Влияние семейной обстановки на детскую психосоматику
Нынешний век, современные темпы и стиль жизни изобилуют самыми разными неблагоприятными факторами. Все, на что могут пожаловаться взрослые — многочисленные стрессы, эмоциональные перегрузки, повышенная нервозность — в той же мере отражается и на детях. Если у родителей напряженный график дня, значит, и ребенка будут постоянно торопить, подгонять, дергать. Его тоже ожидает ранний подъем и с первой же минуты необходимость включиться в бешеный ритм жизни родителей, суета, окрики, требования. Если родители находятся под действием стресса, тягостных переживаний, то и ребенок будет подавлен и напуган. Если родители страдают от хронической усталости, то ребенок будет недополучать общение с ними, ему будет остро не хватать каких-то совместных забав, игр, просто радостной атмосферы. Если родители нервозны, у них нестабильное настроение, то таким же нервозным и нестабильным будет ребенок. Таким образом, все специфические тенденции века, давящие на взрослых, вольно или невольно переносятся ими и на своего ребенка, хотя он, казалось бы, должен в своем возрасте быть еще очень далек от тягот «взрослого» мира.
К сожалению, слишком часто в современных семьях ребенку уделяется недостаточно внимания. Вернее сказать, уход за ним и забота могут присутствовать. Ребенок накормлен, обут, одет, у него регулярно проверяют дневник со школьными оценками. Когда он заболеет, к нему вызывают врача. Но вот тем, что происходит на душе у ребенка, интересуются очень мало. Детские проблемы и переживания часто кажутся родителям слишком несерьезными, мелкими, не заслуживающими внимания. «Ну какие могут быть переживания у малыша? Вот у нас, взрослых, настоящие серьезные проблемы! » Но, увы, это не так. Даже если повод для детских тревог, обид, огорчений кажется незначительным, сами его страдания не менее сильны, чем у взрослых. Детям знакомо и ожесточение, и унижение, и чувство вины, одиночества, отчаяния, и переживание собственных неудач, и тоска, и страхи, и депрессия. И даже мысли о самоубийстве чаще возникают в детском возрасте.
И весь этот негатив им приходится переживать зачастую самостоятельно, без помощи взрослых. А в арсенале детей, особенно младшего возраста, очень мало средств для рационального решения проблемы. У них нет ни жизненного опыта, ни понимания самой проблемы, ни достаточной самостоятельности. И спасение вновь только одно — положиться на работу подсознания, вытеснить страдания из своих мыслей и взамен на психологическое облегчение получить болезнь.
Однако ошибкой было бы считать, что психосоматические расстройства и заболевания возникают только у детей, эмоционально заброшенных своими родителями. В любящих семьях, у благополучных и заботливых родителей ребенок тоже не застрахован от психосоматики. На первый взгляд это может показаться противоречием всему тому, что было сказано выше. Но мы уже говорили о том, что любое психосоматическое заболевание является способом организма человека обратить внимание на какую-либо психологическую проблему. Если взрослые и даже подростки могут с кем-то поделиться своими переживаниями, рассказать о проблеме, попробовать найти способ ее разрешить, то маленьким детям это недоступно.
Малыш и рад бы рассказать, что его мучает, но пока еще не умеет этого сделать. Он ведь и сам не понимает, что с ним случилось, отчего ему так плохо. Самое большее, на что он способен в своем возрасте — это поплакать, похныкать, покапризничать. Любящие родители его утешат, вытрут слезы, отвлекут на какие-то интересные занятия или игры. Но всей серьезности самой детской проблемы могут и не понять. Успокоился, перестал на время капризничать — и хорошо, значит, все в порядке. Но на самом-то деле это не так. Переживание отступило только на время.
Именно в таких ситуациях эстафету принимает организм ребенка. То, что сам малыш не может объяснить словами, его организм демонстрирует с помощью болезненных симптомов, периодически повторяющихся и почти не поддающихся лечению.
Наиболее подвержена риску психосоматоза категория детей, называемых «трудными». Это дети с чрезмерно выраженными эмоциональными реакциями, которые находят в каждом пустяке повод для гнева, а под влиянием негативных эмоций ведут себя как маленькие дикари — ломают игрушки, кидаются в драку и т.п.
Родителям маленького ребенка нужно хорошо понять суть и специфику детской психосоматики. Они не должны дожидаться, пока ребенок подрастет и сможет сам сформулировать свои жалобы. Время может быть безнадежно упущено. Разумеется, родители — это не профессиональные психологи, они не могут знать все тонкости детской психики и считывать проблемы по едва уловимым признакам. Но, как минимум, нужно знать, на что следует обращать особое внимание, какие моменты могут приводить к негативным последствиям. Вкратце перечислим здесь основные источники детских проблем, которые могут провоцироваться в семье. А более подробно о психотравмирующих ситуациях в семье поговорим в отдельной главе на конкретных примерах.
1. Пренебрежение интересами ребенка, навязывание ему моделей поведения, удобных родителям, а не ему самому.
2. Недостаток ласки и понимания, недостаточное внимание к детским проблемам, оценивание их с сугубо взрослой позиции — «подрастет и забудет все эти глупости», «нельзя потакать капризам, иначе вырастет избалованным», «нас воспитывали в строгости, и ничего — стали вполне благополучными людьми». В этом, конечно, есть определенная доля истины, не все капризы и прихоти ребенка должны безоговорочно исполняться. Но сами по себе капризы нужно рассматривать как сигнал о том, что ребенок чего-то недополучает, и задача родителей разобраться — чего именно. Это совсем не обязательно может быть то, о чем он сам просит (постоянно покупать новые игрушки, позволять пропускать детский сад, разрешать часами смотреть мультфильмы и т.п.). Просьбы ребенка — это его попытки избавиться от негативных переживаний тем способом, который ему понятен и доступен. А в действительности речь может идти о том, что ему просто не хватает родительского тепла и участия в его детской жизни.
3. Неправильный режим дня, подогнанный под режим родителей без учета возрастных особенностей ребенка.
4. Отсутствие необходимых условий для самостоятельных занятий ребенка, для его игр. Ребенок, даже маленький, с тех пор как начинает самостоятельно передвигаться по дому, испытывает необходимость в личном пространстве, собственном уголке, где он может чувствовать себя полноправным хозяином. В дошкольном возрасте это не обязательно должна быть отдельная детская. Достаточно своего стола, места для хранения игрушек, пары полок для любимых детских книг и т.п.
5. Ревность к другим детям (братьям, сестрам). Если в семье несколько детей, то задача родителей — равномерно распределять между ними внимание, ласку, заботу. То же касается подарков и обновок. Младший ребенок может быть сильно уязвлен, если ему приходится всегда донашивать одежду за старшим. Старший может обижаться и ревновать, если младшему чаще дарят подарки и гостинцы. Все это, казалось бы, мелочи, но они могут очень серьезно сказаться на здоровье ребенка.
6. Переживание физического отдаления матери. Если мама вынуждена надолго уехать, если она попадает в больницу или по каким-либо иным причинам оторвана от ребенка на ощутимый срок, это непременно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, особенно в дошкольном возрасте. Конечно, иногда таких ситуаций не избежать. Но в этом случае на остальных членах семьи лежит обязанность дать ребенку почувствовать, что он не забыт и не заброшен, что мама любит его, что отсутствие мамы временно.
7. Отсутствие в семье единого подхода к воспитанию ребенка. Если мама предъявляет одни требования, папа другие, а бабушка вообще все разрешает, это сильно дезориентирует ребенка. У него возникает сильнейший внутренний конфликт, который он не в силах разрешить. И это очень благодатная почва для развития психосоматических заболеваний.
Это только самые общие моменты, на которые следует обратить внимание родителям. Существует множество более частных случаев психотравмирующих ситуаций в семье. Очень много зависит также от принятого стиля родительского воспитания. Некоторые стили могут быть прямой причиной развития психосоматических расстройств, такие, например, как тревожно-мнительный, стиль неприятия, стиль сверхсоциализации, эгоцентрический стиль.
ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ
Причиной психосоматических заболеваний у детей чаще всего является неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Как правило, она связана с внутрисемейными конфликтами между родителями и усиливается под воздействием различных внешних обстоятельств (взаимоотношения с родственниками и т.д.), особенностями воспитания, а также происходящих в семье событий (рождение второго ребенка, приезд бабушек и дедушек и пр.).
Психические травмы вызывают сильные отрицательные эмоции, которые являются ответной реакцией всего организма. При частом повторении они не могут остаться без последствий.
Острая психическая травма связана у ребенка с испугом, страхом и вызывает стресс. Ее проявления заметны для окружающих, так как ребенок реагирует на происходящее естественным образом. Причиной острой психической травмы может быть развод родителей, смерть члена семьи или близкого родственника. Порой ребенка пугает внезапное появление чего-то или кого-то неожиданного, незнакомого. Дети отличаются легкоранимой психикой, и напугать их может слишком громкий разговор между родителями, рассказы о малопонятных событиях и происшествиях, телефильмы и др. После этого маленькие дети часто ночью просыпаются от страшных снов, в мокрых штанишках и плачут. От того, как родители воспримут эту ситуацию, зависит, сможет ли ребенок пережить психотравмирующую ситуацию или все будет повторяться вновь.
В большинстве случаев после острой психической травмы ребенок постепенно восстанавливается. Значительно более серьезные последствия для здоровья имеют хронические психотравмы, когда ребенок постоянно находится в атмосфере нервного напряжения или часто ему подвергается. В этом случае стрессовый фактор менее сильный, но его воздействие повторяется вновь и вновь, что и приводит к негативным последствиям.
Семейные взаимоотношения
Взаимоотношения между супругами оказывают наибольшее влияние на здоровье и формирование характера детей. Если они оставляют желать лучшего, то в семье неизбежны конфликты, свидетелем и невольным участником которых становится ребенок. В зависимости от семейной психологической обстановки и происходящих событий, ребенок подвергается острым психическим травмам или оказывается в хронической психотравмирующей ситуации.
Для детей наиболее выраженные психотравмирующие ситуации связаны в первую очередь с взаимоотношениями в семье и с родителями. Усиливает их значимость то, что в детстве мама и папа являются для ребенка наиболее важными людьми и все, что с ними связано, имеет для них особое значение. Таким образом получается, что конфликты между родителями становятся причиной внутренних конфликтов для ребенка, а это самый главный разрушающий здоровье фактор.
Большим стрессом для малыша является разлука с близкими, особенно с мамой. У него сразу снижаются активность и аппетит, нарушается сон. Именно поэтому не все дети могут легко приспособиться к детскому саду.
Ссоры родителей всегда негативно отражаются на состоянии ребенка. Очень болезненно дети переносят развод, особенно если находятся в этот период в подростковом возрасте. У них появляется ощущение собственной вины в происходящем, которое сохраняется длительное время, а затем нередко трансформируется в разные болезни. Развод родителей может вызвать у ребенка и другие негативные эмоции, например страх, что ушедший (как правило, папа) его перестал любить, или озлобленность против того родителя, который остался рядом. В таких ситуациях дети становятся более конфликтными, требуют к себе больше внимания, возникает эмоциональная неустойчивость. У них могут появиться чувство стыда за своих родителей, свою семью и даже мысли о самоубийстве. В подсознании ребенка откладываются мысли, что развод родителей связан с тем, что он плохой. Это не только порождает ощущение вины, но и желание соответствовать этому. Поэтому характер и поведение ребенка могут значительно измениться, вплоть до нарушения общепринятых норм и правил. Порой на фоне вины, гнева и ненависти развиваются или обостряются заболевания различных органов.
Для детей свойственно эгоцентрическое восприятие мира. Им кажется, что все происходящее так или иначе связано с ними, и если родители разводятся, то они несут за это ответственность. Усугубляет ситуацию ложь родителей и попытка скрыть правду. Чаще всего семью покидает отец, и мать начинает обвинять его, изливая свои эмоции ребенку, которому тяжело выносить этот груз. Правильно поступают те родители, которые могут сами отвечать за свои поступки и избавить ребенка от ощущения вины.
Психосоматические заболевания наиболее часто встречаются в семьях с нарушенными взаимоотношениями, где роль каждого из домочадцев способствует развитию определенной болезни. В каждой семье свой уклад, но можно выделить три основных модели внутрисемейных отношений:
1) авторитарность — жесткость в общении, которое строится на приказах взрослых; ребенок в такой семье растет инфантильным, эмоционально не развивается;
2) отвержение — ребенка вынуждают отказаться от собственного «Я», что приводит к замкнутости и аутизму;
3) делегирование — родители не осознают, что ребенок является отдельной личностью, не воспринимают его реалистично и переносят на него свои желания, занимаются планированием и устройством его жизни.
В психосоматогенных семьях выделяют пять основных характеристик:
1) родители озабочены жизнью ребенка, пытаются решить его проблемы и поэтому не позволяют ему развивать самостоятельность и укреплять защитные механизмы психики — таким образом они способствуют формированию внутреннего конфликта;
2) повышенная чувствительность каждого в семье к стрессам других;
3) взаимоотношения в семье не изменяются с течением времени, так как у ее членов низкая способность адекватно реагировать на новые обстоятельства и развиваться;
4) члены семьи не выражают открыто несогласия, не обсуждают проблемы из-за боязни конфликтов;
5) супругов объединяет только забота о ребенке, и в случае его болезни их отношения стабилизируются.
В таких семьях не принято свободно проявлять свои чувства, обычно происходит подавление отрицательных эмоций, и ребенок усваивает подобное поведение, что затем приводит к телесным проявлениям (болезням). Родители не умеют открыто демонстрировать свои эмоции, в том числе боль, и на своем примере вырабатывают у ребенка терпение. Ребенок начинает многие психотравмирующие ситуации и болезни воспринимать как неизбежные наказания за свою вину, за то, что он недостаточно хорош.
В историях многих семей с психосоматическими болезнями выявляется неготовность родителей, прежде всего матери, к своей роли. У нее недостаточно внимания и наблюдательности, чтобы заметить физическое состояние ребенка и распознать его значение. Родители не способны конструктивно обсуждать возникающие проблемы и находить верное решение, втягивают ребенка в конфликты. В этом случае болезнь является способом сглаживания конфликтной ситуации, так как родители направляют свои силы на лечение ребенка, а их собственные проблемы отступают на второй план. Таким образом они уходят от решения своих личных вопросов и ответственности прежде всего за себя. В дальнейшем они своим поведением поощряют и провоцируют болезни у ребенка, все более усугубляя неблагоприятный психологический климат в семье и вырабатывая у него выгодные для себя реакции. Болезнь закрепляется у ребенка на подсознательном и поведенческом уровне и затем проявляется при столкновении с жизненными трудностями.
Как правило, члены психосоматогенной семьи отличаются низкой коммуникативностью (подавление эмоций, недомолвки и скрытие правды выражаются в бедной речи и невербальном поведении). Они склонны отрицать имеющиеся проблемы психологического характера и проявляют любовь и внимание к своему чаду только в случае его болезни. По этой причине болезнь становится выгодной для ребенка, так как в этом случае он получает поддержку и поблажки со стороны родителей без требований терпения и насаждения вины.
На развитие психосоматики у детей влияют также близкие родственники, особенно бабушки. Они часто окружают внуков чрезмерной заботой, потакают капризам, выдвигают многочисленные запреты из опасений за их здоровье.
В формировании телесных реакций у ребенка в раннем возрасте большую роль играет мать. Именно под ее воздействием малыш вырабатывает телесные реакции — своеобразный язык.
Австрийская врач-педиатр, психоаналитик М. Малер в 1965 г. впервые описала черты матери в семье с психосоматикой. Как правило, это авторитарная, вездесущая, проявляющая открытую или скрытую тревожность, навязчивая и требовательная особа. Отец в такой семье — слабая личность, которая не в состоянии противостоять доминирующей матери. Обычно он находится в стороне от тесной связки мать-ребенок. Мать, являющаяся по складу характера дисгармоничной личностью, имеющая внутренние конфликты, противоречиво относящаяся к членам семьи на эмоциональном уровне, не позволяет ребенку отделиться. Она подавляет его личность и самостоятельность. Она не способна решить свои проблемы и мешает развитию ребенка. Она подсознательно ощущает вину, неустойчива к стрессам, не способна находить конструктивные решения и порождает конфликты. Повышенная тревожность и страхи делают ее активность дезорганизованной, поэтому она не в состоянии понять причин болезни ребенка и найти пути для улучшения обстановки в семье. У такой матери имеется свой негативный опыт и имеются признаки непринятия собственного тела, зародившиеся в прародительской семье. Также выявляется нарушение взаимодействий с собственной матерью в ранние годы жизни.
Мать может скрыто отвергать ребенка, в таком случае ребенок на языке тела пытается привлечь ее внимание и болеет, а та в свою очередь поощряет такую связь. Возможно взаимодействие матери и ребенка по принципу симбиоза, когда телесный контакт раннего общения закрепляется и формирование новых форм взаимодействия сдерживается.
Воспитание
В большинстве случаев причиной психосоматических реакций и болезней у ребенка является неприятие в семье. Оно может проявляться явно и скрыто. Явное неприятие ребенка происходит порой тогда, когда его рождение не было запланированным или его пол не совпал с желаемым (все хотели мальчика, а родилась девочка, или наоборот). Появление малыша нарушило привычную жизнь родителей или не оправдало их ожиданий. Скрытое неприятие ребенка выявить сложнее. Может казаться, что его рождению рады, уделяют ему внимание, заботятся, но в общении с ним не проявляют душевности. Такое порой происходит в том случае, если мать из-за ребенка не смогла сделать карьеру и вынуждена заниматься его воспитанием и домашним хозяйством. Лишая своего малыша тепла и нежности, она постепенно вызывает у него в ответ то же неприятие. Ребенок в такой семье наполнен обидой, которая трансформируется в различные болезни.
На фоне постоянного психического напряжения в семье многие жизненные ситуации воспринимаются более сложно, и ребенок часто подвергается эмоциональным потрясениям. Неблагоприятные взаимоотношения в семье приводят не только к многочисленным конфликтам, но и неправильному воспитанию ребенка. В результате он находится в ситуации, которую ему создают родители и которую сам изменить не может. Ребенок не в состоянии преодолеть внутренний конфликт, в связи с чем у него возникают проблемы в общении и накапливается негативный жизненный опыт, наполненный психотравмирующими ситуациями.
Усиливают напряженность психологической обстановки в семье также социально-экономические факторы, например неудовлетворительные условия проживания, профессиональная занятость родителей и раннее определение ребенка в детский сад в связи с возвратом мамы к трудовой деятельности.
Хроническая психотравма приводит к развитию невроза, который развивается у всех членов семьи, но вредит в первую очередь ребенку и затем является основой для развития у него других болезней. Невроз всегда наблюдается в семьях, где между супругами или между ними и их родителями происходят конфликты, а также если в семье отсутствует стабильность.
При неправильном воспитании для ребенка постоянно создаются психотравмирующие ситуации, а невроз проявляется в форме истерии, неврастении, навязчивых состояний.
В основе невроза находится нарушение системы отношений, что возникает при несоответствии притязаний личности реальным возможностям. Внутренний конфликт становится для ребенка наиболее значимым в жизни. Он не разрешается и затягивается, а психическое напряжение усугубляет ситуацию. Ребенок становится эмоционально неустойчивым и легко возбудимым. Он находится в постоянных болезненных переживаниях, что снижает его способность к самоконтролю и продуктивной деятельности (учебе), не позволяет развиваться волевым качествам.
Как правило, склонные к истерикам дети растут изнеженными, заласканными, им многое позволено и взрослые часто идут им на уступки. Также часто эти дети имеют неадекватную самооценку, так как родители преувеличивают их заслуги и достоинства. В результате такие дети склонны к капризам, много требуют, они отличаются низкой устойчивостью к стрессу и приобретают определенные болезни. Психастенический невроз может развиться у ребенка и в том случае, если родители эмоционально отвергают его или проявляют по отношению к нему чрезмерные строгость и требовательность. Часто такое отношение к ребенку складывается у них с самого рождения или возникает после каких-то трагических событий.
Неврастения может развиться при дисгармоничном воспитании, когда родители находятся в постоянной тревоге и сомнениях. Они могут быть озабочены здоровьем ребенка, его общением со сверстниками, школьной успеваемостью, его будущим, но ребенок при этом продолжает часто болеть, а взаимоотношения с другими людьми не складываются. В основе такого поведения родителей обычно находятся собственные нерешенные проблемы, которые они маскируют озабоченностью судьбой своих детей.
Деспотизм и завышенные требования родителей могут привести к тому, что дети, подчиняясь, подвергаются умственным и физическим перегрузкам (много времени и сил уделяют учебе, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, к которым, возможно, не имеют больших способностей и т.п.). Обычно при таком воспитании ребенок получает недостаточно тепла и ласки от родителей. Это тоже неблагоприятно отражается на незрелой психике и еще растущем, подверженном неблагоприятному воздействию организме ребенка и приводит к развитию психосоматических болезней.
О неправильном воспитании идет речь, если родители постоянно ругают, наказывают ребенка, проводят воспитательные беседы в неподходящей обстановке (например, когда тот сидит за обеденным столом или в присутствии друзей, посторонних людей). Все это вызывает стресс и формирует невротические реакции, ухудшает общение и взаимопонимание и приводит к болезням.
Если ребенок находится в поиске разрешения конфликта, то он хочет, чтобы его поняли, чтобы с его личностью считались. Поэтому он может вступать в ссоры, протестовать, писать о своих чувствах в дневнике, совершать какие-то поступки. Дети, которые не могут отстаивать свое «Я» и оставляют негативные переживания неотреагированными эмоционально, реагируют на них телом в виде психосоматических болезней.
Дети, страдающие от жестокого обращения, получают не только психические, но и физические травмы. Жестокость по отношению к ребенку связана с насилием, которое проявляется в пренебрежении его потребностями, психическом давлении, физическом воздействии, порой действиях сексуального характера. Психические травмы и неврозы в этом случае неизбежны. Последствия такого воздействия могут серьезно повлиять на здоровье и психику ребенка и отразиться на всей его дальнейшей жизни.
Жестокое отношение к ребенку чаще скрывается родителями, но о нем можно догадаться по многим признакам. О психологическом насилии со стороны взрослых свидетельствуют обвинения и ругань в адрес ребенка при посторонних, нежелание его утешить, когда это действительно необходимо, открытое выражение неприязни, избыточная критика, а также отождествление его с ненавистным родственником. К счастью, большинство родителей любят своих детей, заботятся об их здоровье и благополучии, поэтому обращаются за помощью к врачам, психологам и читают книги о воспитании.
Для того чтобы вырастить ребенка здоровым, психически полноценным, необходимо в первую очередь признать, что он — индивидуальность и в меру своего возраста самостоятельная личность. Поэтому подход к ребенку и другим членам семьи по принципу «он мой» необходимо изменить. Маленькому человеку необходимо уважение. Оскорбления и унижения в семье подавляют его личность и мешают расти и развиваться. Надо понимать, что малыш появился на свет не для того, чтобы все время доставлять нам радость и удовольствие, как в первые месяцы жизни, пока он крохотный лежит в кроватке и большую часть времени спит. Если родители понимают свое назначение, смысл своих обязанностей и долга перед ребенком, то он растет здоровым, внутренне свободным, легко приспосабливается к жизненным переменам (посещению детского сада, школы и др.). Если взаимоотношения между родителями осложнены, в семье происходят конфликты, то это отражается на отношении к детям и их психическом состоянии, так как они все время находятся в стрессе.
Стоит пересмотреть отношение к ребенку, если он все время что-то делает не так и вызывает раздражение и злость; если из ваших уст звучат фразы «молчи лучше», «ничего ты не умеешь» и т.п.; если словам ребенка не придают значения («и слушать не буду», «опять ты врешь»). При таком отношении ребенок теряет уважение к себе и перестает доверять самым близким — родителям. Он подавляет свои негативные эмоции, что является причиной многих болезней и неудач в жизни из-за неуверенности, боязни критики, подверженности стрессам. Уважение к ребенку помогает улучшить взаимоотношения и психологическую обстановку в семье, а значит, дает шанс на сохранение здоровья.
О психосоматической причине болезни ребенка стоит задуматься, если ее обострение или повторение совпадает с определенными ситуациями и кризисами в семье, пребыванием у родственников или в детском лагере.
Часто взрослые ошибочно считают, что маленькие дети не понимают ничего, что происходит вокруг них, а потому не стесняются выяснять при них отношения друг с другом, не следят за своим поведением. Они не замечают, что ребенок чутко на все реагирует, и даже если еще не понимает всех слов, то перенимает эмоциональное состояние взрослых, особенно родителей. У него в ранние годы сильная привязанность к матери, и на многие события он реагирует так же, как и она. Если при этом ребенка пытаются оградить от правды, делают вид, что все в порядке, то он замечает у взрослых и улыбку на лице, и в то же время тревожность, и поэтому оказывается в противоречивом состоянии, которое приводит к внутреннему конфликту. В такой семье дети часто болеют ОРЗ и другими болезнями, которые затем превращаются в хронические. Только разобравшись в истинной обстановке в семье, можно найти выход из этой ситуации.
С раннего возраста ребенок в процессе воспитания получает от родителей множество установок. Они могут быть как прямыми директивами, так и косвенными. В таком виде, по мнению американских психологов Р. Гулдинг и М. Гулдинг, родители передают детям свои неразрешенные проблемы. Ребенка можно научить только тому, что умеешь и имеешь сам. Если родители не смогли стать самостоятельными личностями, не избавились от груза из своего детства и, воспитывая ребенка, постоянно твердят заученные советы своих родителей о том, как нужно относиться к себе и людям, как следует поступать, как жить, то они перекладывают этот груз на своих детей.
Родительские директивы могут быть не только в виде многократных повторений определенных установок, но и в виде неясного поведения или выражения мыслей, однако с четким намерением дать понять ребенку, что в случае их невыполнения последует наказание. Иногда подразумевается не явное наказание (ругань, порка), а косвенное — например, ребенок будет виноват в происходящем, причем родители помогут ему осознать, что все произошло именно из-за него. Таким образом ребенка вынуждают даже без четких директив выполнять желания взрослых и заставляют отказаться от собственных интересов, мешают развитию самостоятельности и вырабатывают нежелание быть ответственным. Ребенок, которого все время заставляют не быть собой, находится в постоянной неудовлетворенности и внутреннем конфликте. В итоге он становится более несчастным по сравнению с родителями, что приводит к развитию психосоматики.
Из всех многочисленных установок, навязываемых детям в психосоматогенных семьях, выделяют несколько наиболее частых:
1) «не живи» (родители столкнулись с множеством проблем, которые появились после рождения ребенка, но оказались к ним не готовы; они во всем обвиняют ребенка и не желают нести ответственность);
2) «не будь ребенком» (родители не умеют общаться с детьми, не умеют расслабляться и с пользой отдыхать, они ощущают вину за свою радость и требуют от ребенка быть серьезным);
3) «не верь себе» (родители убеждены, что лучше знают потребности ребенка в жизни, и все решают за него, обрекают на многочисленные «должен» и «обязан»);
4) «будь самым лучшим» (ребенка убеждают, что он непременно должен оказаться лучше всех, чтобы быть счастливым. Если же лучше всех быть не получается, то значит и счастливым быть нельзя);
5) «не чувствуй» (родители не понимают своего тела, сдерживают эмоции и требуют того же от ребенка, он перестает воспринимать сигналы организма о неблагополучии, отказывается от своих желаний);
6) «нельзя никому верить» (родители представляют ребенку мир враждебным и дают понять, что для выживания необходимы хитрость, напор и т.п.);
7) «не делай» (ребенок перестает проявлять инициативу, он сомневается и во многом испытывает затруднения, боится начинать новые дела, опасается неудачи).
Эти установки чаще преподносятся не в прямом виде, а маскируются всевозможными назиданиями и предостережениями, которые оседают в подсознании ребенка:
а) «Что ты говоришь?! И тебе не стыдно?! » (родители не могут воспринять ситуацию, реагировать адекватно и перекладывают ответственность на ребенка, порождая у него чувство вины и стыда, в результате ребенок несет на своих плечах непосильный груз, растет несчастным и озлобляется, у него может появиться такая черта, как вредность);
б) «Не балуйся! » (дети познают мир в игровой форме, поэтому могут для игры использовать самые разные предметы. Если они берут или делают что-то недозволенное или опасное, то это по недосмотру взрослых или из-за их неспособности предвидеть ситуацию; взрослых в этом случае родители своими словами перекладывают ответственность на ребенка и обвиняют его);
в) «Не ешь мороженое, а то заболеешь! » (в этом случае если у ребенка и заболит горло, то от сдерживаемых обиды, недовольства и слов; болезни горла часто являются результатом того, что ребенка заставляют замолчать при плаче, ругают за высказывание эмоций и мыслей);
г) «Перестань дурачиться!» (родители, чьи воспоминания о детстве безрадостные и которые привыкли сдерживать свои эмоции, не позволяют ребенку шумно веселиться; они запрещают естественное для детей спонтанное проявление эмоций и активности, что вызывает у них не только недовольство, но и нарушения формирования личности и предпосылки для болезней);
д) « Перестань плакать! Успокойся! » (родители заставляют ребенка сдерживать свою боль и делать вид, что все в порядке, а это приводит к подавлению и накоплению негативных эмоций);
е) «Не держи книгу так близко, не смотри много телевизор, а то зрение испортишь! » (отчасти родители правы, но они не пытаются помочь найти ребенку альтернативное занятие, расширить круг интересов, объяснить, почему зрение может испортиться, поэтому ребенок продолжает вести себя по-прежнему, а зрение действительно может испортиться из-за запрета, нежелания взрослеть и боязни будущего, ведь родители отвлекают от всего интересного и рисуют скучные перспективы);
ж) «Осторожно! Споткнешься и упадешь!» (это прямое внушение при частом повторении превращается в программу; родители не помогают ребенку быть уверенным, не предоставляют поддержку для проявления самостоятельности, заставляют сомневаться в своих силах).
Наиболее часто при нарушениях семейных взаимоотношений дети страдают от недостатка теплых чувств при общении с одним из родителей. Это проявляется как на словах, так и невербально (мимикой, жестами). Одной из причин психосоматических болезней у детей являются, помимо указаний, высказывания бесчувственным или отстраненным тоном. Так ребенок не получает одобрения, поддержки и сопереживания, а попытки добиться внимания родителей всячески пресекаются. Взрослые открыто игнорируют ребенка, не признают в нем личность и не интересуются им, а его слова оставляют их равнодушными или вызывают раздражение.
Развиваются психосоматозы у детей в семьях с непоследовательным воспитанием. Родители то разрешают, то запрещают, то удерживают рядом, то не желают слушать. Детям сложно понять таких родителей, которые могут отреагировать на них самым неожиданным образом. Это приводит к тому, что дети перестают им доверять и скрывают свои эмоции. Ребенок не может сам выйти из сложившейся ситуации так, чтобы сохранить самоуважение, и начинает болеть. Помочь ребенку в выздоровлении в этом случае может только ясность в семейных, а особенно супружеских, отношениях.
Психосоматические симптомы
Одышка
Под воздействием негативных эмоций (гнева, ярости, страха), а также при радости и волнении дыхание учащается. Внезапные потрясения и испуг могут спровоцировать кратковременную задержку дыхания. В комфортном и уравновешенном состоянии дыхание у здорового ребенка спокойное. Изменение дыхания в связи с эмоциями подтверждают также наблюдения из жизни — всем знакомые горестный вдох и выдох с облегчением.
Одышка является ведущим симптомом бронхиальной астмы, что говорит о скрытой потребности в любви, нежности, о необходимости поддержки при внешней агрессивной настроенности. Дети с предрасположенностью к бронхиальной астме отличаются повышенными реактивностью в ответ на поведение окружающих и восприимчивостью к запахам, стремлением соблюдать чистоту.
Энурез
Энурез — непроизвольное мочеиспускание, которое отмечается у детей как при ночном, так и при дневном сне. Ребенок может одновременно страдать нарушениями сна, изменениями дневной активности. Его отношение к энурезу зависит от родителей, в младшем возрасте он может не осознавать своего недостатка.
В норме к трем годам ребенок уже может контролировать процесс мочеиспускания и во время сна реагирует на значительное наполнение мочевого пузыря. При неблагоприятных бытовых условиях, неправильном воспитании, после психических травм у него нарушаются эти функции. Спровоцировать единичные случаи энуреза могут конфликты с родителями или друзьями, разлука с близкими (при разводе, длительном отъезде), начало посещения детского сада или школы, повышенная тревожность и ответственность (предстоящая контрольная работа).
Энурез доставляет ребенку много проблем. Он может стыдиться, бояться быть наказанным, поэтому стремится скрывать его от родителей. Если энурез возник у ребенка школьного возраста, то это может стать настоящей трагедией из-за насмешек детей и взрослых.
От тактичности родителей и любви к ребенку зависит успех избавления от энуреза. Если родители стыдят и ругают ребенка, который уже большой и не должен мочить штанишки, то это только усугубляет ситуацию. Если энурез вызван у ребенка недавно появившимся страхом, то наблюдая за ним во время сна, можно заметить вздрагивание, бормотание, признаки страшных сновидений.
На фоне невроза энурез отмечается регулярно, иногда по несколько раз за сон. Ребенок продолжает спать на мокром и не просыпается. При повышенных нагрузках энурез повторяется чаще, а ребенок не испытывает огорчений по этому поводу. Одновременно появляются жалобы на усталость, головокружение, головную боль. Сон обычно у ребенка глубокий, без сновидений. При медицинском обследовании определяется нейрогенный мочевой пузырь.
Энурез может появиться у эмоционально неустойчивых детей и перенесших психическую травму в период возрастного кризиса (в 3 и 7 лет) на фоне астенического или связанного с навязчивыми состояниями невроза. Обычно его проявления эпизодические, чаще в ночное время. Сон отличается поверхностностью, обилием сновидений, в том числе кошмарных. Дети обычно переживают из-за появления энуреза. В период установления в семье мира и спокойствия энурез проходит.
При чрезмерно строгом воспитании возможен реактивный энурез. В этом случае нечаянный эпизод недержания мочи во время сна, например в связи с болезнью и высокой температурой, вызывает у родителей бурные эмоции, и ребенка ругают, наказывают. Это вызывает у последнего тяжелые воспоминания и фиксацию на телесной реакции в виде энуреза, который начинает повторяться.
В качестве истероидного проявления энурез может встречаться у эмоциональных, склонных к артистичности девочек с изящным телосложением, особенности формирования психики которых также связаны с обстановкой и воспитанием в семье.
Тошнота и рвота
Эти симптомы являются признаками нарушения пищеварения (двигательной активности желудка и тонкой кишки). Тошнота и рвота возникают непроизвольно в ответ на то, что ребенку не нравится, сопровождаются ощущением распирания в подложечной области и могут возникать после употребления разных продуктов, чаще жирных.
Эти симптомы могут возникнуть в связи с переживанием ребенком стресса, вовлечением в конфликт, умственными и эмоциональными перегрузками. Дети, у которых появляются подобные психосоматические реакции, характеризуются зависимостью от родителей, особенно от матери, пассивностью и склонностью к депрессии.
Головная боль
Головная боль относится к психосоматическим реакциям, возникающим в разных ситуациях. Маленькие дети обычно не предъявляют подобных жалоб, но о наличии симптома можно догадаться по тому, что они ведут себя беспокойно и прикладывают руки к голове. Дети 4—5 лет и старше уже могут сказать о том, что у них болит голова.
Симптом чаще возникает в связи с мышечным напряжением под влиянием стрессов. Неприятные ощущения и напряжение ощущаются в области затылка, шеи, плечевого пояса. Сильная головная боль возникает в области лба, висков. Однако нельзя симптом оставлять без внимания, так как его причиной могут быть заболевания внутренних органов, нервной системы и травмы головы. Если объективные причины головной боли не выявлены и отмечается ее связь с эмоциональными нагрузками, то можно считать ее психосоматической. Обычно она возникает при волнении, усталости. Боль является по характеру тупой, а ее продолжительность может быть различной — от нескольких часов до суток и более. Одновременно могут возникнуть бледность кожи, повышенная потливость, тошнота, рвота, светобоязнь, головокружение. В этот период у ребенка отмечается эмоциональная неустойчивость.
Постепенно симптом может превратиться в мигрень — заболевание, протекающее с приступами сильной головной боли, причины которой не связаны с органическими изменениями. Чаще болезнь появляется у детей старше 10 лет, но иногда выявляется и в более младшем возрасте.
Дети, подверженные головной боли и мигрени, отличаются хорошим интеллектуальным развитием, эмоциональной неустойчивостью, повышенной ответственностью, мнительностью, раздражительностью. Они не склонны к общению и подвержены внутреннему напряжению.
Возникновение мигрени связано с резким спазмом сосудов в головном мозге. В зависимости от того, в каком отделе это происходит, появляются различные симптомы. Помимо головокружения и головной боли, могут быть жалобы на нарушение зрения, боль в животе, сердцебиение, онемение конечностей. Также возможны потливость, тошнота, рвота и понос. При мигрени головная боль отличается колющим и пульсирующим характером.
Многие родители придерживаются позиции «лишь бы ребенок не плакал» и поэтому заставляют его криками и угрозами молчать, задабривают конфетами, радуются, что он тихо сидит один в комнате. Стоило бы обратить внимание на то, что переживает ребенок в это время и что за этим следует.
Провоцируют мигрень физические и умственные перегрузки, стрессы, метереологические перемены, шум и громкие разговоры. Головная боль может возникнуть также у ребенка при чувстве голода и просмотре телевизора.
У многих детей головная боль как симптом и мигрень отмечаются на протяжении 5—6 лет, а затем проходят или становятся признаком других болезней.
Лихорадка неясного происхождения
У многих детей младшего возраста, в том числе грудного, и небольшого числа старших детей периодически отмечается непродолжительное повышение температуры тела в пределах 37—38 °C без ясных причин. При осмотре и обследовании признаков воспалительных и инфекционных болезней не выявляется. Если температуру тела измеряли с соблюдением правил (не сразу после еды, сна и физической нагрузки) и она не связана с перегреванием, то ее повышение является психосоматической реакцией. Она связана с нарушениями регуляции организма и возникает под воздействием переживаний.
Повышение температуры тела отмечается у маленьких детей часто при разлуке с семьей, например если ребенок впервые пошел в детский сад, попал в больницу. После возвращения в семью симптом проходит.
У детей дошкольного и школьного возраста повышение температуры тела достаточно часто обнаруживается случайно, на фоне общего хорошего самочувствия. Она может сочетаться со слабостью и повышенной утомляемостью. Общее состояние ребенка изменяется мало, поэтому он сохраняет интерес к играм, развлечениям и другим занятиям.
При длительной лихорадке неясного происхождения у большей части детей одновременно выявляются функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы в виде сосудистой дистонии. Применение жаропонижающих и антибактериальных препаратов не приносит ожидаемого эффекта, так как симптом имеет психогенную причину.
Многим знакомы ситуации, когда у ребенка по утрам поднимается температура, ощущается легкое недомогание. Школа отменяется, и недомогание проходит без лекарств. Если ребенка все же выпроваживают в школу (в воспитательных целях), то на всех уроках он — болеющее и страдающее существо, но после уроков температура тела нормализуется и прочие симптомы исчезают. Причины у такой привычки болеть могут быть разнообразные. Одна из них — наличие болезни у ребенка как условие любви, внимания со стороны родителей. Если в семье снисхождение, жалость, ласку и внимание принято уделять лишь больному, болеть в такой семье будут чаще, особенно дети.
Многие психотерапевты склоняются к точке зрения, что привычка болеть и связанные с ней ограничения защищают ребенка от каких-то очень неприятных, более разрушительных для него переживаний, событий.
Боли в животе
Боли в животе отмечаются у многих детей 4—12 лет. Наиболее подвержены такой психосоматической реакции дети с повышенной нервозностью, замкнутые и очень стеснительные. Если после медицинского обследования причина болей остается неясной, так как заболеваний органов брюшной полости и таза не выявляется, то их связывают с психосоматикой. Если боль в животе повторяется 3 раза и более на протяжении 3-х месяцев, то она считается рецидивирующей.
Обычно психосоматическая боль в животе ощущается в области пупка и продолжается от 15 мин до 2—3 ч. Она появляется чаще во время еды или на фоне переживаний. Симптом может сопровождаться побледнением и потливостью, появлением синевы под глазами и рвотой. Интересное занятие, игра, общение с друзьями отвлекают ребенка, и боль проходит.
Боль в животе как психосоматическая реакция всегда вызывает беспокойство у родителей и врачей, так как может быть признаком тяжелых заболеваний органов пищеварения, почек и др., имеющих серьезные последствия. Поэтому даже если ребенок практически здоров и боль в животе не связана с болезнями, нельзя оставлять ее без внимания и следует выяснить, почему она повторяется.
Для уточнения психосоматической природы симптома необходимо оценить психологическую обстановку в семье, понаблюдать за ребенком, выяснить, как складываются у него отношения в детском коллективе, с воспитателями и учителями. Нужно также поговорить с ребенком и выяснить, что его беспокоит.
. В случае, если у ребенка отмечаются поносы, рвота, снижается масса тела, ухудшается аппетит, периодически повышается температура тела или эти симптомы появляются в дальнейшем, боль в животе уже не является психосоматической. Необходимо комплексное обследование для установления точного диагноза.
Спровоцировать симптом могут семейные конфликты, громкие выяснения отношений и драки между членами семьи, развод родителей. Боль в животе может возникнуть у ребенка в связи с болезнью или утратой близких (родственников, друзей), любимого животного. Она может являться защитной реакцией при конфликтах в детском саду и школе, ведь в таком случае ребенок останется дома и избежит неприятного общения. Боль в животе возникает у детей при отсутствии понимания, друзей, при пребывании вне семейного круга. Болезненно дети воспринимают появление в семье новых членов (брата или сестры, отчима или мачехи). Подобным образом ребенок может также реагировать на ограничения, с которыми ранее не сталкивался, например при отказе в покупке дорогой игрушки в связи с материальными затруднениями. Жалобы на боль в животе могут быть при физических и эмоциональных перегрузках, астеническом синдроме, истерическом неврозе. При выяснении причин симптома необходимо обратить внимание на условия сна ребенка. Если он спит вместе с родителями в одной кровати или в комнате с кем-то из старших, то это тоже может быть основанием для развития психосоматики.
Психосоматические синдромы
Депрессия
Депрессия — это стойкое продолжительное снижение настроения. Чаще оно отмечается у подростков и сопровождается снижением общего тонуса — двигательной заторможенностью и замедленным мышлением. У детей дошкольного возраста депрессия встречается редко или остается незамеченной, так как для них свойственна высокая активность (подвижность, любознательность, желание общаться).
Депрессия свидетельствует о подавлении скрытых эмоций, недовольстве собой, неумении находить положительные эмоции. Чаще она возникает при неблагоприятной обстановке в семье (конфликты и развод родителей), связана с появлением другого ребенка в семье, утратой близкого. Более подвержены депрессии подростки с узким кругом интересов, замкнутые, стеснительные, эмоционально отвергаемые родителями.
В период депрессии у ребенка отмечается пониженное настроение, раздражительность, вялость, снижение или повышение аппетита, нарушения сна (сонливость днем и бессонница ночью, кошмарные сны). В этот период ухудшается школьная успеваемость, ребенок не желает ходить в школу, ничего не хочет делать. Он становится более замкнутым, безразличным, порой проявляет агрессию. Подросток страдает от комплекса неполноценности, ощущения вины, скуки, может жаловаться на ухудшение самочувствия.
Синдром раздраженного кишечника
Синдром раздраженного кишечника возникает у ребенка в результате психосоциальной адаптации и нарушения чувствительности и моторной функции толстой кишки. Болезнь протекает в трех вариантах с преобладанием ведущего симптома:
1) боль в животе и повышенное газообразование в кишечнике;
2) понос;
3) запор.
Если признаки нарушения функции толстой кишки не связаны с болезнями кишечника, не сопровождаются снижением массы тела, анемией, заражением глистами и простейшими, то они считаются психосоматическими.
Провоцируют развитие болезни стрессы, особенно возникающие в период, когда ребенок приучается контролировать свои физиологические отправления. В состоянии стресса изменяется двигательная активность толстой кишки (сигмовидной), что приводит к уменьшению всасывания воды и ионов калия, натрия и хлора и повышению давления в ней, появляется шумное бурчание в животе, понос. Предварительно может возникнуть боль в животе.
О психосоматической природе болезней ребенка стоит задуматься, если они разнообразны и многочисленны, часто повторяются, не укладываются в общую картину болезни (то живот болит, то голова, то кашляет, то кожа чешется).
Дети с синдромом раздраженного кишечника подвержены тревожности, унынию, тоске. У них часто отмечаются заторможенность и изменчивость настроения. Им свойственны истерические проявления и страхи (наиболее часто встречаются страх непроизвольного отхождения газов и кала, страх смерти).
У детей со склонностью к запорам выявляются страх потери и жажда власти, поэтому они стремятся стать лидерами. Для них характерно желание доминировать над матерью.
У них имеются негативные переживания, связанные с болезненностью опорожнения кишечника, застенчивостью и повышенной стыдливостью, которые усиливаются вне дома, в незнакомых обстоятельствах и проявляются запором. Конфликты в семье, утрата близких, страх перед посещением школы лишают их ощущения безопасности, и симптомы раздражения кишечника усиливаются.
Дети со склонностью к поносам отличаются инфантильностью. Они не накапливают обиды, вещи и любят делать что-то для других, дарить. Поносы возникают у них под влиянием стресса и реже таких эмоций, как страх и негодование.
Синдром раздраженного кишечника может развиться у ребенка под воздействием психических травм (смерть или тяжелая болезнь родителей и близких родственников, ссоры между родителями, в детском коллективе, развод родителей).
Психосоматические болезни
Нервная анорексия
Анорексия — болезнь, связанная с отказом от приема пищи. Она встречается у девочек-подростков, которые желают похудеть, чтобы выглядеть более стройными и изящными. При этом их масса тела может быть в пределах нормы. Причины болезни кроются в наличии внутреннего конфликта и комплекса неполноценности в связи с недовольством своей внешностью. Как правило, девочки тяжело переживают происходящие перемены с телом в период полового созревания. Они не принимают себя, воспринимают свое тело как нечто чуждое и создают себе аскетические условия. Неприятие собственного тела может проявляться в разной степени — не нравится фигура, лицо или отдельные их части. При этом они могут хорошо выглядеть и быть вполне симпатичными. Недостатки девичьей внешности обычно значительно преувеличены и появляются в результате несоответствия имеющихся данных какому-либо идеалу из книги или с телеэкрана. У девочек с заниженной самооценкой и неуверенностью возникает стремление соответствовать этому идеалу, и они выбирают для этого способы, которые причиняют вред здоровью. Они длительно придерживаются низкокалорийных диет, угнетают себя спортивными занятиями, голодают, а нарушив собственный запрет на пищу и съев слишком много, вызывают рвоту и промывают желудок. Пассивное стремление похудеть может проявляться в курении и злоупотреблении кофе.
Добившись значительного снижения массы тела, девочки-подростки не останавливаются на достигнутом и продолжают худеть. На этом этапе запускаются уже другие механизмы развития болезни, и организм перестает принимать пищу, так как в нем происходят настоящие изменения в различных органах и гормональные нарушения. По мере истощения организма у девочек снижается активность, прекращаются менструации, появляются признаки дефицита в организме питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов). Несмотря на чрезмерную худобу, слабость, выпадение волос, ухудшение состояния зубов и ногтей, а также множество других проблем с организмом, они не могут самостоятельно вернуться к прежнему состоянию и порой все еще желают худеть и боятся потолстеть. Болезненное состояние сопровождается страхом перед едой, ожиданием сильного голода, стремлением подсчитывать калорийность съеденного. При этом они с удовольствием могут кормить других членов семьи (родителей или младших братьев и сестер).
Для больных нервной анорексией свойственны тревожность, сомнительность, неуверенность, стеснительность. В их характере также можно выделить такие черты, как педантизм и упрямство. Они отличаются психическим инфантилизмом, не могут принимать самостоятельные решения и обычно имеют привязанность к матери.
Семьи больных нервной анорексией имеют определенные характеристики. Их члены отличаются чрезмерной заботливостью, не способны меняться, избегают открытых выяснений отношений, вовлекают детей в конфликты между родителями. Они пытаются навязывать друг другу свое видение отношений и не способны брать на себя ответственность. Супруги могут изображать стабильную пару, но в глубине души оказываются давно разочарованными семейной жизнью. Чаще такой семьей руководит мать или бабушка, а мужчины подавляются и отстраняются ими от происходящих событий. В результате отец уходит из семьи, а мать получает больше возможностей для проявления власти.
Булимия
Булимия — чрезмерный аппетит, приводящий к употреблению очень большого количества пищи. Приступы обжорства чаще наблюдаются у девочек подросткового возраста. Булимия может сопровождать нервную анорексию на определенных этапах. Обычно поглощение пищи происходит в одиночестве, от посторонних пристрастие к еде скрывается. Еда становится для больного ребенка самым главным. Он проводит большую часть времени дома или поблизости, меньше общается с друзьями, чтобы все время находить возможность что-нибудь съесть. Дети быстро увеличивают в весе, страдают от комплекса неполноценности по поводу своей внешности и продолжают поглощать сдобное, сладкое и прочие продукты.
Дети с таким психосоматическим расстройством склонны драматизировать происходящее в жизни. Они подвержены вредным зависимостям (курению, алкоголю), а их личность ориентирована вовне.
На первых порах булимия может проявляться в виде приступа, а затем стать образом жизни. В этом случае она сопровождается ожирением и другими сопутствующими болезнями. С помощью еды девочки-подростки пытаются заглушить недовольство собой, уменьшить стресс, скрасить одиночество и повысить настроение. Иногда у них формируются неверные представления о своем теле, и они пытаются приблизиться к образу женщины с округлыми формами, а потому начинают значительно больше есть.
Приступы булимии провоцируются ощущением внутренней пустоты и скуки, завышенными требованиями к ребенку (в том числе своими личными — например, тайное желание соответствовать образу модели). Чрезмерная тяга к еде может возникнуть в результате стресса из-за разлуки с родителями (развод, внезапная гибель), конфликтов с друзьями, школьных проблем, неразделенной любви.
У многих страдающих булимией имеются негативные воспоминания из детства, связанные с едой. Их силой кормили, наказывали едой, на фоне приема пищи возникали разные конфликты и скандалы. Такое отношение к ребенку приводит к появлению у него низкой самооценки, неудовлетворенности своим телом, склонности к депрессии и навязчивым состояниям. Он затрудняется вступать в отношения с ровесниками, страдает от одиночества и рисует себе картины о том, как все изменится. Однако цели достичь он не может и поэтому впадает в уныние и вновь прибегает к обжорству, чтобы немного себя порадовать.
В семье детей, страдающих булимией, родители обычно подвержены импульсивным действиям и склонны к авторитарности (они многое заставляют делать). Среди членов семьи выявляется высокий уровень конфликтности и слабое взаимодействие. Они подвержены стрессам и не умеют находить решения проблем, при этом нацелены на социальный успех и амбициозны. Родители уделяют мало внимания ребенку и не интересуются его переживаниями.
Булимия у ребенка может развиться в результате конфликта с матерью. Часто дети прибегают к обжорству, если ощущают себя ненужными и страдают от отсутствия ласки. Им кажется, что брат или сестра получают значительно больше внимания от родителей. Чрезмерное повышение аппетита возможно у ребенка при изоляции от семьи, например при пребывании в интернате. В этом случае еда становится для него защитой от страха и одиночества и спасением от депрессии.
Способствуют развитию булимии малоподвижный образ жизни, лень, многочасовой просмотр телевизора с поеданием крекеров, чипсов и т.п.
Ожирение
Дети, имеющие избыточную массу тела или страдающие от ожирения, отличаются импульсивностью и склонностью к привязанностям. Они находятся в зависимости от родителей, с трудом переносят разлуку с ними, а особенно с матерью. Ожирение развивается у них в связи с постоянным перееданием, предпочтением сладкой и сдобной пищи. Провоцируют тягу к еде развод или смерть родителей, уход из родительского дома и другие ситуации, при которых утрачивается объект любви. Часто при рождении в семье второго ребенка старший ощущает недостаток внимания и любви со стороны родителей, поэтому начинает больше есть, чтобы утешить себя. С помощью еды заглушаются такие негативные эмоции, как одиночество, гнев, страх. Последняя эмоция усиливается по разным внешним причинам (предстоящий экзамен, ожидание неприятных событий), и поэтому для ее подавления требуется еще большее количество еды.
Дети с избыточной массой тела обычно привязаны к матери, которая в семье играет ведущую роль, а отец остается на заднем плане. В такой семье ребенок растет пассивным, он с трудом адаптируется в обществе, нуждается в опеке.
Как правило, родители больного ребенка не проявляют истинного внимания к нему. Они не пытаются узнать его потребности, не замечают их и усиленно пытаются его накормить. Они вырабатывают в ребенке привычку переедать, закладывают в него понимание того, что если он хорошо ест, то он хороший. Свой родительский долг они видят только в том, чтобы накормить ребенка, и не способствуют его личностному развитию.
Особенное внимание и понимание родителей детям необходимо в период возрастных кризисов (3, 5, 7, 12—15 лет). В это время происходят значительные изменения в их психике, которые связаны с развитием личности, и родителям необходимо принять их, не создавая предпосылок для психических травм и психосоматозов.
Желание матери побольше накормить ребенка может быть связано с ее негативным опытом (страхом перед голодом, недоеданием в детстве). Тогда у нее возникает главная потребность — накормить, а все остальное оказывается для нее неважным.
Переедание может оказаться следствием агрессии. Если ребенок не в состоянии выразить гнев по отношению к родителям или почувствовать его по отношению к ним, то он направляет его на самого себя, и в этом случае еда становится для него самонаказанием.
Развитию ожирения в значительной мере способствуют бабушки, которые не могут расспросить ребенка о его личных переживаниях или не хотят их выслушивать, а вместо этого жалеют и пытаются угостить сладким, скормить еще один пирожок и т.д. Порой они поступают так вопреки родителям, которые видят, что у ребенка лишний вес, вредящий здоровью, и необходимо ограничение в еде. Нередки случаи, когда родители не имеют возможности или желания проводить с ребенком время. Они не проявляют по отношению к нему любви и тепла, а откупаются тортами и другими калорийными лакомствами, в которых ребенок находит утешение и источник проблем со здоровьем.
Ожирение может развиться также в результате семейной традиции проводить много времени в общении за столом и сопутствующего этому перееданию. В этом случае оно выявляется у всех членов семьи, которых еда объединяет, а по другим вопросам они могут иметь разные мнения, однако в открытые конфликты вступают редко.
Бронхиальная астма
Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, сопровождающееся приступами кашля с удушьем, которое часто встречается у детей и подростков, особенно мальчиков. Чаще всего впервые проявляется оно в пятилетием возрасте. В подростковом возрасте примерно у половины больных детей отмечается значительное стойкое улучшение. Болезнь относится к психосоматической, а ее причины связаны с недостатком любви к ребенку и неудовлетворенностью семейной жизнью родителей. Кашель, сопровождающийся спазмом бронхов, возникает у ребенка как протест против сложившейся ситуации. Приступы бронхиальной астмы провоцируют конфликты и бурные выяснения отношений между родителями, алкоголизм отдельных членов семьи, непонимание ребенка в каких-либо ситуациях.
Во время приступа бронхиальной астмы у ребенка появляется одышка с шумным продолжительным выдохом, учащается дыхание, отмечается кашель с выделением небольшого количества вязкой прозрачной мокроты. Ребенок пугается, страдает от недостатка воздуха, а кожа у него синеет. Можно заметить, что в дыхании участвует вспомогательная мускулатура — во время вдоха втягиваются мышцы шеи, живота, межреберные мышцы. Задыхающийся ребенок не может говорить, а возникший страх делает приступ бронхиальной астмы более тяжелым. В некоторых случаях он затягивается до нескольких дней и принимает вид астматического статуса.
Провоцируют приступ болезни стрессы, аллергические реакции, инфекции дыхательных путей, вдыхание холодного и загрязненного, особенно табачным дымом, воздуха, пахучих веществ. Бронхиальная астма в качестве психосоматоза развивается как определенная реакция организма на конфликтную ситуацию. Дети порой запоминают ее и вызывают намеренно, чтобы привлечь внимание окружающих или, например, сорвать урок. Для этого им достаточно напрячь мышцы грудной клетки и изменить дыхание.
Многие дети не осознают своей болезни. Они не замечают своего поведения и реакции в ответ на провоцирующие факторы, а обращают внимание только на сопутствующие астматическому приступу симптомы — ухудшение самочувствия, слабость, повышение температуры тела. Они не замечают реакций тела, связанных с дыханием, а переживают негативные эмоции — плохое настроение, раздражение, свою неполноценность, страх. Наиболее ярко выражено недовольство собой у подростков.
Дети с бронхиальной астмой подвержены тревоге, особенно по поводу отношений. Они боятся отдалиться от того, к кому привязаны, но и стараются не сближаться, тяжело переносят разлуку. Как только привычная дистанция в отношениях нарушается, у них развивается приступ болезни. Провоцируют его также ситуации, связанные с выяснениями отношений, проявлением чувств.
У значительной части детей развивается невротическая реакция на приступы бронхиальной астмы, которая утяжеляет общую картину болезни. Эмоциональная неустойчивость, боязнь нового приступа, склонность к истероидным реакциям, озабоченность своим здоровьем часто способствуют формированию недоверия к врачу. Дети, больные бронхиальной астмой, в общении проявляют эгоцентризм и мало способны к ролевому взаимодействию. У них наблюдаются демонстративное поведение, стремление оказаться в центре внимания, они хотят достичь успеха и добиться желаемого сразу, многого требуют. Такие дети переоценивают свою личность и при этом отличаются инфантильным поведением, могут проявить агрессию. При этом они очень впечатлительны и эмоциональны. Для подросткового возраста свойственны проблемы в отношениях с окружающими, так как подростки не умеют конструктивно разрешать конфликты.
Истеродные проявления у больных бронхиальной астмой выражаются в том, что даже при незначительных волнении, изменении самочувствия или обиде появляются дрожь во всем теле или только в конечностях, ощущение кома в горле. Во всем они видят проявление болезни, поэтому сердцебиение и учащенное дыхание при физической нагрузке они принимают за начало астматического приступа, что может действительно его спровоцировать. Больные постоянно сосредоточены на своих ощущениях и жалуются на них.
Спазм бронхов во время приступа болезни является проявлением внутреннего конфликта ребенка, который заключается в противоречиях «брать» и «давать». У него имеется потребность в любви и нежности и в то же время страх перед ними. Эта негативная эмоция не выражается словами, а проявляется шумным свистящим дыханием во время приступа. Таким образом агрессия, заключенная в страхе, направляется против тела больного.
У астматиков развивается повышенная чувствительность к запахам, что может вызвать аллергию на разные вещества, в том числе имеющие для больного символическое значение.
Треть больных бронхиальной астмой росли в неполной семье, а четверть больных — в семье алкоголиков. Часто болезнь появляется впервые у детей после развода родителей. Родители, чьи дети страдают бронхиальной астмой, имеют определенные черты. Для них характерны ревностность, претенциозность, подозрительность. Они не в состоянии воспитать ребенка здоровым, счастливым, вырастить его полноценной личностью. Пока ребенок еще мал, мать обычно запрещает ему плакать и кричать. Малыш растет с обостренной чувствительностью, повышенной возбудимостью, обидчивым, впечатлительным, тревожным. Он почти всего боится, настроение у него чаще всего эмоционально пониженное.
Поведение родителей во время приступа бронхиальной астмы, при котором они проявляют панику, растерянность, суетливость, кидаются на помощь ребенку и кричат, только усиливает проявление болезни. Таким образом, они усиливают негативные поведенческие реакции ребенка, вместо того чтобы действительно его успокоить, облегчить приступ, способствовать расслаблению мышц грудной клетки. Спокойствие любящих родителей и их уверенность в выздоровлении помогают улучшить состояние здоровья ребенка.
Нейродермит
Это часто встречающееся хроническое заболевание сопровождается образованием на коже уплотненных участков, трещин, эрозий и зудом. Развивается оно в связи с психологическими причинами и аллергией, которая, в свою очередь, также является чаще всего психосоматической. Заболевание обостряется в период депрессии, после психических травм, стрессов, особенно связанных с разлукой, психической и физиологической неудовлетворенностью. Замечено, что усиливаются проявления нейродермита в холодное время года (осенью и зимой). Способствуют обострению заболевания контакты с химическими средствами, употребление продуктов-аллергенов, инфекции, прием лекарственных препаратов, ношение синтетической одежды.
Кожа — это защитная оболочка. Посредством кожи происходит взаимодействие с другими людьми на физическом уровне. Она также отражает общее состояние организма и психологические проблемы. Через нее проходят любовь при нежном прикосновении и боль при грубом и жестком воздействии. Кожные болезни чаще развиваются у детей, матери которых отличаются доминантностью, проявляют эмоциональную неустойчивость и агрессивность. Они изначально выказывают к ребенку холодность или чрезмерно его опекают, что может быть признаком компенсации его глубокого эмоционального неприятия. Иногда нейродермит развивается, если во взаимоотношения мать-ребенок вторгается властная личность, например бабушка. В этом случае обострение болезни совпадает с общением с таким человеком или возникает сразу после него, а затем в обычной семейной обстановке быстро проходит.
Развитию нейродермита способствуют нарушение внутренней гармонии и конфликты. Для больных свойственны повышенная восприимчивость к критике, ориентация на постороннее мнение, часто стыд за свою внешность. Кожный зуд, характерный д ля нейродермита, является символическим выражением недовольства окружающими людьми. Ребенок не может проявить по отношению к ним явное неприятие и раздражение, поэтому заключенная в этих эмоциях агрессия направляется против его тела. Больной находится в состоянии внутреннего конфликта между своими потребностями и возможностями их удовлетворения. Чем выраженнее проявления нейродермита, тем больший конфликт между личностью больного ребенка и его окружением, а значит, и внутри себя. Для устранения психосоматоза необходимо в первую очередь гармонизировать внутреннее состояние.
Кожные психосоматозы обычно развиваются у детей, у которых с самого рождения была тесная связь с матерью, а затем нарушилась гармония в отношениях и периоды повышенной опеки стали чередоваться с периодами эмоциональной холодности.
У детей с нейродермитом в раннем возрасте обычно отмечался экссудативно-катаральный диатез. Кожные проявления в виде зудящих мелких пузырьковых высыпаний появляются на шее, затылке, в области глаз, губ, локтевых и лучезапястных суставов, на тыльной поверхности кистей, на ягодицах, внутренней поверхности бедер и в подколенных ямках. После расчесывания пузырьки лопаются и образуются ссадины, которые затем покрываются корочками. Постоянный зуд приводит к появлению у ребенка тревожности, раздражительности, нарушению сна.
Дети с нейродермитом обостренно реагируют на различные внешние факторы. Например, при сквозняке или пребывании на холодном воздухе у них бледнеет кожа, усиливается потоотделение, появляются жжение, зуд и боль в открытых участках конечностей (кисти рук, стопы). Возможны периодические жалобы на головокружение, головную боль, сердцебиение, боли в области сердца на фоне понижения артериального давления. Иногда отмечается незначительное повышение температуры тела, не связанное с инфекционными заболеваниями.
Ограниченный нейродермит развивается обычно у детей 2—5 лет и характеризуется небольшой площадью поражения. Кожа становится местами сухой, огрубевает и зудит, особенно в вечернее и ночное время. К началу полового созревания проявления болезни уменьшаются и затем почти исчезают.
Диффузный нейродермит отличается обширной площадью кожного поражения и может развиться в любом возрасте. В его основе также находится внутренний конфликт ребенка, возникающий при нарушении отношений детей и родителей.
Больные нейродермитом отличаются склонностью к нарциссизму, имеют комплекс физической и социальной неполноценности. Их внутренний конфликт заключается в желании оказаться замеченными, на виду, и боязнью оказаться отвергнутыми. У детей с этой болезнью наблюдается большая потребность в ласке. Пассивность характера и низкая способность к самоутверждению вызывают у них склонность к самоизоляции. Если потребность в телесном контакте у них не удовлетворяется, то психологический конфликт выражается в форме болезни и обостряется. Чаще всего нейродермит развивается после утраты любимого человека (родителей, близких) или на фоне длительно подавляемых тревоги и гнева.
При выяснении отношений между больным ребенком и матерью выявляется наличие у матери комплекса вины. Она переживает из-за болезни ребенка, так как он малопривлекателен внешне, и не проявляет ласковость, так как боится причинить ему боль. Таким образом усиливаются дефицит телесного контакта и любви, а также потребность в них, и заболевание становится хроническим. Ребенок остро нуждается в маме, и для привлечения ее внимания используется болезнь. Так ребенок получает психологическую защиту, которая необходима ему, если в семье есть конкуренты (братья и сестры, которым мама уделяет больше внимания) или в том случае, если мама чрезмерно опекает больного ребенка. В первом случае ребенок с помощью болезни переключает внимание матери на себя, а во втором постоянно находится рядом с ней.