Отношение родителей к болезни ребенка
Закрепление телесных реакций ребенка в виде психосоматических болезней и их дальнейшее протекание зависят во многом от того, как родители на них реагируют. Появление в семье больного ребенка может привести к изменению взаимоотношений между родителями как в ту, так и другую сторону. Неизбежны перемены и при появлении в семье хронического больного. У ребенка складывается определенное отношение к болезни, которое влияет на способность к выздоровлению или затягиванию в болезнь.
Представления ребенка о заболевании в значительной степени формируются под влиянием мировоззрения и чувства его родителей. Среди наиболее часто возникающих у взрослых чувств можно отметить:
1) чувство вины за развитие заболевания;
2) негодование из-за поведения ребенка, якобы приведшего к болезни;
3) отчаяние вследствие неблагоприятного прогноза;
4) безразличие, связанное с отрицанием факта болезни.
Нередко у ребенка возникают аналогичные переживания. Если родители допускают проявление такого чувства, как гнев, то у большинства детей усиливается чувство вины (оно и без того присуще большинству больных детей). Если родители допускают тревожно-мнительное отношение к общему состоянию ребенка и проявляют неадекватно преувеличенную заботу, то у него формируется неадекватная внутренняя картина болезни, сопровождающаяся преувеличением значимости последней и тревогой за свое будущее. Отрицание родителями заболевания, напротив, приводит к развитию внутренней картины болезни гипонозогнозического типа (ребенок не придает болезни значения).
Существуют четыре основных вида реакции родителей на заболевание ребенка, которые впоследствии приводят к изменениям в его психике и помогают/мешают в борьбе с заболеванием.
В случае психосоматики обычно родители не верят в возможность выздоровления, считают ребенка слабым и болезненным от рождения, смиряются с ситуацией. В такой атмосфере ребенок не получает моральной поддержки, необходимой для выздоровления, и ему не хватает сил и уверенности для того, чтобы быть здоровым.
1. Адекватное принятие ситуации и проявление активности в ее преодолении. В данном случае родители должны хорошо представлять себе психологические и физиологические особенности своего ребенка, знать его возможности. Родители постоянно наблюдают за ребенком и сами учатся помогать ему справиться с недугом. Важно найти способы развития возможностей преодоления болезни, например организовывать семейные праздники. В таком случае сам ребенок постепенно начинает прилагать дополнительные усилия для борьбы с заболеванием, и удовлетворение от маленьких побед повышает его самооценку. Таким образом, основная задача родителей — воспитывать и поддерживать мужество ребенка в борьбе с болезнями. Подобный подход способствует дополнительному сплочению семьи, которая сама становится своеобразным лечебным фактором.
2. Паническое бессилие. В данной ситуации родители испуганы прогнозами врачей, они воспринимают детскую болезнь как что-то страшное и неизбежное, считают борьбу с заболеванием бессмысленной. Как следствие, у ребенка также возникает чувство обреченности и бессилия, он позиционирует себя как жертву, лишенную перспектив в жизни. Данный тип отношения к болезни является одним из наиболее опасных, поскольку подавляет психоэмоциональные и физические ресурсы организма больного ребенка.
3. Вытеснение. Если складывается подобный тип отношения к болезни, то родители как бы закрывают глаза на реальное положение вещей и стараются не замечать симптомов заболевания. Характерно, что у многих родителей вместе с подобной реакцией появляется желание скрыть факт заболевания ребенка от окружающих, поскольку это якобы может подорвать их собственную репутацию. Понятно, что данный подход далек от объективности. При вытеснении сам ребенок сильно страдает из-за того, что все его жалобы на усталость, проблемы с учебой (а нередко и боль) игнорируются, поскольку он считается здоровым. Зачастую на ребенка и даже медработников выплескиваются потоки немотивированной агрессии, необоснованных обвинений и пр. Причина кроется в нежелании самих родителей адекватно изменить жизнь семьи и обеспечить ребенку должный уход. Ребенок неизбежно чувствует себя виноватым, отверженным, и при этом ему свойственны некие сверхоптимистические ожидания, по сути — надежда на чудо.
4. Уход в болезнь. В некоторых случаях заболевание становится для ребенка своеобразной защитой от трудностей жизни, особенно если тип воспитания, принятый в данной семье, — гиперопека. Иногда родители стремятся перевести больных детей на домашнее обучение, добиться того, чтобы у них была группа инвалидности. Ребенок при этом зачастую становится инфантильным, а жизнь семьи выстраивается вокруг больного, хотя реальной необходимости в этом может и не быть. Так или иначе, но происходит классическое воспитание в культе болезни.
Отношение родителей к больному ребенку обусловливается целым рядом факторов. К числу основных можно отнести пять из них:
1) пережитые ранее впечатления, предшествующие переживания. Классическим примером может служить смерть одного из детей; родители испытывают сильный страх за ребенка и сосредотачивают на нем всю энергию, окружая чрезмерной заботой;
2) ребенок в семье единственный. В этом случае в нем видят продолжателя рода (по сути — собственное продолжение), на него возлагаются надежды на поддержку в старости, с детства воспитывается завышенное чувство ответственности, но при этом его лишают активности и инициативы. В результате формируется личность, плохо приспособленная к реальной жизни;
3) плохое здоровье самих родителей или частые болезни близких. В такой ситуации взрослые зачастую переносят беспокойство за свое здоровье на ребенка, хотя серьезного повода к тому может и не быть. Часто родители беспокоятся, что в связи с плохим состоянием здоровья они не смогут должным образом воспитать ребенка. В итоге ребенок получает чрезмерную порцию заботы и ласки и вырастает неженкой или ипохондриком;
4) получение родителями информации о заболеваниях посредством средств массовой информации. Не секрет, что информация о том или ином заболевании может не соответствовать действительности или быть сильно преувеличенной. В результате подобной патологической информированности многие люди не столько по-настоящему следят за своим здоровьем и здоровьем детей, сколько пребывают в состоянии постоянного страха перед возможностью заболеть. В такой семье, как правило, вместо того, чтобы закаливать ребенка, укрепляя его здоровье, стараются не перегружать его и всячески оберегать;
5) необоснованная убежденность родителей в том, что они все знают про то или иное заболевание и прекрасно представляют, как его лечить. Особенно негативно проявляется подобная убежденность, если она сочетается с определенной степенью недоверия к медицинскому персоналу. Такие родители или занимаются самолечением, или корректируют назначенное лечение, что негативно сказывается на здоровье ребенка. При определенной доле доверия к официальной медицине, некоторые родители постоянно водят ребенка от одного специалиста к другому, устраивая изматывающий марафон, в результате которого ребенок начинает резко отрицательно относиться к любым медицинским учреждениям и врачам.
Все вышеописанные обстоятельства проявляются в зависимости от индивидуальных особенностей психики родителей. Довольно тяжелые последствия для ребенка возникают, если они тревожны и сосредоточены на собственном здоровье — в этом случае они создают в семье атмосферу постоянного страха, неуверенности в будущем и ожидания тяжелых заболеваний кого-либо из домочадцев. Если же кто-то заболел, то возникает обстановка ожидания максимально тяжелого исхода. Родители, которым свойственен выраженный эгоизм, могут использовать даже болезнь ребенка для привлечения повышенного внимания к себе. Если одному или обоим родителям присуща самонадеянность, они могут неадекватно мало уделять ребенку внимания и, как следствие, запустить заболевание. В наиболее ярко выраженных случаях такие родители способны и совсем не обращать внимания на болезнь ребенка, отрицая ее как явление и не желая видеть ее истинные причины.