Минусы использования гаджетов и ПК
Американская академия педиатрии в своем отчете указывает следующие риски использования цифровых и социальных сетей детьми: Негативное воздействие на здоровье на сон, внимание и обучение; более высокая частота ожирения и депрессии; подверженность неточному, неуместному или небезопасному контенту и контактам.
(https://pediatrics.aappublications.org/content/138/5/e20162593)
1. Слишком раннее увлечение гаджетами может привести к нарушению речи. Мозговая деятельность детей развивается с помощью мелкой моторики: рисование, пластилин, конструктор. Заменяя движения пальцев скольжением по экрану, тормозится развитие речевых процессов, а еще ребенок может не успеть сформировать умение договариваться, общаться с другими людьми.
2. При длительном использовании электронных сенсорных устройств у детей может замедляться мышечное развитие детей, детям нужно больше двигаться, активно и желательно на свежем воздухе.
3. Быстрая смена картинок в детских программах и мультиках рассеивают внимание ребенка. Неумение сосредоточиться может стать одним из важнейших элементов дальнейших сложностей с учебой. Чтобы научиться читать и писать, а также считать, ребенок должен полностью сконцентрироваться на этой деятельности. Поэтому стоит уделять внимание также рисованию, раскрашиванию, собиранию конструкторов и пазлов и других видах деятельности оффлайн, где нужно сосредотачиваться.
4. При частом и громком прослушивании музыки в наушниках, которые вставляются прямо в ухо может ухудшится слух.
У старшеклассников и взрослых людей частое и длительное по времени использование гаджетов может привести к таким последствиям:
1. Уход от реальности. У многих современных людей существует множество страхов, внутренних комплексов и тревог, многим трудно оставаться наедине с самим собой. Чувство страха заставляет их бежать от реальности, отвлекаясь с помощью гаджетов. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке;
2. Жизнь в виртуальном мире. Для многих день начинается с пролистывания ленты соцсетей, а в течение дня постоянные отвлечения на то, чтобы поставить лайки, написать комментарии, поддерживать статус своей страницы в социальных сетях, редактировать новые фотографии для своего профиля. Таким образом, возникает иллюзия более бурного, активного общения в социальной сети по сравнению с обычным общением.
3. Влияние на эмоциональную сферу подростка. Исследования показывают, что у восьмиклассников, злоупотребляющих общением в социальных сетях, на 27% выше вероятность возникновения депрессии, чем у их сверстников, которые свободное время посвящают спорту, делают уроки, ходят на какие-то мероприятия.
Девочки проводят в социальных сетях в среднем больше времени, а потому чаще, чем мальчики, чувствуют себя одинокими, острее реагируют на комментарии и лайки под своими публикациями. Девочки так же чаще становятся объектами травли в интернете.
Определяемся с терминами: ЗАВИСИМОСТЬ ЛИ?
Зачастую мы называем зависимостью то, что ею не является. Ребенок может много сидеть в телефоне, но это еще независимость. Термин „зависимость“ использовался до возникновения IT-технологий и применялся к алкоголю и другим веществам. Если говорить об электронной зависимости, главный признак — это пренебрежение базовыми потребностями: сном, регулярным приемом пищи».
Существует два полюса:
Абсолютная независимость. Человек как-то использует интернет и компьютер, но он от них никак не зависит. Нужно — включил, не нужно — забыл о них, ушел «в офлайн».
Абсолютная зависимость. Человек, который утратил все «живые» социальные активности, он живет не в реальности, а в виртуальности. Это грань уже с заболеванием, хотя сам человек так не считает, говоря: «зависимости у меня нет. Когда захочу, я сразу все могу выключить».
В основном люди находятся где-то между этими полюсами. Попробуйте сутки, если позволит ваша работа, провести без интернета, по договоренности с вашими близкими. Не в качестве борьбы, а в качестве эксперимента. Вы сразу поймете, насколько сильно эта привычка есть в вашей жизни.
Признаки зависимости
У любой зависимости есть три основных признака:
• Сверхценность объекта
Например, только телефон может сделать меня счастливым. Мне надо держать его в руке, не выпускать из поля зрения, все время в него заходить и что-то делать. И только этот объект может приносить мне удовольствие и радость. Если я его лишусь, в моей жизни настанет крах.
• Эмоции
Например, мне плохо, но я сейчас этот объект использую (алкоголики выпивают, шопоголики идут в магазин, наркоманы принимают дозу, зависимые от гаджетов открывают их), и мне станет лучше. Эмоции поменяются. Ходил грустный, а как только в руки взял гаджет, сел за компьютер, сразу настроение улучшилось.
• Рост толерантности
Когда объекта зависимости надо все больше и больше, например, раньше играл в игры час в день и был доволен, а теперь хочется все больше и больше.
Зависим ли ваш ребенок?
Ответив на специальные вопросы проверочного листа (чек-листа) вы можете узнать, стоит ли Вам уже насторожиться и принимать меры или Ваши опасения пока не имеют оснований. Данные чек-листы взяты с сайта психолога Екатерины Бурмистровой (https://info-hit.ru/course-zavisimost-rebenka-ot-interneta-i-qadzhetov/)
Чек-лист для родителей детей от 3—6 лет
По шкале от 0 до 10, где 0 «нет, это не так», 10 «да, это именно так», определите, пожалуйста, есть ли зависимость у вашего ребенка.
(это не так) 0...1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 (да, это именно так)
1. Ребенок умеет сам включить гаджет, телефон, компьютер, телевизор и делает это, когда захочет.
2. Когда вам срочно нужно отвлечь ребенка, вы даете ему в руки гаджет или включаете телевизор.
3. Он проводит перед экраном 2 ч. в день и более.
4. При попытке оторвать его от экрана становится агрессивным, впадает в истерику.
5. Есть вещи, которые он не может делать без экрана: ехать в машине, есть, засыпать, одеваться, сидеть на горшке и т.д.
6. Становится перевозбужденным к вечеру, плохо засыпает.
Если ваш результат выше 30 баллов, вам стоит узнать более подробно об экранной зависимости у детей, чтобы быть во всеоружии.
Чек-лист для родителей детей от 7—12 лет
По шкале от 0 до 10, где 0 «нет, это не так», а 10 «да, это именно так», определите, пожалуйста, есть ли зависимость у вашего ребенка.
(это не так) 0...1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 (да, это именно так)
1. Ребенок проводит с экраном в среднем более 3 часов в день.
2. Он ведет разговоры в основном о персонажах компьютерных игр и мультфильмов.
3. При первой же возможности он погружается в виртуальный мир.
4. Его не интересуют игры на площадке, с другими детьми.
5. Он не слышит вас и не реагирует на ваши слова, когда увлечен экраном.
6. Ребенок может пропустить прием пищи или урок без вмешательства взрослых.
7. Ему снятся страшные и беспокоящие его сны связанные с тем, что он делает у компьютера или смотрит по телевизору.
8. Он боится засыпать один в своей комнате.
9. Ребенок рассказывает о том, что видит в реальности или как-то взаимодействует с экранными героями в реальной жизни.
10. В вечернее время он часто бывает сильно перевозбужден.
Если ваш результат выше 50 баллов, вам пора что-то предпринимать, чтобы не упустить контроль над ситуацией.
Чек-лист для родителей детей 13—16 лет и старше
По шкале от 0 до 10, где 0 «нет, это не так», а 10 «да, это именно так», определите, пожалуйста, есть ли зависимость у вашего ребенка.
(это не так) 0...1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 (да, это именно так)
1. Экранное время (не связанное с учебой или работой) составляет 3 ч. и более.
2. У ребенка узкий круг общения в реальной жизни — не более 1—2 друзей и даже приятелей, которые могут приходить к нему в гости, разговаривать по телефону. Чаще всего это люди, разделяющие его виртуальные увлечения. И чаще всего их общение происходит в чатах.
3. Ваши попытки ограничить его контакты с гаджетами всегда заканчиваются сильными ссорами.
4. Он никогда самостоятельно не выключает экран — пока не вмешаются взрослые.
5. Его речь насыщена сленгом, связанным с виртуальным увлечением.
6. Он скучает и не знает, чем заняться, если нет возможности погрузиться в экран.
7. Ребенок может обманом или нелегальным путем завладеть гаджетами, если вы ограничите его контакты с ними.
8. Все положительные эмоции он получает только из виртуальной реальности.
9. Не имеет ни одного увлечения, связанного с физической активностью.
10. Поздно засыпает из-за злоупотребления экранным временем, даже если нужно рано вставать.
Если ваш результат выше 50 баллов, вам пора что-то предпринимать, чтобы не упустить контроль над ситуацией.
Что делать?
Возможно полученные баллы расстроили Вас. Родители чаще всего реагируют из трех основных чувств: из чувства стыда, из чувства вины и из чувства тревоги. Это не сможет поменять ситуацию. А что же может помочь? ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!
Ответственность — это то, что позволяет менять действительность, быть свободным, принимать решения, которые принесут пользу.
Главное, что необходимо сделать — это взять ситуацию под контроль, понять, что есть проблема и признать ее. Предлагаем несколько шагов, которые могут изменить ситуацию.
№1. Начните с себя
Пожалуй, это самое главное правило. Прежде чем говорить ребенку, что гаджет-это вредно, посмотрите на себя. Сколько времени вы проводите, сидя с телефоном, бездумно листая ленты соцсетей?!
Нужно самим убрать телефоны и компьютеры. Ведь папы имамы сами сидят перед экраном монитора, а дети всего лишь копируют эту модель.
Дети легче воспринимают правила, которым подчиняются все в семье. Например, если школьнику запрещают сидеть за компьютером больше часа вдень, потому что это вредно, родители тоже недолжны проводить перед экраном больше часа. Не стоит полностью отрезать ребенка от виртуального мира, он не будет понимать, о чем говорят его сверстники и это вызовет проблемы с коммуникацией.
№2. Ограничение во времени
Согласно данным ВОЗ, планшет и телевизор могут появиться в жизни вашего ребенка не ранее, чем в два года. Специалисты рекомендуют детям до 6 лет давать гаджеты в руки не более, чем на один час в день. Дети постарше могут проводить от 2 до 4 часов день за экраном/монитором.
Поэтому вам нужно договориться с ребенком о том, что через определенное время гаджет убирается и ребенок идет гулять или играть с игрушками.
Игры.
Игры бывают разные. Например, любые многими игры «стрелялки» имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Исследования показывают, что дети, у которых уже существуют проблемы с регуляцией эмоций и агрессией, очень быстро ухудшают свои показатели в этом плане после игр с элементом насилия («стрелялки» и бои разного типа). Ребенок может стать еще более агрессивным и озлобленным. Но это не значит, что «стрелялки» надо запретить (также как «войнушки» во дворе). Однако нужно отрегулировать время погружения в эту активность и дать понять, что есть игра, а есть жизнь, где все это неприменимо и недопустимо. Однако игры-«стрелялки» имеют и свои преимущества, в них ребенок может моделировать в своей голове пространственные отношения, предсказывать поведение других героев в игре, тренировать скорость реакции. (Исследование на эту тему: https://journals.saqepub.com/home/bbs) Хорошей игрой для тренировки этих же качеств являются игры в футбол, баскетбол и другие командные подвижные игры. Дети в младшем и среднем школьном возрасте любят «творить» свою реальность, создавать миры и сюжеты. Предложите им наборы «Лего» (есть тематические: полицейский участок, пожарная станция, космические корабли и т.п.) с помощью которых можно разыгрывать много сюжетов. Поучаствуйте с ребенком в нескольких таких «построениях», покажите ему, как можно придумывать разные истории, и вы увидите, что реальная игра захватывает ребенка также как и виртуальная.
Интернет-гигиена
Детям школьного возраста нужно помочь выстроить стратегию взаимоотношений с виртуальным миром. Обучить ребенка интернет-гигиене — это значит объяснить, какие опасности могут ему встретиться при использовании интернета. Такой подход является самым разумным, потому что мир уже так устроен: школьные задания связаны с интернетом; одноклассники сидят в социальных сетях; вай-фай доступен почти везде, даже в школах.
Когда вы выпускаете ребенка в новое пространство, например, отправляя за покупками первый раз, отправляя на автобусе первый раз, давая в руки выжигательный аппарат, — вы сопровождаете это объяснением, как сделать это безопасно, даете какую-то информацию. Такое же правило распространяется и в отношении Интернета.
Наверняка вы научили детей, что не все продукты полезны. Возможно, какие-то «вредности» они иногда себе покупают, тайно или явно, но, покупая, они понимают, что это неполезная еда. И если у вас получилось научить и убедить детей в отношении с вредными продуктами, то можно добиться такого же понимания и в отношении использования Интернета. Помочь в этом могут доступные и увлекательные видеоуроки на разных языках на сайте https://mediasabak.org/
Активируйте функцию родительского контроля и включите безопасный поиск в браузере. Можно составить список разрешенных сайтов или заблокировать нежелательные. Лучше не допускать ребенка к интернет-аукционам, платежным системам
и онлайн-банкингу.
Установите специальный детский поисковик, например, Гогуль или Спутник.дети.
Что есть опасного для детей в Интернете?
Американские исследователи (Palfrey, Boyd, Sacco, 2010) выделяют три группы угроз безопасности детей и подростков в Интернете:
• небезопасные контакты (общение, которое может привести к сексуальному насилию);
• кибербуллинг: унижения, оскорбления, агрессивные нападки, преследования в Сети;
• материалы «опасного» содержания (противоправный контент) относят широкий спектр материалов, демонстрирующих сцены насилия (в видео, графике (других видах изображений), музыке, текстах), экстремистские призывы и поведение, порнографию (в том числе детскую).
Правила интернет-гигиены
Виртуальные друзья.
• Расскажите ребенку, что под видом симпатичной ровесницы(ка) может скрываться взрослый человек с нехорошими намерениями. Если «виртуальный знакомый» хочет встретиться в реальности, то нужно сообщить родителю. На встречи с интернет-друзьями нужно ходить с ребенком.
В случае предложения от виртуального знакомого(й) выполнить неприличные действия — прервать общение и сообщить взрослому.
Общение в сети
• Научите ребенка разумно размещать информацию в социальных сетях, расскажите о том, какой информацией не стоит делиться ни при каких условиях.
• Помогите устанавливать статус приватности личной страницы (если ваш ребенок не является более «продвинутым» в этом, чем вы), или напоминайте ему об этом при регистрации в новых соцсетях.
Воровство в Интернете.
• Расскажите о том, какие случаи мошенничества встречаются на сайтах.
• Убедитесь в безопасности сайта, на котором вы или ваш ребенок планируете совершить покупку.
• Не оставляйте в свободном доступе для ребенка банковские карты и платежные данные, с помощью которых он может совершить покупку самостоятельно.
Подозрительные ссылки
Установите на компьютер антивирусные программы и фильтры, научите ребенка не доверять подозрительным ссылкам.
Кибербуллинг
Как проявляется кибербуллинг? (От англ. cyberbullying — преследование и унижение кого-то в Интернете или по мобильному телефону)
Самой известной классификацией форм кибербуллинга является классификация Нэнси Виллард [2]:
1) Оскорбление — чаще всего имеет вид оскорбительных публичных комментариев в социальных сетях.
2) Домогательство — целенаправленные систематические атаки в социальных сетях.
3) Распространение слухов — умышленная порча репутации жертвы.
4) Использование фиктивного имени — представление другим человеком или использование аккаунта жертвы для манипуляции другими.
5) Публичное разглашение личной информации распространение интимных фото, переписок, личной информации жертвы с целью унизить её.
6) Социальная изоляция — отказ общаться с жертвой, игнорирование.
7) Открытые угрозы или домогательства.
Кибербуллинг опирается часто на анонимность преследователя — невозможно точно определить и вычислить автора сообщения. Анонимность делает травлю гораздо проще для исполнителя, поскольку он не видит реальной реакции жертвы. Также срабатывает так называемый «эффект дистанцирования», при котором преступник, находящийся на большом расстоянии от жертвы, становится способен на гораздо более жестокие вещи, нежели при обычной коммуникации. Кибербуллинг особо привлекателен для подростков тем, что нападающий не видит свою жертву и ее прямую реакцию, а значит, ему гораздо легче подавить в себе возможное чувство жалости. Участники коммуникации становятся более сконцентрированы на себе и меньше задумываются о чувствах, мнениях и реакциях друг друга, что, в свою очередь, ведет к более раскованному и даже агрессивному поведению.
Что делать?
• Когда ребенок столкнулся с кибербуллингом, то вы можете заметить изменения в его настроении после общения в интернете: например, ребенок нервничает, у него заплаканные глаза, он перевозбужден или, наоборот, тихо сидит и не разговаривает.
• Установите контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору, спросите, что произошло. Постарайтесь ему объяснить, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать. Важно дать почувствовать ребенку вашу безоговорочную поддержку. Пусть ваш ребенок выложит всю историю без ваших замечаний типа «Я тебе говорил(а) не дружить с тем-то...». Не прерывайте и не критикуйте ребенка, он должен почувствовать себя эмоционально безопасно, чтобы быть открытым и честным с вами.
• Выясните, что привело к данному результату — непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете. Объясните ребенку, что не нужно открыто публиковать свои контакты, рассказывать незнакомцам свою биографию, отсылать личные фото своей частной жизни.
• Не обвиняйте своего ребенка, что он стал объектом издевательств.
• Если ребенок подвергается насилию в интернете, постарайтесь выяснить информацию об обидчике, узнайте историю их взаимоотношений. Важно понимать, встречается ли ребенок с этим человеком в реальной жизни, случались ли похожие события раньше. Уточните, что известно агрессору о вашем ребенке: реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы.
• Предложите свою помощь — научите ребенка, как можно обезвредить или блокировать пользователей, которые шлют неприятные сообщения.
• Избегайте обещаний, которые вы не сможете выполнить, но успокойте ребенка тем, что вы будете делать все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой ситуацией.
Если ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия для детей в KP 111). Сотрудники специальных служб подскажут, что необходимо сделать в первую очередь, куда и в какой форме обратиться. Если киберагрессия носит серьезный характер и есть риск для жизни и здоровья ребенка, а также членов семьи, то могут быть основания для привлечения правоохранительных органов.
Дополнительную информацию о том, как противостоять кибербуллингу смотрите на сайте https://www.facebook.com/safetv/bullvina/parents
Как рассказывать об интернет-гигиене?
Учитывать возраст ребенка, рассказывать на его языке. Обычно бывает так: ребенок понимает, что шоколадка вкусная, но он не понимает, сколько там химических добавок, т.е. он понимает плюсы, но он не видит потенциального вреда. То же самое с доступным интернет — пространством: ребенок понимает, что там куча всего интересного, но вреда и опасности не видит. Наша задача — рассказать ему об этом на его языке. Он должен понимать характер опасности.
Учитывать особенности подростка, то, что ему интересно, то, какая информация может привлечь его в первую очередь. Например, предложите ребенку посмотреть материалы об интернет-гигиене на сайтах https://mediasabak.org/ и http://onlinekitep.kg/
Создать доверие, благодаря которому ребенок в случае проблемы обратиться за помощью именно к вам.
Новые интересы вместо запретов
Запрет на использование гаджетов приводит к протесту в подростковом возрасте и лишь подогреет интерес.
Лучше организовать досуг до появления зависимости. Но, если она начала формироваться, первое, что стоит сделать, научить ребенка получать положительные эмоции и впечатления вне виртуального мира от прогулок, музеев, аттракционов, концертов, спорта, курсов. Найти такие интересные увлечения, чтобы виртуальный мир стал блеклым и скучным. Отдельный вид совместного досуга — игра. Через игру можно узнать много нового о своем чаде, его поведенческих особенностях, представлениях о реальности, помочь научить справляться с ситуациями, осваивать новые навыки, получать знания, добиваться побед и достойно принимать поражения.
Разговаривайте с ребенком! Честно скажите: «Для нас всех будет лучше, если у тебя будет еще какая-то жизнь кроме компьютера. Мы хотим, чтобы ты получил образование, нашел дело по душе, смог достичь успеха». Объясняйте ребенку, что с ним происходит: что для того чтобы зависимость уменьшилась, понадобится и время, и его силы. А вы поможете! И, конечно, вам придется очень активно участвовать в его жизни: находить и предлагать интересные занятия, замечать и уметь поддержать, направить в нужное русло его увлечения. Кстати, мальчики-подростки с высоким уровнем тестостерона имеют хорошие шансы отвлечься от игр, когда появляется интерес к девочкам. И здорово, если родители при этом создают «искусственные» трудности — запрещают возвращаться поздно, не отпускают на свидание, пока не сделаны уроки, то есть добавляют элемент запрета, который надо преодолеть, это подогревает интерес.
И, конечно, гораздо больше шансов быстро справиться с зависимостью у тех семей, где у ребенка уже был до этого опыт разнообразного досуга, если вы активно проводите выходные и каникулы, общаетесь с друзьями и близкими».
Нужно помнить: для взрослых интернет — это изобретение, появившееся при их жизни, то, без чего они раньше спокойно жили. Это новый технический процесс, способный приносить как пользу, так и вред, ущерб. Для младшего поколения это не изобретение, а среда жизни, как часть окружающего пространства, как мебель, улицы, транспорт. Они родились в эпоху интернета и не знают, как люди жили без него. Не было у них такого опыта! Вот почему у детей и родителей такое разное восприятие гаджетов.