От трудолюбия к потребности в труде
Мы часто говорим и слышим о потребностях: о потребностях личности и потребностях общества; о потребностях разумных и неразумных; о необходимости возвышения, гармонизации потребностей; о роли потребностей во всестороннем развитии личности; о потребности в труде как ведущей потребности советского человека.
Что же такое потребности? Какие они бывают? Как соотносятся личные и общественные потребности? Какова роль семьи в воспитании потребности в труде на общую пользу? Попробуем найти ответы на все эти вопросы.
Итак, что такое потребность? Потребность — это нужда отдельной личности или социальной группы общества в каких-либо материальных или духовных предметах. С потребностями связан ряд психических реакций личности: влечения, желания, интересы, склонности, побуждения к деятельности.
Различают биологические (их еще называют витальными — от латинского корня «вита», что означает «жизнь») потребности, от которых зависит жизнь человека (потребность в пище, одежде, сне), и потребности социальные, характеризующие человека как существо общественное (потребности в труде, общении, самоутверждении, познании научных и духовных ценностей).
Одни и те же потребности могут быть удовлетворены в различных сферах деятельности. В то же время один и тот же вид деятельности, прежде всего трудовая, может удовлетворить различные потребности: в саморазвитии и самоутверждении, материальном обеспечении, общении, познании, творчестве. Даже деление на материальные и духовные потребности весьма относительно, так как материальные потребности могут иметь духовное содержание, а духовные — неразрывно связаны с материальными.
Возьмем, например, потребность в одежде. Казалось бы, явно материальная, связанная с необходимостью поддержания жизнедеятельности человека. Но разве в то же время она не выражает в определенной мере эстетических, этических, то есть духовных, потребностей? Точно так же материальные и духовные потребности объединены в потребности общения с природой, в потребности овладеть приемами художественной обработки материалов, декоративно-прикладным искусством.
Какое место в системе потребностей занимает потребность в труде, как она связана с другими потребностями человека, и прежде всего ребенка? А поскольку мы уже усвоили, что качества личности, ее интересы и потребности начинают складываться в самом раннем детстве, с этого возраста и начнем.
Ошибаются те взрослые, которые считают, что у младенца могут быть только жизненно необходимые, витальные, потребности в утолении голода, жажды, естественных отправлений. Это заблуждение приводит иной раз к неверной позиции матери в общении с маленьким ребенком: она заботится лишь о том, чтобы малыш был сыт и ухожен, здоров и физически правильно развивался. Но круг потребностей ребенка намного шире. Уже в младенческом возрасте, кроме простейших потребностей в пище, тепле, чистом воздухе, он нуждается в общении с окружающим миром, новых впечатлениях, эмоциональном контакте со взрослыми. Многочисленные исследования психологов убеждают, что смена зрительных и слуховых впечатлений действует успокаивающе на ребенка с первых месяцев жизни. Да вы и сами знаете, что стоит плачущему ребенку показать яркую игрушку, обратить на нее его внимание, как ребенок замолкает. Переживание им состояния дискомфорта, из-за которого и возникало беспокойство, перекрывается интересом к новым впечатлениям, потребностью в них.
Удовлетворение потребности в новых впечатлениях сопровождается положительными эмоциями: ребенок улыбается, смеется — проявляет, как говорят психологи, комплекс оживления. Точно так же реагирует он на ласковое обращение к нему, на разговор с ним матери. Малыш еще не понимает слов, но интонацию, эмоциональный строй речи воспринимает безошибочно: в ответ на доброжелательное, спокойное обращение оживляется и радуется, а раздраженный тон, ощущение беспокойства матери отзываются в беспокойстве ребенка: он плачет, отказывается от еды, не может уснуть... Вот почему эмоциональная связь, проявляющаяся в нежных прикосновениях, ласковой речи, не менее важна для благополучного развития ребенка, чем удовлетворение простейших жизненных потребностей.
Мы уже упоминали польского педагога Януша Корчака. В своей книге «Как любить детей» он указал на очень важную потребность маленького ребенка: «Почему ребенок хочет, когда пьет, сам держать стакан, чтобы мать даже не притрагивалась; почему, когда уже и не хочет есть, ест, если позволили самому черпать ложкой? Почему с такой самозабвенной радостью гасит спичку, волочит комнатные туфли отца, несет скамеечку бабушке? Подражание? Нет, нечто большее и ценнейшее...
Видали ли вы, как младенец долго, терпеливо, с застывшим лицом, открытым ртом и сосредоточенным взглядом снимает и натягивает чулочек или башмачок? Это не игра, не подражание, не бессмысленное битье баклуш, а труд».
Что же нужно, чтобы на основе естественной потребности в активной деятельности развить у ребенка потребность в труде? Прежде всего организация трудовой деятельности, потому что любое качество личности развивается и формируется в том виде деятельности, который этого качества требует. Иначе говоря, воспитать потребность в труде без включения в сам труд просто невозможно.
Посмотрим, как выполняем мы это требование, не становимся ли подчас невольными виновниками того, что у детей потребность не только не развивается, а даже затухает? Разумеется, невольными виновниками, потому что делаем это неосознанно, просто не задумываясь над последствиями своих действий, не учитывая того, какое воздействие на развитие ребенка могут оказать некоторые достаточно распространенные жизненные ситуации.
Не хотят дети самостоятельно есть, слишком медленно, по нашему мнению, это делают — и мы кормим их сами. Не могут быстро одеться, а нам некогда, мы на работу спешим и, не вытерпев, опять-таки сами одеваем их. Можно и с такой ситуацией встретиться: пришли родители за детьми в детский сад, все малыши одеваются самостоятельно, а один тянет маме ножку — надеть ботинки. Почему? Ведь в течение дня он сам успешно справлялся и с этим, и с другими элементами самообслуживающего труда. Да потому, что в домашних условиях он привык, чтобы его обслуживали взрослые, и уже не стесняется этого в присутствии сверстников.
Симптом очень тревожный: значит, стремление к самостоятельной деятельности, настолько характерное для дошкольного возраста («я сам» — в этот период любимое выражение), разрушается. Постепенно ребенок становится иждивенцем, маленьким деспотом, который тиранит окружающих. Мало того: ребенок теряет веру в свои силы, у него нет желания и привычки преодолевать трудности, появляется желание уйти от труда вообще, а в результате замедляется развитие.
С подобными явлениями можно встретиться не только в детском саду — даже родители школьников нередко из самых лучших, как им кажется, побуждений вместо трудолюбия и потребности в активной деятельности формируют у своих детей нежелание трудиться, растят потребителя.
Признайтесь, кому не хотелось бы, чтобы сын или дочь успешно учились в школе, получали хорошие и отличные отметки! Но добиваются этого родители по-разному. Одни с первых же дней учебы в школе интересуются успехами и трудностями ребенка. Помогают организовать свой уголок, учат работать со словарями, справочной литературой. Побуждают к неформальному выполнению домашних заданий, стараясь понять причину неудач и помогая преодолеть трудности. В таких семьях события школьной жизни — постоянный предмет обсуждения, когда вечером собирается вся семья.
Но бывает, к сожалению, и по-другому. Вот достаточно типичный пример. Малыш-школьник готовит домашнее задание, и видит мама, какие неказистые, перекошенные кружочки, квадраты, треугольники получаются у него. Разве можно примириться с тем, что завтра в классе сын будет выглядеть хуже других? Но вместо того, чтобы терпеливо объяснить ребенку, как лучше сделать, мама избирает самый легкий для нее путь — сама делает за сына его работу. Сын горько плачет, пытается протестовать, ему еще пока хочется делать самостоятельно. Однако получив пятерку за мамину работу, услышав похвалу в свой адрес, он решает: все очень неплохо обернулось. Так повторяется не один раз. И от класса к классу мальчик уже не только не протестует, но и обижается, если маме некогда и ему самому приходится «мучаться». Вот так вместо трудолюбия воспитывается пассивность, неумение преодолевать трудности в учебе, в труде, в повседневном быту. В то же время подобные дети особенно требовательны к близким, потому что с детства привыкли: все обязаны о них заботиться, им служить.
Хотите вы видеть своего ребенка таким безвольным и инертным, эгоистичным и неумелым? Вряд ли! Однако не бывало ли в вашей семье случая, когда ребенка лишали возможности активно действовать, посильно трудиться? Вспомните, как хотелось дочери вымыть самой свою чашку, а вы не давали: вдруг разобьет! Сыну интересно смотреть, как вы возитесь с тестом, так самому хочется тоже что-нибудь «вылепить», но вы раздраженно отстраняете его: «Не мешай! Иди лучше поиграй!» Дочь решила к вашему приходу навести порядок, вымыть пол и, конечно, сделала это неумело — и воды наплескала, и сама вымазалась. Как вы отреагировали? Наверняка отругали, может быть, даже отшлепали, и в другой раз ей уже не захочется «помочь маме».
После занятия родительского университета к лектору подходит молодая женщина. «Вы говорите, надо больше доверять детям, приобщать их к посильному домашнему труду. Но мне же гораздо проще самой убрать: у меня второй маленький ребенок, я с ним все равно дома, что же, я буду ждать, когда дочь придет из школы? Да я к этому времени и уберу, и в магазин схожу, и обед приготовлю. Я ее ничем не загружаю, пусть только учится как следует».
Вот и еще одна причина, по которой разрушается естественная потребность человека в самостоятельной активной деятельности. Конечно, самой можно сделать всю домашнюю работу и быстрее и лучше, тем более что приготовление уроков действительно занимает сегодня у детей довольно много времени. Но подумайте, какой в этом случае жизненный опыт они приобретают! Привыкают к тому, что взрослые сами хотят все по дому делать, и решают, что, в общем-то, не так уж плохо, когда тебя избавляют от забот. А привычка в конце концов становится чертой характера, позицией личности, и уже повзрослевшая дочь пренебрежительно отказывается помочь матери. Тогда мы начинаем удивляться: откуда черствость, откуда лень, ведь, кажется, в семье она плохого примера не видит?
Кстати, чаще всего заверения в том, что детей дома не загружают домашними заботами, слышны тогда, когда приходится говорить с родителями о слабой успеваемости сына или дочери. Нет ли здесь закономерности? Не потому ли и учеба ребенку трудно дается, что с детства не воспитана привычка к труду, труду упорному, систематическому?
Иногда можно услышать от родителей такого рода характеристики: «Сын послушный, что ни попрошу. — все сделает», «Моя ни в чем мне не прекословит, что поручено — все выполнит». Конечно, это хорошо, но недостаточно для воспитания привычки к труду, для развития потребности в труде. Разовыми поручениями можно, вероятно, добиться послушания, простой исполнительности, но инициативу в выполнении трудовых дел, стремление по собственной воле, по потребности быть полезным, сделать что-нибудь для близких вряд ли можно сформировать.
Итак, главное условие воспитания осознанной потребности в труде — включение детей с самого раннего возраста в трудовую деятельность, формирование элементарных трудовых умений и навыков, трудового опыта ребенка. Знания, умения, практические навыки — необходимая предметная основа для отношения к труду как к потребности. Чем совершеннее умения, чем выше мастерство, тем свободнее чувствует себя человек в освоенном виде деятельности, тем большее удовлетворение доставляет ему работа.
Однако этого мало. Не менее значимо эмоционально положительное отношение к труду. Способность испытывать радость от удачно завершенной работы, умение видеть творческое начало в труде, наслаждаться самим процессом труда — все это проявления эстетического отношения к труду. Без такого отношения немыслимо воспитание потребности в труде. Как же его вызвать?
Мы уже говорили, что привлекательными могут быть не только содержание труда, но и форма его организации, характер взаимоотношений в труде. «Главный метод гуманистического воспитания, — пишет известный советский педагог Ш. А. Амонашвили в своей книге «Здравствуйте, дети!», — доставлять ребенку радость общения с вами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха»1. Однако истинное сотрудничество невозможно без уважения к личности ребенка, без доверия со стороны взрослых. Не скупитесь на слова, поощрительную улыбку, чтобы дать Почувствовать малышу, как дорого то, что сделано его руками! Не отмахнитесь, найдите время полюбоваться работой сына, дочери! Удобных для этого случаев сколько угодно.
Вот ко дню 8 Марта сын приготовил вам подарок. Возможно, он не привел вас в восхищение: вещь, казалось бы, совсем ненужная, какая-то простенькая рамочка, не гармонирующая с современной изысканной обстановкой. Но будьте снисходительны, оцените стремление сына принести радость. Больно и обидно будет ему увидеть предмет его труда небрежно брошенным, и в отношениях ваших появится трещина.
Дочь делает первые стежки на уроках труда, учится шить. Если вы не пожалеете материала, посоветуете варианты отделки, то есть отнесетесь с интересом, вероятнее всего, дочери доставит радость первое изделие, сшитое для себя или кого-нибудь из членов семьи.
Когда ваши дети повзрослеют и перед ними встанет задача профессионального самоопределения, то есть задача приложения сформированного трудолюбия к определенному виду трудовой деятельности, очень важно помочь им увидеть общественную ценность труда в народном хозяйстве, научить соотносить свои личные потребности с общественными. Тем более что им придется столкнуться с реальным противоречием, преподнесенным нам научно-техническим прогрессом. С одной стороны, именно требования технического перевооружения производства требуют более высокого уровня общеобразовательной, политехнической, профессиональной подготовки завтрашних участников производства, с другой — неравномерность внедрения достижений НТП приводит к тому, что на сегодняшний день и в недалеком будущем еще будет сохраняться известная доля видов деятельности, связанных с применением ручного труда. А молодежь, получив среднее образование, вместе с возросшим уровнем образованности приобретает и повышенный уровень притязаний к содержанию своей профессиональной деятельности.
Стремление к творческому содержанию труда закономерно и прогрессивно. Но как быть в тех случаях, когда старшеклассники в процессе производительного труда, производственной практики оказываются именно на тех участках производства, которые еще не охвачены научно-техническим прогрессом? Как избежать разочарования и негативного отношения к труду в материальном производстве вообще?
Вот здесь и важно вспомнить, что привлекательность труда определяется не только его содержанием, но и условиями организации, и характером взаимоотношений в трудовом коллективе, и, что особенно важно, осознанием общественной значимости твоего личного трудового вклада в выполнение предприятием, городом, республикой народнохозяйственного плана. Понять эту значимость ребятам помогают встречи с руководителями предприятий, непосредственное участие школьников в сдаче изготовленной продукции заказчику, участие в производственных совещаниях и торжественных собраниях, посвященных подведению итогов социалистического соревнования и чествованию трудовых династий, изучение традиций предприятия, переписка с городами и странами, куда идет его продукция. Именно гордость от сознания, что они, школьники, участвуют в социально значимом деле, становится нравственной основой утверждения потребности в труде на общую пользу.
А как семья может помочь утверждению этой потребности? Прежде всего теми же способами, что и в предыдущие годы: вниманием, заинтересованным отношением к трудовым успехам детей, своим примером ответственного отношения к труду, своей общественно-трудовой активностью. Часто ли вы делитесь с детьми тем радостным, результативным, что приносит вам удовлетворение в работе? К сожалению, нет. Гораздо чаще они становятся свидетелями усталости, раздражения, обсуждения неурядиц на производстве. Такая односторонняя информация мешает формированию у детей заинтересованного отношения к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Поэтому последите за собой, пожалуйста.
Однако и положительной личностной позиции по отношению к труду недостаточно. У выпускника школы должен быть сформирован еще целый ряд качеств: сознание того, что труд на общее благо — его гражданский долг, готовность соотнести свои потребности с общественными.
Нет ли здесь противоречия: мы говорим о воспитании отношения к труду как к потребности и в то же время о понимании его необходимости? Нет, это не будет восприниматься как противоречие, если именно в труде молодой человек будет видеть не только средство самообеспечения, но и главное средство развития своих физических и духовных сил и способностей, средство самоутверждения, средство удовлетворения многообразных потребностей: в познании, самовоспитании, общении, проявлении общественной активности, творчестве.
Материнской школой назвал чешский мыслитель-гуманист, основатель научной педагогики Ян Амос Коменский тот процесс формирования знаний, умений, интересов и потребностей, которые ребенок получает в семье. В этой школе нет каникул и выходных дней, уроки без расписания и перемен. Ни одна программа, какой бы совершенной она ни была, не в состоянии охватить все то, что постигаем мы в материнской школе. И особое место в ней надо отвести урокам труда, ибо они не только формируют умения и навыки — они помогают ребенку познать мир в активной деятельности, сформировать свое отношение к жизни, окружающим, самому себе, сформировать потребности. Цель данных уроков — выработать у растущего человека убеждение: все в мире и в его жизни, в нем самом создается и достигается трудом.
И чаще всего — трудом коллективным, объединяющим усилия многих людей. Поэтому очень важно, чтобы уже с первых лет жизни ребенка у него накапливался опыт коллективного труда, удовлетворялась бы потребность в общении со взрослыми и сверстниками, развивалась потребность трудиться для других: сначала — для своих близких, затем — для коллектива сверстников и, наконец, — для общества. Уже в материнской школе будущий труженик должен испытать эстетическое наслаждение от удачно завершенной работы, чтобы постиг он цену труду старательному, плодотворному и труду небрежному, напрасному.
Пусть ваш ребенок ощутит радость от участия в социально значимом деле, гордость причастности к общественным свершениям! Тогда при выборе жизненного пути он будет руководствоваться не соображениями престижности и желанием найти легкий путь в жизни, а стремлением принести как можно больше пользы обществу. Такой молодой человек сумеет разглядеть творческие возможности в любой профессии. Не случайно ведь Герой Социалистического Труда композитор Д. Б. Кабалевский, много сил и таланта отдававший развитию познавательных и творческих возможностей детей, говорил: «Что дети — активные творцы в самых разных сферах, особенно в искусстве, неопровержимо. Посмотрите, что происходит в обыкновенной песочнице: там рождаются весьма неожиданные архитектурные идеи. В детстве каждый — художник»2. Он не раз отмечал, что спор о профессиях творческих и нетворческих неправомерен, что уместнее говорить о творческом и нетворческом отношении к делу.
Творческое отношение к делу, потребность в активном, творческом труде будет залогом того, что ваш сын или ваша дочь будут воспринимать труд не как обузу, нежелательную, обременительную обязанность, а как важное и интересное дело, как свой долг перед другими и возможность проявить свою индивидуальность. Вот с этого и начинается восприятие труда как первейшей жизненной потребности.
Труд для себя и для семьи
Навыки самообслуживания
Самостоятельность, доброта и уважительное отношение к людям воспитываются в повседневных делах: привести в порядок квартиру, вымыть посуду, постирать свою рубашку, сходить в детский сад за младшим братом или сестрой, помочь на кухне — все это нетрудно, если любишь своих близких.
Дети, осознающие, что рядом с ними живут люди, нуждающиеся в их помощи, обычно выполняют домашние дела без просьб и напоминаний старших. Некоторые же ребята обращаются с одеждой, обувью небрежно, не замечают и не стремятся устранить беспорядок вокруг себя, помочь товарищам и близким.
На первый взгляд проблема самообслуживания кажется пустяковой. Ну подумаешь, какая разница, кто уберет за маленьким ребенком игрушки, постель: он сам или мама, бабушка? Кто натянет ему чулочки, штанишки, туфельки: он сам или опять мама, бабушка? Да, если на эту проблему смотреть с сиюминутной позиции, то нет никакой разницы, кто выполнит перечисленные виды работ. Но если на эту же самую проблему смотреть с перспективой на несколько лет вперед, то она оказывается очень важной и значимой в формировании у ребенка трудолюбия, самостоятельности, желания довести начатое дело до конца, уважения своего труда и труда других.
«Дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификацию не могут получить хорошую, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками», — отмечал А. С. Макаренко в своих «Лекциях для родителей». Он призывал не только научить детей трудиться, привить им трудовые навыки, но и воспитать у них стремление включаться в посильный труд на благо окружающих. Как же это сделать?
Попробуйте создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали, как приятно сделать что-то для других, например, смастерить подарок маме, папе, соседу, товарищу, сделать что-то на общую пользу в квартире, во дворе, на улице. Формирование в семье отношений, когда каждый стремится чем-то помочь другому, — залог благоприятного нравственного климата и нравственно ценной мотивации трудовой деятельности. Смысл постоянных трудовых поручений в семье в том, что они воспитывают потребность приносить пользу другим. Если сын знает, что, кроме него, никто не купит хлеба, он привыкает к тому, что от его ответственности, внимания зависит хорошее настроение всей семьи. А если когда-нибудь заиграется, забудет о своей обязанности — не ругайте. Выскажите только сожаление по поводу того, что хотя и вкусен ужин, но без хлеба как-то плохо. И чувство неловкости запомнится сыну больше, чем замечание, не захочется испытать его опять, и постепенно он привыкнет всегда выполнять свою обязанность. Так начинается воспитание потребности в труде на общую пользу.
Какими же навыками самообслуживания должны владеть дети и подростки? Прежде всего уметь обслуживать себя в процессе гигиенических процедур. Ну, это несложно, скажете вы. А вот приучили ли вы ребенка все подготовить к этой процедуре? Причем делать это самостоятельно, систематически и тщательно. Ребенок 6—9 лет должен уметь быстро одеться и раздеться, убрать вещи на место, постелить постель, помочь сделать это братьям и сестрам. Уже в этом возрасте дети должны следить за своей одеждой и обувью (особенно это относится к школьной и физкультурной формам), устранять небольшие неполадки в вещах, стирать их.
В доме ребенок может стать активным помощником взрослых: ему по силам вынести мусор, сходить в магазин. Школьник любого возраста обязан содержать в образцовом порядке свое рабочее место, книги, тетради и другие учебные пособия, инструменты, игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты.
По мере роста обязанностей прибавляется, усложняется и самообслуживание. Например, если ученики 1—4-х классов должны уметь обслужить себя во время еды (подогреть пищу, накрыть стол, убрать и вымыть за собой посуду, помочь в этом взрослым, правильно пользоваться столовым прибором, следить за своими вещами), то учащиеся 5—7-х классов уже могут принять участие в общих заботах по приготовлению пищи, закупке продуктов, уборке кухни, обслуживанию других членов семьи во время еды, в починке и шитье одежды, работе на приусадебном участке, огороде.
Причем, как мы уже говорили, положительное отношение к этим видам домашнего труда, желание ими заниматься чаще всего бывает связано с потребностью детей в совместном труде, в общении в деятельности.
В подростковом возрасте ребятам дорого уже не только общение, но и возможность самоутвердиться, проявить себя, свою самостоятельность, и не надо мешать им в этом. Подросткам и школьникам старших классов по силам полностью взять на себя какие-то заботы по дому. Допустим, освободить старших от повседневной уборки квартиры или ремонта детской одежды. Их обязанностью может быть и обеспечение конкретными продуктами (например, овощами, хлебобулочными изделиями), приготовление пищи, мытье посуды и кухонного инвентаря, доступный ремонт бытовой техники, оформление, озеленение комнат.
Умение детей обслуживать себя, помогать окружающим формируется постепенно, под руководством родителей. Объяснения ваши должны быть наглядными и четкими, а выполнение обязательно контролируйте. При этом, показав и объяснив, как правильно пришить пуговицу, постирать, подмести пол, нужно, прежде чем требовать выполнения, практически помочь ребенку сделать это: сначала он делает при помощи взрослого, а затем самостоятельно. И хотя дети уже овладели многими навыками, для их закрепления хорошо еще обратить внимание на рациональность способов некоторых действий, пусть даже самых простых. Так, сначала нужно убрать с тарелки остатки пищи, а уже потом относить ее мыть; сначала вытереть лицо, чтобы с него не капала вода на одежду, а потом руки; салфетку, скатерть необходимо стряхнуть, сложить и только потом убрать на место.
Действия по самообслуживанию, которым детей не научили вовремя, становятся для них обременительными. Например, если дома ребенок не привык систематически следить за порядком в своих вещах, убирать их на место, то и в школе он будет небрежно относиться к книгам, учебным пособиям, своему рабочему месту. Ведь умение обслужить себя закрепляется повторением. И если дети уже освоили необходимые навыки, они должны повседневно выполнять необходимые действия: прежде чем сесть заниматься, приготовить все необходимое, вымыть посуду, предложить свои услуги, помочь и т. д.
Очень важно и единство требований, предъявляемых к ребятам в школе и дома. Если ребенок дома не выполняет правила, усвоенные в школе, разрушаются уже сложившиеся привычки, появляется чувство недовольства, раздражения. Так, не имея определенного места для одежды, дети суетятся и не могут привыкнуть к порядку. Или представьте себе: дети научились в школе готовить разные блюда, а дома их не подпускают к плите, ничего не дают делать, не доверяют.
Чрезвычайно велика в воспитании роль примера. Это главное, что нужно запомнить всем родителям! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос внимательным, доброжелательным, готовым всегда прийти на помощь, все члены вашей семьи должны выполнять правила самообслуживания, быть предупредительными, готовыми к оказанию услуги окружающим.
Постарайтесь организовать домашний труд детей так, чтобы ребенку было приятно выполнять поручения, чтобы он испытывал гордость от оказанного ему доверия, а не стеснялся перед друзьями, одноклассниками из-за того, что выполняет, как ребятам иногда кажется, непрестижную работу.
Если, к примеру, вы решите поручить детям ходить в магазин, не предлагайте им для продуктов и других хозяйственных покупок старую сумку, боясь, что они испачкают, порвут, потеряют ту, которой вы пользуетесь сами. Особенно если малышу впервые поручают такое ответственное дело. Ребенку будет приятно пойти в магазин со «своей» хозяйственной сумкой, которую сшили специально для него. Сумка должна быть удобной, аккуратной, красивой. Предварительно проверьте, не велика ли она ему, не волочится ли по земле. Хорошо, если в ней будет карман для кошелька. А еще лучше, чтобы ребенок сам сшил ее. Если же он пока еще ученик начальной школы, предложите ему сделать это с вашей или старшего брата, сестры помощью.
Кажется, какая простая и естественная для всех работа — приготовление пищи. Однако родители, стараясь привлечь детей к участию в ней, часто встречаются с затруднениями. Многие дети, особенно мальчики, пренебрежительно относятся ко всему тому, что связано с кухней. Почему это происходит?
Иногда сами родители виноваты в подобном отношении.
«Опять эта готовка!» — раздраженно восклицает мама, придя с работы. А бабушка, решая проблему ухода на пенсию, многократно повторяет: «Мне давно пора отдохнуть, да ведь как только уйдешь с работы, так и будешь торчать на кухне, а это такой неблагодарный труд». Часто дети слышат и мнение о том, что облик современной женщины несовместим с понятием «домашняя хозяйка». А ведь здесь нет противоречия: женщина и сейчас хранительница домашнего очага. Только оснащен он современным оборудованием и техникой: электро- и газовыми плитами, холодильниками, современными скороварками, миксерами, кофемолками, картофелечистками, соковыжималками и т. д., что значительно облегчает и совершенствует труд «домашнего повара».
Вы хотите приобщить своих детей к приготовлению пищи, сделать для них эту работу не только привычной, обязательной, но и привлекательной? Тогда ни в коем случае не отзывайтесь плохо о домашнем труде в присутствии ребенка. Это первое условие. Второе — не заставляйте детей только механически осваивать отдельные навыки приготовления блюд. Пробудите интерес, убедите в важности и необходимости умения готовить, на конкретных примерах продемонстрируйте преимущества домашней кухни: возможность учитывать индивидуальные вкусы и состояние здоровья членов семьи, более экономное распределение бюджета. А самое главное, пожалуй, — радость от того, что своим трудом доставил удовольствие близким людям. Кроме того, совместные завтраки, обеды и ужины создают условия для семейного традиционного общения.
Рассказывая детям о значении питания в жизни человека, хорошо обратить их внимание на ту заботу, с которой к этому вопросу относится наше государство: постоянно уделяется большое внимание увеличению производства и расширению ассортимента, повышению качества продуктов питания; расширяется сеть предприятий общественного питания; школьников обеспечивают горячими завтраками и обедами.
Создана целая наука о рациональном питании. Разработаны рационы для питания разных категорий населения (обычное, детское, лечебное, для престарелых и др.), созданы и постоянно совершенствуются рекомендации по кулинарной обработке продуктов, их хранению, широко используется реклама. У нас в стране подготовку специалистов по кулинарному делу осуществляют во многих высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведениях. Выбрать себе специальность повара, кондитера, пекаря и получить по ней первоначальную квалификацию может каждый старшеклассник по желанию.
Кулинария развивается в зависимости от природных условий, экономики, национальных традиций разных народов. Иногда это тормозит введение в пищу очень ценных, но непривычных для населения данного региона продуктов. Так, хорошо известный и многими любимый картофель, который был завезен в Европу из Америки более четырехсот лет назад, сначала очень трудно прививался в европейской кухне. Это происходило отчасти потому, что не все знали, как его употреблять. Например, испанцы пробовали есть его в сыром виде, другие вместо соли посыпали сахаром. В некоторых местах пытались есть семена картофеля, а это вызывало отравления. Использовался он и как лекарственное растение. Самое распространенное название картофеля в те времена — земляное яблоко. В Россию картофель привезли при Петре I. Говорят, что первый мешок картофеля он лично прислал из Голландии с распоряжением сажать его повсеместно. В документах того периода отмечалось, что лучшее средство борьбы с голодом «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тортуфелями и картуфелями». Отсюда и современное название картофеля.
Рассказав о нем, предложите ребятам сделать опыт: получить из картофеля крахмал. Делается это так. Картофель моют, взвешивают, очищают и натирают на терке. Затем заливают массу холодной водой, разбалтывают и процеживают через ситечко. Когда крахмал в воде осядет, жидкость можно осторожно слить, а оставшийся крахмал просушить и взвесить. Если под рукой нет весов, то вес крахмала можно определить стаканом (200 г крахмала), столовой ложкой (30 г), чайной ложкой (10 г). И ребята убедятся, как богат картофель крахмалом. Кстати, этот опыт им пригодится и при изучении биологии.
Дети часто не любят лук, тем более иметь с ним дело при приготовлении пищи. Ведь если его неправильно употреблять и приготавливать, и слезы будут, и запах неприятный, и во рту горько. Поручая начинающему «повару» нарезать луковицу, научите его некоторым маленьким хитростям. Например, очистив луковицу, шелуху нужно сразу убрать. Нарезая лук, не следует наклоняться. Не следует также оставлять на разделочной доске большое количество нарезанного лука. Его сразу по мере измельчения перекладывают в кастрюлю, на сковороду и т. д. Если вы хотите, чтобы лук был менее острым, перед употреблением ошпарьте его кипятком. Не нужно есть лук на голодный желудок или перед сном.
Подобные рассказы об овощах не только повышают интерес юных кулинаров к домашней работе, они расширяют кругозор, вызывают потребность в самостоятельной познавательной деятельности. Можно ведь не обо всем рассказать, а предложить сыну или дочери порыться в словарях, энциклопедиях, кулинарных книгах. Это тоже необходимый навык трудолюбивого человека — самому черпать знания из различных источников.
С удовольствием дети осваивают приготовление какао с молоком. Этому можно учить ребят уже с 7—9 лет, привлекая вначале к выполнению отдельных поручений во время варки. Объясните и покажите ребенку, как приготовить какао: вначале растереть какао-порошок и сахарный песок (1 чайная ложка какао на 2 чайные ложки сахара для приготовления 1 стакана напитка), затем добавить немного кипятку или горячего молока и снова растереть, чтобы не было комков, в растертое какао влить, непрерывно помешивая, горячее молоко, дать закипеть, снять с огня и разлить по чашкам.
А любят ли ваши дети каши, умеют ли их варить, хотят ли этому научиться? Знают ли старинную поговорку: щи да каша — пища наша? Научите их обязательно. А чтобы каши не казались детям однообразным блюдом, вспомните вместе с ними, сколько круп используется для их приготовления: рис, гречневая (ядрица, продел), манная, кукурузная, пшенная, ячневая, перловая, пшеничная. И варить их можно по-разному: рассыпчатые, вязкие, жидкие, с молоком и без молока, с приправами и без них. Например, в восточных странах только из трех круп — кукурузы, просо и саго, — используя разнообразные приправы, варят до 150 совершенно различных по вкусу каш.
И еще об одной каше, которую дети будут варить с готовностью. Это кулеш. Если вы собираетесь в поход, заранее договоритесь с детьми, что главным блюдом у них будет кулеш. Научиться его готовить можно там же, в походе. Только крупу лучше перебрать дома. Пшено засыпаем в кипяток, варим примерно 25—30 минут, поджариваем на углях мелко нарезанный лук, мелко режем картофель и добавляем к пшену. Теперь солим, доливаем молоко и продолжаем варку до готовности картофеля. Вот и все. Кулеш готов. Он будет полужидкий. И пусть ребята сами разложат кулеш по тарелкам, первыми снимут пробу.
А есть каша, которую не нужно варить. И ее совсем легко приготовить: дайте ребенку стакан теплого молока, две ложки овсяных хлопьев, немножко меда, изюма, кураги. Пусть он все это перемешает — и каша готова.
Предложив своим помощникам научиться варить макароны (а ведь эту работу под присмотром взрослого могут выполнить ребята 10—11 лет), расскажите им, что они имеют давнюю и интересную историю. В Европу их привез из Китая путешественник Марко Поло. В литературе о них упоминается впервые в XV веке. А название (по преданию) им дал один кардинал. Когда он увидел на столе блюдо с макаронами, то воскликнул: «О, ма карони!», что значит: «О, как мило!»
Если дети постарше, их можно привлекать и к приготовлению блюд из мяса, рыбы. Ведь уже в 7-м классе в программу по трудовому обучению входит кулинарная обработка этих продуктов.
Наверное, вы будете приучать своих помощников и покупать мясо. Это довольно сложное дело, требующее особого опыта. Каждая хозяйка имеет свой собственный взгляд на то, какой кусок мяса из имеющихся на прилавке лучше. Постепенно этот опыт приобретает и ваш ребенок.
Если мясо не свежее, оно может явиться причиной тяжелых отравлений. Определять доброкачественность мяса следует по запаху, цвету и консистенции. Свежее мясо не имеет неприятного, гнилостного запаха, оно красноватого цвета, на разрезе чуть влажное, консистенция мякоти плотная, ямка от нажатия быстро выравнивается, поверхность не скользкая, жир желтоватый или белый, на ощупь твердый, если нажать, крошится. Доброкачественное мороженое мясо твердое, при постукивании издает ясный звук. Цвет красный с сероватым оттенком. Если надавить пальцем, появляется красное пятно. При оттаивании нет неприятного запаха.
Расскажите ребятам и о правилах хранения мяса. Замороженное, оно сохраняет свои свойства довольно длительное время. Охлажденное или оттаявшее мясо в холодильнике можно хранить несколько дней. Для хранения при комнатной температуре (не более суток) мясо следует завернуть в салфетку, смоченную в уксусе, соленой воде, обложить листьями хрена, крапивы, Фарш можно хранить не более 12 часов. Свинину лучше хранить в закрытой стеклянной или эмалированной посуде, так как она обладает свойством впитывать в себя посторонние запахи.
Детям полезно знать, что, прежде чем приступить к приготовлению мяса, его нужно обработать. В первую очередь его размораживают и моют. Есть два способа размораживания мяса: быстрый и медленный. При медленном способе размораживания почти все питательные вещества сохраняются полностью. Быстрое оттаивание влечет за собой большую их потерю. Кроме того, быстро оттаявшее мясо в готовом виде будет менее сочным и вкусным. Поэтому замороженное мясо лучше заранее развернуть, положить в кастрюлю и закрыть крышкой. В зависимости от того, когда оно понадобится, кастрюлю ставят на холод (выше 0°) или оставляют при комнатной температуре. Сок, выделившийся при оттаивании мяса, используется для приготовления соусов. Нельзя оттаивать мясо в воде, в ней растворяется значительная часть полезных веществ.
Обучая ребят пользоваться мясорубкой, учтите, что в школе учащиеся начинают работать с ней в 5-м классе. Поэтому хорошо, если дома они заранее познакомятся с ее устройством, правилами эксплуатации. Покажите им, как правильно собирать мясорубку, приводить ее в порядок после окончания работы.
Обучение детей приемам кулинарной обработки рыбы требует особого внимания. Сначала научите ребенка правильно разделывать рыбу. Если она заморожена, ее размораживают в холодной воде и вырезают колючий спинной плавник. При этом необходимо строго соблюдать последовательность действий: во всю длину плавника с обеих сторон острым ножом делают надрез и энергичным движением выдергивают его по направлению от хвоста к голове. Плавник у рыбы скользкий, поэтому нужно предупредить, что браться за него лучше не рукой, а салфеткой, куском бумаги. Чешую можно чистить и обычным кухонным ножом, но при этом чешуйки летят в разные стороны. Вот почему удобнее делать это специальной теркой-ножом для чистки рыбы. Но в любом случае чистят рыбу от хвоста к голове. Перед потрошением рыбу опять обмывают. Объясните детям, что это делают для того, чтобы смыть чешую, которая может попасть в тушку рыбы, и удалить слизь.
Потроша рыбу, разрезают ей брюшко. Напомните, что делать это нужно осторожно, чтобы не разлилась желчь, движением от головы до хвостового плавника. Если, вынимая внутренности, ребенок все-таки разрежет желчный пузырь и желчь разольется, подскажите, что нужно либо вырезать место, на которое она попала, либо тщательно вымыть и протереть несколько раз солью.
Далее, если голова рыбы будет употребляться в пищу, из нее нужно вынуть жабры и глаза. Это трудная и не очень приятная процедура. Если ребенок еще недостаточно хорошо и ловко оперирует ножом, помогите ему или сделайте это сами.
Особенно внимательно нужно разделывать речную рыбу. Вынимая внутренности, ребенок увидит воздушный пузырь. Его можно вынуть, вымыть, высушить, и он пригодится для каких-нибудь поделок.
А как обрабатывать сельдь? Эта работа тоже требует навыка. Сначала рыбу нужно промыть, потом отрезать край брюшка или вспороть его острым ножом, затем выпотрошить (вынуть внутренности), отрезать голову, хвост. Труднее всего новичкам дается процедура снятия с сельди кожицы. Делают это обязательно начиная с головы по направлению к хвосту. Кожу осторожно поддевают за краешек (в месте отреза головы) и энергично сдергивают ее, стараясь не порвать, сразу со всей тушки. Потом рыбу распластывают, вынимают хребет и скелетные кости. Режут равными кусочками и последовательно перекладывают на селедочницу. Если блюдо будет украшено головой сельди, то из нее нужно предварительно вынуть жабры. Украсить сельдь можно кольцами репчатого лука или нарезанным зеленым.
Охотнее всего дети учатся готовить сладкие блюда. Это понятно. Ведь сладкое блюдо приносит удовольствие дважды: когда его пробуют и когда им угощают других. Ребенку, только осваивающему кулинарное искусство, лучше поручать самые несложные варианты. Например, приготовить фруктовый салат. А делается это так: режутся все имеющиеся в доме фрукты, перемешиваются, по желанию посыпаются сахаром и раскладываются на десертные тарелочки или большого размера розетки. Такой десерт украсит даже праздничный стол. А рецепт (сочетание фруктов) может создать сам ребенок. Это придает его работе больше самостоятельности.
Дети любого возраста могут приготовить и шоколадно-молочный коктейль. Для этого даже не нужен миксер: в банку надо налить стакан молока, добавить 1 столовую ложку сгущенного какао, закрыть крышкой и сильно взболтать. Вместо какао можно положить несколько размятых с сахарным песком ягод клубники, малины, тогда получится молочно-ягодный коктейль. Пусть ребенок, сделав такой коктейль, не только разольет его в стаканы, но красиво расположит их на подносе и угостит всех.
Если будет задуман яблочный кисель, то для него пусть дети отберут кислые яблоки (например, антоновку) — они лучше развариваются. А чтобы часть яблок осталась все-таки кусочками, понадобятся сладкие яблоки. Например, коричные.
Лимонная и апельсиновая цедра — очень ценный компонент для большинства сладких блюд. Покажите детям, как запасти ее впрок. Это им будет интересно сделать самим. Пусть соберут крупные куски цедры, срежут часть внутреннего белого рыхлого слоя и натрут на мелкой терке, затем перемешают с сахарным песком (в равных частях) и положат в плотно закрытую банку. Цедра готова к употреблению. И пусть дети сами посыпают ею запеканки, пироги, блины, торт, мороженое.
Привлекая детей и подростков к работе на кухне и зная, что эта работа связана иногда с опасными ситуациями (кипяток, острые предметы, плита и т. д.), взрослые часто задают себе вопрос: что можно поручить делать ребенку и в каком возрасте, а что нельзя? А иногда и не задают этого вопроса и делают все сами. Ведь это легче, и учить ничему никого не надо.
Как и во всех других делах, подход здесь должен быть один — не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Исходя из этого и следует давать поручения, требовать выполнения каких-то обязанностей. Чтобы было интересно, должно быть немножко трудно, а чтобы дело не перестало интересовать — посильно.
Дорога в самостоятельную жизнь
Воспитание увлечением
От правильного выбора жизненного пути, того вида трудовой деятельности, в которой полнее проявятся способности, возможности человека, зависит очень многое. Карл Маркс писал, что профессии могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту. Как помочь детям найти это счастье? В каком возрасте можно с уверенностью определить, к чему склонен, в чем проявляют свой талант сын или дочь? Что надо делать, чтобы не опоздать развить проснувшийся талант? Когда археолог Генрих Шлиман раскопал легендарную Трою, ему было 48 лет. Это знают все. Но вряд ли кто знает, что эту цель — найти и раскопать то, что воспел Гомер и существование чего казалось нереальным, Генрих поставил себе в семилетием возрасте. В то же время как часто наши школьники, уже получив аттестат, еще не знают, к чему лежит у них душа. Чтобы такое случалось как можно реже, чтобы не было выбора жизненного пути наугад, чтобы рано сформировался интерес к той или иной деятельности, нужно дать ребенку возможность с малых лет попробовать свои силы в разнообразной деятельности.
Путь в самостоятельную жизнь начинается с самого раннего детства, когда малыш только начинает знакомиться с миром, и в этом мире что-то его увлекает, что-то становится особенно дорогим, вызывает радость. Увлечения помогают раскрыться способностям ребенка. Поэтому если вы хотите узнать возможности и склонности своих детей, понаблюдайте очень внимательно за тем, к какому виду деятельности влечет сына или дочь, так, как это делают в многодетной семье Никитиных. Л. А. Никитина, рассказывая о своем подходе к воспитанию, эпиграфом к книге «Я учусь быть мамой» (М., 1983) взяла слова Януша Корчака «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения».
Однако вглядываясь с надеждой в проявления способностей своих детей, важно избежать переоценки их возможностей. Вот несколько типичных ситуаций, над которыми стоит поразмыслить.
Сынишка с удовольствием поет, слушает музыку. У него отличный слух. Обратив на это внимание, когда малышу было 4 года, родители решили во что бы то ни стало учить его музыке. Они не ошиблись: когда ребенку стало 6 лет, родители с гордостью говорили родным и знакомым, что у сына незаурядные музыкальные способности и уже прочили ему будущность музыканта. Но музыкант не состоялся: несмотря на то что мальчик закончил музыкальную школу, музыка так и не вошла в круг его неизменных интересов.
Мама шестилетнего ребенка перед началом учебного года упрашивает директора школы, инспектора отдела народного образования: «У меня совсем необычный ребенок. Он уже бегло читает, считает до тысячи, может назвать выдающихся государственных деятелей. Я обеспокоена тем, что ему нечего делать в первом классе, нельзя ли его принять сразу во второй?» Просьбу мамы удовлетворили, но уже через полгода восторги об одаренности ребенка стали угасать, появились даже мысли об излишней строгости учителя.
Конечно, приведенные случаи неоднозначны. Музыкант мог не сформироваться по разным причинам: проявилось настоящее призвание, пропал интерес к занятиям музыкой, не сложились жизненные обстоятельства. Во втором случае, может быть, действительно поспешили родители и учителя с опережающим обучением ребенка: устал он, сложная программа оказалась не под силу и появились рассеянность и небрежность.
Но давайте попытаемся найти в этих непохожих жизненных ситуациях нечто общее. А оно заключается в том, что мы часто недооцениваем роль трудолюбия в развитии задатков, в утверждении таланта. Замечательный советский режиссер К. С. Станиславский так определял формулу успехов в художественном творчестве: два процента таланта и девяносто восемь — труда.
Способности развиваются в деятельности, а она требует целеустремленности, терпения, упорства, трудолюбия. Биографии многих великих людей — политических деятелей, ученых, изобретателей, художников, музыкантов — подтверждают: великих достижений без великого труда быть не может.
Вызывает изумление жизненный подвиг М. В. Ломоносова. Основатель Московского университета, первый русский академик, автор закона о сохранении вещества, создатель русской минералогии и металлургии, основоположник русского литературного языка и новатор теории стихосложения, увлеченный художник, давший жизнь искусству мозаики и открывший эпоху русского фарфора, — трудно поверить, что все это дело рук и ума одного человека, ведь каждого из этих открытий достаточно было бы, чтобы увековечить его имя. Жизнь его в науке и искусстве складывалась не просто — это была постоянная борьба, целеустремленная и непреклонная. Сначала целью его стало стремление к образованию, потом неиссякаемый интерес к тайнам природы, затем желание развить русскую, отечественную науку. Сколько же нужно трудоспособности, настойчивости, терпения, чтобы добиваться намеченного!
О поразительной трудоспособности, исключительной памяти, широкой ориентации в экономике, политике, науке и искусстве В. И. Ленина вспоминают соратники Владимира Ильича, люди, близко знавшие его.
А. М. Горький в очерке «В. И. Ленин» вспоминает, как были поражены специалисты Главного артиллерийского управления, когда В. И. Ленин, знакомясь с изобретенным ими прибором для корректировки стрельбы по самолетам, разговаривал с Ними как человек, отлично разбирающийся во всех тонкостях техники. И такую же осведомленность, глубокие знания В. И. Ленин проявлял во всем, чем приходилось ему заниматься.
Широта кругозора, глубина знаний, признанная миром гениальность вождя мирового пролетариата были связаны с исключительным трудолюбием, целеустремленностью, требовательностью к себе. По воспоминаниям сестры Владимира Ильича А. И. Ульяновой, Ленин в детстве был непоседлив, шаловлив и вспыльчив, но усилием воли, поставив цель — преодолеть свои недостатки, он, вначале подражая старшему брату Александру, а затем самостоятельно установил для себя строгий режим и с удивительной требовательностью к себе следовал ему всю жизнь.
Советское общество достигло такого уровня, когда для всестороннего развития личности открываются все большие возможности — духовные, материальные, организационные. Сегодня наши дети могут обучаться игре на музыкальных инструментах, заниматься в спортивных секциях, в изостудиях, танцевальных и драматических коллективах. Все это способствует духовному обогащению растущего человека, формированию у него эстетического вкуса, потребности в общении с прекрасным, делает богаче, общительнее, активнее, интереснее. Но только при одном условии: если, заботясь об эстетическом воспитании детей, развитии у них способности к творчеству, интереса к технике, науке, мы не забываем о том, что необходимой основой любой способности, любого устойчивого интереса, достижений в области этих интересов служит развитие тех умений и навыков, волевых и нравственных качеств, из которых складывается трудолюбие.
Талант и главное увлечение, которое станет смыслом жизни, могут и не раскрыться в раннем детстве. Большинство гениальных людей были обыкновенными детьми — одни очень пылкими и непоседливыми, другие замкнутыми и флегматичными, но, как правило, ничем не проявлявшими своих незаурядных способностей. Таким, например, был великий физик Эйнштейн, весьма посредственно учившийся в школе. В семье Нильса Бора гораздо больше надежд возлагали на его брата — Харальда. Поэтому, если вы обратили внимание на увлечение своего ребенка, позаботьтесь прежде всего о развитии тех качеств его личности, которые помогут этому увлечению перерасти в преданность любимому делу, а само увлечение сделайте средством воспитания терпения, жажды знаний и трудолюбия.
Любое разумное увлечение можно положить в основу воспитания любви к труду. Занятия музыкой как нельзя лучше воспитывают упорство, терпение, потребность в творчестве. Спорт, если им занимаются регулярно и разумно, воспитывает целеустремленность, волю к победе, чувство локтя, упорство и трудоспособность.
Ну а если сын увлекается филателией? Можно ли использовать это увлечение для продуктивного общения с сыном? Можно ли использовать это увлечение для воспитания трудолюбия? Конечно, можно, но при определенных условиях. Как правило, старшие принимают активное участие в этой страсти своих детей, но по-разному. Одни просят у всех знакомых интересные марки, на работе следят за приходящей корреспонденцией, чтобы не пропустить возможности порадовать сына новым приобретением, наконец, в качестве поощрения снабжают деньгами для приобретения марок. В сущности, принимают самое заинтересованное участие в увлечении сына. А что это дает? Сын обогащен, и не исключено, что у него может развиться чувство превосходства над товарищами, которые таким богатством не обладают.
Совсем иначе участвуют в развитии этого же интереса детей другие родители. Они стремятся насытить увлечение познавательным поиском. Филателия — это ведь отражение истории и жизни природы, это память о великих открытиях и великих людях. По маркам можно изучать страны мира, жизнь народов, шедевры искусства. Если коллекционирование марок сопровождается поиском сведений, исторических и научных фактов в энциклопедиях, справочниках, книгах о культуре, быте, национальных особенностях, народных традициях, воспитываются познавательная активность, навык работы с различными источниками, сосредоточенность и терпение в достижении поставленной цели. А все эти качества так необходимы и в учебном, и в домашнем труде, и в общественной жизни — в любом виде избранной в будущем деятельности.
Увлекся сын техникой — заметьте вовремя. Не отнеситесь скептически или с раздражением к тому, что он «захламил», как говорят нередко мамы, всю квартиру. Наоборот, помогите организовать уголок, где он сможет сосредоточенно заняться любимым делом. Если сами не владеете тем, чем увлекся ребенок, посоветуйте, в какой кружок записаться, какую литературу почитать. К сожалению, в представлении юношества творчество часто несовместимо с напряженным трудом. По мнению некоторых молодых людей, творческих профессий в жизни не так уж много: труд художника, артиста, писателя, изобретателя... И не случайно среди подростков, да и учащихся выпускного класса так много мечтающих стать, например, актером. В их представлении труд актеров, кинематографистов — это сплошной праздник, фейерверк творчества и всеобщего признания.
Если такое представление сложилось у вашего сына, вашей дочери, не ограничивайтесь рекомендацией заниматься в драмкружке и чаще бывать в театре. Соберите библиотеку воспоминаний актеров и режиссеров — таких, например, книг, как «Зеркало сцены» Г. Товстоногова, «С песней по жизни» Л. Утесова и др. Эти книги помогут вашему ребенку познать всю меру напряженного труда деятелей культуры и искусства. Пусть побывает он в театральных музеях, театральных мастерских, пусть станет для него открытием, что мир театра создают не только актеры: чтобы родилось чудо спектакля, должны вложить свой творческий труд костюмеры и осветители, мастера декораций и машинисты сцены, гримеры и радиотехники.
Радость творчества могут приносить не только общение с произведениями искусства, не только собственная деятельность в области художественного творчества. Конечно, очень хорошо, если в семье живут традиции народного творчества, если из поколения в поколение передается искусство народных умельцев, как это стало традицией в дагестанском ауле Кубани.
Но разве мало других возможностей воспитать эстетическое чувство в труде? Пусть получают дети радость не только от приобретенных вещей, но и от тех, в создании которых есть доля их труда. Сшитое своими руками платье, связанный свитер, сконструированное приспособление для хранения инструментов, систематизированные магнитофонные записи, любовно приведенные в порядок книги, ухоженные цветы в доме, выращенный своими руками редкий цветок или ценный плод — разве это не поле для воспитания чувства прекрасного, неравнодушного отношения к миру, к своим делам, разве это не простор для того, чтобы применить в полезном для всех труде свои способности и увлечения?!
Неравнодушное, заинтересованное отношение к окружающему — обязательное условие развития творческих способностей и успешной познавательной деятельности. Мы ведь очень часто привыкаем мыслить стандартно, оперируем привычными категориями, понятиями, а творчество — это всегда открытие. Оно не обязательно должно быть открытием в полном смысле этого слова, но для каждого из нас, когда мы познаем новое, столько неожиданного, столько открытий! Вот и важно научить детей с интересом всматриваться в окружающее, пытливым взором отмечать то, что не было известно раньше, радоваться всему новому, постигнутому трудом и умом.
Народный художник РСФСР Б. Неменский с сожалением говорит о детях, не наделенных способностью наблюдать, видеть то, на что они смотрят. А ведь смотреть и видеть — не одно и то же. В своей книге «Распахни окно» художник приводит такой диалог:
— А почему, дяденька, вы рисуете снег голубой?
— А какой же он?
— Белый!
— В тени или на солнце?
— Везде белый.
— И никакой разницы?
— Нет, в тени темнее.
— Темнее? Но какого цвета?
— Ну, сероватый.
— Сравни цвет снега на солнце и в тени. Неужели не видишь, что в тени он голубой, а на солнце розовый, золотой?
— Нет, он везде белый. Ведь это снег, и все знают, что он белый, а вы, дяденька, выдумываете...
И автор размышляет: «Симфония красок! Нюансы, игра света и цвета! Может быть, все это выдумано? Или это массовый дальтонизм? Неужели ребята лишены той огромной радости и наслаждения, которые дают нам ощущение красоты и богатства жизни? Неужели для них снег всегда белый — и только, трава — зеленая, асфальт — серый, вода мокрая?.. Неужели они навек обречены на такую бедность в своем восприятии мира?»
Вот чтобы не было этой бедности чувств, и важно поощрять увлеченное стремление к познанию и творчеству!
Но встает еще один вопрос — а что лучше, полезнее: разнообразие увлечений, интересов или сосредоточенность на каком-либо одном? Однозначный ответ здесь, пожалуй, дать нельзя. Бывает ведь так, что одно пристрастие, одно увлечение проходит через всю жизнь человека, и это не мешает быть ему разносторонне образованным и подготовленным к жизни. Но чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, бывает иначе. Одни ребята одновременно увлекаются разными делами, различными областями знаний, у других интересы стремительно меняются: в 5-м классе увлекся научной фантастикой и мечтал стать ученым-физиком, в 7-м заинтересовался химией, а в 10-м совсем к ней охладел и твердо решил стать археологом. Как расценить такие ситуации? В первом случае — что это, разбросанность или широта интересов? Во втором — -непоследовательность или поиски своего места в жизни?
Известный психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что подросток страдает не бедностью воли, а бедностью цели. Если цель неясна или неконкретна, то не мобилизуется в полной мере и воля к ее достижению. Помочь увидеть эту цель, направить к ней и есть ваша задача.
Итак, бережно относиться к миру увлечений детей, использовать увлеченность конкретным видом деятельности для воспитания трудолюбия, воли, познавательной активности, формирования чувства красоты труда — вот основа для плодотворного общения в семье, для развития способностей и творческих задатков, для обоснованного выбора жизненной цели и жизненного пути.
В одной из новелл «Книги для родителей» А. С. Макаренко вспоминает изречение: «Людей нужно заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево» — и призывает читателей: «Давайте будем садовниками. Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает ее, он только вносит в нее свой математически могучий корректив; его прикосновение, в сущности, не что иное, как еле заметная перестановка сил. Там подпорка, там разрыхленная земля, там терпеливый зоркий отбор.
Наше воспитание — такой же корректив. И потому только и возможно воспитание. Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать».
Так пусть ваши действия буду разумными, как действия умелого садовника, чтобы помочь развиться всему ценному в растущем человеке и помешать взрасти сорнякам!
1 Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983. С. 41.
2 Коммунист. 1986. № 14. С. 81.