ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Психический недуг, имеющий психологическую и физиологическую причины, получил название психосоматического заболевания (psyche — по-гречески “душа”, soma — “тело”). Такие заболевания практически являются психофизиологическими нарушениями. Как правило, если к психологической проблеме, лежащей в основе заболевания, найден верный подход, (физические) симптомы болезни становятся менее выраженными или совсем исчезают.
Тело и сознание настолько связаны между собой, что почти любое заболевание можно рассматривать как содержащее психосоматический компонент. Однако некоторые заболевания, связанные со стрессом, принято считать истинно психосоматическими по своей природе. К ним относят язвенную болезнь, головную боль, боль в животе, астму, повышенное артериальное давление, аллергии, кожные высыпания (в том числе угри).
У детей раннего возраста очень трудно определить, имеет ли данное физическое заболевание психосоматическую природу по той простой причине, что им сравнительно трудно выразить словами свои эмоции, физические ощущения и потребности.
Затрудняет диагностику и то, что дети этого возраста обычно легче выражают свои эмоциональные проблемы поведением. Можно ли сделать вывод о меньшей подверженности детей психосоматическим заболеваниям из-за их способности избавляться тем или иным путем от эмоционального стресса? Или правильнее предположить, что дети больше подвержены психосоматическим заболеваниям из-за яркой и сильной поведенческой реакции на эмоциональный стресс? Кто скажет?
Иногда психосоматическая природа заболевания у маленьких детей нс вызывает никаких сомнений, так как связанное с ним поведение и реакция на стросс очень похожи. Тем нс менее, его нельзя считать психосоматическим из-за отсутствия определенной психологической проблемы как пускового фактора.
Например, рассмотрим, самое распространенное у младенцев заболевание — колику. Его основной симптом — частые и продолжительные “приступы” плача, указывающие на сильную физическую боль, но точную причину последней указать исключительно трудно. Она может быть связана или не связана с диетой, но почти всегда ее можно облегчить пристальным родительским вниманием и ограждением от всех раздражителей, кроме монотонных. Широко используемый прием лечения колики — взять малыша в долгую поездку на машине, чтобы он успокоился и заснул благодаря близости родителей и монотонной работе двигателя.
На первый взгляд колика может показаться психосоматическим заболеванием, но утверждать это нельзя. У детей, окруженных любовью и вниманием родителей, колика развивается так же часто, как и у тех, кто нс получает в семье тепла и заботы. Дети, чье окружение свободно от раздражающих, сильных и непредсказуемых стимулов, так же часто страдают от колики, как и дети, живущие в менее благоприятном окружении.
Как родитель больного ребенка постарайтесь нс брать на себя слишком много или мало. Является или нет основным источником болезни ребенка какая-то эмоциональная проблема, в любом случае больному ребенку необходимо обеспечить эмоциональный комфорт, устранить или ослабить раздражающие факторы, воздействие которых он испытал. В то же время избегайте называть “психосоматическим” заболевание ребенка без четких и убедительных тому подтверждений (со стороны специалиста). Иначе вы и ребенок не застрахованы от неоправданного чувства вины и повышенной ответственности.
КОМПЛЕКС ЭДИПА И ЭЛЕКТРЫ
Согласно Зигмунду Фрейду, ребенок в возрасте от четырех до шести лет обычно испытывает сильное романтическое влечение к родителю противоположного пола (или, при отсутствии такового, — к другому взрослому противоположного пола, играющему значительную роль в его жизни). В сочетании с этим сильным влечением ребенок также испытывает сильное чувство соперничества и даже гнев к родителю того же пола (или к любому взрослому, имеющему отношения с объектом любви).
Фрейд назвал это явление у мальчиков комплексом Эдипа, по имени легендарного греческого героя, считавшего себя сиротой и по неведению убившего своего отца и женившегося на матери. У девочек это явление было названо комплексом Электры, по имени дочери греческого царя Агамемнона, которая убила свою мать из-за безудержной страсти к своему отцу. Эти греческие мифы взяты для буквального описания возможных чувств реальных детей к своим родителям. Но они больше являются символическим преувеличением страстных, таинственных и беспокойных сил, которые могут нарушить эмоциональное равновесие ребенка в ранние годы жизни.
Главное, что это нормальная и очень важная стадия в эмоциональном развитии ребенка. Она показывает переход от “инфантильной” сексуальности, не имеющей специфичного внешнего объекта и ощущаемой всем телом, к началу “зрелой” сексуальности, которая концентрируется на конкретном объекте любви и чувственно больше связана с гениталиями.
Считается, что через эту стадию проходят все дети. Однако одни лучше осознают свои чувства, другие испытывают эти переживания раньше или позже, чем остальные, а многие проходят ее без явных проявлений этих чувств.
Родители ребенка, переживающего эту стадию эмоционального развития, должны быть особенно терпимыми к любым его попыткам наладить более тесную связь с объектом любви, избегать соперника или соревноваться с ним. Как ни утомительно и несносно может быть иногда такое поведение, но это раннее и жизненно важное испытание встречей со взрослыми чувствами.
6. ДЕПРЕССИЯ И СТРЕСС
Человек в любом, даже раннем возрасте может подвергнуться депрессии или стрессу. Однако в зависимости от возраста депрессии и стрессы имеют разную природу. К счастью, у детей до шести лет такие переживания носят явный и поверхностный характер. Какое бы раздражение ни вызывал у родителей вид плачущего или хныкающего несколько часов кряду ребенка, это, однако, все же лучше для обеих сторон, чем ответ ребенка на такой же подавляющий или стрессовый фактор в виде скрытных страданий, длящихся несколько дней.
Это не значит, что депрессия или стресс менее важны для маленького ребенка, чем для подростка или взрослого. При игнорировании или неверной их оценке они могут привести к эмоциональной уязвимости маленького ребенка, от которой он не сможет избавиться в течение жизни. Это будет проявляться в эпизодах депрессии и стресса, которые будет куда труднее предотвратить, вынести и облегчить.
На практике депрессия — это состояние печали, характеризующееся эмоциональным отчаянием и физической заторможенностью. У маленького ребенка депрессия может маскироваться другими проявлениями, например, гневом, раздражительностью и повышенной реактивностью. Но подобного рода “замаскированная” депрессия (имеющая нестереотипные проявления) более характерна для подростков и взрослых.
Почти всегда, вне зависимости от возраста жертвы, депрессию “запускает” какая-либо потеря или чувство потери. У детей она обычно связана со значительными изменениями, затрагивающими всю семью, например, резкими разногласиями между родителями, разводом, повторным браком, внезапным ухудшением здоровья, смертью или переездом.
В отличие от депрессии, стресс — это усиленный “шоковый” ответ на особенно непривычное или волнующее событие, например, период необычной активности или изменений в доме, сцену насилия, показанную по телевидению, произошедшую поблизости автокатастрофу. Стрессовая реакция обычно проявляется в виде сочетания двух и более следующих эмоций: страх, отвращение, обида, ненависть, гнев, ужас или перевозбуждение.
Учитывая, что для ребенка до шести лет многие явления могут быть непривычными и волнующими, можно было бы ожидать частые и сильные стрессовые реакции у маленьких детей. В действительности же дети этого возраста обычно настолько жизнерадостны, что у них редко бывают более или менее сильные стрессовые реакции (длящиеся несколько часов у двух-трехлетних и несколько дней — у четырех-шестилетних детей).
Поскольку депрессия и стресс у маленьких детей обычно сопровождают друг друга и имеют сходные эмоциональные проявления, для управления ими можно использовать следующие основные приемы.
■ Всегда серьезно относитесь к любым признакам депрессии или стресса у вашего ребенка.
С эмоциональной точки зрения в такие периоды ребенок наиболее уязвим. Вы легко можете усугубить ситуацию, утверждая, что его чувства неуместны, не придавая им особого значения или просто игнорируя.
Если вы хотите без тревоги относиться к депрессии или стрессовой ситуации, позаботьтесь о том, чтобы открыто и с сочувствием встречать каждый замеченный вами эпизод подобного рода. Не делая этого, вы рискуете слишком многим — эмоциональным здоровьем вашего ребенка.
■ Постарайтесь мягко выяснить причину развития и характерных проявлений депрессии или стрессовой ситуации.
Не вынуждая ребенка давать объяснения, с помощью наводящих вопросов попытайтесь выяснить, какая причина привела его к депрессии или стрессу, и что он думает или чувствует в связи с этим событием. Избегайте прямых вопросов типа: “Ты испугался из-за того-то?” Вы можете ненамеренно навязать ребенку свою формулировку или дать ему еще одну причину для огорчений. Конечно, если эта стратегия не дает результатов, и ситуация достаточно серьезна, будет уместным спросить ребенка, беспокоят ли его конкретные проблемы, которые вы подозреваете.
Кроме того, полезно будет поговорить с другими осведомленными членами семьи или знакомыми о возможных причинах и последствиях депрессии или стрессовой реакции для вашего ребенка. С особой осторожностью высказывайте свои самые серьезные предположения и утверждения. Сделайте все, чтобы ваше расследование никак не повлияло на самооценку ребенка и его взаимоотношения с окружающими. Например, обсуждайте ребенка с кем-либо так, чтобы он этого не мог услышать; не информируйте других детей о том, что могло бы смутить его, если в этом нет крайней необходимости.
■ Дайте возможность ребенку свободно выразить свои эмоции, не прерывая и не ограничивая их.
Спокойно отнеситесь к вспышке злости, необоснованных и иррациональных эмоций. Как только ребенок начнет успокаиваться, помогите ему перейти в лучшее расположение духа. Эта стратегия не только обеспечит вам лучшее понимание проблемы ребенка, но и позволит ему без посторонней помощи избавиться от негативных эмоций и найти более позитивные.
■ Предложите утешительную информацию и поддержку.
Убедитесь, что ваш ребенок не переживает из-за непонимания того, что произошло, что может произойти в дальнейшем или насколько опасна ситуация. Честно убедите ребенка, что он в безопасности и его любят. Предложите все, что зависит от вас, чтобы ему стало лучше.
Хорошо предложить ему что-либо, что могло бы отвлечь или утешить ребенка; но если он отказывается, не показывайте свое неудовольствие. Важная часть поддержки, необходимая ребенку от вас, — это понимание того, что он сам решит, когда кончится этот тяжелый период.
■ Создайте все возможные условия, чтобы уменьшить тяжесть депрессии или стрессовой реакции.
Постарайтесь установить в доме миролюбивую атмосферу. Предупредите ситуации, когда ребенок мог бы столкнуться с эмоциональной дисгармонией в реальной жизни, кино или телепередаче. Предоставьте ребенку свободу действий (в разумных пределах), будьте готовы уделить необходимое ему дополнительное внимание.
■ Проанализируйте, как вы, сам ребенок и другие члены семьи влияют на депрессию или стрессовую реакцию ребенка на всем ее протяжении.
По отношению членов семьи к напряженной ситуации можно сделать определенные выводы об общей атмосфере в доме и о некоторых тенденциях, которые менее заметны в спокойные периоды жизни. Наблюдение поможет вам выявить некоторые устоявшиеся схемы и приемы, с помощью которых вы, ребенок или другие члены семьи провоцируете, преодолеваете или не можете справиться с депрессией или стрессом ребенка. Такая информация окажется очень ценной, когда вам понадобится профессиональная помощь для того, чтобы преодолеть затянувшуюся или необычно глубокую депрессию или стрессовую реакцию.
■ Предусмотрите, что в будущем возникнут сходные ситуации, депрессии или стрессовые реакции.
Знания и опыт, приобретенные вами, помогут предотвратить или предупредить подобные инциденты в будущем или подготовить к более эффективному противостоянию им ребенка и других членов семьи.
Например, зная по опыту, что ребенок расстраивается, когда вы ему не разрешаете куда-то поехать со старшими братьями или сестрами, вы можете предпринять следующее.
■ Обычным образом известите ребенка заранее о намечающейся поездке, чтобы он не чувствовал, что от него что-то держат в секрете.
■ Убедитесь, что старшие дети знают о деликатности ситуации и постараются не хвастаться предстоящей поездкой перед младшим ребенком.
■ Запланируйте заранее что-то интересное, что ребенок мог бы делать, когда другие отправятся в поездку.
■ Устройте так, чтобы ребенок не присутствовал при самом отъезде.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
По определению, психосоматическое заболевание — это психический недуг, имеющий психологическую и физиологическую причины (psyche — по-гречески «душа», soma — «тело»). Такие заболевания практически являются психофизиологическими нарушениями. Как только к психологической проблеме, лежащей в основе заболевания, найден подход, физические симптомы становятся менее выраженными или даже исчезают.
Тело и сознание настолько связаны между собой, что почти любое заболевание можно рассматривать как содержащее психосоматический компонент. Однако некоторые заболевания, связанные со строссом, обычно считают истинно психосоматическими по своей природе: язвенную болезнь, головную боль, боль в животе, астму, повышение артериального давления, аллергии, кожные высыпания (в том числе угри).
Помимо стросса, некоторые другие факторы увеличивают склонность ребенка к заболеваниям, имеющим психосоматическую природу. Один из них — врожденная реактивность нервной системы. У одних людей нервная система от рождения вырабатывает сильный ответ на внешние стимулы, у других — нет. «Высокореактивные» личности испытывают более сильный ответ на внешние стимулы, что может привести их к застенчивости (бессознательная защита от возможного стресса), а также предрасполагает к психосоматическим заболеваниям.
Другим фактором предрасположенности к психосоматическим заболеваниям может быть уязвимость определенного органа или системы в организме ребенка. Из-за наследственности и перенесенных ранее болезней у ребенка может быть ослаблена бронхолегочная или пищеварительная система, или иметься другое «слабое место», что делает его более восприимчивым к физическим проблемам, связанным со стрессом.
Наконец, важным фактором, вызывающим у детей в школьном возрасте психосоматические реакции, является связь между строссом и определенной болезнью или эмоциональным и физическим здоровьем в целом. В школьном возрасте ментальная и эмоциональная жизнь ребенка тесно взаимодействует с его физиологической жизнью — гораздо теснее, чем обычно это себе представляют взрослые.
Например, ребенок, получающий нежное внимание только во время неважного самочувствия, может в конечном итоге «научиться» тому, как чаще чувствовать недомогание. То же самое может произойти и с ребенком, которому автоматически позволяют не идти в школу, если он плохо себя чувствует, или с тем, кого вынуждают бояться определенных физических заболеваний, не предоставляя достаточных объяснений и практических рекомендаций о том, как их избежать или справиться с ними.
Наоборот, у ребенка, регулярно испытывающего заботы и внимание, вне зависимости от здоровья или болезни, меньше шансов ответить болезнью на случайную небрежность. Если родители всегда поддерживают открытое высказывание ребенком своих физических и эмоциональных переживаний, если он знает, что родители беспокоятся о них, он вряд ли выразит свое неудовольствие к школе или к чему-то еще в физических симптомах. А у ребенка, получающего постоянную и полноценную информацию о причинах стресса и физических заболеваний, больше возможностей их избежать или с ними справиться.
МЕТОДИКА PCGC
ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ, СКЛОННЫМ К ОЖИРЕНИЮ
Проблема поддержания идеального веса затруднительна для любого человека, а для подростков, переживающих резкие изменения организма и образа жизни, она особенно трудна. Задача психотерапевта в этом случае — назначить лечение, которое будет действовать на все аспекты жизни подростка, склонного к ожирению, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние и уменьшить вес.
Разработанная авторами программа называется “Метод регулирования веса подростка” и охватывает популяцию подростков, которая чаще всего нуждается в регулировании веса: девушки-подростки 14—16 лет, имеющие не менее 40 фунтов лишнего веса. Хотя программа и предполагает профессиональную помощь в отдельных случаях ожирения, но главная ее задача — помочь семьям в решении подобных проблем, так как семья часто вносит свою лепту в формирование склонности подростка к ожирению. Разработанная программа обозначила основные моменты, с помощью которых семья может формировать склонность подростка к перееданию:
■ настаивание на том, чтобы вся пища на тарелке каждого была съедена, — типичное явление в семьях, образованных людьми, которые выросли в тяжелых материальных условиях;
■ приравнивание пищи к хорошему отношению, как будто приготовление больших количеств пищи равнозначно выражению такого же количества любви, а съедать много пищи значит получать много любви;
■ использование пищи для облегчения эмоциональной боли — так называемый «психосоматический» подход, работающий обычно лишь короткое время;
■ предположение, что в значительной мере пища (или обстоятельства, с ней связанные) объединяет членов семьи — обычная тактика в семьях с большим риском межличностных конфликтов.
Исследования, входящие в предложенную авторами программу, показывают, что наследственность и окружающая среда вносят одинаковый вклад в формирование ожирения у подростков. Большинство детей, страдающих ожирением, происходят из семей, где ожирение встречается очень часто. В некоторых случаях биологические факторы, переданные от родителей к детям, способствуют большему накоплению жира, как будто бы для защиты от голода. Но эти факторы не могут способствовать тенденции всей семьи к ожирению. Поэтому, как правило, члены семьи из поколения в поколение становятся жертвами поведенческих факторов, способствующих ожирению (пища с большим содержанием жира и калорий и/или вредные пищевые привычки).
Среди рекомендаций для управления своим весом в домашних условиях можно выделить следующие.
■ Принимайте всерьез все проблемы, связанные с ожирением вашего ребенка. Эти проблемы намного легче решить в более раннем возрасте.
■ Помните, что депрессия и ожирение сильно связаны между собой. Поэтому родители должны быть готовы, что у их ребенка в состоянии депрессии может возникнуть ожирение, а ребенок, страдающий ожирением, может находиться в состоянии депрессии.
■ Чтобы сбросить лишний вес, ребенок должен быть абсолютно уверен, что сможет сделать это. Поэтому родители в этом случае должны выражать уверенность, что усилия ребенка достигнут результата. Кроме того, следует помогать детям в следовании разумным программам по уменьшению веса, которые предлагают постепенный путь к успеху.
6. ДЕПРЕССИЯ И СТРЕСС
Чрезмерное возбуждение нервной системы, именуемое специалистами стрессом, представляет собой явление, которого не в силах избежать ни дети школьного возраста, ни взрослые. В сущности полноценную жизнь человека просто невозможно себе представить без стресса. Этот процесс не только заставляет чувствовать неудовлетворенность, беззащитность и утомление, но и тонизирует нас, добавляя к жизни приправу из интереса, энтузиазма и драматизма.
Другими словами, сам по себе стресс не является проблемой, хотя он может возникать в ответ на отрицательное влияние среды. Истинная проблема заключается в преодолении стресса. И ребенок школьного возраста, чтобы эффективно справиться со стрессом, нуждается в помощи родителей.
В противоположность стрессу, депрессия представляет собой эмоциональное нарушение и проявляется ощущениями безнадежности и беспомощности. Как и печаль, депрессия обычно запускается стрессом и проводит к новому стрессу, замыкая порочный круг отрицательных эмоций и переживаний. Однако в противоположность печали, депрессия — это состояние психологического «паралича», которое может продолжаться месяцы.
До недавнего времени ученые считали, что депрессия как более серьезное, чем печаль, нарушение может возникать только у подростков и взрослых, так как они более интеллектуально зрелые люди, чем дети. Но клинические исследования опровергли эту точку зрения. Теперь ученые утверждают, что примерно 10% детей страдают тяжелой депрессией в течение школьного возраста, что составляет почти две трети от количества взрослых, страдающих депрессией. Кроме того, не доказано, что депрессия, возникающая в любом возрасте, как-либо связана с интеллектуальным развитием. Поэтому помогая своим детям школьного возраста преодолеть стресс, родители должны быть готовы помочь им справиться с депрессией.
Не принимая во внимание интеллектуальное развитие, можно считать, что некоторые дети школьного возраста более подвержены стрессу, чему другие, и еще в большей степени подвержены депрессии. Некоторые неврологи предполагают, что это связано с чувствительностью их нервной системы. Так это или не так? Скорее всего, это действительно больше связано с физиологическими особенностями, чем с факторами окружающей среды. Дети от 6 до 13 лет одинаково подвержены стрессу как в неблагоприятных и обездоленных семьях, так и в любящих и богатых. Можно выделить несколько групп детей, различающихся по своей подверженности стрессу.
В первую группу входят дети, реагирующие быстро, активно и находчиво на все (хорошее или плохое), что с ними происходит. Когда на своем дне рождения они оказываются в центре внимания, это прибавляет им счастья, душевного равновесия, стремления веселиться и видеть веселье других. Если они получают плохие новости, то реагируют соответствующим образом, сбрасывая неприятность с плеч. Когда на них нападают, они отвечают гневом и агрессией против обидчика, но настолько, чтобы только защитить себя.
Противоположная группа детей характеризуется слишком продолжительной реакцией на хорошие или плохие события в их жизни, неспособностью уравновесить и стабилизировать эти реакции. Оказавшись в центре внимания на своем дне рождения, такие дети или очень смущены, застенчивы, или чрезмерно возбуждены, что приводит в замешательство их самих и гостей. Получив плохую новость, они молчаливы или безудержно веселы. Когда на них нападают, они либо ретируются немедленно, либо отвечают жестокостью и мстительностью.
Большинство детей школьного возраста находятся где-то посередине, т.е. иногда чрезмерно подвержены стрессу или депрессии, а иногда — нет. Если ваш ребенок более подвержен этим состояниям, то это не означает, что он менее эмоционально здоров или страдает от эмоционального дефекта. Большая подверженность стрессу и депрессии может сделать человека хорошим борцом за справедливость, заботливо относящимся к окружающим, ценящим красоту или умеющим предвидеть и предотвращать катастрофы.
Независимо от того, как организм вашего ребенка воспринимает стрессовые ситуации, вы должны всегда быть готовы помочь ему справиться с отдельными случаями стресса или депрессии. Лучшее, что вы можете сделать — это научить ребенка получать удовольствие, радоваться любой ситуации, с которой он сталкивается. Это не только даст вашему ребенку возможность быть счастливым и по достоинству оценивать себя, противопоставляя эти свои качества экстремальным ситуациям, но и таким образом сблизит вас и ребенка, и он, более вероятно, обратится к вам за помощью.
Вот некоторые другие важные советы.
■ Старайтесь предвидеть ситуации, когда ваш ребенок может испытывать стресс или депрессию, и приготовьтесь к ним.
Среди легко прогнозируемых ситуаций, которые могут вызвать стресс или депрессию у детей, можно назвать следующие: пребывание в больнице, начало и окончание года обучения в школе, визит родственника, спланированный переезд семьи, большой праздник, рождение ребенка в семье. Чтобы подготовиться к такому событию, вы можете заранее беседовать с ребенком, таким образом он будет ожидать эти события и знать о них, воспринимая их спокойнее.
Другие ситуации, которые тоже вызывают стресс, более трудно, но возможно предвидеть. Например, можно предвидеть смерть близкого родственника, долго и тяжело болеющего. Когда ребенок участвует в какой-либо деятельности, можно предположить, к примеру, что у него это не будет получаться.
Возможно, вашего кругозора не хватит, чтобы подготовить ребенка к этим более гипотетическим событиям, но вы все же можете способствовать тому, чтобы они не застали его врасплох. Чтобы не пугать ребенка понапрасну, во время своих разговоров с ним конструктивно и аккуратно сообщайте о подобных возможностях.
■ Будьте внимательны к симптомам серьезной депрессии или стресса у ребенка.
И стресс, и депрессия имеют разнообразные проявления. Но в каждом случае стресса или депрессии набор симптомов может иметь свои особенности.
Эмоциональные проявления этих состояний — страх, уныние, тоска, перепады настроения, раздражительность, ярость, гнев или чрезмерное возбуждение. Эти проявления также предполагают любое резкое изменение поведения, от необычной уединенности до непонятной воинственности, от необъяснимой безмятежности до необычной подвижности и стискивания зубов. Возможны такие психосоматические нарушения, как боли в животе, головные боли, изменения сна или аппетита.
Только выраженность и длительность определенной совокупности симптомов может показать, имеет ли место стресс, или ребенок испытывает депрессию. В некоторых случаях симптомы могут оставаться незамеченными, пока находятся в «стадии стресса», увеличивая вероятность возникновения тяжелой депрессии у ребенка.
У детей школьного возраста, переживающих стресс, симптомы обычно уменьшаются или вовсе исчезают в течение нескольких дней с момента их появления. В случаях тяжелого стресса симптомы могут отмечаться в течение двух месяцев, но в это время они то исчезают, то появляются.
С другой стороны, депрессия у ребенка школьного возраста не считается клинически выраженной, если симптомы ее не сохраняются в течение более чем двух месяцев без заметного ослабления или исчезновения. При этом депрессия может длиться практически неограниченное время.
И наконец, стресс менее интенсивен и легче поддается лечению, чем депрессия. Поэтому родители должны делать все возможное, чтобы выявить и облегчить симптомы стресса быстро и эффективно.
■ Когда бы ваш ребенок ни чувствовал беспокойство, особенно хорошо слушайте его и наблюдайте за ним.
Вступая в разговоры с ребенком, поддерживайте в нем желание поделиться своими чувствами с вами. Часто дети преодолевают стресс или депрессию, просто рассказывая о своих чувствах.
Не критикуйте и не высказывайте суждений по поводу чувств ребенка, так как этим вы можете остановить его рассказ и воспрепятствовать свободному выражению чувств. Во время разговора старайтесь проявлять особое внимание к тому, что говорит ребенок, своими комментариями обнадеживая и поддерживая его. Покажите вашему ребенку, что сопереживаете его чувствам, помогите ему выразить их. Кивайте головой, показывая, что понимаете его, перефразируйте выводы ребенка и старайтесь придать своему лицу, словам и интонациям такое значение, которое соответствует поведению и манере разговора вашего ребенка.
Такое ваше поведение не означает, что вы пропускаете чувства ребенка мимо, наоборот, вы осознаете и оцениваете важность этих чувств в его жизни.
Кроме умения хорошо выслушать ребенка, находящегося в состоянии стресса или депрессии, вам нужно научиться внимательно наблюдать. Часто истинная причина эмоциональных проблем вашего ребенка намеренно или случайно маскируется его видимым поведением.
Например, ребенок, огорченный потерей одного из родителей в результате смерти или развода, может подсознательно выбрать агрессивное или чрезмерно активное поведение, а не быть подавленным, как можно предположить. Или ребенок, испытывающий беспощадные насмешки одноклассников из-за своего повышенного веса, может еще больше есть, а не следовать «более логичной» стратегии голодания.
Если ваш ребенок следует странной стратегии поведения, попытайтесь понаблюдать за ним в различных ситуациях, перед тем как делать выводы о причинах такого поведения. Кроме того, выясните результаты наблюдений других взрослых, с которыми сталкивается ваш ребенок.
■ Обдумайте, что можно сделать, чтобы ребенок чувствовал себя лучше.
Когда вы точно знаете, как чувствует себя ребенок и, в какой-то мере, почему он себя так чувствует, вам следует спросить его мнение о том, что можно сделать для облегчения этих чувств или для изменения ситуации, вызывающей их. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы обдумать возможные предложения и рекомендации.
Если ребенок не может сформулировать свои идеи или эти мысли не соответствуют действительности, выскажите свое мнение. Также дайте себе возможность хорошо обдумать наиболее применимые и потенциально эффективные стратегии для каждой ситуации и сформулируйте свои идеи.
Концепции для преодоления стресса или депрессии обычно делятся на две категории: средства преодоления и средства отвлечения. Первые обучают, как справиться с ситуацией, вызвавшей стресс или депрессию. Средства отвлечения созданы, чтобы преодолеть озабоченность какой-либо идеей, вызывающей стресс или депрессию. Во многих случаях наилучший эффект достигается сочетанием тех и других средств.
Например, если ребенок испытывает горечь от смерти одного из родителей, можно применить средство преодоления (и, возможно, избавить ребенка от тягостного чувства) — некую официальную церемонию, когда ребенок может лично попрощаться с умершим родителем: специальный час воспоминаний вместе с живым родителем, посещение могилы или аккуратное укладывание любимых вещей умершего родителя. С другой стороны, в этой ситуации можно применить средство облегчения — веселая поездка или прогулка вместе с живым родителем, занятие новым делом, покупка нового домашнего животного.
Если ребенок подвергается насмешкам из-за своего веса, то средства преодоления стресса предполагают обучение этого ребенка хорошим и остроумным методам защиты от насмешек, а также помощь в следовании определенной диете и выполнении физических упражнений, чтобы «накачать» мышцы. Средства отвлечения от стресса в данном случае учат ребенка ценить свои положительные черты характера, предполагают участие ребенка в различных видах деятельности, повышающих самооценку.
■ Избегайте косвенным образом способствовать стрессу, чрезмерно опекая или воздействуя на вашего ребенка.
Детям школьного возраста необходима возможность самим пытаться находить выход из сложных жизненных ситуаций, чтобы затем вырабатывать стратегии, которые наилучшим образом подходят их личным желаниям и амбициям. Эти усилия позволяют им почувствовать свои способности и построить свой характер, чтобы потом справляться со сложностями взрослой жизни.
Хотя вам и следует проявлять особенное внимание к эмоциональному состоянию вашего ребенка школьного возраста, когда у него имеются признаки стресса или депрессии, но не нужно вмешиваться в любую ситуацию, в которую попадает ваш ребенок. Вы как заботливый родитель должны не сами преодолеть стресс и депрессию ребенка, а помочь ему справиться с ними самостоятельно.
С другой стороны, не возлагайте слишком больших надежд на то, что ваш ребенок сможет выполнить большие задачи, разобраться в сложных ситуациях или соответствовать определенным стандартам зрелости. Эти надежды сами по себе часто приводят детей к стрессу и депрессии.
ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СТРЕССА
Ниже перечислены ситуации, вызывающие наиболее сильный стресс в различные периоды школьного возраста, хотя ребенок любой возрастной группы в течение школьного возраста может пережить любой стресс из перечисленных.
Помните, что стресс вызывают как положительные ситуации, так и отрицательные. Также нельзя забывать, что многие стрессорные факторы изменяют характер своего влияния по мере взросления ребенка.
Например, обеспокоенность правилами, которую испытывает ребенок в возрасте от 6 до 9 лет, может стать более сложной тревогой по поводу обязанностей у ребенка в возрасте от 9 до 11 лет. Так, девятилетний ребенок хочет иметь то же, что и ровесники, а ребенок в возрасте 11—13 лет уже хочет иметь популярность среди ровесников.
Рассмотрим возможные ситуации в разбивке по возрастным периодам.
ОТ 6 ДО 9 ЛЕТ
■ ссоры с родителями;
■ ссоры родителей друг с другом;
■ новая дружба;
■ ссоры с друзьями;
■ насмешки и собственная неловкость;
■ зависть и/или ревность;
■ пренебрежение со стороны окружающих;
■ правила (запоминание, следование, нарушение);
■ отсутствие разрешения или возможности выполнить задачу, которая может быть выполнена;
■ начало занятий в школе;
■ беременность матери и/или рождение брата (сестры);
■ праздники.
ОТ 9 ДО 11 ЛЕТ
■ ссоры с родителями;
■ ссоры родителей друг с другом;
■ новая дружба;
■ ссоры с друзьями;
■ переезд семьи;
■ отметки и контрольные работы в школе;
■ деньги и решения о покупках;
■ игры и спорт;
■ ощущение чрезмерного количества обязанностей (домашние, школьные, дополнительные);
■ обладание теми же предметами и одеждой, что и у друзей;
■ стремление не опоздать;
■ каникулы (проведенные вне дома или вне школы).
ОТ 11 ДО 13 ЛЕТ
■ переезд семьи;
■ изменение уровня жизни семьи (улучшение или ухудшение);
■ ссоры, развод родителей;
■ оценки и контрольные работы в школе;
■ деньги и решения о покупках;
■ игры и спорт;
■ внешность;
■ чувства, связанные с полом, и физические изменения;
■ наркотики (избегание, выбор или прием);
■ признание, награды, почести (наличие или отсутствие) в школе, общине, спорте;
■ популярность (наличие или отсутствие) среди ровесников;
■ справедливость в отношениях с другими.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ РАЗВОДЕ
Маленькие дети еще могут понять ситуацию, когда ссорятся друзья или братья и сестры и некоторое время избегают друг друга. Но все проблемы, связанные с разводом, остаются вне их понимания. Они даже склонны путать развод со смертью: и то, и другое означает, что кого-то больше не будет рядом (в данном случае мамы или папы или даже обоих — при передаче опекунства). В лучшем случае, если событие не сопровождается сильными эмоциями или резким изменением привычного распорядка жизни, эмоциональная реакция на смерть или развод будет менее длительной.
В настоящее время нет надежных данных о том, какой из вариантов оптимален для детей: когда разведенные родители продолжают жить вместе, разделяют родительские права или оставляют их одному из родителей. Также непонятно, каков оптимальный режим посещений ребенка (если он носит постоянный характер). Слишком многое зависит от людей, участвующих в этом; условия, оптимальные для одного случая развода, могут быть противопоказаны в другом.
Однако если вы разводитесь со своим супругом (супругой), мы предлагаем некоторые вполне эффективные стратегии. Используя их, вы поможете ребенку уменьшить эмоциональный дисбаланс, вызванный вашим разводом.
■ Как можно раньше сообщите ребенку о разводе и о том, что несмотря на это, оба родителя будут любить его и заботиться о нем.
Лучше, если вы вместе с супругом сделаете это объявление, показывая ребенку, что оба согласны с этим решением и разделите все тяготы, связанные с ним. Удостоверьтесь, что ребенок понимает не только тот факт, что вы больше не будете жить вместе в качестве мужа и жены, но и то, что каждый из вас по-прежнему будет принимать активное участие в жизни ребенка.
■ Убедите ребенка, что в любом случае развод произошел не из-за него.
Дети по природе очень эгоцентричны. Учтите, что они могут считать развод в какой-то степени своей виной или полагать, что их любовь к обоим родителям будет достаточной, чтобы заставить вас отказаться от мысли о разводе. Используйте все возможности для напоминания ребенку о том, что развод никак не связан с чем-то, касающимся его, а обусловлен необратимыми противоречиями между родителями.
■ Ставьте в известность вашего ребенка по мере развертывания событий.
Зачастую самым трудным при разводе для маленького ребенка является то, что он знает о происходящих “больших” переменах, но что происходит на самом деле, ему непонятно. Оставаясь в неведении, ребенок может представлять себе все хуже, чем есть на самом деле, или надеяться на лучшее, не подозревая о ждущем его жестоком разочаровании.
Не следует делиться с ребенком всеми неприятными деталями и чувствами, связанными с подготовкой развода, но он должен быть в курсе основных вопросов:
■ Когда уезжает родитель, не получивший прав опекунства?
■ Где он будет жить?
■ Когда ребенок вновь сможет его увидеть?
■ Как часто и при каких обстоятельствах они теперь будут видеться?
■ Когда он вновь сможет увидеть обоих родителей одновременно?
■ Как часто и при каких обстоятельствах он будет видеть обоих родителей вместе в будущем?
■ Когда будет официальный развод?
Не так важно, насколько подробно вы сможете ответить на указанные вопросы, но сам разговор, затрагивающий эти проблемы, даст возможность ребенку представить себе те изменения, которые происходят в основном у него за спиной.
■ Постарайтесь не разрушать нормальный ритм и уклад жизни вашего ребенка.
Чем более привычной в остальном останется жизнь вашего ребенка, тем устойчивее он будет перед лицом всех изменений, вызванных разводом. Не устанавливайте “новый порядок”, новые правила и обязанности в доме, если это не является абсолютно неизбежным в связи с отсутствием другого родителя. Необходимо дать понять ребенку, что развод — это не конец света.
■ Остерегайтесь выражать перед ребенком свои эмоции, связанные с разводом.
Хоть это и трудно, постарайтесь не менять во время развода свое поведение по отношению к ребенку. Не возлагайте на него более тяжелое эмоциональное бремя, не становитесь критичнее к чертам его характера и поведению. Не требуйте с его стороны большего понимания в связи с тяжелым для вас периодом.
■ Поддерживайте хорошие отношения и взаимопонимание между вами и другим родителем в том, что касается вашего ребенка.
Не давайте ребенку возможности видеть или слышать, как вы ссоритесь из-за него и не забывайте о своей ответственности информировать другого родителя о вашем общем ребенке. Если можете, покажите ребенку, что вы в равной мере хорошо осведомлены о его жизни и действуете сообща в том, что касается его благополучия. В этом случае ребенок перенесет ваш развод гораздо спокойнее и быстрее приспособится к новой жизни.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПРИ ПОВТОРНОМ БРАКЕ
Если ребенок до шести лет постепенно привыкнет к будущему супругу своего родителя до свадьбы, то сам повторный брак будет воспринят им без особых проблем. Маленькие дети, в отличие от подростков, меньше склонны к соперничеству со своим новым родителем за любовь своего настоящего родителя. Они реже обижаются на то, что пришелец берет на себя ту роль, которая когда-то принадлежала настоящему родителю.
Чтобы вступить в повторный брак, избежав тяжелых эмоциональных последствий у вашего ребенка до шести лет, воспользуйтесь следующими рекомендациями.
■ Убедитесь, что вы и ваш партнер имеете общие взгляды на воспитание вашего ребенка.
Это позволит вам избежать споров о ребенке, который в результате может почувствовать себя незащищенным. В идеале воспитание ребенка должно сохранить привычный для него стиль, хотя бы некоторое время. Любые изменения следует вводить очень осторожно.
■ Поговорите один на один с ребенком о вашем новом партнере и браке.
Вы и ваш партнер должны попытаться сделать многое совместно с ребенком, чтобы он мог почувствовать в вас “родительскую команду”. Помните, что вам и ребенку важно общение один на один, где вы сможете обсудить его нового родителя и новую фазу семейной жизни.
Не заставляйте ребенка быть откровенным в своих чувствах. Они могут быть не столь сильными и определенными, учитывая возраст ребенка и отсутствие опыта в данных вопросах. Вместо этого расскажите о своих чувствах и предложите ребенку задать вопросы или высказать свои соображения по поводу происходящего.
В ваших силах прояснить все сомнения ребенка относительно вашего партнера как человека, его роли как нового родителя (часто последняя толкуется неправильно, в сказках ей обычно придается оттенок угрозы). Обсудите роль и чувства другого настоящего родителя и его повторный брак. Даже если у ребенка нет вопросов и неправильных представлений, он будет доволен, что вы уважаете и цените его мнение.
■ Часто уверяйте ребенка в своей любви и преданности к нему.
Так как вы проводите все больше времени с партнером, ваш ребенок нуждается в подтверждении того, что вы любите его и заботитесь о нем так же, как и раньше.
■ Поощряйте все попытки ребенка наладить более тесный контакт с вами и вашим новым партнером.
Для детей в этот период вполне естественно искать тесный контакт со своим настоящим родителем, они боятся потерять прежнюю любовь с его стороны. Стремясь к новому родителю, они опасаются, что он может “уйти” так же, как его предшественник, В любом случае не торопитесь сохранять дистанцию до тех пор, пока это не будет мешать вашим планам. Ваш ребенок выиграет от этого, почувствовав большую безопасность и получив еще немного любви.
■ Не беспокойтесь, если, вопреки вашим надеждам, ребенок без особого энтузиазма воспринимает новый брак.
Во время переходного периода ваш ребенок может казаться эмоционально “вялым”. Если это так, он, возможно, просто ждет дальнейшего развития событий. Кроме того, дети до шести лет имеют весьма ограниченные представления о том, что значит брак или повторный брак. Поэтому нельзя от них ждать быстрого включения в ситуацию.
■ Отведите время для того, чтобы получать удовольствие от общения один на один с партнером.
Часто вновь образованные пары совершают ошибку, развлекая своего маленького ребенка и при этом отказывая себе в общении один на один, столь необходимом им для поддержания прочных и любовных взаимоотношений. Для длительных отношений это проведенное наедине время столь же важно и для нормальной жизни ребенка. Оно позволяет паре более эффективно выполнять свои родительские обязанности и учит ребенка большей самостоятельности.
Попытайтесь каждый день некоторое время проводить наедине с партнером. И, конечно же, оставайтесь вдвоем без ребенка во время медового месяца. Если никак не получается оставить ребенка с кем-то сразу после свадьбы, отложите медовый месяц до тех пор, пока это не будет возможным.
КАК БЫТЬ С ПЛОХИМИ ВЕСТЯМИ
Маленькие дети иначе; чем подростки и взрослые, реагируют на острые и болезненные события. Услышав о них или став их свидетелями, они не способны представлять и судить о событии с точки зрения того, почему оно произошло, что означает и представляет ли для них прямую угрозу. Они реагируют только эмоционально и легко могут перейти в состояние ужаса или депрессии. Вот некоторые подходы, с помощью которых можно предотвратить избыточную эмоциональную реакцию.
■ Контролируйте контакт вашего ребенка с образами на телевидении, в кино и в печати, которые потенциально могут вывести его из равновесия.
Для ребенка до шести лет грань между фантазией и реальностью зыбка и подвижна. Придуманный образ может его так же напугать, как и реальное событие.
Насколько возможно, не разрешайте ребенку смотреть передачи и материалы, содержащие нечто, что может расстроить его. Если вы не знаете точно, содержит ли та передача, которую ребенок хочет посмотреть, что-либо неприятное, посмотрите ее вместе с ребенком, чтобы при необходимости в чем-либо его убедить, что-то объяснить (например, сказав, что актеры только притворяются, объяснив, как достигнут специальный эффект, или уверив в том, что происходящее на экране не может случиться с ребенком).
■ Если в реальной жизни произошло нечто неприятное и затронуло внимание ребенка, обсудите это событие с ним как можно скорее.
Такие инциденты включают семейный кризис (например, серьезную болезнь, разрыв отношений между родителями или потерю работы), большое несчастье, произошедшее где-то рядом (убийство или пожар), большую национальную или международную катастрофу (войну или землетрясение). Нет необходимости говорить много. Наоборот, длинный рассказ может испугать ребенка. А дети в этот период развития не могут полностью осознать такие понятия, как смерть, экономические проблемы или причину, по которой одна группа людей воюет с другой.
Каковы бы ни были кризис, несчастье или катастрофа, самое лучшее — это просто и спокойно рассказать ребенку о них, подтвердив его личную безопасность. Если он впервые услышит о событии от вас, а не из другого источника, это покажется ему менее тревожным. Кроме того, беря инициативу в свои руки, вы открываете дополнительную возможность для того, чтобы ребенок раньше или позже рассказал вам о своем страхе, который он может испытывать в связи с событием.
■ С вниманием отнеситесь к признакам избыточного волнения ребенка в ответ на плохие новости.
Если ребенок испытывает стресс, общими признаками этого будут ночные кошмары, агрессивность в игре, длительные периоды уединения, молчаливости, повышенная привязанность к одному или обоим родителям, потеря аппетита или повышенная раздражительность и выражение гнева в поведении. О таких реакциях можно не беспокоиться, если они не кажутся избыточными. В противном случае обсудите с ребенком его переживания и постарайтесь отвлечь или убедить его в том, что не стоит так огорчаться.
■ Помогите ребенку конструктивным путем избавиться от тревоги.
Многие дети хорошо воспринимают предложение нарисовать или обыграть беспокоящий их сюжет. Ребенок согласится послушать историю, комментарий к которой смягчит восприятие неприятного события. В зависимости от ситуации ваш ребенок может сыграть реальную положительную роль в событии, например, написать свои пожелания больному человеку.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СЛУЧАЕ СМЕРТИ
До достижения шестилетнего возраста дети обычно не понимают, что на самом деле означает смерть. Наиболее распространенное неправильное представление об этом состоит в том, что смерть, как и сон, — временное состояние, из которого человека можно вывести. Это представление подкрепляется мультфильмами, сказками и играми, где “умирают понарошку”. Поэтому появление и исчезновение из жизни ребенка людей остается для них необъяснимым.
Не имея возможности оценить постоянство и серьезность смерти, маленькие дети обычно не отвечают сильными эмоциями на смерть конкретного человека. Исключением может стать внезапная и потрясающая смерть, произошедшая у ребенка на глазах. Это, например, смерть родителя от тяжелого инфаркта или гибель домашнего животного, сбитого машиной. В таком случае, без сомнения, ребенок будет тяжело переносить и те ситуации, когда смерть произошла не на его глазах или была менее яркой и запоминающейся.
В любом случае для маленьких детей, в отличие от подростков и взрослых, не характерно испытывать внезапное, длительное и ярко проявляющееся внешне горе по умершему близкому человеку. Тем не менее, ребенку нужно помочь понять, что произошло, чтобы создать своеобразный эмоциональный переход от жизни с близким человеком к жизни без него.
Когда смерть забирает кого-то близкого и дорогого для вашего ребенка, воспользуйтесь некоторыми рекомендациями, чтобы облегчить понимание в переходный период.
■ Скажите правду о смерти.
Дети до шести лет не нуждаются в длинном медицинском и религиозном обсуждении того, что такое смерть. Ребенку просто нужно сказать, что его близкий человек умер и больше никогда не придет.
Слова о том, что умерший близкий просто “ушел”, без объяснения того, что это навсегда, просто откладывают неизбежную развязку. Более того, ребенку будет еще труднее воспринять известие о смерти из-за вашей приятной, но выводящей из равновесия лжи.
Также не рекомендуется говорить, что человек “заснул”, даже уточняя, что навсегда. Это может заставить ребенка бояться засыпания и сна. Это не значит, что смерть нельзя сравнивать со сном в плане внешнего вида и спокойствия.
Еще один спорный подход — говорить, что Бог забрал близкого человека. Ребенок может испугаться того, что он сам или другой близкий будет следующим, что вносит элемент безнадежности перед лицом непостижимой судьбы.
Рассказывая о смерти, назовите её основные причины: болезнь, травма или пожилой возраст. Опять же, подробности не обязательны. Важно то, чтобы ребенок не остался в полном неведении. В зависимости от степени эмоциональной и ментальной зрелости ребенка и особенностей ваших отношений с ним, можно выбрать для обсуждения подробности процесса умирания или показать, что причиной смерти конкретного человека может стать самоубийство, убийство или катастрофа.
■ Поделитесь в приемлемой форме своими чувствами, связанными со смертью.
Любая смерть, производящая эмоциональное впечатление на ребенка, скорее всего воздействует подобным образом и на вас. Если смерть затронула близкого человека, например, супруга, вашего родителя или другого ребенка, она произведет особенно сильное и продолжительное воздействие на ваше поведение.
Ваш ребенок, такой же эмоционально восприимчивый, как и все дети, поймет это воздействие, хотите вы того или нет. Поэтому лучшая политика — незамедлительно дать понять ребенку, что вы чувствуете. Это поможет вам обоим ощутить себя менее одинокими.
Выражая свои эмоции, будьте честными, но всегда помните, что возможности ребенка понять и разделить вашу реакцию ограничены. Не испугайте ребенка, потеряв контроль над собой или используя драматичные выражения (например, “Я не знаю, как буду дальше жить”). Однако подготовьте ребенка к тому, что некоторое время не сможете вести себя так, как обычно.
■ Дайте ребенку возможность после смерти близкого вернуться к нормальной жизни чем раньше, тем лучше.
Идеально, если ваш ребенок сможет, вернувшись домой, включиться в привычный круг ежедневных дел, что поддержит его чувство безопасности. Это уменьшит любое опасение ребенка насчет того, что смерть радикально изменит окружающий его мир.
Если идеал невозможен, сделайте все, что в ваших силах, чтобы распорядок жизни вашего ребенка мало чем отличался от такового до смерти. Расскажите о произошедшем учителям, воспитателям в детском саду и другим взрослым, регулярно общающимся с ребенком. Объясните им, что желаете сохранить по возможности нормальный ход жизни ребенка.
■ Предложите ребенку формальные пути подтверждения смерти и прощания с ушедшим близким человеком.
Если умерший был близок ребенку и если есть для этого возможность, пусть ребенок присутствует на похоронах и почувствует себя частью группы людей, оплакивающих смерть. Однако не обременяйте ребенка обязанностями, потребующими от него на похоронах слишком многого.
Кроме того, постарайтесь устроить лично для ребенка церемонию, во время которой он мог бы выразить свои личные чувства, вызванные смертью. Воспользуйтесь возможностью помолчать вместе несколько минут, произнося молитву, посадить дерево в честь усопшего или навестить могилу. Поищите в библиотеке или книжном магазине материал, предлагающий маленьким детям, недавно потерявшим близких, какую-либо деятельность, способствующую утешению.
■ Если это возможно, отведите ребенку достаточно времени, чтобы оправиться от утраты, прежде чем в его жизни будут новые большие изменения.
Лучше не брать ребенка в большое путешествие, не переводить его в новый детский сад, не приглашать друзей и самим не ходить в гости по меньшей мере несколько недель. Вы должны определить, что ребенок нормально воспринял смерть. Если умерло домашнее животное, подождите несколько недель, прежде чем покупать новое.
Маленькие дети обычно быстрее, чем подростки и взрослые, восстанавливаются после тяжелой утраты. Но не нарушайте этот процесс, представляя ребенку новый источник для стресса, пока он не будет к этому эмоционально готов.