11. ИГРА
Игра — это естественная работа ребенка. Для любого малыша это наиболее ценный способ познания себя и окружающего мира. Умея лишь отреагировать на воздействие взрослых, именно в игре ребенок получает единственную возможность действовать по своей воле. И эта форма самоопределения необходима для его здорового развития как человеческого существа. В игре дети учатся безопасным, приятным и ненавязчивым образом оценивать свои сильные и слабые стороны, получать удовольствие от решения каких-то задач и от объектов окружающей среды, эффективно взаимодействовать с другими.
С точки зрения эмоционального здоровья, игра предоставляет ребенку ни с чем не сравнимую пользу. Во-первых, дает творческий, полезный и адекватный выход эмоциям, во-вторых, учит воспринимать чувства других и отвечать на них социально приемлемым образом.
Давайте начнем с рассмотрения игры как выхода эмоциональной энергии. Этот процесс можно наблюдать уже у шестимесячных детей, когда малыши впервые проявляют интерес к игре “ку-ку”. В ней малыш приобретает контроль над стрессом, связанным с тем, что родителя “не видно”. Одним-двумя годами позже дети обычно избавляются от чувства злобы, беспомощности и беззащитности, строя и разрушая сооружения из кубиков или “проигрывая” эти чувства в воображаемой жизни кукол, плюшевых зверей и механических игрушек.
Примерно с четырех-пяти лет дети, особенно мальчики, начинают использовать игры, содержащие больше насилия: воображаемые сражения и даже убийства. Несмотря на неодобрительное восприятие взрослыми, для самих детей эти игры вполне приемлемы. Они учат выражать в безопасной форме общее ощущение враждебности и уязвимости. Отнюдь не вынуждая детей к воинственности в реальной жизни, “игра в войну” (общее название для подобной деятельности) учит их управлять своими агрессивными импульсами. Психологи часто обозначают это явление как “подавление посредством символической игры”.
Агрессивная игра в чем-то полезна для ребенка, но это еще не значит, что родители должны ее поддерживать или не вмешиваться, если она принимает жестокие формы. Это также не значит, что родители, не обращая внимания на свои собственные отрицательные чувства, связанные с войной или насилием, могут присоединяться к детской игре.
Некоторые дети по разным причинам больше других склонны к подобным играм, некоторые оказываются грубее остальных. Им всем необходимо внушить, что другие люди, в том числе родители, вольны соглашаться или не соглашаться на участие в определенных играх.
Используя стратегию борьбы со случайным желанием ребенка поиграть в насильственную игру, в первую очередь убедитесь, что он знает интересные игры, не связанные с насилием. Затем разрешите ему играть в то, во что он захочет, если это безопасно и не обременительно для окружающих.
Вот некоторые другие предложения, касающиеся игры.
■ Предоставьте ребенку возможность играть одинму или с другими детьми.
Насколько это возможно, выделяйте определенное, известное ребенку время, когда он может поиграть в одиночестве. Это сделает его более независимым. Чтобы развить в ребенке умение общаться, регулярно устраивайте в известное ему время “дни игр”, приглашая других детей.
Также делайте все зависящее от вас, чтобы поддержать увлекательную, игру. Выберите безопасное, просторное и удобное место для игры. Обязательно расположите места для игры так, чтобы одни были больше доступны вашему наблюдению, а другие были более укромными. Научите ребенка так располагать свои игрушки, чтобы их было легко достать, начиная игру. Захватите с собой различные игрушки, когда уезжаете с ребенком из дома, на тот случай, если представится возможность для игры.
Игра может стать прекрасным утешением, если ваш ребенок чем-то расстроен. Внимательно отнеситесь к такой ситуации и мягко предложите ребенку несколько привлекательных вариантов. Например, если вы видите, что ребенок чувствует себя заброшенным и забытым, предложите ему вместе поиграть в куклы или в другую игру, требующую тесного взаимодействия и внимания.
■ Регулярно включайтесь в игры вашего ребенка.
Выберите несколько игрушек и придумайте игры, которые позволят вам с удовольствием проводить время вместе.
■ Относитесь с терпением к тому, как быстро ребенок овладевает навыками и учится подчиняться правилам.
Дайте ребенку возможность лидировать или ощущать себя ведущим в игре с вами. Ребенок до шести лет эмоционально еще недостаточно развит, чтобы легко справляться с проигрышем, поэтому давайте ему побеждать, даже если для этого он прибегает к жульничеству. Небольшая доля жульничества, может быть, даже необходима ребенку в игре, пока он не приобретет опыт, после чего желание ловчить, скорее всего, исчезнет.
■ Тактично помогайте ребенку играть лучше и радоваться этому.
Не приглушая веселье ребенка, объясните ему назначение различных игр: чему с их помощью можно научиться, как они развивают тело и ум. Эта информация поможет ребенку больше ценить определенные игры. Далее, участвуя в играх вместе с детьми, подавайте хороший пример. Если необходимо, перекраивайте правила так, чтобы ребенок получил от игры наибольшее удовлетворение.
Позаботьтесь о том, чтобы игры, в которые вы вместе играете, соответствовали настроению ребенка и времени суток. Относительно спокойные игры больше подойдут перед сном или в случае, когда ребенок равнодушен или грустит. Если середина дня, и ребенка невозможно унять, более подходящей будет активная игра.
В этот период жизни ваш ребенок может с трудом делиться с другими детьми своими игрушками или возвращать им их собственные. Мягко объясните, как поступать хорошо и красиво, а как — нехорошо и некрасиво, и без колебаний вмешивайтесь, если ребенка обижают или он сам обижает другого.
Можно также опробовать ритуалы “умения делиться”, при котором вы просите у него игрушку, благодарите за то, что он ее дает, затем возвращаете ее через несколько секунд. Однако не ждите, что ребенок быстро станет более щедрым, и не беспокойтесь об этом. Необходимо время и опыт, чтобы ребенок понял ценность умения делиться и играть честно.
■ Время от времени наблюдайте за игрой ребенка.
Выработайте привычку время от времени, не привлекая внимания, наблюдать за игрой ребенка. Понимание того, как и во что ребенок играет, даст вам ценную возможность проникновения в его чувства. Например, ребенок может придумать жесткий сценарий, играя с куклой, что вы сможете связать с определенной проблемой, присутствующей в его реальной жизни. Или ребенок внезапно теряет интерес к некоторым любимым игрушкам, что может свидетельствовать о более серьезном эмоциональном конфликте (таком, как страх разлуки). Но еще более важно то, что, изо дня в день наблюдая за игрой ребенка, вы сможете определять, что он любит и что не любит. Это знание поможет вам покупать игрушки и планировать игровое время так, чтобы ваш ребенок и вы получали удовольствие от игры вместе.
■ Предложите ребенку внести дух игры в повседневные дела.
Уборка, простые поручения по кухне и по дому и ежедневные ритуалы типа купания — все это можно сделать менее напряженным и более привлекательным для ребенка, внеся в эти дела элемент игры. Попробуйте сопровождать эти занятия ролевыми играми, песенками и упражнениями “делай как я”. Такой подход помогает ребенку легче воплотить в реальную жизнь навыки, полученные в игре.
ВООБРАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ ПО ИГРЕ
В любое время в возрасте между тремя с половиной и шестью годами ваш ребенок может пережить один или несколько периодов, когда он изобретет себе воображаемого друга. Это некто, с кем ребенок разделяет большинство дел в течение дня. Как вас ни раздражает этот незримый компаньон, реальность которого ребенок просит признать, все же лучше смириться с его присутствием в жизни вашего малыша.
Создание воображаемого друга — конструктивный шаг на данном этапе развития ребенка. Не у каждого возникает потребность придумать такую фигуру, но те, кто этим занимается, безусловно, демонстрируют ментальное и эмоциональное здоровье.
С чисто поведенческой точки зрения воображаемый друг — это механизм, используемый ребенком для испытания своего языка и социальных навыков, а также для облегчения одиночества. С психологической точки зрения, воображаемый друг “работает” как ценный механизм проецирования разных частей личности ребенка, разных его сторон “Я”. Как будто два разных существа, ваш ребенок и его воображаемый друг могут разыгрывать “хорошую” и “плохую” части души ребенка, его “застенчивое” и “смелое” “Я”, или “оптимистичен” и “пессимистичен” “Я” и т.д. Через этап двустороннего общения у вашего ребенка, безусловно, произойдет объединение различных аспектов натуры в одну сильную личность.
Соглашаясь с фактом присутствия у вашего ребенка воображаемого друга, вы, естественно, не имеете в виду принятие его как еще одного члена вашей семьи. Подсознательно ребенок чувствует, что этот “друг” существует лишь для него одного.
Притворяясь и соглашаясь с обратным, вы можете превратить “друга” в своего рода игру между вами и ребенком. Это не только помешает истинной роли этой фигуры для вашего ребенка, но и увеличит потенциальный период, во время которого этот “приятель” будет шататься вокруг.
Если в ваш дом пришел воображаемый друг, постарайтесь воспользоваться следующими рекомендациями.
■ Не отрицайте наличие "друга", но и не превращайте его в забаву.
Это только вызовет неудовлетворенность и оскорбит ребенка, для которого “друг” действительно был своеобразной реальностью.
■ Всегда разговаривайте напрямую с ребенком, а не с "другом".
Этой стратегией вы не отвергаете существование “друга”, но и не утверждаете, что видите и слышите его.
■ Позвольте ребенку принимать на себя инициативу в связи с воображаемым другом.
Не упоминайте “друга” до тех пор, пока ребенок о нем не заговорит, не торопитесь подтверждать его существование (например, не оставляйте для него место за столом, если вас не просили).
■ Подыгрывайте объявленному ребенком присутствию друга только устраивающим вас образом.
Например, если ребенок просит вас пересесть на другое место за столом, вы можете это сделать (если это не создает неудобство) или попросить ребенка иначе разместить своего “друга”. Если же ребенок кричит: “Осторожно! Ты раздавишь’ Шермана,”, вы можете подвинуться или ответить ребенку: “Пожалуйста, предложи Шерману отойти в сторону”.
■ Убедитесь в том, что ребенок ощущает ответственность за действия "друга".
Ребенок часто использует воображаемого друга в качестве “козла отпущения”. Если ребенок говорит: “Это не я, это сделал Шерман!” — ответьте: “Тогда скажи Шерману, что он неправ, и что отвечать за это придется тебе”.
■ Сведите к минимуму потребность в воображаемом друге, предложив ребенку другого компаньона.
Другим компаньоном можете быть вы сами, домашнее животное, ваш супруг/супруга (при соответствующем согласии), брат или сестра, родственник или реальный друг (ребенок или взрослый).