ОСОБЫЕ ДИАГНОЗЫ: УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ ДО ШЕСТИ ЛЕТ
Умственная отсталость — очень общее определение, даваемое ребенку в том случае, если он имеет следующие две особенности: 1) уровень интеллекта (IQ) значительно ниже нормального; 2) существенные проблемы в адаптации к повседневной жизни. Отсталость у маленьких детей может усугубляться физическими проблемами — такими, как плохие слух, зрение или речь. Оно также может осложняться эмоциональными проблемами — такими, как длительная неудовлетворенность, тревога, одиночество или непослушание. Эти эмоциональные проблемы могут быть связаны как с осознанием своей отсталости (большинство таких детей ощущают свое отличие от “нормальных”), так и с общим недостатком способностей к преодолению трудностей.
Пока ребенок не достиг трех лет, зачастую трудно выявить легкую умственную отсталость. Это самый ранний срок, когда можно провести надежное тестирование IQ. Однако в некоторых случаях отсталость оказывается настолько тяжелой, что диагноз можно поставить гораздо раньше. Ребенок может не достигать вех познавательного, поведенческого и эмоционального развития, что иногда не описывается “нормальными” параметрами, установленными специалистами.
Ведущей физической причиной умственной отсталости является синдром Дауна, один из самых частых генетических дефектов. Сегодня риск рождения ребенка с синдромом Дауна составляет примерно 1 на 1500 у женщин до двадцати четырех лет и 1 на 500 у женщин старше сорока лет. Синдром Дауна почти всегда может быть выявлен при рождении. Он характеризуется определенными чертами лица (третье веко, раскосые глаза, плоское лицо, большой высунутый изо рта язык), а также низким мышечным тонусом.
Вопреки распространенному ошибочному мнению, большинство отсталых детей, в том числе и с синдромом Дауна, могут многому научиться, поддерживать эмоциональную стабильность и, став взрослыми, вести относительно независимую жизнь. Самое главное, они могут наслаждаться своей жизнью так же, как и остальные. По большей части они не нуждаются в постоянном пребывании в больнице. Федеральный закон гарантирует им образование и некоторые другие блага за счет государства.
Крайне необходима всесторонняя оценка реальных способностей умственно отсталого ребенка к развитию и обучению. Для такой оценки координируются усилия ряда специалистов: невропатолога, отоларинголога, логопеда, окулиста, физиотерапевта, а также психиатра. Лучше провести эту оценку как можно раньше. Чем скорее родители узнают о природе отсталости ребенка и позаботятся о его лечении, тем больше представляется возможностей эффективно и положительно повлиять на его физическое и эмоциональное здоровье.
АУТИЗМ
Аутизм — нарушение развития, проявляющееся прежде всего в том, что ребенок длительное время мало реагирует на обращение и воздействие со стороны окружающих и имеет тяжелые языковые проблемы. Настоящая причина неизвестна. Обычно аутичный ребенок не отвечает на объятия, не идет на зрительный контакт, не разговаривает и даже не изменяет выражения лица, чтобы передать свои чувства.
Аутизм почти всегда выявляется в течение первых трех лет жизни ребенка. Кроме упомянутых симптомов, психотерапевты выявляют следующие признаки:
■ склонность к необычным и стереотипно повторяющимся движениям — таким, как махание руками, жесткое сохранение поз, топание ногами в странном ритме, вращение телом (более старшие дети могут выполнять странные и сложные ритуалы, связанные с сдой и укладыванием спать);
■ странные черты речи — такие, как упорное “напевание песенки” или монотонный говор;
■ чрезвычайные реакции на нормальные явления — например, неудержимая паника в ответ на звонок в дверь;
■ чрезвычайная привязанность к чему-либо или избегание определенных объектов обстановки, например, фена, обуви, стола;
■ странное манипулирование своим телом — например, резание себя ножницами или ножом.
Аутичным детям обычно можно помочь вести “нормальную” и независимую жизнь, сочетая по отношению к ним лучшую организацию окружающей обстановки, хорошее обучение и обращение. В зависимости от определенного круга симптомов могут быть назначены седативные средства и транквилизаторы. Некоторые аутичные дети могут быть полностью излечены, но большинство сохраняет черты болезни в течение всей своей жизни.
Помимо прямой работы с аутичным ребенком, психотерапия поможет семье в целом справиться со стрессом, вызванным присутствием в доме аутичного члена семьи. В отличие от ребенка с синдромом Дауна, проявляющегося как радостная и любящая личность, аутичный ребенок редко встречает в окружающих терпимость и сострадание. Психотерапия даст каждому члену семьи, независимо от возраста, возможность нс только понять аутизм, но и эффективно справляться с проблемными ситуациями, создаваемыми аутичными детьми, и поддерживать движение последних к эмоционально более полноценной жизни.
БОЛЕЗНЬ ГИПЕРАКТИВНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕДОСТАТКОМ ВНИМАНИЯ (ADHD)
ADHD в настоящее время является самым распространенным психиатрическим детским недугом, охватывающим в общей сложности 5% детей, однако выявить его невозможно вплоть до достижения ребенком школьного возраста. С этого момента ADHD проявляется как сочетание шумливости, непоседливости, неспособности к концентрации внимания, плохих способностей к общению и плохого поведения в школе. Тем нс менее, заболевание своими корнями восходит к более ранним этапам развития ребенка. Один из общепринятых критериев профессионального диагностирования ADHD состоит в том, что появление признаков болезни предшествует школьному возрасту.
Причины ADHD в целом имеют биохимическую природу. У младенцев и обучающихся ходьбе детей болезнь проявляется избыточной возбудимостью, нарушением сна, трудностями при кормлении и массой других “неприятностей” в поведении, включая, возможно, боли в животе. У детей от трех до шести лет болезнь обычно выглядит как избыточная двигательная активность, трудности в концентрации внимания и агрессивность.
Психотерапевт, подозревая на основании истории жизни маленького ребенка ADHD, порекомендует с помощью медицинского исследования исключить другие причины симптомов: например, нарушение слуха, гипертиреоидизм, судорожные состояния, аллергию. Если причиной все же оказывается ADHD, психотерапевт предложит ребенку и семье методы противостояния болезни — например, приемы, способствующие развитию внимания, в которых врач дает ребенку задание и помогает с ним справиться. В явных случаях ADHD применяется также медикаментозное лечение.