4. ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ
Возложение домашних обязанностей на детей школьного возраста помогает им самообучаться способам и методам ответственного поведения и понимать его пользу. Отдаленным результатом этих процессов является уменьшение стресса и повышение самооценки. Кроме того, выполнение домашних обязанностей учит детей уважительно относиться к усилиям своих родителей по формированию и поддержанию гармоничной домашней обстановки.
Некоторые дети 6—12 лет естественно воспринимают домашние обязанности. Они считают их выполнение одним из видов взрослой «игры», способом, превращающим хаос в порядок и приносящим эмоциональное удовлетворение, источником «постоянной гордости» и удовольствия или продолжением своей любви к своему дому и своим родителям. Детям, попадающим в эту категорию, следует давать более сложные и значительные домашние поручения, которые несколько выходят за пределы простых домашних обязанностей, например, приготовление пищи, уход за садом, ремонт машины, украшение или ремонт дома.
Ребенка, проявляющего неподдельный интерес и способности к выполнению домашних обязанностей, можно обучить и сделать основным исполнителем этих обязанностей. Будьте осторожны и не форсируйте события. Внимательно наблюдайте за интересами ваших детей, позволяйте им делать то, что они захотят, поставьте любую деятельность на добровольную основу. Некоторое количество домашних дел, обязательных для выполнения, ребенок все же должен иметь.
К сожалению, большинство детей в возрасте от 6 до 13 лет не попадает в вышеописанную категорию. По многим причинам, в том числе просто из-за отсутствия интереса, они обычно не хотят выполнять домашние обязанности. Однако, если в доме действуют твердые установки, детей направляют и следят за ними, то дети могут научиться выполнять обязанности по дому не только умело и надежно, но и с удовольствием.
У большинства детей в школьном возрасте нет другого выбора, кроме как лично участвовать в домашних делах, чтобы содержать дом в порядке. Это происходит в неполных семьях или в тех, где оба родителя работают. Но если домашняя работа плохо организована, неясны ее задачи и неудовлетворительно распределены обязанности, то возникают разочарования, обиды, взаимонепонимание, ссоры и вражда.
Распределение домашних обязанностей и проверка их выполнения сами по себе могут быть полем эмоциональных битв. Если родители превращаются в диктаторов, то дети неизбежно начинают отказываться от обязанностей, не слушаться, считая себя правыми.
Вот некоторые правила для такой организации домашней работы, которые обеспечат минимум стресса и эмоционального напряжения.
■ Вместе с ребенком составьте расписание домашних обязанностей, которые ему нужно выполнять регулярно.
Составьте расписание таким образом, чтобы каждый из вас участвовал в нем. Будьте по возможности корректны, выбирая дни и время для выполнения определенных поручений. Составленное распирание аккуратно изобразите на графике, затем повесьте в доме на видном месте. Можно в нем предусмотреть место для отметки о выполнении задания.
Количество заданий и продолжительность каждого из них должны соответствовать возрасту ребенка и его свободному времени, не только чтобы выполнение домашней работы не превратилось в тяжкую повинность, но и чтобы от ребенка требовались некоторые реальные усилия.
Начните с небольших объемов работы и вносите изменения в расписание каждый месяц, когда этого требует ситуация.
Лучше планировать ребенку ежедневные задания (одно или более), выполнение которых родители должны контролировать. Два — три дня кажутся ребенку в 6—12 лет более длительным периодом, чем взрослому; не следует, вероятно, оставлять ребенка без домашних обязанностей на достаточно долгое время. Ребенок школьного возраста может иметь, например, следующие ежедневные обязанности: собирать игрушки и другие предметы с пола в гостиной, накрывать на стол, выбрасывать мусор, кормить домашнее животное.
■ Определите для ребенка такие обязанности, чтобы он мог почувствовать свой важный вклад в жизнь семьи.
Кроме обязанностей, значимых лично для ребенка (например, убрать свою комнату), ему следует поручать задания, значимые для всей семьи (например, вымыть посуду, помыть машину изнутри, сложить старую бумагу). Некоторые подобные задания должны выполняться ребенком абсолютно самостоятельно.
Спросив у ребенка, какие задания, значимые для всей семьи, он готов выполнять, вы, возможно, будете удивлены количеством заданий, за которые он собирается взяться.
Старайтесь разрешать ребенку любую работу, которую он добровольно вызвался делать, даже если это дублирует вашу обычную работу по дому. Инициативу ребенка следует поддерживать любыми возможными средствами.
Если ребенок захочет выполнять работу, по вашему мнению, слишком трудную для него, попытайтесь разделить ее на несколько более мелких заданий и поручить ребенку одно из них. Остальные задания добавляйте по мере возрастания умения ребенка. И вы сможете убедиться в его способностях, предоставляя ему достаточные возможности.
■ Поручайте ребенку задания, соответствующие его интересам, темпераменту и умениям.
Если ребенку нравится работа, то он будет выполнять ее все лучше и лучше, и она станет более значимой для вас и для него. Внимательно выявляйте любые виды заданий, входящие в эту категорию. Ребенок не всегда может сообщить вам, какое задание ему нравится, просто потому, что не так хорошо, как вы, осведомлен обо всех возможных заданиях.
■ Определите виды работ, которые вы и ребенок можете выполнять вместе.
Совместная работа — это прекрасный путь лучше узнать друг друга, научиться сотрудничать, укреплять эмоциональные связи. Большинство заданий, порученных ребенку, конечно, не должно предполагать вашей помощи, но одно или два из них вполне можно выполнить вместе. Начните с легких — они позволят вам поболтать и даже немного поиграть во время их выполнения, а затем переходите к более сложным, которые ребенок, вероятно, не сможет выполнить без вашего участия.
Помните, что ваша цель — не только успешно выполнить задание, но и установить хорошие длительные партнерские отношения. Если вы не смогли выполнить задание вместе после того, как попытались это сделать, тактично закончите эксперимент, подождите некоторое время (несколько недель или более) и затем попробуйте другое задание, возможно, вы выполните его вместе.
■ Убедитесь, что ваш ребенок понимает, как лучше всего выполнить задание.
Давая ребенку задание, убедитесь, что он знает, как и когда его выполнить, зачем это необходимо, что вы предполагаете получить в результате. Дети плохо понимают пространные объяснения, так что будьте ясны и кратки, насколько это возможно, не давая поводов к взаимонепониманию.
■ По возможности не выполняйте задания сами, если ребенок не справился с ними.
Дайте ребенку возможность увидеть последствия своей небрежности. Например, если он забыл накрыть на стол, ждите до тех пор, пока задание не будет выполнено; Если ребенок не выбросил мусор из ведра, пусть оно переполняется, пока ребенок не выполнит эту работу. Если ребенок не собрал свои игрушки, оставьте их на полу (убрав с дороги) до тех пор, пока он не соберет их.
■ Установите и поддерживайте соответствующие наказания за невыполнение поручений.
Когда вы впервые установите, какие обязанности по дому должен выполнять ребенок, скажите ему о тех наказаниях, которые последуют за невыполнение этих обязанностей. Подобная система наказаний должна быть объемной и гибкой, соответствовать конкретным ситуациям.
Например, вы можете согласиться с поведением, позволяющим тратить некоторое время на игры, телевизор и другие личные дела. Но может наступить час, когда ребенок вместо выполнения домашних обязанностей будет играть во дворе. В этом случае следует наказать ребенка — потребовать, чтобы он провел некоторое время в одиночестве в своей комнате.
Добейтесь, чтобы ребенку назначалось соответствующее наказание каждый раз, когда он не выполнил порученное задание. Старайтесь, чтобы наказание было осуществлено вскоре после проступка, лучше всего в пределах одного-двух дней.
Как правило, не следует наказывать детей, уменьшая сумму карманных денег или вовсе отбирая их. Во-первых, это научит их связывать выполнение домашних обязанностей с деньгами, вместо того, чтобы связывать эти обязанности с пользой для всей семьи и для себя. Во-вторых, отсутствие нужной суммы денег может поставить их в неудобное положение, заставляя, например, не идти на встречу с друзьями или восполнить недостающую сумму с помощью воровства или обмана.
Однако, если неадекватное поведение вашего ребенка привело к трате денег (например, разбито окно, требующее возмещения ущерба), тогда вы можете попросить ребенка возместить часть суммы или всю сумму. Возмещение может быть сделано целиком или в рассрочку.
В то же время, когда вы устанавливаете наказания за невыполнение заданий, следует обсудить те случаи, когда поручение не выполнено в связи с недостатком времени. Если ребенок заранее знает, что не сможет выполнить свои домашние обязанности, необходимо предоставить ему возможность перенести время выполнения задания, добровольно выполнить другое задание в более удобное время или найти замену невыполненному поручению.
В экстренных случаях, когда невозможно выполнить поручение и заранее предположить это, ребенок должен сделать все возможное, чтобы известить вас о сложившейся ситуации как можно скорее.
ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ РЕБЕНКУ?
Большие затруднения испытывают многие родители, решая, давать ли деньги, предметы или дополнительные привилегии своим детям школьного возраста в качестве «компенсации» за хорошее поведение или успешное выполнение домашних поручений. Если вопрос первым не поднимет родитель, то он обязательно возникнет у ребенка. И если такая система платы распространена вне дома, то почему бы не ввести ее в домашний обиход, в отношения между родителем и ребенком?
С одной стороны, такой вид вознаграждений в доме устраняет споры типа «А почему я?» Дети школьного возраста обычно стремятся заключать сделки, дающие им ощутимую прибыль. Если условия сделки не выполнены, то наказание предусмотрено: ребенок не получит вознаграждения. Таким образом, время и эмоциональная энергия не тратятся ни родителями, ни ребенком.
С другой стороны, такой вид вознаграждений устанавливает весьма спорную систему ценностей. Дети учатся « продавать» свое хорошее поведение и навыки домашней работы вместо того, чтобы отдавать их даром из чувства любви, удовлетворенности собой, личной ответственности. При «денежном» складе ума цена хороших поступков и умений возрастает с течением времени. В результате складывается ситуация, когда дети могут произвольно выбирать, когда и как поступать хорошо или выполнять домашние поручения, — ловушка, приносящая множество отрицательных эмоций и родителям, и ребенку.
К сожалению, нет однозначного ответа на вопрос, вынесенный в заглавие. То, что действует в отношениях между взрослыми вне дома, не всегда можно применять в отношениях между родителем и ребенком дома, где ребенок определенно зависим от родителя и в финансовом отношении, и в плане обучения правам и морали.
Однако иногда то, что действует вне дома, можно и даже целесообразно применять внутри семьи. В некоторых случаях стоит заключать сделки с ребенком, чтобы он научился тем положительным аспектам, которые имеют сделки в реальной жизни.
Ниже указаны некоторые советы, помогающие определить, стоит ли платить ребенку, каким образом это делать, если вы считаете это целесообразным.
■ Используйте плату ребенку только для очень ограниченного круга ситуаций.
Не используйте этот метод для регулярных домашних поручений, а только для отдельных заданий, связанных с необычно большой тратой времени, или особенно нежеланных. Кроме того, между двумя эпизодами, когда ребенок получал плату, необходим промежуток по крайней мере две недели для детей 6—8 лет, месяц — для детей 9—12 лет.
Постарайтесь никогда не платить деньги просто за хорошее поведение. Такая стратегия подрывает вашу способность влиять на поведение ребенка без использования материальных стимулов.
В тех случаях, когда требуется особенно хорошее поведение ребенка, можно попытаться поручить что-либо ребенку на тот период времени, когда необходимо вырабатывать хорошее поведение. Например, если вы хотите, чтобы ваш семилетний ребенок хорошо себя вел на большом семейном собрании, следует заплатить ему, чтобы он присмотрел за одним из младших детей, тогда «старший» не будет вмешиваться в возню детей, привлекать внимание взрослых и не оставит малыша без присмотра. Тем не менее, будет намного лучше, если вы сможете отказаться от платы ребенку и дадите ему шанс воплотить ваши надежды.
■ Помните, какова должна быть роль платы.
Не спрашивайте ребенка, что ему хотелось бы получить за определенный поступок. Вы можете получить ответ, который не хотите услышать. Предложите ребенку специальное вознаграждение, выбранное вами, в то же самое время, когда даете поручение.
В зависимости от ситуации, эмоциональной зрелости ребенка и ваших взаимоотношений вы можете разрешить маленькую сделку после того, как сами предложили вознаграждение. Но знайте границу, которую нельзя переходить, и придерживайтесь ее, даже если данное вами поручение отвергнуто. Лучше несколько раз проиграть, чем установить порядок, обрекающий вас на постоянное поражение.
■ Делайте вознаграждение скромным и особенным.
Ребенка следует приучить к хорошей работе, зная о вознаграждении, но независимо от его размера. Поэтому не нужно и нецелесообразно, чтобы вознаграждение было пропорционально поручению с точки зрения взрослого. Это должно просто нравиться ребенку независимо от того, связано ли оно с выполнением задания.
Будьте консервативны в своих предложениях. Не говорите о равноценности поручения и вознаграждения (например, «Я думаю, что это поручение стоит похода в зоопарк»). Напротив, говорите о вознаграждении, как о специфическом знаке признательности за выполнение поручения, выходящего за пределы обычных домашних правил. И постарайтесь не способствовать тому, чтобы вознаграждение явилось основой для оценки различных домашних поручений.
Кроме того, вознаграждение должно быть определенным и поэтому конкретным. Это служит довольно сильным стимулом. Избегайте неясных вознаграждений, например «Я куплю тебе что-нибудь в магазине» (что? когда?) или «Я посмотрю на сделанную работу и тогда решу». В таком случае вы создаете предпосылки для разочарования и обескураженности.
Лучше не связывать вознаграждения с деньгами, тогда они будут способствовать игре воображения и препятствовать формированию шаблонной системы ценностей. Старайтесь предлагать особые привилегии, прогулки или вещи. Если вы предлагаете деньги, используйте фиксированную сумму, без надбавок за отдельные части работы, не зависящую от объема работы.
Лучше всего избегать подобной тактики в отношении официальных правил и процедур, связанных с домашними обязанностями, карманными деньгами, временем укладывания спать, просмотром телевизора и т.п. Вознаграждение должно связываться с чем-то чисто внешним, как бы в дополнение к обычным и знакомым вещам.
■ Если это возможно, сделайте вознаграждение соответствующим поручению.
Не следует устанавливать равенство между стоимостями вознаграждения и поручения, но очень полезно провести логическую связь между поручением и вознаграждением. Например, если вы хотите, чтобы ребенок навел порядок в гараже, пообещайте поездку на машине. Если вы хотите, чтобы в комнате, где смотрят телевизор, был порядок, то предложите вечером посмотреть видео. Если хотите, чтобы пол на кухне был помыт, внесите предложение испечь или приготовить что-нибудь. Таким образом ребенок сможет радоваться результатам своего труда.
■ Ребенок должен получить вознаграждение как можно скорее после того, как оно заслужено.
Для детей школьного возраста неделя — это слишком длительный срок. Выполняйте условия сделки сразу после выполнения задания ребенком. Кроме того, не предлагайте вознаграждение слишком рано. Оно может быть еще не заслужено!
■ Иногда устраивайте сюрпризы в награду за необычные задания.
Если дети были особенно усердны при выполнении своих домашних обязанностей в течение некоторого промежутка времени, то вам следует устроить им сюрприз, показывая признание их заслуг. Такое вознаграждение особенно необходимо, если дети сами выполнили задание, которого не обязаны были выполнять, или они выполнили особенно трудное поручение по вашей просьбе и не получили вознаграждения.
В таких случаях лучшей наградой будет какое-нибудь событие, приносящее радость всем, например, рыбалка, пикник, посещение парка для развлечений, кино. Лучше всего, если это событие будет касаться только вас и ребенка, выполнившего ответственное поручение, а не всех остальных детей в семье (если же они тоже участвовали в выполнении этого поручения, то вы все вместе будете с удовольствием участвовать в радостном событии).