ЛЕВ КАССИЛЬ, писатель
ПУСТЬ НАУЧАТСЯ ПОНИМАТЬ ПРЕКРАСНОЕ!
Мне часто вспоминается одна сценка, случайным наблюдателем которой я был... Произошло это в подмосковной дачной местности. С террасы уютного домика сбежал мальчик лет шести, одетый в модный кургузенький пиджачок, явно импортного происхождения, в очень короткие штанишки-шортики, клетчатые чулки, с галстучком, завязанным бабочкой. На моих глазах, но, по-видимому, не замечая меня, так как я стоял за большим деревом, маленький франтик воровато огляделся и вдруг кинулся плашмя на проезжую дорогу и, несколько раз кувыркнувшись, стал кататься по пыли, с какой-то злой тщательностью вываливаясь в ней. Изрядно вымазавшись и загрязнившись, он, как ни в чем не бывало, встал и деловито направился к террасе. Вид у него был злой и упрямый.
На террасе показалась полная, хорошо одетая женщина. Увидев перепачканного в пыли и утратившего свой щегольской вид мальчугана, она схватилась за голову...
— Дима!.. Опять? Ну что мне с тобой делать? Где ты так успел уже вываляться? Минутки не прошло, только я тебя переодела, а ты уже выглядишь каким-то пугалом огородным. Нет, ты посмотри на себя! Во что ты превратил такой хорошенький костюмчик. Не умеешь ты беречь красивые вещи...
— А я не люблю красивое! — закричал мальчуган. — Я тебе сто раз говорил, что не люблю красивое. Не хочу красивого. Не надо мне красивого. Все мальчишки надо мной смеются, из-за этого твоего красивого смеются. Не хочу красивого!
Давно не видел я такого яростного гонителя красоты. Мне захотелось подождать и узнать, чем кончится вся эта история. Между тем мать схватила за руку недавнего франта, уволокла его в дом. Через десять минут он вышел оттуда с еще влажными от недавнего умывания щеками — чистенький, опрятный, в простых удобных штанишках, легкой курточке, осмотрел себя внимательно и, довольный, зашагал по дороге.
И тут я понял, что передо мной был не маленький злобный упрямец, сопротивляющийся всему доброму и прекрасному, а нормальный здоровый мальчишка, которому до смерти надоели чрезмерные заботы мамаши о его внешней экипировке. У него, должно быть, были собственные, соответствующие его мальчишеским воззрениям, представления о том, что такое красота и как должен выглядеть юный гражданин его возраста. И, вероятно, его бунт против красоты, выраженный столь бурно, явился завершением длительной борьбы с матерью и следствием постоянных «дразнилок», которыми досаждали ему сверстники.
Мне припоминается этот случай всегда, когда я сам размышляю о том, как следует воспитывать в ребятах чувство прекрасного или когда веду на эту тему беседы с матерями.
Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому здоровому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному существованию. Ребята тоже с самых малых лет тянутся к тому, что им кажется красивым, ярким, манящим своей формой или цветом. Недаром мы уделяем такое серьезное внимание окраске и фактуре тех игрушек, шариков, колец, мячиков, кубиков, которые первыми попадают в руки совсем еще маленьких детей. Мы стремимся, чтобы эти примитивные игрушки были приятны на ощупь, радостны для глаза ребенка. Такая игрушка должна быть праздником для осязания и зрения. В сущности, эти гладкие, сверкающие яркие безделушки и есть первые предметы из мира прекрасного, попадающие в сферу внимания ребенка.
Я не берусь тут проследить подробно дальнейший процесс освоения детьми элементов красоты, с которыми они встречаются в жизни. Это — большая и специальная тема, требующая серьезного разговора. Сейчас хочу ограничиться лишь некоторыми примерами и выводами, которые, может быть, пригодятся матери, которая озабочена, чтобы ее дети, вступая в сознательный возраст, приобрели правильное представление об истинно прекрасном и избежали опасности попасть на приманку пошленькой красивости. Вопрос этот важный. Среди многих задач, которые ставит перед собой каждый воспитатель, желающий вырастить своих питомцев полными высокого человеческого достоинства, радостно ощущающими свое место в человеческом обществе, знающими свое дело в жизни, умеющими связывать свою личную судьбу с судьбами и интересами коллектива, среди многих этих задач, решение которых помогает вырастить человека полноценно счастливым, стоит и немаловажная задача привить подрастающему человеку верное чувство прекрасного, правильное понимание красоты.
Ребята приглядываются ко всему, что их окружает, гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Их пугает и отталкивает все уродливое, безобразное. Зато как они радуются и цветам, и алмазному блеску снега, и новому красивому платью матери! «Ой, какая ты красивая сегодня», — обязательно заметит ребенок, увидев мать в новом праздничном платье.
Но почти у всех ребят развито настороженное отношение ко всему чрезмерно, нескромно, крикливо выставленному на вид. Ребенок верит, что за прекрасной внешностью всегда живет красивая сущность. Недаром и во всех хороших сказках действуют статные добры-молодцы и прекрасные лицом, ясноглазые красавицы. Красота и добро сливаются воедино. И дети хотят, чтобы и в окружающей их жизни этическая сторона всех явлений, с которыми они сталкиваются, отвечали бы эстетической. В этом сказывается стремление ребенка к гармоническому совершенству жизни.
Но сколько раз мне приходилось наблюдать, как терзается гордый мальчишка или скрывает свое смущение застенчивая девчурка, замечая, что мать вырядилась чересчур уж пышно, вызывая иронические взгляды окружающих, да еще нарумянилась сверх меры и перепудрилась. Знаю я также случай, когда тихий и серьезный мальчик вдруг почему-то отказался пойти с матерью, которую он очень любил, в гости. Он плакал, отбивался и отказывался объяснить, почему он не хочет идти на интересную вечеринку, где его ждали и люди для него дорогие и всевозможные соблазнительные угощения. Только на другой день, доверившись мне, он признался, что ему было стыдно идти с матерью, которая надела платье со слишком большим декольте. «Это некрасиво... это стыдно», — говорил мне взволнованный мальчик. Да, платье, вид которого не соответствовал его строгим и чистым представлениям о матери, казалось ему уже и некрасивым.
И мне думается, что надо очень бережно охранять это живущее в детях представление о красоте как о выражении чистых, светлых, добрых начал человека. Придет пора, и ребенок постепенно станет понимать, что внешность — это еще не обязательно точное отражение внутреннего мира человека. С глубоким волнением прочтет он бессмертную сказку Аксакова «Аленький цветочек», где верность данному слову и чистота девичьей любви позволяют внутренней красоте торжествовать над внешним уродством и превратить ужасное Чудище в прекрасного юношу.
— Знаешь, мама, мне все-таки очень хочется быть хорошенькой, — говорила недавно десятилетняя школьница своей матери, одной моей хорошей знакомой. Девочка эта выглядит вполне миловидной, но ей не раз приходилось слышать от не очень тактичных взрослых, что некоторые подруги красивее ее. И хорошо, что у матери, женщины очень культурной, нашлись верные слова, чтобы объяснить дочке, какова истинная красота человека. На многих примерах, взятых из жизни, из среды, хорошо известной девочке, мать показала, что быть лишь внешне красивым — этого еще недостаточно, для того чтобы стать счастливым. Мать напомнила о многих людях, которые, не отличаясь особой красотой, завоевали всеобщее уважение, признание друзей и живут подлинно радостной трудовой, творческой большой жизнью.
В то же время надо приучать ребят с малых лет заботиться о том, чтобы они выглядели по возможности хорошо, чтобы следили за своим костюмом, за вещами, которыми пользуются. Прививая хорошие манеры, то есть умение держаться скромно, без всякой развязности, но и без излишней скованности, надо всегда сразу же пояснять ребятам, почему такое поведение человека правильно считают хорошим, красивым, а дурные, раздерганные и грубые манеры люди осуждают как безобразные. И если ребята поймут, в чем первооснова красоты человеческого поведения в быту, добрые манеры постепенно войдут в их привычку и нарушение их будет уже им самим казаться уродливым.
С самых ранних лет надо помогать ребенку постигать прекрасное. Сперва красивая игрушка, милая песенка, первый легкий стишок под красивой картинкой... А потом уже книги посерьезнее, посложнее, и убранство комнаты, и платьице для куклы, и хорошая музыка, к которой следует прислушаться, когда ее передают по радио, и стихи с последующим раздумчивым разговором о них, и зеленое раздолье полей, манящее вдаль во время летней прогулки, и хороший спектакль в детском театре, и разделенное с ребенком волнение, которое породил интересный фильм...
Книга давно уже стала одним из самых деятельных помощников семьи по воспитанию эстетического вкуса у младшего поколения. Хорошая книга становится первым и верным другом детства миллионов ребят. Можно с уверенностью сказать, что нет на просторах нашей Родины такого дома, где (если в нем растет хотя бы один ребенок) не нашлось бы детской книжки.
Книжка входит в мир ребенка еще до того, когда тот становится читателем. Сначала он всего лишь зритель и слушатель книги. Старшие показывают ему картинки, читают вслух тексты, дают пояснения. И вот очень важно, чтобы то доверие к взрослому, которое рождается у ребенка при его общении с книгой совместно со старшими, не обрывалось бы после того, как начинается самостоятельное детское чтение. Как радостно маленькому читателю слышать от отца или матери, что и им тоже пришлась по душе хорошая книжка, умный рассказ в журнале, яркий и интересный кинофильм, увиденный на экране телевизора, хорошая музыка, прослушанная по радио. Ребятам очень импонирует, что полюбившаяся им книжка как бы входит в круг семейного чтения, и взрослые находят поводы так или иначе возвращаться к прочитанной книге, приводить особенно запомнившиеся в ней выражения, ссылаться при случае на пример ее героев.
Однако, чтобы привить ребятам верный эстетический вкус, надо умело руководить их чтением. Ведь часто и в школе ребята «проходят» многие замечательные творения литературы без подлинного удовольствия, которое несомненно должна доставлять им хорошая книга, — именно «проходят», а не читают эти произведения, не увлекаются ими. Они заучивают схемы содержания, бойко распределяя персонажей по различным нравственным, социальным и историческим категориям. Конечно, вдумчивый и сам горячо любящий, тонко понимающий литературу учитель заразит школьников своим восхищением, своим эмоциональным восприятием произведений, разбираемых в классе. Он и сам с увлечением прочтет ребятам лучшие страницы изучаемого писателя, захватит их радостью общения с подлинным произведением искусства. И тут очень важно, чтобы у себя дома, после школы, ребята могли бы поделиться со старшими своими новыми представлениями о большой литературе, открытием неведомых прежде радостей, найдя при этом во взрослых внимательных и сочувствующих собеседников или, по крайней мере, слушателей. Разумеется, еще лучше, когда ребята увидят, что у них дома, в семье книги того писателя, о котором только что шла речь в классе, тоже знают, ценят, любят. Как, например, радуются ребята, когда отец или мать вдруг, во время задушевной домашней беседы приведут на память строки Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского. Каждая прозвучавшая тут строка окажет в десять раз больше влияния на школьника, чем привычное родительское напоминание: «Ну-с, что у вас задано по литературе? Выучил уже?..»
Что касается книги, написанной специально для детей, то у нас привыкли применять к ней все те эстетические критерии, все те требования, которым должно в нашем представлении отвечать каждое литературное произведение вообще, вне зависимости от возраста его читателей. Конечно, существуют еще и специальные возрастные требования, мимо которых не имеет права проходить писатель, адресующий свое творение младшим читателям. Но никому у нас в литературе не дано право ради так называемой «доходчивости» книги, адресуя ее детям, нарушать высокие эстетические принципы, которым служит все наше искусство.
Могут, естественно, и у нас появляться книжки скучноватые, недостаточно талантливо написанные, вялые по своему сюжету, трудно воспринимаемые ребенком. Что греха таить, это бывает... Но все же даже самое неудачное и случайно проскочившее на книжный прилавок произведение, выпущенное каким-нибудь нашим советским издательством, в худшем случае будет просто неинтересно ребятам, но уж несомненно не будет вредоносно. Во всяком случае, оно не будет вносить в нашу семью веяние тех мещанских вкусов, пошлейших обывательских представлений, которыми были, как правило, проникнуты литературные поделки бесталанных ремесленников, безнаказанно калечивших детский вкус своими безобразно аляповатыми, инфантильно-нелепыми изданиями. Между тем частенько еще приходится мне видеть, как многие добрые тетушки, бабушки и мамушки пичкают наших малышей этими чудовищными и бездарными книжками, каким-то образом уцелевшими у них с незапамятных времен...
Не говоря уже о том, что содержание этих, с позволения сказать, книжек ничему доброму обычно не может научить наших ребят, с точки зрения эстетической — эти допотопные издания, купленные когда-то по дешевке на одном прилавке со слюнявками и распашонками и сосками-пустышками, прививают с малых лет детям самые искаженные понятия о том, что красиво, а что безобразно.
Литература сегодня сама, не ожидая специального приглашения и выбора, входит в семью. Ее несут радио и телевидение. Если то, что показывает экран телевизора, еще ограничивается каким-то образом суровыми предупреждениями «детям до 16-ти лет не рекомендуется», то уж радио в семье слушают обычно все от мала до велика... Как важно тут маленькому слушателю или зрителю услышать доброе, своевременное и умное пояснение взрослых, которые могли бы сосредоточить внимание ребенка на самом важном, наиболее поэтическом и образно-поучительном в радиопередаче или телеспектакле.
К сожалению, большей частью взрослые относятся к присутствию детей у радиоприемников или телевизоров только лишь как «к атмосферным помехам»... А потом и вовсе перестают считаться с тем, что ребята слышат не только реплики действующих лиц радиопередачи или кинофильма, передающегося по телевидению, но и часто совсем неуместные, очень дурно воспринимаемые детьми реплики и замечания взрослых членов семьи или их взрослых гостей.
Очень жаль, что ребятам нашим дают смотреть в семье по телевидению инсценировки, фильмы, телеспектакли, сделанные по тем произведениям классической литературы, с которыми юные зрители еще не познакомились в подлинниках. Как правило, подобные инсценировки и фильмы дают содержание многих великих творений русской и мировой литературы в невольно спрессованном, в чрезвычайно сжатом или просто даже урезанном виде. Многие красоты и прелести прославленных произведений оказываются за пределами таких инсценировок или кинокартин. Когда их смотрит человек взрослый, уже читавший книги, по которым поставлен фильм или телеспектакль, он своим знанием и воображением дополняет то, что видит на экране. А юные зрители и слушатели получают искаженное, обедненное представление о великом произведении. И потом не легко заставить их прочесть полностью книгу, по которой они уже видели фильм...
Прививая с самых малых лет ребятам любовь к книге, надо в то же время удерживать их от чрезмерного «книгоедства». Частенько встречаются ребята, которые готовы читать все, что им попадется под руку. Такие юные читатели превращаются постепенно во всеядных пожирателей книг. Они читают залпом и без всякого разбора, частенько даже не отдавая себе отчета в том, о чем прочли в случайно попавшейся им на глаза книге. Читают, где попало, за обеденным столом, в постели, на уроке в классе, даже идя по улице... Они глотают книгу, как говорится, даже не разжевав содержания. Мало толку от такого чтения. А читательский вкус становится неразборчивым.
Частенько читательский вкус портится еще в детстве при попустительстве или прямом действии взрослых. Не раз мне приходилось слышать от родителей, чрезмерно упоенных скороспелым развитием своих ребят: «Ах, вы знаете, мой Женя (или моя Катя) уже давно не читает ничего детского. Купила на днях Пантелеева, Михалкова, Марка Твена — и слушать не желает. Представьте себе, подавай им сейчас же Шпанова или Брянцева. Удивительно быстро развиваются сейчас наши современные дети».
А чего же тут умиляться? Я никак не хочу порочить книги Шпанова и Брянцева, писателей, создавших немало интересных произведений в жанре, имеющем определенные добрые традиции и хорошее назначение. Тем более что тяга к остросюжетным, приключенческим повестям совершенно естественна у детей. Но куда полезнее прочесть сначала простые, ясные, поэтические рассказы Пантелеева, веселые, звонкие стихи Михалкова, полные юмора и гуманных мыслей произведения Твена, затем познакомиться с увлекательными книгами Жюля Верна, Майн Рида, Фенимора Купера, Герберта Уэллса, А. Толстого, И. Ефремова, а уж потом, с годами, когда вовремя прочитанные самые лучшие книги определят точный вкус, настроят на верное, мудрое и проникновенное ощущение жизни, взяться в свободный часок и за «детективно-приключенческие» произведения.
Любят некоторые папы с мамами похвастаться тем, что их девяти-десятилетние ребятишки будто бы уже зачитываются Бальзаком, Толстым, Флобером... А такое преждевременное чтение серьезнейших книг великих писателей ничего хорошего не дает. Детям лестно, что они как «большие» читают уже «взрослые» книги, и они с некоторым тщеславием видят, что это импонирует старшим. Но разве в состоянии ребята по-настоящему глубоко, вдумчиво постичь истинное величие и поэтическую мудрость таких книг? Вот и выносят они из детства ложные представления о лучших творениях литературы, как о произведениях скучноватых, трудночитаемых, не совсем понятных... И это надолго отбивает вкус к серьезному чтению.
Хорошо, когда человек с малых лет слышит в своей семье серьезные разговоры о прочитанных книгах, о просмотренных спектаклях и кинофильмах, о музыке, о живописи. Надо втягивать ребят в такие разговоры, заинтересовывать их теми или иными произведениями искусства, если дети еще не ознакомились с ними, а если уже познакомились, то давать возможность высказать свои суждения. Радость от встречи с истинно прекрасным в жизни, в книге, в искусстве должна превращаться постепенно в подлинно семейную радость. Надо прививать ребятам такой интерес, такое внимание ко всему, что несет печать истинной красоты, и при этом сохранять дома такую взаимооткровенность в разговорах на темы о прекрасном, чтобы у детей выработалась привычка делиться со старшими всеми эмоциями в этой области. Это поможет не только воспитывать у ребят правильный вкус, но и приучит постепенно детей жить одними интересами со старшими.
Не следует только чрезмерно поощрять и докучливо опекать те порой мало осмысленные увлечения, которые возникают почти у всех детей, особенно у впечатлительных, при соприкосновении с различными видами искусства. Если ребенок хочет рисовать, надо, конечно, всячески поддержать его стремление, постараться добыть ему цветные карандаши, краски и, если стремление к изобразительному искусству будет крепнуть, дать возможность расширить представление о нем. Можно приобрести недорогие репродукции с хороших картин, сходить вместе в музей, в картинную галерею, достать популярные книжки о больших художниках. Не надо препятствовать ребятам заниматься в драматическом или музыкальном кружках, если у детей рождается такая потребность. Но как часто сбивают ребят с нормального и правильного пути, как прививают им ложные самомнительные взгляды некоторые мамаши, которые в присутствии самих ребят начинают безмерно восторгаться малейшими проявлениями способности в детях.
У нас в стране перед подрастающим поколением раскрыты необозримые возможности для постижения высокой красоты, истинной культуры, позволяющей человеку овладеть самыми большими и глубокими радостями жизни. В наших домах пионеров, в школах, в летних лагерях постоянно действуют отлично слаженные коллективы детской художественной самодеятельности, работают студии юных художников, создаются ребячьи хоры и оркестры, устраиваются самодеятельные спектакли. Там, где работа поставлена правильно, где руководители вдумчиво помогают ребятам почувствовать радость от прямого соприкосновения с искусством, ребята начинают понимать, что такое истинная красота в жизни и в художественном произведении.
Надо, чтобы и дома, в семье, ребята ощущали стремление своих взрослых друзей и родных к подлинно красивой жизни. Надо, чтобы пошлая мишура старого мещанского быта, нескромное обывательское стремление чем-то перещеголять соседей не коснулись юной души, всегда стремящейся к прекрасному. Пусть в нашей семье, как и в нашей советской школе, ребята с малых лет учатся правильно постигать прекрасное, верно чувствовать красоту — это им тоже будет нужно в жизни, чтобы почувствовать себя совершенно счастливыми...