11. ШКОЛА
Школа неизбежно входит в мир ребенка и оказывает на него огромное воздействие. И само обучение — лишь часть этого воздействия. По меньшей мере так же важно то, что школа резко изменяет эмоциональную жизнь ребенка.
Дома ребенка школьного возраста любят, окружают заботой, он ощущает поддержку других и чувствует себя полноправным членом семьи, но в школе ситуация совсем другая. Там он — относительно независимый ученик, который должен работать, чтобы заслужить одобрение ровесников и учителей и, следовательно, почувствовать уверенность в себе и всеобщее признание.
Чаще всего дети могут очень хорошо войти в новую жизнь. Эмоциональная поддержка, самооценка и знание, как себя вести, — все, что ребенок приобретает в семейной жизни, помогает ему достичь успеха в учении и взаимоотношениях, возникающих в школе.
Однако если сферы домашней и школьной жизни не сочетаются между собой гармонично, то возникают эмоционально разрушительные последствия. Проблемы в школе могут легко создать неприятности дома, и наоборот. Ребенок, вынужденный испытывать трудности и в школе, и дома, вдвойне подвержен беспокойству, депрессии, неудовлетворенности, гневу, страху и отчаянию.
Например, если ребенок огорчен напряженными отношениями в семье, то он, вероятно, будет невнимателен на уроках. Это сказывается на успеваемости в школе, что может усугубить конфликты между ребенком и членами семьи. Или ребенок может отражать свою неудовлетворенность взаимоотношениями с родителями, выплескивая свои эмоции на учителей или сверстников, а возникающие проблемы в школе неизбежно привлекут внимание родителей.
Или другой пример: в школе у ребенка проблемы с успеваемостью или поведением, но он доволен своей жизнью дома. Такой ребенок может долго скрывать все свои проблемы, связанные со школой, ухудшая свои отношения с родителями из-за продолжающейся лжи. Или ребенок может реагировать непослушанием, уединением, плохим настроением на любые проблемы, связанные со школой, — поведением, которое он не может себе позволить в школе.
Вам необходимо приложить все усилия, чтобы создать гармонию между домашней и школьной жизнью вашего ребенка в возрасте от 6 до 13 лет. Вот некоторые предложения, чтобы вы достигли этой цели.
■ Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
■ Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешать их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
■ Знайте школьную программу вашего ребенка и особенности школы, где он учится.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
■ Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
■ Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, например, на полчаса больше можно посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
■ Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
■ Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
ПОВТОРНЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ ЭКСТЕРНОМ
Что могут сделать родители и учителя, если ребенок не соответствует другим детям по уровню, который предполагается достичь в течение данного года обучения? Единственная возможность — определить ребенку другой, более соответствующий ему уровень, даже если этот уровень предполагает обучение вместе с детьми более старшего возраста.
Если ребенок интеллектуально и/или социально более развит, чем его ровесники, то полезно было бы «перескочить» через класс, сдав материал экстерном. Если же ребенок социально или интеллектуально менее развит, то, вероятно, следует оставить его на второй год.
Однако обучение ребенка в классе с детьми более старшего или более младшего возраста не всегда приносит пользу, а иногда — даже вред. Медлительный ребенок, оставленный на второй год, будет страдать от сниженной самооценки и не станет стремиться к обучению. Уже знакомый ребенку изучаемый материал приведет лишь к скуке и неудовлетворенности школьной жизнью.
Хороший ученик, «перескочивший» один год, может чувствовать себя физически, социально и эмоционально отстающим от новых одноклассников, а это может привести к снижению инициативы и самооценки ребенка, а также к тому, что важный учебный материал в течение этого года будет недостаточно усвоен им.
Возможно, что плохо успевающий ребенок, оставшийся на второй год, может эмоционально и социально вырасти и стать знающим и прекрасным учеником, и будет таким до конца обучения в школе, а ученик, «проскочивший» год, может остановиться в своем развитии и нуждаться в поддержке, если нагрузка будет избыточна для его интеллекта.
Перед тем как позволить ребенку нарушить нормальную последовательность классов, попробуйте ответить на следующие важные вопросы.
ПОВТОРНЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
■ Ваш ребенок испытывает трудности при изучении всех предметов или только одного из них? Если ребенок хорошо усваивает хотя бы один предмет, можно надеяться, что специальная помощь поможет ему улучшить успеваемость и по другим. Таким образом, это аргумент против повторного года обучения.
■ Кроме плохой успеваемости, отмечается ли у вашего ребенка меньшая социальная или эмоциональная зрелость, чем у большинства учеников его класса? Если нет, то, вероятно, не следует оставлять ребенка на повторный год обучения.
■ Проанализировал ли учитель образовательные потребности вашего ребенка и представил ли вам свое мнение о причине плохой успеваемости (и, возможно, социальных и эмоциональных проблемах)? Не соглашайтесь, чтобы ребенок оставался на второй год, пока подобный анализ не произведен или не кажется вам адекватным.
■ Знает ли ваш ребенок причины, по которым ему, возможно, придется остаться на второй год? Выразил ли вам ребенок свои чувства, связанные с этой возможностью? Сообщили ли ребенку вы и учителя о потенциальных проблемах и возможностях, связанных с этим шагом? Если хотя бы на один из этих вопросов получен отрицательный ответ, то не следует торопиться с действиями. Отрицательное мнение вашего ребенка по поводу повторного года обучения сведет шансы на успех всей стратегии к нулю.
■ Полностью ли вы поддерживаете решение о повторном годе обучения вашего ребенка? Готовы ли вы уделить дополнительное внимание ребенку и помочь ему приспособиться к новым условиям? Если нет, вам следует снова обдумать создавшееся положение.
ОБУЧЕНИЕ ЭКСТЕРНОМ
■ По всем ли предметам опережает ваш ребенок своих ровесников?
Достаточны ли его успехи по этим предметам, чтобы быть на такой же высоте в новом классе? Если ответ на один из этих вопросов отрицательный, то, «перескочить» через класс, ребенок создаст себе большие проблемы в обучении. Продумайте другие пути и направления интеллектуального развития вашего ребенка.
■ Помимо прекрасной успеваемости по сравнению с ровесниками является ли ваш ребенок более зрелым эмоционально и социально? Если нет, то у него, возможно, возникнут трудности в приспособлении к новым условиям.
■ Отличается ли ваш ребенок более слабым физическим развитием от других детей своего возраста? Если это так, то он, скорее всего, будет чувствовать громадную неловкость среди детей в новом классе. Такое ощущение может оказать разрушительный эффект на успеваемость, эмоции и общение ребенка.
■ Знает ли ребенок причины, по которым его считают способным «перескочить» через класс? Выразил ли вам ребенок свои чувства, связанные с такой идеей? Сообщили ли ребенку вы и его учителя о потенциальных проблемах и возможностях, связанных с этим шагом? Не предпринимайте ничего, пока не получите положительные ответы на эти вопросы.
■ Уверены ли вы в том, что обучение экстерном и «переход» через класс — наилучший вариант для вашего ребенка? Готовы ли вы уделить дополнительное внимание ребенку и помочь ему приспособиться к новым условиям? Если вы отрицательно ответите хотя бы на один из этих вопросов, обдумайте другое решение создавшейся проблемы.