Баенская Е. Р. и др.

В пространстве материнских рук: общение и игра взрослого с младенцем(фрагмент)



У ИСТОКОВ ОБЩЕНИЯ И ИГРЫ

Первый год жизни — это время, которое во многом опре­де­ляет даль­нейшее физи­че­ское здо­ро­вье ребенка, его душев­ную устой­чи­вость, актив­ность и успеш­ность в отно­ше­ниях с миром и другими людьми. И мы, взро­с­лые, понимая это, как правило, очень ответ­ственно отно­симся к своим обя­зан­но­стям — обе­ре­гаем малыша, ста­ра­емся, чтобы ему было тепло и удобно, и были пол­но­цен­ными еда и сон, чтобы он мог про­я­в­лять свою актив­ность, много дви­гался, доста­точно бывал на свежем воздухе. И, конечно, мы вни­ма­тельно следим за ходом его раз­ви­тия: вовремя ли он начи­нает садиться, вста­вать, про­из­но­сить первые слова.

Решая эти насущ­ные задачи ухода за мла­ден­цем, мы, может быть, в меньшей степени, осо­знаем свои другие, не менее важные роли, свя­зан­ные уже не с роди­тель­скими забо­тами, а с их радо­стями. Мы можем не пони­мать, как нужны ребенку именно тогда, когда у него все в порядке, и часто испы­ты­ваем нелов­кость, когда, вместо того чтобы зани­маться серьезными делами, надолго «застре­ваем» у кро­ватки малыша — просто поймать его взгляд и улыб­нуться, раз­де­лить удо­воль­ствие от игрушки, «пого­во­рить» с ним.

И у малыша, и у взро­с­лых суще­ствует потреб­ность в общении, в эмо­ци­о­наль­ном кон­такте. Пол­но­цен­ное пси­хи­че­ское раз­ви­тие мла­денца требует именно этого — общения, игры, вза­им­ной радости — самого тесного и насы­щен­ного эмо­ци­о­наль­ного вза­и­мо­действия с близ­кими, и, конечно, в первую очередь с мамой. Без ста­но­в­ле­ния их настроя друг на друга, вне фор­ми­ро­ва­ния общего пережи­ва­ния «мы» невоз­можно нор­маль­ное инди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие ребенка. Мама не только источ­ник тепла, пищи, гарант безо­пас­но­сти, но и необ­хо­ди­мый орга­ни­за­тор пережи­ва­ний ребенка, она может успо­ко­ить его, утешить, взбо­дрить, уве­ли­чить выно­сли­вость. Мама явля­ется главным посред­ни­ком его кон­так­тов с внешним миром. Вместе они опро­буют все более актив­ные и сложные способы вза­и­мо­действия с окру­жа­ю­щим. И их общие откры­тия — рожде­ние у ребенка нового отно­ше­ния к про­ис­хо­дя­щему, «отра­ботка» новых форм пове­де­ния — в большой степени про­ис­хо­дят именно в про­цессе общих игр.

Тра­ди­ции «вынян­чи­ва­ния» мла­денца непре­менно вклю­чают куль­туру раз­ви­тия форм эмо­ци­о­наль­ного вза­и­мо­действия, дающего малышу ощу­ще­ние ком­форта и уве­рен­но­сти, радости жизни; игровых приемов, риту­а­лов уста­но­в­ле­ния и удер­жа­ния кон­такта, раз­ви­тия вза­и­мо­действия. Мно­же­ствен­ные соци­аль­ные ката­клизмы, к сожа­ле­нию, лишили нас воз­мож­но­сти есте­ственно уна­сле­до­вать эту куль­туру во всей ее целост­но­сти как нечто само собой разу­ме­ю­ще­еся. Многое, навер­ное, уже утра­чено, важно, однако, что мы ощущаем эти потери и пыта­емся уже созна­тельно понять, что нужно маме и ребенку в разные периоды этого долгого-долгого первого года жизни.

Действи­тельно, вза­и­мо­от­но­ше­ния матери и мла­денца уже до года имеют сложную историю раз­ви­тия, в которой можно выде­лить разные периоды — более и менее бла­го­по­луч­ные. Все они явля­ются необ­хо­ди­мыми этапами раз­ви­тия вза­и­мо­действия, где и согла­сие, и кон­фликты, и даже вре­мен­ные страхи малыша озна­чают вызре­ва­ние в общем пережи­ва­нии «мы» его инди­ви­ду­аль­ных средств орга­ни­за­ции все более сложных отно­ше­ний с миром.

Рас­смо­трим в общих чертах дина­мику раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ного кон­такта матери и мла­денца.

Самые первые формы общения, еди­не­ния мамы и малыша можно описать как непо­сред­ствен­ное усво­е­ние, зара­же­ние эмо­ци­о­наль­ным состо­я­нием друг друга. Поэтому так важны для мла­денца при­сут­ствие мамы, ее лицо, голос, при­кос­но­ве­ние. Спо­койствие и уве­рен­ность в себе матери, ее нес­пеш­ность и про­я­в­ля­е­мое ею удо­воль­ствие в общении с ребен­ком дают ему ощу­ще­ние надеж­но­сти и ком­форта. Недаром младшие дети, вза­и­мо­действу­ю­щие с более уве­рен­ной в себе и потому более сво­бод­ной и «легкой» в отно­ше­ниях мамой, часто сразу про­я­в­ляют себя более спо­койными и бла­го­по­луч­ными, чем пер­венцы. Это пока­зы­вает, нас­колько важна для еще нео­пыт­ной и, воз­можно, поэтому тре­вож­ной мамы эмо­ци­о­наль­ная под­дер­жка ее семьи, соз­да­ю­щая общую атмо­сферу безо­пас­но­сти и радости.

Есте­ствен­ное усво­е­ние эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния друг друга явля­ется необ­хо­ди­мым усло­вием бла­го­по­лу­чия в раз­ви­тии отно­ше­ний мла­денца и мамы. Вза­им­ная чут­кость поз­во­ляет им успешно решать пов­се­д­нев­ные жиз­нен­ные задачи. Первой из них ста­но­вится вза­им­ное узна­ва­ние и при­с­по­со­б­ле­ние мла­денца и матери друг к другу в обычных каж­до­д­нев­ных ситу­а­циях ухода — кор­м­ле­ния, купания, пеле­на­ния, укла­ды­ва­ния спать и т. п.

Конечно, и у самой нео­пыт­ной мамы исходно суще­ствуют свои пред­ста­в­ле­ния о том, как это должно про­ис­хо­дить: есть семейные тра­ди­ции, реко­мен­да­ции врача-педи­а­тра, попу­ляр­ные книги, дающие советы по орга­ни­за­ции кор­м­ле­ния, режима и ухода. Однако только сама мама, чутко настро­ен­ная на состо­я­ние ребенка, ощущает, нас­колько эти обще­при­ня­тые нормы удобны и приятны самому малышу, и при­с­по­са­б­ли­вает их для него. Так посте­пенно скла­ды­ва­ются их общие пред­по­чте­ния, при­вычки, ритмы сна и бодр­ство­ва­ния, кор­м­ле­ния, соста­в­ля­ю­щие режим дня. Это первые реаль­ные, ощу­ти­мые дости­же­ния и мамы, и ребенка. Ведь он с самого начала не объект ее ухода, а инди­ви­ду­аль­ность, и именно вза­им­ная чут­кость поз­во­ляет им орга­ни­зо­вать сов­мест­ную жизнь, в которой они оба начи­нают чув­ство­вать себя уве­ренно, ком­фортно. В воз­ра­сте 2—3 месяцев у ребенка начи­нает пре­о­б­ла­дать про­я­в­ле­ние поло­жи­тель­ных эмоций. Это под­дер­жи­вает маму, она чув­ствует себя все более уве­ренно. Вместе с тем нару­ше­ние выра­бо­тан­ных при­выч­ных форм жизни может вызвать протест у малыша: он ста­но­вится нетер­пе­ли­вым и тре­бо­ва­тель­ным, каприз­ни­чает при изме­не­нии при­выч­ного режима и обста­новки, про­я­в­ляет зави­си­мость от зна­ко­мых рук и манеры пове­де­ния, уха­жи­ва­ю­щего за ним взро­с­лого. Даже замена при­выч­ных вещей — ван­ночки, соски или буты­лочки может вызвать бурную отри­ца­тель­ную реакцию ребенка. Это сигнал об испы­ты­ва­е­мом им дис­ком­форте. Взро­с­лые ста­ра­ются по воз­мож­но­сти удо­вле­тво­рить его тре­бо­ва­ния, однако бывают случаи, когда это просто невоз­можно сделать, и близкие стре­мятся найти способы успо­ко­ить и утешить малыша. Самыми рас­про­стра­нен­ными из них явля­ются тра­ди­ци­он­ные приемы ука­чи­ва­ния, баю­ка­ния, при­у­че­ния к пустышке.

Это очень действен­ные сред­ства, они осно­ваны на рит­ми­че­ской сти­му­ля­ции мла­денца важными для него ощу­ще­ни­ями (вести­бу­ляр­ными, ораль­ными, так­тиль­ными). Скоро он сам может начать активно исполь­зо­вать их — рас­ка­чи­ваться, сосать палец или уголок пеленки. Это помо­гает ему уте­шиться, успо­ко­иться, избавиться от чувства дис­ком­форта, когда близ­кого взро­с­лого нет рядом. Эти прими­тив­ные способы само­ус­по­ко­е­ния не должны вызы­вать у взро­с­лых бес­по­койства. Они не могут прочно закре­питься в пове­де­нии малыша, если он не нахо­дится в ситу­а­циях дли­тель­ного дис­ком­форта и не лишен вни­ма­ния близких. В нор­маль­ных усло­виях ребенок посте­пенно пере­стает нуждаться в таких формах само­ус­по­ко­е­ния.

В целом конец тре­тьего — начало чет­вер­того месяца жизни — это бла­го­по­луч­ный и эмо­ци­о­нально насы­щен­ный период жизни ребенка и его близких. Уже сло­жи­лись при­выч­ные способы и ритмы жизни, взро­с­лые овла­дели умением успо­ко­ить и утешить малыша, «уго­во­рить» принять новое. Вза­и­мо­от­но­ше­ния мла­денца с матерью все более окра­ши­ва­ются яркими поло­жи­тель­ными эмо­ци­ями. Ребенок теперь не просто раду­ется, когда к нему под­хо­дят, он активно требует общения. Такое харак­тер­ное для этого воз­ра­ста пове­де­ние малыша опи­сы­ва­ется как «ком­плекс ожи­в­ле­ния»: при виде взро­с­лого ребенок теперь не просто смотрит на него или улы­ба­ется, а начи­нает активно гулить, тянуться к нему.

На первый план теперь выходит потреб­ность не просто в при­сут­ствии взро­с­лого, а в его эмо­ци­о­наль­ном отклике. Как известно, само лицо чело­века с первого месяца жизни мла­денца явля­ется для него важ­нейшим и силь­нейшим впе­ча­т­ле­нием. Теперь, однако, все более зна­чи­мым ста­но­вится выра­же­ние лица, улыбка близ­кого. Если до 2—3 месяцев любое лицо, а как пока­зали иссле­до­ва­ния, даже маска или очень грубая имита­ция лица (круг и две точки вместо глаз) при­вле­кает вни­ма­ние мла­денца, то после 3 месяцев ребенок ждет именно улыбки. Заме­чено, что дети чаще и дольше смотрят в лицо матери, когда оно выра­жает удо­воль­ствие. Более того, известны наблю­де­ния, сви­детель­ству­ю­щие о том, что в этом воз­ра­сте при виде скло­нив­ше­гося над ним рав­но­душ­ного лица, ребенок испы­ты­вает бес­по­койство и активно требует эмо­ци­о­наль­ного отклика.

В воз­ра­сте четырех-пяти месяцев малыш вместе с мамой осва­и­вает новые формы общения. Ранее недиф­фе­рен­ци­ро­ван­ный тре­бо­ва­тель­ный крик ребенка начи­нает посте­пенно при­об­ретать инто­на­ции просьбы. Скла­ды­ва­ются ритуалы эмо­ци­о­наль­ного вза­и­мо­действия со взро­с­лым в самых разных ситу­а­циях: в серьезных — под­го­товка к кор­м­ле­нию, пере­о­де­ва­ние, зарядка — и на первый взгляд в менее серьез­ной ситу­а­ции игры. Игровое общение, как правило, опи­ра­ется на при­ят­ные для ребенка ощу­ще­ния и на ритмы, зада­ва­е­мые тра­ди­ци­онно пере­да­ю­щимися в семье при­го­во­рами, шутли­выми и тро­га­тель­ными стиш­ками, потеш­ками, пестуш­ками.

Одной из самых рас­про­стра­нен­ных и любимых в этом воз­ра­сте ста­но­вится бес­ко­нечно пов­то­ря­е­мая игра в «прятки» — поя­в­ле­ние и исчез­но­ве­ние из поля зрения малыша лица взро­с­лого, когда он сам закры­вает свое лицо или на секунду лицо ребенка. Эта игра обычно вызы­вает у малыша особый восторг и пережи­ва­ется им наи­бо­лее остро.

Сле­ду­ю­щим важным этапом в раз­ви­тии эмо­ци­о­наль­ного вза­и­мо­действия взро­с­лого и ребенка ста­но­вится поя­в­ле­ние воз­мож­но­сти уже не только сосре­до­то­чи­ваться друг на друге и «зара­жаться» разными эмо­ци­о­наль­ными состо­я­ни­ями, но и пережи­вать общее удо­воль­ствие от объе­ди­не­ния вни­ма­ния на при­ят­ном впе­ча­т­ле­нии. Посте­пенно в играх со взро­с­лым все большее зна­че­ние начи­нает при­об­ретать общее сосре­до­то­че­ние на яркой цветной и зву­ча­щей игрушке. С ее помощью взро­с­лый полу­чает воз­мож­ность не только успо­ко­ить малыша, но и отвлечь его, раз­ве­се­лить, поднять актив­ность. Важно снова под­чер­к­нуть, что и в этих играх особое зна­че­ние по-преж­нему имеет их рит­мич­ность и пов­то­ря­е­мость.

Конечно, наи­боль­шее удо­воль­ствие ребенок про­дол­жает полу­чать от игры вместе со взро­с­лым, но в то же время он все больше начи­нает играть с игруш­ками и само­сто­я­тельно, а значит, может сам раз­вле­каться, полу­чать раз­но­об­разные впе­ча­т­ле­ния. И взро­с­лый сти­му­ли­рует эту его актив­ность. Посте­пенно у малыша поя­в­ля­ется спо­соб­ность уже не просто брать игрушку, но и коор­ди­ни­ро­ванно действо­вать ею, стучать, бросать, вертеть и т. п., получая раз­но­об­разные ощу­ще­ния. Надо отметить только, что пока эти действия оста­ются рит­ми­че­ски пов­то­ря­ю­щимися, напра­в­лен­ными в основ­ном на вос­про­из­ве­де­ние опре­де­лен­ного чув­ствен­ного впе­ча­т­ле­ния, а не на актив­ное обсле­до­ва­ние среды. Ребенку доста­в­ляет удо­воль­ствие именно пов­то­ре­ние ожи­да­е­мого резуль­тата. Согласно утвер­жде­ниям пси­холо­гов этап пре­о­б­ла­да­ния подоб­ных рит­ми­че­ски пов­то­ря­ю­щихся действий («цир­ку­ляр­ных реакций») зако­но­ме­рен и охва­ты­вает зна­чи­тель­ную часть второго полу­го­дия жизни ребенка.

Вскоре после того, как ребенок начи­нает под­тя­ги­ваться и опи­раться на ножки, харак­тер­ными ста­но­вятся бес­ко­нечно пов­то­ря­ю­щи­еся «прыжки» и выбра­сы­ва­ние игрушки или пустышки из кровати. В при­сут­ствии и при участии взро­с­лого это пре­вра­ща­ется в игровое общение. Причем ребенок полу­чает удо­воль­ствие не только от совер­ша­е­мых действий, но и от реакции взро­с­лого. Такой же цир­ку­ли­ру­ю­щий харак­тер при­об­ретает в этом воз­ра­сте и более ранняя игра в «прятки». Теперь ребенок уже сам может пря­таться и высо­вы­ваться, ловя взгляд взро­с­лого.

Удо­воль­ствие, полу­ча­е­мое ребен­ком в таких играх, поз­во­ляет ему само­сто­я­тельно под­дер­жи­вать ощу­ще­ние эмо­ци­о­наль­ного бла­го­по­лу­чия. На основе пов­то­ря­ю­щихся игровых действий про­ис­хо­дит устой­чи­вое объе­ди­не­ние вни­ма­ния малыша и взро­с­лого, они учатся упра­в­лять вни­ма­нием друг друга. Ребенок начи­нает следить за взгля­дом и ука­зы­ва­ю­щим жестом взро­с­лого, у него самого поя­в­ля­ется ука­за­тель­ное дви­же­ние взгляда и жеста. Раньше (месяцев до пяти) такое напра­в­лен­ное обра­ще­ние было для ребенка не акту­ально: он настолько ощущал себя единым, слитным с мамой, что ему доста­точно было про­я­вить бес­по­койство, и она сама дога­ды­ва­лась, что нужно сделать. Теперь, когда вза­и­мо­от­но­ше­ния в этом един­стве все более диф­фе­рен­ци­ру­ются, раз­ви­ва­ются и формы вза­и­мо­действия: если до сих пор ребенок просто тянулся к объекту желания, то теперь, про­тя­ги­вая к нему руки, обра­щает взгляд на взро­с­лого — так рожда­ются первые обра­ще­ния и ука­за­тель­ные жесты.

В это время раз­ви­ва­ется и все более тонкая коор­ди­на­ция эмо­ци­о­наль­ных пережи­ва­ний ребенка и взро­с­лого. Раньше малыш просто усва­и­вал состо­я­ние близ­кого чело­века, «зара­жался» его смехом, плачем, как и зевотой. Теперь он начи­нает активно под­ра­жать эмо­ци­о­наль­ным реак­циям взро­с­лых. Так, пяти­ме­сяч­ный ребенок уже может ими­ти­ро­вать выра­же­ние лица матери и с удо­воль­ствием «играть» с выра­же­нием своего лица в зеркале.

Спо­соб­ность ребенка раз­ли­чать эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ния окру­жа­ю­щих по их выра­же­нию делает более содер­жа­тель­ными вза­и­мо­от­но­ше­ния взро­с­лых с малышом. У него поя­в­ля­ется воз­мож­ность актив­ного и раз­но­об­раз­ного воз­действия на близких: к полу­году он начи­нает сам в соот­вет­ству­ю­щих ситу­а­циях выра­жать уди­в­ле­ние, обиду, грусть, гнев, радость, рас­те­рян­ность и сму­ще­ние.

Известно, что для детей в первом полу­го­дии жизни очень важна интен­сив­ность вни­ма­ния взро­с­лого. В этом воз­ра­сте гнев, уко­ри­зна не так тяжелы для него, как без­раз­ли­чие. Именно общаясь с без­раз­лич­ным взро­с­лым, малыш выгля­дит встре­во­жен­ным, угнетен­ным, огор­чен­ным, а через неко­то­рое время попытки при­влечь к себе его вни­ма­ние резко осла­бе­вают. Теперь, в начале второго полу­го­дия жизни, дети начи­нают вос­при­ни­мать выра­же­ние взро­с­лым неу­до­воль­ствия как очень зна­чи­мое и соот­вет­ствен­ным образом реа­ги­руют на него — сами хму­рятся, отстра­ня­ются, оби­женно плачут. Они начи­нают вос­при­ни­мать эмо­ци­о­наль­ную реакцию взро­с­лого как оценку про­ис­хо­дя­щего вокруг и соб­ствен­ных действий.

То, что ребенок начи­нает ори­ен­ти­ро­ваться на эмо­ци­о­наль­ные про­я­в­ле­ния близ­кого взро­с­лого, делает его более защи­щен­ным, душевно устой­чи­вым, потому что его вос­при­ятие про­ис­хо­дя­щего эмо­ци­о­нально опо­сре­ду­ется близким, он менее зависим от окру­жа­ю­щей среды и более — от эмо­ци­о­наль­ной реакции мамы. И она не просто успо­ка­и­вает или под­бадри­вает, а уже напра­в­ленно орга­ни­зует его пове­де­ние. Близкий взро­с­лый может «уго­во­рить» ребенка чуть подо­ждать, потер­петь в усло­виях дис­ком­форта, сосре­до­то­чить его вни­ма­ние на нужном впе­ча­т­ле­нии. По данным пси­холо­ги­че­ских наблю­де­ний, семи-вось­ми­ме­сяч­ные малыши, как правило, эмо­ци­о­нально устой­чивы, и в этом опре­де­ля­ю­щую роль играет ори­ен­та­ция ребенка на поло­жи­тель­ные эмо­ци­о­наль­ные реакции матери.

Услож­не­ние вза­и­мо­от­но­ше­ний с окру­жа­ю­щими, фор­ми­ро­ва­ние при­вя­зан­но­сти малыша к маме, выра­ботка при­выч­ных спо­со­бов и форм общения, являясь огромным дости­же­нием в раз­ви­тии ребенка, имеет и обо­рот­ную сторону: теперь ребенок начи­нает про­я­в­лять бес­по­койство уже не только в случаях нару­ше­ния при­выч­ного рас­по­рядка жизни, но и при изме­не­нии при­выч­ных форм кон­такта с близ­кими. В этом воз­ра­сте при­вя­зан­ность к маме, потреб­ность ори­ен­ти­ро­ваться в про­ис­хо­дя­щем на ее эмо­ци­о­наль­ную оценку заста­в­ляют его ощущать тревогу и рас­те­рян­ность, когда она уходит даже нена­долго. Поя­в­ля­ется харак­тер­ная для воз­ра­ста восьми месяцев тревога при поя­в­ле­нии «чужого лица», при попытке посто­рон­него взять ребенка на руки. В кон­такте с незна­ко­мым чело­ве­ком малыш про­я­в­ляет либо испуг и неу­до­воль­ствие, либо сму­ще­ние и заме­ша­тель­ство. Это не должно бес­по­ко­ить близких, так как сви­детель­ствует о том, что ребенок уже хорошо раз­ли­чает «своих» и «чужих».

Теперь перед взро­с­лыми встают новые задачи: помочь ребенку стать более само­сто­я­тель­ным, уве­рен­ным, спо­койнее вос­при­ни­мать пере­мены в жизни и вре­мен­ное отсут­ствие близ­кого взро­с­лого. И решать их также помо­гают общие игры. Основ­ным содер­жа­нием игр оста­ется и непо­сред­ствен­ное эмо­ци­о­наль­ное «зара­же­ние», и общение взро­с­лого и ребенка с помощью игрушки.

Вместе с тем все большее место в них начи­нает зани­мать удо­воль­ствие от пережи­ва­ния совер­шенно особых впе­ча­т­ле­ний, к которым малыш раньше отно­сился отри­ца­тельно. Его начи­нают при­вле­кать и весе­лить впе­ча­т­ле­ния, которые раньше пугали.

Известно, что первые выра­жен­ные отри­ца­тель­ные реакции ново­ро­жден­ного связаны с вне­за­п­ным нару­ше­нием рав­но­ве­сия, с резким дви­же­нием, с быстрым при­бли­же­нием к нему какого-то объекта, с вне­за­п­ным изме­не­нием при­выч­ного ритма, при­выч­ного хода событий. Теперь в общей игре подоб­ные впе­ча­т­ле­ния, нао­бо­рот, начи­нают вызы­вать его восторг: он хохочет, когда его «бодают», «дого­няют», под­бра­сы­вают на коленях и руках. В игре ребен­ком все больше ценятся эле­менты новизны и нео­жи­дан­но­сти: «Сейчас я тебя съем!», «По кочкам, по кочкам, в ямку бух», — он полу­чает новый опыт пережи­ва­ния удо­воль­ствия от нео­жи­дан­но­сти, от «шутки».

Подоб­ные впе­ча­т­ле­ния под­го­та­в­ли­вают ребенка к посте­пен­ному изме­не­нию жиз­нен­ной ситу­а­ции. В про­цессе своего роста он ста­но­вится более выно­сли­вым, подвиж­ным и чаще реально стал­ки­ва­ется с нео­жи­дан­но­стью. Пси­хологи отме­чают, что именно в этом воз­ра­сте «новое» начи­нает меньше пугать малыша и больше доста­в­лять удо­воль­ствие, он ста­но­вится все более любо­пыт­ным. У ребенка начи­нают скла­ды­ваться прин­ци­пи­ально новые отно­ше­ния с измен­чи­вым миром, в котором перед ним встают пре­пят­ствия, и он должен сосре­до­то­читься на них, чтобы решить увле­ка­тель­ную задачу их пре­о­до­ле­ния. Спо­соб­ность не запа­ни­ко­вать при нару­ше­нии при­выч­ного хода событий и справиться с обсто­я­тель­ствами тоже впервые опро­бу­ется ребен­ком под защитой взро­с­лого в общей игре как острое пережи­ва­ние момента риска с его немед­лен­ным поло­жи­тель­ным раз­ре­ше­нием.

В резуль­тате к концу первого года жизни посте­пенно изме­ня­ется харак­тер действий с пред­метами, игруш­ками; важной ста­но­вится не только их пов­то­ря­е­мость и надеж­ность, но и новизна, откры­тие новых воз­мож­но­стей. У малыша поя­в­ля­ется спо­соб­ность быть более пред­при­им­чи­вым в обра­ще­нии с игруш­ками, более инте­ресно мани­пу­ли­ро­вать ими. Умения, полу­чен­ные в игре, начи­нают посте­пенно исполь­зо­ваться ребен­ком в реаль­ной жизни.

В воз­ра­сте 9—10 месяцев обычно наблю­да­ются первые попытки ребенка активно иссле­до­вать ближнее про­стран­ство. Это ста­но­вится воз­мож­ным не только потому, что он начи­нает само­сто­я­тельно пере­дви­гаться (прежде всего пыта­ется ползать, отры­ва­ется от мамы, иссле­дует «дальние» и незна­ко­мые места), а в большей степени от про­я­в­ле­ния любо­пыт­ства. Именно поя­в­ле­ние любо­пыт­ства, спо­соб­но­сти при нару­ше­нии при­выч­ного хода событий испы­ты­вать не панику, а интерес, лежит в основе раз­ви­тия иссле­до­ва­тель­ского пове­де­ния. Надо под­чер­к­нуть, однако, что инди­ви­ду­аль­ная пред­при­им­чи­вость малыша вызре­вает под защитой взро­с­лого. Осва­и­вая свои новые спо­соб­но­сти, он часто воз­вра­ща­ется назад к маме, чтобы дотро­нуться до нее, поймать ее улыбку, именно она дает ему силы ползти «в неиз­вест­ность».

Теперь ребенок может сосре­до­то­чи­ваться не только на инте­ре­су­ю­щем его пред­мете, но и на пре­пят­ствии на пути к цели. Он начи­нает учи­ты­вать его, а затем и активно обсле­до­вать, искать пути пре­о­до­ле­ния барьера, впервые полу­чает воз­мож­ность увидеть и оценить резуль­таты своих проб и ошибок. Это откры­вает ему новые гори­зонты позна­ния. Именно в это время обычно поя­в­ля­ются первые попытки малыша ото­дви­нуть пре­пят­ствие, дотя­нуться до нужной вещи с помощью палочки, другой игрушки, то есть воз­ни­кает первый опыт исполь­зо­ва­ния орудий, что явля­ется серьезным дости­же­нием в позна­ва­тель­ном раз­ви­тии ребенка.

Как известно, наряду с при­об­рете­нием навыков само­сто­я­тель­ного пере­дви­же­ния в про­стран­стве, важ­нейшим дости­же­нием конца первого года жизни ребенка счита­ется поя­в­ле­ние актив­ной речи. Вместе с тем неправильно было бы вести отсчет рече­вого раз­ви­тия с поя­в­ле­ния первых слов, которое харак­терно именно для этого времени. До этого во вза­и­мо­действии мла­денца с мамой, и прежде всего в их играх, уже был пройден важ­нейший этап раз­ви­тия так назы­ва­е­мого про­то­я­зыка.

Вер­немся теперь снова к началу первого года жизни, к самым ранним пери­о­дам раз­ви­тия для того, чтобы более детально про­с­ле­дить во вза­и­мо­действии мла­денца с близ­кими этапы ста­но­в­ле­ния рече­вого общения. Уже с самых первых месяцев мла­де­нец активно общался с близ­кими людьми с помощью гуканья, гуления. При­сут­ствие близ­кого, его речевое обра­ще­ние сти­му­ли­ро­вали гуление, в эмо­ци­о­наль­ном вза­и­мо­действии малыш учился пони­мать и вос­при­ни­мать инто­на­ции матери, начинал сам все более четко выра­жать свои состо­я­ния.

Сле­ду­ю­щий тра­ди­ци­онно выде­ля­е­мый этап рече­вого раз­ви­тия — период лепета — харак­те­ри­зует уже спо­соб­ность ребенка устой­чиво вос­про­из­во­дить опре­де­лен­ные сло­жив­ши­еся сочета­ния звуков, и в какой-то момент это пре­вра­ща­ется в его любимое занятие. Лепет сти­му­ли­ру­ется уча­стием взро­с­лого и посто­янно сопро­во­ждает общие игры. Все чаще ребенок начи­нает пов­то­рять за мамой и вплетать в свой лепет новые при­вле­ка­тель­ные для него зву­ко­со­чета­ния. Инте­ресно, что, если в этот момент мама пов­то­ряет за ребен­ком вос­про­из­ве­ден­ные им звуки, он начи­нает ими «играть» осо­бенно активно. Посте­пенно его лепет все больше при­бли­жа­ется к зву­ко­вому строю родного языка.

На этом фоне начи­нают закреп­ляться общие для взро­с­лого и малыша устой­чи­вые «сло­вес­ные» обо­зна­че­ния наи­бо­лее при­выч­ных и любимых бытовых и игровых занятий: «бай-бай», «ку-ку», «бух», «тик-так», «пока». Таким образом, речевое раз­ви­тие мла­денца так же, как и позна­ва­тель­ное, нахо­дится в тесной зави­си­мо­сти от его эмо­ци­о­наль­ного кон­такта со взро­с­лым и непо­сред­ственно от их общей игры.

Раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного вза­и­мо­действия, про­я­в­ле­ние в нем более опре­де­лен­ных отно­ше­ний взро­с­лого и ребенка, коор­ди­на­ция вни­ма­ния и их эмо­ци­о­наль­ных оценок готовят почву для поя­в­ле­ния первых «насто­я­щих» слов. Они выра­жают просьбу, обра­ще­ние, призыв, и, наконец, ука­за­ние (мама, дай и т. д.). Исполь­зо­ва­ние ребен­ком слов-ука­за­ний и обра­ще­ний, в свою очередь, прин­ци­пи­ально меняют воз­мож­но­сти орга­ни­за­ции его вза­и­мо­действия со взро­с­лым.

Слово начи­нает обо­зна­чать также и оценку про­я­в­ле­ний ребенка, про­ис­хо­дя­щего с ним («хороший», «нельзя», «можно», «бяка», «бо-бо»), под­го­та­в­ли­вая тем самым новую воз­мож­ность регу­ли­ро­вать его пове­де­ние. Пока же он сам исполь­зует эти слова для удо­воль­ствия, для игры, под­твер­жде­ния при­ят­ной пов­то­ря­е­мо­сти или новизны ситу­а­ции, своей спо­соб­но­сти ее кон­тро­ли­ро­вать.

Таким образом, к концу первого года успехи ребенка оче­видны: он приучен к опре­де­лен­ному рас­по­рядку жизни, владеет спо­собами эмо­ци­о­наль­ного вза­и­мо­действия с близ­кими, активен в осво­е­нии нового. Малыш нахо­дится в центре вни­ма­ния всей семьи, его дости­же­ния обсу­жда­ются при нем и вызы­вают все­об­щее вос­хи­ще­ние, что, без­у­словно, им пони­ма­ется.

Ребенок начи­нает демон­стри­ро­вать свои умения по просьбе окру­жа­ю­щих, и это тоже сначала явля­ется для него увле­ка­тель­ной игрой, сред­ством вызвать эмо­ци­о­наль­ный отклик близких взро­с­лых. Поя­в­ля­ются и первые реаль­ные успехи в овла­де­нии эле­мен­тами соци­ально-бытовых навыков (с удо­воль­ствием обни­мает и целует по просьбе, про­ща­ется, начи­нает про­ситься на горшок, под­дер­жи­вать во время еды чашку или ложку и т. п.), и доста­точно раз­вер­ну­тые игры, такие, как «ладушки», «сорока-ворона». Очень важной для даль­нейшего раз­ви­тия ребенка ста­но­вится воз­мож­ность все более дли­тель­ного объе­ди­не­ния вни­ма­ния малыша и взро­с­лого на каком-то общем действии, напри­мер рас­сма­т­ри­ва­нии кар­тинки в книжке, показе петушка или собачки, демон­стра­ции их действий и «раз­го­вора», слу­ша­нии доста­точно длинных детских стихов.

И вот на фоне этого общего эмо­ци­о­наль­ного подъема осо­бенно остро пережи­ва­ется детьми вступ­ле­ние в первый серьезный кри­зис­ный период раз­ви­тия отно­ше­ний с окру­жа­ю­щими, который на самом деле явля­ется необ­хо­ди­мым и зако­но­мер­ным этапом их ста­но­в­ле­ния. Это извест­ный в пси­холо­гии «кризис первого года», зако­но­мерно насту­па­ю­щий с началом осво­е­ния ребен­ком навыка само­сто­я­тель­ной ходьбы.

Хотя тра­ди­ци­онно этот кризис не счита­ется острым и часто действи­тельно про­хо­дит доста­точно сгла­женно, тем не менее и в самых бла­го­по­луч­ных случаях у детей в это время могут наблю­даться нару­ше­ния уже, каза­лось бы, отла­жен­ного режима сна и бодр­ство­ва­ния, потеря аппетита, эмо­ци­о­наль­ная рани­мость (плак­си­вость, обид­чи­вость), а иногда и вре­мен­ная потеря уже име­ю­щихся навыков, может, напри­мер, пере­стать про­ситься на горшок. Эти труд­но­сти, несмо­тря на кажу­щу­юся нео­жи­дан­ность их поя­в­ле­ния, укла­ды­ва­ются в общую логику раз­ви­тия ребенка и дик­ту­ются ею.

Попы­та­емся понять, в чем харак­тер воз­ни­ка­ю­щих проблем, в чем их смысл и чем можно помочь и маме, и ребенку в пре­о­до­ле­нии вре­менно воз­ни­ка­ю­щего разлада.

Овла­де­ние ходьбой резко меняет всю жиз­нен­ную ситу­а­цию: ребенок ста­но­вится менее физи­че­ски зависим от близ­кого; он сам пере­дви­га­ется и все чаще оста­ется один на один в непо­сред­ствен­ном вза­и­мо­действии с окру­жа­ю­щим. Близкий взро­с­лый уже не явля­ется посто­ян­ным орга­ни­за­то­ром его пове­де­ния, и вре­ме­нами малыш начи­нает терять его как непре­мен­ный эмо­ци­о­наль­ный ори­ен­тир. В этот период начи­на­ется не только физи­че­ское, но и пси­хи­че­ское отде­ле­ние ребенка от взро­с­лого — выде­ле­ние его само­о­щу­ще­ния из бывшего слит­ного пережи­ва­ния «мы».

Слож­но­сти, которые испы­ты­вает ребенок в это кри­ти­че­ское время, заклю­ча­ются в том, что он оста­ется один в потоке раз­но­об­разных впе­ча­т­ле­ний и, не овладев еще спо­собами актив­ной орга­ни­за­ции отно­ше­ний с окру­жа­ю­щим, попа­дает под его влияние. Это может нару­шать уже сло­жив­ши­еся формы вза­и­мо­действия ребенка и взро­с­лого. Раньше взро­с­лый, без­у­словно, был центром его мира, важнее всего было то, что он делал. Теперь малышу ста­но­вится крайне трудно ото­рваться от того, что при­вле­кло его вни­ма­ние, он погру­жа­ется в свои занятия — в нани­зы­ва­ние колечек пира­мидки, в катание машинки, его захва­ты­вает пере­сы­па­ние песка, пере­кла­ды­ва­ние камеш­ков.

Харак­тер­ными для пове­де­ния, которое пси­хологи назы­вают «полевым», явля­ются попытки бежать безо­глядно в напра­в­ле­нии понравив­ше­гося пред­мета, совер­шать действия, про­дик­то­ван­ные ситу­а­цией и свойствами пред­метов: бес­ко­нечно откры­вать и закры­вать двери, лезть во все ящики подряд, даже не очень сосре­до­то­чи­ва­ясь на их содер­жи­мом, влезать на лест­ницы, стулья, «при­ли­пать» к забору и т. п. При этом малыш может ста­но­виться нео­сто­рож­ным, терять чувство опас­но­сти. Близкий ребенку взро­с­лый, еще недавно живший с ним душа в душу и пол­но­стью «вла­дев­ший» его пове­де­нием, ока­зы­ва­ется перед фактом: их отно­ше­ния посто­янно нару­шают капризы, упрям­ство, на про­гулке взро­с­лый часто не может увести малыша от какого-то соблазна.

При попытке подавить сопроти­в­ле­ние ребенка путем запрета, жест­кого тре­бо­ва­ния роди­тели стал­ки­ва­ются с тем, что ранее послуш­ный и всегда доволь­ный малыш ста­но­вится упрямым, капризным, про­я­в­ляет нега­ти­визм, агрес­сию (может даже укусить или ударить взро­с­лого). Мать начи­нает чув­ство­вать, что теряет кон­троль над ситу­а­цией, пове­де­нием малыша.

Понятно, что все это может очень рас­стра­и­вать и маму, и ребенка, до сих пор живших в полном согла­сии. Малыш уже знает, что он хороший, и дорожит этим, а мама, осо­бенно нео­пыт­ная, часто вос­при­ни­мает воз­ни­ка­ю­щие слож­но­сти как неже­ла­ние ребенка под­чи­няться ее тре­бо­ва­ниям. Первое, что может помочь маме, — это пони­ма­ние того, что малыш про­дол­жает ее любить, что он хочет быть послуш­ным, но не может сам проти­во­сто­ять соблазнам и нужда­ется в помощи близких.

Выход из первого кризиса отно­ше­ний будет более без­бо­лез­нен­ным, если взро­с­лый не станет пере­кла­ды­вать вину за их разлад на ребенка, и поймет, что труд­но­сти в орга­ни­за­ции его пове­де­ния создает непо­сред­ствен­ная «захва­чен­ность» малыша про­ис­хо­дя­щим вокруг. Не вступая с ним в кон­фликт, нужно попы­таться пере­клю­чить его вни­ма­ние на другое яркое впе­ча­т­ле­ние.

Каждая вни­ма­тель­ная мама знает, что можно избе­жать кон­фликта с ребен­ком, если при воз­ник­ших ослож­не­ниях на про­гулке не пытаться всякий раз просто оттас­ки­вать его от лужи или забора или запре­щать под­би­рать заме­чен­ный камешек, а пере­клю­чить его вни­ма­ние на что-либо при­вле­ка­тель­ное в окру­же­нии: «Вон птичка полетела», «Смотри, какая машина»; исполь­зо­вать другой отвле­ка­ю­щий прием: «Побе­жали вон по той дорожке», «Ой какая лесенка» и т. п.

Харак­терно, что подоб­ные приемы исполь­зуют бабушки и опытные мамы; а вот нео­пыт­ную маму может рас­стро­ить нео­жи­дан­ное изме­не­ние в ее отно­ше­ниях с малышом. Часто она пыта­ется усо­ве­стить его, требуя послу­ша­ния, в тот момент, когда он просто не может выпол­нить ее просьбу. Напри­мер, малышу трудно пре­р­вать начатое действие — недо­ли­стать книжку, не собрать пира­мидку, не вытрях­нуть все до конца из коробки и т. п.

Кон­фликты часто воз­ни­кают и в связи с харак­тер­ными для этого кри­зис­ного периода труд­но­стями в орга­ни­за­ции режим­ных момен­тов: не удается усадить на горшок ранее про­сив­ше­гося ребенка; во время кор­м­ле­ния он вместо того, чтобы нести ложку в рот, начи­нает вдруг раз­ма­зы­вать ею по столу еду; то не желает идти гулять, то воз­вра­щаться домой с про­гулки; не хочет ложиться спать и т. д. Пов­то­ря­ю­щи­еся кон­фликты могут стать при­чи­ной обо­стре­ния опи­сан­ных выше про­я­в­ле­ний кризиса. Сгла­дить кон­фликты помогут неко­то­рые приемы, напри­мер, «отвле­ка­ю­щие маневры». Не надо оце­ни­вать их как под­чи­не­ние взро­с­лых капри­зам ребенка. Такие «маневры» помо­гают орга­ни­зо­вать его пове­де­ние и не раз­ру­шить поло­жи­тель­ную эмо­ци­о­наль­ную связь с малышом, берегут его от накоп­ле­ния отри­ца­тель­ного опыта, сохра­няют необ­хо­ди­мое пред­ста­в­ле­ние о себе как о хорошем, послуш­ном ребенке, спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию в будущем умения само­сто­я­тельно пре­о­до­ле­вать импуль­сив­ность поступ­ков.

Для раз­ви­тия этих новых средств орга­ни­за­ции пове­де­ния

огром­ное зна­че­ние имеет эмо­ци­о­наль­ное вза­и­мо­действие взро­с­лых с ребен­ком. Общаясь с малышом, взро­с­лые начи­нают детально про­го­ва­ри­вать не только то, что про­ис­хо­дит с ним сейчас (как это было уже и до года), но и то, что про­и­зойдет в бли­жайшем будущем («Сейчас мы купим молочка, а потом пойдем на горку, поз­до­ро­ва­емся с детками, пока­та­емся немножко и домой пойдем...»). Харак­терно, что в это время ребенок с удо­воль­ствием слушает истории про себя. Довольно скоро он и сам начи­нает рас­ска­зы­вать вслух о своих действиях, ком­мен­ти­ро­вать про­ис­хо­дя­щее. Функцию такой речи пси­хологи опре­де­лили как пла­ни­ро­ва­ние, осмы­сле­ние и утвер­жде­ние ребен­ком своего пове­де­ния. И этот необ­хо­ди­мый инстру­мент орга­ни­за­ции пове­де­ния малыш полу­чает тоже в про­цессе вроде бы нео­бя­за­тель­ного эмо­ци­о­наль­ного общения с близ­кими.

Таким образом, как мы видим, раз­ви­тие ребенка до года пред­ста­в­ляет собой доста­точно сложный процесс, в котором зако­но­мерно чере­ду­ются отно­си­тельно спо­койные и более напря­жен­ные периоды.

Бла­го­по­лу­чие эмо­ци­о­наль­ного раз­ви­тия мла­денца в зна­чи­тель­ной степени зависит от вни­ма­ния и чут­ко­сти взро­с­лых, уха­жи­ва­ю­щих за ним. Общаясь и играя с малышом, они должны учи­ты­вать логику его раз­ви­тия: пред­ла­гать ребенку доступ­ный уровень эмо­ци­о­наль­ных отно­ше­ний и гото­вить его к сле­ду­ю­щему шагу. Перед матерью стоит задача эмо­ци­о­нально под­дер­жать ребенка, тони­зи­ро­вать, настро­ить на актив­ный контакт с окру­жа­ю­щим миром не только в отно­си­тельно сложные моменты, но и в более спо­койные периоды. Это помо­гает закре­пить уже име­ю­щийся поло­жи­тель­ный опыт вза­и­мо­действия с окру­же­нием, уве­ли­чить выно­сли­вость и гиб­кость малыша в уже осво­ен­ных формах общения, игры, обсле­до­ва­ния среды, под­го­то­вить к осво­е­нию новых, все более сложных форм само­сто­я­тель­ной жизни.

с. 8—27

Также в рубрике «Игра. Досуг»