4. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И АГРЕССИВНОСТЬ
Каждый ребенок иногда ведет себя застенчиво, а иногда — агрессивно. Это зависит от особенностей социальной обстановки и общего эмоционального состояния ребенка в конкретной ситуации. Но помимо этих закономерностей, одни дети больше предрасположены к застенчивости, а другие склонны к агрессивности. Чаще всего их поведение является отражением врожденного темперамента.
Согласно недавним научным исследованиям, более застенчивые от природы люди легче возбуждаются физиологически. Другими словами, естественный режим работы их нервной системы таков, что любое изменение стимула возбуждает их быстрее и глубже. Врачи и психологи теперь обозначают таких людей скорее “высоко реактивными”, нежели “застенчивыми”.
У высоко реактивных людей застенчивость является инстинктивным поведением, направленным на защиту от физиологической и, возможно, эмоциональной перегрузки. Что касается людей, предрасположенных к агрессивности, наука не нашла убедительного объяснения их чрезмерной и демонстративной самоуверенности, настойчивости и несдержанности.
Помимо врожденного темперамента ребенка, существуют другие объяснения имеющейся склонности к застенчивому или агрессивному поведению. Дети до шести лет, имеющие необычно большой или маленький рост, больные или имеющие какие-либо физические отличия от сверстников, могут вырабатывать в себе застенчивость, чтобы не привлекать внимание, или агрессивность, чтобы компенсировать то, что они воспринимают как помеху. Могут играть роль также отношения в семье. Ребенок, растущий в семье с большим уровнем соперничества, может выбрать стратегию избегания, став застенчивым, или включиться в соревнование, став самоуверенным.
Еще один возможный фактор — это порядок рождения детей. Например, “малыш” в семье с большим количеством детей чаще склонен к застенчивости, что может быть связано с заботой о нем большого количества людей. Если такой ребенок вынужден быть более самостоятельным, то из него может развиться более агрессивная личность. Наоборот, старший ребенок в многодетной семье обычно склонен к самоуверенности, возможно, из-за того, что он чувствует превосходство перед младшими детьми или ответственность за их защиту.
Пока ребенку около двух лет, очень трудно четко определить, предрасположен он к застенчивости или к агрессивности. После двух дети приобретают некоторую самостоятельность и больше взаимодействуют с окружающими, особенно сверстниками. Как раз во время таких социальных столкновений лучше всего видно поведение ребенка. Если он склонен позволять другим принимать решения, лидировать в играх, больше говорить или захватывать все лучшие игрушки, тогда, скорее всего, он больше предрасположен к застенчивости. Если ребенок склонен сам принимать решения, быть лидером в игре и разговоре, отбирать у других игрушки — тогда, возможно, он в целом агрессивнее.
Любовь ребенка к прикосновениям и объятиям не может быть надежным индикатором природной застенчивости или агрессивности. Ограничения, налагаемые ребенком на физические контакты с другими, определяются многими факторами и не в последнюю очередь относительной чувствительностью его кожи.
По сходным причинам склонность ребенка держаться около родителей не является индикатором природной застенчивости или агрессивности. Обычно к шестилетнему возрасту ребенок “вырастает” из присущей ему потребности держаться около родителей. Если такое поведение не сопровождается другими признаками беспокойства (например, постоянный плач, когда родители уходят, или избегание тесного контакта с родителями), то его можно не принимать во внимание.
В любом случае важно понять, что застенчивость и агрессивность сами по себе являются нейтральными признаками поведения, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Нет причины беспокоиться о том, что ребенок преимущественно застенчив или агрессивен, если только эта черта не вызывает повторных нарушений эмоционального состояния самого ребенка или других детей.
Многие родители с трудом воспринимают этот совет, особенно в случае застенчивости ребенка. Западная культура поощряет элементы агрессии в человеческих поступках, поэтому родители беспокоятся о том, что их застенчивый ребенок не сможет противостоять окружающим в будущем. Необходимо напомнить таким родителям, что многие творческие люди, добившиеся успеха, были и есть застенчивы от природы, и что как раз эта черта характера стала важным фактором их успеха.
В целом родители гораздо меньше опасаются воспитать агрессивного ребенка. Некоторые из них действительно беспокоятся о том, сможет ли их агрессивный ребенок стать способным к состраданию. Но опять же, это не является причиной для вмешательства до тех пор, пока не возникли конкретные проблемы, однозначно связанные с недостатком у ребенка способности к состраданию.
Даже если агрессивный ребенок не склонен к состраданию в своих поступках, то это не значит, что он и в дальнейшем будет также агрессивен. Они реально могут изменить только форму проявления ребенком этой предрасположенности. Длительные исследования свидетельствуют, что треть людей, проявлявших явную застенчивость или агрессивность в детстве (такие люди составляют в сумме примерно 40 процентов населения), сильно изменились, став взрослыми.
В жизни ребенка до шестилетнего возраста вряд ли возникнет большая и сложная проблема, связанная с его природной застенчивостью или агрессивностью (хотя вероятность выше у детей, остающихся на день под чьим-то присмотром или посещающих ясли и детский сад). Большинство проблем детей до шести лет легко выявляются и связаны с определенной ситуацией. Вот некоторые примеры:
■ застенчивым ребенком регулярно управляет другой ребенок (не обязательно агрессивный);
■ агрессивный ребенок регулярно доводит других детей (не обязательно застенчивых) до слез;
■ застенчивый ребенок отказывается выходить из своей комнаты, когда кто-то приходит и хочет его видеть;
■ агрессивный ребенок мешает всем собравшимся членам семьи, требуя постоянного внимания к себе.
При достижении ребенком шестилетнего возраста, когда он сталкивается с возрастающим давлением со стороны школы и социума, его природная застенчивость или агрессивность может стать причиной более серьезных проблем. Поэтому полезно быть бдительным к постоянным проявлениям застенчивости или агрессии в поведении ребенка до достижения им шести лет, чтобы вовремя в критический момент вмешаться, мягко подтолкнув вашего застенчивого ребенка или мягко удержав агрессивного. Но действуйте осторожно. Несколько инцидентов еще не свидетельствуют о застенчивости или агрессивности. А большинство детей, похоже, не обладают сильной предрасположенностью к тому или другому.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ РЕБЕНКА
Вот несколько принципов, которые помогут вашему ребенку решить ряд проблем, возникших в результате природной застенчивости.
■ Сконцентрируйте свое внимание не на личности и общем поведении ребенка, а на каждой конкретной ситуации.
Ваш шестилетний ребенок еще слишком мал, чтобы понимать общие понятия. Если вы обвиняете его в робости или упоминаете случай неоправданно застенчивого поведения, этим вы можете просто запутать ребенка, усугубив его чувство беспомощности и безнадежности.
Обсуждайте проблему застенчивости только на примере случая, еще свежего в памяти ребенка. Постройте свои замечания так, чтобы они относились к проблеме, лежащей в основе самой ситуации, а не к ошибкам поведения вашего ребенка. Например, если ваш ребенок не смог присоединиться к играм из-за своей застенчивости и поэтому плохо провел время у кого-то в гостях или на празднике, продемонстрируйте ему, что в игре или участвующих в ней людях может показаться пугающим, но что на самом деле ничем не угрожает и даже весело. Вы даже можете сыграть с ребенком в те же самые игры в более подходящее время, тогда они ему больше понравятся.
■ Убедитесь, что ваш ребенок знает о своем праве выражать свои чувства и желания.
После эпизода, связанного с застенчивостью, выясните у ребенка, что он чувствовал в это время и чего ему не хватало. Укажите, что в порядке вещей иметь такие чувства и потребности и поступать в соответствии с ними во взаимоотношениях с другими людьми.
Если ребенок неохотно идет на такой разговор, просто попробуйте рассказать о его правах в такой ситуации, в качестве примера взяв любой эпизод, памятный ему и напрямую связанный с ним. Вы можете помочь ребенку освободить подавленные эмоции, предложив ему нарисовать картинку или сыграть в определенную игру.
■ Вовлекайте вашего ребенка в занятия, помогающие ему укреплять уверенность в себе.
Для начала определите, что ребенку нравится и что у него получается. Затем похвалите его за умение и поддержите более частое участие ребенка в этой деятельности.
Для того чтобы справиться с конкретной ситуацией, в которой у вашего ребенка не хватило уверенности в себе, может помочь разыгрывание ее в ролях, или “репетиция”. Предложите ребенку вместе с вами придумать версию проблемной ситуации — такую, чтобы ребенок, чувствовал себя безопаснее и увереннее. Застенчивые дети часто находят выход из этого тупика, если им предлагают представить себя на месте более уверенного ребенка или порепетировать то, что им трудно сделать в реальной жизни.
■ По возможности облегчайте ребенку потенциально трудные ситуации.
Если вы знаете о ситуации, предстоящей вашему застенчивому ребенку, в которой ему придется взаимодействовать с другим человеком или принимать участие в определенном событии, обеспечьте все возможное, чтобы она прошла гладко. Не берите ее явно в свои руки, но незаметно сделайте все, что зависит от вас, чтобы ситуация стала менее угрожающей.
Перед тем, как это произойдет, дайте ребенку знать о приближающемся событии, стремясь вызвать у него позитивное отношение. Постарайтесь не драматизировать, описывая ситуацию. Иначе ваш ребенок будет беспокоиться.
Подготовьте участие ребенка в событии так, чтобы оно началось в благоприятное для него время, не стало внезапным или ошеломляющим. Насколько это возможно, без лишней опеки помогите ребенку приспособиться к ситуации прежде, чем оставите его одного.
■ Тактично вмешайтесь в ситуацию, когда, на ваш взгляд, другой ребенок имеет неоправданное преимущество перед вашим.
Наблюдая за своим ребенком во время игры с одним или несколькими другими детьми, постарайтесь не войти в роль ястреба, наблюдающего за добычей. Этим вы можете только усугубить недостаток уверенности в себе у ребенка. Более подходящий вариант — время от времени проверять ход игры.
Если вы увидели во время “проверки”, что с вашим ребенком обращаются несправедливо, вмешайтесь и спокойно выясните, у кого какие права. В любом возрасте, особенно младше шести лет, дети нуждаются в помощи взрослого для разрешения таких вопросов. Они не всегда могут или хотят разобраться в них сами.
■ Поддерживайте усилия ребенка в стремлении быть более независимым и настойчивым в конструктивном плане.
Когда бы ваш ребенок ни проявлял уверенность в себе и уместную предприимчивость, всегда дайте ему понять, как вы одобряете это поведение. Но опять же, акцент должен стоять на поступке, а не на самом ребенке.
■ Подавайте хороший пример уверенности в себе и настойчивости.
Обычно дети замечают гораздо больше, чем это кажется родителям. Это особенно верно в случае застенчивых детей, которые часто очень задумчивы. Покажите ребенку, что вы можете постоять за свои права, когда это нужно, или взять на себя инициативу в трудной или непривычной ситуации.
КАК СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИВНОСТЬЮ РЕБЕНКА
Вот несколько принципов, которые помогут вашему ребенку решить ряд проблем, возникших в связи с природной агрессивностью.
■ Покажите, что вы осуждаете то, что произошло в данной ситуации, а не самого ребенка.
Агрессивные дети легко впадают в гнев или в обиду, особенно если чувствуют, что кто-то задевает их личность. Воспринимайте ребенка таким, какой он есть, и обращайте свои замечания об агрессии против каждой встретившейся вам негативной ситуации.
■ Научите своего ребенка уважать права и потребности других людей.
Говоря о недавней ситуации, в которой ваш ребенок проигнорировал или нарушил чьи-то права, объясните, что это были за права и почему их необходимо уважать. Помимо прямого обсуждения, одним из лучших способов сделать это является ролевая игра, в которой ваш ребенок получает роль другого человека.
В своей игре воссоздайте ситуацию, где ваш ребенок проявил неоправданную агрессивность, и затем предложите более подходящее ее разрешение. Предположим, что ваш ребенок силой отобрал у сверстника игрушку. В вашем обыгрывании ситуации вы в роли вашего ребенка вежливо попросите разрешения поиграть с этой игрушкой. Если разрешение не получено, вежливо попытайтесь найти компромисс (например, поиграть с игрушкой несколько минут). Если это не удастся, то вам придется принять мнение ребенка и найти для игры что-нибудь другое.
Более мягкий способ научить ребенка уважать права других — это рассказывать истории, связанные с правами, а затем вовлекать его в их обсуждение. Можно показать ребенку телепрограммы или фильмы, обсуждающие права на доступном для ребенка уровне.
■ Предложите ребенку такую деятельность, которая развивает его способность к самоконтролю и состраданию.
Когда кому-то из близких необходимы помощь и внимание, предложите вашему ребенку что-то посильное для него: написать открытку, навестить, позвонить по телефону или просто сделать что-то приятное для другого человека. Некоторых агрессивных детей можно “приручить”, научив их заботиться о любимом животном.
■ Прогнозируйте развитие напряженных ситуаций и дайте о них знать вашему ребенку.
Встретившись с ситуацией, где, как вы знаете по опыту, ваш ребенок может быть неоправданно груб, потратьте несколько минут и обсудите, какой вы хотели бы видеть эту ситуацию. Избегайте обвинительного тона. Просто объясните, что необходимо сделать для более благоприятного развития ситуации. У агрессивных детей есть неудачная привычка действовать, а потом думать, и такая подготовительная стратегия поможет перехитрить эту тенденцию.
■ Если на ваших глазах ваш ребенок нарушает права другого, без колебаний выступите в качестве арбитра.
Владение собой — нелегкая задача для агрессивного ребенка, поэтому ваше спокойное вмешательство в ухудшающейся ситуации может удержать ее от неуправляемого развития. Воздерживайтесь от карательных мер. Чтобы справедливо рассудить ситуацию, выслушайте обе стороны, после чего удалитесь.
■ Всегда поощряйте проявление самоконтроля.
Когда ваш обычно агрессивный ребенок добровольно проявляет самодисциплину в связи с чувством сопереживания или справедливости, в первый же удобный момент дайте ему знать, что вы одобряете такое поведение.
■ Подавайте хороший пример справедливости и самоконтроля.
Чем больше ваш ребенок видит, что вы признаете права других, тем больше он будет готов вести себя так же. То, что у ребенка не получается естественно, необходимо моделировать ролевой игрой.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
РАЗОБРАЛИСЬ НА МЕСТЕ
Тейлор и Майк, оба четырехлетнего возраста, были друзьями вот уже почти год. Однажды, когда Майк показал Тейлору свой новый игрушечный грузовик, Тейлор закричал: “Дай его мне!” и схватил его. Майк выпустил игрушку из рук и заплакал.
Отец Тейлора, наблюдавший эту сцену, присел рядом с Тейлором и мягко сказал: “Я знаю, как сильно ты хочешь поиграть с этим грузовиком, но он не твой. Он принадлежит Майку. И ему сейчас не нравится, что ты отнял грузовик. Пожалуйста, отдай его обратно. Потом ты вежливо попросишь взять его ненадолго поиграть. Хорошо?” Тейлор согласился и вернул грузовик. Скоро друзья вновь весело играли вместе.
Мать Майка тоже видела эту сцену. Она не стала ничего предпринимать, так как отец Тейлора вмешался и уладил конфликт. Позже, однако, она вспомнила эту сцену в присутствии Майка и спросила его: “Почему ты не отказал Тейлору и позволил ему отобрать грузовик?” Майк, смущенный своим поведением, смог только ответить: “Тейлор же мой друг”.
Желая помочь Майку понять, что он бы не потерял дружбу Тейлора, всего-навсего отказавшись дать ему грузовик, мать Майка попросила его представить, что у Тейлора есть новая игрушечная машинка. “Ты бы перестал дружить с Тейлором, если бы он не дал тебе ее на время поиграть?” — спросила она. — “Нет”, — уверенно сказал Майк. Иногда детям необходимо родительское руководство, чтобы разрешить недоразумение.