НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. О СКАЗКЕ. О ДЕТСКОЙ «ЛЖИ» И ДЕТСКОЙ «ЖЕСТОКОСТИ». ВОСПИТАНИЕ ПРАВДИВОСТИ
Говоря о воспитании характера, мы имели до сих пор в виду главным образом волевую сторону; его устойчивость, определенность, твердость. Но с понятием характера мы связываем обычно еще другую, очень важную черту, имеющую решающее значение для выявления ценности всей личности человека. Мы имеем в виду нравственную сторону.
Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа. Важно, на что направлена воля, над чем работает ум, в каких действиях проявляется характер человека. Вот над чем должны призадуматься родители и не тогда, когда личность и поведение ребенка уже оформились и выявились, а тогда, когда они еще формируются, когда они еще отличаются гибкостью и легко поддаются воздействию. Ни в одной области воспитания воздействие семьи не имеет такого могущественного, такого подчас решающего влияния на всю жизнь, как в нравственной области. Родители часто не сознают или не хотят сознать это. Они нередко проявляют повышенную чувствительность к проявлениям умственных способностей их детей; ничто не льстит так их самолюбию или тщеславию, как похвалы уму их детей, и те же родители проявляют мало внимания и прилагают мало усилий к их нравственному воспитанию. А между тем нравственное развитие ребенка складывается в гораздо большей степени под влиянием семьи, чем умственное.
Ребенок и в нравственном развитии, как в развитии воли, ума, должен пройти длинный и сложный путь. Задача родителей заключается в том, чтобы облегчить ему прохождение этого пути, освещать ему дорогу, ободрять и поддерживать его, не допускать застоя, личным примером, настойчивой требовательностью двигать вперед, поднимать его ввысь.
Какие же первоначальные основы поведения, какие качества, какие навыки должны быть воспитаны у дошкольника и так твердо усвоены им, чтобы они стали его достоянием, его второй натурой?
Мы уже говорили, что воспитание элементарных форм гигиенического и культурного поведения (уход за чистотой тела, вежливое отношение к посторонним и т. п.) является первоначальной школой дисциплины и личной морали выполнения самых элементарных требований человеческого общежития. Но и вне этого узкого круга навыков у дошкольника должно постепенно вырабатываться более широкое представление об обязательной для него морали. Он должен знать и следовать основным требованиям морали, хотя может не сознавать и не понимать их происхождения и обоснования. На протяжении всего дошкольного возраста следует постоянно, настойчиво и любовно воспитывать в ребенке сознание, что у него имеются не только права, но и обязанности, добиваться того, чтобы любовь к нему родителей, уход за ним, труд взрослых находили в нем отклик не только в форме внешних и словесных выражений, признательности и любви, но и в форме помощи, выполнения поручений взрослых и облегчения их труда.
Неправильно поступают те родители, которые каждым своим действием, каждым движением, каждым словом дают чувствовать ребенку, что он — единственный, постоянный предмет забот, центр и смысл всего их существования. На этой почве вырастают детские капризы, деспотические требования, неуважение к родителям, ни с чем не считающийся эгоизм. Безграничная, самоотверженная материнская любовь — одно из самых прекрасных и могущественных человеческих чувств. Но эта великая любовь не должна сочетаться с ничем не сдерживаемыми проявлениями ее.
Все изложенное нами до сих пор о нравственном воспитании ясно показывает, в какой степени человеческий труд и нравственность тесно связаны друг с другом; таковыми они остаются на протяжении всей жизни человека.
Но понятно, что трудовая деятельность не является единственной ареной, на которой проявляются, упражняются и воспитываются нравственные черты ребенка. Мы уже говорили, что игра также приводит ребенка часто в соприкосновение с требованиями человеческой морали. Требование бережного, аккуратного отношения к игрушкам должно опираться не только на выгоду такого отношения для самого ребенка, но выполнение этого требования должно рассматриваться как нравственный долг, нарушение которого означает неуважение и равнодушие к труду родителей, благодаря которому приобретены эти игрушки, и к труду людей, сделавших их.
В яркой форме проявляются нравственные черты ребенка в отношениях его к товарищам, соучастникам его игр. При удачном выборе товарищей ребенок уже в дошкольном возрасте начинает ощущать радость совместного творчества, совместных переживаний. Разве эта радость была бы доступна ребенку, если он был только узким эгоистом? Разве эта радость, служа лучшим цементом, связующим людей, рождая великое чувство дружбы, не является одной из основ высшей человеческой морали? Конечно, во взаимоотношениях детей в труде, в игре, в развлечениях не всегда господствуют мир и дружба, дело часто доходит до жалоб, ссор и даже драк. Надо ли очень огорчаться по этому поводу и должны ли родители всегда путем своего вмешательства решать все споры так, чтобы все проходило гладко? Жизнь — это борьба не только для взрослого, но и для трехлетнего ребенка. Детство служит для нее подготовительной школой. В этой подготовительной школе ребенок часто бывает вынужден личными усилиями добывать себе авторитет, уважение, отстаивать свои права.
Это не значит, что родители или воспитатели не должны принимать мер для предупреждения или прекращения детских конфликтов. Чем моложе дети, тем энергичнее и своевременнее должно быть вмешательство взрослых. Но Уже с пяти-шести лет следует, по мере возможности, ограничивать вмешательство извне в распри детей и предоставлять им самим разрешать свои споры, запрещая и не допуская кулачной расправы. О чем всегда должны заботиться родители — это о том, чтобы в этих конфликтах производить спокойную, объективную, справедливую оценку поведения своих детей и не набрасываться на чужих на основе односторонних жалоб своих. Только выслушав внимательно обе стороны, родители могут произнести свой авторитетный, нелицеприятный приговор, которому дети должны беспрекословно подчиняться.
Большое значение имеет для нравственного так же, впрочем, как и для умственного развития детей, содержание разговоров, которые взрослые нередко ведут между собой, совершенно не считаясь с присутствием детей или же исходя из того, что дети, мол, неразумные, ничего не понимают. Как часто и как глубоко ошибаются родители: ошибаются и в своей недооценке влияния их бесед на присутствующих детей и в низведении детей на степень ничего не понимающих. Дети часто не только наблюдательные зрители, но и внимательные слушатели и — позволим себе утверждать — порой строгие судьи. Правда, в том, что они слышат, они часто еще меньше разбираются, чем в том, что они видят, и многое усваивается ими в искаженном виде, но общий дух разговоров, характер отражающихся в них интересов, симпатий и антипатий взрослых доходит до детского сознания и оставляет в нем след. Пусть же родители проникнутся мыслью, что далеко не безразлично для нравственного развития их детей, какой тон, какие интересы господствуют в разговорах взрослых, слушателями которых являются дети: грубость, злословие, сплетни, узко эгоистическая ограниченность или уважение к человеческой личности, тонкость и благородство чувств, гуманность, возвышенность и широта интересов.
Еще большее влияние, чем разговоры взрослых между собой, могут иметь на нравственное развитие ребенка беседы родителей с ним самим — те интимные беседы, которые родители должны чаще вести с детьми в часы отдыха, во время прогулок или дома — о том, как жилось в старину, как им самим жилось, какие радости, удачи, приключения они переживали, какие игры и игрушки они любили, какие были товарищи, с которыми они дружили. Прекрасный материал для таких бесед могут дать хорошо подобранные картинки, доступные детям, художественные стихи, рассказы, народные сказки. Произведения народного творчества — сказки, былины, легенды, мифы — заслуживают особого внимания, и на них мы считаем нужным остановиться.
Дошкольный возраст — возраст сказки. Уже с пяти лет ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в народных сказках пленяют не только неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей, — пленяет их, близок и мил им самый язык народной сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений и повторений, которые так свойственны речи самого ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
При выборе сказки надо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В сказках наряду с мудростью народа, с художественными красотами, с высокими взглядами на справедливость, добро, назначение человека находят иногда отражение нравы и образ мыслей далеких первобытных времен, когда человеческая культура стояла еще на очень низком уровне. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Такие сказки для детей непригодны.
В творчестве русского народа и других народов Советского Союза имеется богатейший выбор сказок, способных пленить детское воображение прекрасной поэтической формой, увлекательным содержанием и благотворно влиять на зарождающуюся детскую мораль возвышенными нравственными образами.
Превосходным в воспитательном отношении материалом для рассказывания детям могут служить народные легенды и наши русские былины. Многие воспитатели не в достаточной мере оценивают силу детского воображения и чуткость детского сердца, способность шести-семилетнего ребенка воспринимать и почувствовать обаяние прекрасной человеческой личности, величие нравственного подвига, неотразимую силу мужества и отваги. Детям чаще всего рассказывают о различных животных: косолапых мишках, хитрых лисичках, жестоких и жадных волках, трусливых зайчиках. Ничего нельзя возразить ни против этих рассказов, ни против этих «очеловеченных» животных образов: они вполне доступны пониманию маленького ребенка, легко становятся близкими и родными ему и вместе с тем расширяют его кругозор. Но воспитатели не должны забывать, что детей надо двигать вперед и поднимать ввысь. Переживания и поведение животных, как они рисуются в сказках и на картинках, стоят ниже уровня развития ребенка. Он не только понимает их, но вправе даже относиться к ним с некоторой снисходительностью, глядя сверху вниз. В этом сознании своего «человеческого» превосходства есть также своя положительная сторона. Но, расширяя кругозор ребенка, не надо ограничиваться миром примитивных низших существ. Один шестилетний мальчик жаловался матери: «Нам все рассказывают о животных, а я хочу, чтобы нам рассказывали о людях».
Можно и должно уже к концу дошкольного возраста открыть перед ребенком доступ в прекрасный мир настоящих и легендарных былинных и мифических богатырей и героев, отважных борцов за счастье и свободу народов. Наш личный опыт с использованием древнегреческих мифов (о Персее и Тезее) в воспитательной работе со старшими группами детского сада (с детьми шести-семи лет) дал превосходные результаты. Дети по тонкости своих восприятий, по высокому одушевлению, которое вызывали в них герои этих мифов и которое проявлялось в их высказываниях и в красочных иллюстрациях, по длительному, напряженному вниманию, с которым они слушали многократно повторявшийся рассказ, оказались намного выше той оценки, которую обычно дают малышам взрослые. Обаяние несравненной физической и душевной красоты мифических героев проникло в самые скрытые глубины детской души, пробудив в детях дремлющие в них высшие человеческие чувства и обнаружив такие душевные богатства, которых мы у них обычно не подозревали1.
Считаем нужным здесь отметить, что Карл Маркс, который был не только мужественным, непреклонным борцом за свободу и счастье трудящихся, но и нежнейшим отцом, прочел своим детям в раннем возрасте всего Гомера, Дон-Кихота и многие сцены из Шекспира. Правда, он был, по свидетельству его дочери Элеоноры, несравненным рассказчиком и чтецом.
Подобно тому как необычный по красоте человеческий образ или величественный по беззаветной отваге героический подвиг способен возбудить в ребенке высшие чувства красоты и морали, так и высокий уровень духовной психической атмосферы, в которой растет ребенок, может также преобразить его душевный облик и проявить в нем такие моральные черты, которые обычно считаются недоступными ему.
В период Великой Отечественной войны особенно ярко проявлялась беззаветная любовь к родине, менялся облик не только взрослых, но и детей. На наших глазах много хорошего, высокого, истинно морального всплыло на поверхность детской души и вылилось в прекрасных, изумивших взрослых поступках. Из записей воспитательниц детских садов, из рассказов родителей мы знаем, как часто дети с большой готовностью добровольно отказывались от лакомств, дорогих вещей, игрушек, прося отправить их в подарок бойцам или детям фронтовиков, как ревностно маленькие пятилетние дети помогали матерям в их хозяйственных работах, как они друг перед другом гордились этой помощью, какой нежной любовью и лаской они окружали своих любимых героев — бойцов, когда те приходили в гости к ним, с какой силой они умели запечатлеть свою любовь к родине, к ее славным защитникам в своих замечательных рисунках. Много таится у ребенка скрытых душевных богатств, о которых мы и не подозревали.
Вместе с тем мы часто слышали со стороны родителей и воспитателей жалобы на отрицательные черты детей, в частности на их лживость. Она их огорчает, удивляет и возмущает. Многие склонны видеть в ней чуть ли не врожденный порок детской натуры. Нет ничего неправильнее такого взгляда. Ребенок не рождается ни с стремлением к правде, ни с порочной склонностью ко лжи. Ничто человеческое ему не чуждо, и проявятся ли в процессе его развития положительные моральные или анти-моральные черты зависит, за весьма редкими исключениями, от воспитания, которое ребенок получает в семье, от уровня морали окружающих его взрослых, от степени правдивости, искренности и гуманности или лживости, лицемерия и грубости, господствующих в их поведении. Рассмотрим обвинение детей в лживости. Правильно ли оно по существу? Если под ложью понимать сознательное корыстное искажение действительности, то следует признать, что чем моложе ребенок, тем обвинение его в лживости имеет меньше основания. Обвинение маленьких детей в лживости является результатом неумения взрослых правильно оценивать детские поступки и находить их истинные источники. В силу уже изложенных особенностей маленький дошкольник свободно обращается с фактами действительности. Он легко превращает и изменяет их соответственно своим минутным желаниям и в реальной жизни и в игре легко внушает себе осуществление этих желаний. Таким образом, то, что есть в его сознании, легко заменяется тем, что ему желательно и, следовательно, должно быть. Таков невинный источник многих ложных утверждений детей.
В качестве примера, иллюстрирующего роль воображения ребенка в происхождении сочиняемых им, не отвечающих действительности фактов, приведем следующий случай, о котором сообщает один педагог.
«Девочка Н. всякий раз, придя в детский сад, рассказывала товарищам и воспитательницам о своем брате, описывала его внешность, одежду, игры, в которые она играет с ним. Каково было удивление всех, когда при посещении семьи девочки оказалось, что она единственная дочь у родителей и что никакого брата у нее нет и никогда не было. Родители запрещали ей играть с детьми соседей и, тяготясь своим одиночеством, она создала в своем воображении образ брата, с которым она не разлучалась и тогда, когда попала в детский сад.
Вряд ли плод воображения девочки кто-либо решится назвать ложью».
В ряде других случаев детская ложь является не оригинальной, а заимствованной у взрослых формой поведения. Слова знаменитого философа Руссо, что «источник детской лжи лежит во взрослых», находят, к сожалению, часто свое оправдание. Кто станет отрицать, что в семейном быту взрослыми сплошь и рядом практикуются поручения и указания ребенку заведомо ложного характера. «Скажи, что мамы нет дома», «Не говори об этом папе» и т. п. Часто в отношениях с ребенком взрослые пользуются методом обмана, оправдываемого, по их мнению, их благими намерениями: так, например, родители говорят детям, что уходят по делу, а в действительности отправляются в кино, в гости и т. п. Все эти уловки часто приводят к плачевным результатам. Ребенок отличается большой чуткостью, и обман, грубый или тонкий, рано или поздно разоблачается им, и тогда он не только теряет доверие к взрослым, но у него возникает соблазн воспользоваться их же орудием, когда Это представляется ему выгодным.
Конечно, бывают случаи, когда по отношению к детям приходится «маневрировать», но эти случаи должны быть исключительные. Правдивость, полная правдивость и искренность должны быть положены в основу взаимоотношений между взрослыми и детьми. Иногда невозможно да и не следует взрослому говорить детям все, что он думает и что он знает (например, по половому вопросу), но и не следует говорить того, что не отвечает действительности.
Только во вторую половину дошкольного возраста начинает иногда наблюдаться у детей настоящая сознательная ложь. В огромном большинстве случаев она имеет своим источником посеянное взрослыми чувство страха. Ложь используется ребенком как средство скрытия или маскировки тех его действий, которые, как он знает из опыта, неприятны взрослым и могут вызвать с их стороны тяжелые репрессии. Обман тем чаще практикуется ребенком, чем чаще в его воспитании применяются методы устрашения или принижающего наказания. Лучшим средством борьбы с ложью является поэтому воспитание, построенное на основе правдивости и мужества. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы он не только смело говорил правду, но чтобы он умел мужественно переносить заслуженное осуждение. Культура мужества является одним из основных условий нравственного воспитания. Только мужественный человек может быть правдивым и искренним в своих отношениях к другим — близким и дальним, надежным другом, верным сыном своей родины. И воспитание в духе мужества и стойкости должно начаться уже с раннего детства. Средствами для воспитания в дошкольнике мужества и смелости должны служить правильно поставленное физическое воспитание, умелый подбор подвижных игр, систематическое закаливание, рассказы, в которых в художественно яркой и доступной для ребенка форме рисуются образы мужественных и отважных людей и, что, быть может, важнее всего, вся окружающая ребенка атмосфера, проникнутая духом мужества и спокойной твердости.
Перейдем теперь к рассмотрению выдвигаемого против детей обвинения в жестокости, обвинения, выраженного в известном стихе знаменитого французского баснописца Лафонтена: «Сей возраст жалости не знает». Как доказательство, приводят те нередкие случаи, когда маленькие дети, по словам их обвинителей, проявляют свое «бессердечие» в равнодушном отношении к страданиям и даже к потере самых близких людей. В этих обвинениях кроется большое недоразумение. Надо прежде всего отметить, что внешние выражения и проявления смешного, веселого более доступны и понятны ребенку, чем выражения страдания и горя. За жестокость и бесчувственность детей принимают отсутствие еще у них способности живо представлять себе и переживать чужие страдания, уяснить себе и предвидеть значение незаменимой тяжелой потери. Дети очень рано, можно сказать, с первых проблесков сознания, способны с большой легкостью расширять свой душевный мир, приобщать к нему не только домашних животных, но и неодушевленные предметы, приписывая им свои чувства, свои переживания, свои желания. Но до конца дошкольного возраста (а то и позже) они не в состоянии проникнуть в чужой душевный мир, делить и чувствовать переживания самых близких людей. Этим и объясняется их мнимое бессердечие.
1 Миф о Персее под названием «сказание о славном герое Персее и прекрасной Андромеде» напечатан в журнале «Дошкольное воспитание», 1944, № 6.