ВВЕДЕНИЕ
Жизнь в период взросления полна парадоксов. Взросление означает процесс становления, перехода во взрослое состояние, что не связывает подростка какими-либо рамками. В этот переходный период ребенок преодолевает различные и не предсказуемые ступени, будучи отчасти ребенком, отчасти взрослым человеком, отчасти совмещая и то» и другое. Хотя исследования показывают, что большинство подростков не испытывают серьезных проблем, однако окружающие склонны считать наоборот, тем более что потенциальная возможность эмоциональных затруднений существует.
Парадокс взросления заключается в эмоциональной зависимости подростка от родителей. Хотя люди в этом возрасте, обычно поглощенные собой, стремятся к личной независимости от родителей, им все же хочется любви, она им необходима как никогда.
Подростки совершенно свободно могут чувствовать себя уже не такими милыми малышами, беззащитными или даже вполне невинными, чтобы получать такую любовь. И родители совершенно свободно предполагают, что их дети-подростки не хотят опеки с «детскими» словами любви. Последнее предположение может быть или не быть правдой, но в любом случае все заканчивается печально: многие родители чувствуют скованность в открытом выражении своих чувств, и их дети-подростки страдают от недостатка любви.
Кроме того, конфликт между рациональным и иррациональным в психике подростка — еще один из больших парадоксов периода взросления. В различное время, когда человек взрослеет, этот конфликт может проявляться в единоборстве двух равных внутренних сил — порядка и хаоса, борющихся за контроль над словами и поступками, но ни одна из них не одерживает окончательной победы.
Силы порядка в подростке стремятся понять, почему все устроено так, а не иначе, начиная с общественного устройства и заканчивая тем, как родители ведут домашнее хозяйство. Общественные и семейные порядки подвергаются яростной и настойчивой критике. При этом выражается явное уважение к логике, рассудку и ясности, что часто придает подросткам более взрослый и рассудительный вид.
Силы хаоса в подростке предрасположены творчески экспериментировать время от времени с тем, что предоставляет взрослая жизнь, определяя границы удовольствий и неприятностей, которые предлагаются. Эта тенденция иногда может привести к импульсивному отрицанию рассудка, правил или ответственности ради установления и ощущения собственной индивидуальности. Кроме того, подросток может пойти еще дальше — к намеренному и полному пренебрежению порядком и логикой, возможно, даже безрассудному поиску острых ощущений, который может закончиться бедой.
Еще один большой парадокс взросления заключается в том, как быстро подростки проходят путь от маленького ребенка до взрослого человека. Эта быстрота не одинакова у разных подростков и у каждого из них в разные периоды жизни, что учитывается при рассмотрении особенностей взросления отдельного подростка.
С одной стороны, подростки взрослеют очень быстро, особенно в нынешних условиях. В короткий период после полового созревания большинство взрослеющих молодых людей успешно копируют поведение и облик взрослых: ведут активную сексуальную жизнь, зарабатывают достаточно денег для необходимой финансовой самостоятельности, по крайней мере настолько, насколько это связано с их личной и социальной деятельностью.
С другой стороны, современные подростки все больше откладывают время окончательного взросления, находясь по-прежнему в родительском доме и/или в зависимости от родителей до окончания учебы, получения стабильной работы, образования партнерских отношений. Действительно, сейчас нет ничего необычного в том, что люди старше двадцати и даже тридцати остаются в эмоциональной зависимости от родителей, продолжая такие же отношения, как в детстве.
Чтобы успешно преодолевать эти парадоксы, более эффективно поддерживать вашего взрослеющего ребенка, необходимо запомнить следующее.
1. Во время взросления ребенка вы должны ожидать и принимать некоторое увеличение его эмоциональных проблем.
Чаще всего в период от 6 лет до полового созревания родители и ребенок сталкиваются с меньшим числом эмоциональных проблем, чем в период с рождения до 6 лет. К сожалению, эта тенденция не продолжается во время взросления. Напротив, начало взросления вместе с резкими физическими и социальными изменениями в некоторой степени возвращает человека в беспокойный эмоциональный климат, отмеченный в раннем детстве.
Во время беспокойного взросления ваш «абсолютно нормальный» ребенок может делать многое из того, что принесет вам беспокойство, стыд, страх, раздражение, чувство вины или безнадежности. Вот примеры различных типов «нормальных» подростковых проблем, которые негативно влияют на эмоциональную жизнь:
■ провождение дома, в спокойствии и уединении, значительной части времени;
■ бесцельные поездки на машине без водительских прав;
■ неверие и неуважение ко всем взрослым;
■ кража денег из бумажников или других мест;
■ отказ от общения, споры с родителями по любому поводу, агрессия (особенно по отношению к родителю того же пола);
■ ложь о том, где он находился и что делал;
■ пренебрежение к домашнему распорядку и принятым в семье правилам приличия;
■ не ночует дома, не объясняет, где;
■ мелкая кража в магазине;
■ отказ проводить время с семьей;
■ злоупотребление наркотиками;
■ непосещение школы продолжительное время;
■ побеги из дома;
■ беспорядочные сексуальные отношения.
Конечно, некоторые из этих проблем причиняют больше беспокойства, чем другие, или так, по крайней мере, кажется на первый взгляд. Тем не менее, все они характерны для подростков, независимо от пола, расы, семейного положения, моральных установок, социального положения или места жительства. И хотя эмоции и поведение, сформированные ранее, будут сильно влиять на взросление, однако, еще большее, уникальное и часто непредсказуемое влияние будет исходить от новых физических, социальных и эмоциональных испытаний, характерных для самого периода взросления.
Поэтому родителям подростка не удастся отложить любую из вышеназванных проблем как непонятную или слишком трудную. Напротив, каждый родитель должен быть подготовлен к решению этих проблем, если хотя бы одна (или более) из них застанет подростка врасплох.
Когда вы как родитель сталкиваетесь с подобной ситуацией, используйте ваш авторитет и здравый смысл как ключ, чтобы представить проблему подростка в реальном свете. Ради вас самих, вашего ребенка и вашей семьи примите то, что вы в состоянии принять, насколько это возможно. Основываясь на собственном опыте и практичности, будьте критичны, применяйте дисциплинарные меры или попытки спасти ребенка в таких ситуациях, где успех этой деятельности вам гарантирован.
2. От вашего эмоционального спокойствия, уравновешенности и силы зависит многое.
Испытывая эмоциональную нестабильность, подросток ценит в своих родителях чувство уравновешенности, даже если внешне не показывает этого. Однако подростки стремятся найти в родителях не только эту уравновешенность.
Наблюдая за тем, как любой взрослый человек, а тем более родитель, поддерживает свою эмоциональную стабильность в различных ситуациях, подросток пытается делать то же самостоятельно. Сознательно и/или бессознательно имитируя подобные модели спокойствия и уравновешенности, характерные для зрелости, подростки развивают в себе последовательность, ответственность и сбалансированность в осознании себя и своего места в мире.
Как настоящий родитель старайтесь сохранять последовательность и спокойствие в своих отношениях с ребенком, особенно когда возникают конфликтные ситуации. В разговорах не опускайтесь до крика и горячности, используя их в качестве аргументов. Кроме того, не выплескивайте на ребенка свое беспокойство и фрустрации, огорчая подростка тем же, чем он обеспокоил вас.
3. В течение всего подросткового периода работайте вместе с ребенком, формируя зрелые отношения, основанные на самостоятельности каждого.
Часто родители подростка сознательно или подсознательно испытывают нежелание достичь какой бы то ни было власти над ребенком. Они боятся не только того, что подросток не сможет обходиться без поддержки и контроля, но и возможности потерять контакт с ребенком.
В сущности, формирование из подростка эмоционально здорового и самостоятельного взрослого человека предполагает постепенный отказ от родительской власти, чтобы ребенок в конце концов научился самостоятельно и с полной ответственностью относиться к своей жизни и деятельности. В течение этого процесса родители не теряют своего ребенка. Наоборот, внутренне освобождая подростка, они дают ему свободу строить более зрелые и взаимно обогащающие отношения со всеми, в том числе и с ними.
Как настоящий родитель понимайте значение этих фактов и основывайте на них развитие гибких и менее авторитарных отношений с подростком. Все это на благо вам и вашему ребенку.
Давайте подростку больше свободы и ответственности. При возможности позволяйте ему принимать участие в новых, более «взрослых» делах, пробовать новые, менее «детские» пути общения и социализации. И помогайте подростку постепенно создавать фундамент будущей независимой жизни, устраивающей его и позволяющей полагаться на свои силы.
4. Вашему ребенку всегда будут нужны ваша любовь, забота и уважение.
Хотя подростки по мере взросления требуют и заслуживают все большей свободы от прямого родительского контроля, все же они всегда будут нуждаться в том, чтобы родители любили их, беспокоились об их благополучии, относились к ним уважительно. Эти родительские «подарки» дают детям огромный заряд эмоциональной защищенности и чувство собственного достоинства.
Всегда будьте уверены в том, что подросток ощущает вашу любовь, заботу и уважение независимо от того, что он делает. Критикуя или наказывая его, будьте осторожны и акцентируйте ваше неодобрение на нехорошем поступке, но не на личности подростка. И временами применяйте новые способы одобрения, которые соответствуют возрасту и восприимчивости ребенка.
Этот раздел книги является практическим руководством для вас. Вы должны помочь ребенку испытать радость и решить проблемы, которые обычно сопровождают подростковый период.
Раздел включает следующие главы:
1. СЕКСУАЛЬНОСТЬ
■ какова будет сексуальная активность в период взросления
■ как помочь подростку сохранить безопасность и ответственность в сексуальной жизни
■ как решать проблемы, связанные с сексуальным поведением подростка
■ как предотвратить изнасилование и справиться с его последствиями в случае, когда подросток — реальная или потенциальная жертва, и в случае, когда подросток — реальный или потенциальный насильник
■ как помочь гомосексуальному подростку
■ предлагаемая методика: лечение сексуально агрессивных подростков
2. ПОПУЛЯРНОСТЬ
■ почему популярность или ее недостаток так важны для подростков
■ как предотвратить и решить проблемы, связанные с популярностью или ее недостатком
■ как относиться к желанию подростка изменить свою внешность хирургическим путем
3. ДЕПРЕССИЯ
■ причины и проявления депрессии у подростков
■ как предотвратить и решить проблемы, связанные с депрессией у подростков
■ как выявить и предотвратить намерение подростка совершить самоубийство и что делать после суицидальной попытки
■ предложенная методика: наступление зрелости
■ предложенная методика: эмоциональные нарушения, связанные с временем года
4. ДИСЦИПЛИНА
■ часто встречающиеся дисциплинарные проблемы у подростков и эмоциональные аспекты этих проблем
■ как относиться к наиболее важным дисциплинарным проблемам подростков
5. ПРИСТРАСТИЕ К РАЗЛИЧНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
■ частые причины и проявления злоупотребления веществами, к которым ограничен доступ; особое внимание обращено на четыре группы веществ, которыми наиболее часто злоупотребляют: алкоголь, психостимуляторы и барбитураты, марихуана, кокаин
■ возможные опасности, связанные с употреблением отдельных лекарственных препаратов
■ как определить, употребляет ли подросток препараты, вызывающие зависимость
■ как помочь подростку предотвратить и решить проблемы, связанные с пристрастием к различным препаратам
6. ПОБЕГИ ИЗ ДОМА
■ почему подростки убегают из дома
■ как определить, что подросток собирается убежать из дома
■ как предотвратить побег или отговорить подростка убегать
■ как поступать в ситуации, когда подросток совершил побег из дома, и после нее
7. ПЕРЕЕДАНИЕ
■ наиболее частые причины и проявления чрезмерной полноты и переедания у подростков
■ как предотвратить и преодолеть подростковые проблемы, связанные с перееданием
■ предложенная методика: помощь подросткам, имеющим избыточный вес
8. ПСИХОТЕРАПИЯ
■ как определить, нуждается ли подросток в психотерапии
■ как выбрать соответствующий метод и соответствующего врача-психотерапевта
■ значение, скрытое за специальными диагнозами: депрессия, нервная анорексия, булимия
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
По определению, психосоматическое заболевание — это психический недуг, имеющий психологическую и физиологическую причины (psyche — по-гречески «душа», soma — «тело»). Такие заболевания практически являются психофизиологическими нарушениями. Как только к психологической проблеме, лежащей в основе заболевания, найден подход, физические симптомы становятся менее выраженными или даже исчезают.
Тело и сознание настолько связаны между собой, что почти любое заболевание можно рассматривать как содержащее психосоматический компонент. Однако некоторые заболевания, связанные со стрессом, обычно считают истинно психосоматическими по своей природе, например, язвы, головную боль, боль в животе, астму, повышение артериального давления, аллергии, кожные высыпания (в том числе угри). Взросление как период эмоционального и физического развития характеризуется различными стрессорными факторами, которые отражаются на физическом теле. Это такие факторы, как часто непредсказуемые изменения телесного облика, появление новых сильных сексуальных чувств, потребность в обновлении или усилении двигательных навыков (например, в работе, вождении автомобиля, спорте, управлении своей жизнью).
Влияние этих факторов и их телесных проявлений способствует возникновению новых психосоматических заболеваний у взрослеющего человека. Возможно также возобновление тех психосоматических заболеваний, которые не давали о себе знать со времен раннего детства (такое часто случается с астмой).
Родитель подростка, страдающего такой болезнью, должен понять, что это реальный, а не воображаемый недуг. Сколько стрессовых ситуаций, ведущих к болезни, ни создавали бы вы и ваш ребенок, все же никого из вас нельзя винить в том, что возникла болезнь. Напротив, рассматривая недуг как естественный процесс, можно найти различные пути к успешному лечению.
Один из наиболее эффективных методов лечения многих психосоматических заболеваний — тренировка «обратной связи». Пациента обучают выявлять связь между эмоциями и телесными симптомами, иногда даже с помощью компьютера. Последующее изменение поведения дает пациенту больше возможностей контролировать эту связь. Такое изменение поведения направлено и на сами эмоции, и на те физические проявления, которые вызваны ими.
Если вы подозреваете, что эмоциональные факторы влияют на формирование болезни вашего ребенка, наиболее разумным для вас будет консультация не только с врачом, но и с психологом или психиатром. Подобная квалифицированная помощь будет способствовать тому, что эмоциональные проблемы не будут трансформироваться в физические, хотя и могут остаться неосознанными и непонятыми.
НЕЗАВИСИМОСТЬ ИЛИ БЛИЗОСТЬ
Описывая подростка, психологи или психиатры будут часто говорить о способности ребенка к независимости (способности полагаться на себя) и к близости (возможности поддерживать тесные отношения с другим человеком, находясь в эмоциональной зависимости от него). Такое явление в целом получило название «независимость-или-близость».
В зависимости от ситуации эмоционально благополучный подросток может без особых затруднений достичь и независимости, и близости настолько, насколько это необходимо. Например, если обычный подросток проводит достаточно много времени с подходящим партнером, то, скорее всего, между ними возникнет достаточно интимная дружба. В случае окончания дружбы из-за непримиримых противоречий или разрыва подросток некоторое время будет удручен этим, но вскоре воспрянет духом и сможет снова наслаждаться жизнью, чтобы затем снова с кем-нибудь подружиться. Таким образом развиваются отношения с любовным партнером или человеком старше себя, или детьми младшего возраста, о которых подросток заботится.
Эмоционально неблагополучному подростку, наоборот, трудно одновременно поддерживать и независимые, и близкие отношения, а также трудно осознать независимость и близость соответствующим образом. Например, подростки с эмоциональными проблемами часто не могут рассказать о своих истинных чувствах даже лучшим друзьям, иногда они даже не могут вообще завести тесную дружбу или попадают в чрезмерную эмоциональную зависимость от обычного знакомого. Когда же отношения заканчиваются, то они слишком долго могут чувствовать опустошение и одиночество. Такие подростки также могут с легкостью заводить и бросать друзей и любовных партнеров, не заботясь об эмоциональных разрушениях вокруг себя.
Если вы подозреваете, что вашему ребенку часто трудно завести интимную привязанность или поддержать собственную независимость (или и то, и другое сразу), лучше проконсультироваться с профессионалом. Такие проблемы лучше решать в начале подросткового периода, чем запускать их.
МЕТОДИКА PCGC
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ
Исследователи психического здоровья, врачи, школьный персонал и другие специалисты часто принимают решения, которые в последующем оказывают серьезное влияние на подростков. Поэтому по сей день психологическое тестирование остается признанным и ценным методом, снабжающим профессионалов необходимой информацией.
Психологическое тестирование обычно используется, чтобы определить индивидуальные различия и потребности, выявить личные способности, силы, персональный стиль и эмоциональность. Тестирование также помогает оценить реальное и потенциальное влияние, которое оказывают на подростков различные события (переезд на новую квартиру, серьезная болезнь, переход в следующий класс, развод родителей).
Психологическое тестирование подростков предоставляет данные об их интеллектуальных возможностях, методах решения проблем, психологических процессах, структуре личности. Оценка академической успеваемости позволяет выявить нарушения мышления. Предлагаемые тесты включают тест Роршаха (улучшенный и дополненный оценочной системой), тест тематической апперцепции (толкование сюжетных картинок), метод «незаконченные предложения» и (для подростков в возрасте от 16 лет и старше) Миннесотский многомерный личностный перечень (Minnesota Multiphasia Personality Inventory).
Опыт ученых показывает, что чем больше семья информирована о тестировании и участвует в нем, тем более полезными оказываются оценки. Поэтому используется следующий процесс тестирования.
■ Первая ступень призвана помочь ребенку понять и оценить положительное значение тестирования: выявить внутренние и внешние факторы, которые могут облегчить жизнь и обучение.
■ До начала тестирования психолог или организатор тестирования встречается с ребенком и его родителями, чтобы выяснить цели тестирования, получить относящиеся к данному вопросу сведения о жизни, ответить на некоторые вопросы или развеять беспокойство родителей и ребенка, объяснить процесс тестирования.
■ Лучше проводить не один долгий сеанс, а один-четыре отдельных коротких сеанса тестирования. Таким образом, утомление сводится к минимуму, и можно наилучшим образом оценить возможности и достижения подростков.
Результаты тестирования обсуждаются вместе с подростком и его семьей.
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Межличностная сообразительность — это психологический термин, обозначающий умение и способности подростка, касающиеся социальных отношений. Напротив, внутриличностная сообразительность обозначает знания и способности подростка, относящиеся к его внутреннему миру.
Подросток с хорошей межличностной сообразительностью быстро заводит друзей, может хорошо руководить другими людьми, а также сотрудничать, идти на компромиссы, разрешать конфликтные ситуации в группе. Межличностную сообразительность можно развить с помощью активной социализации в различных сферах, например, играя активную роль в большой семье, участвуя в разнообразной деятельности, выполняя совместные задачи вместе с другими людьми.
Подросток с хорошей внутриличностной сообразительностью занимается самопознанием, развитием собственной личности, получая удовольствие от одиночества в течение длительных периодов времени, и может четко определить свои личные потребности, мотивации и чувства. Оба вида сообразительности присутствуют в каждом ребенке, но в разных соотношениях. Обычно ребенок-экстраверт развивает в себе межличностную сообразительность, а интраверт — внутриличностную. В результате подростки-экстраверты испытывают психологические проблемы от недостатка внутриличностной сообразительности (недостатка знаний о своей внутренней жизни). У подростков-интравертов возникает противоположная проблема: они испытывают недостаток межличностной сообразительности, то есть недостаток знаний о том, как эффективно взаимодействовать с другими.
Когда родители или воспитатели впервые замечают у ребенка подобный дисбаланс, они часто применяют неправильный подход к данной проблеме.
Заставив настоящего «книжного червя» вступить в футбольную команду, нельзя научить его общению с другими, можно только вызвать вспышку сопротивления. И «книжный червь», испытав неудовольствие или даже боль при игре в футбол, еще больше углубится в книги. Если заставить любителя футбола читать собрание сочинений Шекспира, чтобы научить его лучше разбираться в себе, — неприязнь к книгам только усилится.
Можно сделать многое, чтобы восстановить баланс между двумя видами сообразительности, но все это нужно делать осторожно, уважая способности и возможности подростка. К счастью, большинство психологов и психиатров имеют достаточную квалификацию, чтобы помочь подросткам (и их учителям, родителям и опекунам) определить специальные методы обучения и практики, которые восполняют имеющийся недостаток.
3. ДЕПРЕССИЯ
Во время периода взросления детские страхи, обычно простые и быстро проходящие, частично сменяются более сложными и затяжными, характерными для взрослых. Как раньше, подростки продолжают беспокоиться о настоящем. Но это настоящее охватывает такие проблемы, как сексуальность, образ «я», социальную жизнь и успехи в школе. В отличие от детей младшего возраста подростки больше беспокоятся о будущем.
Заботы подростков о будущем в основном реальны, например, возможность получить хорошую работу, платить за обучение, создать собственную семью. Другие тревоги, связанные с будущим, чисто идеалистические, например, возможность найти смысл жизни, цель своей работы, мир на Земле, где царит политическая, экономическая и культурная нестабильность.
Неопределенное положение подростка — то ли ребенок, то ли взрослый — может значительно усилить эти тревоги и сделать их непереносимыми. В некоторой степени отделенные от остального общества подростки чувствуют необходимость постоянно бороться против переменчивых чувств изоляции, оторванности, бессилия, бессмысленности.
В целом к подросткам уже не относятся так внимательно и нежно, как раньше, в младшем возрасте. Поэтому многие подростки сознательно или неосознанно оплакивают свое потерянное детство или считают, что ими пренебрегают. В то же время родители и общество торопят подростков не просто расти, а формировать себя как яркую личность.
Не удивительно, что особые тревоги и заботы каждого подростка, увеличенные общей незащищенностью, характерной в этом возрасте, так часто приводят к депрессии. Согласно медицинскому определению, депрессия — это длительный (две недели или дольше) период спада физической и эмоциональной активности в сочетании с ощущением личной никчемности и отчаяния. В общечеловеческом смысле это чистилище, или сам ад, без спасительного ощущения, что все когда-нибудь переменится к лучшему.
Депрессия может иметь различные проявления, связанные между собой или разрозненные. Поэтому бывает трудно выявить депрессию в каждом конкретном случае.
Например, подросток в депрессии может отмечать психосоматические проявления: головные боли, нарушения пищеварения, бессонницу, утомляемость, кожные высыпания. В течение некоторого времени эти проявления могут маскировать истинную их причину — эмоциональную депрессию. Или у подростка в состоянии депрессии может измениться поведение: появляется стремление уйти от семьи и друзей, употреблять наркотики, вести беспорядочную половую жизнь. Эти изменения могут легко по ошибке названы «типичными проявлениями подросткового непослушания».
Девушки-подростки намного чаще страдают депрессией, чем юноши. Ученые считают, что в этом отчасти повинны биологические факторы (возможно, связанные с гормональными изменениями), но в значительной степени различия объясняются той культурой, в которой мы живем. Женщины, и особенно девушки-подростки, склонны больше беспокоиться о своей внешности и «хорошем поведении», чем мужчины. Более того, их ожидания от жизни (роли, которые общество определяет для них, и, следовательно, те роли, которые они сами предполагают для себя) значительно более ограничены. Все обстоит еще хуже, так как общество предписывает женщинам в большей степени, чем мужчинам, не выражать открыто своей враждебности, а переживать ее внутри себя.
Некоторые ученые считают, что половые различия в проявлениях депрессии влекут за собой различия в реакциях на депрессию. Юноши-подростки в состоянии депрессии более склонны к негативному поведению, например, разрывая дружеские отношения, не обращая внимание на деятельность в школе или проклиная весь мир. Девушки-подростки, наоборот, склонны к самобичеванию, например, к отказу от пищи или преувеличению своей вины или ошибки.
Другие проявления депрессии и у юношей, и у девушек могут представлять собой комбинацию из продолжающихся в течение трех недель и более следующих признаков:
■ резкое и вообще какое-либо необъяснимое изменение личности;
■ изменение продолжительности сна;
■ повторяющиеся попытки убежать из дома;
■ частые и продолжительные вспышки гнева и агрессивного поведения;
■ хроническая тоска;
■ возрастающая неспособность концентрировать внимание или ясно мыслить;
■ потеря интереса к той деятельности, которая раньше нравилась;
■ устойчивое желание не позволять комплиментов и похвал;
■ продолжительный и выраженный пессимизм в отношении будущего;
■ повторяющиеся и ранее нехарактерные эпизоды, проявляющиеся плачем;
■ усиление лжи, беспечности, безразличия или неряшливости.
Часто друзья или члены семьи советуют родителям подростков, испытывающих депрессию, не обращать на нее внимания, но это плохой совет. Хотя внешняя деятельность и приносит подростку, находящемуся в состоянии негативизма, больше испытаний, чем новые контакты с окружающими, родители все же должны попытаться использовать эту возможность, так как подросткам в этом состоянии нужна любая помощь. Никогда нельзя забывать, что обострение депрессии у подростка может поставить его на грань жизни и смерти.
Если ваш ребенок находится в состоянии депрессии, постарайтесь делать следующее:
■ Особенно ярко проявляйте свою любовь и поддержку.
Помните, что подросткам часто кажется, будто родители любят их сейчас меньше, чем в младшем возрасте. Во время депрессии это ощущение может быть острее, независимо от того, есть для этого основания или нет.
Попытайтесь возродить ту атмосферу, которая была, когда ваш ребенок был намного младше. Выражайте свою любовь и поддержку так же, как и тогда, конечно, приспосабливаясь к реальному возрасту ребенка. Например, увеличивайте количество нежных прикосновений, высоко оценивайте положительные качества подростка. Не нужно опекать его, а просто не давайте усомниться в вашем расположении.
■ Берите на себя инициативу в разговорах с ребенком.
Не ждите, когда подросток сам к вам подойдет. Если вы заметили, что его что-то беспокоит, покажите свое желание поговорить об этом.
Разумеется, необходимо предоставить ребенку некоторое время и место, чтобы побыть в одиночестве и тишине. Однако не имеет смысла полностью оставлять подростка наедине с собой, ожидая, что он проявит инициативу к общению с вами или даже пройдет половину пути к этому. Человек, охваченный депрессией, обычно неспособен делать это. Вы, как более эмоционально стабильный человек, в силах способствовать тому, чтобы подросток “раскрылся”.
■ Направьте мысли подростка в конструктивное, а не деструктивное русло.
Человек в состоянии депрессии склонен обращать внимание только на темные стороны действительности. В данном случае наилучшее — помочь ему увидеть более яркие элементы жизни.
Предположим, подросток, охваченный депрессией, настаивает на обескураживающей точке зрения, заявляя: “Я ничего не могу с этим сделать”, “У меня всегда получается плохо” или “Всегда происходит одно и то же”. Тактично, но настойчиво скажите, что существуют и более положительные стороны явления, которые он не видит.
Другими словами, подтолкните подростка к поиску путей выхода из депрессии, к окончанию тягостных раздумий об одном и том же. Не ожидайте, что ваши усилия будут сразу же и с воодушевлением восприняты. Подросток может даже временно ополчиться против вас, но в целом вы сможете прервать замкнутый круг, поддерживаемый его болезненным воображением.
■ Предложите ребенку конструктивную деятельность, которая прибавит уверенности в себе.
Попытайтесь вызвать интерес ребенка к творческому самовыражению. Часто люди могут избавиться от депрессии, перенося эмоциональное смятение в живопись, стихи, музыку, песни, танец или ремесло.
Еще один путь к освобождению от депрессии — помощь другим. Поищите подобные группы добровольцев, общественные организации, программы социальной помощи, которые наиболее подходят для вашего ребенка и предполагают его личное участие.
Наконец, выясните способности (например, в спорте или науках) и общественные навыки (например, обучение других или групповая деятельность) подростка, а затем направьте их по пути дальнейшего развития и совершенствования. Так вы поможете подростку восстановить пониженную самооценку и хорошее настроение.
■ Научите ребенка расслабляться.
Многие люди, подверженные депрессии, просто не знают, как достичь комфортного состояния или прийти в хорошее расположение духа. Покажите ребенку, как вы сами расслабляетесь, особенно если этот способ достаточно простой, например, прогулка в ближайшем парке, физические упражнения, мимолетный интерес к тому, что происходит вокруг, теплая ванна.
Можно обратиться к известным и популярным техникам расслабления: глубокое дыхание, зрительное воображение, медитация или йога. Получите эту информацию в библиотеке, оздоровительном клубе или местном центре по уменьшению стресса. Затем передайте ребенку то, что вы узнали сами, или устройте для него (и, возможно, также для себя) занятия с квалифицированным руководителем.
■ Устройте развлечения, которые могут отвлечь ребенка.
Сделайте что-нибудь веселое для подростка, вас обоих или всей семьи. Например, вечерний просмотр видео, пикник, катание на лодках, поход в парк отдыха или развлечений — все, что поможет ребенку “стряхнуть” с себя депрессию.
Доставляя ребенку удовольствие, стремитесь, чтобы ваши намерения не были явными, и не ожидайте, что ребенок открыто продемонстрирует положительное изменение настроения. Успех может проявиться очень не скоро. С другой стороны, подросток может продолжать внешне оставаться в депрессии, так же как и раньше.
Самая важная цель подобных отвлекающих развлечений состоит в том, чтобы плохое настроение не усугублялось. Для этого нужно пытаться развлечь ребенка при любой возможности. Если не получилось один раз, попробуйте еще.
■ Делайте все возможное, чтобы ограничить стрессовые ситуации дома.
Часто стрессовые ситуации дома являются основным фактором депрессии подростка. К таким ситуациям обычно относятся плохие отношения между родителями, доходящие до развода, ссоры с братьями или сестрами, очень большая семья, экономические проблемы в семье, недавний или ожидаемый переезд или просто неудовлетворительный уклад жизни: недостаток удобного распорядка и четко установленных правил.
Даже если стресс дома не является фактором, вызывающим депрессию, он определенно углубляет ее и делает более продолжительной. Независимо от того, связана ли домашняя стрессовая ситуация с депрессией, подросток в конечном счете чувствует свою ответственность за эту ситуацию. Искаженная и эгоцентричная точка зрения подростка, страдающего депрессией, обычно рассматривает его самого в качестве источника стресса, который не может никому помочь, а только вызывает неприятности.
Это иррациональное чувство ответственности вызывает во многих подростках, подверженных депрессии, чувство вины и стыда, которое, в свою очередь, делает их чрезвычайно пассивными. Другие подростки в результате начинают негодовать и противоречить. Подростки, не способные переносить это чувство персональной вины или стыда, активно проецируют эту вину на других. В обоих случаях разрушительные последствия касаются не только личной, но и семейной жизни.
Чтобы избежать подобных кризисов, старайтесь создать комфортную атмосферу в семье, например:
■ поддерживайте определенный распорядок дня, приемлемый для всех;
■ избегайте резких изменений в домашнем укладе жизни (например, проживание гостей в течение недели, кардинальные нововведения);
■ следите за тем, чтобы каждый соблюдал права других, особенно права на частную жизнь;
■ каждый день предусматривайте возможность поддерживать отношения не только с подростком, испытывающим депрессию, но и между членами семьи, которым тоже нужны любовь и взаимопонимание, особенно во время семейных кризисов.
■ Консультируйтесь со специалистами.
Никогда не относитесь поверхностно к депрессии подростка. Она может внести разрушения в личную и семейную жизнь вашего ребенка, его взаимоотношения с друзьями и одноклассниками, успеваемость в школе. В очень серьезных случаях может возникнуть асоциальное поведение или попытка к самоубийству.
Если ваши многочисленные попытки избавить ребенка от депрессии не увенчались успехом в течение нескольких недель или депрессия даже усугубляется, подумайте о том, чтобы проконсультироваться со специалистом. Психологическая коррекция может очень эффективно помочь подростку преодолеть депрессию. Кроме того, серьезные депрессии обусловлены биохимическими изменениями в организме подростков и поддаются эффективному лечению с помощью лекарств. Действуя сознательно и быстро при выявлении психологических и медицинских аспектов депрессии вашего ребенка, вы убережете себя, подростка и семью от несчастья и смятения.
4. ДИСЦИПЛИНА
Среди задач, связанных с воспитанием детей, обучение подростка дисциплине — занятие эмоционально трудное, стоящее многих слез и ребенку, и родителям. В сущности, именно трудности, связанные с дисциплиной, а не сама природа подростка способствуют дурной славе подросткового периода, полного беспокойств и непослушания.
С началом взросления ребенка родители перестают полагаться на свой физический, социальный и интеллектуальный статус, чтобы установить свое влияние на ребенка. А подростки развивают в себе способность видеть эту неуверенность и испытывать терпение родителей. Теперь дети не так привязаны к таким небольшим радостям, как десерт и вечерняя телепередача, и не так пугаются таких огорчений, как, например, необходимость оставаться в своей комнате несколько часов. Напротив, они более заинтересованы вступать в борьбу за свои небольшие права и свободы, а затем и побеждать в этой борьбе.
В результате родители теряют контроль над своими детьми-подростками по мере их взросления. Этот процесс неизбежен независимо от того, какой подход к дисциплине применяют родители. Важно выработать определенный подход к обучению дисциплине. Подростки должны научиться контролировать себя сами, а не полагаться на советы и опыт родителей. Иначе это может стать большой проблемой, когда они покинут родительский дом и должны будут сами строить свою жизнь.
Конечно, родителям очень трудно получить власть над своими детьми и удержать ее, но не менее тяжело стоять в стороне, чувствуя свое бессилие перед подростками. Потеря власти воспринимается родителями особенно тяжело, так как они понимают, какие опасности подстерегают подростка во время взросления или какие он навлекает на себя в поисках независимости.
Из-за этой дилеммы родители часто теряют власть над ситуацией, выплескивая свой гнев, неудовлетворенность и страх. Эта стратегия тщетна и несправедлива, потеряв контроль над собой, родители приносят себе еще больше огорчений, а их дети, подвергаясь такому обращению, чувствуют себя еще более чужими и поэтому не хотят строить взаимоотношения.
Между тем, подростки еще не могут существовать так независимо, как это может показаться. Они не замечают в своих рассуждениях и поступках логики и непоследовательности. Из-за поглощенности собой они часто не видят своих ошибок, даже если они кажутся очевидными родителям, которые также могут указать эти ошибки и описать их.
Многие конфликты между родителями и подростками по поводу дисциплины вызваны внутренними конфликтами ребенка в этом возрасте. Хотя подростки считают, что хотят независимости от родителей, подсознательно они нуждаются в родительском внимании, заботе и руководстве. Сознательно полагая, что к ним должны относиться, как ко взрослым, подростки, однако, подсознательно понимают, что не обладают достаточной эмоциональной и интеллектуальной зрелостью, чтобы понимать и принимать ответственность как неотъемлемую часть взрослой жизни.
Учитывая этот хрупкий баланс во внутренней жизни подростка, родители должны приучать его к дисциплине с большой осторожностью. Нужно проявлять большую осмотрительность, чтобы не оттолкнуть подростка, слишком опекая его. В то же время нельзя слишком регламентировать поведение подростков, но нужно помогать, научив их использовать различные модели поведения.
Чтобы наиболее конструктивно воспитывать дисциплину у вашего ребенка в возрасте от 13 до 19 лет, избегая стрессовых ситуаций, попытайтесь использовать следующие рекомендации.
■ Всегда старайтесь обучать, а не диктовать свою волю.
Ваша главная цель — воспитать внутреннюю дисциплину в подростке. Кроме того, довольно скоро он окажется без вашей поддержки и вне вашей власти.
Понимая все это, каждый раз апеллируйте к рассудку и здравому смыслу ребенка. Позволяйте ему самостоятельно устанавливать правила. Проверьте, что он понимает разумный смысл, стоящий за просьбами и требованиями, которые нарушают привычное течение жизни и поведение подростка. Избегайте требований в духе “делай так, потому что я так говорю”.
Другими словами, по мере взросления вашего ребенка относитесь к нему все более как к взрослому и все меньше как к ребенку. Стройте на этом свою стратегию и давайте подростку возможность искать новые стратегии там, где старые не работают.
■ Принимайте поведение подростка, насколько это возможно, даже если вы не можете одобрить его.
Физическая, эмоциональная и социальная жизнь подростков меняется очень быстро, и поэтому, желая на практике испытать свою независимость, они склонны к более сумасбродному и конфликтному поведению, чем дети младшего возраста. Следовательно, от родителей в этих случаях требуется терпимое и рассудительное отношение. Требуя от подростка выполнения того же объема домашних дел, что и раньше, вы можете вызвать увеличение числа конфликтов и усиление эмоциональной напряженности дома.
Оставьте заботу о дисциплине для ситуаций, которые действительно серьезны, например, когда подросток нарушает права других людей, причиняет вред человеку или собственности, ставит под угрозу благополучие других. Также не увлекайтесь критикой и жалобами, которые могут показаться подростку такими же грубыми и оскорбительными, как дисциплинарные меры.
Выработанный специалистами подход к обучению предполагает осторожность, чтобы не слишком регламентировать поведение подростка и не слишком руководить им. Иначе увеличивается опасность, что ребенок снова будет делать что-либо оскорбительное для других, а вы будете снова выражать свое неодобрение, и скоро как родитель потеряете доверия. Соблюдайте минимальное количество официальных правил и дайте подростку максимальную свободу, чтобы он научился на опыте своих ошибок. Далее представлены рекомендации психологов как дисциплинировать ребенка.
■ Будьте тверды и последовательны, устанавливая дисциплину.
На первый взгляд это может показаться странным, но подростку действительно нужно, чтобы вы установили и поддерживали некоторый уровень порядка в его жизни. Твердо настаивайте на всех правилах и принципах, которые вы установили вместе, например, о времени ложиться спать, домашних обязанностях, сообщении о том, где ребенок находится. Никогда не игнорируйте нарушение правил и будьте последовательны в наказаниях — назначайте за одно и то же нарушение одинаковые наказания во всех случаях.
Кроме того, стремитесь контролировать все фазы дисциплинарного процесса. Конечно, лучше устанавливать правила вместе с ребенком, чем просто навязывать свои собственные. Также желательно слушать, что подросток говорит о нарушениях правил, а не просто назначать наказания соответственно нарушениям. Однако: следует установить разумные пределы для таких дискуссий, ваше слово должно быть окончательным.
■ Старайтесь, чтобы дисциплинарные конфликты не нарушили ваше эмоциональное равновесие.
В пылу спора разгневанный и неудовлетворенный подросток может обидеть вас. Не принимайте такие слова близко к сердцу, а воспринимайте их такими, какие они есть: отчаянные и часто необдуманные попытки нарушить ваше эмоциональное равновесие.
Напротив, стремитесь не потерять самоконтроль и не сказать того, о чем потом можно будет сожалеть. Если вы чувствуете себя не в состоянии спокойно продолжать разговор из-за гнева и неудовлетворенности, то закончите этот разговор, назначив специальное время (лучше в этот же день), чтобы обсудить проблему более спокойно.
В любом случае помните, что ваша цель — научить подростка хорошо себя вести, а не заставить его так же относиться к ситуации и правилам, как вы. Ваш ребенок не должен поступать так, как вам нравится, вы должны признавать его право на свои личные мнения и суждения.
■ Избегайте назначать наказания без абсолютной необходимости.
Для подростка наказания значат не то же самое, что для дошкольника или школьника. Подростка трудно запугать или изменить, просто заставив раскаяться за какой-либо проступок.
Наказание подростка также весьма трудно осуществить. Обычно для подростков применяются следующие наказания: запрещение водить автомобиль, штрафная работа, лишение некоторых привилегий (например, использовать семейную машину, разговаривать по телефону, смотреть телевизор). Подростки не только склонны терпеть и выполнять требуемую работу, но и в значительной мере игнорировать ее.
Не забывайте, что подростки хотят, чтобы к ним относились, как ко взрослым, и проявление такого отношения сработает на пользу родителям. Следовательно, выверенная критика и разумные сравнения могут сами по себе быть достаточно эффективным наказанием.
Когда необходимо наказать подростка, сначала попытайтесь применить конструктивную критику и сравнения. Только если это не поможет, прибегните к специальным формам наказания, чтобы нарушение правил не повторилось.
Попробуйте спросить подростка, совершившего нарушение, какое наказание наиболее соответствует нарушению. Иногда подросток будет относиться к себе жестче, чем вы к нему. Кроме того, не будет жалоб на возможную несправедливость наказания, если он определил его самостоятельно.
■ Не смущайте и не унижайте ребенка, даже если вы считаете, что слова-наказания имеют под собой почву.
Имея большое чувство гордости, подростки иногда обостренно воспринимают слова-наказания, касающиеся их неадекватности, уязвимых мест и ошибок. Однажды наказанные таким образом, подростки часто становятся более обидчивыми, упрямыми и предрасположенными к плохому поведению.
Щадите чувства вашего ребенка, насколько это возможно. Обращайте внимание на то, что неправильно в поступке, а не в самом ребенке, который совершил этот поступок. Дайте ребенку поверить, что он может вести себя лучше, и выразите свою уверенность в том, что он исправит свое поведение.
■ Подавайте хороший пример.
Нельзя ожидать от подростка следования правилам хорошего поведения, если вы сами не придерживаетесь этих правил. Более того, ребенок не научится самодисциплине, если вы не явитесь для него примером.
Развивайте в себе самоконтроль и уважение к другим. Сдерживайте обещания, которые давали ребенку или другим людям. Выполняйте правила, обязательные для всех членов семьи (например, сообщайте, где находитесь, появляйтесь ко времени еды, соблюдайте порядок в местах общего пользования, не вмешивайтесь в частную жизнь других). И делайте все возможное для соблюдения правил, принятых в обществе.
■ Замечайте, когда ситуация вышла из-под вашего контроля, и обращайтесь за помощью к профессионалам.
Не бойтесь признать свое бессилие перед какой-нибудь проблемой, связанной с обучением подростка дисциплине. Если вы не сделаете этого, то рискнете эмоциональным благополучием членов вашей семьи или других людей, которых коснется неправильное поведение вашего ребенка.
Консультируйтесь со специалистами или с любым авторитетным для вас человеком, если возникнет одна из следующих ситуаций:
■ ребенок упорно игнорирует или нарушает домашние правила и распорядок;
■ вы не можете себя контролировать в спорах с вашим ребенком;
■ ребенок страдает от тяжелой депрессии, возможно, с суицидальными мыслями;
■ у ребенка возникают серьезные проблемы со здоровьем, например, плохой сон, снижение аппетита;
■ у ребенка появляются признаки пристрастия к наркотикам;
■ ребенок продолжает мучить или оскорблять другого ребенка в семье или вне ее;
■ школьная успеваемость ребенка необратимо ухудшается;
■ ребенок не может преодолеть постоянную ложь или воровство;
■ ребенок часто подолгу исчезает из дома или не посещает школу без объяснений;
■ вы постоянно или часто боитесь ребенка;
■ вы понимаете, что ребенка беспокоит какая-то проблема, но не можете ее определить.
МЕТОДИКА PCGC
ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ, СКЛОННЫМ К ОЖИРЕНИЮ
Проблема поддержания идеального веса затруднительна для любого человека, а для подростков, переживающих резкие изменения организма и образа жизни, она особенно трудна. Задача психотерапевта в этом случае — назначить лечение, которое будет действовать на все аспекты жизни подростка, склонного к ожирению, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние и уменьшить вес.
Разработанная авторами программа называется “Метод регулирования веса подростка” и охватывает популяцию подростков, которая чаще всего нуждается в регулировании веса: девушки-подростки 14—16 лет, имеющие не менее 40 фунтов лишнего веса. Хотя программа и предполагает профессиональную помощь в отдельных случаях ожирения, но главная ее задача — помочь семьям в решении подобных проблем, так как семья часто вносит свою лепту в формирование склонности подростка к ожирению. Разработанная программа обозначила основные моменты, с помощью которых семья может формировать склонность подростка к перееданию:
■ настаивание на том, чтобы вся пища на тарелке каждого была съедена, — типичное явление в семьях, образованных людьми, которые выросли в тяжелых материальных условиях;
■ приравнивание пищи к хорошему отношению, как будто приготовление больших количеств пищи равнозначно выражению такого же количества любви, а съедать много пищи значит получать много любви;
■ использование пищи для облегчения эмоциональной боли — так называемый «психосоматический» подход, работающий обычно лишь короткое время;
■ предположение, что в значительной мере пища (или обстоятельства, с ней связанные) объединяет членов семьи — обычная тактика в семьях с большим риском межличностных конфликтов.
Исследования, входящие в предложенную авторами программу, показывают, что наследственность и окружающая среда вносят одинаковый вклад в формирование ожирения у подростков. Большинство детей, страдающих ожирением, происходят из семей, где ожирение встречается очень часто. В некоторых случаях биологические факторы, переданные от родителей к детям, способствуют большему накоплению жира, как будто бы для защиты от голода. Но эти факторы не могут способствовать тенденции всей семьи к ожирению. Поэтому, как правило, члены семьи из поколения в поколение становятся жертвами поведенческих факторов, способствующих ожирению (пища с большим содержанием жира и калорий и/или вредные пищевые привычки).
Среди рекомендаций для управления своим весом в домашних условиях можно выделить следующие.
■ Принимайте всерьез все проблемы, связанные с ожирением вашего ребенка. Эти проблемы намного легче решить в более раннем возрасте.
■ Помните, что депрессия и ожирение сильно связаны между собой. Поэтому родители должны быть готовы, что у их ребенка в состоянии депрессии может возникнуть ожирение, а ребенок, страдающий ожирением, может находиться в состоянии депрессии.
■ Чтобы сбросить лишний вес, ребенок должен быть абсолютно уверен, что сможет сделать это. Поэтому родители в этом случае должны выражать уверенность, что усилия ребенка достигнут результата. Кроме того, следует помогать детям в следовании разумным программам по уменьшению веса, которые предлагают постепенный путь к успеху.