротив него за столом. Затем я прошу его коснуться ребенка, как бы случайно встретиться с ним взглядом (насколько ребенок может выдержать) во время разговора. Еще через некоторое время я прошу учителя слегка обнять ребенка, объясняя ему что-нибудь новое; учитель бывает изумлен, и я каждый раз изумляюсь, насколько легче для ребенка учиться, если вначале взрослые позаботились о его эмоциональных потребностях. С помощью взглядов и физического контакта учитель ослабил страхи и напряжение ребенка и усилил в нем чувство безопасности. Это в свою очередь позволило ему лучше учиться. Просто? Конечно. Тогда почему же мы не делаем этого чаще? По многим причинам, думаю, начиная от страха казаться непрофессионалами и боязни избаловать ребенка до страха причинить вред ребенку каким-нибудь неведомым путем. Но если и есть что-то, что вовсе не должно нас беспокоить, так это избыток любви, который мы можем подарить ребенку.
НА НОВОМ МЕСТЕ
Как отец, я счастлив, что узнал о важности обмена взглядами. Это внесло положительные изменения в отношения с моими собственными детьми. Я никогда не забуду, например, нашего переезда в дом, где мы живем сейчас. Нашим мальчикам было 6 и 2 года в то время. Они были вполне счастливыми, энергичными и в меру независимыми детьми. Примерно через неделю после переезда мы заметили, что с мальчиками произошла какая-то перемена. Они стали плаксивыми, легко раздражались, часто дрались, постоянно болтались под ногами и раздражали нас. В то время моя жена Пэт и я изо всех сил старались привести дом в порядок до того, как я выйду на свою новую работу. Нас обоих сердило и раздражало поведение мальчиков, но мы отнесли это на счет переезда.
Однажды вечером я задумался о своих мальчиках, и мне пришла в голову идея представить себя на их месте. Открытие внезапно пронзило меня как молния! Хотя Пэт и я находились вместе с детьми и день, и ночь, часто говорили с ними, но мы так были заняты работой, что ни разу в действительности не уделили им должного внимания, мы ни разу не встретились с ними глазами и редко прикасались к ним. Их эмоциональные емкости опустошились, и своим поведением они как бы спрашивали: «Вы любите нас?» Чисто по-детски, нормальным нерациональным способом они выражали сомнение: «Вы все еще любите нас теперь, когда мы на новом месте? У нас с вами все по-прежнему? Вы по-прежнему нас любите?» Это так типично для детей в те периоды, когда в их жизни наступают перемены!
Как только я понял, в чем состояла проблема, я поделился своими мыслями с Пэт. Поначалу она восприняла это несколько недоверчиво, но к тому времени она была уже готова на все. На следующий день мы заглядывали в глаза нашим детям так часто, как только могли: когда они нам что-то говорили (активное слушание) и когда мы обращались к ним. При любом удобном случае мы прикасались к ним и оказывали им внимание. Перемена произошла разительная. Когда их эмоциональные емкости наполнились, они снова стали прежними счастливыми, сияющими детьми, перестали болтаться под ногами и больше времени играли друг с другом к взаимному удовольствию. Мы с Пэт согласились, что не зря потратили время. Мы с лихвой его наверстали, когда дети перестали нам мешать и, что гораздо важнее, опять стали счастливыми.
НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ СЛИШКОМ РАНО
Позвольте мне еще раз проиллюстрировать важность обмена взглядами. Глаза младенца приобретают способность фокусироваться в возрасте 2—4 недель. И первое, что привлекает внимание младенца, — лицо человека, но точнее будет сказать — взгляд его фокусируется на глазах. Когда ребенку примерно 6—8 недель, можно заметить, что его глаза все время двигаются, как будто в поисках чего-то. Глаза напоминают два радара, которые все время движутся и ищут. Знаете ли вы, что ищет ребенок? Я думаю, что вы уже знаете: он ищет другую пару глаз. Уже в 2 месяца ребенок фокусирует взгляд на глазах смотрящего на него. Уже в этом возрасте он живет эмоциями и уже тогда нуждается в заполнении своей эмоциональной емкости.
Впечатляюще, не правда ли? Неудивительно, что способ общения с ребенком и способ общения ребенка с миром и его эмоции формируются в самом раннем возрасте. Большинство исследователей утверждают, что к этому времени индивидуальные черты — образ мышления, стиль речи и другие характерные свойства — уже достаточно оформлены.
Невозможно начать слишком рано проявлять наше непрерывное, теплое чувство. Ребенку просто необходимо ощутить безусловную любовь, чтобы как можно эффективнее овладеть этим сложным миром. И у нас есть простой, но чрезвычайно действенный способ, которым мы передадим ему эту любовь. Но обмен взглядами может быть использован и неверно — как орудие контроля, о чем мы уже говорили ранее. Задача каждого родителя — использовать обмен взглядами для проявления безусловной любви.
Безраздельное внимание
Зрительный и физический контакты редко требуют от родителей серьезных жертв. Однако безраздельное внимание требует времени, и порой очень немалого. Это может означать, что родителям придется отказаться от чего-то, чем они занялись бы с большим удовольствием. Любящие родители неизбежно столкнутся с ситуацией, когда их ребенок отчаянно нуждается в безраздельном внимании, а сами они в этот момент менее всего расположены к этому.
Что такое «безраздельное внимание»? Безраздельное внимание к ребенку означает пристальное, неделимое внимание к нему, которое позволяет с полной уверенностью ощутить себя любимым, почувствовать, что за ним признают его право на наше безраздельное внимание, признание и безоговорочное уважение. Короче говоря, безраздельное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он самый важный человек на свете для своих родителей.
Кое-кто может подумать, что это уж слишком, но давайте заглянем в Библию и увидим, как высоко там ценятся дети.
Отметьте приоритет, который Христос отдавал им: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним... Иисус... сказал им: пустите детей приходить ко Мне... <...> И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:13—16).
Их значимость отмечена в Псалтири: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3). И в Книге Бытие о детях говорят как о даре Божьем: «И сказал [Исав]: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему» (Быт. 33:5).
Необходимо сделать так, чтобы ребенок почувствовал, что он единственный в своем роде. Не многие дети это чувствуют, но какая перемена происходит в малыше, когда он знает, что он — неповторимый! Только безраздельное внимание может дать ему такое понимание и знание. Это жизненно необходимо для развития ребенка и развития в ребенке самооценки. И это сильно влияет на способность ребенка вступать в отношения с людьми и любить их.
Безраздельное внимание, по моему опыту, наиболее настоятельная потребность ребенка, потому что мы, родители, с трудом замечаем ее и в меньшей степени удовлетворяем. Есть много причин, по которым мы не замечаем эту потребность, мы ошибочно считаем, что ребенку достаточно того, что мы для него делаем. Так, например, дополнительные поощрения (мороженое, конфеты), подарки, удовлетворение неожиданно возникающих запросов подчас принимают за пристальное внимание. Эти проявления хороши, но будет серьезной ошибкой использовать их в качестве замены безраздельного внимания. Я вижу постоянное искушение произвести подобную замену, потому что поощрения и подарки дать легче и это отнимает гораздо меньше времени, но такая замена приводит к серьезным ухудшениям отношений. Я вновь и вновь убеждаюсь, что мои дети не проявляют себя в полной мере, не чувствуют себя наилучшим образом и не ведут себя наилучшим образом, если только я не обеспечил их этим бесценным даром, — безраздельным вниманием.
ТИРАНИЯ НЕОТЛОЖНЫХ ДЕЛ
Почему так сложно уделить ребенку безраздельное внимание? Потому что это требует времени! Бесчисленные исследования и книги говорят, что время — это наше самое ценное достояние. Пусть будет так. Имея 24 часа в сутках, 7 дней в неделе, практически невозможно выполнить все наши обязанности. Это справедливое утверждение, и оно заставляет меня остановиться и задуматься. Я не могу выполнить все свои обязанности, как бы мне этого ни хотелось. Необходимо признать этот факт. Если я его не признаю, то буду наивно полагать, что как-нибудь позабочусь обо всем, и тогда я попаду под власть неотложных дел. Неотложные дела тогда автоматически выходят на первое место в моей жизни и контролируют мое время. Было бы прекрасно, если бы эти срочные дела были еще и важными. К сожалению, обычно они таковыми не являются. Возьмите, например, благословенный телефон. Я говорю «благословенный» потому, что он стоит выше и почти главнее всего остального. Телефонный звонок предполагает наш ответ, независимо от времени, места и ситуации. Наша семья могла бы полнее насладиться временем, которое мы проводим вместе за ужином. Оно для меня имеет огромное значение. Но если звонит телефон, то ему дается поистине священное право прерывать, вмешиваться и даже разрушать нашу семейную идиллию. Тирания неотложных дел опять в борьбе с делами важными.
Поймите, в нашей короткой жизни просто нет столько времени, чтобы отдаться во власть дел неотложных и в то же время не забыть о делах важных. Нельзя одновременно иметь пирожное и съесть его. Так что же нам делать? Боюсь, здесь только один ответ. И он отнюдь не прост и не легок. Мы должны определить приоритеты, поставить цели и спланировать наше время так, чтобы достичь их. Мы должны контролировать наше время для того, чтобы позаботиться о вещах поистине актуальных и важных.
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИОРИТЕТЫ
Каковы приоритеты в вашей жизни? На каком месте оказывается ваш ребенок? На втором? На третьем? Четвертом? Вы должны это определить. В противном случае ваш ребенок может оказаться на отшибе и страдать от изрядной доли пренебрежения.
Никто это за вас не сделает. Ваши супруги не могут сами определить свое место или место ребенка в вашей жизни. Не может также этого сделать ни министр, ни директор, ни адвокат, ни ваш друг. Только вы сами можете это сделать. Так что вы, дорогие родители, имейте это в виду. Что и кто занимает в вашей жизни первое место? Работа? Церковь? Супруг? Дом? Хобби? Дети? Телевизор? Общественная жизнь? Карьера?
Позвольте мне опять обратиться к собственному опыту и опыту моих пациентов. Приглядываясь к фактам, которые преподносит мне жизнь, я заметил следующее. Почти во всех семьях, которые нашли свое счастье, достигли истинно благополучных взаимоотношений, родители имели одинаковую систему ценностей. Как правило, первое место в этой семье занимают проблемы жизненной этики, такие, как глубокая религиозная вера и моральные принципы. В большинстве случаев это выражается в том, что главное место в своей жизни они отводят Богу и устанавливают с Ним теплые, любящие отношения, которые приносят им душевный комфорт и поддерживают их. Они пользуются этой стабилизирующей связью с Богом для создания прочных взаимоотношений. На втором месте в их системе — супруг, что уже отмечалось ранее. Дети, как правило, занимают третье место. Как видите, истинное счастье семьи состоит в ее ориентации: сначала — духовная сущность семьи, потом — материальная. Бог, супруг, дети. Вот основа. Оставшиеся приоритеты, конечно, важны, но эти три должны идти впереди.
Я разговаривал со многими людьми, которые искали счастья в таких вещах, как деньги, власть, престиж. Но когда они прожили жизнь и открыли для себя истинные ценности, то с горечью обнаружили, что делали не то, что надо. Я видел огромное количество обеспеченных людей, которые потратили свои лучшие годы на создание такой жизни. Как это ни трагично, они вынуждены были обратиться за советом, когда обнаружили, что, несмотря на достаток и власть, их жизни душераздирающе пусты. Любой сочтет свою жизнь «неудавшейся», если ребенок его собьется с пути истинного или если ему придется пройти, например, через развод. Только тогда приходит понимание, что единственная ценность в жизни — близкие люди, которые любят тебя и которым может быть безразлично все, но только не то, что происходит с тобой, — это Бог, супруг, ребенок.
Я встречался со многими безнадежно больными людьми, и большинство из них приходили к подобному же выводу: самое важное — иметь в жизни кого-то, кто искренне заботится о нас и безответно любит. Если этих людей есть кому любить, душа у них спокойна. Если некому — остается только посочувствовать им.
Недавно я беседовал с женой служителя церкви, очаровательной женщиной, у которой неизлечимая форма рака. Какое у нее сияющее, приветливое лицо! Когда мы разговорились, она рассказала, как изменились ее взгляды на жизнь с тех пор, как она узнала о своей болезни, и в первую очередь была пересмотрена вся система жизненных ценностей.
Впервые в жизни она поняла, что ни у одного родителя не хватит времени для удовлетворения потребностей супругов и детей, если не пренебречь чем-то менее важным. Жена служителя отвела мужу и детям первое место в новой системе ценностей, и какая же сильная перемена произошла в их жизни, как заметно переменились в лучшую сторону муж и дети! Конечно, это не означает, что мы должны пренебречь другими аспектами нашей жизни, но необходимо контролировать время, которое мы тратим на них, и ослабить влияние менее важных ценностей на нашу жизнь.
МИМОЛЕТНЫЕ МГНОВЕНИЯ
Недавно я прочитал об одном отце, трагическая история которого наглядно иллюстрирует важность безраздельного внимания. Случилось это в день его пятидесятилетия, он находился тогда в очень раздраженном состоянии. Внезапно в комнату ворвался его одиннадцатилетний сын. Рик сел к отцу на колени и начал целовать его поочередно в обе щеки. Мальчик продолжал целовать, пока отец не спросил его резко: «Что ты делаешь?» Ребенок ответил: «Я хочу поцеловать тебя 50 раз по случаю твоего пятидесятилетия». В другой раз отец был бы тронут таким проявлением любви и нежности. К сожалению, в этот раз, поддавшись плохому настроению, он оттолкнул сына и заявил: «Давай отложим это до другого раза». Мальчик был ошеломлен. Он выбежал из дома, вскочил на велосипед и помчался куда глаза глядят. Через несколько мгновений он был сбит машиной и скончался. Можете себе представить горе, раскаяние и чувство вины, которые испытал несчастный отец?
Подобные истории говорят нам о многом. Во-первых, поскольку жизнь непредсказуема и неопределенна, мы не можем знать, как много еще возможностей выпадет нам для общения с детьми. В особенности, как много моментов будет у нас, чтобы уделить ребенку безраздельное внимание. Мы должны использовать те редкие минуты, когда нам предоставляется такая возможность, потому что их может оказаться меньше, чем мы думаем. Наши дети растут очень быстро.
Во-вторых, такие счастливые минуты бывают не каждый день. Помните, мы говорили об особых моментах, которые оставляют след в памяти ребенка на всю жизнь? Тот случай, когда Рик пытался поцеловать отца 50 раз, был одним из таких бесценных моментов. Если бы отец был в состоянии провести эти минуты с сыном, выражая положительные эмоции, Рик любовно сохранил бы их в памяти на всю жизнь. Они вспоминались бы ему в самых трудных ситуациях переходного возраста, например, когда кто-нибудь попытался бы заставить его действовать против воли родителей. Однако, если бы Рик не погиб, он сохранил бы в памяти боль, обиду и унижение тех мгновений.
Давайте обратимся к другой истории, касающейся безраздельного внимания. В дневнике отца одного великого гуманиста нашли описание дня, проведенного на рыбалке с сыном. Отец сожалел, что «день не удался, потому что сын казался скучным и поглощенным своими мыслями и говорил очень мало». Отец даже написал, что, возможно, он никогда больше не возьмет сына на рыбалку.
Много лет спустя историк обнаружил эти записи и с удивлением сравнил с выдержками из дневника сына по поводу того самого дня. Мальчик с восторгом описывал этот «великолепный» день, который он провел наедине с отцом. Он писал, как глубоко был тронут вниманием отца и как важно было для него побыть с отцом наедине.
СМЫСЛ БЕЗРАЗДЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Когда мы считаем внимание безраздельным? «Я один на один с мамой (или папой)». «Она (он) полностью в моем распоряжении». «Сейчас я самый дорогой человек в мире для моей мамы». Смысл безраздельного внимания в том, чтобы дать ребенку возможность почувствовать нечто похожее.
Безраздельное внимание — это не то внимание, которое уделяют ребенку, если позволяет время; это острая потребность каждого ребенка. Мнение ребенка о самом себе и его взаимоотношения с окружающим миром зависят от того, как удовлетворяется эта его потребность. Не получая безраздельного внимания, ребенок чувствует постоянное беспокойство, потому что ему кажется, что все остальное в мире гораздо важнее его самого. Ребенок утрачивает чувство безопасности, и при этом замедляется его эмоциональное и психическое развитие. Такого ребенка легко заметить в детском саду или в классе. Он менее самостоятельный, чем дети, чьи родители не пожалели времени для удовлетворения в раннем возрасте его потребности в безраздельном внимании. Этот несчастный ребенок обычно более замкнут и имеет трудности в общении со сверстниками. Ему не просто справиться с конфликтом, и обычно он реагирует на него неудачно. Он полностью зависит от учителя или других взрослых, с которыми контактирует.
Некоторые дети, особенно девочки, лишенные безраздельного внимания со стороны своих отцов, внешне ведут себя совершенно противоположным образом. Они достаточно разговорчивы, подвижны, эффектны, часто по-детски обольстительны, и обычно воспитатели и учителя начальных классов считают их не по годам развитыми и зрелыми. Однако с возрастом их поведение не меняется и постепенно становится неадекватным. Обычно в третьем-четвертом классе их считают несносными как учителя, так и сверстники. Однако даже в этом возрасте безраздельное внимание, особенно со стороны отцов, может значительно смягчить эту самозащитную реакцию ребенка, уменьшить его беспокойство и облегчить его адаптацию в процессе взросления.
КАК УДЕЛИТЬ БЕЗРАЗДЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ?
Теперь, когда мы увидели, насколько жизненно необходимо безраздельное внимание ребенку, надо найти пути к решению этой задачи. На собственном опыте я пришел к выводу, что уделить ребенку безраздельное внимание легче всего, специально приберегая время для бесед наедине. Готов поспорить, что вы уже думаете, как трудно это сделать. Вы правы, найти время для того, чтобы побыть наедине с ребенком, ни на что не отвлекаясь, очень сложно; пожалуй, это самый сложный аспект в воспитании ребенка. Можно сказать, что именно умение справляться с этой проблемой отличает хороших родителей от всех прочих; родителей, готовых на жертвы, наиболее заботливых, которые правильно расставили свои приоритеты. Давайте признаем факт — хорошее воспитание требует времени. Найти время в нашем сверхактивном обществе трудно, особенно если внимание детей поглощено телевизором и они предпочитают проводить время перед зеркалом или экраном. Это дает еще один решающий довод в пользу безраздельного внимания. Дети сейчас подвержены влиянию извне, как никогда прежде. Чтобы выкроить время в жестком распорядке дня, требуются колоссальные усилия, но и награда велика. Ведь как замечательно видеть своего ребенка счастливым, спокойным, любимым сверстниками и взрослыми, который, к тому же, учится и ведет себя наилучшим образом! Но, поверьте мне, дорогие родители, это не приходит само собой. За это надо платить! Мы должны находить время, чтобы побыть наедине с ребенком.
У Джона Алегзандера, бывшего президента Межуниверситетского христианского содружества, четверо детей. На последней конференции он говорил о том, как сложно ему было найти время для каждого из них и как он пришел к решению выкраивать хотя бы по полчаса каждое воскресенье для каждого ребенка. Все родители должны самостоятельно выработать свой план.
Мне тоже очень трудно выделить время. Я стараюсь изо всех сил выкроить сколько возможно для своих детей. Например, одно время по понедельникам моя дочь занималась в студии недалеко от моей работы. Я обычно планировал день так, чтобы встретить ее после занятий. Мы заходили с ней в ресторан и всегда вместе ужинали. В это время, когда нам никто не мешал и никуда не надо было торопиться, я мог уделить ей безраздельное внимание и выслушать все, что она пожелает мне рассказать. Только один на один, в спокойной обстановке родители могут достичь особых близких отношений, необходимых ребенку, чтобы противостоять реальностям жизни, особенно в беспокойные годы подростковых противоречий и естественной борьбы за независимость.
Именно в такие моменты безраздельного внимания родители имеют уникальную возможность установить с ребенком зрительный и физический контакты, что усиливает важность безраздельного внимания и оказывает наибольшее влияние на жизнь ребенка.
Конечно, чем больше у вас детей, тем сложнее уделить время каждому. Помню, как я консультировал семилетнюю девочку, у которой было много проблем в школе и дома. У нее были трудности с выполнением школьных заданий, во взаимоотношениях со сверстниками, с братьями и сестрами, и поведение ее не соответствовало возрасту. Вы, возможно, уже догадались о причинах этих проблем. У нее было девять старших братьев и сестер, и ее родители просто не могли найти время, чтобы уделить ей безраздельное внимание, в котором она так нуждалась. Родители не сознавали, что их девочка страдала от недостатка безраздельного внимания, потому что все остальные их дети были в полном порядке. У них была своя ферма, и вместе со старшими детьми они весь день занимались хозяйством, при этом у них было достаточно возможностей побыть наедине с каждым ребенком, чтобы предотвратить подобные проблемы. И только с этой девочкой естественный ход вещей был нарушен. Из-за своего возраста она не принимала участия в общем труде, а занималась индивидуальной домашней работой. Это мешало ей пользоваться достаточным вниманием со стороны родителей. Она чувствовала себя отвергнутой и нелюбимой. Родители горячо любили ее, но ребенок не мог этого знать.
ТЩАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПРАВДЫВАЕТСЯ С ЛИХВОЙ
Из этого примера видно, как нелегко спланировать время для того, чтобы уделить достаточно внимания каждому ребенку. Это трудно. В семье, где двое детей, каждый родитель может справиться с этой задачей. Когда в семье больше двух детей, проблема усложняется. И, естественно, в семье, где только один родитель, тылы еще менее прикрыты. Однако тщательное планирование полностью оправдывает себя. Например, в какой-то конкретный день (скажем, в пятницу) один ребенок может остаться незанятым. Заботливый родитель, в системе ценностей которого дети занимают одно из первых мест, использует такую драгоценную возможность для того, чтобы уделить ему безраздельное внимание. Конечно, наши планы должны учитывать эмоциональные потребности всех детей и каждого ребенка в отдельности, чтобы не столкнуться с проблемой, которая возникла в семье фермеров, где было десять детей.
Мы должны противодействовать концепции, согласно которой внимание уделяется тому, кто его больше требует. У всех детей одинаковые потребности, независимо от того, заявляют они об этом или нет. Особенно уязвимы в этом смысле нетребовательные, пассивные дети, которые в семье занимают среднее положение между старшими и младшими. Если братья и сестры такого ребенка окажутся требовательными детьми, родители могут упустить его и не обращать на него особенного внимания до тех пор, пока у ребенка не возникнут трудности.
Для того чтобы быть всегда начеку и не упустить представившуюся возможность общения, родителям требуется резерв времени. Например, когда другие дети где-нибудь играют, а один почему-либо остается дома, нужно использовать эту возможность, наполнить эмоциональную емкость ребенка и предотвратить проблемы, возникающие при ее опустении. В этом случае безраздельное внимание может быть весьма кратковременным: одно-два мгновения поистине могут сделать чудеса. Каждый миг идет в счет. Это напоминает очередной вклад в банк. До тех пор пока соблюдается положительный баланс, эмоциональная жизнь ребенка тоже будет носить положительный характер и у него будет максимум радости и минимум проблем. Это также сбережения на будущее, особенно на годы переходного возраста. Каждый вклад придает уверенности, что переходный период пройдет благоприятно, принесет положительные результаты и вознаградит и родителей, и детей. Ставки высоки! Что может быть лучше уравновешенного ребенка, достигшего переходного возраста?
Конечно, более длительные периоды безраздельного внимания тоже необходимы. По мере того как дети растут, продолжительность такого общения должна увеличиваться. Старшим детям необходимо время, чтобы оттаять душой, преодолеть защитные реакции, почувствовать себя достаточно легко и разделить вместе с вами свои потаенные мысли, особенно если их что-то тревожит. Как видите, если с раннего детства уделять внимание ребенку хоть на краткие мгновения, то впоследствии он воспримет общение с вами естественно и ему будет легче разделить свои эмоциональные ощущения с родителями. С другой стороны, если не уделять достаточно времени на безраздельное внимание, как может ребенок научиться полноценно общаться с родителями? И здесь опять ставки высоки. Что может быть прекраснее ребенка, который может довериться вам и поговорить о чем угодно?
Все это, конечно, достаточно сложно и требует массу времени. Но многие люди, которых я встречал, делились со мной своими секретами, помогающими найти необходимое время. Помню, как я слушал Джо Бейли, христианского писателя, который говорил как раз об этом. Он, например, отмечает определенные дни в календаре для общения с семьей и, если кто-нибудь звонит ему и просит о встрече на эти дни, вежливо объясняет, что этот день у него уже занят.
Другая мысль Джо Бейли тоже очень пришлась мне по душе. Он использовал персональные флаги. Каждый флаг был сделан с учетом индивидуальности членов семьи и носил на себе имя владельца. Его, как правило, дарили ребенку в день рождения. Потом его поднимали на флагштоке возле дома во всех торжественных случаях: в дни рождений, когда ребенок возвращался домой из путешествий или поступал в колледж. Это пример косвенной формы безраздельного внимания.
БЕЗРАЗДЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ В ПРИСУТСТВИИ ДРУГИХ
Мы упоминали, что безраздельное внимание лучше уделять ребенку, когда вы с ним наедине. Хотя это действительно так, бывают случаи, когда безраздельное внимание нужно уделить в присутствии других людей. Это особенно уместно, когда ребенок или пережил какое-то эмоциональное потрясение, или находится в состоянии регрессии. Под регрессией здесь я понимаю ослабление контроля над своими чувствами и/или поведением.
Позвольте привести пример. Однажды глубоко озабоченные родители обратились ко мне за советом по поводу поведения своего двенадцатилетнего сына Тима. В этот период с ними вместе стал жить еще один двенадцатилетний мальчик, двоюродный брат Тима. Он оказался очень требовательным ребенком, который отодвинул Тима как бы на второй план, забрав все родительское внимание. Тим почувствовал, что нахальный брат занял его место в жизни семьи, ощутил депрессию, растерянность и стал некоммуникабельным. Частично мой совет родителям состоял в том, чтобы они постарались удовлетворить потребности обоих мальчиков в безраздельном внимании, т. е. и с Тимом, и с его кузеном надо было проводить время наедине. Однако кузен продолжал первенствовать во всех ситуациях, когда присутствовали оба мальчика. Тогда я посоветовал родителям всякий раз уделять безраздельное внимание каждому мальчику, когда ситуация складывалась в пользу другого. Родителям удалось это сделать. Они поворачивались лицом прямо к Тиму в то время, когда была его очередь высказаться, глядели ему прямо в глаза, прикасались к нему, когда это было возможно, а также внимательно выслушивали его аргументы. Затем, когда следовало дать высказаться брату, родители повторяли все то же самое по отношению к нему.
Такой тип безраздельного внимания обычно хорошо срабатывает, если ребенок получает достаточно внимания наедине. Кстати, я обучил учителей этим простым принципам, которые буквально перевернули весь процесс обучения и восприятия каждого отдельного ученика.
Безраздельное внимание отрывает у нас массу времени, его трудно оказывать постоянно, а подчас оно ложится непосильным бременем на измученных родителей. Но безраздельное внимание — это самое мошное средство в заполнении эмоциональной емкости ребенка и в обеспечении его будущего благополучия.
Подобающая и неподобающая любовь
Я бы хотел перейти к дискуссии о излишней любви. Одна сторона в этом вечном споре утверждает, что излишняя любовь портит ребенка, тогда как другая сторона настаивает на том, что невозможно любить ребенка слишком сильно. Путаница в этих понятиях часто приводит защитников обеих сторон к крайностям. Многие сторонники первой позиции, например, выступают за строгую дисциплину, тогда как многие из второй группы злоупотребляют вседозволенностью.
Я бы хотел предложить вам вновь изучить этот вопрос в свете концепции подобающей любви. Полагаю, что если мы определим подобающую любовь как чувство, проявление которого обеспечит ребенку здоровье и правильное воспитание, будет благоприятствовать его эмоциональному развитию и росту уверенности в себе, тогда картина прояснится. Тогда мы вполне сможем придерживаться принципа, что ребенку необходимо сверхизобилие подобающей любви, и, конечно, ему не на пользу любовь неподобающая.
НЕПОДОБАЮЩАЯ ЛЮБОВЬ
Я думаю, что мы можем определить неподобающую любовь как чувство, проявление которого препятствует эмоциональному развитию ребенка, так как оно не удовлетворяет эмоциональные потребности ребенка и отягощает родителей все возрастающей зависимостью, а также препятствует развитию чувства уверенности в себе у ребенка. Наиболее распространены четыре типа неподобающей любви: собственническая, соблазняющая, амбициозная и перестановка ролей.
СОБСТВЕННИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ
Собственническая любовь выражается стремлением родителей поощрять у ребенка чувство излишней зависимости от них. Пол Турнер, прославленный швейцарский воспитатель, прекрасно освещает этот вопрос в своей статье «Значение собственнической любви». Он утверждает, что пока ребенок мал, зависимость его «очевидна и почти абсолютна». Но если эта зависимость не уменьшается по мере того, как ребенок растет, она становится препятствием на пути эмоционального развития ребенка. Многие родители пытаются удержать детей в зависимости от себя. Доктор Турнер утверждает, что они достигают этого «посредством шантажа» или используя свою власть и настаивая на повиновении. Ребенок — их собственность. У них есть на него права, так как он принадлежит им. Таких родителей называют «собственниками». Эти родители склонны обращаться с ребенком как со своей собственностью, которой они владеют, а не как с существом, которому необходимо расширять свои права и постепенно переходить на позиции независимости, а также становиться уверенным в себе человеком.
Родители должны уважать в ребенке право быть самим собой. Это не означает, конечно, отказ от всех ограничений и разрешение всего и вся. (Каждый ребенок нуждается в руководстве и дисциплине.) Это означает, что нужно поощрять ребенка думать, проявлять непосредственность, ощущать себя личностью, которая должна все больше и больше брать на себя ответственность за свои мысли и поступки. Если мы, родители, будем игнорировать право ребенка на независимость, то произойдет следующее: либо он вырастет всецело зависимым от нас и полностью покорным, неспособным понять, как ему найти себя в этом мире; либо он может стать легкой добычей волевых, влиятельных личностей или групп, таких, как «мунисты»; либо наши взаимоотношения с ребенком будут ухудшаться по мере его взросления — он будет все меньше податлив нашему руководству.
И снова, как предлагает доктор Турнер, мы должны «обладать, не обладая». Такова великая мудрость Библии. Человек никогда не может действительно обладать чем-либо. Он лишь хранитель тех благ, которые Бог доверяет ему, потому что «Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10:26).
Конечно, собственнические чувства есть у всех родителей, но мы должны постараться: 1) обнаружить в себе это; 2) отделить это от истинной заботы о благополучии ребенка, особенно в вопросах, касающихся развития уверенности в самом себе; 3) помнить об этом постоянно; 4) бороться с этими чувствами.
СОБЛАЗНЯЮЩАЯ ЛЮБОВЬ
Другой неподобающий способ выражения любви — это соблазняющая любовь. Здесь следует начать с предупреждения, что писать об этом предмете очень сложно, потому что нелегко определить, что такое соблазн.
В рамках нашей темы, я полагаю, достаточно назвать это попыткой сознательно или бессознательно извлекать сексуальные ощущения от общения с ребенком.
Пример таких отношений обсуждался на последнем семинаре по детской психиатрии. Семилетнюю девочку осматривали в психиатрической клинике по поводу частых мастурбаций и плохой успеваемости в школе. Выяснилось, что девочка могла часами фантазировать о том, как после смерти матери она живет одна с отцом. Было также отмечено, что ее отец проводит много времени с девочкой, обнимая ее, лаская, целуя, и это явно доставляет обоим сексуальное наслаждение. Когда эти факты в мягкой форме изложили отцу, его реакция была следующей: «О Боже! Я действительно заметил, что, когда мы вместе принимали душ и я смывал с нее мыло, она реагировала как взрослая женщина!» Это был случай, когда отец явно был соблазнителем. Однако он, очевидно, не вполне сознавал, что делает. Как почти во всех подобных случаях, супружеские отношения в этой семье были нездоровыми.
В семьях, где супруги не ладят, очень часто присутствует элемент «соблазнения», хотя и не всегда в такой степени.
А что вы думаете о письме, адресованном Анне Ландерс, которое появилось в печати 29 декабря 1976 года?
«Дорогая Анна Ландерс!
Я не знаю, стоит ли мне беспокоиться. Дело в нашей маленькой двенадцатилетней дочери. Я видела девочек, которые сходят с ума по своим отцам, но никогда не видела ничего подобного.
Донна при любой возможности садится рядом с отцом, а то и к нему на колени. Они очень долго играют руками и ведут себя как пара котят. Она виснет на своем отце во время прогулок или они обнимают друг друга за талию. Нормально ли это?
Обеспокоенная мать».
Есть ли у вас дочь такого возраста? Какие у вас возникли мысли? Плохо это или хорошо? А вы бы обеспокоились? Что бы вы сделали?
Давайте посмотрим, что ответила Анна Ландерс:
«Дорогая О! Что-то сдается мне, что описанных вами прикосновений многовато. Сегодня двенадцатилетняя девочка уже скорее женщина, чем ребенок. С Донной надо поговорить, но было бы лучше, если бы это сделали не вы.
Возможно, это мог бы сделать какой-нибудь родственник, понимающий проблему, или ваш друг. Они могли бы объяснить Донне, что неприлично и вредно для девочки ее возраста иметь так много физических контактов с отцом. (Несомненно, что такое поведение заметили и окружающие.)
Если вы не найдете такого человека, который мог бы тактично, но твердо все объяснить Донне, во что бы то ни стало обратитесь за помощью к школьному психологу. Я считаю, что в данном вопросе необходимо найти подход именно к девочке, а не к отцу, который в такой ситуации склонен занять позицию обиженного или оборонительную».
Теперь я хотел бы прокомментировать ответ Анны. Во-первых, я согласен, что, действительно, физического контакта в описании многовато и что этот контакт носит характер соблазняющего. Однако это всего лишь точка зрения матери, и весьма вероятно, что супружеские отношения в семье оставляют желать лучшего. Короче говоря, ни мы, ни Анна не можем знать наверняка, имеется ли здесь чувственный соблазн. Возможно, ситуация здесь сходна с той, где мать ревновала и завидовала хорошим взаимоотношениям дочери и отца.
Но допустим, что здесь действительно имеет место соблазняющее поведение. Пошли бы вы к двенадцатилетней девочке с объяснениями, что ее отец избрал недопустимое сексуальное поведение? В наше время истинное уважение к родителям — слишком большая редкость, чтобы его умышленно подрывать.
Так или иначе, я бы хотел сделать одно принципиальное замечание по поводу ответа Анны, а именно отметить, что он отражает общепринятый сегодня взгляд на любовь к детям. Исходя из того, что отец выражал свою любовь к дочери неподобающим образом, Анна дала совет не выказывать эту любовь вовсе. Мы уже видели, как жизненно необходим физический контакт девочке, приближающейся к переходному возрасту. Данный отец выражал свою любовь не совсем правильно, следует ли из этого, что надо полностью прекратить физический контакт?
Боюсь, что подобное мнение широко распространилось в нашем обществе. Общепринято считать, что, поскольку некоторые родители соблазняют своих детей, физический контакт следует свести к минимуму или избегать его вовсе. По аналогии можно было бы прийти к такому решению: поскольку я сегодня видел ожиревшего человека, то я больше не должен есть или, по крайней мере, есть как можно меньше.
Другая причина, по которой, к сожалению, многие родители избегают физического контакта с детьми, состоит в том, что у них действительно возникает сексуальное чувство в ответ на физический контакт. Это может случиться с любым, особенно у отцов по отношению к старшим дочерям. Итак, перед нами дилемма. С одной стороны, ребенку необходимо чувствовать себя любимым и физический контакт при этом очень важен. С другой стороны, родители чувствуют беспокойство и страх сделать что-нибудь не так, а возможно, и принести вред ребенку.
Я думаю, что родителям очень пошло бы на пользу, если бы они четко сознавали: 1) каждый ребенок, независимо от возраста, нуждается в соответствующем физическом контакте; 2) испытывать порой сексуальные чувства или ловить себя подчас на мимолетных сексуальных фантазиях — вполне нормально; 3) родители должны игнорировать эти неуместные чувства, не отступать и давать ребенку все, в чем он нуждается, включая соответствующий (несоблазняющий) контакт.
При подобной путанице неудивительно, что очень многие дети не чувствуют себя искренне, безусловно любимыми.
Некоторые родители испытывают еще и дополнительные страхи, связанные с гомосексуализмом. Распространено ошибочное представление, что проявление слишком большой любви матери к дочери или отца к сыну может вызвать впоследствии подобные отклонения, но на самом деле все как раз наоборот.
В школе, где я работаю психиатром и психотерапевтом, часто можно услышать, как учителя выражают беспокойство по этому поводу. Одна учительница как-то спросила меня: «Доктор Кэмпбелл! Я очень сильно люблю свою дочь и часто целую ее, иногда даже в губы. Я не сделаю ее лесбиянкой?»
Расспросив подробнее о взаимоотношениях в семье и убедившись, что там царит здоровая и естественная обстановка, я одобрил поведение матери и рекомендовал продолжать в том же духе.
ДВА ПРИМЕРА
Позвольте мне привести вам два других примера. Второй пример покажет, что может сделать подобающая любовь, включающая физический контакт, для ребенка в становлении его чувства сексуальной принадлежности. Но первый пример касается проблемы, которая возникает при отсутствии такой любви.
Первый пример я позаимствовал у Расти, моего хорошего друга, худощавого, крепкого, как говорится, настоящего мужчины, инструктора по строевой подготовке в морской пехоте. У него и его душевной жены — четверо мальчиков, почти погодков. Расти решил, что его мальчики должны быть такими же, как и он, сильными и суровыми мужчинами. Он воспитывал их как новобранцев на флоте: строго, в суровой дисциплине, без нежностей, в беспрекословном повиновении, без вопросов, без объяснений.
Ваша реакция на это очень важна. Как, вы думаете, развивались мальчики? Думаете ли вы, что они пошли по стопам отца? Думаете ли вы, что они стали настоящими мужчинами?
Последний раз, когда я видел этих мальчиков, каждый из них был в крайней степени женоподобен. Их манерность, речь и внешность были типично девчачьими. Удивлены? А зря. Я вижу подобное каждый день. Мальчики, у которых грубые, неласковые отцы, обычно становятся женоподобными.
А вот второй пример. Несколько лет назад пастором у нас был крупный мужчина с грубыми чертами лица, у него были добрые глаза, доброе, любящее сердце. Его сыну было тогда 3 года, столько же, сколько и моему Дейвиду, но он был на голову выше и футов на 20 тяжелее, — вылитый отец. Наш пастор горячо и нежно любил своего сына. Он был очень ласков с мальчиком, часто обнимал, целовал его или возился с ним.
Как, вы думаете, развивался этот мальчик? Пошел ли он по стопам отца? Можете быть уверены, этот паренек стал таким, как его отец! Внешность у него была мужская, ярко выраженная, и он чувствовал, что его любят, что он настоящий мужчина. Он сумеет найти свой путь в этом мире с таким отцом.
Если эти два примера не убеждают вас в том, что изобилие любви подобающей не только не вредно, а, наоборот, необходимо каждому ребенку (и девочкам, и мальчикам) от каждого родителя, позвольте преподнести вам еще один факт. Во всей моей практике и в прочитанных мною исследованиях не было ни одного ребенка, дезориентированного относительно своей половой принадлежности, среди детей, имевших нежных, любящих отцов.
Итак, вследствие только что описанных заблуждений (а также и других), не многие родители способны дать детям необходимое эмоциональное воспитание. Хотя сердца их переполнены любовью, ее слишком мало в повседневной жизни. Я уверен, когда эти заблуждения рассеются и родители поймут, что необходимо их детям, большинство будет в состоянии обеспечить в изобилии своих детей именно такой любовью, которая им нужна.
АМБИЦИОЗНАЯ ЛЮБОВЬ
Третий распространенный тип неподобающей любви — амбициозная любовь. Удовлетворить свои амбиции через ребенка — значит попытаться в его жизни воплотить свои собственные мечты. Одна из наиболее вредных типов амбициозной любви — это любовь матери, которая через жизнь дочери пытается реализовать свои романтические фантазии или сексуальные желания. Достигает этого мать, бессознательно подталкивая дочь к таким отношениям или ситуациям, в которых она сама жаждет оказаться. Разгадка к этому явлению кроется в навязчивом интересе матери к интимным подробностям свиданий своей дочери, что приводит ее к сексуальному возбуждению, по мере того как дочь раскрывает ей свои секреты. Разрушительность такого процесса очевидна. Ребенок может быть заведен в ситуации, к которым он еще не готов в силу своей незрелости и недостатка опыта. Беременность — лишь одно из возможных последствий. Другим частым результатом бывает снижение самоуважения ребенка. Такой процесс может исказить представление ребенка о самом себе на всю жизнь.
Такого типа перевоплощения могут возникнуть и у отца по отношению к сыну и иметь аналогичные последствия. Отец, который проявляет свою мужскую доблесть через победы сына, приносит вред не только сыну, но и тем, кто оказывается с ним рядом. В этом случае мальчик принужден расценивать женщин в первую очередь как сексуальные объекты. Ему будет трудно общаться с женщинами как существами, имеющими чувства, а тем более как с равными.
Конечно, существуют разные варианты перевоплощения. Только что описанный тип является наиболее разрушительным для ребенка.
Другой пример перевоплощения дает отец, использующий сына для удовлетворения собственных спортивных устремлений. Если вы хотите увидеть это явление воочию, отправляйтесь на игру в ближайший детский спорт-клуб. Отец, имеющий склонность к описанному перевоплощению, настолько эмоционально подключается к игре, как будто он сам полевой игрок. Вы сможете увидеть, как он выходит из себя, возмущаясь судьей, который сделал замечание его сыну. Хуже всего, когда отец выговаривает и унижает сына в случае, если тот допустил ошибку.
Что это нам напоминает? Старую проблему любви с условием? Чем более мы удовлетворяем свои амбиции через детей, тем более условна наша любовь, тем больше она зависит от того, насколько хорошо дети определили и оправдали наши многочисленные амбициозные ожидания. Но давайте посмотрим правде в глаза.
Мы все в некоторой степени удовлетворяем свои амбиции через детей, не правда ли? Прошлым летом мы обнаружили, что наш восьмилетний сын весьма неплохо играет в бейсбол. Когда я следил за его игрой, то, по непонятной мне причине, мысленно перенесся с те дни, когда сам играл в профессиональный бейсбол. Я поймал себя на воспоминании о том, как страстно я желал попасть в высшую лигу. Боль и разочарование от того, что мне не удалось достичь цели, вновь возникли во мне, когда я наблюдал, как хорошо играет Дейвид. Сам не знаю, почему. Какой ошибкой было бы с моей стороны предпринять амбициозную попытку достичь своей несбывшейся мечты через сына!
Удовлетворение амбиций через детей приносит вред, когда ставит нашу любовь в зависимость от поведения ребенка и делает нашу любовь условной. Мы, родители, не должны позволять нашим надеждам, устремлениям и мечтам определять характер любви к детям.
Перевоплощение можно рассматривать как проявление собственнической любви, если оно заставляет нас смотреть на детей как на объекты собственности, которую нужно использовать для осуществления своих надежд. Как может в такой ситуации вырасти у ребенка сознание собственных прав и как он может научиться думать самостоятельно и полагаться на самого себя?
Мы должны сохранить нашу любовь к ребенку безусловной. Мы должны любить его так, чтобы он мог выполнить в жизни то, что ему предначертано Богом, а не стремиться удовлетворять свои амбиции.
ПОЛНАЯ ПЕРЕМЕНА РОЛЕЙ
Перемена ролей была описана несколько лет назад Моррисом и Гоулдом в публикациях Лиги благополучия ребенка. Они определяют ее как «полную перемену ролями, в результате которой родители обращаются к своим детям, и даже малышам, за помощью, защитой и эмоциональной поддержкой».
Брандт Стил и Карл Поллок дают описание перемены ролей в книге «The Battered Child» (Chicago: University of Chicago Press, 1974, p. 95). Они утверждают: «Такие родители ожидают и требуют слишком многого от своих детей. Требовательность к исполнению не только непомерно велика, но и преждевременна. Ребенок не в состоянии выполнить то, что от него хотят, и реагировать подобающим образом. [Такие] родители обращаются с ребенком так, как будто он много старше, чем есть на самом деле. Создается впечатление, что родители не уверены, что их любят, и смотрят на ребенка как на источник их поддержки, комфорта и любви. Вряд ли будет преувеличением сказать, что родитель ведет себя как напуганный ребенок, взирающий на собственного ребенка так, как будто это взрослый человек, способный принести успокоение и любовь... Мы видим здесь два существенных элемента: высокие ожидания и требовательность родителей, а также игнорирование нужд самого ребенка, его ограниченных возможностей и беспомощности, т. е. серьезное непонимание ребенка».
Перемена ролей — это первая стадия взаимоотношений в таком пугающем явлении, как жестокое обращение с детьми. Жестокие родители считают, что их ребенок должен позаботиться об эмоциональном спокойствии родителей, они ждут, чтобы ребенок нянчил и успокаивал их, и если ребенку это не удается, они оставляют за собой право наказать его.
Жестокое отношение к детям — это крайняя степень перемены ролей. Но все родители в некоторой степени прибегают к такой форме общения. Иногда мы ожидаем, что ребенок поможет нам выйти из тяжелого состояния. Это обычно бывает, когда мы неважно чувствуем себя физически или морально. Это может быть вызвано депрессией, каким-либо заболеванием, нервной или физической усталостью. В такие периоды у нас мало, или нет вовсе эмоциональных сил для того, чтобы заботиться о детях. Весьма трудно при этом удовлетворить потребности детей в зрительном и физическом контакте или уделить им безраздельное внимание. Когда наши эмоциональные или физические силы истощены, мы сами нуждаемся в заботе. Нелегко дать что-либо, когда нечего давать. В таком состоянии легко допустить ошибку, ожидая, что ребенок станет утешителем, будет уступчивым и сознательным, а также беспрекословно послушным. Но это противоестественно для ребенка. Если заставить его принять на себя эту роль, он не будет нормально развиваться. Список возможных нежелательных последствий такого ненормального развития бесконечен.
Мы, родители, не должны допустить такой ситуации. Мы должны понять, что родители заботятся о детях, а дети принимают их заботы. В те периоды, когда мы не способны на это, необходимо как можно быстрее восстановить свои силы. И пока мы не готовы в полной мере взять на себя ответственность за своих детей, мы не должны ожидать, что они возьмут на себя роль родителей. Конечно, они могут, в меру своих возможностей, выполнять отдельные поручения, когда мы больны, но нельзя предполагать, что они смогут удовлетворять наши эмоциональные потребности.
Мы должны предпринять все возможное, чтобы предотвратить такие ситуации, когда мы не в состоянии заботиться о детях. Это означает, что мы должны следить за собственным здоровьем, чтобы избежать болезней и усталости, например, использовать разумную диету, полноценный отдых и физические упражнения. Это может означать заботу о своем эмоциональном здоровье с помощью хобби и простой перемены деятельности для предотвращения депрессии или морального опустошения. Это может означать также сохранение нашей духовной жизни в ее чистоте и свежести, поэтому необходимо выделять определенное время для молитв и размышлений. И, что особенно важно, это означает сохранение прочных, здоровых и надежных супружеских отношений. Жена или муж должны занимать второе место в нашей жизни после Бога, а дети, вслед за ними, — третье. Помните: мы сможем дать ребенку больше, если будем сами эмоционально и духовно наполненными. Это возвращает нас к проблеме определения системы ценностей и планирования целей.
НЕ ВЫПЛЕСКИВАЙТЕ РЕБЕНКА ВМЕСТЕ С ВОДОЙ
Мы рассмотрели четыре наиболее распространенных типа неподобающей любви и несколько общепринятых заблуждений. Конечно, это такие формы отношений, которых мы все хотели бы избежать. Они вредны и родителям, и детям.
Однако, стараясь избежать этих ошибок, давайте не будем выплескивать вместе с водой ребенка. Давайте не будем делать еще худшую ошибку и, избегая неподобающей любви, воздерживаться от подобающей. Это самая распространенная ошибка в воспитании детей. Гораздо больше детей страдает от недостатка подобающей любви, чем от избытка неподобающей.
Подобающая любовь идет на пользу ребенку, неподобающая любовь может служить удовлетворению патологических потребностей и причуд родителей.
Мы должны осознать это. У наших детей есть жизненные потребности, которые только мы, родители, можем удовлетворить. Если мы обнаружим, что не можем удовлетворить эти потребности, не можем заполнить их эмоциональные емкости, не можем дать им достаточно хорошего зрительного и физического контакта, уделить им безраздельное внимание, то нам следует обратиться за помощью, и чем скорее, тем лучше. Чем дольше мы медлим, тем больше обостряется ситуация.