Эмоциональное здоровье вашего ребенка(фрагмент)



ОСОБЫЕ ДИА­ГНОЗЫ: УМСТВЕН­НАЯ ОТСТА­ЛОСТЬ У ДЕТЕЙ ДО ШЕСТИ ЛЕТ

Умствен­ная отста­лость — очень общее опре­де­ле­ние, дава­е­мое ребенку в том случае, если он имеет сле­ду­ю­щие две осо­бен­но­сти: 1) уровень интел­лекта (IQ) зна­чи­тельно ниже нор­маль­ного; 2) суще­ствен­ные про­блемы в ада­п­та­ции к пов­се­д­нев­ной жизни. Отста­лость у малень­ких детей может усу­гу­б­ляться физи­че­скими про­бле­мами — такими, как плохие слух, зрение или речь. Оно также может ослож­няться эмо­ци­о­наль­ными про­бле­мами — такими, как дли­тель­ная неу­до­вле­тво­рен­ность, тревога, оди­но­че­ство или непо­слу­ша­ние. Эти эмо­ци­о­наль­ные про­блемы могут быть связаны как с осо­зна­нием своей отста­ло­сти (боль­шин­ство таких детей ощущают свое отличие от “нор­маль­ных”), так и с общим недо­стат­ком спо­соб­но­стей к пре­о­до­ле­нию труд­но­стей.

Пока ребенок не достиг трех лет, зача­стую трудно выявить легкую умствен­ную отста­лость. Это самый ранний срок, когда можно про­ве­сти надеж­ное тести­ро­ва­ние IQ. Однако в неко­то­рых случаях отста­лость ока­зы­ва­ется настолько тяжелой, что диагноз можно поставить гораздо раньше. Ребенок может не дости­гать вех позна­ва­тель­ного, пове­ден­че­ского и эмо­ци­о­наль­ного раз­ви­тия, что иногда не опи­сы­ва­ется “нор­маль­ными” пара­мет­рами, уста­но­в­лен­ными спе­ци­али­стами.

Ведущей физи­че­ской при­чи­ной умствен­ной отста­ло­сти явля­ется синдром Дауна, один из самых частых генети­че­ских дефек­тов. Сегодня риск рожде­ния ребенка с син­дро­мом Дауна соста­в­ляет при­мерно 1 на 1500 у женщин до два­дцати четырех лет и 1 на 500 у женщин старше сорока лет. Синдром Дауна почти всегда может быть выявлен при рожде­нии. Он харак­те­ри­зу­ется опре­де­лен­ными чертами лица (третье веко, рас­ко­сые глаза, плоское лицо, большой высу­ну­тый изо рта язык), а также низким мышеч­ным тонусом.

Вопреки рас­про­стра­нен­ному оши­боч­ному мнению, боль­шин­ство отста­лых детей, в том числе и с син­дро­мом Дауна, могут многому нау­читься, под­дер­жи­вать эмо­ци­о­наль­ную ста­биль­ность и, став взро­с­лыми, вести отно­си­тельно незави­си­мую жизнь. Самое главное, они могут насла­ждаться своей жизнью так же, как и осталь­ные. По большей части они не нужда­ются в посто­ян­ном пре­бы­ва­нии в боль­нице. Феде­раль­ный закон гаран­ти­рует им обра­зо­ва­ние и неко­то­рые другие блага за счет госу­дар­ства.

Крайне необ­хо­дима все­сто­рон­няя оценка реаль­ных спо­соб­но­стей умственно отста­лого ребенка к раз­ви­тию и обу­че­нию. Для такой оценки коор­ди­ни­ру­ются усилия ряда спе­ци­али­стов: нев­ро­па­толога, ото­ла­рин­голога, лого­педа, оку­ли­ста, физи­о­те­ра­певта, а также пси­хи­а­тра. Лучше про­ве­сти эту оценку как можно раньше. Чем скорее роди­тели узнают о природе отста­ло­сти ребенка и поза­бо­тятся о его лечении, тем больше пред­ста­в­ля­ется воз­мож­но­стей эффек­тивно и поло­жи­тельно пов­ли­ять на его физи­че­ское и эмо­ци­о­наль­ное здо­ро­вье.

АУТИЗМ

Аутизм — нару­ше­ние раз­ви­тия, про­я­в­ля­ю­ще­еся прежде всего в том, что ребенок дли­тель­ное время мало реа­ги­рует на обра­ще­ние и воз­действие со стороны окру­жа­ю­щих и имеет тяжелые язы­ко­вые про­блемы. Насто­я­щая причина неиз­вестна. Обычно аутич­ный ребенок не отве­чает на объятия, не идет на зри­тель­ный контакт, не раз­го­ва­ри­вает и даже не изме­няет выра­же­ния лица, чтобы пере­дать свои чувства.

Аутизм почти всегда выя­в­ля­ется в течение первых трех лет жизни ребенка. Кроме упо­мя­ну­тых сим­п­то­мов, пси­хо­те­ра­певты выя­в­ляют сле­ду­ю­щие при­знаки:

■ склон­ность к нео­быч­ным и сте­ре­отипно пов­то­ря­ю­щимся дви­же­ниям — таким, как махание руками, жесткое сохра­не­ние поз, топание ногами в стран­ном ритме, вра­ще­ние телом (более старшие дети могут выпол­нять стран­ные и сложные ритуалы, свя­зан­ные с сдой и укла­ды­ва­нием спать);

■ стран­ные черты речи — такие, как упорное “напе­ва­ние песенки” или моно­тон­ный говор;

■ чрез­вы­чайные реакции на нор­маль­ные явления — напри­мер, неу­дер­жи­мая паника в ответ на звонок в дверь;

■ чрез­вы­чайная при­вя­зан­ность к чему-либо или избе­га­ние опре­де­лен­ных объек­тов обста­новки, напри­мер, фена, обуви, стола;

■ стран­ное мани­пу­ли­ро­ва­ние своим телом — напри­мер, резание себя нож­ни­цами или ножом.

Аутич­ным детям обычно можно помочь вести “нор­маль­ную” и незави­си­мую жизнь, сочетая по отно­ше­нию к ним лучшую орга­ни­за­цию окру­жа­ю­щей обста­новки, хорошее обу­че­ние и обра­ще­ние. В зави­си­мо­сти от опре­де­лен­ного круга сим­п­то­мов могут быть назна­чены седа­тив­ные сред­ства и тран­кви­ли­за­торы. Неко­то­рые аутич­ные дети могут быть пол­но­стью изле­чены, но боль­шин­ство сохра­няет черты болезни в течение всей своей жизни.

Помимо прямой работы с аутич­ным ребен­ком, пси­хо­те­ра­пия поможет семье в целом справиться со стрес­сом, вызван­ным при­сут­ствием в доме аутич­ного члена семьи. В отличие от ребенка с син­дро­мом Дауна, про­я­в­ля­ю­ще­гося как радост­ная и любящая лич­ность, аутич­ный ребенок редко встре­чает в окру­жа­ю­щих тер­пи­мость и состра­да­ние. Пси­хо­те­ра­пия даст каждому члену семьи, незави­симо от воз­ра­ста, воз­мож­ность нс только понять аутизм, но и эффек­тивно спра­в­ляться с про­блемными ситу­а­ци­ями, соз­да­ва­е­мыми аутич­ными детьми, и под­дер­жи­вать дви­же­ние послед­них к эмо­ци­о­нально более пол­но­цен­ной жизни.

БОЛЕЗНЬ ГИПЕ­РАК­ТИВ­НО­СТИ, СВЯ­ЗАН­НОЙ С НЕДО­СТАТ­КОМ ВНИ­МА­НИЯ (ADHD)

ADHD в насто­я­щее время явля­ется самым рас­про­стра­нен­ным пси­хи­а­три­че­ским детским недугом, охва­ты­ва­ю­щим в общей слож­но­сти 5% детей, однако выявить его невоз­можно вплоть до дости­же­ния ребен­ком школь­ного воз­ра­ста. С этого момента ADHD про­я­в­ля­ется как сочета­ние шум­ли­во­сти, непо­сед­ли­во­сти, нес­по­соб­но­сти к кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, плохих спо­соб­но­стей к общению и плохого пове­де­ния в школе. Тем нс менее, забо­ле­ва­ние своими корнями вос­хо­дит к более ранним этапам раз­ви­тия ребенка. Один из обще­при­ня­тых кри­те­риев про­фес­си­о­наль­ного диа­гно­сти­ро­ва­ния ADHD состоит в том, что поя­в­ле­ние при­зна­ков болезни предше­ствует школь­ному воз­ра­сту.

Причины ADHD в целом имеют био­хими­че­скую природу. У мла­ден­цев и обу­ча­ю­щихся ходьбе детей болезнь про­я­в­ля­ется избы­точ­ной воз­бу­ди­мо­стью, нару­ше­нием сна, труд­но­стями при кор­м­ле­нии и массой других “непри­ят­но­стей” в пове­де­нии, включая, воз­можно, боли в животе. У детей от трех до шести лет болезнь обычно выгля­дит как избы­точ­ная дви­га­тель­ная актив­ность, труд­но­сти в кон­цен­тра­ции вни­ма­ния и агрес­сив­ность.

Пси­хо­те­ра­певт, подо­зре­вая на осно­ва­нии истории жизни малень­кого ребенка ADHD, поре­ко­мен­дует с помощью меди­цин­ского иссле­до­ва­ния исклю­чить другие причины сим­п­то­мов: напри­мер, нару­ше­ние слуха, гипер­ти­ре­о­и­дизм, судо­рож­ные состо­я­ния, аллер­гию. Если при­чи­ной все же ока­зы­ва­ется ADHD, пси­хо­те­ра­певт пред­ло­жит ребенку и семье методы проти­во­сто­я­ния болезни — напри­мер, приемы, спо­соб­ству­ю­щие раз­ви­тию вни­ма­ния, в которых врач дает ребенку задание и помо­гает с ним справиться. В явных случаях ADHD при­ме­ня­ется также меди­ка­мен­то­з­ное лечение.

с. 154—157