Когда с ребёнком проблемы
Иногда бывает: воспитывали ребёнка, старались, а с ним что-то не так. С разных сторон поступают сигналы, да и сами вы видите: слишком непослушный либо чересчур тихий, трудности с учёбой или очень ленивый. Или всё сразу — так тоже бывает.
Тут важно держать связь с реальностью, понимать, насколько поведение вашего ребёнка действительно проблема, а насколько проблема в ваших завышенных ожиданиях.
Перекосы бывают в разных направлениях. Вам может казаться, что ребёнок ведёт себя ужасно, но дело просто в том, что вы слабо себе представляете, как в массе ведут себя дети такого возраста. Не то чтобы вовсе не представляли, нет, какие-то представления у вас есть, иногда в этом как раз основная проблема. Так вы можете иметь иллюзии, что вы сами были не такими. Вы были более собранны, смелее, умнее и целеустремлённее, чем ваш ребёнок.
Или вы имеете какой-то другой образец (знаменитый «сын маминой подруги», в тени которого выросло так много детей), который выигрышно смотрится на фоне вашего ребёнка.
Такой перекос часто происходит с мамами малышей. Они начинают бить тревогу, когда их малютки не рисуют самостоятельно и не собирают пазлы, истерят, не общаются с ровесниками, не желают отвечать за свои слова («дай то одно, то другое, сам не знает, чего хочет»), дерутся, жадничают.
Все эти вещи, абсолютно естественные в нежном возрасте, вызывают панику у родителей, слабо представляющих себе, что такое дети. И им, например, кажется, что это ужасно — стоять ногами на стуле и рисовать. Или топтать куличики в песочнице. Или держать кисточку в кулаке и долбить ею по столу. Но это типичное и нормальное поведение детей от года до двух лет, тут нет демонстрации невоспитанности или зловещих проявлений врождённой бандитской натуры.
Больше о детях от года до трёх лет вы можете узнать из моей книги «Хорошие отношения начинаются в детстве: как воспитывать ребёнка от 1 года до 3 лет».
Бывает и наоборот, вам представляется, что ваш ребёнок замечательный, но вы всё время слышите в его адрес замечания. В таком случае получается, что ребёнок хороший, но окружающие враждебны и всегда им недовольны. Тут можно задать себе вопросы: реалистично ли я вижу своего ребёнка? Что толку ему от моего абсолютного принятия и одобрения, если остальные им постоянно недовольны? Во взрослой жизни его не будут окружать исключительно лояльные к нему люди, которые будут радоваться, что бы он ни натворил.
Постоянное и тем более повторяющееся, стереотипное недовольство окружающих вашим ребёнком — повод задуматься. Не надо нападать на ребёнка, безоговорочно принимая сторону критиков. Но стоит задуматься: а вдруг я чего-то не вижу? Так бывает, человеку свойственно ошибаться, особенно под влиянием сильных эмоций (возмущение, желание оградить, защитить ребёнка, обида на окружающих, страх оказаться несостоятельным родителем).
Некоторые родители даже втайне гордятся тем, что ребёнок у них альтернативный, «неформатный». Ну не может он строем ходить, как остальные. Часто это люди, которые и сами не совсем вписались в общество или, наоборот, те, кто чересчур уж вписан в нормы и правила и тоскует по собственной индивидуальности. По-разному бывает, но факт, что часто нестандартное поведение ребёнка бессознательно одобряется родителями. Они с умилением рассказывают о проделках этого очаровательного шалуна (которого, к примеру, уже попросили из садика, так как он неуправляемый): «Представляете, и воспитательнице он говорит: “Замолчи!” и мама дома по струнке ходит, а уж бабушка-то и вовсе на побегушках, лидер растёт, не иначе!»
Как определить, не ошибиться, понять, действительно ли с ребёнком что-то не так или это с вашими понятиями не так (то ли вы неадекватно строги, то ли слишком лояльны)?
И с этой целью лучше сходить к опытному человеку: к педагогу, психологу. Эти люди должны быть толерантными и дружелюбными к вам и не слишком критичными.
То есть к первому попавшемуся строгому педагогу, который вам высказал, что ваш ребёнок какой-то не такой, бросаться не надо, его суждение может быть слишком категоричным. Присмотритесь, понаблюдайте: нравятся ли вам суждения человека, близки ли, хорошо ли он сам ладит с детьми, слушают ли они его, стремятся ли подражать. И уже после анализа обращайтесь с вопросом, узнайте его мнение о вашем ребёнке.
Не бросайте ребёнка на суд любого, кто формально имеет подходящий статус: врач, психолог, невролог, педагог. Присмотритесь и сделайте вывод сами: чьё мнение вы бы действительно хотели узнать.
Тем более не стоит спрашивать мнение у дилетантов: случайных прохожих, знакомых, которые «много книг по психологии прочитали» и т. п. Вы должны услышать их сигнал, если вам постоянно жалуются, но за советом идти не к случайным людям.
Так же как не нужно доверять первому встречному, желающему судить о вашем ребёнке, не нужно впадать в другую крайность: считать, что вашему ребёнку никто не судья. Ребёнок живёт среди людей, и даже если лично вы готовы терпеть что угодно ради неприкосновенности личности ребёнка, то другие-то терпеть не будут. А эти «другие» — те, с кем ребёнку жить всю оставшуюся жизнь, с ними надо учиться дружить, договариваться, сотрудничать, понимать их нужды, уметь связи налаживать.
У детей, которые не встречают серьёзного сопротивления своим желаниям, обычно трудности с границами. А проблемы с границами = проблемы с людьми.
Итак, выяснив и обсудив с авторитетным лицом, что с вашим ребёнком что-то не так, в воспитании что-то пошло не так, ребёнок плохо понимает правила поведения, нужно сделать следующее.
Принять реальность
Родителям трудно принять реальность, признать, что ребёнок, допустим, невоспитанный, так как они много вложили в него труда. И искренне вложили. И, согласившись, что не получилось, нужно признать, что всё было зря, напрасно, неправильно? Как с этим мириться?
Для начала нужно разделить две вещи: ваши вложения не были напрасными, но результат на сегодня не очень. Что-то пошло не так. Родители не всегда виноваты в том, что с ребёнком проблемы, но у них всегда есть возможность исправить ситуацию.
Принять реальность необходимо полностью, безоговорочно, сказать самому себе (больше никому не говорите, от других можно утаить!) — да, результат воспитания не тот, что нужен, это на сегодня так. Не ищите себе оправданий, иначе вы не сможете оторваться от старых методов общения, вы будете цепляться за старое.
Решение проблемной ситуации может стать трамплином для создания очень качественной эмоциональной связи с ребёнком, если вы будете помогать ему.
Мы постоянно сталкиваемся с большими возможностями, которые блестяще маскируются под неразрешимые проблемы.
Маргарет Мид
Проверьте, нет ли у ребёнка проблем с вами
Часто мы недооцениваем, насколько проблемными родителями мы сами можем быть.
Прежде чем двинуться дальше, проверьте, не используете ли вы токсичные методы воспитания.
Откажитесь от старых стратегий
Если вы оставите неизменными свои старые методы и свой уклад, то всё останется на месте. Очевидно? Не тут-то было. Родители часто настаивают, что ведь они всё делали правильно и нельзя вот тут не прочитать нотацию, здесь не сделать замечание, тут не поступить именно так, как они делали. И получается, что всё сделано правильно, но результат не тот. Наверное, ребёнок неправильный!
Важный шаг к изменению ситуации — признать свои стратегии провальными. Даже если они выглядят правильными или единственно возможными.
Чтобы ситуация начал аменяться, нужно сменить не од ин-два приёма воспитания. Там половчее сказать, тут поумнее отреагировать. Нужно сменить всю систему общения с ребёнком. И прежде всего стратегические методы воспитания (подробнее в разделе «Что такое уровни воспитания»).
Так, если ребёнок, например, всё время вам врёт, то совершенно не нужно знать, что же вам делать, если опять вы поймаете ребёнка на вранье. Бессмысленно в этот момент что-либо уже делать.
Подходите к ситуации системно, не ищите лайфхаков воспитания.