Аркин Е. А.

Родителям о воспитании: воспитание ребенка в семье от года до зрелости(фрагмент)



НРАВ­СТВЕН­НОЕ ВОС­ПИТА­НИЕ. ВЛИЯНИЕ ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕ­НИЙ НАРОД­НОГО ТВОР­ЧЕ­СТВА. О СКАЗКЕ. О ДЕТСКОЙ «ЛЖИ» И ДЕТСКОЙ «ЖЕСТО­КО­СТИ». ВОС­ПИТА­НИЕ ПРАВ­ДИ­ВО­СТИ

Говоря о вос­пита­нии харак­тера, мы имели до сих пор в виду главным образом волевую сторону; его устой­чи­вость, опре­де­лен­ность, твер­дость. Но с понятием харак­тера мы свя­зы­ваем обычно еще другую, очень важную черту, имеющую реша­ю­щее зна­че­ние для выя­в­ле­ния цен­но­сти всей лич­но­сти чело­века. Мы имеем в виду нрав­ствен­ную сторону.

Ни крепкая воля, ни твердый харак­тер, ни высокий ум сами по себе еще не гаран­ти­руют цен­но­сти чело­века как члена обще­ства, как сына или дочери своего народа. Важно, на что напра­в­лена воля, над чем рабо­тает ум, в каких действиях про­я­в­ля­ется харак­тер чело­века. Вот над чем должны при­за­ду­маться роди­тели и не тогда, когда лич­ность и пове­де­ние ребенка уже офор­ми­лись и выя­ви­лись, а тогда, когда они еще фор­ми­ру­ются, когда они еще отли­ча­ются гиб­ко­стью и легко под­да­ются воз­действию. Ни в одной области вос­пита­ния воз­действие семьи не имеет такого могу­ще­ствен­ного, такого подчас реша­ю­щего влияния на всю жизнь, как в нрав­ствен­ной области. Роди­тели часто не сознают или не хотят сознать это. Они нередко про­я­в­ляют повы­шен­ную чув­стви­тель­ность к про­я­в­ле­ниям умствен­ных спо­соб­но­стей их детей; ничто не льстит так их само­лю­бию или тще­славию, как похвалы уму их детей, и те же роди­тели про­я­в­ляют мало вни­ма­ния и при­ла­гают мало усилий к их нрав­ствен­ному вос­пита­нию. А между тем нрав­ствен­ное раз­ви­тие ребенка скла­ды­ва­ется в гораздо большей степени под вли­я­нием семьи, чем умствен­ное.

Ребенок и в нрав­ствен­ном раз­ви­тии, как в раз­ви­тии воли, ума, должен пройти длинный и сложный путь. Задача роди­те­лей заклю­ча­ется в том, чтобы облег­чить ему про­хо­жде­ние этого пути, осве­щать ему дорогу, обо­дрять и под­дер­жи­вать его, не допус­кать застоя, личным при­ме­ром, настой­чи­вой тре­бо­ва­тель­но­стью двигать вперед, под­ни­мать его ввысь.

Какие же пер­во­на­чаль­ные основы пове­де­ния, какие каче­ства, какие навыки должны быть вос­питаны у дош­коль­ника и так твердо усвоены им, чтобы они стали его досто­я­нием, его второй натурой?

Мы уже гово­рили, что вос­пита­ние эле­мен­тар­ных форм гиги­е­ни­че­ского и куль­тур­ного пове­де­ния (уход за чисто­той тела, веж­ли­вое отно­ше­ние к посто­рон­ним и т. п.) явля­ется пер­во­на­чаль­ной школой дис­ци­плины и личной морали выпол­не­ния самых эле­мен­тар­ных тре­бо­ва­ний чело­ве­че­ского общежи­тия. Но и вне этого узкого круга навыков у дош­коль­ника должно посте­пенно выра­ба­ты­ваться более широкое пред­ста­в­ле­ние об обя­за­тель­ной для него морали. Он должен знать и сле­до­вать основ­ным тре­бо­ва­ниям морали, хотя может не созна­вать и не пони­мать их про­ис­хо­жде­ния и обо­с­но­ва­ния. На про­тя­же­нии всего дош­коль­ного воз­ра­ста следует посто­янно, настой­чиво и любовно вос­пи­ты­вать в ребенке созна­ние, что у него имеются не только права, но и обя­зан­но­сти, доби­ваться того, чтобы любовь к нему роди­те­лей, уход за ним, труд взро­с­лых нахо­дили в нем отклик не только в форме внешних и сло­вес­ных выра­же­ний, при­зна­тель­но­сти и любви, но и в форме помощи, выпол­не­ния пору­че­ний взро­с­лых и облег­че­ния их труда.

Неправильно посту­пают те роди­тели, которые каждым своим действием, каждым дви­же­нием, каждым словом дают чув­ство­вать ребенку, что он — един­ствен­ный, посто­ян­ный предмет забот, центр и смысл всего их суще­ство­ва­ния. На этой почве выра­с­тают детские капризы, дес­поти­че­ские тре­бо­ва­ния, неу­ва­же­ние к роди­те­лям, ни с чем не счита­ю­щийся эгоизм. Без­гра­нич­ная, само­от­вер­жен­ная мате­рин­ская любовь — одно из самых пре­крас­ных и могу­ще­ствен­ных чело­ве­че­ских чувств. Но эта великая любовь не должна сочетаться с ничем не сдер­жи­ва­е­мыми про­я­в­ле­ни­ями ее.

Все изло­жен­ное нами до сих пор о нрав­ствен­ном вос­пита­нии ясно пока­зы­вает, в какой степени чело­ве­че­ский труд и нрав­ствен­ность тесно связаны друг с другом; тако­выми они оста­ются на про­тя­же­нии всей жизни чело­века.

Но понятно, что тру­до­вая дея­тель­ность не явля­ется един­ствен­ной ареной, на которой про­я­в­ля­ются, упраж­ня­ются и вос­пи­ты­ва­ются нрав­ствен­ные черты ребенка. Мы уже гово­рили, что игра также при­во­дит ребенка часто в сопри­кос­но­ве­ние с тре­бо­ва­ни­ями чело­ве­че­ской морали. Тре­бо­ва­ние береж­ного, акку­рат­ного отно­ше­ния к игруш­кам должно опи­раться не только на выгоду такого отно­ше­ния для самого ребенка, но выпол­не­ние этого тре­бо­ва­ния должно рас­сма­т­ри­ваться как нрав­ствен­ный долг, нару­ше­ние кото­рого озна­чает неу­ва­же­ние и рав­но­ду­шие к труду роди­те­лей, бла­го­даря кото­рому при­об­ретены эти игрушки, и к труду людей, сде­лав­ших их.

В яркой форме про­я­в­ля­ются нрав­ствен­ные черты ребенка в отно­ше­ниях его к това­ри­щам, соу­част­ни­кам его игр. При удачном выборе това­ри­щей ребенок уже в дош­коль­ном воз­ра­сте начи­нает ощущать радость сов­мест­ного твор­че­ства, сов­мест­ных пережи­ва­ний. Разве эта радость была бы доступна ребенку, если он был только узким эго­и­стом? Разве эта радость, служа лучшим цемен­том, свя­зу­ю­щим людей, рождая великое чувство дружбы, не явля­ется одной из основ высшей чело­ве­че­ской морали? Конечно, во вза­и­мо­от­но­ше­ниях детей в труде, в игре, в раз­вле­че­ниях не всегда гос­под­ствуют мир и дружба, дело часто доходит до жалоб, ссор и даже драк. Надо ли очень огор­чаться по этому поводу и должны ли роди­тели всегда путем своего вме­ша­тель­ства решать все споры так, чтобы все про­хо­дило гладко? Жизнь — это борьба не только для взро­с­лого, но и для трех­лет­него ребенка. Детство служит для нее под­го­то­ви­тель­ной школой. В этой под­го­то­ви­тель­ной школе ребенок часто бывает выну­жден личными уси­ли­ями добы­вать себе авто­ри­тет, ува­же­ние, отста­и­вать свои права.

Это не значит, что роди­тели или вос­пита­тели не должны при­ни­мать мер для пре­ду­пре­жде­ния или пре­кра­ще­ния детских кон­флик­тов. Чем моложе дети, тем энер­гич­нее и сво­е­вре­мен­нее должно быть вме­ша­тель­ство взро­с­лых. Но Уже с пяти-шести лет следует, по мере воз­мож­но­сти, огра­ни­чи­вать вме­ша­тель­ство извне в распри детей и пре­до­ста­в­лять им самим раз­ре­шать свои споры, запре­щая и не допус­кая кулач­ной рас­правы. О чем всегда должны заботиться роди­тели — это о том, чтобы в этих кон­флик­тах про­из­во­дить спо­койную, объек­тив­ную, справед­ли­вую оценку пове­де­ния своих детей и не набра­сы­ваться на чужих на основе одно­сто­рон­них жалоб своих. Только выслу­шав вни­ма­тельно обе стороны, роди­тели могут про­из­не­сти свой авто­ри­тет­ный, нели­це­при­ят­ный при­го­вор, кото­рому дети должны бес­пре­ко­словно под­чи­няться.

Большое зна­че­ние имеет для нрав­ствен­ного так же, впрочем, как и для умствен­ного раз­ви­тия детей, содер­жа­ние раз­го­во­ров, которые взро­с­лые нередко ведут между собой, совер­шенно не счита­ясь с при­сут­ствием детей или же исходя из того, что дети, мол, нера­зумные, ничего не пони­мают. Как часто и как глубоко оши­ба­ются роди­тели: оши­ба­ются и в своей недо­о­ценке влияния их бесед на при­сут­ству­ю­щих детей и в низ­ве­де­нии детей на степень ничего не пони­ма­ю­щих. Дети часто не только наблю­да­тель­ные зрители, но и вни­ма­тель­ные слу­ша­тели и — поз­во­лим себе утвер­ждать — порой строгие судьи. Правда, в том, что они слышат, они часто еще меньше раз­би­ра­ются, чем в том, что они видят, и многое усва­и­ва­ется ими в иска­жен­ном виде, но общий дух раз­го­во­ров, харак­тер отра­жа­ю­щихся в них инте­ре­сов, сим­па­тий и анти­па­тий взро­с­лых доходит до дет­ского созна­ния и оста­в­ляет в нем след. Пусть же роди­тели про­ник­нутся мыслью, что далеко не без­раз­лично для нрав­ствен­ного раз­ви­тия их детей, какой тон, какие инте­ресы гос­под­ствуют в раз­го­во­рах взро­с­лых, слу­ша­те­лями которых явля­ются дети: гру­бо­сть, зло­сло­вие, сплетни, узко эго­и­сти­че­ская огра­ни­чен­ность или ува­же­ние к чело­ве­че­ской лич­но­сти, тон­кость и бла­го­род­ство чувств, гуман­ность, воз­вы­шен­ность и широта инте­ре­сов.

Еще большее влияние, чем раз­го­воры взро­с­лых между собой, могут иметь на нрав­ствен­ное раз­ви­тие ребенка беседы роди­те­лей с ним самим — те интим­ные беседы, которые роди­тели должны чаще вести с детьми в часы отдыха, во время про­гу­лок или дома — о том, как жилось в старину, как им самим жилось, какие радости, удачи, при­клю­че­ния они пережи­вали, какие игры и игрушки они любили, какие были това­рищи, с кото­рыми они дружили. Пре­крас­ный мате­риал для таких бесед могут дать хорошо подо­бран­ные кар­тинки, доступ­ные детям, худо­же­ствен­ные стихи, рас­сказы, народ­ные сказки. Про­из­ве­де­ния народ­ного твор­че­ства — сказки, былины, легенды, мифы — заслу­жи­вают особого вни­ма­ния, и на них мы считаем нужным оста­но­виться.

Дош­коль­ный возраст — возраст сказки. Уже с пяти лет ребенок про­я­в­ляет сильную тягу ко всему ска­зоч­ному, нео­быч­ному, чудес­ному. Ребенка в народ­ных сказках пленяют не только нео­жи­дан­ная удача и счаст­ли­вая судьба простых, скромных, близких детям своей наив­но­стью и про­сто­ду­шием героев, чудес­ные пре­вра­ще­ния лягушек, лебедей в пре­крас­ных царевен, кара, пости­га­ю­щая злых, высо­ко­мер­ных гор­де­цов, завист­ли­вых старух, жадных и жесто­ких богачей и вла­сти­те­лей, — пленяет их, близок и мил им самый язык народ­ной сказки, ее стиль, про­стота и выра­зи­тель­ность, яркость и нагляд­ность образов, обилие срав­не­ний и пов­то­ре­ний, которые так свойственны речи самого ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она есте­ственно и вместе с тем выра­зи­тельно рас­ска­зана, можно быть уве­рен­ным, что она найдет в детях чутких, вни­ма­тель­ных слу­ша­те­лей.

При выборе сказки надо руко­вод­ство­ваться не только ее зани­ма­тель­но­стью, доступ­но­стью ее содер­жа­ния пони­ма­нию ребенка, но и ее мораль­ной сто­ро­ной. В сказках наряду с муд­ро­стью народа, с худо­же­ствен­ными кра­со­тами, с высо­кими взгля­дами на справед­ли­вость, добро, назна­че­ние чело­века находят иногда отра­же­ние нравы и образ мыслей далеких пер­во­быт­ных времен, когда чело­ве­че­ская куль­тура стояла еще на очень низком уровне. В неко­то­рых сказках попа­да­ются сцены гру­бо­сти, жесто­ко­сти, дикой пороч­но­сти. Такие сказки для детей непри­годны.

В твор­че­стве рус­ского народа и других народов Совет­ского Союза имеется бога­тейший выбор сказок, спо­соб­ных пленить детское вооб­ра­же­ние пре­крас­ной поэти­че­ской формой, увле­ка­тель­ным содер­жа­нием и бла­го­т­ворно влиять на заро­жда­ю­щу­юся детскую мораль воз­вы­шен­ными нрав­ствен­ными обра­зами.

Пре­вос­ход­ным в вос­пита­тель­ном отно­ше­нии мате­ри­а­лом для рас­ска­зы­ва­ния детям могут служить народ­ные легенды и наши русские былины. Многие вос­пита­тели не в доста­точ­ной мере оце­ни­вают силу дет­ского вооб­ра­же­ния и чут­кость дет­ского сердца, спо­соб­ность шести-семи­лет­него ребенка вос­при­ни­мать и почув­ство­вать обаяние пре­крас­ной чело­ве­че­ской лич­но­сти, величие нрав­ствен­ного подвига, нео­т­ра­зи­мую силу муже­ства и отваги. Детям чаще всего рас­ска­зы­вают о раз­лич­ных живот­ных: косо­ла­пых мишках, хитрых лисич­ках, жесто­ких и жадных волках, тру­сли­вых зай­чи­ках. Ничего нельзя воз­ра­зить ни против этих рас­ска­зов, ни против этих «оче­ло­ве­чен­ных» живот­ных образов: они вполне доступны пони­ма­нию малень­кого ребенка, легко ста­но­вятся близ­кими и родными ему и вместе с тем рас­ши­ряют его кру­го­зор. Но вос­пита­тели не должны забы­вать, что детей надо двигать вперед и под­ни­мать ввысь. Пережи­ва­ния и пове­де­ние живот­ных, как они рису­ются в сказках и на кар­тин­ках, стоят ниже уровня раз­ви­тия ребенка. Он не только пони­мает их, но вправе даже отно­ситься к ним с неко­то­рой снис­хо­ди­тель­но­стью, глядя сверху вниз. В этом созна­нии своего «чело­ве­че­ского» пре­вос­ход­ства есть также своя поло­жи­тель­ная сторона. Но, рас­ши­ряя кру­го­зор ребенка, не надо огра­ни­чи­ваться миром прими­тив­ных низших существ. Один шести­лет­ний мальчик жало­вался матери: «Нам все рас­ска­зы­вают о живот­ных, а я хочу, чтобы нам рас­ска­зы­вали о людях».

Можно и должно уже к концу дош­коль­ного воз­ра­ста открыть перед ребен­ком доступ в пре­крас­ный мир насто­я­щих и леген­дар­ных былин­ных и мифи­че­ских бога­ты­рей и героев, отваж­ных борцов за счастье и свободу народов. Наш личный опыт с исполь­зо­ва­нием древ­не­гре­че­ских мифов (о Персее и Тезее) в вос­пита­тель­ной работе со стар­шими груп­пами дет­ского сада (с детьми шести-семи лет) дал пре­вос­ход­ные резуль­таты. Дети по тон­ко­сти своих вос­при­ятий, по высо­кому оду­ше­в­ле­нию, которое вызы­вали в них герои этих мифов и которое про­я­в­ля­лось в их выска­зы­ва­ниях и в кра­соч­ных иллю­стра­циях, по дли­тель­ному, напря­жен­ному вни­ма­нию, с которым они слушали мно­го­кратно пов­то­ряв­шийся рассказ, ока­зались намного выше той оценки, которую обычно дают малышам взро­с­лые. Обаяние несрав­нен­ной физи­че­ской и душев­ной красоты мифи­че­ских героев про­ни­кло в самые скрытые глубины детской души, про­бу­див в детях дрем­лю­щие в них высшие чело­ве­че­ские чувства и обна­ру­жив такие душев­ные богат­ства, которых мы у них обычно не подо­зре­вали1.

Считаем нужным здесь отметить, что Карл Маркс, который был не только муже­ствен­ным, непре­клон­ным борцом за свободу и счастье тру­дя­щихся, но и неж­нейшим отцом, прочел своим детям в раннем воз­ра­сте всего Гомера, Дон-Кихота и многие сцены из Шекс­пира. Правда, он был, по сви­детель­ству его дочери Эле­о­норы, несрав­нен­ным рас­сказ­чи­ком и чтецом.

Подобно тому как нео­быч­ный по красоте чело­ве­че­ский образ или вели­че­ствен­ный по без­завет­ной отваге геро­и­че­ский подвиг спо­со­бен воз­бу­дить в ребенке высшие чувства красоты и морали, так и высокий уровень духов­ной пси­хи­че­ской атмо­сферы, в которой растет ребенок, может также пре­об­ра­зить его душев­ный облик и про­я­вить в нем такие мораль­ные черты, которые обычно счита­ются недо­ступ­ными ему.

В период Великой Оте­че­ствен­ной войны осо­бенно ярко про­я­в­ля­лась без­завет­ная любовь к родине, менялся облик не только взро­с­лых, но и детей. На наших глазах много хоро­шего, высо­кого, истинно мораль­ного всплыло на поверх­ность детской души и выли­лось в пре­крас­ных, изу­мив­ших взро­с­лых поступ­ках. Из записей вос­пита­тель­ниц детских садов, из рас­ска­зов роди­те­лей мы знаем, как часто дети с большой готов­но­стью добро­вольно отка­зы­вались от лаком­ств, дорогих вещей, игрушек, прося отправить их в подарок бойцам или детям фрон­то­ви­ков, как рев­ностно малень­кие пяти­лет­ние дети помо­гали матерям в их хозяйствен­ных работах, как они друг перед другом гор­ди­лись этой помощью, какой нежной любовью и лаской они окру­жали своих любимых героев — бойцов, когда те при­хо­дили в гости к ним, с какой силой они умели запе­ча­т­леть свою любовь к родине, к ее славным защит­ни­кам в своих заме­ча­тель­ных рисун­ках. Много таится у ребенка скрытых душев­ных богат­ств, о которых мы и не подо­зре­вали.

Вместе с тем мы часто слышали со стороны роди­те­лей и вос­пита­те­лей жалобы на отри­ца­тель­ные черты детей, в част­но­сти на их лжи­вость. Она их огор­чает, уди­в­ляет и воз­му­щает. Многие склонны видеть в ней чуть ли не вро­жден­ный порок детской натуры. Нет ничего неправиль­нее такого взгляда. Ребенок не рожда­ется ни с стрем­ле­нием к правде, ни с пороч­ной склон­но­стью ко лжи. Ничто чело­ве­че­ское ему не чуждо, и про­я­вятся ли в про­цессе его раз­ви­тия поло­жи­тель­ные мораль­ные или анти-мораль­ные черты зависит, за весьма редкими исклю­че­ни­ями, от вос­пита­ния, которое ребенок полу­чает в семье, от уровня морали окру­жа­ю­щих его взро­с­лых, от степени прав­ди­во­сти, искрен­но­сти и гуман­но­сти или лжи­во­сти, лице­ме­рия и гру­бо­сти, гос­под­ству­ю­щих в их пове­де­нии. Рас­смо­трим обви­не­ние детей в лжи­во­сти. Правильно ли оно по суще­ству? Если под ложью пони­мать созна­тель­ное коры­ст­ное иска­же­ние действи­тель­но­сти, то следует при­знать, что чем моложе ребенок, тем обви­не­ние его в лжи­во­сти имеет меньше осно­ва­ния. Обви­не­ние малень­ких детей в лжи­во­сти явля­ется резуль­та­том неу­ме­ния взро­с­лых правильно оце­ни­вать детские поступки и нахо­дить их истин­ные источ­ники. В силу уже изло­жен­ных осо­бен­но­стей малень­кий дош­коль­ник сво­бодно обра­ща­ется с фактами действи­тель­но­сти. Он легко пре­вра­щает и изме­няет их соот­вет­ственно своим минут­ным жела­ниям и в реаль­ной жизни и в игре легко внушает себе осу­ще­ст­в­ле­ние этих желаний. Таким образом, то, что есть в его созна­нии, легко заме­ня­ется тем, что ему жела­тельно и, сле­до­ва­тельно, должно быть. Таков невин­ный источ­ник многих ложных утвер­жде­ний детей.

В каче­стве примера, иллю­стри­ру­ю­щего роль вооб­ра­же­ния ребенка в про­ис­хо­жде­нии сочи­ня­е­мых им, не отве­ча­ю­щих действи­тель­но­сти фактов, при­ве­дем сле­ду­ю­щий случай, о котором сооб­щает один педагог.

«Девочка Н. всякий раз, придя в детский сад, рас­ска­зы­вала това­ри­щам и вос­пита­тель­ни­цам о своем брате, опи­сы­вала его внеш­ность, одежду, игры, в которые она играет с ним. Каково было уди­в­ле­ние всех, когда при посе­ще­нии семьи девочки ока­за­лось, что она един­ствен­ная дочь у роди­те­лей и что ника­кого брата у нее нет и никогда не было. Роди­тели запре­щали ей играть с детьми соседей и, тяго­тясь своим оди­но­че­ством, она создала в своем вооб­ра­же­нии образ брата, с которым она не раз­лу­ча­лась и тогда, когда попала в детский сад.

Вряд ли плод вооб­ра­же­ния девочки кто-либо решится назвать ложью».

В ряде других случаев детская ложь явля­ется не ори­ги­наль­ной, а заим­ство­ван­ной у взро­с­лых формой пове­де­ния. Слова зна­ме­ни­того фило­софа Руссо, что «источ­ник детской лжи лежит во взро­с­лых», находят, к сожа­ле­нию, часто свое оправ­да­ние. Кто станет отри­цать, что в семей­ном быту взро­с­лыми сплошь и рядом прак­ти­ку­ются пору­че­ния и ука­за­ния ребенку заве­домо ложного харак­тера. «Скажи, что мамы нет дома», «Не говори об этом папе» и т. п. Часто в отно­ше­ниях с ребен­ком взро­с­лые поль­зу­ются методом обмана, оправ­ды­ва­е­мого, по их мнению, их благими наме­ре­ни­ями: так, напри­мер, роди­тели говорят детям, что уходят по делу, а в действи­тель­но­сти отпра­в­ля­ются в кино, в гости и т. п. Все эти уловки часто при­во­дят к пла­чев­ным резуль­та­там. Ребенок отли­ча­ется большой чут­ко­стью, и обман, грубый или тонкий, рано или поздно раз­о­б­ла­ча­ется им, и тогда он не только теряет доверие к взро­с­лым, но у него воз­ни­кает соблазн вос­поль­зо­ваться их же орудием, когда Это пред­ста­в­ля­ется ему выгод­ным.

Конечно, бывают случаи, когда по отно­ше­нию к детям при­хо­дится «мане­ври­ро­вать», но эти случаи должны быть исклю­чи­тель­ные. Прав­ди­вость, полная прав­ди­вость и искрен­ность должны быть поло­жены в основу вза­и­мо­от­но­ше­ний между взро­с­лыми и детьми. Иногда невоз­можно да и не следует взро­с­лому гово­рить детям все, что он думает и что он знает (напри­мер, по поло­вому вопросу), но и не следует гово­рить того, что не отве­чает действи­тель­но­сти.

Только во вторую поло­вину дош­коль­ного воз­ра­ста начи­нает иногда наблю­даться у детей насто­я­щая созна­тель­ная ложь. В огром­ном боль­шин­стве случаев она имеет своим источ­ни­ком посе­ян­ное взро­с­лыми чувство страха. Ложь исполь­зу­ется ребен­ком как сред­ство скрытия или мас­ки­ровки тех его действий, которые, как он знает из опыта, непри­ятны взро­с­лым и могут вызвать с их стороны тяжелые репрес­сии. Обман тем чаще прак­ти­ку­ется ребен­ком, чем чаще в его вос­пита­нии при­ме­ня­ются методы устра­ше­ния или при­ни­жа­ю­щего нака­за­ния. Лучшим сред­ством борьбы с ложью явля­ется поэтому вос­пита­ние, постро­ен­ное на основе прав­ди­во­сти и муже­ства. Ребенок должен быть вос­питан так, чтобы он не только смело говорил правду, но чтобы он умел муже­ственно пере­но­сить заслу­жен­ное осу­жде­ние. Куль­тура муже­ства явля­ется одним из основ­ных условий нрав­ствен­ного вос­пита­ния. Только муже­ствен­ный человек может быть прав­ди­вым и искрен­ним в своих отно­ше­ниях к другим — близким и дальним, надеж­ным другом, верным сыном своей родины. И вос­пита­ние в духе муже­ства и стой­ко­сти должно начаться уже с раннего детства. Сред­ствами для вос­пита­ния в дош­коль­нике муже­ства и сме­ло­сти должны служить правильно поста­в­лен­ное физи­че­ское вос­пита­ние, умелый подбор подвиж­ных игр, систе­ма­ти­че­ское закали­ва­ние, рас­сказы, в которых в худо­же­ственно яркой и доступ­ной для ребенка форме рису­ются образы муже­ствен­ных и отваж­ных людей и, что, быть может, важнее всего, вся окру­жа­ю­щая ребенка атмо­сфера, про­ник­ну­тая духом муже­ства и спо­кой­ной твер­до­сти.

Перейдем теперь к рас­смо­тре­нию выдви­га­е­мого против детей обви­не­ния в жесто­ко­сти, обви­не­ния, выра­жен­ного в извест­ном стихе зна­ме­ни­того фран­цуз­ского бас­но­писца Лафон­тена: «Сей возраст жалости не знает». Как дока­за­тель­ство, при­во­дят те неред­кие случаи, когда малень­кие дети, по словам их обви­ни­те­лей, про­я­в­ляют свое «бес­сер­де­чие» в рав­но­душ­ном отно­ше­нии к стра­да­ниям и даже к потере самых близких людей. В этих обви­не­ниях кроется большое недо­ра­зу­ме­ние. Надо прежде всего отметить, что внешние выра­же­ния и про­я­в­ле­ния смеш­ного, весе­лого более доступны и понятны ребенку, чем выра­же­ния стра­да­ния и горя. За жесто­кость и бес­чув­ствен­ность детей при­ни­мают отсут­ствие еще у них спо­соб­но­сти живо пред­ста­в­лять себе и пережи­вать чужие стра­да­ния, уяснить себе и пред­ви­деть зна­че­ние неза­ме­ни­мой тяжелой потери. Дети очень рано, можно сказать, с первых про­бле­с­ков созна­ния, спо­собны с большой лег­ко­стью рас­ши­рять свой душев­ный мир, при­об­щать к нему не только домаш­них живот­ных, но и нео­ду­ше­в­лен­ные пред­меты, при­пи­сы­вая им свои чувства, свои пережи­ва­ния, свои желания. Но до конца дош­коль­ного воз­ра­ста (а то и позже) они не в состо­я­нии про­ник­нуть в чужой душев­ный мир, делить и чув­ство­вать пережи­ва­ния самых близких людей. Этим и объ­яс­ня­ется их мнимое бес­сер­де­чие.

с. 131—140

1 Миф о Персее под назва­нием «ска­за­ние о славном герое Персее и пре­крас­ной Андро­меде» напе­ча­тан в журнале «Дош­коль­ное вос­пита­ние», 1944, № 6.



Также в рубрике «Нравственное воспитание»