Эмоциональное здоровье вашего ребенка(фрагмент)



8. ДИС­ЦИ­ПЛИНА. ОБЗОР

В кон­тексте пред­ста­в­ле­ний ребенка слово “дис­ци­плина” все еще вызы­вает ассо­ци­а­ции с опи­сан­ным Дик­кен­сом образом жест­кого, суро­вого взро­с­лого, потря­са­ю­щего зас­ко­р­уз­лой палкой перед воз­му­щен­ным ребен­ком с наду­тыми губами. Истин­ное зна­че­ние этого слова совсем иное. Дис­ци­плина связана с обу­че­нием новичка (“disciple” — ученик). Поскольку ребенок действи­тельно явля­ется нович­ком в жизни, истин­ное назна­че­ние дис­ци­плины для ребенка имеет в виду не упра­в­ле­ние его пове­де­нием, а обу­че­ние ребенка тому, как упра­в­лять своим пове­де­нием.

Дис­ци­пли­ни­руя ребенка в ранние годы его жизни, роди­тели должны всегда иметь в виду, что само по себе нака­за­ние или его угроза — слабые пре­пят­ствия для плохого пове­де­ния. Оно скорее вызовет обиду, чем воо­ду­ше­вит ребенка на хорошее пове­де­ние. И хотя оби­жен­ный ребенок может на время стать более послуш­ным, при этом он почти навер­няка станет отчу­ж­ден­ным и скрыт­ным.

Первое и главное правило в дис­ци­пли­ни­ро­ва­нии малень­кого ребенка — это тер­пе­ние. Прежде чем что-то сделать, выяс­ните для себя, что вы хотите полу­чить в резуль­тате.

Напри­мер, пред­поло­жим, что вы застали ребенка за тем, как он рисует мелками на стене. Первая ваша мысль может быть такой: “Я сейчас же пре­кращу это безо­б­ра­зие!” Но выдер­жка неболь­шой паузы поможет вам оценить, что на самом деле вы хотите, чтобы ребенок уважал семейное иму­ще­ство и свя­зы­вал любовь к рисо­ва­нию с под­хо­дя­щими для этого мате­ри­а­лами. Жестко отругав ребенка за то, что он пачкает стены, вы только поме­ша­ете дости­же­нию этих целей. Зная, что рисо­ва­ние на стенах вас рас­стра­и­вает, ребенок навер­няка время от времени будет так посту­пать, чтобы насо­лить вам за что-то. Хуже того, у него может быть пода­в­лено стрем­ле­ние к рисо­ва­нию и сходным формам твор­че­ского само­вы­ра­же­ния.

Гораздо лучшим дис­ци­пли­нар­ным воз­действием в этой ситу­а­ции, учи­ты­ва­ю­щим ваши цели, будет твердая, но спо­койная фраза о том, что рисо­вать хорошо, но отнюдь не на стене. Затем ребенок обя­за­тельно должен участ­во­вать в мытье стены и узнать о более под­хо­дя­щих для рисо­ва­ния поверх­но­стях. Воз­можно, ока­жется, что ребенку больше нравится рисо­вать стоя. В этом случае дайте ему моль­берт или отве­дите для этого стенку, при­кре­пив к ней бумагу для рисо­ва­ния.

Другой, более власт­ный тип дис­ци­пли­нар­ной стра­те­гии необ­хо­дим для того, чтобы удер­жать ребенка от совер­ше­ния чего-то опас­ного. Пред­поло­жим, напри­мер, что вы не хотите, чтобы ребенок бегал по улице перед домом. В этой ситу­а­ции ваша цель будет состо­ять не столько в том, чтобы он вел себя более при­ем­лемо, а в том, чтобы он вас слу­шался. Конечно, необ­хо­димо объ­яс­нить, почему вы хотите, чтобы он дер­жался подальше от про­ез­жей части. Одни лишь объ­яс­не­ния могут не при­не­сти жела­е­мого резуль­тата. Опас­ность может пока­заться ребенку слишком тео­рети­че­ской; если же вы обри­су­ете ее ярче, он может вообще нео­прав­данно бояться играть вне дома.

В такой ситу­а­ции лучше всерьез насто­ять на том, чтобы ребенок согла­сился принять за правило не выбе­гать на про­ез­жую часть. Таким образом, центр подоб­ной дис­ци­пли­нар­ной стра­те­гии — послу­ша­ние, а не само­сто­я­тельно выбран­ное пове­де­ние. Риск того, что ребенок ослу­ша­ется вас, слишком велик, чтобы оставить шанс слу­чай­ной неудаче, забыв­чи­во­сти или воз­му­ще­нию.

Под­чер­к­нув серьез­ность правила, пов­то­ряйте его так часто, чтобы ребенок обя­за­тельно его запо­мнил. Запо­мнить серьез­ное правило поможет стишок. Напри­мер, желая научить ребенка дер­жаться подальше от про­ез­жей части улицы, можно сфор­му­ли­ро­вать правило: “Бере­гите ноги от большой дороги”.

Видя, что запас­ную дис­ци­пли­нар­ную стра­те­гию стро­гого под­чи­не­ния правилу вы исполь­зу­ете только в тре­бу­ю­щих этого обсто­я­тель­ствах, скорее всего ребенок без особого труда с ней согла­сится. Он поймет, что такое жесткое тре­бо­ва­ние, видимо, и на самом деле очень серьезно. Если же вы будете зло­у­по­тре­б­лять этой стра­те­гией, она быстро пере­ста­нет рабо­тать.

Всегда не торо­пясь про­а­нали­зи­руйте цели, стоящие за дис­ци­пли­нар­ными действи­ями и ука­за­ни­ями. Это поможет вам сохра­нить спо­койствие и собран­ность во время напря­жен­ных ситу­а­ций с уча­стием роди­те­лей и детей. Это также даст вам воз­мож­ность избе­жать совер­ше­ния непред­на­ме­рен­ных ошибок в отно­ше­ниях с ребен­ком. Даже у самых добро­со­вест­ных роди­те­лей может войти в при­вычку избы­точ­ное коли­че­ство ука­за­ний, пре­сле­ду­ю­щих инте­ресы не столько ребенка, сколько их соб­ствен­ные. Пред­ставьте себе, напри­мер, мать, которая отпра­в­ля­ется по делу, соби­ра­ясь взять с собой четы­рех­лет­нюю дочь, говорит ей: “Ну-ка поспеши, мы уже должны идти.” В чьих инте­ре­сах она действует, дочери или своих?

Само по себе ука­за­ние матери без­вредно, но оно под­тал­ки­вает роди­те­лей на то, чтобы осу­ще­ст­влять необ­ду­ман­ный кон­троль, осо­бенно в моменты, когда они сердиты на ребенка. Роди­тели могут очень легко принять как сами собой разу­ме­ю­щи­еся как любовь к ребенку, так и власть над ним. Если это про­ис­хо­дит, они начи­нают сме­ши­вать свои желания и то, что лучше для ребенка. Между тем, в резуль­тате ребенок не только выходит из рав­но­ве­сия, но может чув­ство­вать боль и обиду.

Время от времени вы можете наста­и­вать на том, чтобы ребенок для блага вашего и вашей семьи делал что-то, не вхо­дя­щее в его инте­ресы. Но вы обя­за­тельно должны отда­вать себе отчет в том, что про­ис­хо­дит. Частоту таких случаев необ­хо­димо свести к мини­муму и каждый раз давать ребенку хотя бы простое объ­яс­не­ние своей просьбы. В этом случае ребенок нау­чится уважать инте­ресы других людей наряду со своими.

Ниже пред­ла­га­ются неко­то­рые способы, как дис­ци­пли­ни­ро­вать малень­ких детей, не вызывая у них ответ­ные эмо­ци­о­наль­ные про­блемы.

При­ме­няя дис­ци­пли­нар­ные меры, ведите себя ясно, после­до­ва­тельно и разумно.

Очень часто за неже­ла­тель­ным пове­де­нием малень­кого ребенка стоит под­со­зна­тель­ное стрем­ле­ние к порядку. Мир ребенку кажется таин­ствен­ным и поэтому угро­жа­ю­щим. Делая что-то плохое, дети этого воз­ра­ста часто просто не могут справиться со своим телом и мыслями, желая сделать это как-то иначе. Своим неправиль­ным пове­де­нием они как бы при­зы­вают роди­те­лей внести порядок в окру­жа­ю­щий мир.

Как роди­тель вы отве­ча­ете за уста­но­в­ле­ние для ребенка четких стан­дар­тов пове­де­ния, за пери­о­ди­че­скую про­верку того, принял ли ребенок эти стан­дарты. Ваше пове­де­ние должно быть пред­ска­зу­емо и под­чи­нено тем же стан­дар­там. Если сегодня вы ругаете ребенка за то, что он стащил печенье, а назав­тра одо­бри­тельно улы­ба­етесь тому же, ваш ребенок не нау­чится упра­в­лять своим пове­де­нием. Убе­див­шись, что мелкая кража иногда может сра­бо­тать, он оставит задачу по упра­в­ле­нию для вас.

Если у ребенка есть оба роди­теля, им обоим необ­хо­димо исполь­зо­вать оди­на­ко­вый стиль вос­пита­ния и бес­при­страстно раз­де­лять дис­ци­пли­нар­ные обя­зан­но­сти. И ни в коем случае один роди­тель не должен пере­да­вать свою дис­ци­пли­нар­ную роль другому или в при­сут­ствии ребенка обсу­ждать, кто какую роль будет играть. Другие люди, участ­ву­ю­щие в вос­пита­нии ребенка, напри­мер, ваши роди­тели или няня, должны иметь пред­ста­в­ле­ние о том, какие дис­ци­пли­нар­ные меры вы пред­по­чита­ете, и точно так же их исполь­зо­вать.

Никогда не бейте детей в дис­ци­пли­нар­ных и иных целях.

Шлепок или оплеуха, данная ребенку, — сигнал того, что вы поте­ряли кон­троль над собой. Таким образом вы лишь пока­зы­ва­ете ребенку, что иногда не полу­ча­ется действо­вать с помощью здра­вого смысла и доводов, и тогда рабо­тает только грубая сила. Без­у­словно, физи­че­ское нака­за­ние на неко­то­рое время заставит ребенка вести себя лучше. Но одно­вре­мен­ным след­ствием его обя­за­тельно будет скрытая обида, эмо­ци­о­наль­ная отчу­ж­ден­ность от роди­теля и раз­лич­ные попытки отпла­тить ему.

Связь между роди­те­лем и малень­ким ребен­ком настолько измен­чива в эмо­ци­о­наль­ном плане, а неко­то­рые вза­и­мо­действия несут в себе такое потен­ци­аль­ное напря­же­ние, что даже самые добрые и любящие роди­тели могут иногда не удер­жаться и шлеп­нуть ребенка. Осо­бенно, если ребенок совер­шает необ­ду­ман­ный и пуга­ю­щий роди­те­лей посту­пок, напри­мер, бегает с ножом или слу­чайно что-то под­жи­гает. Оди­ноч­ный случай физи­че­ского нака­за­ния, как он ни печален, все же можно про­стить. Но пов­тор­ное исполь­зо­ва­ние шлепков как дис­ци­пли­нар­ной мето­дики недо­пу­стимо и непро­сти­тельно.

Почув­ство­вав в себе импульс ударить или схва­тить, ребенка, вспо­мните о такой успо­ка­и­ва­ю­щей стра­те­гии, как посчитать до десяти. Или убедите себя и ребенка сесть на несколько секунд и успо­ко­иться. Если вы все же ударили или жестко обо­шлись с ребен­ком, под­дав­шись сильным эмоциям, с тер­пе­нием отне­си­тесь к себе и к ребенку. Объ­яс­ните ему, почему вы так посту­пили, и изви­ни­тесь.

Скон­цен­три­руйтесь на кон­крет­ной про­блеме, нас­колько это воз­можно, апел­ли­руя к здра­вому смыслу.

Когда ребенок нару­шает правила или создает про­блему, роди­тели очень часто совер­шают ошибку, сетуя на него вместо того, чтобы сето­вать на ситу­а­цию. Увидя, как малень­кий сын выры­вает стра­ницы из книги, не под­дайтесь желанию про­из­не­сти: “Негод­ный маль­чишка!” или “Почему ты ничего не можешь сделать нор­мально!?” Вместо этого скажите (или напо­мните) ему о правиле, согласно кото­рому нельзя выры­вать листы из книги, и заклю­чите с ним согла­ше­ние по этому поводу. Необ­хо­димо, чтобы ребенок также принял участие в испра­в­ле­нии послед­ствий своего поступка. Вместо того, чтобы в каче­стве нака­за­ния запретить ему смо­треть теле­ви­зор, что пока­жется нело­гич­ным для него, заставьте сына исправить устро­ен­ный им бес­по­ря­док.

Еще более ковар­ной формой обви­не­ния самого ребенка вместо обсу­жде­ния ситу­а­ции явля­ется склон­ность при­ка­зы­вать ребенку делать или не делать что-либо вместо стрем­ле­ния научить его. Напри­мер, если ваша дочь мучает кошку, не надо при­ка­зы­вать: “Оставь ее в покое.” Более кон­струк­тив­ная фраза: “Кошке больно, когда ты ее так берешь за ноги.”

В под­хо­дя­щем случае исполь­зуйте в каче­стве дис­ци­пли­нар­ной мето­дики “тайм-аут”.

Вы навер­няка рано или поздно стол­к­нетесь с такой ситу­а­цией, когда малень­кий ребенок не захочет пре­кра­тить свое плохое пове­де­ние. Не обращая вни­ма­ния на то, что говорят и делают роди­тели, ребенок про­дол­жает с воем бегать по комнате или сбра­сы­вать вещи с полок. Скорее всего, он хочет при­влечь к себе вни­ма­ние, хотя бы и нега­тив­ное. В ситу­а­ции такого рода очень эффек­тив­ной может ока­заться стра­те­гия “тайм-аута”.

“Тайм-аут” — это пред­ло­же­ние плохо себя веду­щему ребенку уйти в особое изо­ли­ро­ван­ное место и оста­ваться там до тех пор, пока он не сможет вести себя нор­мально. Это не только выклю­чает ребенка из ситу­а­ции, под­дер­жи­ва­ю­щей его плохое пове­де­ние, но и дает ему воз­мож­ность оценить по мере его воз­мож­но­сти, что из-за своего плохого пове­де­ния он потерял обще­ство близких.

Чтобы обес­пе­чить пони­ма­ние ребен­ком зави­си­мо­сти нака­за­ния от про­ступка, место для “тайм-аута” всегда должно быть одним и тем же — особое кресло в тихом месте или детская комната. Если ребенок пыта­ется вер­нуться раньше, чем он готов к нор­маль­ному пове­де­нию, поставьте таймер на мини­маль­ное для “тайм-аута” время. Поста­райтесь начать с того, чтобы время в минутах рав­ня­лось воз­ра­сту ребенка в годах. Не пре­вы­шайте полу­ча­со­вого мак­си­мума. “Тайм-аут” не должен длится слишком долго, это умень­шает его эффек­тив­ность.

Если можете, вместо про­стого запрета пред­ла­гайте аль­тер­на­тивы.

Пред­поло­жим, напри­мер, что ребенок бара­ба­нит по кастрюле. Пред­ло­жите более под­хо­дя­щую, чем кастрюля, аль­тер­на­тиву для бара­бана. Если шум вам мешает, пред­ло­жите ребенку бара­ба­нить на улице. Или назо­вите другое дело, которым он мог бы заняться, — напри­мер, рисо­ва­ние или игра в кубики. Огра­ничь­тесь, однако, двумя пред­ло­же­ни­ями. Иначе ребенок может запу­таться.

Ста­райтесь сме­ши­вать под­дер­жку и нео­до­бре­ние, хорошие и плохие изве­стия.

Малень­кие дети не могут радостно и кон­струк­тивно вос­при­ни­мать дис­ци­плину, если не уверены, что вы все еще любите их, и жизнь в резуль­тате про­и­зо­шедшего не оста­нется тусклой и унылой. Помните, что с точки зрения малень­кого ребенка все, что он сделал в кон­крет­ный момент, было правиль­ным. Опро­вер­гая это мнение, вы заста­в­ля­ете его сомне­ваться во всем, что он делает.

Вы можете одно­вре­менно достичь своих вос­пита­тель­ных целей и убедить ребенка в том, во что он хочет верить, исполь­зуя сле­ду­ю­щие приемы.

■ Будьте осто­рожны, не дра­ма­ти­зи­руйте нане­сен­ный ущерб. Напри­мер, если ребенок вывалил все содер­жи­мое ящиков буфета на пол, не гово­рите: “Мне теперь при­дется целый день рас­кла­ды­вать все по местам”, если это не так.

■ Апел­ли­руйте к “лучшим” сто­ро­нам пове­де­ния ребенка, если он ведет себя плохо, чтобы более верно избе­жать пов­то­ре­ния этого (напри­мер: “Ты всегда выпол­ня­ешь свои обе­ща­ния, поэтому я могу рас­счи­ты­вать на то, что ты больше не будешь драться со своим дво­ю­род­ным братом”). Дайте понять ребенку, что он все еще не потерял вашу под­дер­жку (напри­мер: “Я горжусь тем, как ты мне помог сегодня утром, но мы дого­ва­ри­вались, что ты не будешь играть со шторами”).

■ Вспо­мните о чем-то при­ят­ном, что ожидает вашего ребенка (напри­мер: “Я хочу, чтобы ты собрал эти обрывки бумаги, а потом пойди поиграй в кубики”).

Изви­ни­тесь, если вы были неправы.

Подавая хороший пример своему малень­кому ребенку, обя­за­тельно изви­ни­тесь, почув­ство­вав, что были неправы в назна­че­нии какой-то дис­ци­пли­нар­ной меры. Это может быть нес­правед­ли­вое обви­не­ние ребенка, наличие вашего вклада в соз­да­ние про­блемы, пре­до­ста­в­ле­ние ребенку недо­ста­точ­ной воз­мож­но­сти объ­яс­нить или исправить свое пове­де­ние, слишком суровое нака­за­ние.

Наи­бо­лее эффек­тивно безот­ла­га­тель­ное, корот­кое и простое изви­не­ние, свя­зан­ное с дис­ци­пли­нар­ной ситу­а­цией. Оно также должно быть само­до­ста­точ­ным. Не следует сопро­во­ждать его особым пове­де­нием или загла­жи­вать свою вину.

ОТДА­ВАЙТЕ ЭФФЕК­ТИВ­НЫЕ УКА­ЗА­НИЯ

Чтобы пре­ду­пре­дить зна­чи­тель­ную долю проблем, воз­ни­ка­ю­щих в пове­де­нии вашего ребенка, и улуч­шить эмо­ци­о­наль­ный климат во вза­и­мо­от­но­ше­ниях с ним, может ока­заться доста­точ­ным изме­нить форму изло­же­ния ваших ука­за­ний. Вот неко­то­рые пред­ло­же­ния по этому поводу.

Убе­ди­тесь в том, что ребенок слышит и слушает вас.

Сведите к мини­муму или устра­ните воз­мож­ные отвле­ка­ю­щие моменты (такие, как звук теле­ви­зора), раз­го­ва­ри­вайте с ребен­ком лицом к лицу и попро­сите его пов­то­рить ска­зан­ное вами, чтобы убе­диться в том, что он все правильно понял.

Не давайте ука­за­ние в виде вопроса.

Говоря: “Ты не пре­кра­тишь стучать по полу?”, вы про­во­ци­ру­ете ребенка ответить: “Нет.” Поэтому лучше гово­рить утвер­ди­тельно: “Пожа­луйста, пре­крати стучать по полу”.

Избе­гайте фор­му­ли­ро­вок, зву­ча­щих как просьба одол­же­ния.

Иногда вам потре­бу­ется помощь ребенка в том, что нужно исклю­чи­тельно вам. Однако поста­райтесь огра­ни­чить число случаев, когда вы обра­ща­етесь к нему за “одол­же­нием”. Детям нужно пони­мать, что они слу­ша­ются роди­те­лей для своей пользы. Кроме того, при­выкнув к исклю­чи­тельно веж­ли­вой фор­му­ли­ровке, ребенок может оби­жаться на обычную.

Нас­колько это воз­можно, обычно исполь­зуйте один и тот же опре­де­лен­ный тон для про­из­не­се­ния ука­за­ний.

Не пре­вра­щайте ука­за­ние в обычный диалог с малень­ким ребен­ком, а также не экс­пе­ри­мен­ти­руйте с обход­ными путями про­из­не­се­ния ука­за­ний. Гово­рите прямо, в серьез­ном, но не угро­жа­ю­щем тоне.

Избе­гайте снаб­жать ребенка более чем двумя ука­за­ни­ями одно­вре­менно.

У малень­ких детей огра­ни­чены воз­мож­но­сти к кон­цен­тра­ции вни­ма­ния на раз­го­воре, не говоря уже об огра­ни­чен­ном вос­при­ятии ука­за­ний. Поэтому если вы нагро­моз­дите несколько рас­по­ря­же­ний вместе, они пере­гру­зят ребенка. Даже запо­мнив их, он, скорее всего, что-нибудь напу­тает с выпол­не­нием.

В под­хо­дя­щей ситу­а­ции и по воз­мож­но­сти вклю­чите в ука­за­ние побу­ди­тель­ную причину.

Напри­мер, вместо того, чтобы просто сказать: “Пора ложиться спать”, вы можете рас­ши­рить фразу: “Тебе пора ложиться в кровать, а потом я тебе рас­скажу сказку.” Или вместо простой фразы: “Пожа­луйста, принеси мне вон ту кастрюлю”, можно сказать: “Пожа­луйста, принеси мне вон ту кастрюлю, чтобы я начала тебе гото­вить обед”. Избе­гайте откры­того подкупа. Также будьте осто­рожны с услов­ными пред­ло­же­ни­ями, напри­мер: “Если ты мне при­не­сешь свою одежду, мы начнем гото­виться к про­гулке”. Исполь­зо­ва­ние слова “если” пред­по­ла­гает согла­сие или несо­гла­сие ребенка, по его желанию.

Обя­за­тельно про­во­дите свои ука­за­ния в жизнь.

Не поз­во­ляйте ребенку уйти, отка­зав­шись, забыв или не сумев выпол­нить отдан­ное вами рас­по­ря­же­ние. Кроме, того, не отка­зы­вайтесь от своего решения, если только ребенок не при­ве­дет вам убе­ди­тель­ные доводы против.

Если ребенок наотрез отка­зы­ва­ется от сотруд­ни­че­ства, вам ничего не оста­ется делать, как назна­чить соот­вет­ству­ю­щее нака­за­ние.

КАК УПРА­В­ЛЯТЬ “ЗАВИ­ДУ­ЩИМИ ГЛАЗАМИ” И “ЗАГРЕ­БУ­ЩИМИ РУКАМИ”

Дети до пяти лет могут при­но­сить большие непри­ят­но­сти во время похода по мага­зи­нам, бес­ко­нечно выпра­ши­вая у вас что-то, что вы не соби­ра­етесь им поку­пать, или без разбора хватая с полок вещи, попа­да­ю­щие им на глаза. В резуль­тате то, что обещало ока­заться дру­же­ской сов­мест­ной про­гул­кой, пре­вра­ща­ется для вас обоих в эмо­ци­о­нально изну­ря­ю­щее “перетя­ги­ва­ние каната”.

Вот как можно изме­нить несдер­жан­ное пове­де­ние вашего ребенка в мага­зине.

Заранее обсу­дите про­гулку с ребен­ком (по меньшей мере за десять минут до ее начала).

Рас­ска­жите ребенку, что соби­ра­етесь делать вместе, на что это будет похоже и какое пове­де­ние вы ждете от него. Это пре­до­ставит ребенку доста­точ­ную инфор­ма­цию и воз­мож­ность прийти в нужное настро­е­ние.

Перед тем, как зайти в магазин, дого­во­ри­тесь с ребен­ком о том, что купите ему какую-нибудь одну особую вещь.

Чтобы избе­жать неу­дач­ной просьбы ребенка, вы можете пред­ло­жить ему выбрать одну вещь из несколь­ких, пред­ло­жен­ных вами. Ребенок с удо­воль­ствием пре­до­ставит вам воз­мож­ность упра­в­лять про­гул­кой, зная, что она при­не­сет ему особое и нео­жи­дан­ное воз­на­гра­жде­ние.

Проходя по мага­зину, сыграйте в игру.

Напри­мер, намек­ните ребенку о том, что соби­ра­етесь купить в сле­ду­ю­щую очередь, и пред­ло­жите ему отга­дать эту вещь. Часто причина неже­ла­тель­ного и проти­во­ре­чи­вого пове­де­ния малень­кого ребенка во время похода в магазин состоит в том, что он не чув­ствует вни­ма­ния роди­те­лей к себе.

Пред­ло­жите ребенку нео­жи­дан­ное раз­вле­че­ние, почув­ство­вав, что он про­я­в­ляет бес­по­койство.

В идеале это раз­вле­че­ние послу­жит сюр­при­зом в награду за пре­ды­ду­щее хорошее пове­де­ние. Если вы нахо­ди­тесь в кон­ди­тер­ской, пред­ло­жите ребенку уго­ще­ние, которое он мог бы есть, пока вы закан­чи­ва­ете покупки.

Пре­до­ставьте ребенку опре­де­лен­ную сумму денег, которую вы потра­тите по его желанию.

При этом ребенок будет чув­ство­вать в себе незави­си­мость, заин­те­ре­со­ван­ность и ответ­ствен­ность вместо того, чтобы ощущать себя пойман­ным на удочку скуки и безот­вет­ствен­но­сти. То, как будет рабо­тать стра­те­гия, зависит от воз­ра­ста, акку­рат­но­сти и интел­лек­ту­аль­ной зре­ло­сти вашего ребенка. Малень­кому ребенку просто назо­вите пред­по­ла­га­е­мую сумму. Более стар­шему попы­тайтесь демон­стра­тивно вручить на хра­не­ние эту сумму.

Орга­ни­зуйте посиль­ную помощь вам со стороны ребенка.

Заранее скажите ребенку, что вы соби­ра­етесь купить. Попро­сите его поис­кать сле­ду­ю­щий пункт вашего списка. Когда объект найден, попро­сите ребенка пере­дать его вам. Если вы явля­етесь закон­ными парт­не­рами в покуп­ках, ребенок поста­ра­ется внести больший эмо­ци­о­наль­ный вклад, чтобы про­гулка ока­за­лась при­ят­ной.

Детям от четырех до шести лет может быть инте­ресно, как роди­тели при­ни­мают решение о той или иной покупке. Если это так, роди­тели могут тут же при­влечь их к выбору опре­де­лен­ных пред­метов, напри­мер, самых свежих фруктов или лучшего из двух типов ведер для мусора.

КАК СПРА­В­ЛЯТЬСЯ С ХАНДРОЙ И ВСПЫШ­КАМИ ГНЕВА

Второй год жизни ребенка печально изве­стен роди­те­лям харак­тер­ным пове­де­нием малыша. В этот период в детях только начи­нает фор­ми­ро­ваться незави­си­мая лич­ность, и они впервые пред­ста­в­ляют себе пода­в­ля­ю­щую их про­пасть между тем, что они хотят от себя, от роди­те­лей, от мира в целом, и тем, что они могут в действи­тель­но­сти полу­чить.

Поло­же­ние усу­гу­б­ля­ется тем, что двух­летки еще не овла­дели языком взро­с­лых. Не имея воз­мож­но­сти точно выра­зить в словах свои чувства и не получая жела­е­мых резуль­та­тов от уже осво­ен­ных слов, они при­бе­гают к хны­ка­нью (сочета­ние “детской” бес­по­мощ­но­сти и “взро­с­лой” речи) или вспыш­кам гнева (сочета­ние “детской” бес­по­мощ­но­сти и “взро­с­лого” насилия). Во многих случаях неу­до­вле­тво­рен­ный ребенок поль­зу­ется обеими стра­те­ги­ями, начиная с “мягкого” хны­ка­нья и пере­ходя к более интен­сив­ной вспышке гнева, выходя в этот момент из хрупких оболо­чек само­кон­троля.

К сожа­ле­нию, ука­зан­ная схема плохого пове­де­ния не исче­зает, когда ребенку испол­ня­ется три года. Обычно пик гос­под­ства наво­дя­щего ужас на окру­жа­ю­щих хны­ка­нья при­хо­дится на период три — три с поло­ви­ной года, а гос­под­ство вспышек гнева про­дол­жа­ется до пяти — пяти с поло­ви­ной лет. Позже случаи хны­ка­нья и вспышек гнева все же бывают, но гораздо реже, если ребенка ничто не тре­во­жит в эмо­ци­о­наль­ном плане.

Так как и хны­ка­нье, и вспышки гнева вызы­ва­ются одними и теми же при­чи­нами, то и бороться с ними роди­тели могут оди­на­ко­вым образом. Из утвер­жде­ния о том, что с ними можно справиться, не следует, что они могут быть оста­но­в­лены всегда или даже обычно. Как и плохую погоду, период хны­ка­нья и вспышек гнева нужно пере­ждать с воз­мож­ным хлад­но­кро­вием и невоз­му­ти­мо­стью. Тем не менее, суще­ствует прак­ти­че­ский подход, вклю­ча­ю­щий шесть шагов, с помощью кото­рого можно запро­сто решить эту про­блему.

■ 1. ИССЛЕ­ДУЙТЕ.

Убе­ди­тесь, что при­чи­нами хны­ка­нья или плача не явля­ются уста­лость, голод, дис­ком­форт или болезнь. Выявив наличие какого-либо из ука­зан­ных фак­то­ров, примите соот­вет­ству­ю­щие меры.

■ 2. ОТВЛЕ­КИТЕ ВНИ­МА­НИЕ.

Ребенок, захва­чен­ный хны­ка­ньем или вспыш­кой гнева, нужда­ется в вашей помощи для того, чтобы, вырваться из этого водо­во­рота. Попы­тайтесь его заин­те­ре­со­вать чем-то, что ему навер­няка понравится, напри­мер, любимой игруш­кой или игрой.

■ 3. НЕ ОБРА­ЩАЙТЕ ВНИ­МА­НИЯ.

Если вы не видите физи­че­ской причины плохого пове­де­ния и не можете отвлечь ребенка, лучше всего просто не обра­щать вни­ма­ния на это пове­де­ние, как бы тяжело это ни было. Скорее всего, поняв, что его хны­ка­нье или вспышка гнева ни к чему не при­ве­дут, ребенок успо­ко­ится сам. Если вы без коле­ба­ний будете игно­ри­ро­вать такое Пове­де­ние, ребенок реже будет к нему при­бе­гать. Тем более оно при этом будет тре­бо­вать боль­шего напря­же­ния от самого ребенка, чем от вас.

■ 4. ИЗО­ЛИ­РУЙТЕ.

Оставьте ребенка в оди­но­че­стве или потре­буйте от него “тайм-аута” в спе­ци­ально отве­ден­ном для него месте (напри­мер, в тихой комнате).

■ 5. ВЕДИТЕ ЗАПИСИ.

Заве­дите дневник и вносите туда каждый случай, дли­тель­ного хны­ка­нья или вспышки гнева. Вы сможете заметить, что такое пове­де­ние обычно воз­ни­кает .в одно и то же время дня, в связи с одним и тем же типом дея­тель­но­сти. Если это так, в ваших силах как-то пре­дот­вра­тить или подавить будущие эпизоды плохого пове­де­ния.

■ 6. ОБУ­ЧАЙТЕ.

В любое удобное время: перед инци­ден­том, bо время или после него — помо­гите ребенку нау­читься более при­ем­ле­мому пове­де­нию в том случае, если он хочет чего-то добиться от вас или пре­о­до­леть скуку, грусть или хандру.

с. 89—99

3. ДИС­ЦИ­ПЛИНА

Боль­шин­ство роди­те­лей «трудных» дош­коль­ни­ков с наде­ждой смотрят на будущий школь­ный возраст, ожидая «затишья после бури». Роди­тели пред­по­ла­гают, что их дети будут легче под­да­ваться разум­ной дис­ци­плине, и опыт школь­ной жизни сам по себе научит их лучше кон­тро­ли­ро­вать себя и, помимо общего обра­зо­ва­ния, даст им знания о более кон­струк­тив­ном пове­де­нии.

В сущ­но­сти эти пред­поло­же­ния не лишены осно­ва­ний. Но стре­мясь увидеть поло­жи­тель­ные воз­мож­но­сти, воз­ни­ка­ю­щие в этот период жизни, роди­тели не обра­щают долж­ного вни­ма­ния на отри­ца­тель­ные моменты этого воз­ра­ста.

В школь­ном воз­ра­сте, действи­тельно, дети в резуль­тате диалога с роди­те­лями склонны фор­ми­ро­вать более при­ем­ле­мые модели пове­де­ния. И опыт школь­ной жизни обычно помо­гает соци­али­за­ции детей, делая их более ответ­ствен­ными за свое пове­де­ние и успех в соб­ствен­ной жизни. Умствен­ный и эмо­ци­о­наль­ный рост в этом воз­ра­сте поз­во­ляет детям фор­ми­ро­вать более зрелые вари­анты общения и пове­де­ния, пред­по­ла­га­ю­щие не большую сме­лость и изво­рот­ли­вость.

Обучая дис­ци­плине вашего ребенка в воз­ра­сте от 6 до 13 лет, имейте в виду, что в этот период дети под­вер­гают интен­сив­ной критике прак­ти­че­ски все аспекты жизни. Эта критика очень раз­но­об­разна и затра­ги­вает все: от оценок умствен­ной дея­тель­но­сти, выра­жа­ю­щихся в желании или неже­ла­нии ровес­ни­ков играть или общаться, до мнений членов семьи отно­си­тельно тех умствен­ных, физи­че­ских, мораль­ных и эмо­ци­о­наль­ных досто­ин­ств, кото­рыми ребенок хотел бы обла­дать.

Более того, теперь критику не стоит смяг­чать милыми улыбками и сен­ти­мен­таль­ными фразами, которые изли­ва­ются на дош­коль­ника, даже когда он нехо­рошо себя ведет. Напротив, ребенок школь­ного воз­ра­ста счита­ется уже почти взро­с­лым — доста­точно серьезным в своих правах и ответ­ствен­ным за каждую ошибку.

Чтобы при­с­по­со­биться к этой атмо­сфере критики и жить в ней, ребенок школь­ного воз­ра­ста фор­ми­рует раз­лич­ные защит­ные меха­низмы. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные из них те, что в пси­холо­гии назы­ва­ются «отра­жен­ным» пове­де­нием — это «недис­ци­пли­ни­ро­ван­ное» пове­де­ние, вызван­ное стрем­ле­нием умень­шить бес­по­койство, выра­зить непри­ятие чего-либо, высту­пить против кон­троля или просто позвать на помощь.

Отдель­ные случаи неа­де­кват­ного пове­де­ния могут быть доста­точно просто объ­яс­нены, однако часто бывает трудно найти логич­ное объ­яс­не­ние тому или иному поступку. Или хотя неко­то­рые раз­го­воры с вашим ребен­ком могут при­ве­сти к лучшему пони­ма­нию неа­де­кват­ного пове­де­ния ребенка, в других случаях воз­ни­кает не пони­ма­ние, а «дымовая завеса». Стре­мясь осо­знанно или нео­со­знанно к само­за­щите, ребенок может исполь­зо­вать свои сло­вес­ные или соци­аль­ные навыки для того, чтобы сбить вас с толку, когда это пока­жется ему необ­хо­ди­мым.

Напри­мер, мальчик школь­ного воз­ра­ста, посто­янно лома­ю­щий мебель во время игры несмо­тря на частые заме­ча­ния роди­те­лей, может делать это из-за вполне объ­яс­ни­мого избытка чувств. С другой стороны, он может делать это, кос­венно выражая свое несо­гла­сие с тем вре­ме­нем, когда роди­тели укла­ды­вают его спать. В послед­нем случае, незави­симо от осо­зна­ния реаль­ных мотивов своего поступка, он может воз­ла­гать вину на брата (сестру) или на слу­чайность.

В подоб­ной ситу­а­ции девочка школь­ного воз­ра­ста, посто­янно не спра­в­ля­ю­ща­яся с прави­лами пове­де­ния за столом, может действи­тельно испы­ты­вать труд­но­сти, кон­цен­три­ру­ясь на прави­лах пове­де­ния, когда за столом воз­ни­кает мно­же­ство отвле­ка­ю­щих момен­тов. Или она может отка­зы­ваться от хороших правил пове­де­ния за столом, просто чтобы выра­зить свое окон­ча­тель­ное мнение по поводу какого-либо аспекта соб­ствен­ной жизни, даже если он не очень важен. В любом случае она может пре­пят­ство­вать роди­тель­ским попыт­кам вос­пита­ния, изо­б­ра­жая непо­ни­ма­ние, отсут­ствие голода или симу­ли­руя болезнь.

Учи­ты­вая два клю­че­вых фактора в жизни детей школь­ного воз­ра­ста (критика, посто­янно напра­в­лен­ная на них; потен­ци­аль­ная слож­ность и неу­ло­ви­мость реаль­ных мотивов их неа­де­кват­ного пове­де­ния), роди­тели должны осо­бенно точно пони­мать, когда и как осу­ще­ст­влять отдель­ные дис­ци­пли­нар­ные меры. Короче говоря, они должны сначала думать, а потом делать.

Этот общий подход к дис­ци­плине пред­по­ла­гает зна­чи­тель­ное тер­пе­ние и наблю­да­тель­ность. Вам следует оставить кри­тич­ность и дис­ци­пли­нар­ные меры для осо­бенно серьезных ситу­а­ций, поз­во­ляя неко­то­рым незна­чи­тель­ным непри­ят­но­стям оста­ваться без ком­мен­та­риев. Любой ребенок школь­ного воз­ра­ста может отме­чать эмо­ци­о­наль­ное неу­доб­ство в связи с посто­ян­ными «нет» и «да», несмо­тря на веж­ли­вый харак­тер этих заме­ча­ний.

Более того, вам не следует делать ско­ро­пали­тель­ные выводы о том, что и почему про­и­зо­шло. При­вы­кайте к мысли, что жизнь вашего ребенка школь­ного воз­ра­ста стала более сложной и поз­вольте ему с удо­воль­ствием сомне­ваться, выражая и объ­яс­няя свои чувства. Помните, что ваша роди­тель­ская обя­зан­ность (и награда) — не столько дис­ци­пли­ни­ро­вать вашего ребенка, сколько помочь ему дис­ци­пли­ни­ро­вать себя.

Вот неко­то­рые допол­ни­тель­ные напра­в­ле­ния и советы, необ­хо­ди­мые для того, чтобы лучше обучить дис­ци­пли­нар­ным прави­лам вашего ребенка школь­ного воз­ра­ста.

Как можно точнее опре­де­ляйте то, что хотите и чего не хотите от ребенка.

Дети школь­ного воз­ра­ста часто ловят роди­те­лей на словах, поэтому ваши правила и уста­новки должны быть пре­дельно ясными. Для семи­лет­него ребенка недо­ста­точно сказать: «Я хочу, чтобы тетя Мариан видела только твое хорошее пове­де­ние», но нужно обя­за­тельно при­ве­сти несколько при­ме­ров, пока­зы­ва­ю­щих разницу между «плохим» и «хорошим» пове­де­нием. Хотя дети в этом воз­ра­сте склонны к сложным опи­са­ниям и объ­яс­не­ниям, они очень нужда­ются в осо­бен­ных образах, исполь­зу­е­мых для кон­троля их пове­де­ния.

Кроме четкого объ­яс­не­ния ребенку, что вы хотите от него, вы должны убе­диться, что он знает, как это выпол­нить. При любой воз­мож­но­сти обу­чайте детей, какими путями они могут избе­гать своего «нехо­ро­шего» пове­де­ния или изме­нять его, дости­гая при этом резуль­тата.

Наконец, обя­за­тельно объ­яс­няйте свои просьбы и доби­вайтесь того, чтобы ребенок понял и принял эти объ­яс­не­ния. Чем лучше ребенок школь­ного воз­ра­ста пони­мает, зачем нужно данное правило, тем более веро­ятно сотруд­ни­че­ство с его стороны.

Не всегда полу­ча­ется объ­яс­нить ребенку, почему нужно «стать» разумным, не вступая в дли­тель­ную дис­кус­сию. И опять вам необ­хо­димо тер­пе­ние, так как отда­лен­ная польза намного пре­взойдет ваши нынеш­ние усилия.

Иногда для большей убе­ди­тель­но­сти роди­тели исполь­зуют фразу: «Потому что я так говорю», чтобы ребенок послу­шался их. Пытайтесь поменьше при­бе­гать к этой фразе, иначе она пере­ста­нет быть эффек­тив­ной.

Не скры­вайте воз­мож­ные труд­но­сти и непри­ят­ные моменты, с кото­рыми стол­к­нется ребенок, выпол­няя ваше пору­че­ние.

Не пытайтесь пред­ставить ваше пору­че­ние ребенку как раз­вле­че­ние. Как только обман рас­кро­ется, ребенок пере­ста­нет дове­рять вам. Напротив, попы­тайтесь пред­ви­деть про­блемы, с кото­рыми, воз­можно, стол­к­нется ребенок, и оцените важ­ность этих проблем до того, как они воз­ник­нут. Оче­видно, что вы не хотите бес­по­лез­ной траты времени, но вы не стреми­тесь и к тому, чтобы ребенок не был к ним готов, не захотел пре­о­до­ле­вать их, не пре­кра­тил дове­рять вашему мнению по этим вопро­сам.

Напри­мер, пред­поло­жим, что вы хотите, чтобы ваш ребенок воз­вра­щался после игры домой к пяти часам вечера, чтобы не ока­заться на улице в «час пик» и иметь доста­точно времени до обеда. Сообщив об этой уста­новке и сооб­ра­же­ниях в ее пользу, объ­яс­ните ребенку, что пони­ма­ете, как трудно закон­чить игру, но рас­счи­ты­ва­ете, что правило будет выпол­нено несмо­тря на все труд­но­сти.

Кри­ти­куйте пове­де­ние ребенка, а не самого ребенка.

Когда ребенок делает что-нибудь неправильно, не гово­рите, что он такой «нехо­ро­ший», а под­чер­к­ните, что этот посту­пок неправиль­ный, при этом объ­яс­нив, почему вы так счита­ете.

Напри­мер, если ребенок бросает что-нибудь в вас, когда злится, поста­райтесь не закри­чать что-нибудь вроде « Ты сегодня просто чудо­вище». Напротив, скажите, не теряя кон­троля над собой: « Так посту­пать нельзя, это плохо» и поста­райтесь, чтобы ребенок понял, почему.

Дети школь­ного воз­ра­ста очень болез­ненно вос­при­ни­мают даже незна­чи­тель­ную критику, адре­со­ван­ную (наме­ренно или слу­чайно) лично им. Что бы они ни делали, для них это правильно и хорошо. Такое вос­при­ятие требует кор­рек­ции, которая тем не менее не должна касаться лич­но­сти.

Не поз­во­ляйте обсу­жде­нию неправиль­ного пове­де­ния пере­ра­сти в спор.

Каждый раз, объ­яс­няя ребенку, что он сделал неправильно, выслу­шайте его оправ­да­ния до того, как пре­кра­тить объ­яс­не­ния или назна­чить нака­за­ние. Вни­ма­тельно, не пере­би­вая, выслу­шайте, что говорит ребенок, и убе­ди­тесь в том, что поняли его версию про­и­зо­шедшего. Это может ока­заться полезным вам, чтобы про­ник­нуть в глубины эмо­ци­о­наль­ной жизни ребенка и понять данный кон­крет­ный эпизод.

Во время таких обсу­жде­ний будьте осо­бенно вни­ма­тельны к пове­де­нию ребенка. Напри­мер, если ваш ребенок избе­гает прямо смо­треть вам в глаза или ведет себя бес­по­койно, то это может озна­чать, что он напуган, лжет или скры­вает что-либо. Пред­по­ла­гая подоб­ные аспекты, так­тично рас­с­пра­ши­вайте ребенка и давайте любую воз­мож­ность для откры­того и чест­ного рас­сказа.

Дис­кус­сии должны быть доста­точно корот­кими и про­стыми. Дети школь­ного воз­ра­ста могут довольно умно рас­тя­ги­вать диалог, наста­и­вая на своей точке зрения или стре­мясь отсро­чить нака­за­ние, но интел­лек­ту­аль­ные воз­мож­но­сти ребенка не равны вашим. В ваших силах найти объ­яс­не­ния про­ис­хо­дя­щему, но не обя­за­тельно дости­гать полного согла­ше­ния с ребен­ком во всем, что про­и­зо­шло.

Как только вы почув­ству­ете, что дали ребенку полную воз­мож­ность рас­ска­зать, а сами хорошо поняли слу­чив­ше­еся, закан­чи­вайте раз­го­вор. Затем более или менее «офи­ци­ально» объ­я­вите, как вы интер­прети­ру­ете про­и­зо­шедшее, и, если необ­хо­димо, что после­дует за поступ­ком ребенка.

Нака­за­ние должно соот­вет­ство­вать про­ступку.

Во многих случаях ваша критика и досада сами по себе могут быть доста­точ­ным нака­за­нием. И это должно быть вашей целью. Однако в тех случаях, когда необ­хо­димы более строгие дис­ци­пли­нар­ные меры, поста­райтесь при­ве­сти в соот­вет­ствие нару­ше­ние и нака­за­ние за него.

Напри­мер, если ребенок создал бес­по­ря­док, пусть он же и уберет все. Если это невоз­можно, назначьте другую работу по дому. Если один из детей заде­вает другого, наста­и­вайте, чтобы были при­не­сены изви­не­ния, а затем винов­ник оста­вался в оди­но­че­стве неко­то­рое время в своей комнате. Если ребенок не выпол­нил домаш­ние задания или ваши пору­че­ния, так как смотрел теле­ви­зор, запретите смо­треть любые про­граммы в течение соот­вет­ству­ю­щего периода времени.

Эта стра­те­гия не только обра­ща­ется к логике и чувству справед­ли­во­сти, необ­хо­ди­мым ребенку в этом воз­ра­сте, но и при­у­чает к ответ­ствен­но­сти за опре­де­лен­ные действия. Если «репер­туар» ваших нака­за­ний беден (напри­мер, запре­ще­ние смо­треть теле­ви­зор или выхо­дить из комнаты незави­симо от про­ступка), то ребенок со вре­ме­нем нау­чится терпеть такие нака­за­ния (при этом, воз­можно, не даст вам знать об этом), и они поте­ряют свою силу. Или намного хуже, если ребенок рас­це­нит цикл из нару­ше­ния и нака­за­ния как некую риту­аль­ную игру, в которую вы вместе играете.

Если вы обу­ча­ете ребенка дис­ци­плине, ста­райтесь сохра­нять кон­троль над своими эмо­ци­ями, словами и действи­ями. Ваш авто­ри­тет не только поз­во­лит эффек­тивно про­во­дить в жизнь дис­ци­плину, не вызывая отри­ца­тель­ных послед­ствий, но и пока­зы­вать ребенку хороший пример само­кон­троля.

Поста­райтесь никогда не шлепать и не бить ребенка.

При­ме­не­ние физи­че­ских нака­за­ний пока­зы­вает детям очень плохой пример того, что делать, если потерян кон­троль над своими эмо­ци­ями. Кроме того, это немед­ленно вызы­вает страх и обиду. У детей нет выбора, и они в основ­ном пода­в­ляют этот страх и обиду, в резуль­тате чего нару­ша­ется их эмо­ци­о­наль­ное бла­го­по­лу­чие, раз­ру­ша­ются отно­ше­ния с вами.

Кроме того, даже самые забот­ли­вые роди­тели иногда выходят из себя и шлепают или бьют ребенка, осо­бенно если они сами под­вер­гались таким нака­за­ниям, когда были детьми. Если вы шлеп­нули или ударили ребенка, немед­ленно изви­ни­тесь в спо­кой­ной и чисто­сер­деч­ной манере, а затем назначьте более кон­струк­тив­ное нака­за­ние. После этого дайте себе слово не поз­во­лять себе так терять само­кон­троль.

Пытайтесь акцен­ти­ро­вать то, что хорошо и правильно, а не то, что плохо и неправильно.

Лучший путь к хоро­шему пове­де­нию ребенка и эффек­тив­ным дис­ци­пли­нар­ным мерам состоит в том, чтобы чаще хвалить и поощрять ребенка, чем кри­ти­ко­вать его. Тонко реа­ги­руйте на похваль­ное пове­де­ние, ком­мен­ти­руя его для ребенка. В то же время при воз­мож­но­сти игно­ри­руйте то пове­де­ние, которое вы не можете похвалить.

Ста­райтесь также помо­гать ребенку во всех видах дея­тель­но­сти, спо­соб­ству­ю­щих кон­струк­тив­ному пове­де­нию, и тех, которые лучше всего полу­ча­ются у него. При этом у ребенка повы­сится само­о­ценка, и у вас будет больше воз­мож­но­стей хвалить и поощрять его. Этот метод осо­бенно показан, если у ребенка отме­ча­ются про­блемы, свя­зан­ные с неу­ве­рен­но­стью в себе и недис­ци­пли­ни­ро­ван­но­стью.

При любой воз­мож­но­сти коор­ди­ни­руйте свои дис­ци­пли­нар­ные правила и другие уста­новки, которые ребенок выпол­няет.

Пого­во­рите с учи­те­лями ребенка об уста­нов­ках в классе и общих прави­лах, суще­ству­ю­щих в школе. Кроме того, рас­ска­жите каждому учителю о ваших домаш­них дис­ци­пли­нар­ных прави­лах. Выра­бо­тайте общую стра­те­гию, осно­ван­ную на вза­им­ном согла­ше­нии, чтобы после­до­ва­тельно обучать ребенка дис­ци­плине в школе и дома.

Также всем людям, при­с­ма­т­ри­ва­ю­щим за вашим ребен­ком (няням, род­ствен­ни­кам, друзьям), следует сооб­щить о ваших методах обу­че­ния ребенка дис­ци­плине. Это поможет пре­дот­вра­тить слишком снис­хо­ди­тель­ное или грубое отно­ше­ние к вашему ребенку, когда вас нет рядом.

Кроме того, регу­лярно бесе­дуйте с учи­те­лями и людьми, уха­жи­ва­ю­щими за ребен­ком, о том, как себя ведет ребенок в их при­сут­ствии. Часто про­блемы, свя­зан­ные с дис­ци­пли­ной, исче­зают или поя­в­ля­ются в опре­де­лен­ной обста­новке или вза­и­мо­от­но­ше­ниях с опре­де­лен­ным чело­ве­ком.

Если обна­ру­жи­ва­ется, что ребенок склонен плохо вести себя в вашем отсут­ствии, орга­ни­зуйте беседу с ним в при­сут­ствии учителя или другого взро­с­лого, стал­ки­ва­ю­ще­гося с неправиль­ным пове­де­нием ребенка. Во время такой беседы дру­же­лю­бно рас­ска­жите ребенку то, что вы узнали, выслу­шайте его объ­яс­не­ния и затем обсу­дите, как можно решить эту про­блему, при этом обращая особое вни­ма­ние на заме­ча­ния и пред­ло­же­ния самого ребенка.

Если такая беседа невоз­можна, так­тично пого­во­рите с ребен­ком наедине. Если он отри­цает все, что вы гово­рите, то исполь­зуйте метод пред­поло­же­ния (то есть «Пред­поло­жим, что кто-то делает так...») и кратко обсу­дите про­блему и ее воз­мож­ные решения.

Если ребенок плохо себя ведет только в вашем при­сут­ствии, лучше будет пого­во­рить об этой про­блеме наедине с ребен­ком, а не при­вле­кать к беседе других лиц. И мак­си­мально под­дер­жи­вая и не запу­ги­вая ребенка, спра­ши­вайте у него совета, как решить воз­ник­шую про­блему.

Пока­зы­вайте хороший пример.

Для ребенка школь­ного воз­ра­ста слово взро­с­лого значит столько же, сколько и дело, поэтому дети очень вни­ма­тельно наблю­дают за делами взро­с­лых. Когда вы нахо­ди­тесь вместе с ребен­ком, ста­райтесь выпол­нять те правила, которые уста­на­в­ли­ва­ете, и соблю­дать обще­при­ня­тые нормы (уста­но­в­лен­ные вла­стями, напри­мер, не пре­вы­шать ско­рость, не нару­шать правила дорож­ного дви­же­ния).

АНКЕТА. ПРО­БЛЕМЫ ПОВЕ­ДЕ­НИЯ В ШКОЛЬ­НОМ ВОЗ­РА­СТЕ

Перед вами анкета, состо­я­щая из двух частей, которую вы можете исполь­зо­вать в двух целях:

1) выявить раз­ли­чия между серьезными и незна­чи­тель­ными про­бле­мами, свя­зан­ными с дис­ци­пли­ной вашего ребенка школь­ного воз­ра­ста;

2) выявить связь между про­бле­мами, свя­зан­ными с дис­ци­пли­ной, и эмо­ци­о­наль­ными нару­ше­ни­ями, которые явля­ются при­чи­нами или след­стви­ями дис­ци­пли­нар­ных проблем у ребенка школь­ного воз­ра­ста.

Запол­ните «Часть 1. Дис­ци­пли­нар­ные про­блемы», оце­ни­вая каждую про­блему в баллах от 1 до 5 (5 баллов — мак­си­маль­ная оценка). (При­ме­ча­ние: часть из пере­чи­с­лен­ных проблем пов­то­ря­ется в неко­то­рых ситу­а­циях). Затем запол­ните «Часть 2. Эмо­ци­о­наль­ные нару­ше­ния», давая оценку каждого нару­ше­ния таким же спо­со­бом. Затем пере­чи­с­лите все про­блемы из Части 1, оце­нен­ные в 4 или 5 баллов, и про­блемы, имеющие оценку 4 или 5 из Части 2. Наконец, выявите при­чинно-след­ствен­ную связь между пере­чи­с­лен­ными пун­к­тами из 1 и 2 частей.

Если у вас полу­чи­лось 10 и более пунктов, имеющих оценку 4 или 5 в какой-либо части, то ваш ребенок, воз­можно, испы­ты­вает серьезные эмо­ци­о­наль­ные про­блемы. В таком случае обра­ти­тесь за кон­суль­та­цией к спе­ци­али­сту.

Часть 1. ДИС­ЦИ­ПЛИ­НАР­НЫЕ ПРО­БЛЕМЫ

Оценка, балл

1.

Не под­чи­ня­ется прави­лам

1

2

3

4

5

2.

Не сотруд­ни­чает с бра­тьями (сестрами) в играх

1

2

3

4

5

3.

Не сотруд­ни­чает с ровес­ни­ками в играх

1

2

3

4

5

4.

Создает бес­по­койство, когда рядом взро­с­лые

1

2

3

4

5.

Трети­рует ровес­ни­ков или брата (сестру)

1

2

3

4

5

6.

Пре­ре­ка­ется с роди­те­лями

1

2

3

4

5

7.

Пре­ре­ка­ется с другими взро­с­лыми

1

2

3

4

5

8.

Ломает иму­ще­ство

1

2

3

4

5

9.

Лжет или отка­зы­ва­ется гово­рить правду

1

2

3

4

5

10.

Ворует

1

2

3

4

5

11.

Не убирает за собой

1

2

3

4

5

12.

Зате­вает ссоры

1

2

3

4

5

13.

Упо­тре­б­ляет оскор­би­тель­ные слова

1

2

3

4

5

14.

Про­я­в­ляет физи­че­скую агрес­сию по отно­ше­нию к другим

1

2

3

4

5

15.

Выра­жает неже­ла­ние или него­до­ва­ние в ответ на просьбу что-либо сделать

1

2

3

4

5

16.

Отка­зы­ва­ется в ответ на просьбу сделать что-либо

1

2

3

4

5

17.

Не может сделать что-либо после согла­сия выпол­нить это

1

2

3

4

5

18.

Обви­няет других за соб­ствен­ные про­ступки

1

2

3

4

5

19.

Нару­шает покрй, порядок

1

2

3

4

5

20.

Ввя­зы­ва­ется в драки

1

2

3

4

5

Часть 2. ЭМО­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫЕ НАРУ­ШЕ­НИЯ

1.

Чув­ствует обиду

1

2

3

4

5

2.

Ведет себя застен­чиво

1

2

3

4

5

3.

Ведет себя агрес­сивно

1

2

3

4

5

4.

Про­я­в­ляет бес­по­койство

1

2

3

4

5

5.

Пуга­ется

1

2

3

4

5

6.

Про­я­в­ляет рас­се­ян­ность

1

2

3

4

5

7.

Про­я­в­ляет нетер­пе­ние

1

2

3

4

5

8.

Реа­ги­рует чрез­мерно

1

2

3

4

5

9.

Испы­ты­вает зна­чи­тель­ные пере­мены настро­е­ния

1

2

3

4

5

10.

Испы­ты­вает неу­до­вле­тво­рен­ность от дея­тель­но­сти

1

2

3

4

5

11.

Отно­сится к роди­те­лям как к соб­ствен­но­сти

1

2

3

4

5

12.

Избе­гает роди­те­лей

1

2

3

4

5

13.

Избе­гает брата (сестру)

1

2

3

4

5

14.

Избе­гает всех ровес­ни­ков

1

2

3

4

5

15.

Избе­гает опре­де­лен­ного ровес­ника

1

2

3

4

5

16.

Про­я­в­ляет разоча­ро­ва­ние

1

2

3

4

5

17.

Про­я­в­ляет скуку

1

2

3

4

5

18.

Не под­дер­жи­вает дли­тель­ные отно­ше­ния

1

2

3

4

5

19.

Про­я­в­ляет вра­ждеб­ность

1

2

3

4

5

20.

Печалится

1

2

3

4

5

с. 198—206


Также в рубрике «Кнут или пряник?»