9. РАЗВОД
Даже в наиболее благоприятных случаях развод наносит травму, особенно детям школьного возраста. Преодолев практически полную сосредоточенность на себе, характерную для дошкольного возраста, дети в возрасте от 6 до 13 лет все больше ориентируются на своих родителей при формировании собственного «Я» и в поиске моделей «взрослого» поведения. Поэтому развод родителей разрушает мир ребенка и ставит под сомнение все возможности для индивидуального развития в будущем.
Такая травма усугубляется тем, что ребенок в этом возрасте только учится не зависеть от жизни дома. Особенно это тяжело для ребенка в начале школьной жизни. Изменение домашней атмосферы, происходящее при любом разводе, нарушает процесс учебы. Ведь внезапно ребенок оказывается в другой обстановке, а не в той, которая так полюбилась ему в младенчестве, и поэтому испытывает жгучую обиду, страх и негодование. Кроме того, ребенок может думать, что его «уход из дома» в школу способствовал распаду семьи, и поэтому он чувствует свою вину.
Если вы планируете развод или разводитесь, принимайте во внимание следующие пути, чтобы нанести ребенку как можно меньшую эмоциональную травму.
■ Не притворяйтесь, что развод «это хорошо» и не ожидайте, что ребенок поддержит ваши доводы.
Ребенку школьного возраста нужно представить развод как факт реальной жизни — это решение должны принять оба родителя. Поэтому старайтесь не говорить с ребенком о возможности развода, а поставьте его перед свершившимся фактом (это, по возможности, должны сделать оба родителя).
Ребенок считает развод чем-то вроде обратного развития. Поэтому не усугубляйте отрицательных эмоций ребенка, пытаясь убедить его в том, что развод — это положительный шаг. Признавая, что развод является плохой новостью, выразите надежду, что вы сможете пройти этот период наилучшим образом.
Кроме того, не приводите свои доводы, объясняя логичность развода, а просто объясните, что развод — это единственное решение, когда между вами, родителями, слишком много неразрешимых противоречий, и вы больше не можете жить вместе.
■ Не обвиняйте и не критикуйте другую сторону в присутствии ребенка.
Ребенку очень нужно сохранить положительные образы обоих родителей, чтобы чувствовать себя хорошо. Не выставляйте напоказ перед ребенком отрицательные черты характера или поведения другого родителя, а также не выплескивайте гнев и досаду на него в присутствии ребенка.
Возможно, следует рассказать ребенку о неприятных фактах, заставивших вас принять решение о разводе. Например, у одного из вас могло возникнуть очень серьезное любовное чувство или создались юридические или финансовые проблемы, которые привели к распаду брака. Рассказывая об этом, вы облегчаете ребенку боль от более негативного представления этих фактов, с которым он может столкнуться позднее. Благодаря вашему рассказу ребенок не будет ощущать себя обманутым, если он впервые узнает об этом поздно или от посторонних людей.
Если вы считаете нужным сообщить ребенку подобную информацию, говорите по возможности спокойно и ясно. Всегда помните, что вы не стремитесь вызывать отрицательные эмоции к человеку, а осуждаете лишь поступок.
■ Уверьте ребенка, что не он был причиной развода, и родители по-прежнему любят его и заботятся о нем.
Часто напоминайте об этом ребенку во время периода развода. Кроме того, попытайтесь объяснить ребенку, как он будет принимать любовь и внимание каждого из родителей в будущем. Например, когда, как и насколько часто он будет встречаться с родителем, не являющимся официальным опекуном ребенка.
Таким образом, чем больше родители смогут сотрудничать между собой с целью заботы о ребенке до, во время и после развода, тем лучше. Такие встречи помогут убедить вашего ребенка в том, что его благополучие не пострадает от противоречий, которые существуют между его родителями. Совместные действия родителей по отношению к ребенку ни в коем случае не должны сопровождаться вспышками открытой враждебности. Кроме всего прочего, будьте осторожны и не поддерживайте мечтания ребенка о том, что в будущем родители снова будут жить вместе.
■ Не ставьте ребенка в затруднительное положение, привлекая к немедленному принятию решений, связанных с разводом.
Вы не должны прямо или косвенно заставлять ребенка, чтобы он сделал выбор между вами и другим родителем. Такие ситуации неизбежно приводят к конфликтам, которые могут надолго нарушить эмоциональное здоровье вашего ребенка.
Все решения родителей об опекунстве ребенка, его посещениях, распределении обязанностей между ними должны быть направлены на благополучие самого ребенка и учитывать важную роль обоих родителей в его жизни. Не превращайте ребенка в консультанта, судью или жюри.
■ Сообщайте ребенку своевременно и дружелюбно о событиях и решениях, связанных с разводом.
Самый большой страх, связанный с разводом, возникает у ребенка школьного возраста, если он чувствует себя в полной оторванности от этого события. Регулярно разговаривайте с ребенком о процессе развода: что произошло, происходит и будет происходить.
В этих разговорах сохраняйте спокойствие, но не бойтесь очень кратко и мягко показать ребенку, что вы взволнованы, подавлены или смятены. Это не только подготовит ребенка к восприятию неблагоприятных моментов, но и создаст возможность для обсуждения собственных эмоциональных проблем, связанных с разводом.
■ По возможности старайтесь не менять обычного распорядка жизни ребенка.
Если повседневная жизнь вашего ребенка останется для него такой же знакомой, удобной и предсказуемой, то он будет уверен, что безопасность и счастье в будущем сохранятся независимо от развода. Старайтесь в течение нескольких месяцев не вносить больших изменений в жизнь ребенка, независимо от того, связаны они с разводом или нет. Дайте ему привыкнуть к новому состоянию.
■ Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства и вам, и другим взрослым, которых он уважает.
В течение всего процесса развода периодически спрашивайте ребенка о том, как он себя чувствует, и не критикуйте высказанные вам страхи, тревоги, обиды и жалобы. Однако не заставляйте его говорить, если он не расположен к этому. Во многих ситуациях развода детям просто нечего сказать, и вам не следует пугать их или вызывать у них чувство подавленности.
Для детей школьного возраста может оказаться полезным обсуждение темы развода с другими взрослыми (родственниками или друзьями, уважаемыми ими и вами за честность, справедливость и способность обнадеживать). Поэтому позволяйте ребенку беседовать наедине со взрослыми, которым вы доверяете, и позаботьтесь о том, чтобы подготовить взрослых к такой беседе. Также держите их в курсе событий и дел, связанных с разводом, чтобы им не приходилось выведывать информацию у детей и давать рекомендации, обвиняющие кого-либо, или подавать надежды, далекие от реальности.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРИНЯТЬ ЛЮБОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ «НОВЫХ» РОДИТЕЛЕЙ
Существует три основные причины, по которым детям школьного возраста достаточно трудно одобрить любовные отношения своих «новых» родителей.
1. Дети 6—13 лет недостаточно зрелы, чтобы понять, что взрослые очень нуждаются в партнерских отношениях, и еще труднее им оценить значимость сексуального удовлетворения для взрослых.
2. Обычно они очень надеются на время и энергию своих родителей и поэтому чувствуют, что приносят жертву, разрешая родителям личную свободу для романтических увлечений.
3. Часто они в значительной степени отождествляют себя со своими родителями и поэтому легко начинают переживать из-за тех моментов их жизни, разделить которые сами не могут (и часто не хотят).
Если вы разведены и заботитесь о том, какое действие на вашего ребенка окажут ваши новые любовные увлечения, вам следует учесть следующие пожелания, чтобы создать наиболее благоприятную ситуацию для всех.
■ Убедитесь в серьезности вашего увлечения, прежде чем позволить новому партнеру проводить время вместе с вашим ребенком.
Не нужно специально избегать знакомства вашего нового партнера с ребенком. Однако не следует устраивать им встречу до того, как вы почувствуете себя комфортно с партнером и хорошо обдумаете их встречу и отношения.
Кроме того, старайтесь не оставлять ребенка с партнером, которого вы не очень хорошо знаете, или до тех пор, пока вы, ваш партнер и ребенок не проведете много времени вместе. Ваш ребенок может чувствовать робость и неловкость наедине с вашим партнером, являющимся для него сравнительно чужим человеком, и эти чувства легко могут перерасти в неприятие или даже страх.
■ Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к вашему новому партнеру.
Не нужно строить планов о развитии отношений между ребенком и вашим партнером. Дети школьного возраста обычно с опаской подходят к формированию новых отношений со взрослыми и в процессе развития таких отношений часто прибегают к «запрещенным приемам» (например, насмешливый флирт или притворное неприятие), чтобы проверить реакцию своего нового знакомого.
Родителям следует спокойно и рассудительно реагировать на проявление ребенком недоброжелательности к вашему партнеру. Но не делайте выводов об истинных чувствах ребенка в этих ситуациях — будьте терпеливы, позволяя этим чувствам формироваться по-своему в свое время.
Эмоциональная свобода очень важна для вашего ребенка. Не настаивайте, чтобы ваш ребенок подружился с вашим партнером, совершал определенные поступки, называл вашего партнера каким-либо именем. Продолжайте предоставлять ребенку свободу, даже если ваш партнер станет его приемным родителем.
■ Рассказывайте ребенку о ваших отношениях, но не принуждайте к каким бы то ни было решениям в связи с этими отношениями.
Если ребенок знает о ваших романтических отношениях с кем-либо (изложенных в доступной для ребенка форме), вам не нужно будет спрашивать разрешение на свидания или брак. Если вы будете спрашивать разрешение на это, вы просто добавите ребенку беспокойства в данной ситуации. Будьте ответственны за свои романтические отношения и уважайте в ребенке не партнера, а зависимого от вас человека.
■ Посвящайте ребенка в свои планы, связанные с браком.
Объявите ребенку о своих намерениях относительно брака, как только сочтете необходимым, и оставьте некоторое время на «привыкание» (не менее месяца между этим объявлением и свадьбой). Затем договоритесь с ребенком о том, каким образом он будет участвовать в подготовке к свадьбе и в самой церемонии, а также внесите в связи с этим определенные изменения в домашний распорядок.
Некоторое время до и после свадьбы регулярно выбирайте время для бесед с ребенком. Это поможет вам убедиться в том, что ваш брак не сделал вашего ребенка одиноким. Такое же время нужно уделять вашему супругу (супруге), чтобы у вас не возникли с ним конфликты из-за неправильного распределения вашего внимания между ним и ребенком.
Конечно, не следует проводить медовый месяц вместе с ребенком, лучше отложить этот период то тех пор, пока вы не найдете, с кем на это время оставить вашего ребенка.
■ Вместе с новым супругом ищите взаимоприемлемый подход к воспитанию ребенка.
Более раннее соглашение между супругами относительно методов воспитания ребенка уменьшает вероятность психологической травмы ребенка в результате различных подходов к воспитанию. При возможности методы воспитания вашего ребенка до и после свадьбы не должны различаться, чтобы ребенок мог чувствовать себя более комфортно в этой новой фазе семейной жизни.