Драпкин Б. З.

Семейная психотерапия: метод психотерапии материнской любовью(фрагмент)



Лекция 9

НЕКО­ТО­РЫЕ ОСО­БЕН­НО­СТИ ПСИ­ХО­ПА­ТОЛО­ГИИ ДЕТ­СКОГО ВОЗ­РА­СТА

Сегодня мы будем гово­рить о пси­хо­па­толо­гии дет­ского воз­ра­ста, потому что без знания хотя бы основ пси­хо­па­толо­гии детства невоз­можно эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние моего метода.

Неболь­шое отступ­ле­ние от основ­ной темы, под­твер­жда­ю­щее воз­мож­но­сти пси­хо­те­ра­пии. Лет семь назад аме­ри­канцы — пси­хо­те­ра­певты, пси­хологи и онкологи, при­везли в Москву группу нео­пе­ра­бель­ных онколо­ги­че­ских детей и под­рост­ков. Состо­я­ние этой группы и работа с ней аме­ри­кан­ских коллег вызвали у меня про­фес­си­о­наль­ное вос­хи­ще­ние. Прогноз был оптими­стич­нее, чем обычно при нео­пе­ра­бель­ных и неку­ра­бель­ных состо­я­ниях. Все-таки пси­хо­те­ра­певты что-то могут делать и в онколо­гии. А если еще рабо­тать гра­мотно и с душой... Мы наде­емся, что и в нашей стране онкологи заин­те­ре­су­ются нашим методом. Это первое.

Теперь по поводу свя­щен­но­слу­жи­те­лей и кон­так­тов с ними. Опять личный опыт. Много-много лет назад судьба свела меня с Алек­сан­дром Менем. Я думаю, не нужно гово­рить о том, что это за человек. Кра­си­вый и бла­го­род­ный мужчина, жена его тоже очень кра­си­вая. Встреча состо­я­лась дома у моих друзей. Я и мой при­я­тель, физик-кибер­нетик, обещали хозяйке, детской писа­тель­нице Софье Про­ко­фье­вой, что будем вести себя «при­лично». Но не тут-то было! Мы сразу же бро­си­лись на Меня в атаку. Через несколько минут мы были разбиты вдре­безги. Он нам сказал: «Ребята, вы хорошие умные люди. Но вы поймите, нас спе­ци­ально готовят для дис­пу­тов с такими оппо­нен­тами как вы. Вы не под­го­то­в­лены, я же хорошо под­го­то­в­лен и поэтому совер­шенно без­на­дежно со мной спорить». Мы это поняли и дальше дру­же­ски провели вечер. Поэтому, когда мы говорим о том, что нам нужно сюда для дис­пу­тов при­гла­шать свя­щен­но­слу­жи­те­лей, то, как бы нам действи­тельно не ока­заться в ситу­а­ции мосек, которые будут пытаться лаять на слонов.

Я говорил, что у нас рас­хо­жде­ния прин­ци­пи­аль­ные, с одной стороны, и неприн­ци­пи­аль­ные — с другой. Ибо многое из того, что исполь­зу­ется рели­гией — это, с моей точки зрения, та же самая суг­ге­стия на том или ином уровне, и нередко церковь высту­пает как наш кон­ку­рент.

Мы посто­янно говорим о том, что здо­ро­вье детей, их счастье, это, в общем, здо­ро­вье, счастье и будущее нации. Ну, а нервно-пси­хи­че­ское здо­ро­вье детей — это гено­фонд нации. И если в обо­зри­мом будущем в стране что-то все же можно сделать: улуч­шить мате­ри­аль­ное поло­же­ние насе­ле­ния, вос­ста­но­вить про­мыш­лен­ность, может, сель­ское хозяйство, армию боес­по­соб­ной сделать, науку поднять, то чтобы раз­ру­шен­ный пози­тив­ный гено­фонд нации вос­ста­но­вить, пона­до­бится не менее трех-четырех поко­ле­ний. Двух не хватит. И поэтому здо­ро­вье детей, осо­бенно их нервно-пси­хи­че­ское здо­ро­вье — наша с вами задача. И в этом отно­ше­нии мой метод имеет очень большие воз­мож­но­сти. Кроме того, мы при нашем объе­ди­не­нии соз­да­дим секцию по нашей мето­дике. Секцию терапии мате­рин­ской любовью, т.е. секцию детских пси­хи­а­тров и пси­холо­гов, которые будут рабо­тать по этому методу, где мы будем обме­ни­ваться соот­вет­ству­ю­щими мате­ри­а­лами, мне­ни­ями, опытом и т.д.

Поэтому очень важен интерес к методу, но меня тре­во­жит, что метод рас­пол­за­ется и рас­пол­за­ется все-таки не очень гра­мотно. Многие, не освоив пол­но­стью, начи­нают рабо­тать. И все же полу­чают хорошие резуль­таты. На нашей кафедре (это кафедра детской и под­рост­ко­вой пси­хи­а­трии, пси­хо­те­ра­пии, меди­цин­ской пси­холо­гии) про­хо­дил месяч­ник для пси­холо­гов. Пси­хологи про­хо­дят на кафедре про­фес­си­о­наль­ное усо­вер­шен­ство­ва­ние по меди­цин­ской пси­холо­гии. Пси­хологи очень хорошо зани­ма­ются, пре­красно слушают и оста­ются очень довольны. Их зна­ко­мят с детско-под­рост­ко­вой пси­хи­а­трией, пси­хо­па­толо­гией и с пси­хо­те­ра­пией. Отзывы очень хорошие. Очень хорошо, что пси­хологи вне­дря­ются в пси­хо­те­ра­пию, пси­хи­а­трию, потому что пси­хи­а­тров, и, тем более, детских пси­хо­те­ра­пев­тов, мало. Пси­хи­а­тры в загоне, пси­хологи на подъеме. Народ к пси­холо­гам идет. Но беда в том, что для того, чтобы рабо­тать с боль­ными, все-таки нужно хорошо знать пси­хо­па­толо­гию и вообще быть доста­точно кли­ни­че­ски обра­зо­ван­ным.

Приведу пример. У нас в боль­нице есть пре­крас­нейшая школа, и там большой кол­лек­тив пси­холо­гов. Пери­о­ди­че­ски меня при­гла­шают посмо­треть больных. Школа учит больных, которые нахо­дятся на лечении в боль­нице. Поло­вина же уче­ни­ков — это про­блемные дети, которые живут дома. Пока­зали мне слож­нейшего под­ростка. Нужно решать вопрос: оставить его в школе или нет. В кон­суль­та­ции при­ни­мает участие пси­холог. Читаю заклю­че­ние: да, нару­ше­ние эмо­ци­о­нально-волевой сферы, есть осо­бен­ность мыш­ле­ния и т.д. и все. И устно пси­холог говорит: «Я уверена, что он не шизо­фре­ник». А я вот совер­шенно в этом не уверен. Пони­ма­ете? Многое заста­в­ляло думать, что нужно про­во­дить диф­фе­рен­ци­аль­ную диа­гно­стику, дли­тель­ное наблю­де­ние. Не прост был этот под­ро­сток. Но вот это без­а­пел­ля­ци­он­ное зая­в­ле­ние моло­дого пси­холога: «Я уверена»... Немно­жечко опро­мет­чиво. Мы должны быть осто­рожны. Не навре­дить — самое главное, но недо­о­це­нить тоже нельзя. Тем более что никакая про­во­ди­мая по стан­дарт­ным меркам пси­холо­ги­че­ская кор­рек­ция этому маль­чишке не помогла.

Пере­хо­дим к сле­ду­ю­щей истории болезни.

Итак, мальчик, 1996 г. рожде­ния. Ему пять с поло­ви­ной лет. Первое обра­ще­ние в двух­ты­сяч­ном году: в три года и девять месяцев. Ходит в лого­пе­ди­че­ский детский садик и напра­в­лен на кон­суль­та­цию для уточ­не­ния диа­гноза и решения профиля дет­ского учре­жде­ния. Жалобы: плохо говорит, отвле­ка­ется на занятиях, не усидчив, про­грамму не усва­и­вает. Данные о семье: в семье три чело­века. Мать -26 лет, среднее обра­зо­ва­ние, стра­дает гипер­то­нией. Отец — 27 лет, среднее обра­зо­ва­ние, резчик бумаги. В армии не служил по сома­ти­че­скому забо­ле­ва­нию. Был хими­че­ский ожог легких, в насто­я­щее время прак­ти­че­ски здоров. Наслед­ствен­ность: дед по линии мамы страдал алко­го­лиз­мом. Дед по линии отца тоже. Тро­ю­род­ный дядька по линии отца пил и упо­тре­б­лял нар­коти­че­ские веще­ства. Не работал.

Период ново­ро­жден­но­сти. Пишут стан­дартно. Помните, я говорил, что мы должны начи­нать бук­вально с зачатия? Пока же пси­хи­а­тры трак­туют все упро­щенно. Бере­мен­ность и роды. Период ново­ро­жден­но­сти. От первой бере­мен­но­сти, про­те­кав­шей с нефро­па­тией во второй поло­вине, с отеком пупо­вины, повы­шен­ным арте­ри­аль­ным дав­ле­нием. Роды вызван­ные, в срок, на фоне гипер­то­ни­че­ского криза. Вес ребенка -3,5 кг. Закри­чал сразу. К груди при­ло­жен на вторые сутки. Сосать не мог. Выписан на шестые сутки. В грудном воз­ра­сте — бес­по­койный, плохо спал, посто­янно плакал.

Пошел в год и один месяц (очень легкая задер­жка), сел нор­мально. Первые слова в два года и один месяц, т.е. выра­жен­ная задер­жка. Фразы в два года шесть месяцев.

Наблю­дался нев­ро­па­толо­гом до трех лет, лечения не получал. После трех лет получал пан­то­гам, ами­на­лон, когитум, седа­тив­ные капли. В детских учре­жде­ниях с двух лет. Сразу был напра­в­лен в лого­пе­ди­че­ские ясли. Привык быстро, с детьми играл хорошо. Рос общи­тель­ным, но сам игру орга­ни­зо­вать не мог. Тре­бо­вал посто­ян­ного вни­ма­ния. Был ласков, но мог про­я­в­лять и агрес­сию. Напри­мер, к кошке. Про­грамму детских лого­пе­ди­че­ских яслей не усва­и­вал. Опе­ра­ций под нар­ко­зом, сотря­се­ний мозга, судорог не было. Инфек­ций тоже не было.

Сома­ти­че­ский статус: выгля­дит соот­вет­ственно пас­порт­ному воз­ра­сту, кожные покровы чистые, по вну­трен­ним органам без патоло­гии.

Нев­роло­ги­че­ский статус: череп с гид­ро­це­фаль­ными чертами, дис­пла­стич­ный.

Пси­хи­че­ский статус: кон­так­тно досту­пен, к обсле­до­ва­нию при­вле­ка­ется, но вни­ма­ние быстро исто­ща­ется. Неу­сид­чив. Отвле­ка­ется. Доску Сегена соби­рает путем зри­тель­ного соот­не­се­ния. Формы путает. Пира­мидку соби­рает без учета размера колец, цвета. Путает. Поряд­ко­вый счет до пяти. Выде­лить из мно­же­ства два пред­мета по слову не смог. Диагноз: общие рас­стройства раз­ви­тия и речи.

Кра­ни­о­грамма: уме­ренно выра­жен­ная откры­тая гид­ро­це­фалия.

Нев­ро­па­толог: плохая речь, плохая память, посе­щает лого­пе­ди­че­ский детский сад, про­грамму не усва­и­вает. Ну, все осталь­ное без осо­бен­но­стей. Заклю­че­ние: рези­ду­аль­ная орга­ника.

Логопед: мальчик три года десять месяцев, посе­щает лого­пе­ди­че­ские ясли с двух лет. Жалобы: плохо говорит. Напра­в­лен для опре­де­ле­ния в про­филь­ное детское учре­жде­ние. Нор­маль­ное речевое раз­ви­тие. Первые слова поя­ви­лись в год, фра­зо­вая речь — с двух с поло­ви­ной лет. На приеме: в контакт всту­пает легко, обра­щен­ную бытовую речь пони­мает доста­точно, вопрос­ные формы кос­вен­ных падежей в основ­ном диф­фе­рен­ци­рует, пони­мает основ­ные пред­логи. Простой про­читан­ный текст понял. Другие грам­ма­ти­че­ские связи уста­на­в­ли­вает по воз­ра­сту. Соб­ствен­ная речь — фра­зо­вая. Грам­ма­ти­че­ское офор­м­ле­ние в стадии фор­ми­ро­ва­ния. Пред­ло­же­ния по кар­тинке соста­в­ляет само­сто­я­тельно. Неболь­шой рассказ с помощью вопро­сов. Сло­вар­ный запас — бытовой, огра­ни­чен­ный про­стейшими словами. Обоб­ще­ни­ями владеет нечетко. Сло­го­вая струк­тура сфор­ми­ро­вана на уровне трех слогов. Зву­ко­про­из­но­ше­ние дефек­т­ное. Заклю­че­ние: мотор­ная алалия. Нужда­ется в систе­ма­ти­че­ской лого­пе­ди­че­ской помощи. Целе­со­об­разно ста­ци­о­ни­ро­ва­ние в спе­ци­али­зи­ро­ван­ное отде­ле­ние.

Дефек­толог: Напра­в­лен на решение вопроса о про­филь­ном учре­жде­нии. Мальчик посе­щает лого­педа. Жалобы на недо­ста­точ­ное усво­е­ние про­грам­м­ного мате­ри­ала, повы­шен­ная отвле­ка­е­мость и воз­бу­ди­мость, иногда с про­я­в­ле­нием агрес­сии по отно­ше­нию к детям. Доступны про­стейшие кон­струк­тив­ные задания. Раз­но­ве­ли­кий стакан, доски Сегена соби­рает путем актив­ных проб. После неод­но­крат­ного обу­че­ния удержал принцип постро­е­ния забор­чика. Сложил раз­ре­зан­ную кар­тинку из трех парал­лель­ных частей. Смог пред­ло­жить груп­пи­ровку пред­мет­ных кар­ти­нок по пяти группам по кате­го­риям: одежда, посуда, фрукты. В отдель­ных отра­бо­тан­ных вари­ан­тах исклю­чил непод­хо­дя­щую кар­тинку. Недо­ста­точно пони­мает содер­жа­ние сюжет­ных кар­ти­нок. Наво­дя­щими вопро­сами кор­ре­ги­ру­ется частично. В дея­тель­но­сти пре­сы­щаем, отвле­каем. Иссле­до­ва­ния выя­в­ляют задер­жку умствен­ного раз­ви­тия. Мальчик нужда­ется в кор­рек­ци­онно-раз­ви­ва­ю­щих занятиях.

Февраль месяц. На приеме мать с маль­чи­ком — пять лет шесть месяцев. Посе­щает детский сад для детей с задер­ж­кой пси­хи­че­ского раз­ви­тия. Напра­в­лен на кон­суль­та­цию для обсле­до­ва­ния и уточ­не­ния диа­гноза. Жалобы: труден в пове­де­нии в детском саду. Дви­га­тельно рас­тор­мо­жен. Слабо усва­и­вает про­грамму. Нев­роло­ги­че­ски: череп с гид­ро­це­фаль­ными чертами, уси­лен­ный вено­зный рисунок на висках. Грубой нев­роло­ги­че­ской сим­п­то­ма­тики не выя­в­лено. Во время раз­го­вора с мамой спо­койно сидит на стуле. Ведет себя с учетом ситу­а­ции. К обсле­до­ва­нию при­вле­ка­ется, отве­чает на вопросы, но пони­ма­ние обра­щен­ной речи недо­ста­точ­ное. Запас общих све­де­ний и пред­ста­в­ле­ний не соот­вет­ствует воз­раст­ному- Доску Сегена сложил путем зри­тель­ного соот­не­се­ния. Собрал стаканы-вкла­дыши при­ме­ри­ва­нием. Знает основ­ные формы, цвета и неко­то­рые оттенки. Поряд­ко­вый счет до десяти. Выде­ляет из мно­же­ства два или три пред­мета под словом. Срав­нить мно­же­ства не смог, счетные опе­ра­ции с закры­тым резуль­та­том в пре­де­лах пяти.

Заклю­чи­тель­ный диагноз: выя­в­лена задер­жка интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия. Общее недо­раз­ви­тие речи вслед­ствие раннего орга­ни­че­ского пора­же­ния ЦНС мно­го­мер­ной эти­оло­гии, нев­роти­че­ские реакции.

Опять кон­суль­та­ции (я рас­ска­зы­ваю коротко). Мальчик сложный, запу­щен­ный и остро нужда­ется в нашем лечении. Мама ложи­лась в боль­ницу на опе­ра­цию. Лечение — после ее воз­вра­ще­ния, после опе­ра­ции. Это было в ноябре 2001 г. В ноябре и с начала декабря мама начала рабо­тать по методу. Очень быстро стал про­я­в­ляться хороший резуль­тат.

Вот опять дефек­толог пишет: с раннего воз­ра­ста отстает, пять лет шесть месяцев — патоло­гия с раннего воз­ра­ста (на осно­ва­нии чего про­грамма и соста­в­ля­лась). С раннего воз­ра­ста отстает в пси­хо­ре­че­вом раз­ви­тии. С сен­тя­бря 2000 г. посе­щает группу для детей с задер­ж­ками пси­хи­че­ского раз­ви­тия. Про­грам­м­ный мате­риал усва­и­вает слабо. Труден по пове­де­нию. Напра­в­лен по уточ­не­нию диа­гноза.

Опять: легко всту­пает в контакт, пове­де­ние в каби­нете правиль­ное, спокоен, добро­же­ла­те­лен. На вопросы отве­чает. Пони­ма­ние обра­щен­ной речи в пре­де­лах быта. Соб­ствен­ная речь фра­зо­вая, сло­вар­ный запас бедный.

Записей много, работы мало. Сплош­ной пси­хи­а­три­че­ский и педа­го­ги­че­ский фор­мализм. Зву­ко­про­из­но­ше­ние дефек­т­ное. К выпол­не­нию пред­ла­га­е­мых заданий при­сту­пает с жела­нием. Ста­ра­те­лен, но быстро пре­сы­ща­ется.

Обра­щайте вни­ма­ние вот на эти вещи: легко тор­мо­зится, быстро отвле­ка­ется, требует внеш­него кон­троля.

Новым спо­собам действия обу­ча­ется недо­ста­точно. Перенос на ана­ло­гич­ные задания затруд­нен. Рабо­то­с­по­соб­ность снижена. Общий запас све­де­ний ниже воз­раст­ных тре­бо­ва­ний. Свой возраст путает. Не знает после­до­ва­тель­но­сти времен года. Понятие о цвете, форме, вели­чине пред­метов про­стейшее. Счет меха­ни­че­ский до десяти. Итог под­во­дит. Из мно­же­ства выде­ляет до четырех пред­метов, пере­счет. С паль­цами соот­но­сит неу­ве­ренно. Пере­счеты с паль­цами. Счетные опе­ра­ции про­из­во­дит в пре­де­лах трех-четырех на кон­крет­ном мате­ри­але. Обоб­ще­ния сфор­ми­ро­ваны слабо. Исклю­че­ние чет­вер­того лишнего доступно только в наи­бо­лее простых вари­ан­тах. При услож­не­нии стойко опи­ра­ется на кон­кретно-ситу­а­ци­он­ные связи. Само­сто­я­тельно не уста­на­в­ли­вает явно видимых при­чинно-след­ствен­ных зави­си­мо­стей серии кар­ти­нок с простым бытовым сюжетом. Помощь исполь­зует недо­ста­точно. На момент иссле­до­ва­ния выя­в­ля­ется выра­жен­ная задер­жка умствен­ного раз­ви­тия. Нужда­ется в про­дол­же­нии спец­кор­рекци-онных занятий — логопед, дефек­толог. Целе­со­об­разно после­ду­ю­щее обсле­до­ва­ние перед школой для уточ­не­ния профиля обу­че­ния.

Логопед. Я сокращу его записи: Посе­щает спецсад. Отстает в умствен­ном и речевом раз­ви­тии. Зани­ма­ется с лого­пе­дом и дефек­толо­гом по насто­я­щее время. На обсле­до­ва­нии вступил в контакт спо­койно, вни­ма­ние недо­ста­точно устой­чи­вое и целе­на­пра­в­лен­ное, утом­ляем. Обра­щен­ную речь пони­мает на бытовом уровне. Корот­кий рассказ пере­ска­зал с помощью отдель­ных наво­дя­щих вопро­сов. При общении поль­зу­ется пре­и­му­ще­ственно простой фразой, с аграм­ма­тиз­мами. Зву­ко­про­из­но­ше­ние дефек­т­ное. Арти­ку­ля­ци­он­ный аппарат без патоло­гии. Объем дви­же­ний языка, губ доста­точ­ный. Заклю­че­ние: задер­жка в речевом раз­ви­тии по типу общего недо­раз­ви­тия.

Пси­холог. Хорошее опи­са­ние: Мальчик, пять лет четыре месяца. Во время иссле­до­ва­ния мальчик очень хорошо всту­пает в контакт. Ведет себя под­чер­к­нуто правильно. Очень хочет понравиться. Изо всех сил ста­ра­ется про­из­ве­сти при­ят­ное впе­ча­т­ле­ние. (База для работы!) На вопросы отве­чает охотно. Актив­ный словарь недо­ста­точ­ный. Речь аграм­ма­тич­ная. Боится темноты. (Пси­холог нашел, врачи про­зе­вали.) Один дома не оста­ется. В дея­тель­но­сти изби­ра­тельно активен. Часто не доводит начатое задание до логи­че­ского конца. Тре­бу­ется кон­троль. Мальчик отвле­каем. Реа­ги­рует на любые внешние раз­дра­жи­тели. Не может долго сидеть на одном месте. Любит похвалу. Раду­ется с детской непо­сред­ствен­но­стью. Ребенок инструк­цию вос­при­ни­мает не сразу, Соскаль­зы­вает, не удер­жи­вает тре­бо­ва­ния. Пре­сы­ща­ется одно­об­раз­ной работой. Тре­бу­ется менять вид заданий. Мальчик очень хочет быть в центре вни­ма­ния. Стремится при­влечь к себе вни­ма­ние. В то же время не может при­ме­нить соб­ствен­ные желания к тре­бо­ва­ниям извне. Неу­ступ­чив. Пыта­ется наста­и­вать на своем. Эмо­ци­о­наль­ные реакции выра­зи­тель­ные. Лабиль­ный. Мальчик склонен действо­вать импуль­сивно, под вли­я­нием сию­ми­нут­ных эмоций. Запас све­де­ний недо­ста­точ­ный, неу­стой­чи­вый. Инте­ресы игровые. Позна­ва­тель­ные мотивы сфор­ми­ро­ваны слабо. Мальчик имеет сфор­ми­ро­ван­ное наглядно-действен­ное мыш­ле­ние. Рабо­то­с­по­соб­ность невы­со­кая, неу­стой­чи­вая, т.к. мальчик пре­сы­щаем, утом­ляем, а также несо­бран, отвле­каем. Плохо пере­но­сит как физи­че­скую, так и эмо­ци­о­наль­ную нагрузку. (Опять обра­тите на это вни­ма­ние: легко воз­бу­жда­ется.) Память в пре­де­лах нормы. Отме­ча­ется скрытое лев­ше­ство. (Смо­трите сколько: три года маль­чи­ком зани­мались и ничего не видели!) Таким образом, иссле­до­ва­ние выя­в­ляет неу­стой­чи­вость рабо­то­с­по­соб­но­сти и невы­со­кий уровень в сочета­нии с при­зна­ками повы­шен­ной утом­ля­е­мо­сти, пре­сы­ща­е­мо­сти. Непе­ре­но­си­мость ребен­ком как физи­че­ской нагрузки, так и эмо­ци­о­наль­ных впе­ча­т­ле­ний. Среди осо­бен­но­стей лич­но­сти обра­щает на себя вни­ма­ние сле­ду­ю­щее: упрям­ство, желание насто­ять на своем, под­вер­жен­ность эмо­ци­о­наль­ным вспыш­кам. Стрем­ле­ние быть в центре вни­ма­ния, но неу­ме­ние это реали­зо­вать кон­струк­тив­ными спо­собами у маль­чика с недо­ста­точ­ными умствен­ными дости­же­ни­ями на момент иссле­до­ва­ния.

Вот такой ребенок. Мама хочет и может рабо­тать. Соста­в­ляем про­грамму, по которой мама рабо­тает. Если у вас есть какие-то вопросы по истории — задайте. И попро­буйте составить сами про­грамму для этого ребенка.

Из зала: А сколько Вы уже с ним рабо­та­ете?

— С конца ноября, потом начала декабря. Там был перерыв — мама болела. Тяжелую опе­ра­цию пере­не­сла. В общем, прак­ти­че­ски это един­ствен­ный ребенок, который у них теперь может быть. Поэтому сейчас мама с папой вдвоем отча­янно за него борются. Воз­мож­но­сти родить еще одного ребенка она не имеет. Ребенок очень хорошее впе­ча­т­ле­ние про­из­во­дит. И он меня­ется в лучшую сторону. В насто­я­щее время ребенок больше в лечении не нужда­ется.

Теперь к теории. Для детей харак­терно патоло­ги­че­ское состо­я­ние, которое можно оха­рак­те­ри­зо­вать как пси­хи­че­ский дизон­то­ге­нез1. Одна из осо­бен­но­стей — он про­ис­хо­дит нерав­но­мерно. С резкими коле­ба­ни­ями или коли­че­ствен­ными или каче­ствен­ными изме­не­ни­ями в пере­ход­ные воз­раст­ные периоды. Такие пере­ход­ные периоды у детей вы знаете. Один период от 2 до 4 лет. Второй воз­раст­ной криз — от 6 до 8 лет. И третий воз­раст­ной криз. Криз от 12 до 18 лет. Пубер­тат­ный криз. Вот этот дизон­то­ге­нез явля­ется частью после­ро­до­вого, пост­на­таль­ного дизон­то­ге­неза и зависит в первую очередь от генети­че­ских, экзо­генно-орга­ни­че­ских, микро­со­ци­аль­ных и других видовых фак­то­ров. Доба­в­ляя к тому, что напи­сано в книгах, можно сказать, что в основе этого дизон­то­ге­неза лежат или могут лежать те глу­бин­ные пси­хо­эмо­ци­о­наль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния матери и ребенка, которые явля­ются состав­ной частью нашей с вами работы по методу «терапия мате­рин­ской любовью».

Суще­ствуют сле­ду­ю­щие типы пси­хи­че­ского дизон­то­ге­неза: первый — ретар­да­ция. Что это такое? Это нару­ше­ние темпа и сроков пси­хи­че­ского раз­ви­тия. Вплоть до при­о­ста­новки пси­хи­че­ского раз­ви­тия на том или ином этапе онто­ге­неза. Ретар­да­ция может быть тоталь­ная, либо пар­ци­аль­ная, Тоталь­ная — когда идет оста­новка раз­ви­тия всех пси­хи­че­ских функций ребенка. Пар­ци­аль­ная — когда может задер­жаться та или иная функция: мото­рика, речь, эмо­ци­о­наль­ная сфера.

Другим типом пси­хи­че­ского дизон­то­ге­неза явля­ется асин­хро­ния. Это иска­жен­ное, дис­гар­мо­нич­ное пси­хи­че­ское раз­ви­тие. Когда одни функции раз­ви­ва­ются с опе­ре­же­нием, а другие функции задер­жи­ва­ются в своем раз­ви­тии.

Сле­ду­ю­щей осо­бен­но­стью дизон­то­ге­неза дет­ского воз­ра­ста явля­ется высво­бо­жде­ние и фик­са­ция более ранних онто­ге­нети­че­ских форм нервно-пси­хи­че­ского реа­ги­ро­ва­ния. Харак­терны примеры, когда гово­ря­щий ребенок вдруг пере­стает гово­рить, исче­зает фра­зо­вая речь. Опрят­ный ребенок теряет навыки опрят­но­сти и т.д. То есть в резуль­тате той или иной экзо­ген­ной или эндо­ген­ной патоло­гии про­ис­хо­дит как бы возврат на уже пройден­ные этапы онто­ге­нети­че­ского фор­ми­ро­ва­ния функции. Это бывает при шизо­фре­нии, при орга­нике, реак­тив­ных состо­я­ниях.

Пси­хо­па­толо­ги­че­ские рас­стройства, син­дромы и сим­п­томы, являясь про­дук­цией мозга, делятся на про­дук­тив­ные и нега­тив­ные.

Про­дук­тив­ные явля­ются актив­ной патоло­ги­че­ской про­дук­цией мозга. К ним отно­сятся гал­лю­ци­на­ции, пси­хо­мо­тор­ное воз­бу­жде­ние, мании, навяз­чи­во­сти и т.д.

Нега­тив­ные рас­стройства — про­я­в­ле­ния выпа­де­ния тех или иных функций. Про­я­в­ля­ются они паде­нием энер­гети­че­ского потен­ци­ала, депрес­сией, аутиз­мом, умствен­ной отста­ло­стью.

Что очень важно: мы не говорим о резко выра­жен­ных, бро­са­ю­щихся в глаза нега­тив­ных и про­дук­тив­ных про­я­в­ле­ниях. Надо учи­ты­вать харак­тер­ные для младшего воз­ра­ста реду­ци­ро­ван­ные, негрубо выра­жен­ные нега­тив­ные и про­дук­тив­ных рас­стройства. Вот тогда, включая их в про­грамму, мы доста­точно быстро доби­ва­емся поло­жи­тель­ных резуль­та­тов. Очень важно, соста­в­ляя про­грамму, оце­ни­вать состо­я­ние ребенка, помнить и знать пери­о­ди­за­цию раз­ви­тия пси­хо­эмо­ци­о­наль­ной сферы пси­хи­че­ской функции детей. Клас­си­фи­ка­ций несколько. Но наи­бо­лее извест­ная в мире — это воз­раст­ная клас­си­фи­ка­ция Пиаже. У нас в России наи­бо­лее аде­кват­ной явля­ется пери­о­ди­за­ция, изло­жен­ная Вла­дими­ром Вик­то­ро­ви­чем Кова­ле­вым. Вот на каком уровне идет реали­за­ция пси­хо­па­толо­гии в том или ином воз­ра­сте:

• Первый период — от рожде­ния до трех лет. Это син­дромы ранней вро­жден­ной нев­ро­па­тии. Он харак­те­ри­зу­ется сома­то­ве­гета­тив­ными рас­стройствами: повы­шен­ная общая вегета­тив­ная воз­бу­ди­мость, нару­шены: питание, сон, навыки опрят­но­сти и пр.,

• Сле­ду­ю­щий период — от четырех до семи лет. Пси­хо­мо­тор­ный период реа­ги­ро­ва­ния. Здесь, как правило, воз­ни­кают мотор­ные рас­стройства: гипе­рак­тив­ность и системные нев­роти­че­ские и нев­ро­зо­по­доб­ные дви­га­тель­ные рас­стройства, тики, гипер­ки­незы2, заи­ка­ния, мутизм3.

• По мере раз­ви­тия мозга ребенка, его пси­хи­че­ских функций насту­пает сле­ду­ю­щий период, который начи­на­ется с шести-семи лет, — до десяти. Для этого периода харак­терны аффек­тив­ные рас­стройства: дош­коль­ные и ранние школь­ные страхи, пси­хо­эмо­ци­о­наль­ная воз­бу­ди­мость, пове­ден­че­ские реакции. То, о чем мы с вами уже гово­рили: настро­е­ние пони­жен­ное и т.д. Ребенок уже эмо­ци­о­нально, по мере раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ной сферы, реа­ги­рует на те внешние и вну­трен­ние труд­но­сти, с кото­рыми он стал­ки­ва­ется.

• И наконец, под­рост­ко­вый период: с один­на­дцати-две­на­дцати лет до шест­на­дцати-сем­на­дцати. Реа­ги­ро­ва­ние идет на уровне эмо­ци­о­нально-иде­а­тор­ном. Высшие позна­ва­тель­ные функции доста­точно созрели, поэтому идет реакция и лич­ност­ная и эмо­ци­о­наль­ная. Чаще всего в этом воз­ра­сте поя­в­ля­ются навяз­чи­во­сти и другие рас­стройства. Пси­хо­па­толо­гия сов­па­дает с пси­хо­па­толо­гией взро­с­лого воз­ра­ста. Это для нас сейчас имеет меньшее зна­че­ние. Патоло­ги­че­ские реакции пубер­тат­ного воз­ра­ста, ситу­а­ци­он­ные реакции про­те­ста, эман­си­па­ции. Это хорошо систе­ма­ти­зи­ро­вал А. Е. Личко: груп­пи­ро­ва­ние, сверх­цен­ные, ипо­хон­дри­че­ские сим­п­томы под­рост­ко­вые, дис­мор­фо­фо­бии4, ано­рек­сии, сверх­цен­ные вле­че­ния, инте­ресы, фило­со­фи­че­ская инток­си­ка­ция и многое другое.

Приведу обще­при­ня­тую клас­си­фи­ка­цию пси­хо­па­толо­ги­че­ских рас­стройств у детей:

1. Рас­стройства пси­хо­мо­то­рики.

2. Рас­стройства вле­че­ний.

3. Эмо­ци­о­наль­ные (аффек­тив­ные) рас­стройства.

4. Нару­ше­ния пре­и­му­ще­ственно чув­ствен­ного (образ­ного) позна­ния.

5. Нару­ше­ния пре­и­му­ще­ственно абстрак­т­ного позна­ния.

6. Интел­лек­ту­ально-мне­сти­че­ские рас­стройства.

7. Рас­стройства созна­ния.

8. Нега­тивно-дизон­то­ге­нети­че­ские син­дромы.

9. Про­дук­тивно-дизон­то­ге­нети­че­ские син­дромы.

Оста­но­вимся на неко­то­рых рас­стройствах, которые имеют наи­боль­шее зна­че­ние для нашего метода. Рас­смо­трим первую группу — рас­стройства пси­хо­мо­то­рики. Говоря о воз­мож­но­стях при­ме­не­ния нашего метода, очень важно ори­ен­ти­ро­ваться в выра­жен­ных или невы­ра­жен­ных про­я­в­ле­ниях ката­то­ни­че­ского воз­бу­жде­ния. В чем они про­я­в­ля­ются: в бес­цель­ной маят­ни­ко­об­раз­ной ходьбе, манеж­ном беге, в сте­ре­отип­ных под­пры­ги­ва­ниях, хло­па­нии в ладоши, выкри­ках, бес­цель­ных зву­ко­со­чета­ниях, неоло­гиз­мах и т.д. Импуль­сив­ные поступки по типу корот­кого замы­ка­ния, эхо­лалии, эхо­прак­сии5, нелепые вычур­ные дви­же­ния. Что еще очень важно: отсут­ствие содру­же­ствен­ных дви­же­ний. Ребенок гри­мас­ни­чает, жму­рится, морщит лобик. К вечеру, когда он устает, состо­я­ние пси­хо­мо­тор­ного воз­бу­жде­ния резко уве­ли­чи­ва­ется. И, наконец, нелепое потря­хи­ва­ние кистями, взма­хи­ва­ние ручками как кры­льями, пере­би­ра­ние паль­цами, под­пры­ги­ва­ние на носоч­ках и т.д. То есть вы опре­де­ля­ете вот в этом воз­бу­жде­нии наличие нелепых про­я­в­ле­ний. Иногда в этом хаосе мы говорим о нев­роти­че­ском про­я­в­ле­нии. А это в общем-то ката­то­ни­че­ское воз­бу­жде­ние, которое требует уже действий, выхо­дя­щих за рамки наших воз­мож­но­стей. Это требует спе­ци­аль­ного вни­ма­ния.

Кроме про­я­в­ле­ний ката­то­ни­че­ского воз­бу­жде­ния есть проти­во­полож­ное состо­я­ние — это ката­то­ни­че­ский ступор. Он, как правило, до трех лет встре­ча­ется редко и основ­ные его про­я­в­ле­ния воз­ни­кают в воз­ра­сте от трех до пяти лет: крат­ко­вре­мен­ное засты­ва­ние в той или иной позе, частич­ный или полный мутизм, замед­лен­ность, ско­ван­ность в дви­же­ниях, мед­ленно говорит, мед­ленно жует, мед­ленно оде­ва­ется. Может быть вре­мен­ный отказ от пищи, может быть задер­жка мочи и кала. В даль­нейшем с воз­ра­с­том идет поя­в­ле­ние и уси­ле­ние актив­ного или пас­сив­ного нега­ти­визма. Что харак­терно для малень­ких детей — ката­то­ни­че­ский ступор очень часто пере­ме­жа­ется с состо­я­нием ката­то­ни­че­ского воз­бу­жде­ния. Когда мы имеем дело с про­я­в­ле­нием ката­то­ни­че­ского воз­бу­жде­ния, в первую очередь нам при­хо­дится думать о про­цес­су­аль­ном забо­ле­ва­нии, т.е. шизо­фре­нии; но внешние про­я­в­ле­ния часто бывают и при орга­ни­че­ских пси­хо­зах, реак­тив­ных пси­хо­зах. Однако ката­то­ни­че­ское воз­бу­жде­ние и ступор — это пси­хоти­че­ский уровень реа­ги­ро­ва­ния. Нозоло­ги­че­ская при­над­леж­ность ката­то­ни­че­ского воз­бу­жде­ния не исклю­чает исполь­зо­ва­ния нашего метода «терапия мате­рин­ской любовью». Разница только в чем? Надо все-таки искать причину в глу­бин­ных пси­хо­эмо­ци­о­наль­ных связях с матерью. Если мы их находим, то метод может и должен дать эффект. Если все наши усилия идут мимо, то, по всей веро­ят­но­сти, мы помочь не сможем. Но не забы­вайте, что в послед­ние годы речь идет о воз­ник­но­ве­нии и наличии вро­жден­ной шизо­фре­нии. Шизо­фре­ния это или нет? Трудно сказать, что это такое. Но с шизо­фре­но­по­доб­ной сим­п­то­ма­ти­кой, с ката­то­ни­че­ским воз­бу­жде­нием и пр. мы встре­ча­емся часто.

К этой же группе отно­сятся и сложные по про­ис­хо­жде­нию (по генезу) и по про­я­в­ле­ниям навяз­чи­во­сти, или ком­пуль­сии. Что такое навяз­чи­вость? Это пси­хи­че­ский или пси­хо­мо­тор­ный феномен, воз­ни­ка­ю­щий незави­симо и вопреки желанию и воле боль­ного, причем воз­ни­кает непре­о­до­лимо и с большим посто­ян­ством. В детском воз­ра­сте — это чаще всего нев­роти­че­ские или навяз­чи­вые тики. К тикам отно­сятся эле­мен­тар­ные дви­же­ния, склон­ные к пов­то­ре­нию. Напри­мер, уча­щен­ные мор­га­ния, намор­щи­ва­ние лобика, нахму­ри­ва­ние бровей, пово­ра­чи­ва­ние головы, подер­ги­ва­ние плечами, обли­зы­ва­ние или поку­сы­ва­ние губ, попра­в­ле­ние одежды, отбра­сы­ва­ние волос со лба, хмы­ка­нье и т.д. В чем их осо­бен­ность? Они вос­при­ни­ма­ются детьми как чуждые. Болез­нен­ные. Часто они трак­ту­ются как дурные при­вычки. На началь­ных этапах болезни они могут быть в то или иное время пода­в­лены волевым усилием, т.е. ребенок может их сдер­жать. По физи­оло­ги­че­скому меха­низму эти дви­га­тель­ные мотор­ные тики можно отнести к навяз­чи­вым дви­же­ниям, которые связаны с воз­ник­но­ве­нием чувства вну­трен­него напря­же­ния, вну­трен­ней тре­во­гой, про­то­па­ти­че­ским страхом и другими так назы­ва­е­мыми смут­ными ощу­ще­ни­ями. Тут наши с вами воз­мож­но­сти огромны. Лекар­ства мало помо­гают, но что-то сдер­жи­вают. А вот работа с мамой напра­в­лена на снятие эмо­ци­о­наль­ного напря­же­ния ребенка (которое чаще всего связано с депри­ва­цией, которую надо найти, рас­кру­тить и т.д.), помо­гает пре­о­до­ле­вать эти тики. У малень­ких детей тики сопро­во­жда­ются ощу­ще­нием чуж­до­сти, но у самых малень­ких детей чувства чуж­до­сти может и не быть. Осо­бенно, если тики носят прими­тив­ный харак­тер: мор­га­ние и т, д. К сожа­ле­нию, тики иногда воз­ни­кают до года. Но наи­бо­лее часто, как уже гово­ри­лось, — в воз­ра­сте мотор­ного реа­ги­ро­ва­ния, в воз­ра­сте от трех до семи лет, т.е. это мотор­ный уровень эмо­ци­о­наль­ного пси­хи­че­ского реа­ги­ро­ва­ния.

Навяз­чи­вые тики посте­пенно услож­ня­ются, фик­си­ру­ются и пере­хо­дят в навяз­чи­вые дви­же­ния. Они могут из моно­ком­по­нен­т­ных ста­но­вится мно­го­ком­по­нен­т­ными, т.е. не только жму­ре­ние, мор­га­ние, подер­ги­ва­ние пле­чи­ком, но воз­ни­кают довольно сложные ритуалы и навяз­чи­вые действия, и само состо­я­ние при­во­дя­щего к ним эмо­ци­о­наль­ного напря­же­ния может дости­гать фоби­че­ского уровня. К навяз­чи­вым действиям отно­сятся сложные нару­ше­ния, состо­я­щие из раз­но­об­разных про­из­воль­ных дви­же­ний с тен­ден­цией к пов­то­ре­нию этих дви­же­ний и действий. Пре­о­до­лимы они уже с трудом. Выпол­не­ние их на время осво­бо­ждает боль­ного от навяз­чи­вых страхов и опа­се­ний. Струк­тура мотор­ных нару­ше­ний услож­ня­ется и сое­ди­ня­ются ком­по­ненты не только вну­трен­него напря­же­ния, но уже частично риту­аль­ных действий: если не сделаю, то про­и­зойдет то-то; если не сделаю, мама умрет; если не сделаю, мама не придет домой и т.д. Сложная и строгая после­до­ва­тель­ность этих действий выпол­ня­ется обя­за­тельно: нельзя ребенка, младшего под­ростка заставить изме­нить систему навяз­чи­вых дви­же­ний. Попро­буйте как-нибудь: ему надо 25 раз под­пры­г­нуть, 23 раза не дают эффекта, надо именно 25 раз и т.д. Сложная и строгая после­до­ва­тель­ность действий при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию навяз­чи­вых риту­а­лов. То есть они ста­но­вятся риту­аль­ными действи­ями. У детей это про­я­в­ля­ется, когда они моются, когда они оде­ва­ются, когда они ложатся спать и т.д. Чаще всего навяз­чи­вые действия встре­ча­ются при двух нозоло­гиях: при нев­ро­зах навяз­чи­вых действий, нев­ро­зах навяз­чи­вых страхов и при шизо­фре­нии. И вот здесь трудна диф­фе­рен­ци­аль­ная диа­гно­стика. Стро­ится она на сле­ду­ю­щем: при нев­ро­зах про­с­лежи­ва­ется тен­ден­ция к услож­не­нию, обра­с­та­нию допол­ни­тель­ными дета­лями, а при шизо­фре­нии — тен­ден­ция к регрессу: упро­ща­ются, ста­но­вятся более прими­тив­ными и т.д.

Иногда нам нужно про­во­дить диф­фе­рен­ци­аль­ную диа­гно­стику между нев­роти­че­скими и нев­ро­зо­по­доб­ными навяз­чи­выми действи­ями, но вообще деление на нев­роти­че­ские и нев­ро­зо­по­доб­ные рас­стройства одними пси­хи­а­трами при­ни­ма­ется, другими отри­ца­ется. Тен­ден­ция выя­в­ле­ния нев­ро­зо­по­доб­ных рас­стройств нача­лась с работ Вла­димира Кова­лева. Вот деление по Кова­леву: о нев­ро­зо­по­доб­ной природе тиков и навяз­чи­вых действий говорит отсут­ствие аффек­тив­ного ком­по­нента, т.е. эмо­ци­о­наль­ного пережи­ва­ния и отсут­ствие чуж­до­сти этих явлений. Эти про­я­в­ле­ния при нев­ро­зо­по­доб­ных состо­я­ниях более эле­мен­тарны, и в них опре­де­ленно про­с­лежи­ва­ется моно­тон­ный ритм. Дети не пыта­ются их скры­вать и бороться с ними: есть и есть. И что самое важное, очень часто тики и навяз­чи­вые действия сочета­ются с про­я­в­ле­ни­ями пси­хор­га­ни­че­ского син­дрома. К ним отно­сятся заи­ка­ние, энурез, пси­хо­па­то­по­доб­ные пове­ден­че­ские про­я­в­ле­ния, синдром гипе­рак­тив­но­сти. Нев­роти­че­ские навяз­чи­во­сти могут носить харак­тер более или менее изо­ли­ро­ван­ный, в виде инка­п­су­ли­ро­ван­ной системы риту­аль­ного действия, а про­я­в­ле­ния пси­хо­ор­га­ни­че­ского син­дрома — нет. А вер­ши­ной гипер­ки­нети­че­ской болезни явля­ется синдром Жиля де ля Туретта. Поя­в­ля­ется зву­ко­вое офор­м­ле­ние, иногда нео­пре­де­лен­ные звуки, иногда мяу­ка­нье, хрю­ка­нье и т.д. Сле­ду­ю­щим этапом явля­ется поя­в­ле­ние охуль­ных слов, непро­из­воль­ные руга­тель­ства, которые выска­ки­вают из чело­века. И ничего не можешь сделать. Очень часто это сочета­ется с мощным гипер­ки­нети­че­ским син­дро­мом. По лите­ра­тур­ным данным, в основе син­дрома Жиля де ля Туретта может лежать шизо­фре­ния.

Очень важно нам с вами знать и уметь диф­фе­рен­ци­ро­вать тики и гипер­ки­незы с пси­хо­мо­тор­ными, парок­сиз­маль­ными рас­стройствами, парок­сиз­мально-судо­рож­ными рас­стройствами. Для парок­сизма харак­терны сле­ду­ю­щие при­знаки: вне­за­п­ность воз­ник­но­ве­ния и вне­за­п­ность обрыва, пре­кра­ще­ния. Второй признак — сте­ре­отип­ность парок­сизма. И опре­де­лен­ная пери­о­дич­ность. Итак, парок­сизмы воз­ни­кают и пре­кра­ща­ются вне­за­пно, они носят сте­ре­отип­ный харак­тер и под­чи­ня­ются закону опре­де­лен­ной пери­о­дич­но­сти. Во время парок­сизма мотор­ные нару­ше­ния авто­ма­ти­зи­ро­ваны, и, как правило, парок­сизм про­те­кает на фоне суме­реч­ного состо­я­ния созна­ния и сопро­во­жда­ется после­ду­ю­щей амне­зией. Для малень­ких детей они очень эле­мен­тар­ные, чаще всего про­я­в­ля­ются в форме ораль­ных авто­ма­тиз­мов. К ним отно­сятся крат­ко­вре­мен­ные при­ступы гло­та­тель­ных, жева­тель­ных, соса­тель­ных дви­же­ний, сопро­во­жда­ю­щи­еся обиль­ным слю­но­те­че­нием. Про­я­в­ля­ются чаще всего во сне или суме­реч­ном состо­я­нии созна­ния. Чем старше ребенок, тем больше услож­ня­ется парок­сизм, и в более старшем воз­ра­сте, на фоне суме­реч­ного изме­не­ния созна­ния поя­в­ля­ются поти­ра­ние рук, при­тан­цо­вы­ва­ние, бес­связ­ное про­го­ва­ри­ва­ние слов, раз­де­ва­ние и т.д. А в школь­ном воз­ра­сте наблю­да­ется даль­нейшее услож­не­ние парок­сиз­мов, они ста­но­вятся более грубыми, поя­в­ля­ется агрес­сия, немоти­ви­ро­ван­ное нару­ше­ние пове­де­ния, амбу­ла­тор­ные авто­ма­тизмы. Это уход и бро­дяж­ни­че­ство. Под­ро­сток, живущий в Москве, вдруг обна­ру­жи­вает себя на Дальнем Востоке: авто­ма­ти­че­ски уехал из Москвы, совер­шал целую гамму напра­в­лен­ных действий, а состо­я­ние созна­ния оста­ва­лось у него сумрач­ное. Что еще харак­терно для детей — это большое вклю­че­ние в авто­ма­тизмы вегета­тив­ных рас­стройств. Многие детские пси­хи­а­тры знают, что иногда при эпи­ле­п­сии един­ствен­ным про­я­в­ле­нием при­ступа явля­ются боли в животе, рвота, иногда энурез и т.д. Ну, и по нозоло­гии — это, в основ­ном, эпи­ле­п­сия, не надо ее про­пус­кать. Из всех вари­ан­тов эпи­ле­п­сии это более харак­терно для височ­ной эпи­ле­п­сии.

Прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние в детском воз­ра­сте имеют рас­стройства вле­че­ний. Что такое вле­че­ния? Это мало­о­со­знан­ные и даже нео­со­знан­ные побу­жде­ния, физи­оло­ги­че­скую основу которых соста­в­ляют инстин­кты. Инстин­кты так же, как вле­че­ния, бывают повы­шен­ными, осла­б­лен­ными, извра­щен­ными, импуль­сив­ными, т.е. непре­о­до­ли­мыми. Для детей харак­терно и чаще всего встре­ча­ется рас­стройство вле­че­ния к пище, которое про­я­в­ля­ется сни­же­нием аппетита, изби­ра­тель­но­стью в еде, извра­ще­нием пище­вого рефлекса, а у самых малень­ких — сры­ги­ва­нием, рвотой. В методе есть фраза: «Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и раз­ви­ва­ешься». При необ­хо­ди­мо­сти инди­ви­ду­ально вклю­ча­ется и настройка на опре­де­лен­ный вид еды, пищевые про­дукты. Но бывает и повы­ше­ние аппетита. Повы­шен­ное вле­че­ние к пище — для нас это имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние — про­ис­хо­дит на фоне хро­ни­че­ских, пси­хо­трав­ми­ру­ю­щих пережи­ва­ний. Насы­ще­ние или пре­сы­ще­ние на время как бы ком­пен­си­рует отри­ца­тель­ные эмо­ци­о­наль­ные пережи­ва­ния, вну­трен­нее напря­же­ние: наелся — вроде бы отпу­стило. Вот вчера и поза­в­чера я кон­так­ти­ро­вал с под­рост­ком, у кото­рого неу­дач­ная любовь в четыр­на­дцать лет. Мальчик эндо­крин­ный, но он не гипо­ге­ниталь­ный эндо­кри­но­пат, а нао­бо­рот, гипер­ге­ниталь­ный, т.е. в четыр­на­дцать лет он уже зрелый мужчина с усами, нор­мально раз­ви­тым половым органом и пр. Он учится в восьмом классе мате­ма­ти­че­ской школы. Там два­дцать парней и четыре девочки. На свое несча­стье он влю­бился в одно­клас­с­ницу. А девочка незре­лая, у нее очень жесткая, строгая мама. Начались всякие труд­но­сти. Вначале они гово­рили друг другу, что любят друг друга, а потом девочка сказала юноше, что она его не любит, и пере­стала с ним встре­чаться. Под­ро­сток дал тяже­лен­ную реак­тив­ную депрес­сию, его пытались лечить амбу­ла­торно, но встал вопрос о ста­ци­о­ни­ро­ва­нии. Уго­ва­ри­вая его на лечение в боль­нице, я начал рас­хвали­вать отде­ле­ние. Я иногда это делаю, ведь есть за что отде­ле­ние похвалить-то. Он вни­ма­тельно слушал, я спросил: «Алеша, у тебя есть по этому поводу вопросы?» И знаете, какой он вопрос задал, потря­са­юще: «А как там со жратвой?» Свое напря­же­ние он глушит, и что совер­шенно харак­терно — глушит насы­ще­нием, едой.

Сле­ду­ю­щая группа вле­че­ний, кроме пищевых, — это сек­су­аль­ные вле­че­ния. В чем у малень­ких детей это про­я­в­ля­ется? У малень­ких детей это сте­ре­отип­ное мани­пу­ли­ро­ва­ние с поло­выми орга­нами. Внешне ребенок крас­неет, покры­ва­ется потом, шумно дышит — все как бывает при сек­су­аль­ных экс­цес­сах. В дош­коль­ном воз­ра­сте, и осо­бенно это харак­терно для дет­са­дов­ских детей, суще­ствует тен­ден­ция пока­зы­вать свои половые органы, рас­сма­т­ри­вать и трогать половые органы других детей, обни­мать, цело­вать друг друга, при­жи­маться к ногам, к яго­ди­цам взро­с­лых и т.д. Есть целые детские сады, которые зара­жены всеми этими сек­су­аль­ными вещами. И как может быть иначе, если маль­чики и девочки лежат рядом в кро­ват­ках и не спят днем? Конечно, пер­со­нал в это время кушает, а дети лазают друг к другу. А потом их всех рас­са­жи­вают на горшки: несмо­тря на пол, и маль­чи­ков, и девочек рядом. Конечно, в детских садах ничего не учи­ты­ва­ется.

Суще­ствуют еще и условно сек­су­аль­ные действия. Когда вы стал­ки­ва­етесь с этим не забы­вайте, что причины надо искать очень глубоко в пси­холо­гии мате­рин­ских отно­ше­ний. Это яктация — одно­об­разные рас­ка­чи­ва­ния туло­ви­щем и головой. Лежит ребенок на подушке и проти­рает себе до плеши головку. Или сидит и рас­ка­чи­ва­ется. К условно сек­су­аль­ным действиям отно­сится и энко­през: не только пач­ка­ние шта­ни­шек, а при раз­лич­ных нозоло­гиях то, о чем мы с вами гово­рили, — раз­ма­зы­ва­ние кала. К условно сек­су­аль­ным действиям отно­сится три­хоти­ло­ма­ния. Три­хоти­ло­ма­ния — это выдер­ги­ва­ние волос. Бороться в под­рост­ко­вом воз­ра­сте неве­ро­ятно сложно, а при поя­в­ле­нии в детском воз­ра­сте можно — по нашей мето­дике. К сожа­ле­нию, эти дети в первую очередь попа­дают к кож­ни­кам, к дер­ма­толо­гам. Их мажут раз­лич­ными мазями, а воло­сики не растут. Что харак­терно для три­хоти­ло­ма­нии, как ее можно запо­до­зрить? Во-первых, очень сво­е­об­раз­ное выщи­пы­ва­ние волос. Это не тоталь­ное облы­се­ние, а гнезд­ное. Во-вторых, часто выдер­ги­ва­ются не только волосы на голове, но выдер­ги­ва­ются брови, ресницы. В более старшем воз­ра­сте выдер­ги­ва­ются волосы в под­мыш­ках и на лобке. Харак­терно, что в началь­ный период ребенок испы­ты­вает сла­достно болевое чувство, а затем все это ста­но­вится авто­ма­ти­че­ским действием, навяз­чи­вым — он смотрит теле­ви­зор и в это время дерет свои волосы. Харак­терно, и это очень важно знать и про­с­лежи­вать, что ребенок делает с волосом. Бывает просто так выдер­ги­вает и бросает волосы на пол, но, как правило, три­хоти­ло­ма­нию мы относим к условно сек­су­аль­ным действиям. С волосом совер­ша­ется опре­де­лен­ный ритуал: от него отку­сы­ва­ется луко­вица, им раз­дра­жа­ются губы, вызы­ва­ются опре­де­лен­ные сек­су­аль­ные ощу­ще­ния, затем волос про­гла­ты­ва­ется и у детей воз­ни­кает явление гипе­ра­цид-ного гастрита. Вся сли­зи­стая желудка у них как бы утыкана воло­си­ками, которые они про­глотили.

Сле­ду­ю­щая группа. Агрес­сивно-сади­сти­че­ское пове­де­ние, которое может про­я­в­ляться с раннего воз­ра­ста, осо­бенно часто у малень­ких детей в период воз­раст­ного криза от двух до четырех лет. Эти дети стре­мятся при­чи­нить физи­че­скую боль или нрав­ствен­ные стра­да­ния окру­жа­ю­щим. При этом они испы­ты­вают опре­де­лен­ное сек­су­аль­ное удо­воль­ствие. Они полу­чают удо­воль­ствие, когда ударяют мать, братьев, сестер. Любят смо­треть, когда гибнут насе­ко­мые: бабочки, жуки, терзают живот­ных. В дош­коль­ном воз­ра­сте диа­па­зон начи­нает рас­ши­ряться. Дети активно изводят взро­с­лых, мучают живот­ных и стре­мятся совер­шить опре­де­лен­ные нега­тив­ные действия, вызы­ва­ю­щие отвра­ще­ние у взро­с­лых, что взро­с­лые не при­ем­лют, от чего их тошнит и мутит. В школь­ном воз­ра­сте эти извра­ще­ния ста­но­вятся еще более грубыми. Начи­нают изво­дить больных, более слабых, мучают ста­ри­ков, изде­ва­ются над близ­кими, свер­ст­ни­ками, про­я­в­ля­ется тен­ден­ция кле­ветать на них. Иногда школь­ники убивают взро­с­лых и т.д. Осо­бенно опасно то, что в под­рост­ко­вом воз­ра­сте агрес­сивно-сади­сти­че­ское пове­де­ние сочета­ется с воз­ник­но­ве­нием агрес­сивно-сади­сти­че­ских фан­та­зий. К сожа­ле­нию, сегодня доста­точно вечером вклю­чить теле­ви­зор — и не найдете ни одного канала, где бы не убивали, не текла кровь, где не бьют и не наси­луют. Чаще всего агрес­сивно-сади­сти­че­ские действия свойственны маль­чи­кам. Нозоло­ги­че­ски наи­бо­лее жесто­кие и извра­щен­ные формы наблю­да­ются при шизо­фре­нии. Они часто явля­ются состав­ной частью или пред­вест­ни­ком гебо­ид­ной шизо­фре­нии, гебо­ид­ного син­дрома, гебе­фре­нии. Но сади­сти­че­ские действия наблю­да­ются и при фор­ми­ро­ва­нии пси­хо­па­тии (осо­бенно исте­ро­ид­ные, воз­бу­ди­мые, экс­пло­зив­ные), при кон­сти­ту­ци­о­наль­ных, орга­ни­че­ских пси­хо­па­тиях и при орга­ни­че­ских пси­хо­па­то­по­доб­ных состо­я­ниях.

К инстин­к­тив­ной сфере отно­сятся сле­ду­ю­щие про­я­в­ле­ния. Повы­шен­ный инстинкт само­со­хра­не­ния: дети боятся новизны, незна­ко­мых лиц, поэтому они как бы при­вер­жены рутине, трудно меняют ситу­а­цию, при­вер­жены к заве­ден­ному порядку. Инстинкт само­со­хра­не­ния харак­те­рен для детей с вро­жден­ной нев­ро­па­тией, для детей с ранним детским аутиз­мом. Но встре­ча­ются и при шизо­фре­нии, при фор­ми­ру­ю­щихся пси­хо­па­тиях и т.д. При воз­ник­но­ве­нии агрес­сив­но­сти мы как бы имеем сочета­ние — это опять для нас очень важно — кон­сти­ту­ци­о­наль­ных осо­бен­но­стей лич­но­сти и при­об­ретен­ных ею свойств за счет соци­ально-пси­холо­ги­че­ских фак­то­ров, в част­но­сти при фрустра­ции и депри­ва­ции.

В периоде упрям­ства — первом воз­раст­ном кризе от двух до четырех лет — воз­ни­кают агрес­сив­ные вспышки. Дети неу­стой­чивы, кон­флик­тны, упрямы, отка­зы­ва­ются от еды и других необ­хо­ди­мых действий. При патоло­ги­че­ски про­те­ка­ю­щем периоде упрям­ства ста­но­вятся очень агрес­сив­ными по отно­ше­нию к матери и близким.

Ну, и в заклю­че­ние, особая форма, встре­ча­ю­ща­яся у детей — импуль­сив­ное вле­че­ние. У детей, старших детей — это вле­че­ние к огню (пиро­ма­ния), к бро­дяж­ни­че­ству (дро­мо­ма­ния) и воров­ству (клеп­то­ма­ния). Мы очень часто не учи­ты­ваем, что это вле­че­ние, и начи­наем при­ме­нять меры соци­аль­ного воз­действия.

с. 194—212

1 Нару­ше­ние про­цесса пси­хи­че­ского раз­ви­тия.

2 Гипер­ки­нез — авто­ма­ти­че­ские дви­же­ния вслед­ствие непро­из­воль­ных сокра­ще­ний мышц.

3 Мутизм — нару­ше­ние волевой сферы, про­я­в­ля­ю­ще­еся отсут­ствием ответ­ной и спон­тан­ной речи, при сохра­не­нии спо­соб­но­сти раз­го­ва­ри­вать и пони­мать обра­щен­ную к боль­ному речь.

4 Дис­мор­фо­фо­бия — пред­ста­в­ле­ние о мнимом внешнем урод­стве, страх телес­ных изме­не­ний.

5 Эхо­прак­сия — непро­из­воль­ное пов­то­ре­ние пси­хи­че­ски больным действий, жестов окру­жа­ю­щих.


Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Мой ребенок особенный»