Храмова Н. Г. и др.

Культура семьи(фрагмент)



ЮНО­ШЕ­СТВО

После бурного под­рост­ко­вого периода насту­пает пора воз­вы­шен­ных устрем­ле­ний и поиска смысла жизни. Переход от отро­че­ства к взро­с­лой жизни связан с при­нятием системы куль­тур­ных цен­но­стей и про­фес­си­о­наль­ным само­о­пре­де­ле­нием. Этот период ста­но­в­ле­ния лич­но­сти, в котором каждый человек опре­де­ляет для себя жиз­нен­ные при­о­ри­теты, назы­ва­ется юностью.

Юность — это время выбора жиз­нен­ного пути.

Если под­рост­ко­вому воз­ра­сту присущи частая смена настро­е­ния и раз­дра­жи­тель­ность, неу­сид­чи­вость и плохая кон­цен­тра­ция вни­ма­ния, тре­вож­ность и агрес­сив­ность, то юности свойственны мак­си­мализм и кате­го­рич­ность сужде­ний, начало само­и­ден­тич­но­сти и само­ак­ту­али­за­ции, жажда веры и поиск истины. В отличие от под­рост­ков, стре­мя­щихся «быть как все» и под­ра­жать обще­при­знан­ным кумирам субкуль­туры, молодые люди и девушки в юно­ше­ском воз­ра­сте стре­мятся обрести самих себя, познать соб­ствен­ную непо­в­то­ри­мость и уни­каль­ность.

Для юно­ше­ства харак­терно фор­ми­ро­ва­ние жиз­нен­ных планов и само­о­пре­де­ле­ние, которые воз­ни­кают как резуль­тат нахо­жде­ния и осмы­сле­ния личных целей. В юно­ше­ском воз­ра­сте молодым людям свойственна актив­ная жиз­нен­ная позиция, так как юно­ше­ство ищет некую бла­го­род­ную форму соци­аль­ного слу­же­ния. Обще­ствен­ная напра­в­лен­ность личной жизни, участие в молодёж­ных дви­же­ниях, потреб­ность быть полезным, — всё это свойственно юности и явля­ется про­я­в­ле­нием идеала слу­же­ния.

В юно­ше­ский период впервые миро­воз­зре­ние фор­ми­ру­ется как система взгля­дов на мир в целом и пред­ста­в­ле­ний об основах бытия. Избран­ные в юно­ше­ском воз­ра­сте прин­ципы и убе­жде­ния пережи­ва­ются, порой, как един­ственно допу­сти­мая истина. Сре­до­то­че­нием всех миро­воз­зрен­че­ских поисков юности ста­но­вятся ответы на вопросы: «Кто я?», «Каким мне быть?», «Кем я хочу стать?», «С кем я хочу быть?», «В чём моё пред­на­зна­че­ние?».

Юно­ше­ство стремится рас­ши­рить круг лично зна­чи­мых отно­ше­ний, которые всегда эмо­ци­о­нально окра­шены: потреб­ность в дружбе и сотруд­ни­че­стве, вер­но­сти и любви, сим­па­тиях и анти­па­тиях. Раз­ви­тие харак­тера в юности тесно связано с инди­ви­ду­аль­ными осо­бен­но­стями юноши или девушки, их само­со­зна­нием и само­о­цен­кой. Пози­тив­ная само­о­ценка в юности, как правило, зависит от вну­трен­него раз­ре­ше­ния про­блемы вза­и­мо­от­но­ше­ний с проти­во­полож­ным полом.

Тайна каждой лич­но­сти есть тайна того, как, с какой глу­би­ной ищет любви и любит человек.

Роман­ти­че­ская любовь в юности часто рас­сма­т­ри­ва­ется как потреб­ность вверять себя другому чело­веку и оста­ваться верным этому чувству. Человек в юности неу­то­мимо ищет объект любви для того, чтобы в любимом найти точку опоры и смысл своего суще­ство­ва­ния. Спо­соб­ность любить и дове­рять раз­ви­ва­ются и не пере­хо­дят в раз­ру­ши­тель­ное разоча­ро­ва­ние только в том случае, если отно­ше­ния соот­вет­ствуют лично избран­ным нрав­ствен­ным нормам красоты общения юноши с девуш­кой.

Вер­ность — основа само­и­ден­тич­но­сти. Она пред­ста­в­ляет собой спо­соб­ность молодых людей при­ни­мать и при­дер­жи­ваться духовно-нрав­ствен­ных тра­ди­ций своей веры как в личной, так и в обще­ствен­ной жизни.

Юно­ше­ству харак­те­рен поиск духов­ных и соци­ально зна­чи­мых идеалов. Живя в системе пра­во­слав­ных цен­но­стей, в это время юноши и девушки пости­гают личные смыслы веры в Бога.

В обще­стве, где духов­ные тра­ди­ции раз­ру­шены, рели­ги­озные и соци­ально зна­чи­мые идеалы могут не сов­па­дать, в том числе и идеал красоты. Эталоны красоты мужчины и женщины отра­жают пони­ма­ние кон­крет­ных поко­ле­ний, что есть муже­ствен­ность и жен­ствен­ность в чело­ве­че­ском обще­стве на тот или иной исто­ри­че­ский период. В насто­я­щее время идеалы красоты активно фор­ми­руют сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции, зача­стую искажая под­лин­ное назна­че­ние жен­ствен­но­сти и мужской силы.

Для девушек понятие стройно­сти под­ме­нено культом худобы. Из-за боязни не быть похожей на пред­ла­га­е­мый рекла­мой образ топ-модели девушки пере­стают есть, задер­жи­вая таким образом раз­ви­тие своего орга­низма, что может при­ве­сти к ано­рек­сии. В этом случае они выгля­дят истощён­ными и физи­че­ски боль­ными, тело девушки теряет свою при­род­ную при­вле­ка­тель­ность, а после того, как коли­че­ство жировых отло­же­ний начи­нает соста­в­лять менее 17 % от общего веса тела, орга­низм теряет спо­соб­ность к дето­ро­жде­нию. Неслу­чайно в русской куль­туре слово «худой» исполь­зо­ва­лось в зна­че­нии плохой, болез­нен­ный, непол­но­цен­ный. Стройность и гиб­кость деви­чьего стана в народе про­с­ла­в­ля­лась как символ моло­до­сти, красоты и здо­ро­вья. Стат­ность молодой девушки поэти­зи­ро­ва­лась и вос­пе­ва­лась как утон­чён­ная жен­ствен­ность, свойствен­ная русской душе.

Для юношей в совре­мен­ной субкуль­туре понятие кре­по­сти и силы под­ме­нено культом объёма мышц. Стре­мясь под­ра­жать навя­зан­ным сте­ре­оти­пам нака­чен­ных глян­це­вых атлетов, многие под­ростки и юноши начи­нают при­ни­мать гор­мо­наль­ные ана­бо­лики, чтобы уве­ли­чить мышеч­ную массу. Это может нанести непо­прави­мый вред здо­ро­вью и при­ве­сти к бес­пло­дию. В юно­ше­ском воз­ра­сте важно соблю­дать баланс и гар­мо­ни­зи­ро­вать костно-мышеч­ное раз­ви­тие, которое имеет физи­оло­ги­че­скую цик­лич­ность и есте­ствен­ную после­до­ва­тель­ность. Любое откло­не­ние от при­род­ной задан­но­сти и нера­зумные нагрузки на орга­низм ста­но­вятся при­чи­ной многих патоло­гий. Во все времена кре­пость и сила мужчины опре­де­ля­лись не внешним видом, а спо­соб­но­стью испол­нять пору­чен­ное дело, тре­бу­ю­щее физи­че­ской выно­сли­во­сти, сильной воли, ответ­ствен­но­сти и само­сто­я­тель­но­сти.

Само­сто­я­тель­ность — это умение испол­нить дело от начала до конца и спо­соб­ность брать ответ­ствен­ность за при­ни­ма­е­мые решения на себя.

Отсут­ствие само­сто­я­тель­но­сти в юности при­во­дит к бес­цель­ной моло­до­сти, без­успеш­ной зре­ло­сти и опу­сто­шен­ной ста­ро­сти. Поэтому само­сто­я­тель­ность — одно из главных при­об­рете­ний юности.

Само­цен­ность юности заклю­ча­ется в том, что впервые в чело­веке высве­чи­ва­ется осо­бен­ная красота твор­че­ского потен­ци­ала лич­но­сти, опре­де­ля­ется жиз­нен­ный путь для испол­не­ния своего пред­на­зна­че­ния.

Юно­ше­ство имеет запас времени реали­зо­ваться в лучшем, обла­дает муже­ством и настой­чи­во­стью для пре­о­до­ле­ния жиз­нен­ных пре­пят­ствий. Юности дана сила и энергия сози­дать и побе­ждать.

с. 24—29