Эмоциональное здоровье вашего ребенка(фрагмент)



ПСИ­ХО­СО­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ЗАБО­ЛЕ­ВА­НИЯ

Пси­хи­че­ский недуг, имеющий пси­холо­ги­че­скую и физи­оло­ги­че­скую причины, получил назва­ние пси­хо­со­ма­ти­че­ского забо­ле­ва­ния (psyche — по-гре­че­ски “душа”, soma — “тело”). Такие забо­ле­ва­ния прак­ти­че­ски явля­ются пси­хо­фи­зи­оло­ги­че­скими нару­ше­ни­ями. Как правило, если к пси­холо­ги­че­ской про­блеме, лежащей в основе забо­ле­ва­ния, найден верный подход, (физи­че­ские) сим­п­томы болезни ста­но­вятся менее выра­жен­ными или совсем исче­зают.

Тело и созна­ние настолько связаны между собой, что почти любое забо­ле­ва­ние можно рас­сма­т­ри­вать как содер­жа­щее пси­хо­со­ма­ти­че­ский ком­по­нент. Однако неко­то­рые забо­ле­ва­ния, свя­зан­ные со стрес­сом, принято считать истинно пси­хо­со­ма­ти­че­скими по своей природе. К ним относят язвен­ную болезнь, голов­ную боль, боль в животе, астму, повы­шен­ное арте­ри­аль­ное дав­ле­ние, аллер­гии, кожные высы­па­ния (в том числе угри).

У детей раннего воз­ра­ста очень трудно опре­де­лить, имеет ли данное физи­че­ское забо­ле­ва­ние пси­хо­со­ма­ти­че­скую природу по той простой причине, что им срав­ни­тельно трудно выра­зить словами свои эмоции, физи­че­ские ощу­ще­ния и потреб­но­сти.

Затруд­няет диа­гно­стику и то, что дети этого воз­ра­ста обычно легче выра­жают свои эмо­ци­о­наль­ные про­блемы пове­де­нием. Можно ли сделать вывод о меньшей под­вер­жен­но­сти детей пси­хо­со­ма­ти­че­ским забо­ле­ва­ниям из-за их спо­соб­но­сти изба­в­ляться тем или иным путем от эмо­ци­о­наль­ного стресса? Или правиль­нее пред­поло­жить, что дети больше под­вер­жены пси­хо­со­ма­ти­че­ским забо­ле­ва­ниям из-за яркой и сильной пове­ден­че­ской реакции на эмо­ци­о­наль­ный стресс? Кто скажет?

Иногда пси­хо­со­ма­ти­че­ская природа забо­ле­ва­ния у малень­ких детей нс вызы­вает никаких сомне­ний, так как свя­зан­ное с ним пове­де­ние и реакция на стросс очень похожи. Тем нс менее, его нельзя считать пси­хо­со­ма­ти­че­ским из-за отсут­ствия опре­де­лен­ной пси­холо­ги­че­ской про­блемы как пуско­вого фактора.

Напри­мер, рас­смо­трим, самое рас­про­стра­нен­ное у мла­ден­цев забо­ле­ва­ние — колику. Его основ­ной симптом — частые и про­дол­жи­тель­ные “при­ступы” плача, ука­зы­ва­ю­щие на сильную физи­че­скую боль, но точную причину послед­ней указать исклю­чи­тельно трудно. Она может быть связана или не связана с диетой, но почти всегда ее можно облег­чить при­сталь­ным роди­тель­ским вни­ма­нием и огра­жде­нием от всех раз­дра­жи­те­лей, кроме моно­тон­ных. Широко исполь­зу­е­мый прием лечения колики — взять малыша в долгую поездку на машине, чтобы он успо­ко­ился и заснул бла­го­даря бли­зо­сти роди­те­лей и моно­тон­ной работе дви­га­теля.

На первый взгляд колика может пока­заться пси­хо­со­ма­ти­че­ским забо­ле­ва­нием, но утвер­ждать это нельзя. У детей, окру­жен­ных любовью и вни­ма­нием роди­те­лей, колика раз­ви­ва­ется так же часто, как и у тех, кто нс полу­чает в семье тепла и заботы. Дети, чье окру­же­ние сво­бодно от раз­дра­жа­ю­щих, сильных и непред­ска­зу­е­мых сти­му­лов, так же часто стра­дают от колики, как и дети, живущие в менее бла­го­при­ят­ном окру­же­нии.

Как роди­тель боль­ного ребенка поста­райтесь нс брать на себя слишком много или мало. Явля­ется или нет основ­ным источ­ни­ком болезни ребенка какая-то эмо­ци­о­наль­ная про­блема, в любом случае боль­ному ребенку необ­хо­димо обес­пе­чить эмо­ци­о­наль­ный комфорт, устра­нить или осла­бить раз­дра­жа­ю­щие факторы, воз­действие которых он испытал. В то же время избе­гайте назы­вать “пси­хо­со­ма­ти­че­ским” забо­ле­ва­ние ребенка без четких и убе­ди­тель­ных тому под­твер­жде­ний (со стороны спе­ци­али­ста). Иначе вы и ребенок не застра­хо­ваны от нео­прав­дан­ного чувства вины и повы­шен­ной ответ­ствен­но­сти.

с. 19—21

КОМ­ПЛЕКС ЭДИПА И ЭЛЕКТРЫ

Согласно Зиг­мунду Фрейду, ребенок в воз­ра­сте от четырех до шести лет обычно испы­ты­вает сильное роман­ти­че­ское вле­че­ние к роди­телю проти­во­полож­ного пола (или, при отсут­ствии тако­вого, — к другому взро­с­лому проти­во­полож­ного пола, игра­ю­щему зна­чи­тель­ную роль в его жизни). В сочета­нии с этим сильным вле­че­нием ребенок также испы­ты­вает сильное чувство сопер­ни­че­ства и даже гнев к роди­телю того же пола (или к любому взро­с­лому, име­ю­щему отно­ше­ния с объек­том любви).

Фрейд назвал это явление у маль­чи­ков ком­плек­сом Эдипа, по имени леген­дар­ного гре­че­ского героя, считав­шего себя сиротой и по неве­де­нию убив­шего своего отца и женив­ше­гося на матери. У девочек это явление было названо ком­плек­сом Электры, по имени дочери гре­че­ского царя Ага­мемнона, которая убила свою мать из-за без­у­дер­ж­ной страсти к своему отцу. Эти гре­че­ские мифы взяты для бук­валь­ного опи­са­ния воз­мож­ных чувств реаль­ных детей к своим роди­те­лям. Но они больше явля­ются сим­во­ли­че­ским пре­у­ве­ли­че­нием страст­ных, таин­ствен­ных и бес­по­койных сил, которые могут нару­шить эмо­ци­о­наль­ное рав­но­ве­сие ребенка в ранние годы жизни.

Главное, что это нор­маль­ная и очень важная стадия в эмо­ци­о­наль­ном раз­ви­тии ребенка. Она пока­зы­вает переход от “инфан­тиль­ной” сек­су­аль­но­сти, не имеющей спе­ци­фич­ного внеш­него объекта и ощу­ща­е­мой всем телом, к началу “зрелой” сек­су­аль­но­сти, которая кон­цен­три­ру­ется на кон­крет­ном объекте любви и чув­ственно больше связана с генитали­ями.

Счита­ется, что через эту стадию про­хо­дят все дети. Однако одни лучше осо­знают свои чувства, другие испы­ты­вают эти пережи­ва­ния раньше или позже, чем осталь­ные, а многие про­хо­дят ее без явных про­я­в­ле­ний этих чувств.

Роди­тели ребенка, пережи­ва­ю­щего эту стадию эмо­ци­о­наль­ного раз­ви­тия, должны быть осо­бенно тер­пи­мыми к любым его попыт­кам нала­дить более тесную связь с объек­том любви, избе­гать сопер­ника или сорев­но­ваться с ним. Как ни уто­ми­тельно и нес­носно может быть иногда такое пове­де­ние, но это раннее и жиз­ненно важное испы­та­ние встре­чей со взро­с­лыми чув­ствами.

с. 50—51

6. ДЕПРЕС­СИЯ И СТРЕСС

Человек в любом, даже раннем воз­ра­сте может под­вер­г­нуться депрес­сии или стрессу. Однако в зави­си­мо­сти от воз­ра­ста депрес­сии и стрессы имеют разную природу. К счастью, у детей до шести лет такие пережи­ва­ния носят явный и поверх­ност­ный харак­тер. Какое бы раз­дра­же­ние ни вызывал у роди­те­лей вид пла­чу­щего или хны­ка­ю­щего несколько часов кряду ребенка, это, однако, все же лучше для обеих сторон, чем ответ ребенка на такой же пода­в­ля­ю­щий или стрес­со­вый фактор в виде скрыт­ных стра­да­ний, для­щихся несколько дней.

Это не значит, что депрес­сия или стресс менее важны для малень­кого ребенка, чем для под­ростка или взро­с­лого. При игно­ри­ро­ва­нии или невер­ной их оценке они могут при­ве­сти к эмо­ци­о­наль­ной уяз­ви­мо­сти малень­кого ребенка, от которой он не сможет избавиться в течение жизни. Это будет про­я­в­ляться в эпи­зо­дах депрес­сии и стресса, которые будет куда труднее пре­дот­вра­тить, вынести и облег­чить.

На прак­тике депрес­сия — это состо­я­ние печали, харак­те­ри­зу­ю­ще­еся эмо­ци­о­наль­ным отча­я­нием и физи­че­ской затор­мо­жен­но­стью. У малень­кого ребенка депрес­сия может мас­ки­ро­ваться другими про­я­в­ле­ни­ями, напри­мер, гневом, раз­дра­жи­тель­но­стью и повы­шен­ной реак­тив­но­стью. Но подоб­ного рода “замас­ки­ро­ван­ная” депрес­сия (имеющая несте­ре­отип­ные про­я­в­ле­ния) более харак­терна для под­рост­ков и взро­с­лых.

Почти всегда, вне зави­си­мо­сти от воз­ра­ста жертвы, депрес­сию “запус­кает” какая-либо потеря или чувство потери. У детей она обычно связана со зна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями, затра­ги­ва­ю­щими всю семью, напри­мер, резкими раз­но­гла­си­ями между роди­те­лями, раз­во­дом, пов­тор­ным браком, вне­за­п­ным ухудше­нием здо­ро­вья, смертью или пере­ездом.

В отличие от депрес­сии, стресс — это уси­лен­ный “шоковый” ответ на осо­бенно непри­выч­ное или вол­ну­ю­щее событие, напри­мер, период нео­быч­ной актив­но­сти или изме­не­ний в доме, сцену насилия, пока­зан­ную по теле­ви­де­нию, про­и­зо­шедшую побли­зо­сти авто­ка­та­строфу. Стрес­со­вая реакция обычно про­я­в­ля­ется в виде сочета­ния двух и более сле­ду­ю­щих эмоций: страх, отвра­ще­ние, обида, ненависть, гнев, ужас или пере­воз­бу­жде­ние.

Учи­ты­вая, что для ребенка до шести лет многие явления могут быть непри­выч­ными и вол­ну­ю­щими, можно было бы ожидать частые и сильные стрес­со­вые реакции у малень­ких детей. В действи­тель­но­сти же дети этого воз­ра­ста обычно настолько жиз­не­ра­достны, что у них редко бывают более или менее сильные стрес­со­вые реакции (для­щи­еся несколько часов у двух-трех­лет­них и несколько дней — у четырех-шести­лет­них детей).

Поскольку депрес­сия и стресс у малень­ких детей обычно сопро­во­ждают друг друга и имеют сходные эмо­ци­о­наль­ные про­я­в­ле­ния, для упра­в­ле­ния ими можно исполь­зо­вать сле­ду­ю­щие основ­ные приемы.

Всегда серьезно отно­си­тесь к любым при­зна­кам депрес­сии или стресса у вашего ребенка.

С эмо­ци­о­наль­ной точки зрения в такие периоды ребенок наи­бо­лее уязвим. Вы легко можете усу­гу­бить ситу­а­цию, утвер­ждая, что его чувства неу­местны, не при­да­вая им особого зна­че­ния или просто игно­ри­руя.

Если вы хотите без тревоги отно­ситься к депрес­сии или стрес­со­вой ситу­а­ции, поза­боть­тесь о том, чтобы открыто и с сочув­ствием встре­чать каждый заме­чен­ный вами эпизод подоб­ного рода. Не делая этого, вы рис­ку­ете слишком многим — эмо­ци­о­наль­ным здо­ро­вьем вашего ребенка.

Поста­райтесь мягко выяс­нить причину раз­ви­тия и харак­тер­ных про­я­в­ле­ний депрес­сии или стрес­со­вой ситу­а­ции.

Не выну­ждая ребенка давать объ­яс­не­ния, с помощью наво­дя­щих вопро­сов попы­тайтесь выяс­нить, какая причина привела его к депрес­сии или стрессу, и что он думает или чув­ствует в связи с этим собы­тием. Избе­гайте прямых вопро­сов типа: “Ты испу­гался из-за того-то?” Вы можете нена­ме­ренно навя­зать ребенку свою фор­му­ли­ровку или дать ему еще одну причину для огор­че­ний. Конечно, если эта стра­те­гия не дает резуль­та­тов, и ситу­а­ция доста­точно серьезна, будет умест­ным спро­сить ребенка, бес­по­коят ли его кон­крет­ные про­блемы, которые вы подо­зре­ва­ете.

Кроме того, полезно будет пого­во­рить с другими осве­дом­лен­ными членами семьи или зна­ко­мыми о воз­мож­ных при­чи­нах и послед­ствиях депрес­сии или стрес­со­вой реакции для вашего ребенка. С особой осто­рож­но­стью выска­зы­вайте свои самые серьезные пред­поло­же­ния и утвер­жде­ния. Сде­лайте все, чтобы ваше рас­сле­до­ва­ние никак не пов­ли­яло на само­о­ценку ребенка и его вза­и­мо­от­но­ше­ния с окру­жа­ю­щими. Напри­мер, обсу­ждайте ребенка с кем-либо так, чтобы он этого не мог услы­шать; не инфор­ми­руйте других детей о том, что могло бы смутить его, если в этом нет крайней необ­хо­ди­мо­сти.

Дайте воз­мож­ность ребенку сво­бодно выра­зить свои эмоции, не пре­ры­вая и не огра­ни­чи­вая их.

Спо­койно отне­си­тесь к вспышке злости, нео­б­о­с­но­ван­ных и ирра­ци­о­наль­ных эмоций. Как только ребенок начнет успо­ка­и­ваться, помо­гите ему перейти в лучшее рас­поло­же­ние духа. Эта стра­те­гия не только обес­пе­чит вам лучшее пони­ма­ние про­блемы ребенка, но и поз­во­лит ему без посто­рон­ней помощи избавиться от нега­тив­ных эмоций и найти более пози­тив­ные.

Пред­ло­жите уте­ши­тель­ную инфор­ма­цию и под­дер­жку.

Убе­ди­тесь, что ваш ребенок не пережи­вает из-за непо­ни­ма­ния того, что про­и­зо­шло, что может про­и­зойти в даль­нейшем или нас­колько опасна ситу­а­ция. Честно убедите ребенка, что он в безо­пас­но­сти и его любят. Пред­ло­жите все, что зависит от вас, чтобы ему стало лучше.

Хорошо пред­ло­жить ему что-либо, что могло бы отвлечь или утешить ребенка; но если он отка­зы­ва­ется, не пока­зы­вайте свое неу­до­воль­ствие. Важная часть под­дер­жки, необ­хо­ди­мая ребенку от вас, — это пони­ма­ние того, что он сам решит, когда кон­чится этот тяжелый период.

Соз­дайте все воз­мож­ные условия, чтобы умень­шить тяжесть депрес­сии или стрес­со­вой реакции.

Поста­райтесь уста­но­вить в доме миро­лю­би­вую атмо­сферу. Пре­ду­пре­дите ситу­а­ции, когда ребенок мог бы стол­к­нуться с эмо­ци­о­наль­ной дис­гар­мо­нией в реаль­ной жизни, кино или теле­пе­ре­даче. Пре­до­ставьте ребенку свободу действий (в разумных пре­де­лах), будьте готовы уделить необ­хо­ди­мое ему допол­ни­тель­ное вни­ма­ние.

Про­а­нали­зи­руйте, как вы, сам ребенок и другие члены семьи влияют на депрес­сию или стрес­со­вую реакцию ребенка на всем ее про­тя­же­нии.

По отно­ше­нию членов семьи к напря­жен­ной ситу­а­ции можно сделать опре­де­лен­ные выводы об общей атмо­сфере в доме и о неко­то­рых тен­ден­циях, которые менее заметны в спо­койные периоды жизни. Наблю­де­ние поможет вам выявить неко­то­рые усто­яв­ши­еся схемы и приемы, с помощью которых вы, ребенок или другие члены семьи про­во­ци­ру­ете, пре­о­до­ле­ва­ете или не можете справиться с депрес­сией или стрес­сом ребенка. Такая инфор­ма­ция ока­жется очень ценной, когда вам пона­до­бится про­фес­си­о­наль­ная помощь для того, чтобы пре­о­до­леть затя­нув­шу­юся или нео­бычно глу­бо­кую депрес­сию или стрес­со­вую реакцию.

Пре­ду­смо­трите, что в будущем воз­ник­нут сходные ситу­а­ции, депрес­сии или стрес­со­вые реакции.

Знания и опыт, при­об­ретен­ные вами, помогут пре­дот­вра­тить или пре­ду­пре­дить подоб­ные инци­денты в будущем или под­го­то­вить к более эффек­тив­ному проти­во­сто­я­нию им ребенка и других членов семьи.

Напри­мер, зная по опыту, что ребенок рас­стра­и­ва­ется, когда вы ему не раз­ре­ша­ете куда-то поехать со стар­шими бра­тьями или сестрами, вы можете пред­при­нять сле­ду­ю­щее.

■ Обычным образом изве­стите ребенка заранее о наме­ча­ю­щейся поездке, чтобы он не чув­ство­вал, что от него что-то держат в секрете.

■ Убе­ди­тесь, что старшие дети знают о дели­кат­но­сти ситу­а­ции и поста­ра­ются не хва­статься пред­сто­я­щей поезд­кой перед младшим ребен­ком.

■ Запла­ни­руйте заранее что-то инте­рес­ное, что ребенок мог бы делать, когда другие отпра­вятся в поездку.

■ Устройте так, чтобы ребенок не при­сут­ство­вал при самом отъезде.

с. 72—75

ПСИ­ХО­СО­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ЗАБО­ЛЕ­ВА­НИЯ

По опре­де­ле­нию, пси­хо­со­ма­ти­че­ское забо­ле­ва­ние — это пси­хи­че­ский недуг, имеющий пси­холо­ги­че­скую и физи­оло­ги­че­скую причины (psyche — по-гре­че­ски «душа», soma — «тело»). Такие забо­ле­ва­ния прак­ти­че­ски явля­ются пси­хо­фи­зи­оло­ги­че­скими нару­ше­ни­ями. Как только к пси­холо­ги­че­ской про­блеме, лежащей в основе забо­ле­ва­ния, найден подход, физи­че­ские сим­п­томы ста­но­вятся менее выра­жен­ными или даже исче­зают.

Тело и созна­ние настолько связаны между собой, что почти любое забо­ле­ва­ние можно рас­сма­т­ри­вать как содер­жа­щее пси­хо­со­ма­ти­че­ский ком­по­нент. Однако неко­то­рые забо­ле­ва­ния, свя­зан­ные со строс­сом, обычно считают истинно пси­хо­со­ма­ти­че­скими по своей природе: язвен­ную болезнь, голов­ную боль, боль в животе, астму, повы­ше­ние арте­ри­аль­ного дав­ле­ния, аллер­гии, кожные высы­па­ния (в том числе угри).

Помимо стросса, неко­то­рые другие факторы уве­ли­чи­вают склон­ность ребенка к забо­ле­ва­ниям, имеющим пси­хо­со­ма­ти­че­скую природу. Один из них — вро­жден­ная реак­тив­ность нервной системы. У одних людей нервная система от рожде­ния выра­ба­ты­вает сильный ответ на внешние стимулы, у других — нет. «Высо­ко­ре­ак­тив­ные» лич­но­сти испы­ты­вают более сильный ответ на внешние стимулы, что может при­ве­сти их к застен­чи­во­сти (бес­со­зна­тель­ная защита от воз­мож­ного стресса), а также пред­рас­по­ла­гает к пси­хо­со­ма­ти­че­ским забо­ле­ва­ниям.

Другим фак­то­ром пред­рас­поло­жен­но­сти к пси­хо­со­ма­ти­че­ским забо­ле­ва­ниям может быть уяз­ви­мость опре­де­лен­ного органа или системы в орга­низме ребенка. Из-за наслед­ствен­но­сти и пере­не­сен­ных ранее болез­ней у ребенка может быть осла­б­лена брон­хо­ле­гоч­ная или пище­ва­ри­тель­ная система, или иметься другое «слабое место», что делает его более вос­при­им­чи­вым к физи­че­ским про­бле­мам, свя­зан­ным со стрес­сом.

Наконец, важным фак­то­ром, вызы­ва­ю­щим у детей в школь­ном воз­ра­сте пси­хо­со­ма­ти­че­ские реакции, явля­ется связь между строс­сом и опре­де­лен­ной болез­нью или эмо­ци­о­наль­ным и физи­че­ским здо­ро­вьем в целом. В школь­ном воз­ра­сте мен­таль­ная и эмо­ци­о­наль­ная жизнь ребенка тесно вза­и­мо­действует с его физи­оло­ги­че­ской жизнью — гораздо теснее, чем обычно это себе пред­ста­в­ляют взро­с­лые.

Напри­мер, ребенок, полу­ча­ю­щий нежное вни­ма­ние только во время неваж­ного само­чув­ствия, может в конеч­ном итоге «нау­читься» тому, как чаще чув­ство­вать недо­мо­га­ние. То же самое может про­и­зойти и с ребен­ком, кото­рому авто­ма­ти­че­ски поз­во­ляют не идти в школу, если он плохо себя чув­ствует, или с тем, кого выну­ждают бояться опре­де­лен­ных физи­че­ских забо­ле­ва­ний, не пре­до­ста­в­ляя доста­точ­ных объ­яс­не­ний и прак­ти­че­ских реко­мен­да­ций о том, как их избе­жать или справиться с ними.

Нао­бо­рот, у ребенка, регу­лярно испы­ты­ва­ю­щего заботы и вни­ма­ние, вне зави­си­мо­сти от здо­ро­вья или болезни, меньше шансов ответить болез­нью на слу­чайную небреж­ность. Если роди­тели всегда под­дер­жи­вают откры­тое выска­зы­ва­ние ребен­ком своих физи­че­ских и эмо­ци­о­наль­ных пережи­ва­ний, если он знает, что роди­тели бес­по­ко­ятся о них, он вряд ли выразит свое неу­до­воль­ствие к школе или к чему-то еще в физи­че­ских сим­п­то­мах. А у ребенка, полу­ча­ю­щего посто­ян­ную и пол­но­цен­ную инфор­ма­цию о при­чи­нах стресса и физи­че­ских забо­ле­ва­ний, больше воз­мож­но­стей их избе­жать или с ними справиться.

с. 167—169

МЕТО­ДИКА PCGC

ПОМОЩЬ ПОД­РОСТ­КАМ, СКЛОН­НЫМ К ОЖИ­РЕ­НИЮ

Про­блема под­дер­жа­ния иде­аль­ного веса затруд­ни­тельна для любого чело­века, а для под­рост­ков, пережи­ва­ю­щих резкие изме­не­ния орга­низма и образа жизни, она осо­бенно трудна. Задача пси­хо­те­ра­певта в этом случае — назна­чить лечение, которое будет действо­вать на все аспекты жизни под­ростка, склон­ного к ожи­ре­нию, чтобы ста­би­ли­зи­ро­вать эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние и умень­шить вес.

Раз­ра­бо­тан­ная авто­рами про­грамма назы­ва­ется “Метод регу­ли­ро­ва­ния веса под­ростка” и охва­ты­вает попу­ля­цию под­рост­ков, которая чаще всего нужда­ется в регу­ли­ро­ва­нии веса: девушки-под­ростки 14—16 лет, имеющие не менее 40 фунтов лишнего веса. Хотя про­грамма и пред­по­ла­гает про­фес­си­о­наль­ную помощь в отдель­ных случаях ожи­ре­ния, но главная ее задача — помочь семьям в решении подоб­ных проблем, так как семья часто вносит свою лепту в фор­ми­ро­ва­ние склон­но­сти под­ростка к ожи­ре­нию. Раз­ра­бо­тан­ная про­грамма обо­зна­чила основ­ные моменты, с помощью которых семья может фор­ми­ро­вать склон­ность под­ростка к пере­е­да­нию:

■ наста­и­ва­ние на том, чтобы вся пища на тарелке каждого была съедена, — типич­ное явление в семьях, обра­зо­ван­ных людьми, которые выросли в тяжелых мате­ри­аль­ных усло­виях;

■ при­рав­ни­ва­ние пищи к хоро­шему отно­ше­нию, как будто при­го­то­в­ле­ние больших коли­че­ств пищи рав­но­значно выра­же­нию такого же коли­че­ства любви, а съедать много пищи значит полу­чать много любви;

■ исполь­зо­ва­ние пищи для облег­че­ния эмо­ци­о­наль­ной боли — так назы­ва­е­мый «пси­хо­со­ма­ти­че­ский» подход, рабо­та­ю­щий обычно лишь корот­кое время;

■ пред­поло­же­ние, что в зна­чи­тель­ной мере пища (или обсто­я­тель­ства, с ней свя­зан­ные) объе­ди­няет членов семьи — обычная тактика в семьях с большим риском меж­лич­ност­ных кон­флик­тов.

Иссле­до­ва­ния, вхо­дя­щие в пред­ло­жен­ную авто­рами про­грамму, пока­зы­вают, что наслед­ствен­ность и окру­жа­ю­щая среда вносят оди­на­ко­вый вклад в фор­ми­ро­ва­ние ожи­ре­ния у под­рост­ков. Боль­шин­ство детей, стра­да­ю­щих ожи­ре­нием, про­ис­хо­дят из семей, где ожи­ре­ние встре­ча­ется очень часто. В неко­то­рых случаях биоло­ги­че­ские факторы, пере­дан­ные от роди­те­лей к детям, спо­соб­ствуют боль­шему накоп­ле­нию жира, как будто бы для защиты от голода. Но эти факторы не могут спо­соб­ство­вать тен­ден­ции всей семьи к ожи­ре­нию. Поэтому, как правило, члены семьи из поко­ле­ния в поко­ле­ние ста­но­вятся жерт­вами пове­ден­че­ских фак­то­ров, спо­соб­ству­ю­щих ожи­ре­нию (пища с большим содер­жа­нием жира и калорий и/или вредные пищевые при­вычки).

Среди реко­мен­да­ций для упра­в­ле­ния своим весом в домаш­них усло­виях можно выде­лить сле­ду­ю­щие.

■ При­ни­майте всерьез все про­блемы, свя­зан­ные с ожи­ре­нием вашего ребенка. Эти про­блемы намного легче решить в более раннем воз­ра­сте.

■ Помните, что депрес­сия и ожи­ре­ние сильно связаны между собой. Поэтому роди­тели должны быть готовы, что у их ребенка в состо­я­нии депрес­сии может воз­ник­нуть ожи­ре­ние, а ребенок, стра­да­ю­щий ожи­ре­нием, может нахо­диться в состо­я­нии депрес­сии.

■ Чтобы сбро­сить лишний вес, ребенок должен быть абсо­лютно уверен, что сможет сделать это. Поэтому роди­тели в этом случае должны выра­жать уве­рен­ность, что усилия ребенка достиг­нут резуль­тата. Кроме того, следует помо­гать детям в сле­до­ва­нии разумным про­грам­мам по умень­ше­нию веса, которые пред­ла­гают посте­пен­ный путь к успеху.

с. 371—372

6. ДЕПРЕС­СИЯ И СТРЕСС

Чрез­мер­ное воз­бу­жде­ние нервной системы, име­ну­е­мое спе­ци­али­стами стрес­сом, пред­ста­в­ляет собой явление, кото­рого не в силах избе­жать ни дети школь­ного воз­ра­ста, ни взро­с­лые. В сущ­но­сти пол­но­цен­ную жизнь чело­века просто невоз­можно себе пред­ставить без стресса. Этот процесс не только заста­в­ляет чув­ство­вать неу­до­вле­тво­рен­ность, без­за­щит­ность и утом­ле­ние, но и тони­зи­рует нас, доба­в­ляя к жизни при­праву из инте­реса, энту­зи­азма и дра­ма­тизма.

Другими словами, сам по себе стресс не явля­ется про­бле­мой, хотя он может воз­ни­кать в ответ на отри­ца­тель­ное влияние среды. Истин­ная про­блема заклю­ча­ется в пре­о­до­ле­нии стресса. И ребенок школь­ного воз­ра­ста, чтобы эффек­тивно справиться со стрес­сом, нужда­ется в помощи роди­те­лей.

В проти­во­полож­ность стрессу, депрес­сия пред­ста­в­ляет собой эмо­ци­о­наль­ное нару­ше­ние и про­я­в­ля­ется ощу­ще­ни­ями без­на­деж­но­сти и бес­по­мощ­но­сти. Как и печаль, депрес­сия обычно запус­ка­ется стрес­сом и про­во­дит к новому стрессу, замыкая пороч­ный круг отри­ца­тель­ных эмоций и пережи­ва­ний. Однако в проти­во­полож­ность печали, депрес­сия — это состо­я­ние пси­холо­ги­че­ского «паралича», которое может про­дол­жаться месяцы.

До недав­него времени ученые считали, что депрес­сия как более серьез­ное, чем печаль, нару­ше­ние может воз­ни­кать только у под­рост­ков и взро­с­лых, так как они более интел­лек­ту­ально зрелые люди, чем дети. Но кли­ни­че­ские иссле­до­ва­ния опро­вер­гли эту точку зрения. Теперь ученые утвер­ждают, что при­мерно 10% детей стра­дают тяжелой депрес­сией в течение школь­ного воз­ра­ста, что соста­в­ляет почти две трети от коли­че­ства взро­с­лых, стра­да­ю­щих депрес­сией. Кроме того, не дока­зано, что депрес­сия, воз­ни­ка­ю­щая в любом воз­ра­сте, как-либо связана с интел­лек­ту­аль­ным раз­ви­тием. Поэтому помогая своим детям школь­ного воз­ра­ста пре­о­до­леть стресс, роди­тели должны быть готовы помочь им справиться с депрес­сией.

Не при­ни­мая во вни­ма­ние интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие, можно считать, что неко­то­рые дети школь­ного воз­ра­ста более под­вер­жены стрессу, чему другие, и еще в большей степени под­вер­жены депрес­сии. Неко­то­рые нев­рологи пред­по­ла­гают, что это связано с чув­стви­тель­но­стью их нервной системы. Так это или не так? Скорее всего, это действи­тельно больше связано с физи­оло­ги­че­скими осо­бен­но­стями, чем с фак­то­рами окру­жа­ю­щей среды. Дети от 6 до 13 лет оди­на­ково под­вер­жены стрессу как в небла­го­при­ят­ных и обез­до­лен­ных семьях, так и в любящих и богатых. Можно выде­лить несколько групп детей, раз­ли­ча­ю­щихся по своей под­вер­жен­но­сти стрессу.

В первую группу входят дети, реа­ги­ру­ю­щие быстро, активно и наход­чиво на все (хорошее или плохое), что с ними про­ис­хо­дит. Когда на своем дне рожде­ния они ока­зы­ва­ются в центре вни­ма­ния, это при­ба­в­ляет им счастья, душев­ного рав­но­ве­сия, стрем­ле­ния весе­литься и видеть веселье других. Если они полу­чают плохие новости, то реа­ги­руют соот­вет­ству­ю­щим образом, сбра­сы­вая непри­ят­ность с плеч. Когда на них напа­дают, они отве­чают гневом и агрес­сией против обид­чика, но настолько, чтобы только защи­тить себя.

Проти­во­полож­ная группа детей харак­те­ри­зу­ется слишком про­дол­жи­тель­ной реак­цией на хорошие или плохие события в их жизни, нес­по­соб­но­стью урав­но­ве­сить и ста­би­ли­зи­ро­вать эти реакции. Ока­зав­шись в центре вни­ма­ния на своем дне рожде­ния, такие дети или очень смущены, застен­чивы, или чрез­мерно воз­бу­ждены, что при­во­дит в заме­ша­тель­ство их самих и гостей. Получив плохую новость, они мол­чаливы или без­у­дер­жно веселы. Когда на них напа­дают, они либо рети­ру­ются немед­ленно, либо отве­чают жесто­ко­стью и мсти­тель­но­стью.

Боль­шин­ство детей школь­ного воз­ра­ста нахо­дятся где-то посе­ре­дине, т.е. иногда чрез­мерно под­вер­жены стрессу или депрес­сии, а иногда — нет. Если ваш ребенок более под­вер­жен этим состо­я­ниям, то это не озна­чает, что он менее эмо­ци­о­нально здоров или стра­дает от эмо­ци­о­наль­ного дефекта. Большая под­вер­жен­ность стрессу и депрес­сии может сделать чело­века хорошим борцом за справед­ли­вость, забот­ливо отно­ся­щимся к окру­жа­ю­щим, ценящим красоту или умеющим пред­ви­деть и пре­дот­вра­щать ката­строфы.

Незави­симо от того, как орга­низм вашего ребенка вос­при­ни­мает стрес­со­вые ситу­а­ции, вы должны всегда быть готовы помочь ему справиться с отдель­ными слу­ча­ями стресса или депрес­сии. Лучшее, что вы можете сделать — это научить ребенка полу­чать удо­воль­ствие, радо­ваться любой ситу­а­ции, с которой он стал­ки­ва­ется. Это не только даст вашему ребенку воз­мож­ность быть счаст­ли­вым и по досто­ин­ству оце­ни­вать себя, проти­во­по­ста­в­ляя эти свои каче­ства экс­тре­маль­ным ситу­а­циям, но и таким образом сблизит вас и ребенка, и он, более веро­ятно, обра­тится к вам за помощью.

Вот неко­то­рые другие важные советы.

Ста­райтесь пред­ви­деть ситу­а­ции, когда ваш ребенок может испы­ты­вать стресс или депрес­сию, и при­го­товь­тесь к ним.

Среди легко про­гно­зи­ру­е­мых ситу­а­ций, которые могут вызвать стресс или депрес­сию у детей, можно назвать сле­ду­ю­щие: пре­бы­ва­ние в боль­нице, начало и окон­ча­ние года обу­че­ния в школе, визит род­ствен­ника, спла­ни­ро­ван­ный переезд семьи, большой празд­ник, рожде­ние ребенка в семье. Чтобы под­го­то­виться к такому событию, вы можете заранее бесе­до­вать с ребен­ком, таким образом он будет ожидать эти события и знать о них, вос­при­ни­мая их спо­койнее.

Другие ситу­а­ции, которые тоже вызы­вают стресс, более трудно, но воз­можно пред­ви­деть. Напри­мер, можно пред­ви­деть смерть близ­кого род­ствен­ника, долго и тяжело боле­ю­щего. Когда ребенок участ­вует в какой-либо дея­тель­но­сти, можно пред­поло­жить, к примеру, что у него это не будет полу­чаться.

Воз­можно, вашего кру­го­зора не хватит, чтобы под­го­то­вить ребенка к этим более гипо­тети­че­ским собы­тиям, но вы все же можете спо­соб­ство­вать тому, чтобы они не застали его врас­плох. Чтобы не пугать ребенка пона­прасну, во время своих раз­го­во­ров с ним кон­струк­тивно и акку­ратно сооб­щайте о подоб­ных воз­мож­но­стях.

Будьте вни­ма­тельны к сим­п­то­мам серьез­ной депрес­сии или стресса у ребенка.

И стресс, и депрес­сия имеют раз­но­об­разные про­я­в­ле­ния. Но в каждом случае стресса или депрес­сии набор сим­п­то­мов может иметь свои осо­бен­но­сти.

Эмо­ци­о­наль­ные про­я­в­ле­ния этих состо­я­ний — страх, уныние, тоска, пере­пады настро­е­ния, раз­дра­жи­тель­ность, ярость, гнев или чрез­мер­ное воз­бу­жде­ние. Эти про­я­в­ле­ния также пред­по­ла­гают любое резкое изме­не­ние пове­де­ния, от нео­быч­ной уеди­нен­но­сти до непо­нят­ной воин­ствен­но­сти, от необъ­яс­ни­мой без­мя­теж­но­сти до нео­быч­ной подвиж­но­сти и стис­ки­ва­ния зубов. Воз­можны такие пси­хо­со­ма­ти­че­ские нару­ше­ния, как боли в животе, голов­ные боли, изме­не­ния сна или аппетита.

Только выра­жен­ность и дли­тель­ность опре­де­лен­ной сово­куп­но­сти сим­п­то­мов может пока­зать, имеет ли место стресс, или ребенок испы­ты­вает депрес­сию. В неко­то­рых случаях сим­п­томы могут оста­ваться неза­ме­чен­ными, пока нахо­дятся в «стадии стресса», уве­ли­чи­вая веро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния тяжелой депрес­сии у ребенка.

У детей школь­ного воз­ра­ста, пережи­ва­ю­щих стресс, сим­п­томы обычно умень­ша­ются или вовсе исче­зают в течение несколь­ких дней с момента их поя­в­ле­ния. В случаях тяже­лого стресса сим­п­томы могут отме­чаться в течение двух месяцев, но в это время они то исче­зают, то поя­в­ля­ются.

С другой стороны, депрес­сия у ребенка школь­ного воз­ра­ста не счита­ется кли­ни­че­ски выра­жен­ной, если сим­п­томы ее не сохра­ня­ются в течение более чем двух месяцев без замет­ного осла­б­ле­ния или исчез­но­ве­ния. При этом депрес­сия может длиться прак­ти­че­ски нео­гра­ни­чен­ное время.

И наконец, стресс менее интен­си­вен и легче под­да­ется лечению, чем депрес­сия. Поэтому роди­тели должны делать все воз­мож­ное, чтобы выявить и облег­чить сим­п­томы стресса быстро и эффек­тивно.

Когда бы ваш ребенок ни чув­ство­вал бес­по­койство, осо­бенно хорошо слу­шайте его и наблю­дайте за ним.

Вступая в раз­го­воры с ребен­ком, под­дер­жи­вайте в нем желание поде­литься своими чув­ствами с вами. Часто дети пре­о­до­ле­вают стресс или депрес­сию, просто рас­ска­зы­вая о своих чув­ствах.

Не кри­ти­куйте и не выска­зы­вайте сужде­ний по поводу чувств ребенка, так как этим вы можете оста­но­вить его рассказ и вос­пре­пят­ство­вать сво­бод­ному выра­же­нию чувств. Во время раз­го­вора ста­райтесь про­я­в­лять особое вни­ма­ние к тому, что говорит ребенок, своими ком­мен­та­ри­ями обна­дежи­вая и под­дер­жи­вая его. Пока­жите вашему ребенку, что сопе­режи­ва­ете его чув­ствам, помо­гите ему выра­зить их. Кивайте головой, пока­зы­вая, что пони­ма­ете его, пере­фра­зи­руйте выводы ребенка и ста­райтесь придать своему лицу, словам и инто­на­циям такое зна­че­ние, которое соот­вет­ствует пове­де­нию и манере раз­го­вора вашего ребенка.

Такое ваше пове­де­ние не озна­чает, что вы про­пус­ка­ете чувства ребенка мимо, нао­бо­рот, вы осо­зна­ете и оце­ни­ва­ете важ­ность этих чувств в его жизни.

Кроме умения хорошо выслу­шать ребенка, нахо­дя­ще­гося в состо­я­нии стресса или депрес­сии, вам нужно нау­читься вни­ма­тельно наблю­дать. Часто истин­ная причина эмо­ци­о­наль­ных проблем вашего ребенка наме­ренно или слу­чайно мас­ки­ру­ется его видимым пове­де­нием.

Напри­мер, ребенок, огор­чен­ный потерей одного из роди­те­лей в резуль­тате смерти или развода, может под­со­зна­тельно выбрать агрес­сив­ное или чрез­мерно актив­ное пове­де­ние, а не быть пода­в­лен­ным, как можно пред­поло­жить. Или ребенок, испы­ты­ва­ю­щий бес­по­щад­ные насмешки одно­клас­с­ни­ков из-за своего повы­шен­ного веса, может еще больше есть, а не сле­до­вать «более логич­ной» стра­те­гии голо­да­ния.

Если ваш ребенок следует стран­ной стра­те­гии пове­де­ния, попы­тайтесь пона­блю­дать за ним в раз­лич­ных ситу­а­циях, перед тем как делать выводы о при­чи­нах такого пове­де­ния. Кроме того, выяс­ните резуль­таты наблю­де­ний других взро­с­лых, с кото­рыми стал­ки­ва­ется ваш ребенок.

Обду­майте, что можно сделать, чтобы ребенок чув­ство­вал себя лучше.

Когда вы точно знаете, как чув­ствует себя ребенок и, в какой-то мере, почему он себя так чув­ствует, вам следует спро­сить его мнение о том, что можно сделать для облег­че­ния этих чувств или для изме­не­ния ситу­а­ции, вызы­ва­ю­щей их. Дайте ребенку доста­точно времени, чтобы обду­мать воз­мож­ные пред­ло­же­ния и реко­мен­да­ции.

Если ребенок не может сфор­му­ли­ро­вать свои идеи или эти мысли не соот­вет­ствуют действи­тель­но­сти, выска­жите свое мнение. Также дайте себе воз­мож­ность хорошо обду­мать наи­бо­лее при­ме­ни­мые и потен­ци­ально эффек­тив­ные стра­те­гии для каждой ситу­а­ции и сфор­му­ли­руйте свои идеи.

Кон­цеп­ции для пре­о­до­ле­ния стресса или депрес­сии обычно делятся на две кате­го­рии: сред­ства пре­о­до­ле­ния и сред­ства отвле­че­ния. Первые обучают, как справиться с ситу­а­цией, вызвав­шей стресс или депрес­сию. Сред­ства отвле­че­ния созданы, чтобы пре­о­до­леть оза­бо­чен­ность какой-либо идеей, вызы­ва­ю­щей стресс или депрес­сию. Во многих случаях наи­луч­ший эффект дости­га­ется сочета­нием тех и других средств.

Напри­мер, если ребенок испы­ты­вает горечь от смерти одного из роди­те­лей, можно при­ме­нить сред­ство пре­о­до­ле­ния (и, воз­можно, избавить ребенка от тягост­ного чувства) — некую офи­ци­аль­ную цере­мо­нию, когда ребенок может лично попро­щаться с умершим роди­те­лем: спе­ци­аль­ный час вос­по­ми­на­ний вместе с живым роди­те­лем, посе­ще­ние могилы или акку­рат­ное укла­ды­ва­ние любимых вещей умер­шего роди­теля. С другой стороны, в этой ситу­а­ции можно при­ме­нить сред­ство облег­че­ния — веселая поездка или про­гулка вместе с живым роди­те­лем, занятие новым делом, покупка нового домаш­него живот­ного.

Если ребенок под­вер­га­ется насмеш­кам из-за своего веса, то сред­ства пре­о­до­ле­ния стресса пред­по­ла­гают обу­че­ние этого ребенка хорошим и остро­умным методам защиты от насме­шек, а также помощь в сле­до­ва­нии опре­де­лен­ной диете и выпол­не­нии физи­че­ских упраж­не­ний, чтобы «нака­чать» мышцы. Сред­ства отвле­че­ния от стресса в данном случае учат ребенка ценить свои поло­жи­тель­ные черты харак­тера, пред­по­ла­гают участие ребенка в раз­лич­ных видах дея­тель­но­сти, повы­ша­ю­щих само­о­ценку.

Избе­гайте кос­вен­ным образом спо­соб­ство­вать стрессу, чрез­мерно опекая или воз­действуя на вашего ребенка.

Детям школь­ного воз­ра­ста необ­хо­дима воз­мож­ность самим пытаться нахо­дить выход из сложных жиз­нен­ных ситу­а­ций, чтобы затем выра­ба­ты­вать стра­те­гии, которые наи­луч­шим образом под­хо­дят их личным жела­ниям и амби­циям. Эти усилия поз­во­ляют им почув­ство­вать свои спо­соб­но­сти и постро­ить свой харак­тер, чтобы потом спра­в­ляться со слож­но­стями взро­с­лой жизни.

Хотя вам и следует про­я­в­лять осо­бен­ное вни­ма­ние к эмо­ци­о­наль­ному состо­я­нию вашего ребенка школь­ного воз­ра­ста, когда у него имеются при­знаки стресса или депрес­сии, но не нужно вме­ши­ваться в любую ситу­а­цию, в которую попа­дает ваш ребенок. Вы как забот­ли­вый роди­тель должны не сами пре­о­до­леть стресс и депрес­сию ребенка, а помочь ему справиться с ними само­сто­я­тельно.

С другой стороны, не воз­ла­гайте слишком больших надежд на то, что ваш ребенок сможет выпол­нить большие задачи, разо­браться в сложных ситу­а­циях или соот­вет­ство­вать опре­де­лен­ным стан­дар­там зре­ло­сти. Эти надежды сами по себе часто при­во­дят детей к стрессу и депрес­сии.

ВРЕМЯ ПОЯ­В­ЛЕ­НИЯ РАЗ­ЛИЧ­НЫХ ВИДОВ СТРЕССА

Ниже пере­чи­с­лены ситу­а­ции, вызы­ва­ю­щие наи­бо­лее сильный стресс в раз­лич­ные периоды школь­ного воз­ра­ста, хотя ребенок любой воз­раст­ной группы в течение школь­ного воз­ра­ста может пережить любой стресс из пере­чи­с­лен­ных.

Помните, что стресс вызы­вают как поло­жи­тель­ные ситу­а­ции, так и отри­ца­тель­ные. Также нельзя забы­вать, что многие стрес­сор­ные факторы изме­няют харак­тер своего влияния по мере взро­с­ле­ния ребенка.

Напри­мер, обес­по­ко­ен­ность прави­лами, которую испы­ты­вает ребенок в воз­ра­сте от 6 до 9 лет, может стать более сложной тре­во­гой по поводу обя­зан­но­стей у ребенка в воз­ра­сте от 9 до 11 лет. Так, девяти­лет­ний ребенок хочет иметь то же, что и ровес­ники, а ребенок в воз­ра­сте 11—13 лет уже хочет иметь попу­ляр­ность среди ровес­ни­ков.

Рас­смо­трим воз­мож­ные ситу­а­ции в раз­бивке по воз­раст­ным пери­о­дам.

ОТ 6 ДО 9 ЛЕТ

■ ссоры с роди­те­лями;

■ ссоры роди­те­лей друг с другом;

■ новая дружба;

■ ссоры с дру­зьями;

■ насмешки и соб­ствен­ная нелов­кость;

■ зависть и/или рев­ность;

■ пре­не­бре­же­ние со стороны окру­жа­ю­щих;

■ правила (запо­ми­на­ние, сле­до­ва­ние, нару­ше­ние);

■ отсут­ствие раз­ре­ше­ния или воз­мож­но­сти выпол­нить задачу, которая может быть выпол­нена;

■ начало занятий в школе;

■ бере­мен­ность матери и/или рожде­ние брата (сестры);

■ празд­ники.

ОТ 9 ДО 11 ЛЕТ

■ ссоры с роди­те­лями;

■ ссоры роди­те­лей друг с другом;

■ новая дружба;

■ ссоры с дру­зьями;

■ переезд семьи;

■ отметки и кон­троль­ные работы в школе;

■ деньги и решения о покуп­ках;

■ игры и спорт;

■ ощу­ще­ние чрез­мер­ного коли­че­ства обя­зан­но­стей (домаш­ние, школь­ные, допол­ни­тель­ные);

■ обла­да­ние теми же пред­метами и одеждой, что и у друзей;

■ стрем­ле­ние не опо­з­дать;

■ кани­кулы (про­ве­ден­ные вне дома или вне школы).

ОТ 11 ДО 13 ЛЕТ

■ переезд семьи;

■ изме­не­ние уровня жизни семьи (улуч­ше­ние или ухудше­ние);

■ ссоры, развод роди­те­лей;

■ оценки и кон­троль­ные работы в школе;

■ деньги и решения о покуп­ках;

■ игры и спорт;

■ внеш­ность;

■ чувства, свя­зан­ные с полом, и физи­че­ские изме­не­ния;

■ нар­котики (избе­га­ние, выбор или прием);

■ при­зна­ние, награды, почести (наличие или отсут­ствие) в школе, общине, спорте;

■ попу­ляр­ность (наличие или отсут­ствие) среди ровес­ни­ков;

■ справед­ли­вость в отно­ше­ниях с другими.

с. 221—228

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ РАЗВОДЕ

Малень­кие дети еще могут понять ситу­а­цию, когда ссо­рятся друзья или братья и сестры и неко­то­рое время избе­гают друг друга. Но все про­блемы, свя­зан­ные с раз­во­дом, оста­ются вне их пони­ма­ния. Они даже склонны путать развод со смертью: и то, и другое озна­чает, что кого-то больше не будет рядом (в данном случае мамы или папы или даже обоих — при пере­даче опе­кун­ства). В лучшем случае, если событие не сопро­во­жда­ется силь­ными эмо­ци­ями или резким изме­не­нием при­выч­ного рас­по­рядка жизни, эмо­ци­о­наль­ная реакция на смерть или развод будет менее дли­тель­ной.

В насто­я­щее время нет надеж­ных данных о том, какой из вари­ан­тов опти­ма­лен для детей: когда раз­ве­ден­ные роди­тели про­дол­жают жить вместе, раз­де­ляют роди­тель­ские права или оста­в­ляют их одному из роди­те­лей. Также непо­нятно, каков опти­маль­ный режим посе­ще­ний ребенка (если он носит посто­ян­ный харак­тер). Слишком многое зависит от людей, участ­ву­ю­щих в этом; условия, опти­маль­ные для одного случая развода, могут быть проти­во­по­ка­заны в другом.

Однако если вы раз­во­ди­тесь со своим супру­гом (супру­гой), мы пред­ла­гаем неко­то­рые вполне эффек­тив­ные стра­те­гии. Исполь­зуя их, вы помо­жете ребенку умень­шить эмо­ци­о­наль­ный дис­ба­ланс, вызван­ный вашим раз­во­дом.

Как можно раньше сооб­щите ребенку о разводе и о том, что несмо­тря на это, оба роди­теля будут любить его и заботиться о нем.

Лучше, если вы вместе с супру­гом сде­ла­ете это объ­я­в­ле­ние, пока­зы­вая ребенку, что оба согласны с этим реше­нием и раз­де­лите все тяготы, свя­зан­ные с ним. Удо­сто­верь­тесь, что ребенок пони­мает не только тот факт, что вы больше не будете жить вместе в каче­стве мужа и жены, но и то, что каждый из вас по-преж­нему будет при­ни­мать актив­ное участие в жизни ребенка.

Убедите ребенка, что в любом случае развод про­и­зо­шел не из-за него.

Дети по природе очень эго­цен­тричны. Учтите, что они могут считать развод в какой-то степени своей виной или пола­гать, что их любовь к обоим роди­те­лям будет доста­точ­ной, чтобы заставить вас отка­заться от мысли о разводе. Исполь­зуйте все воз­мож­но­сти для напо­ми­на­ния ребенку о том, что развод никак не связан с чем-то, каса­ю­щимся его, а обу­сло­в­лен необра­ти­мыми проти­во­ре­чи­ями между роди­те­лями.

Ставьте в извест­ность вашего ребенка по мере раз­вер­ты­ва­ния событий.

Зача­стую самым трудным при разводе для малень­кого ребенка явля­ется то, что он знает о про­ис­хо­дя­щих “больших” пере­ме­нах, но что про­ис­хо­дит на самом деле, ему непо­нятно. Оста­ва­ясь в неве­де­нии, ребенок может пред­ста­в­лять себе все хуже, чем есть на самом деле, или наде­яться на лучшее, не подо­зре­вая о ждущем его жесто­ком разоча­ро­ва­нии.

Не следует делиться с ребен­ком всеми непри­ят­ными дета­лями и чув­ствами, свя­зан­ными с под­го­тов­кой развода, но он должен быть в курсе основ­ных вопро­сов:

■ Когда уезжает роди­тель, не полу­чив­ший прав опе­кун­ства?

■ Где он будет жить?

■ Когда ребенок вновь сможет его увидеть?

■ Как часто и при каких обсто­я­тель­ствах они теперь будут видеться?

■ Когда он вновь сможет увидеть обоих роди­те­лей одно­вре­менно?

■ Как часто и при каких обсто­я­тель­ствах он будет видеть обоих роди­те­лей вместе в будущем?

■ Когда будет офи­ци­аль­ный развод?

Не так важно, нас­колько подробно вы сможете ответить на ука­зан­ные вопросы, но сам раз­го­вор, затра­ги­ва­ю­щий эти про­блемы, даст воз­мож­ность ребенку пред­ставить себе те изме­не­ния, которые про­ис­хо­дят в основ­ном у него за спиной.

Поста­райтесь не раз­ру­шать нор­маль­ный ритм и уклад жизни вашего ребенка.

Чем более при­выч­ной в осталь­ном оста­нется жизнь вашего ребенка, тем устой­чи­вее он будет перед лицом всех изме­не­ний, вызван­ных раз­во­дом. Не уста­на­в­ли­вайте “новый порядок”, новые правила и обя­зан­но­сти в доме, если это не явля­ется абсо­лютно неиз­беж­ным в связи с отсут­ствием другого роди­теля. Необ­хо­димо дать понять ребенку, что развод — это не конец света.

Осте­ре­гайтесь выра­жать перед ребен­ком свои эмоции, свя­зан­ные с раз­во­дом.

Хоть это и трудно, поста­райтесь не менять во время развода свое пове­де­ние по отно­ше­нию к ребенку. Не воз­ла­гайте на него более тяжелое эмо­ци­о­наль­ное бремя, не ста­но­ви­тесь кри­тич­нее к чертам его харак­тера и пове­де­нию. Не тре­буйте с его стороны боль­шего пони­ма­ния в связи с тяжелым для вас пери­о­дом.

Под­дер­жи­вайте хорошие отно­ше­ния и вза­и­мо­по­ни­ма­ние между вами и другим роди­те­лем в том, что каса­ется вашего ребенка.

Не давайте ребенку воз­мож­но­сти видеть или слышать, как вы ссо­ри­тесь из-за него и не забы­вайте о своей ответ­ствен­но­сти инфор­ми­ро­вать другого роди­теля о вашем общем ребенке. Если можете, пока­жите ребенку, что вы в равной мере хорошо осве­дом­лены о его жизни и действу­ете сообща в том, что каса­ется его бла­го­по­лу­чия. В этом случае ребенок пере­не­сет ваш развод гораздо спо­койнее и быстрее при­с­по­со­бится к новой жизни.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПРИ ПОВ­ТОР­НОМ БРАКЕ

Если ребенок до шести лет посте­пенно при­выкнет к буду­щему супругу своего роди­теля до свадьбы, то сам пов­тор­ный брак будет вос­при­нят им без особых проблем. Малень­кие дети, в отличие от под­рост­ков, меньше склонны к сопер­ни­че­ству со своим новым роди­те­лем за любовь своего насто­я­щего роди­теля. Они реже оби­жа­ются на то, что при­ше­лец берет на себя ту роль, которая когда-то при­над­ле­жала насто­я­щему роди­телю.

Чтобы всту­пить в пов­тор­ный брак, избежав тяжелых эмо­ци­о­наль­ных послед­ствий у вашего ребенка до шести лет, вос­поль­зуйтесь сле­ду­ю­щими реко­мен­да­ци­ями.

Убе­ди­тесь, что вы и ваш партнер имеете общие взгляды на вос­пита­ние вашего ребенка.

Это поз­во­лит вам избе­жать споров о ребенке, который в резуль­тате может почув­ство­вать себя неза­щи­щен­ным. В идеале вос­пита­ние ребенка должно сохра­нить при­выч­ный для него стиль, хотя бы неко­то­рое время. Любые изме­не­ния следует вводить очень осто­рожно.

Пого­во­рите один на один с ребен­ком о вашем новом парт­нере и браке.

Вы и ваш партнер должны попы­таться сделать многое сов­местно с ребен­ком, чтобы он мог почув­ство­вать в вас “роди­тель­скую команду”. Помните, что вам и ребенку важно общение один на один, где вы сможете обсу­дить его нового роди­теля и новую фазу семей­ной жизни.

Не заста­в­ляйте ребенка быть откро­вен­ным в своих чув­ствах. Они могут быть не столь силь­ными и опре­де­лен­ными, учи­ты­вая возраст ребенка и отсут­ствие опыта в данных вопро­сах. Вместо этого рас­ска­жите о своих чув­ствах и пред­ло­жите ребенку задать вопросы или выска­зать свои сооб­ра­же­ния по поводу про­ис­хо­дя­щего.

В ваших силах про­яс­нить все сомне­ния ребенка отно­си­тельно вашего парт­нера как чело­века, его роли как нового роди­теля (часто послед­няя тол­ку­ется неправильно, в сказках ей обычно при­да­ется оттенок угрозы). Обсу­дите роль и чувства другого насто­я­щего роди­теля и его пов­тор­ный брак. Даже если у ребенка нет вопро­сов и неправиль­ных пред­ста­в­ле­ний, он будет доволен, что вы ува­жа­ете и цените его мнение.

Часто уве­ряйте ребенка в своей любви и пре­дан­но­сти к нему.

Так как вы про­во­дите все больше времени с парт­не­ром, ваш ребенок нужда­ется в под­твер­жде­нии того, что вы любите его и заботи­тесь о нем так же, как и раньше.

Поощряйте все попытки ребенка нала­дить более тесный контакт с вами и вашим новым парт­не­ром.

Для детей в этот период вполне есте­ственно искать тесный контакт со своим насто­я­щим роди­те­лем, они боятся поте­рять прежнюю любовь с его стороны. Стре­мясь к новому роди­телю, они опа­са­ются, что он может “уйти” так же, как его предше­ствен­ник, В любом случае не торо­пи­тесь сохра­нять дистан­цию до тех пор, пока это не будет мешать вашим планам. Ваш ребенок выи­грает от этого, почув­ство­вав большую безо­пас­ность и получив еще немного любви.

Не бес­по­койтесь, если, вопреки вашим наде­ждам, ребенок без особого энту­зи­азма вос­при­ни­мает новый брак.

Во время пере­ход­ного периода ваш ребенок может казаться эмо­ци­о­нально “вялым”. Если это так, он, воз­можно, просто ждет даль­нейшего раз­ви­тия событий. Кроме того, дети до шести лет имеют весьма огра­ни­чен­ные пред­ста­в­ле­ния о том, что значит брак или пов­тор­ный брак. Поэтому нельзя от них ждать быстрого вклю­че­ния в ситу­а­цию.

Отве­дите время для того, чтобы полу­чать удо­воль­ствие от общения один на один с парт­не­ром.

Часто вновь обра­зо­ван­ные пары совер­шают ошибку, раз­вле­кая своего малень­кого ребенка и при этом отка­зы­вая себе в общении один на один, столь необ­хо­ди­мом им для под­дер­жа­ния прочных и любов­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний. Для дли­тель­ных отно­ше­ний это про­ве­ден­ное наедине время столь же важно и для нор­маль­ной жизни ребенка. Оно поз­во­ляет паре более эффек­тивно выпол­нять свои роди­тель­ские обя­зан­но­сти и учит ребенка большей само­сто­я­тель­но­сти.

Попы­тайтесь каждый день неко­то­рое время про­во­дить наедине с парт­не­ром. И, конечно же, оста­вайтесь вдвоем без ребенка во время медо­вого месяца. Если никак не полу­ча­ется оставить ребенка с кем-то сразу после свадьбы, отло­жите медовый месяц до тех пор, пока это не будет воз­мож­ным.

КАК БЫТЬ С ПЛОХИМИ ВЕСТЯМИ

Малень­кие дети иначе; чем под­ростки и взро­с­лые, реа­ги­руют на острые и болез­нен­ные события. Услышав о них или став их сви­дете­лями, они не спо­собны пред­ста­в­лять и судить о событии с точки зрения того, почему оно про­и­зо­шло, что озна­чает и пред­ста­в­ляет ли для них прямую угрозу. Они реа­ги­руют только эмо­ци­о­нально и легко могут перейти в состо­я­ние ужаса или депрес­сии. Вот неко­то­рые подходы, с помощью которых можно пре­дот­вра­тить избы­точ­ную эмо­ци­о­наль­ную реакцию.

Кон­тро­ли­руйте контакт вашего ребенка с обра­зами на теле­ви­де­нии, в кино и в печати, которые потен­ци­ально могут вывести его из рав­но­ве­сия.

Для ребенка до шести лет грань между фан­та­зией и реаль­но­стью зыбка и подвижна. При­ду­ман­ный образ может его так же напу­гать, как и реаль­ное событие.

Нас­колько воз­можно, не раз­ре­шайте ребенку смо­треть пере­дачи и мате­ри­алы, содер­жа­щие нечто, что может рас­стро­ить его. Если вы не знаете точно, содер­жит ли та пере­дача, которую ребенок хочет посмо­треть, что-либо непри­ят­ное, посмо­трите ее вместе с ребен­ком, чтобы при необ­хо­ди­мо­сти в чем-либо его убедить, что-то объ­яс­нить (напри­мер, сказав, что актеры только при­тво­ря­ются, объ­яс­нив, как достиг­нут спе­ци­аль­ный эффект, или уверив в том, что про­ис­хо­дя­щее на экране не может слу­читься с ребен­ком).

Если в реаль­ной жизни про­и­зо­шло нечто непри­ят­ное и затро­нуло вни­ма­ние ребенка, обсу­дите это событие с ним как можно скорее.

Такие инци­денты вклю­чают семейный кризис (напри­мер, серьез­ную болезнь, разрыв отно­ше­ний между роди­те­лями или потерю работы), большое несча­стье, про­и­зо­шедшее где-то рядом (убийство или пожар), большую наци­о­наль­ную или меж­ду­на­род­ную ката­строфу (войну или зем­ле­т­ря­се­ние). Нет необ­хо­ди­мо­сти гово­рить много. Нао­бо­рот, длинный рассказ может испу­гать ребенка. А дети в этот период раз­ви­тия не могут пол­но­стью осо­знать такие понятия, как смерть, эко­но­ми­че­ские про­блемы или причину, по которой одна группа людей воюет с другой.

Каковы бы ни были кризис, несча­стье или ката­строфа, самое лучшее — это просто и спо­койно рас­ска­зать ребенку о них, под­твер­див его личную безо­пас­ность. Если он впервые услышит о событии от вас, а не из другого источ­ника, это пока­жется ему менее тре­вож­ным. Кроме того, беря ини­ци­а­тиву в свои руки, вы откры­ва­ете допол­ни­тель­ную воз­мож­ность для того, чтобы ребенок раньше или позже рас­ска­зал вам о своем страхе, который он может испы­ты­вать в связи с собы­тием.

С вни­ма­нием отне­си­тесь к при­зна­кам избы­точ­ного вол­не­ния ребенка в ответ на плохие новости.

Если ребенок испы­ты­вает стресс, общими при­зна­ками этого будут ночные кошмары, агрес­сив­ность в игре, дли­тель­ные периоды уеди­не­ния, мол­чали­во­сти, повы­шен­ная при­вя­зан­ность к одному или обоим роди­те­лям, потеря аппетита или повы­шен­ная раз­дра­жи­тель­ность и выра­же­ние гнева в пове­де­нии. О таких реак­циях можно не бес­по­ко­иться, если они не кажутся избы­точ­ными. В против­ном случае обсу­дите с ребен­ком его пережи­ва­ния и поста­райтесь отвлечь или убедить его в том, что не стоит так огор­чаться.

Помо­гите ребенку кон­струк­тив­ным путем избавиться от тревоги.

Многие дети хорошо вос­при­ни­мают пред­ло­же­ние нари­со­вать или обы­грать бес­по­ко­я­щий их сюжет. Ребенок согла­сится послу­шать историю, ком­мен­та­рий к которой смягчит вос­при­ятие непри­ят­ного события. В зави­си­мо­сти от ситу­а­ции ваш ребенок может сыграть реаль­ную поло­жи­тель­ную роль в событии, напри­мер, напи­сать свои поже­ла­ния боль­ному чело­веку.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СЛУЧАЕ СМЕРТИ

До дости­же­ния шести­лет­него воз­ра­ста дети обычно не пони­мают, что на самом деле озна­чает смерть. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное неправиль­ное пред­ста­в­ле­ние об этом состоит в том, что смерть, как и сон, — вре­мен­ное состо­я­ние, из кото­рого чело­века можно вывести. Это пред­ста­в­ле­ние под­креп­ля­ется муль­т­филь­мами, сказ­ками и играми, где “умирают пона­рошку”. Поэтому поя­в­ле­ние и исчез­но­ве­ние из жизни ребенка людей оста­ется для них необъ­яс­ни­мым.

Не имея воз­мож­но­сти оценить посто­ян­ство и серьез­ность смерти, малень­кие дети обычно не отве­чают силь­ными эмо­ци­ями на смерть кон­крет­ного чело­века. Исклю­че­нием может стать вне­за­п­ная и потря­са­ю­щая смерть, про­и­зо­шедшая у ребенка на глазах. Это, напри­мер, смерть роди­теля от тяже­лого инфар­кта или гибель домаш­него живот­ного, сбитого машиной. В таком случае, без сомне­ния, ребенок будет тяжело пере­но­сить и те ситу­а­ции, когда смерть про­и­зо­шла не на его глазах или была менее яркой и запо­ми­на­ю­щейся.

В любом случае для малень­ких детей, в отличие от под­рост­ков и взро­с­лых, не харак­терно испы­ты­вать вне­за­п­ное, дли­тель­ное и ярко про­я­в­ля­ю­ще­еся внешне горе по умер­шему близ­кому чело­веку. Тем не менее, ребенку нужно помочь понять, что про­и­зо­шло, чтобы создать сво­е­об­разный эмо­ци­о­наль­ный переход от жизни с близким чело­ве­ком к жизни без него.

Когда смерть заби­рает кого-то близ­кого и доро­гого для вашего ребенка, вос­поль­зуйтесь неко­то­рыми реко­мен­да­ци­ями, чтобы облег­чить пони­ма­ние в пере­ход­ный период.

Скажите правду о смерти.

Дети до шести лет не нужда­ются в длинном меди­цин­ском и рели­ги­оз­ном обсу­жде­нии того, что такое смерть. Ребенку просто нужно сказать, что его близкий человек умер и больше никогда не придет.

Слова о том, что умерший близкий просто “ушел”, без объ­яс­не­ния того, что это нав­се­гда, просто откла­ды­вают неиз­беж­ную раз­вязку. Более того, ребенку будет еще труднее вос­при­нять изве­стие о смерти из-за вашей при­ят­ной, но выво­дя­щей из рав­но­ве­сия лжи.

Также не реко­мен­ду­ется гово­рить, что человек “заснул”, даже уточняя, что нав­се­гда. Это может заставить ребенка бояться засы­па­ния и сна. Это не значит, что смерть нельзя срав­ни­вать со сном в плане внеш­него вида и спо­койствия.

Еще один спорный подход — гово­рить, что Бог забрал близ­кого чело­века. Ребенок может испу­гаться того, что он сам или другой близкий будет сле­ду­ю­щим, что вносит элемент без­на­деж­но­сти перед лицом непо­сти­жи­мой судьбы.

Рас­ска­зы­вая о смерти, назо­вите её основ­ные причины: болезнь, травма или пожилой возраст. Опять же, подроб­но­сти не обя­за­тельны. Важно то, чтобы ребенок не остался в полном неве­де­нии. В зави­си­мо­сти от степени эмо­ци­о­наль­ной и мен­таль­ной зре­ло­сти ребенка и осо­бен­но­стей ваших отно­ше­ний с ним, можно выбрать для обсу­жде­ния подроб­но­сти про­цесса уми­ра­ния или пока­зать, что при­чи­ной смерти кон­крет­ного чело­века может стать само­у­бийство, убийство или ката­строфа.

Поде­ли­тесь в при­ем­ле­мой форме своими чув­ствами, свя­зан­ными со смертью.

Любая смерть, про­из­во­дя­щая эмо­ци­о­наль­ное впе­ча­т­ле­ние на ребенка, скорее всего воз­действует подоб­ным образом и на вас. Если смерть затро­нула близ­кого чело­века, напри­мер, супруга, вашего роди­теля или другого ребенка, она про­из­ве­дет осо­бенно сильное и про­дол­жи­тель­ное воз­действие на ваше пове­де­ние.

Ваш ребенок, такой же эмо­ци­о­нально вос­при­им­чи­вый, как и все дети, поймет это воз­действие, хотите вы того или нет. Поэтому лучшая поли­тика — неза­мед­ли­тельно дать понять ребенку, что вы чув­ству­ете. Это поможет вам обоим ощутить себя менее оди­но­кими.

Выражая свои эмоции, будьте чест­ными, но всегда помните, что воз­мож­но­сти ребенка понять и раз­де­лить вашу реакцию огра­ни­чены. Не испу­гайте ребенка, потеряв кон­троль над собой или исполь­зуя дра­ма­тич­ные выра­же­ния (напри­мер, “Я не знаю, как буду дальше жить”). Однако под­го­товьте ребенка к тому, что неко­то­рое время не сможете вести себя так, как обычно.

Дайте ребенку воз­мож­ность после смерти близ­кого вер­нуться к нор­маль­ной жизни чем раньше, тем лучше.

Иде­ально, если ваш ребенок сможет, вер­нув­шись домой, вклю­читься в при­выч­ный круг еже­д­нев­ных дел, что под­дер­жит его чувство безо­пас­но­сти. Это умень­шит любое опа­се­ние ребенка насчет того, что смерть ради­кально изменит окру­жа­ю­щий его мир.

Если идеал невоз­мо­жен, сде­лайте все, что в ваших силах, чтобы рас­по­ря­док жизни вашего ребенка мало чем отли­чался от тако­вого до смерти. Рас­ска­жите о про­и­зо­шедшем учи­те­лям, вос­пита­те­лям в детском саду и другим взро­с­лым, регу­лярно обща­ю­щимся с ребен­ком. Объ­яс­ните им, что желаете сохра­нить по воз­мож­но­сти нор­маль­ный ход жизни ребенка.

Пред­ло­жите ребенку фор­маль­ные пути под­твер­жде­ния смерти и про­ща­ния с ушедшим близким чело­ве­ком.

Если умерший был близок ребенку и если есть для этого воз­мож­ность, пусть ребенок при­сут­ствует на похо­ро­нах и почув­ствует себя частью группы людей, опла­ки­ва­ю­щих смерть. Однако не обре­ме­няйте ребенка обя­зан­но­стями, потре­бу­ю­щими от него на похо­ро­нах слишком многого.

Кроме того, поста­райтесь устро­ить лично для ребенка цере­мо­нию, во время которой он мог бы выра­зить свои личные чувства, вызван­ные смертью. Вос­поль­зуйтесь воз­мож­но­стью помол­чать вместе несколько минут, про­из­нося молитву, поса­дить дерево в честь усоп­шего или наве­стить могилу. Поищите в биб­ли­о­теке или книжном мага­зине мате­риал, пред­ла­га­ю­щий малень­ким детям, недавно поте­ряв­шим близких, какую-либо дея­тель­ность, спо­соб­ству­ю­щую уте­ше­нию.

Если это воз­можно, отве­дите ребенку доста­точно времени, чтобы оправиться от утраты, прежде чем в его жизни будут новые большие изме­не­ния.

Лучше не брать ребенка в большое путе­ше­ствие, не пере­во­дить его в новый детский сад, не при­гла­шать друзей и самим не ходить в гости по меньшей мере несколько недель. Вы должны опре­де­лить, что ребенок нор­мально вос­при­нял смерть. Если умерло домаш­нее живот­ное, подо­ждите несколько недель, прежде чем поку­пать новое.

Малень­кие дети обычно быстрее, чем под­ростки и взро­с­лые, вос­ста­на­в­ли­ва­ются после тяжелой утраты. Но не нару­шайте этот процесс, пред­ста­в­ляя ребенку новый источ­ник для стресса, пока он не будет к этому эмо­ци­о­нально готов.

с. 75—84