Филоненко Е. Н.

Границы и правила: как научить ребёнка жить в мире с собой и окружающими(фрагмент)



Воз­ра­же­ния, страхи и сомне­ния: а нужна ли нам дис­ци­плина?

Зачем все эти слож­но­сти? Нас растили без фокусов

К совре­мен­ному подходу в вос­пита­нии у роди­те­лей есть серьёзные вопросы и воз­ра­же­ния.

И первое из них: зачем все эти слож­но­сти, раньше ведь детей растили без этих пси­холо­ги­че­ских фокусов и уловок.

Такое сомне­ние, часто под­спуд­ное, мешает роди­те­лям осва­и­вать тон­ко­сти пси­холо­гии вос­пита­ния ребёнка. Они в глубине души сомне­ва­ются, что стоят на верном пути. Им кажется, что всё это неправильно и должен ребёнок слу­шаться как-то проще, как наших предков слу­шались их дети, без лишних раз­го­во­ров. А все эти под­креп­ле­ния, поощре­ния и заис­ки­ва­ния — пустое.

Как растили детей наши предки и почему те слу­шались их без пси­холо­ги­че­ских фокусов?

Дети бла­го­по­лучно выра­с­тали в тра­ди­ци­он­ных обще­ствах, и, действи­тельно, нет никаких дока­за­тель­ств того, что вос­питан­ные в прошлом люди были более пси­холо­ги­че­ски над­лом­лены или нев­ротичны, чем совре­мен­ные, вос­питан­ные по всем прави­лам пси­холо­гии.

Есть два осно­ва­ния, которые давали роди­те­лям и педа­го­гам воз­мож­но­сти в прошлом действо­вать просто и зача­стую эффек­тивно.

S Прак­тика насилия.

Прак­тика насилия суще­ство­вала во всех тра­ди­ци­он­ных обще­ствах. И это насилие по сего­д­няш­ним меркам могло иметь весьма впе­чат­ля­ю­щие мас­штабы. Это простой секрет того, как слу­шались дети в прошлом. Они слу­шались часто под угрозой жесто­кой физи­че­ской рас­правы.

Причём не нужно забы­вать, что прак­тика насилия при­ме­ня­лась не только к детям, а ко всем членам обще­ства, была закреп­лена в законе.

Так, ребёнок про­шлого страдал от насилия весьма отно­си­тельно, так как он был в кон­тексте общей системы насилия. Могли выпо­роть не только его, но и его отца, это было нормой.

Совре­мен­ный же ребёнок при про­я­в­лен­ном к нему насилии пони­мает, что бить можно только его, как самого слабого, осталь­ные члены обще­ства непри­кос­но­венны. И если услов­ный ребёнок про­шлого страдал только от боли, то совре­мен­ный будет стра­дать от боли, насилия, уни­же­ния >и раз­ру­шен­ных отно­ше­нии с роди­те­лями и пока­ле­чен­ной само­о­ценки.

Мас­со­вое насилие оста­лось в прошлом, было бы странно сохра­нить в память о нём насилие над ребён­ком.

S Безва­ри­ан­т­ность.

Вторая причина того, почему раньше дети слу­шались бес­пре­ко­словно, хотя роди­тели пси­холо­ги­че­ских книжек не читали, — безва­ри­ан­т­ность дея­тель­но­сти. Работа выпол­ня­лась сов­местно, и к ней при­вле­кались дети.

Этот важный фактор в совре­мен­ном мире пол­но­стью отсут­ствует. Дети очень дли­тель­ное время, которое далеко выходит за пределы наступ­ле­ния половой зре­ло­сти, почти не вовле­чены в сози­да­тель­ный труд, объе­ди­ня­ю­щий их со взро­с­лыми. Часто они не при­вле­ка­ются даже к домаш­нему хозяйству, а в неко­то­рых семьях и само­об­слу­жи­ва­ние сведено к мини­муму. Таким образом, дли­тель­ное время ребёнок не полу­чает опыта сов­мест­но­сти, общей с роди­те­лями дея­тель­но­сти и суще­ствует как бы в своём детском мире.

Отсут­ствие этих двух основ — прак­тики насилия и безва­ри­ан­т­но­сти пове­де­ния — поставило людей перед необ­хо­ди­мо­стью искать другие, ранее нево­с­тре­бо­ван­ные методы воз­действия на ребёнка. Они более гуманны и больше под­хо­дят нашей реаль­но­сти. Но они требуют допол­ни­тель­ного осво­е­ния, прак­тики. Совре­мен­ные роди­тели создают новую систему общения с детьми, которой раньше фак­ти­че­ски не суще­ство­вало.

Счаст­ли­вый или послуш­ный? Миф об опас­но­сти выра­стить «удоб­ного ребёнка»

Другое сомне­ние, которое часто выска­зы­вают роди­тели, совсем иного свойства. Оно каса­ется не того, что нужно без фокусов при­стру­нить ребёнка, а как раз обрат­ного.

Роди­тели опа­са­ются, что, дис­ци­пли­ни­руя ребёнка и обучая его само­кон­тролю, сдер­жан­но­сти, они соз­да­дут «удоб­ного», но несчаст­ного ребёнка с загнан­ными вглубь про­бле­мами.

А если не вводить осо­бен­ных правил, потер­петь немного неу­доб­ства с ребён­ком, это оку­пится с лихвой. Ребёнок будет сво­бод­ным, рас­кре­пощён­ным, твор­че­ским, в общем самим собой, так как его не задавили прави­лами.

Америка стала местом инте­рес­ного есте­ствен­ного экс­пе­ри­мента в вос­пита­нии детей. К детям при­ме­нялся принцип non-frustration, т. е. принцип нео­гра­ни­чи­тель­ного вос­пита­ния. Было сделано пред­поло­же­ние (корнями ухо­дя­щее ещё к идеям З. Фрейда) о том, что нев­роти­ками люди ста­но­вятся бла­го­даря системе пода­в­ле­ний их есте­ствен­ных вле­че­ний, которая при­ме­ня­ется в вос­пита­нии. Ребёнок, натал­ки­ва­ясь на мно­же­ство пре­пят­ствий своей воле в про­цессе роста, фрустри­рует (фрустра­ция — пси­холо­ги­че­ский термин, озна­ча­ю­щий нега­тив­ное пси­холо­ги­че­ское пережи­ва­ние, которое воз­ни­кает от невоз­мож­но­сти удо­вле­тво­ре­ния своих желаний). И если эти пре­пят­ствия (границы доз­во­лен­ного) мак­си­мально убрать, то мы получим пси­холо­ги­че­ски устой­чи­вых людей, сво­бод­ных и сильных. Взро­с­лые были готовы потер­петь неу­доб­ства ради великой цели.

В резуль­тате было выра­щено целое поко­ле­ние так назы­ва­е­мых нефрустри­ро­ван­ных детей, которых зна­ме­ни­тый ученый К. Лоренс назвал поко­ле­нием несчаст­ных нев­роти­ков. Эти дети почти не стал­ки­вались с огра­ни­че­ни­ями в родном доме, но они всё равно были выну­ждены стол­к­нуться с прави­лами мира, однако это про­ис­хо­дило слишком поздно. Стал­ки­ва­ясь с непри­выч­ными для них огра­ни­че­ни­ями, они пережи­вали сильный стресс, реа­ги­ро­вали агрес­сивно.

Дис­ци­плина для ребёнка — не тюрьма, а тренинг само­кон­троля. И она имеет не пода­в­ля­ю­щее, а раз­ви­ва­ю­щее влияние при правиль­ном при­ме­не­нии.

Домаш­ние правила, границы — есте­ствен­ный тре­нажёр для того, чтобы у ребёнка раз­ви­вались жиз­ненно необ­хо­ди­мые каче­ства. Любое правило — не само­цель, а только сред­ство для раз­ви­тия нужных самому ребёнку черт харак­тера и при­вы­чек.

Что помо­гает развить дис­ци­плина:

1. Само­кон­троль.

На про­тя­же­нии всей жизни это каче­ство высту­пает важ­нейшим фак­то­ром успеха как в личных, так и в деловых вопро­сах.

2. Пони­ма­ние самого себя.

Когда ты должен кон­тро­ли­ро­вать себя и спра­в­ляться со своими поры­вами, ты узнаешь о себе больше. Нельзя взять под кон­троль то, что тебе незна­комо.

3. Пони­ма­ние других.

Понимая правила, мы осо­знаём, зачем они нужны. А нужны они для коор­ди­на­ции с другими людьми. Правила поз­во­ляют ребёнку пони­мать, что кроме его «хочу» есть потреб­но­сти других людей.

4. Дис­ци­плина раз­ви­вает спо­соб­ность к орга­ни­за­ции самого себя, а потен­ци­ально и других людей. Спо­соб­ность орга­ни­зо­вать себя и пару десят­ков вещей в окру­жа­ю­щем про­стран­стве — пре­крас­ный задел на будущие крупные проекты, которые ваш ребёнок будет спо­со­бен брать на себя.

Как не пере­жать и соблю­сти меру в дис­ци­плине?

• Никогда не исполь­зуйте ток­сич­ные методы вос­пита­ния (см. раздел «Ток­сич­ные методы»).

• Учи­ты­вайте возраст и воз­мож­но­сти ребёнка, уста­на­в­ли­вая правила (см. раздел «Соз­дайте семейную кон­сти­ту­цию»).

• Исполь­зуйте гибкие правила (см. раздел «Посто­ян­ство»).

• Осо­зна­вайте, зачем вы вводите какое-либо правило и какое каче­ство ребёнка соби­ра­етесь развить (см. раздел «Большие цели»).

• Сде­лайте эмо­ци­о­наль­ный контакт основой вашего общения с ребён­ком.

Без жёст­ко­сти нет дис­ци­плины. Главное — быть с детьми построже

Ещё одно убе­жде­ние, которое явля­ется, по суще­ству, мифом, гласит, что без стро­го­сти, жёст­ко­сти ребёнок всё равно слу­шаться не будет. И демо­кра­тич­ные роди­тели обре­чены на танцы с бубнами вокруг каприз­ного чада.

Это убе­жде­ние, к сожа­ле­нию, резуль­тат прямого наблю­де­ния за неу­дачли­выми роди­те­лями, которые читали про гуман­ные методы, но не смогли их при­ме­нить успешно.

На деле же вос­пи­ты­вать детей нужно всё-таки не стро­го­стью, а с умом.

Если роди­тель выбрал невер­ное вос­пита­тель­ное действие в невер­ное время, то никакая стро­гость ему не поможет.

Самое лучшее вос­пита­ние мы почти не заме­чаем, оно про­ис­хо­дит без лишнего ажи­о­тажа. Именно про таких роди­те­лей говорят — повезло с ребён­ком. Но на самом деле это случай, когда как раз ребёнку повезло с роди­те­лями.

И напротив, пока­за­тель­ные вос­пита­тель­ные манёвры, как правило, ни к каким резуль­та­там не при­во­дят, а только портят отно­ше­ния с ребён­ком.

Давайте рас­смо­трим пример.

Маша и Ника — одно­клас­с­ницы, учатся в 4 классе. Они обе не выучили урок и полу­чили двойки.

Мама Маши решила, что должна нака­зать дочку, и не отпу­стила её на день рожде­ния к подруге. Резо­нанс был огромный. Маша рыдала, подруга оби­де­лась, вслед за этим оби­де­лась и мама подруги, они справед­ливо посчитали это нев­ни­ма­нием лично к себе. Поскольку Машу это всё страшно огор­чило, мама рас­счи­ты­вала, что дочь запо­мнит урок надолго. И это разовьёт таким образом её ответ­ствен­ность.

Мама Ники пошла мирным путём. Она пого­во­рила с дочкой и выяс­нила, почему та не выучила урок. Ока­за­лось, что это про­и­зо­шло, потому что девочка не запи­сала домаш­нее задание. Они сов­местно раз­ра­бо­тали схему еже­д­нев­ной про­верки домаш­него задания и дого­во­ри­лись, что помимо про­верки будут допол­ни­тельно зани­маться и двойка будет испра­в­лена.

В каком случае эффект вос­пита­тель­ного манёвра будет больше? В первом, когда от вос­пита­ния бук­вально гремит гром и летят молнии, или во втором, про­ведён­ном прак­ти­че­ски неза­метно?

Правиль­ный ответ: второй случай с большей веро­ят­но­стью при­ведёт к поло­жи­тель­ному резуль­тату и разовьёт ребёнка.

Первый метод только вызвал нега­тив­ные пережи­ва­ния дочери, но никак не дал ей понять, как исправить ситу­а­цию. К тому же он был сильным эмо­ци­о­наль­ным ударом, который не только портит отно­ше­ния, но и демоти­ви­рует ребёнка ста­раться что-то делать.

Второй метод без шума и пыли про­во­дит ребёнка по правиль­ному пути — учит нахо­дить причину про­блемы и даёт вари­анты её решения.

Это пример раз­ли­чий между строгим и умным под­хо­дом.

с. 78—86


Также в рубрике «Кнут или пряник?»