8. СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ
Напряжение, споры и даже драки между детьми (братьями, сестрами) неизбежны, каким бы спокойным и в целом дружелюбным каждый из них ни был. В сущности, братья (сестры) в рамках «нормальных» отношений могут половину времени проводить в конфликтах друг с другом. Такое поведение — часть очень важного, но медленного и трудного процесса обучения вежливым, взаимно приемлемым манерам обращения.
Выражение «соперничество между детьми» описывает особенно существенные конфликты, возникающие в течение этого трудного процесса обучения. Ситуации соперничества отличаются от других конфликтных ситуаций не только потому, что предполагают более интенсивное взаимодействие, но и потому, что служат той средой, где ребенок выражает более глубокие эмоциональные потребности, которые могут быть связаны с братом и/или сестрой.
На первый взгляд, ребенок соперничает с братом или сестрой за особое право, уважение, власть, обладание чем-либо. Однако, в сущности, ребенок, возможно, ищет большего родительского внимания, отражая гнев на другом ребенке или стараясь отомстить за неуспехи в школе. Разбирая ситуации соперничества между детьми, вы должны учитывать оба эти обстоятельства.
Ситуации соперничества между братьями и/или сестрами чаще всего возникают в возрасте от 6 до 9 лет. При этом определяется право доминирования (например, выбор, кто устанавливает условия игры) или обладания чем-либо, разделение или совместное пользование (например, выбор, кто играет в видеоигры).
Более младший ребенок этого возраста обычно начинает соперничество, косвенным образом надоедая более старшему ребенку или провоцируя его на открытый конфликт. Старший ребенок в этом возрасте провоцирует соперничество, «командуя» младшим сверх меры, которая более или менее приемлема для обоих.
Соперничество между братьями и/или сестрами в возрасте от 9 до 13 лет возникает менее часто и причиняет меньше беспокойства, хотя и может играть решающую роль во взаимоотношениях между детьми. Соперничество в этом возрасте обычно возникает по менее ощутимым поводам, например, чтобы добиться признания и справедливости (кто лучше сумеет сделать что-либо, установить справедливые порядки, выяснить равенство прав, привилегий, ответственность одного ребенка перед другим).
Не зависимо от того, являются ли два ребенка братьями, сестрами или братом и сестрой, частота и сущность соперничества от того существенно не меняются. Однако соперничество между братом и сестрой может приобрести оттенок, связанный с разнополостью. Брат, например, может обвинять сестру в том, что к ней относятся добрее только потому, что она девочка. А сестра может обвинять брата в том, что ему предоставляют больше свободы только потому, что он мальчик. Родителям, поставленным перед такой проблемой, следует более внимательно проанализировать свои методы воспитания и стиль поведения, которые могут провоцировать подобные конфликты, и при необходимости внести поправки в поведение и методы воспитания.
Вот некоторые дополнительные моменты для родителей, стремящихся более эффективно действовать в ситуациях соперничества между детьми.
■ Постарайтесь уделять внимание обоим детям.
Наиболее сильным катализатором соперничества между детьми является желание привлечь внимание родителей. Позаботьтесь о том, чтобы проводить время с каждым из детей часто, регулярно и с пользой для обоих.
В равной мере уделять внимание каждому ребенку не означает всегда уделять одинаковый объем внимания каждому из них. Хотя одинаковое внимание — идеальная цель, есть некоторые особые обстоятельства или случаи, которые предполагают больше внимания одному ребенку, чем другому.
Например, если один ребенок страдает серьезным физическим или эмоциональным нарушением, то родители должны проводить максимум времени в заботе о нем. В таком случае следует объяснить ситуацию другому ребенку и уделить соответствующее внимание каждому из детей.
Другой пример подобного рода — день рождения ребенка, когда именинник должен действительно находиться в центре внимания, но родителям необходимо сделать этот день праздником также для остальных детей, привлекая их к участию в торжествах, давая им небольшие подарки в знак того, что их тоже любят и помнят.
■ Четко объясняйте детям все об их правах, обязанностях, личных вещах.
Убедитесь, что каждый ребенок знает, что кому «принадлежит», знает соответствующие возрасту обязанности каждого члена семьи, свои права наравне с другими детьми (например, право на частную жизнь). Знать об этом должны все дети, чтобы никто из них не мог игнорировать права другого. Объясните также детям, какие отношения между ними вы считаете наиболее желательными. Например, скажите им, что вы против любых форм физической агрессии или обзывания.
■ Не сравнивайте одного ребенка с другим.
По возможности избегайте заявлений типа «Почему ты относишься к бабушке не так хорошо, как твой брат?» или «Если твоя сестра может подготовиться к школе сама, то ты тоже можешь это». Также не говорите другим при ребенке такие фразы, как «Роберт был такой спокойный, но Мак — это сущий ад» или «Джами красива, но Уенди умна». Такие сравнения могут легко вызвать взаимные обиды и конфликты между детьми. Лучше помогите детям осознать свои различия без соперничества.
■ Насколько это возможно, позволяйте детям улаживать свои конфликты самостоятельно.
Один из самых неприятных аспектов соперничества между детьми — словесная перепалка — обычно вынуждает родителей принять сторону одного ребенка, не разбираясь, что происходит. При возможности не принимайте сторону ребенка — инициатора перепалки. Объясните, что дети должны решать свои разногласия сами.
Чтобы помочь детям в разрешении своих конфликтов, научите их приемлемым стратегиям для эффективного решения проблем. Такие стратегии предполагают, что они должны сначала успокоиться, а затем прийти к такому решению, которое устраивает обе стороны.
Конечно, дети школьного возраста не всегда могут найти разумный подход к проблемам взаимоотношений между собой, поэтому некоторая доля проблем может оставаться какое-то время нерешенной. Вмешивайтесь только тогда, когда эти конфликты подрывают эмоциональное здоровье одного из детей или нарушают спокойное течение семейной жизни.
■ Поддерживайте конструктивные взаимоотношения между братьями и/или сестрами.
Следите за тем, чтобы игра детей происходила в атмосфере сотрудничества, соответствующего их возрасту. Помните, что ребенок до 8 лет еще не готов к разрушительным играм или играм-соревнованиям.
Пытайтесь привлечь детей к совместному выполнению домашних обязанностей. Это может научить их быть терпеливее друг к другу и уважать возможности и затруднения других. Если дети особенно хорошо работают вместе, выполняя определенную задачу, обязательно похвалите их за умение сотрудничать.
Периодически устраивайте для детей что-нибудь вроде туристического похода или посещения зоопарка, где они смогут вместе повеселиться. Воспоминания о времени, которое они вместе с удовольствием провели, только укрепят дружбу ваших детей.
И наконец, акцентируйте внимание на тех моментах, когда ваши дети демонстрируют любовь друг к другу. Младший ребенок часто чувствует гордость за старшего, а старший стремится защищать младшего. Тонко поддерживайте такие чувства детей и стремитесь, чтобы дети надолго запоминали их.
■ Поддерживайте стремление каждого ребенка к самостоятельности.
Один из лучших путей к прекращению соперничества между братьями и/или сестрами — возможность каждого из них устраивать свою жизнь так, чтобы она удовлетворяла его. Помогайте каждому из них осознать свои интересы и способности. Дайте возможность ребенку развивать свои интересы и способности и настаивайте, чтобы другие дети делали то же.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
ОСТАНОВКА ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ССОР
Девятилетняя Кэсси и семилетняя Уоррен устраивали перепалки, спорили или дрались почти каждый день. Обеспокоенные таким поведением детей, их родители стали незаметно записывать, когда, где, как и почему начинались ссоры, и вели эти записи в течение двух недель.
Родители обнаружили, что ссоры между детьми чаще всего возникают, когда они бывают вместе, и сопровождаются вскрикиваниями и/или другими громкими звуками, а также «инсценированными» призывами к справедливости. Стало ясно, что дети устраивают перепалки, чтобы привлечь внимание родителей. Если родители обращали меньше внимания на эти ссоры или больше хвалили детей, когда те вели себя хорошо, частота и продолжительность ссор сразу же значительно уменьшалась.
Тем не менее, даже во время длительных поездок на машине Кэсси и Уоррен продолжали перепалку, как будто считали родителей бессловесной аудиторией. Наконец, родители нашли решение проблемы. Перед очередной поездкой они сказали детям, что остановят машину, если дети не перестанут ссориться.
Когда прошел час с начала поездки, Уоррен и Кэсси стали драться, и отец, сидевший за рулем, свернул на обочину и остановился. Не давая объяснений по этому поводу, он просто ждал, пока дети успокоятся. Затем он опять завел машину и поехал. В дальнейшем он редко останавливался во время таких поездок.
10. ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК
Чем раньше ребенок узнает, что он приемный, тем лучше. Родители, возможно, начнут сообщать об этом ребенку, как только впервые заговорят с ним, например, «Как хорошо, что мы приняли тебя!» По мере взросления ребенка изменяется и характер этих фраз.
Если же родители, наоборот, скроют эту важную информацию на какое-то время, то ребенок может устыдиться этого факта, когда впоследствии узнает о нем. «Иначе, — подумает ребенок, — зачем было держать это в секрете?»
К сожалению, многие родители действительно не рассказывают ребенку о том, что его усыновили (удочерили), до тех пор, пока он не достигнет школьного возраста. Теперь, как считают родители, дети «достаточно выросли», чтобы получить образование и, следовательно, чтобы понять, что означает в действительности слово «приемный».
В сущности, не рекомендуется до школьного возраста откладывать разговоры с ребенком о его усыновлении. Возможно, этот период — наихудший для подобного сообщения.
Насколько нам известно, дошкольники довольно спокойно воспринимают факт своего усыновления. Однако в возрасте 6—13 лет факт усыновления начинает больше беспокоить детей, с младенчества знающих об этом, а особенно сильно огорчает тех, для кого эта истина была открыта только теперь, когда они подросли.
Исследователи, проводящие тестирование приемных и родных детей всех возрастов, не могут отличить одних от других по психологическим признакам до 6 лет. В возрасте 6 лет у приемных детей начинает проявляться больше признаков эмоционального неблагополучия, чем у родных детей. Среди симптомов такого эмоционального неблагополучия депрессия, уединенность, агрессия, чрезмерная активность и/или пренебрежение. Выраженность и преобладание этих признаков у приемных детей по сравнению с родными наблюдаются вплоть до подросткового периода, который снова нивелирует эти различия в данных группах детей.
Почему же беспокойство по поводу собственного усыновления проявляется сильнее в школьном возрасте, чем в подростковом? Это можно объяснить тремя причинами.
1. По сравнению со средним дошкольником ребенок школьного возраста поддерживает больший контакт с ровесниками и чувствует тревогу, если отличается от них. Приемный ребенок в этом возрасте точно знает, что большинство ровесников живут с родными родителями, и воображение подсказывает ему, что различие между родными и неродными родителями значительно больше, чем в действительности.
К подростковому возрасту ребенок начинает значительно меньше обращать внимание на это различие, все еще пытаясь быть похожим на тех ровесников, которых он уважает, но не считая, что это сходство должно касаться семейных взаимоотношений.
2. Обычный ребенок школьного возраста только учится воспринимать мир рационально и логически, поэтому он начинает придумывать объяснения, почему он был усыновлен. Вот некоторые из вопросов, беспокоящих такого ребенка:
■ Может быть, меня отвергли из-за недостаточного ума или привлекательности?
■ Может быть, мои родители были злыми и невнимательными людьми, которые не хотели воспитывать ребенка?
■ Может быть, само усыновление было результатом несчастного случая, непонимания или даже преступления?
Такие размышления могут усилить такие чувства, как покинутость, огорчение, одиночество, обида и вина, которые подросток может легче перенести или даже не заметить.
3. Как правило, дети школьного возраста стараются установить более зрелые индивидуальные отношения со своими родителями, отождествляя себя с ними, копируя их, изучая различия между ними, ставя перед ними условия и договариваясь с ними. Это сопряжено с большими проблемами для приемных детей, которые все виды несоответствий между собой и родителями могут легко свести к самому факту усыновления. Такие несоответствия, конечно, кажутся более угрожающими и труднее преодолимыми.
Подростков значительно больше беспокоят не свои отличия от родителей, а взаимоотношения с ровесниками. Поэтому для них вопрос о настоящих родителях — обычно предмет любопытства. Возможно, они захотят узнать, кто их биологические родители, или даже найти их, но это скорее желание ума, чем эмоций.
Все это не означает, что некоторые приемные дети будут избавлены на всю жизнь от сильного желания узнать о своих настоящих родителях, воссоединиться с ними. Однако, как правило, такие дети достаточно откровенно будут высказывать это желание своим приемным родителям.
Если вы до сих пор не сказали своему приемному ребенку школьного возраста о его усыновлении, сделайте это как можно скорее и как можно менее болезненно для ребенка. Чем раньше ваш ребенок узнает о своем усыновлении, тем лучше для него.
Во время отдельного доверительного разговора объясните ребенку, что вы отложили свое сообщение об этом, потому что хотели показать свою родительскую любовь к нему в течение всех предыдущих лет (но ни в коем случае не говорите, что в те годы он не смог бы понять и принять эту информацию).
Раньше или позже вам будет необходимо помочь своему приемному ребенку осознать факт усыновления. Вот некоторые правила, которые помогают решить эмоциональные проблемы, возникающие в этом особенно ранимом возрасте.
■ Всегда отзывайтесь об усыновлении положительно, говоря, что быть приемным ребенком хорошо.
Зная иди не зная о тех обстоятельствах, которые привели к тому, что родные родители отказались от усыновленного вами ребенка, всегда уверяйте, что они любили и очень заботились о нем. Также опишите вашу первую встречу с ребенком в мельчайших трогательных деталях, подчеркивая удовольствие, испытываемое вами и им.
Уверьте ребенка в том, что ваше решение усыновить его шло из глубины души и подкреплялось самыми нежными чувствами к нему. Затем расскажите о его индивидуальных чертах характера и о том, как вы любите их.
■ Не отрицайте, что быть приемным ребенком не одно и то же, что и родным.
Необходимо четко уверить ребенка в том, что вы любите его так же, как если бы он был родным, а если в семье есть родные дети — то так же, как их. Однако не разубеждайте ребенка в том, что он отличается от родных детей.
Например, приемные дети часто беспокоятся о том, соответствуют ли их наследственные задатки врожденным способностям их приемных родителей (или так же они хороши, как у приемных родителей). Также они тревожатся о том, что их настоящие родители внезапно объявятся и заберут их от приемных родителей. Такие тревоги нужно развеять, но не относиться к ним как к глупым и беспочвенным.
Пригласите вашего приемного ребенка более детально обсудить вопрос о различиях. Научите его размышлять о них, но не убеждайте, что различия — это «плохо». Помните, что ребенок показывает вам, как он переживает и что он чувствует, а вы не были в его положении и не знаете, что значит быть приемным ребенком.
Приемному ребенку нужно объяснить, что вы можете понимать, любить и высоко ценить его чувства, хотя не имеете биологического родства. Отрицая мнение ребенка о ваших различиях, вы только усугубите его чувство одиночества.
■ Не ожидайте, что ребенок сможет освободиться от беспокоящих его чувств, связанных с усыновлением.
Люди, которые в свое время были приемными детьми, часто описывают это знание как незаживающую душевную рану. Готовьтесь, что у вашего приемного ребенка будут симптомы этой раны, соответствующие возрасту, например:
■ обвинения в том, что вы не настоящие родители (в том числе и заявления, что вы украли его у настоящих родителей);
■ необычные проблемы взаимоотношений с братьями и/или сестрами, особенно если они — ваши родные дети;
■ фантазии о воссоединении с настоящими родителями или о том, что они ищут его;
■ отказ от участия в домашних делах;
■ необычная робость среди родственников;
■ чрезмерная (или несоответствующая) эмоциональная реакция на телевизионные программы, фильмы, истории или картины, связанные с взаимоотношениями между родителями и детьми.
■ Подготовьте членов семьи и друзей к тому, чтобы помогать приемному ребенку в решении его эмоциональных проблем.
Расскажите им все то, что знает ваш ребенок об усыновлении, и какую помощь, как вы предполагаете, они могут оказать ребенку, если он выразит им свое беспокойство.
Другой взрослый, не являющийся вам кровным родственником, может особенно помочь как модель роли приемного ребенка. Как и приемный ребенок, этот человек не связан кровным родством с вашей семьей, но тем не менее является неотъемлемой частью семьи.
Поддерживайте подобные взаимоотношения между вашим приемным ребенком, взрослыми членами семьи и вашими друзьями. Такие «особенные» отношения могут стать бесценными доказательствами, поддерживающими в ребенке чувство единства с окружающим миром.
■ Обращайтесь за профессиональной помощью, если эмоциональные проблемы вашего ребенка, связанные с его усыновлением, очень беспокоят его и нарушают покой вашей семьи.
Если страдания у вашего ребенка, связанные с усыновлением, продолжаются больше месяца, это может свидетельствовать о более глубинных эмоциональных проблемах, возможно, и не связанных с усыновлением. Если вы считаете, что это так, то обратитесь за профессиональной помощью.
Такая помощь показана и в тех случаях, если эмоциональные проблемы вашего приемного ребенка нарушают покой вашей семьи, глубоко и постоянно беспокоят вас. В таких случаях могут отмечаться следующие признаки, продолжающиеся не менее месяца:
■ частые эпизоды интенсивного соперничества с братом и/или сестрой;
■ постоянные срывы семейных торжеств из-за действий (или уединения) приемного ребенка.