Фромм А.

Азбука для родителей(фрагмент)



НАКА­ЗА­НИЕ

Всем при­хо­дится нака­зы­вать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Пона­чалу может пока­заться, будто мы при­бе­гаем к нака­за­ниям, чтобы заставить детей пови­но­ваться и исправиться, но по суще­ству мы чаще всего про­я­в­ляем таким спо­со­бом наше тер­пе­ние и наш гнев.

Я лично очень сомне­ва­юсь, что нака­за­ния могут найти какое-нибудь оправ­да­ние, если при­ме­ня­ются для вос­пита­ния детей. Во всяком случае, нужно, веро­ятно, немало поло­мать голову, чтобы отыс­кать такое оправ­да­ние.

Вот неко­то­рые опас­но­сти, которые всегда таятся, когда при­ме­ня­ются нака­за­ния:

1. Очень часто нака­за­ние не испра­в­ляет пове­де­ние ребенка, а лишь пре­об­ра­жает его. Один про­сту­пок заме­ня­ется другим, по-преж­нему оста­ю­щимся неправиль­ным, еще более вредным для пси­хи­че­ского здо­ро­вья ребенка.

Малень­кого Дугласа так отру­гали и так строго нака­зали, что он пере­стал зани­маться мастур­ба­цией, но желание у него не пропало — напротив, к нему еще добавился ком­плекс вины. Мальчик стал все время трогать руками разные вещи, окру­жав­шие его, но лишь спустя много времени роди­тели заметили в его пове­де­нии нечто стран­ное.

2. Нака­за­ния выну­ждают ребенка опа­саться поте­рять роди­тель­скую любовь. Он чув­ствует себя отвер­г­ну­тым и нередко начи­нает рев­но­вать к брату или сестре, а порой и к роди­те­лям.

3. У нака­зан­ного ребенка может воз­ник­нуть вра­ждеб­ное чувство к роди­те­лям, и это породит в его созна­нии чудо­вищ­ную дилемму. С одной стороны, роди­тели — взро­с­лые, против них вос­ста­вать никак невоз­можно, а с другой — он еще слишком зависит от них, чтобы извле­кать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих роди­те­лей. И едва в нем объе­ди­нятся эти два чувства — любовь и ненависть, — как сразу же воз­ник­нет кон­фликт.

4. Частые нака­за­ния так или иначе побу­ждают ребенка оста­ваться инфан­тиль­ным. Обычно его нака­зы­вают за какую-нибудь ребя­че­скую про­делку. Напри­мер, за то, что он намочил или испач­кал штаны, напро­ка­зил, и прежде всего за что-то недо­з­во­лен­ное, чего делать нельзя. Но желание достичь запрет­ного не про­па­дает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отка­зы­ваться, если можно рас­пла­титься всего лишь нака­за­нием. То есть он может делать все, что захочет, а рас­сер­див роди­те­лей, терпит нака­за­ние, чтобы рас­пла­титься, очи­стить совесть и про­дол­жать посту­пать в том же духе — и так до бес­ко­неч­но­сти.

5. Нака­за­ние может помочь ребенку при­влечь к себе вни­ма­ние роди­те­лей. Хотя детям нужна прежде всего роди­тель­ская любовь, они часто ищут даже такую жалкую ее имита­цию, как простое вни­ма­ние. Ведь порой гораздо легче при­влечь вни­ма­ние роди­те­лей, делая какие-нибудь глу­по­сти, чем оста­ва­ясь все время добрым и послуш­ным. Напри­мер, Анджела просит маму пои­грать с ней, но знает, что тотчас услышит в ответ: «Мне сейчас некогда. Почему ты не хочешь быть умницей и пойти пои­грать в сад?» Тут Анджела быстро сооб­ра­жает, что, если утащить из кухни ско­во­родку или еще что-нибудь, мама сразу же бросит свои дела и найдет время пого­во­рить с ней. Речь может идти не только о добром вни­ма­нии со стороны роди­те­лей — неважно: все равно, было бы вни­ма­ние.

Учи­ты­вая пси­холо­ги­че­ский риск, свя­зан­ный с нака­за­нием, справед­ливо задать вопрос: чем можно заме­нить его?

1. Тер­пе­нием. Это самая большая добро­детель, какая только может быть у роди­те­лей.

2. Объ­яс­не­нием. Объ­яс­ните ребенку, ПОЧЕМУ его пове­де­ние неправильно, но будьте пре­дельно крат­кими.

3. Отвле­че­нием. Поста­райтесь пред­ло­жить вашему ребенку что-нибудь более при­вле­ка­тель­ное, чем то, что ему сейчас хочется.

4. Нето­ро­пли­во­стью. Не спешите нака­зы­вать сына или дочь — подо­ждите, пока посту­пок пов­то­рится.

5. Награ­дами. На худой конец, они более эффек­тивны, чем нака­за­ния. Если вы похвалили ребенка за хорошее пове­де­ние вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это про­бу­дит в нем желание еще раз услы­шать вашу похвалу. Даже если пона­до­бится много времени, вы сможете изме­нить пове­де­ние своих детей совер­шенно без­бо­лез­ненно по срав­не­нию с тем вредом, который при­не­сет нака­за­ние.

Если нака­за­ние при­ме­ня­ется в дис­ци­пли­нар­ных целях, оно будет эффек­тивно лишь в отдель­ных случаях. Шлепать детей вообще не реко­мен­ду­ется. Когда же вы нака­зы­ва­ете ребенка, лишая его какой-либо при­ви­ле­гии, которая у него была, то непре­менно добьетесь хороших резуль­та­тов. И это лучше, чем кричать на него, сер­диться или тре­бо­вать рас­платы, словно тор­го­вец. Напо­мните ребенку, что вы его пре­ду­пре­ждали — обещали, напри­мер, не дать слад­кого, если он будет плохо себя вести, — и вот теперь держите свое слово.

Не надо при­бе­гать к нака­за­ниям раньше, чем ребенку испол­нится 2,5—3 года. Он должен быть в состо­я­нии понять цель нака­за­ния — научить ребенка правильно вести себя. Связь между одним и другим может быть такая: ваш ребенок должен видеть нака­за­ние как резуль­тат каких-то своих невер­ных поступ­ков, а не как про­я­в­ле­ние вашей злой воли.

Реко­мен­ду­ется иногда пошу­тить по поводу нака­за­ния и даже при­ду­мать какую-нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод нака­зать вас. Если он почув­ствует, что и вы под­чи­ня­етесь этим прави­лам, он меньше будет сер­диться, когда вы при­ме­ните эти правила к нему.

См. также: Дис­ци­плина, «Нельзя!», Подарки, Под­за­тыль­ники.

с. 151—153

ПОДАРКИ

Всем нам при­хо­дится иной раз делать детям подарки ради того, чтобы полу­чить взамен послу­ша­ние. Но про­блемы воз­ни­кают тогда, когда мы обна­ру­жи­ваем, что уже не можем посту­пить иначе. Так бывает, напри­мер, когда нам некогда или мы ока­зы­ва­емся в затруд­ни­тель­ном поло­же­нии. Ста­ра­ясь выйти из него, мы начи­наем что-то щедро обещать ребенку.

Пред­ставьте, что вы в гостях у зна­ко­мых, собрались уходить, и тут ваш ребенок ни в какую не желает рас­ста­ваться с кра­соч­ным аль­бо­мом, который ему дали посмо­треть. Малыш и слышать не хочет никаких доводов. Вы чув­ству­ете, что надви­га­ется гроза. Все смотрят на вас. И как же вы посту­па­ете? Вы накло­ня­етесь к малышу и тихо шепчете ему, что дома его ожидает что-то очень инте­рес­ное и при­вле­ка­тель­ное. Вы оба уходите из гостей счаст­ли­вые и доволь­ные. Слов нет, вы сразу дости­гли цели, но потом, обдумав все, что про­и­зо­шло, должны будете задаться вопро­сом: «Правильно ли посту­пили? Так ли должны были действо­вать?»

Только наи­ме­нее гибкий из вос­пита­те­лей мог бы ответить отри­ца­тельно — нет, неправильно. Кроме того, роди­тели ведь тоже люди. Наше настро­е­ние много значит, и, несо­мненно, бывает немало случаев, когда нам совер­шенно не хочется устра­и­вать для окру­жа­ю­щих «спек­та­кль». Про­блема не в том, можно ли иногда делать поблажку ребенку, а в самом прин­ципе. Он же заклю­ча­ется в правиле НИКОГДА НЕ ДЕЛАТЬ ПОДАРКИ ДЕТЯМ РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ОТ НИХ ПОСЛУ­ША­НИЯ.

Подарки не укреп­ляют дис­ци­плину, а нам нужно научить детей кон­тро­ли­ро­вать свои желания, научить само­кон­тролю, чтобы пре­дот­вра­тить воз­мож­ные кон­фликты со своим «я» и с ближ­ними. Делая малышу подарки, мы, напротив, доби­ва­емся только того, что пере­клю­чаем его вни­ма­ние с одного невер­ного желания на другое, которое в иные трудные минуты кажется нам меньшим злом. Мы успо­ка­и­ваем ребенка, но на самом деле обо­стряем его желание. Он не учится кон­тро­ли­ро­вать свои чувства. Мало того, мы невольно побу­ждаем его выра­жать их с боль­шими при­чу­дами: малыш пони­мает, что стоит пока­приз­ни­чать, и он добьется чего хочет, даже, может быть, и чего-то еще.

В конце концов такой метод ода­ри­ва­ния не даст хороших резуль­та­тов: никто, кроме близких, не готов про­я­в­лять подоб­ное вели­ко­ду­шие. Да и роди­тели тоже рано или поздно пере­стают оправ­ды­вать надежды детей, которых прежде бало­вали подоб­ным образом. Госпожа Р., напри­мер, думала, что с помощью подар­ков пре­о­до­леет любое сопроти­в­ле­ние дочери, но спустя неко­то­рое время уже не смогла держать ситу­а­цию под кон­тро­лем. Обе­ща­ния стали слишком слож­ными, их стало трудно выпол­нять. А иной раз, даже если мать и могла сдер­жать слово, ей было слишком непри­ятно делать это. Кон­чи­лось тем, что 5-летняя девочка уже не согла­ша­лась пови­но­ваться, несмо­тря ни на какие подарки, и про­блема дис­ци­плины встала настолько остро, что госпожа Р. не могла раз­ре­шить ее сама.

Роди­тели, которые обычно под­ку­пают своих детей подар­ками, как правило, и нака­зы­вают их осо­бенно сурово. В самом факте ода­ри­ва­ния ребенка по суще­ству кроется нечто большее, нежели может пока­заться на первый взгляд, — внешне мы про­я­в­ляем вели­ко­ду­шие, на деле всего лишь платим за воз­мож­ность на время осво­бо­диться от своего ребенка. А желание это — не что иное, как способ отвер­г­нуть его. Хорошо еще, если малыш этого не заме­чает. Но дело в том, что, когда у нас воз­ни­кает такое желание, мы так или иначе непре­менно проявим это свое ЧУВСТВО тыся­чами других спо­со­бов.

За нер­воз­но­стью и нетер­пе­нием тоже скры­ва­ется желание отвер­г­нуть ребенка. Иногда мы раз­дра­жа­емся слишком сильно и нака­зы­ваем малыша строже, чем он заслу­жи­вает. Это, конечно, портит наши отно­ше­ния с ребен­ком, и он уже не так довер­чиво станет вос­при­ни­мать объ­яс­не­ния и разъ­яс­не­ния, как сделал бы в ином случае.

Учить ребенка само­дис­ци­плине всегда очень трудно, если между роди­те­лями и детьми скла­ды­ва­ются недо­брые отно­ше­ния. Поэтому чрез­мер­ных нака­за­ний следует избе­гать, как и излиш­ней снис­хо­ди­тель­но­сти, даже если не сразу оче­видны конеч­ные резуль­таты. Посто­ян­ные подарки делают ребенка рабом своих желаний. И что пока­за­тельно: в таких случаях к тем или иным поступ­кам побу­ждаем его не мы с вами и не пред­ста­в­ле­ния о добре и зле, какие скла­ды­ва­ются у ребенка по мере раз­ви­тия, а дорогие вещи, обе­щан­ные ему. И все-таки он не сможет взро­с­леть, если не нау­чится упра­в­лять своими жела­ни­ями, воз­дер­жи­ваться от них или огра­ни­чи­вать их. Поможем нашим детям достичь пси­холо­ги­че­ской зре­ло­сти, не при­бе­гая к подар­кам. Если же зада­бри­ва­ние стало уже нормой, вошло в при­вычку, жела­тельно раз и нав­се­гда покон­чить с ней. Неко­то­рое время при­дется потер­петь бурную реакцию ребенка. Но в то же время, отка­зы­вая ему в чем-то, поста­райтесь все же оста­ваться лас­ко­вой и доброй мамой, не обещая больше пода­рить весь мир, чтобы он не думал, будто его меньше любят.

См. также: Дис­ци­плина, Нака­за­ние.

ПОД­ЗА­ТЫЛЬ­НИКИ

Под­за­тыль­ники никогда не ока­зы­ва­ются хорошей дис­ци­пли­нар­ной мерой. У вас, несо­мненно, найдутся друзья, которые думают иначе, и вы не раз слышали от них: «Я отшле­пал его как следует, и он пере­стал это делать». Они, конечно, говорят правду. Вполне воз­можно, что ребенок больше никогда не пов­то­рит про­сту­пок, за который ему влетело. Но знают ли роди­тели, что про­и­зо­шло в мыслях, чув­ствах и пове­де­нии ребенка, даже если внешне он не изме­нился? Если отшле­пать малыша, да к тому же поболь­нее, это непре­менно при­ве­дет к совер­шенно опре­де­лен­ному резуль­тату — он быстро нау­чится бояться вовсе не того, что нельзя делать, а ВАС. В самом деле, всегда именно так и про­ис­хо­дит. Если шлепки имели успех, значит малыш стал бояться вас. Вы пре­об­ра­зили его пове­де­ние, желание заме­нили страхом, и это самое худшее, что можно сделать для пси­хи­че­ского здо­ро­вья ребенка.

Причина, по которой я говорю вам об этом, заклю­ча­ется в том, что с тече­нием времени ста­но­вится гораздо легче кон­тро­ли­ро­вать желания ребенка, чем бороться со страхом. Под­ра­с­тая, человек при­об­ретает умение кон­тро­ли­ро­вать, изме­нять и напра­в­лять свои желания. Сама обще­ствен­ная жизнь помо­гает в этом. Но как бы мы ни нау­чи­лись владеть своим страхом, никто не в силах помочь нам осво­бо­диться от него пол­но­стью. Страх, к сожа­ле­нию, очень сильно меняет наш облик: он делает нас робкими, нере­ши­тель­ными, теря­ю­щимися, неу­ве­рен­ными в себе и почти начисто лишает жиз­нен­ного оптимизма.

Бить детей плохо еще и по другой причине. Нау­чив­шись бояться нас, дети начи­нают испы­ты­вать к нам сначала непри­язнь, а затем и ненависть. Если этот кон­фликт воз­ни­кает в раннем детстве, ребенок при­вы­кает ожидать вра­ждеб­но­сти от всех, кто любит его, и даже вос­при­ни­мает ненависть как нечто сопут­ству­ю­щее любви. Подоб­ные кон­фликты, свойствен­ные и взро­с­лым, вносят большое смя­те­ние в жизнь детей.

Шлепки, как это ни при­с­кор­бно, часто вызы­вают совсем обрат­ный резуль­тат, чем тот, кото­рого мы доби­ва­емся: они лишь прочнее закреп­ляют невер­ное пове­де­ние ребенка и нис­колько не меняют его. Ребенок начи­нает думать, что стоит, пожалуй, иной раз полу­чить под­за­тыль­ник ради удо­воль­ствия позлить роди­те­лей. Кроме того, он ждет нака­за­ния и хочет полу­чить его просто ради очистки совести. Он знает: за то, что он натво­рил, нужно рас­пла­чи­ваться. А рас­пла­тив­шись, чув­ствует себя вновь сво­бод­ным и начи­нает опять пов­то­рять свои выходки, только теперь уже с большей осмо­три­тель­но­стью, чтобы его не поймали на месте «пре­ступ­ле­ния». Короче, ребенок удо­вле­тво­ряет и свое желание сделать что-то недо­з­во­лен­ное, и очищает свою совесть.

Конечно, всем нам, роди­те­лям, и мне в том числе, слу­ча­лось при­хо­дить в такое отча­я­ние от пове­де­ния детей, что хоте­лось свер­нуть им шею. Но если уж мы и шлепаем их «под горячую руку», то надо хотя бы отда­вать себе отчет, что мы делаем это не для испра­в­ле­ния ребенка, а лишь для того, чтобы раз­ря­дить свои нервы: дети вывели нас из тер­пе­ния и мы берем реванш. Все это говорит о том, что мы гораздо хуже владеем собой, нежели доби­ва­емся иде­аль­ного пове­де­ния от детей. Поэтому надо всегда помнить: при всем желании мы никак не можем дать детям больше того, что у нас есть.

Разу­ме­ется, нет­рудно гово­рить обо всем этом, когда не при­хо­дится иметь дело с ребен­ком, дово­дя­щим нас до отча­я­ния. Уте­шимся же созна­нием, что шлепки не так уж вредны, если доста­ются детям нечасто и воз­на­гра­жда­ются нашей любовью в других ситу­а­циях.

Однако помните, что:

1. Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Пове­де­ние ребенка будет стро­иться на непред­ска­зу­е­мой основе, а не на пони­ма­нии и при­нятии законов морали.

3. Про­я­в­ляя при детях худшие черты своего харак­тера, вы пока­зы­ва­ете им плохой пример.

4. Телес­ные нака­за­ния требуют от роди­те­лей меньше всего ума и спо­соб­но­стей, чем любые другие вос­пита­тель­ные меры.

5. Шлепки могут только утвер­дить, но не изме­нить пове­де­ние ребенка.

6. Задача дис­ци­пли­нар­ной техники — изме­нить ЖЕЛАНИЯ ребенка, а не только его пове­де­ние.

См. также: Дис­ци­плина, Нака­за­ния, «Нельзя!».

с. 190—194

ПРИ­ВЫЧКА ГРЫЗТЬ НОГТИ

Обычно люди считают, что при­вычка грызть ногти — это про­я­в­ле­ние нер­воз­но­сти. Такое пред­ста­в­ле­ние вполне справед­ливо, но этого мало, чтобы объ­яс­нить явление в целом. В самом деле, почему ребенок грызет ногти, а не какой-то предмет, ока­зав­шийся под рукой? О чем еще, кроме нер­воз­но­сти, может гово­рить эта при­вычка? Что она озна­чает для ребенка? Ответы здесь таковы:

1. Ребенку просто приятно грызть ногти, это доста­в­ляет ему физи­че­ское удо­воль­ствие. Очень воз­можно, что это удо­воль­ствие как бы сур­ро­гат других более при­ят­ных действий, ему недо­ступ­ных. Чтобы избавить ребенка от этой при­вычки, надо пред­ло­жить ему другое занятие, более удо­вле­тво­ря­ю­щее его.

2. Эта при­вычка вновь воз­вра­щает его в детство. Иными словами, держа палец во рту, ребенок про­из­во­дит зна­ко­мое с мла­ден­че­ства дви­же­ние. Он как бы хочет сказать, что период мла­ден­че­ства до сих пор очень важен для него и в каком-то смысле он еще не готов к более взро­с­лой жизни.

3. При­вычка грызть ногти дает выход агрес­сив­но­сти ребенка. Он злит тем самым роди­те­лей, даже если иногда делает себе больно. Поэтому зача­стую сам по себе подоб­ный посту­пок — про­я­в­ле­ние вра­ждеб­но­сти. Глагол «грызть» выра­жает именно это понятие.

4. В душе его заложен мощный импульс, побу­жда­ю­щий его грызть ногти, чем он и осво­бо­ждает себя от груза агрес­сив­ных сти­му­лов. Нас­колько легко воз­ни­кает у малыша подоб­ная при­вычка, настолько же трудно ему избавиться от нее. Угрозы, награды, нака­за­ния и все другие похожие приемы тут абсо­лютно не реко­мен­ду­ются.

Не делайте никаких заме­ча­ний ребенку. Не потому, что они вообще совсем не нужны, а потому, что прежде необ­хо­димо понять причины, поро­див­шие эту при­вычку. Они же кроются в чув­ствах ребенка. Как мы уже сказали, при­вычка грызть ногти — это попытка избавиться от напря­жен­но­сти и пси­холо­ги­че­ского дис­ком­форта с помощью какого-то незна­чи­тель­ного действия. Это как бы выход зада­в­лен­ной агрес­сив­но­сти, в то же время доста­в­ля­ю­щий удо­воль­ствие.

Если мы хотим исправить поло­же­ние, мы должны сделать все воз­мож­ное, чтобы изме­нить отно­ше­ние ребенка ко всем при­вле­ка­тель­ным момен­там, свя­зан­ным с грызе-нием ногтей.

1. При­ят­ный момент. Хотя мы не всегда в состо­я­нии «пере­клю­чить» пальцы ребенка на другие, не менее при­ят­ные занятия в ту самую минуту, когда он соби­ра­ется грызть ногти, мы все-таки можем сделать его жизнь более веселой, если устра­ним неко­то­рые из самых главных причин напря­жен­но­сти, угнета­ю­щей малыша. Воз­можно, в послед­нее время мы сами были слишком нер­возны, или чере­счур суровы с ним, либо очень строго нака­зали его. Веро­ятно также, что мы излишне тре­бо­ва­тельны к нему. Не исклю­чено, что отно­ше­ния с бра­ти­ком или сестрен­кой, какие-то недо­ра­зу­ме­ния во время игры, тысячи все­воз­мож­ных событий дня могли взвол­но­вать ребенка, вызвать у него раз­дра­же­ние, но ему не пред­стави­лась воз­мож­ность отвести душу. Нужно поэтому поста­раться снять его нервное напря­же­ние и добавить в его жизнь веселья.

2. Момент ребя­че­ства. Факт воз­вра­ще­ния ребенка к детским при­выч­кам должен под­ска­зать нам, что мы не сумели вызвать у него желание расти. Конечно, мы ПОБУ­ЖДАЛИ ЕГО расти, но, несо­мненно, ему чего-то недо­ста­вало — скорее всего, нашего одо­бре­ния. В этой ситу­а­ции все, что необ­хо­димо сделать, — это под­чер­к­нуто воз­на­гра­ждать ребенка за более взро­с­лее пове­де­ние. Иногда доста­точно лас­ко­вого слова или же просто погла­дить малыша по головке. Важно, чтобы ребенок понимал, что мы видим его заслуги и одо­бряем его поступки. Мы не должны нака­зы­вать его за ребя­че­ское пове­де­ние: на эти моменты в его пове­де­нии следует как можно меньше обра­щать вни­ма­ния.

3. Агрес­сив­ный момент. Здесь нужно, во-первых, не при­да­вать боль­шого зна­че­ния агрес­сив­но­сти ребенка, а это озна­чает, что надо изме­нить и соб­ствен­ное пове­де­ние; во-вторых, поз­во­лять ему иногда сво­бодно выра­зить свой гнев и свою вра­ждеб­ность. Другими словами, не пережи­вать по поводу каждой такой вспышки. Ведь мы тоже иногда отводим душу. Если же будем посто­янно лишать его воз­мож­но­сти сво­бодно выра­жать свои чувства, то добьемся только одного — они будут копиться в нем и пере­пол­нять его. В-третьих, поощрять соци­ально при­ем­ле­мые формы про­я­в­ле­ния вра­ждеб­но­сти и при слу­чайных домаш­них ссорах и во время игр в «воров и поли­цейских», «ковбоев» и «индей­цев», на спор­тив­ных сорев­но­ва­ниях.

4. При­ну­ди­тель­ный момент. Если сле­до­вать пред­ла­га­е­мым выше реко­мен­да­циям, сам собой найдется выход из поло­же­ния.

Отучить ребенка грызть ногти гораздо легче, когда эта при­вычка только поя­ви­лась, чем спустя несколько лет. К сожа­ле­нию, боль­шин­ство из нас слишком хорошо пони­мает это и потому спешит что-то пред­при­нять как можно быстрее. Но тут самое главное — не пере­у­сер­д­ство­вать, а действо­вать правильно, то есть не спеша, спо­койно и в полной уве­рен­но­сти, что все будет хорошо. Разу­ме­ется, если бы мы и во всех других отно­ше­ниях вели бы себя столь же разумно, очень воз­можно, дурная при­вычка и не поя­ви­лась бы у ребенка. Но поскольку мы не можем пере­де­лать себя даже из любви к своему ребенку, попы­та­емся хотя бы сделать сле­ду­ю­щее по зна­чи­мо­сти усилие — умерим нашу склон­ность нака­зы­вать ребенка.

Мать, напри­мер, с такой стро­го­стью нака­зы­вала сына за мастур­ба­цию, что доби­лась своего — он пре­кра­тил это занятие, но через неделю начал грызть ногти. По суще­ству же, из этих двух зол мастур­ба­ция менее страш­ное, поскольку менее инфан­тиль­ное занятие и ребенок сам легче пре­о­до­ле­вает его.

Дав­ле­ние роди­те­лей почти всегда выли­ва­ется в угрозы, упреки, нака­за­ния. Отказ от таких форм воз­действия сам по себе даст наи­луч­ший резуль­тат в пре­дот­вра­ще­нии или изба­в­ле­нии ребенка от при­вычки грызть ногти.

См. также: Когда ребенок сосет одеяло, Когда ребенок сосет большой палец, Мастур­ба­ция, Неу­ве­рен­ность в себе.

с. 211—214

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Кнут или пряник?»