ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ОБ ОСНОВНЫХ ЗАКОНАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА
В подростковом и юношеском возрасте происходит бурное физическое и половое развитие. По мнению многих зарубежных исследователей, человек в этом возрасте становится «жертвой бушующих гормонов», которые оказывают сильное влияние на нервную систему ребенка. С точки зрения социальной этот период символизирует собой переход от детства к взрослости.
Какие же психологические перемены происходят с вашим ребенком? Почему он вдруг стал таким взрывным, отчужденным и неуправляемым?
1. Существенно меняются его внешность и физический облик, причиняя подчас поистине невыносимые страдания и вызывая комплекс неполноценности.
В этом возрасте у человека уже сформировался идеальный образ собственного тела, активно навязываемый рекламой, фильмами и средствами массовой информации. Юношей привлекает культ супермена: физическая сила в сочетании с горой мышечной массы. Девушки же чаще всего стремятся к физическим пропорциям манекенщиц и фотомоделей. Кроме того, существуют законы молодежной моды, которой в данном возрасте следует 98% подростков. Они хотят быть модными и красивыми, «как все». К сожалению, идеал чаще всего разительно отличается от реальности. Поэтому любые негативные замечания, касающиеся их внешнего облика, воспринимаются в штыки.
2. Подросток предпринимает попытку осознать и постичь собственное «я», переживая при этом кризис идентичности.
Дело в том, что он уже перерос свое детское «я», а его взрослое «я» еще не сформировалось. Он вновь, как когда-то в детстве, только уже на новом уровне осмысления, пытается ответить себе на главный вопрос: «какой я?» Кроме этого детского вопроса, начинает волновать еще один, не менее серьезный: «для чего я живу?» Но разобраться в себе невозможно, не сравнивая себя с другими людьми.
Именно здесь и кроется серьезная психологическая ловушка. Дело в том, что он сравнивает себя не с любыми людьми, а с так называемыми референтными группами. Это группы людей, мнениями и ценностями которых он дорожит, к вниманию, признанию и любви которых он стремится. Такие референтные группы встречаются ему на каждом шагу от школьного класса и институтской группы до компании приятелей во дворе. Всем этим разнонаправленным идеалам ребенок и пытается соответствовать, в каждой из этих групп он старается самоутвердиться. И если, например, его семья не является референтной группой, а компания приятелей-наркоманов является действительно значимой, то строить собственное «я» он начинает в соответствии с идеалами и нормами данной группы людей.
В подростковом и юношеском возрасте референтная группа может быть заменена одним конкретным человеком, воплощающим в себе некий идеал, к которому следует стремиться. Так появляются кумиры, модели поведения которых ваш ребенок стремится копировать до мельчайших деталей.
Поскольку направленность ценностей, разделяемых той или иной группой или кумирами, ’различна, то возникает определенный внутренний конфликт. Перед вашим ребенком встает проблема выбора: что принять, а что отторгнуть. Если он не обладает достаточной силой «я», то он автоматически попадает в стрессовую ситуацию, выражающуюся в частых сменах настроения, раздражительности, склонности к депрессии.
3. Эмоциональная нестабильность, свойственная практически всем подросткам, может в отдельных случаях принимать крайние формы, называемые проблемным поведением.
Именно здесь и кроются корни начала употребления наркотиков: неспособность к выбору, неумение решать свои проблемы, интеллектуальные и эмоциональные, вызывают у подростка постоянную тревогу. Если в детстве от чего-то страшного, пугающего и непонятного можно убежать и уткнуться в мамины колени, то теперь, когда он «взрослый» и «самостоятельный», этот вариант выхода из кризиса уже неприемлем, а стремление убежать и спрятаться от проблем по-прежнему существует. И ребенок бежит... Попытка «убежать в наркотики» означает определенную незрелость личности, неготовность к пугающей взрослой жизни. Употребляя наркотики, ваш ребенок пытается справиться со стрессовой ситуацией, не имея других, более действенных способов решения проблемы.
Американские ученые исследовали категории подростков, максимально подверженных эмоциональным срывам и депрессивным состояниям. Помимо недовольства собственным внешним обликом и незрелости «я», они выделяют следующие факторы риска:
• Неуверенность в собственных силах, правильности выбора профессии, страх за свое будущее.
• Низкая самооценка и непопулярность среди сверстников.
• Неудачи в учебе или на работе.
• Проблемы в семье, как материальные, так и эмоциональные. Степень риска возрастает при увеличении количества конфликтов между родителями и практически достигает максимума при их разводе.
4. Взрослеющий ребенок неизбежно требует пересмотра ваших с ним взаимоотношений. Как это ни печально, но нередко именно ваша неготовность пойти ему навстречу становится причиной серьезного эмоционального кризиса для подростка и препятствием для становления его «я».
Одной из главных особенностей подросткового и юношеского возраста является стремление к автономии. Это проявляется в первую очередь в попытке освободиться от излишней опеки и добиться хотя бы относительной независимости. Ваш ребенок пробует начать общаться с вами на равных, он уже вырос из коротких штанишек. Кроме того, даже если он по-прежнему материально зависит от вас, он пытается отстоять свое право на собственные идеи, мнения и суждения, отличные от ваших.
Во многом от того, какой тип отношений с ребенком сложился в вашей семье, зависит и вероятность возникновения проблемного поведения у вашего ребенка.
Американский психолог Диана Бомринд выделяет четыре основных стиля родительского поведения и анализирует их влияние на ребенка
Стили родительского поведения
Стиль поведения |
Характеристики |
Особенности руководства и их влияние на детей |
---|---|---|
Авторитетный |
Высокий уровень контроля |
Признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. |
Теплые отношения |
Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения. Допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают высокой самооценкой. | |
В юношеском возрасте дети ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо. Проблемы становления взрослого «я» минимальны, внутренний кризис сглажен. Обладают разумной верой в себя и собственные силы. | ||
Авторитарный |
Высокий уровень контроля |
Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. |
Холодные отношения |
Закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. В юношеском возрасте часто демонстративны, ведут себя вызывающе. Пытаются скрыть за маской развязности свою зависимость, неуверенность и тревожность. | |
Либеральный |
Низкий уровень контроля |
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. |
Теплые отношения |
Безусловная родительская любовь. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление общения — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы. Родители не | |
устанавливают каких-либо ограничений, их руководящая роль незначительна. В юношеском возрасте дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В основном же игнорируют нормы и правила, принятые в обществе, не обладают самоконтролем, страдают от комплекса неполноценности. | ||
Безразличный |
Низкий уровень контроля |
Не устанавливают для детей никаких ограничений. |
Холодные отношения |
Безразличны к собственным детям. Закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к проблемному поведению. Это практически неизбежный путь к употреблению наркотиков. |
Глядя на эту таблицу, попробуйте проанализировать отношения с собственным ребенком и ваш преобладающий стиль общения с ним. Именно в привычном стиле ваших взаимоотношений и кроются корни всех проблем. Попробуйте изменить его, и вы увидите результат.
Теперь несколько слов о ваших стереотипах поведения.
Призывая ребенка взрослеть, вы же сами становитесь главным тормозом на этом пути. Ниже мы попробуем проанализировать причины подобных родительских стереотипов.
• Вероятно, впервые с момента рождения ребенка ваш авторитет значительно пошатнулся. Если раньше слова «мама сказала...» обладали поистине магической силой, то теперь вы все чаще слышите в ответ: «Ну и что...» Вас это не может не раздражать.
Дело в том, что ваш ребенок взрослеет, растет его способность анализировать и сравнивать.
Теперь он может адекватно оценивать и вас самих, и ваше поведение с новых позиций. Он неизбежно начинает сравнивать вас с тем образом идеальных родителей, который у него сложился в результате возросших аналитических способностей, с родителями реальными, то есть с теми, с какими ему приходится сталкиваться каждый день. Увы, очень часто это сравнение не в вашу пользу. Ведь ничего идеального на свете не существует. Мы с вами тоже не являемся исключением из этого правила.
Ставя под сомнение ваш авторитет, ребенок как бы дает вам право на ошибку. Радостно примите эти новые правила игры, и вам сразу станет легче. Подумайте, как приятно сойти с пьедестала и стать обычным человеком.
К сожалению, затяжная борьба за свой былой авторитет ни к чему хорошему не приведет. Ведь вы уже знаете, как значимо для него мнение кумиров и референтных групп. В этом возрасте родители очень редко попадают в число кумиров, сказывается разница поколений. В лучшем случае ваша семья попадает в разряд референтных групп. В худшем — и этого не происходит. Реагируйте на это спокойно и попробуйте предпринять попытку привлечь внимание вашего ребенка к тем семейным и вашим личным качествам, которые в данный момент являются для него значимыми.
• Вас не может не раздражать количество конфликтов, возникающих в семье в данный возрастной период развития вашего ребенка. Но если вы вспомните главные причины ссор, то с удивлением заметите, что основными поводами для конфликтов являются какие-нибудь мелочи, чаще всего повседневные бытовые дела.
Проблема заключается в том, что ваш взрослеющий ребенок уже пробует получить права взрослого человека, подчас игнорируя свои несложные обязанности. Во избежание лишних конфликтов следует руководствоваться двумя основными принципами.
Во-первых, в спокойном тактичном разговоре объясните ребенку, что, помимо прав, взрослость накладывает определенные обязательства на человека, и он сам, как и все взрослые люди, по правилам взрослых отношений теперь должен их выполнять.
Во-вторых, вам самим необходимо осознать, что семейные конфликты по мелочам служат для вашего ребенка как бы полигоном для испытания новых, непривычных, взрослых стратегий поведения, которые он еще только начинает осваивать в семейных безопасных условиях. Безопасность семейного контекста заключается в том, что он совершенно точно знает, что вы его любите и простите ему гораздо больше, чем посторонние люди. Попробуйте перевести конфликт в рамки деловых переговоров, дайте ему возможность почувствовать себя не ребенком, на которого смотрят свысока и не принимают всерьез, а полноправным взрослым членом семьи, с мнением которого нельзя не считаться. Вы увидите, что количество возникающих конфликтов резко пойдет на убыль.
• Вы, как и все родители, дети которых неожиданно повзрослели, переживаете так называемый кризис среднего возраста.
Бессознательно, не отдавая себе в этом отчета, вы противодействуете повышению самостоятельности и взрослению собственного ребенка. Ведь он уходит во взрослую жизнь и неизбежно отдаляется от семьи. В американских семьях детей в это время принято обеспечивать собственным жильем и отселять от родителей. Поскольку у нас в стране такой практики не существует, в силу как материальных проблем, так и культурных традиций и норм, то вы вынуждены жить вместе, приспосабливаясь друг к другу. Что же означает этот возраст для вас?
• Уход, пусть даже только психологический, ребенка из семьи ставит перед вами новые личностные проблемы. До этого вся ваша жизнь как бы крутилась вокруг него. Теперь вы страдаете оттого, что он отдаляется и вы становитесь ему не нужны. Он существует в своем мире, со своими друзьями и идеями. А вы остаетесь одни. Ваша попытка противодействовать его взрослению — это своеобразно проявляющийся страх одиночества.
• Меняются отношения с вашим супругом. Если много лет вы общались опосредованно, через ребенка, и у вас существовала общая цель — его воспитание, то теперь, оставшись вдвоем, вы можете осознать, что не все в ваших отношениях так гладко. Ребенок много лет как бы являлся центром семьи. Теперь вам предстоит вместе строить «новую» семью, выдвигая для себя другие общие цели и задачи. Этот процесс не всегда оказывается легким.
• Наблюдение за повзрослевшим ребенком неизбежно вызывает активизацию механизма сравнения. Ведь вроде бы совсем недавно, и вы хорошо помните это время, вы тоже были так же молоды. Казалось, вся жизнь впереди и времени так много, что можно не торопиться. Теперь же, оглядываясь на собственное прошлое, вы, мысленно начиная подводить итоги, думаете, что не все возможно исправить и вернуть, что многие надежды так и останутся несбывшимися. У вашего ребенка, как когда-то у вас, все впереди, у вас же уже многое позади, а самое главное, остается все меньше сил, здоровья, времени и энергии, чтобы реализовать собственное «я».
У кого-то из родителей этот процесс проходит легче, кто-то, анализируя собственные ошибки, реагирует более болезненно.
Главное, не пытайтесь решить собственные проблемы за счет своего ребенка, это недопустимо. Ведь вы уже знаете основные психологические особенности развития вашего ребенка в подростковом и юношеском возрасте, понимаете, что ему хватает своих нелегких проблем. Поберегите его. Решайте свои проблемы сами.