Аркин Е. А.

Родителям о воспитании: воспитание ребенка в семье от года до зрелости(фрагмент)



ИГРА РЕБЕНКА. ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ИГРАЕТ? РАЗ­НО­СТО­РОН­НЯЯ РОЛЬ ИГРЫ В РАЗ­ВИ­ТИИ И ВОС­ПИТА­НИИ ДОШ­КОЛЬ­НИ­КОВ

Перед роди­те­лями и вос­пита­те­лями стоит еще одна очень важная и сложная задача, от правиль­ного решения которой зависят и физи­че­ское бла­го­по­лу­чие и расцвет всех сил ребенка. Ребенок — очень актив­ное суще­ство. Во всех его дви­же­ниях, мыслях и чув­ствах отра­жа­ется его неу­дер­жи­мое стрем­ле­ние про­я­вить себя как действу­ю­щую лич­ность. Как свет солнца, как кисло­род воздуха, нужна для здо­ро­вого все­сто­рон­него раз­ви­тия дош­коль­ника дея­тель­ность, и притом дея­тель­ность увле­ка­тель­ная для него, отве­ча­ю­щая его потреб­но­стям, захва­ты­ва­ю­щая все его суще­ство.

День дош­коль­ника должен быть напол­нен дея­тель­но­стью: всякая пустота, без­действие рас­сла­б­ляет орга­низм, поро­ждает тоску, скуку, апатию. День должен быть напол­нен ярким раз­но­об­разным содер­жа­нием, откры­ва­ю­щим широкий выход силам ребенка — его твор­че­ству, его жажде общения, его без­у­стан­ному стрем­ле­нию выра­зить вовне все, что он пережи­вает внутри. Говоря о раз­лич­ных формах дея­тель­но­сти, которые отве­чают потреб­но­стям дош­коль­ника и спо­собны двигать его вперед по пути здо­ро­вого раз­ви­тия, мы должны выдви­нуть на первое место игру, сво­бод­ную игру, которую ребенок сам создает и сам выпол­няет.

В про­цессе игры ребенок как бы пре­об­ра­жа­ется, он выра­с­тает в своем соб­ствен­ном пред­ста­в­ле­нии, при­об­ретает веру в себя, в свои силы: он летчик, врач, учитель, крас­но­фло­тец, архи­тек­тор и т. п.

Игра при­об­ретает такую большую роль, потому что действи­тель­ность, окру­жа­ю­щая ребенка, для него еще непо­сти­жима; она ставит на каждом шагу пре­пят­ствия для про­я­в­ле­ния его лич­но­сти, под­чер­ки­вает его сла­бо­сть и зави­си­мость. Она спо­собна таким образом скорее заглу­шить, чем удо­вле­тво­рить потреб­но­сти ребенка.

Из ска­зан­ного ясно выте­кает, что ребенок не может не играть, иначе завянет вся его духов­ная жизнь, потер­пит ущерб и его здо­ро­вье, для бла­го­по­лу­чия кото­рого само­чув­ствие имеет огром­ное зна­че­ние.

Мы уверены, что пони­ма­ние огром­ного все­сто­рон­него влияния детской игры побудит роди­те­лей отне­стись к ней с должным вни­ма­нием, любовью и ува­же­нием, смо­треть на нее не как на пустую забаву, а как на важную в жизни ребенка дея­тель­ность. Оно побудит их содейство­вать по мере сил своих тому, чтобы эта дея­тель­ность рас­цветала, чтобы игры детей были яркими, содер­жа­тель­ными, раз­но­об­разными, чтобы они про­те­кали в гиги­е­ни­че­ской обста­новке, чтобы дети со стороны взро­с­лых не только не встре­чали помех, но нахо­дили у них, когда нужно, совет, помощь, руко­вод­ство. Что для всего этого должны делать роди­тели? Во-первых, они должны поза­ботиться о том, чтобы в поме­ще­нии, зани­ма­е­мом семьей, был отведен отдель­ный уголок, где ребенок мог бы рас­по­ла­гаться, держать в порядке и всегда иметь под руками свои игрушки, раз­вер­нуть свои игры, никому не мешая, не вызывая ни с чьей стороны окриков. Такой же детский уча­сто­чек, хотя бы неболь­шой, объе­ди­нен­ными уси­ли­ями живущих в доме взро­с­лых мог бы быть устроен на каждом дворе.

Наряду с этим роди­тели должны обес­пе­чить ребенка необ­хо­ди­мыми ору­ди­ями игры — игруш­ками. Они явля­ются нераз­луч­ными, неза­ме­ни­мыми соу­част­ни­ками ребенка в его играх, и такими соу­част­ни­ками, которые всегда готовы и спо­собны выпол­нить любую роль, любое назна­че­ние, которое им отводит ребенок. Ассор­ти­мент игрушек, который нужен ребенку-дош­коль­нику, очень обширен. В него входят: кукла — это самая древняя из всех игрушек, которые знает чело­ве­че­ство, мяч, разные так назы­ва­е­мые дви­га­тель­ные игрушки (тачки, носилки, авто­мо­били, вагоны, повозки и т. п.), игрушки-живот­ные (мишка, зайчик, лошадь), стро­и­тель­ный мате­риал (кубики, кир­пи­чики).

Среди детских игрушек должна найти себе место и веселая забав­ная игрушка (пет­рушка, клоун). Пусть она чаще вызы­вает тот наивный, есте­ствен­ный, радост­ный смех ребенка, который поэт назвал «первым чудом на свете». Этот звонкий смех вносит отраду и в нашу жизнь. «Даже гордый станет весел, шутку добрую узрев», — говорит великий гру­зин­ский поэт Шота Руставели.

Для ребенка веселый смех имеет бла­го­т­вор­ное зна­че­ние, так как сви­детель­ствует о жиз­не­ра­дост­ном его настро­е­нии, которое явля­ется одним из основ­ных условий здо­ро­вого раз­ви­тия. Но, реко­мен­дуя роди­те­лям вклю­чить в ассор­ти­мент игрушек забав­ную, веселую игрушку, мы хотим пре­до­сте­речь их от того, чтобы под видом такой игрушки они не дали в руки ребенка безо­б­разных уродцев, паяцев, вызы­ва­ю­щих хохот неле­пыми гри­ма­сами, кукол, изо­б­ра­жа­ю­щих в иска­жен­ном, кари­ка­тур­ном, безо­б­раз­ном виде пред­стави­те­лей других наци­о­наль­но­стей и рас. Смех ребенка должен быть вызван чем-то нео­жи­дан­ным, наивно про­сто­душ­ным, пора­зи­тельно ловким, а не безо­б­ра­зием и урод­ством. Сделать безо­б­ра­зие источ­ни­ком дет­ского веселья и радости — значит портить его худо­же­ствен­ный вкус, спо­соб­ство­вать его огру­бе­нию.

Кроме игрушек, у ребенка, для того чтобы он мог ярче и полнее осу­ще­ст­влять свои замыслы, должны быть в рас­по­ря­же­нии раз­лич­ные под­соб­ные мате­ри­алы, как напри­мер вожжи, флажки, вере­вочки, катушки, а также соот­вет­ству­ю­щие по раз­ме­рам инстру­менты для ремонта и при­го­то­в­ле­ния игрушек-само­де­лок: моло­то­чек, гвозди, ножницы, пилочка и др.

Роди­тели, далее, должны вни­ма­тельно при­с­ма­т­ри­ваться к играм своих детей, наблю­дать их во время игры, отме­чать, в чем ребенок находит осо­бен­ное удо­воль­ствие, какие роли он с осо­бен­ным увле­че­нием выпол­няет, в чем про­я­в­ля­ется его уме­лость, спо­соб­ность, сила и, нао­бо­рот, в чем его сла­бо­сть, бес­по­мощ­ность. Когда в ходе игры ребенок встре­чает большие труд­но­сти (напри­мер, надо соо­ру­дить корабль или аэро­план, или домик для кукол), не следует тотчас спешить со своей помощью, надо пре­до­ставить ребенка его соб­ствен­ным силам, тер­пе­ливо выжи­дать и только, когда труд­но­сти ока­зы­ва­ются для ребенка слишком зна­чи­тель­ными, надо сначала под­ска­зать ему выход из труд­ного поло­же­ния намеком, ука­за­нием, советом и лишь в крайних случаях, если труд­но­сти непре­о­до­лимы, самим сделать то, что нужно для игры. Однако и в этих случаях следует по воз­мож­но­сти вовле­кать ребенка в каче­стве помощ­ника в работу.

Наконец, ребенок нужда­ется в своих играх не только в без­мол­в­ных соу­част­ни­ках — игруш­ках, которые явля­ются послуш­ными ору­ди­ями и бес­пре­ко­словно точными испол­ни­те­лями его пред­на­чер­та­ний, — он нужда­ется еще в живых това­ри­щах, готовых и спо­соб­ных делить его труд, его удачи и неудачи. Потреб­ность в общении с другими детьми, зало­жен­ная в ребенке уже в самую раннюю пору жизни, наи­бо­лее полно реали­зу­ется в игре. Именно на почве игры заро­жда­ются первые сим­па­тии ребенка, дают ростки нежные цветы детской дружбы. Выбор това­рища имеет для вос­пита­ния ребенка очень большое зна­че­ние, которое роди­тели часто недо­ста­точно уясняют себе. Народ­ная пого­ворка: «С кем пове­дешься, от того и набе­решься» имеет силу идля ранних дош­коль­ных лет. Ясно, что выбор това­ри­щей роди­тели не могут пре­до­ставить слепому случаю или часто оши­боч­ному пред­по­чте­нию нео­пыт­ного ребенка.

Вряд ли воз­можно реко­мен­до­вать какие-либо правила, кото­рыми роди­тели должны руко­вод­ство­ваться при выборе това­ри­щей для своих детей, но неко­то­рые ука­за­ния будут для них полезны. Нет сомне­ния, что личные сим­па­тии ребенка должны быть в первую очередь приняты во вни­ма­ние, они явля­ются одним из важ­нейших условий друж­ного и пло­до­т­вор­ного общения. Но ничего хоро­шего нельзя ждать для обеих сторон от дли­тель­ного сов­мест­ного вре­мя­пре­про­во­жде­ния нерв­ного непо­сед­ли­вого ребенка с таким же воз­бу­ди­мым, бес­по­койным ребен­ком. Нервные дети бывают часто ини­ци­а­тив­ными, твор­че­скими детьми, и их никоим образом не следует исклю­чать из круга воз­мож­ных и даже жела­тель­ных това­ри­щей. Общение нерв­ного, умственно хорошо раз­ви­того ребенка с вялым, несколько пас­сив­ным и робким может при­не­сти пользу обоим: один найдет помощ­ника, который облег­чит ему выпол­не­ние его замысла, дове­де­ние заду­ман­ной игры или работы до конца, что нерв­ному ребенку с трудом дается; другой, пас­сив­ный найдет в своем подвиж­ном, пред­при­им­чи­вом това­рище образец действен­но­сти, уве­рен­но­сти, спо­соб­ный зара­зить его своей актив­но­стью.

Не нужно, чтобы това­рищи обя­за­тельно были свер­ст­ни­ками или стояли на одном и том же уровне раз­ви­тия. В раз­ви­тии и вос­пита­нии под­ра­жа­ние — не только взро­с­лым, но и другим детям — играет большую и часто очень поло­жи­тель­ную роль. Роди­тели не должны опа­саться того, что их ребенок под­па­дет под влияние более раз­ви­того или более пред­при­им­чи­вого това­рища: такое влияние бывает часто очень бла­го­т­вор­ным. Однако слишком большие раз­ли­чия в воз­ра­сте и общем раз­ви­тии това­ри­щей не жела­тельны.

При выборе това­рища следует принять во вни­ма­ние мораль­ные черты: себя­лю­би­вый ребенок, при­вык­ший, чтобы пот­вор­ство­вали его капри­зам, не может быть хорошим другом и достойным това­ри­щем. Однако при других хороших каче­ствах можно с подоб­ного рода изъяном мириться, так как путем разум­ного дру­же­ского воз­действия его можно исправить.

В заклю­че­ние, говоря об игре, мы не можем не кос­нуться самого содер­жа­ния игры, которое с вос­пита­тель­ной точки зрения имеет для раз­ви­тия ребенка реша­ю­щее зна­че­ние.

Откуда ребенок черпает содер­жа­ние для своих игр? Нет сомне­ния, что как бы ни было сильно и при­хот­ливо вооб­ра­же­ние ребенка, и тема и весь сюжет­ный мате­риал игры чер­па­ются им из текущей вокруг его жизни. В играх детей отра­жа­ется, правда в сво­е­об­раз­ном пре­лом­ле­нии, отве­ча­ю­щем осо­бен­но­стям ребенка, окру­жа­ю­щая его живая действи­тель­ность. Меня­ется действи­тель­ность, меня­ются и темы и все содер­жа­ние детских игр. Лучшим дока­за­тель­ством этого могут служить игры совет­ских детей в годы войны. Даже в играх малень­ких, четырех-пяти­лет­них дош­коль­ни­ков мы нахо­дили не только отра­же­ние совер­шав­шихся великих событий, но и отклик чуткой детской души на самые воз­вы­шен­ные чело­ве­че­ские чувства, кото­рыми было охва­чено все взро­с­лое насе­ле­ние Совет­ского Союза.

Какие же выводы должны сделать роди­тели из ска­зан­ного? Прежде всего, если в игре ребенка отра­жа­ются и не только отра­жа­ются, но и по-своему пережи­ва­ются явления и пред­меты окру­жа­ю­щей жизни, необ­хо­димо стремиться к тому, чтобы эта жизнь откры­ва­лась перед ребен­ком в формах воз­можно более чистых и пре­крас­ных, в про­я­в­ле­ниях бла­го­род­ных и муже­ствен­ных. Нельзя, конечно, предъ­я­в­лять к роди­те­лям непо­силь­ные тре­бо­ва­ния, чтобы жизнь в семье про­те­кала иде­ально, но мы вправе тре­бо­вать от них, как от людей, давших детям жизнь и отве­ча­ю­щих за их раз­ви­тие, за их будущее, чтобы они всеми силами стреми­лись очи­стить семейный быт от всякой пошло­сти, гру­бо­сти, цинизма, чер­ст­вого эгоизма, от анти­об­ще­ствен­ных и анти­го­су­дар­ствен­ных поступ­ков. Ребенок должен видеть в семье образцы дру­же­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний, береж­ного обра­ще­ния с вещами, тру­до­лю­бия, соблю­де­ния чистоты и акку­рат­но­сти, образцы воз­вы­шен­ных обще­ствен­ных стрем­ле­ний. Жизнь в семье должна быть достой­ной под­ра­жа­ния, достой­ной того, чтобы ребенок в своих играх отражал и, таким, образом, глубоко запе­ча­т­ле­вал ее. Только при таком условии игры ребенка будут раз­но­об­разны, содер­жа­тельны, и в них найдут при­ме­не­ние и упраж­не­ние, и работа рук ребенка, и сила его вооб­ра­же­ния, и про­бу­жда­ю­ща­яся в нем любо­зна­тель­ность.

Порой мы наблю­даем в играх ребенка как бы застой: игры ста­но­вятся одно­об­разными, выра­ба­ты­ва­ется какой-то штамп, пов­то­ря­ю­щийся каждый день; игра теряет свое живо­т­во­ря­щее, раз­ви­ва­ю­щее влияние. Этот застой не озна­чает, что иссякло вооб­ра­же­ние ребенка, что зачахла его актив­ность. Он озна­чает, что иссяк источ­ник, питав­ший вооб­ра­же­ние, под­дер­жи­вав­ший и воз­бу­ждав­ший детскую актив­ность. Этот источ­ник у ребенка, как и у взро­с­лого, лежит в окру­жа­ю­щей всегда мно­го­об­раз­ной жизни. Уже очень рано можно и должно посте­пенно обо­га­щать ребенка новыми впе­ча­т­ле­ни­ями, рас­ши­рять его кру­го­зор, вынося от времени до времени его жизнь и инте­ресы за узкие пределы семей­ной обста­новки и семейных пережи­ва­ний. Для этой цели могут служить про­гулки и экс­кур­сии, пока­зы­ва­ние и рас­сма­т­ри­ва­ние кар­ти­нок, чтение или рас­ска­зы­ва­ние о великих людях нашей страны, о при­клю­че­ниях детей, о подви­гах героев и т. п. Надо избе­гать, однако, пестроты и нагро­мо­жде­ния новых слов, образов и впе­ча­т­ле­ний. Темы кар­ти­нок и рас­ска­зов должны отве­чать инте­ре­сам и запро­сам ребенка, они должны быть доступны его пони­ма­нию и по форме и по содер­жа­нию. Пре­крас­ным сред­ством обо­га­ще­ния ребенка новыми живыми впе­ча­т­ле­ни­ями и рас­ши­ре­ния его кру­го­зора явля­ются сов­мест­ные про­гулки.

Надо, однако, сказать, что любая про­гулка, даже по самой инте­рес­ной мест­но­сти, может пре­вра­титься в скучное для ребенка вре­мя­пре­про­во­жде­ние, если роди­тели взду­мают исполь­зо­вать ее не для живой, непри­ну­жден­ной дру­же­ской беседы, а для выго­во­ров, нотаций, ука­за­ний на плохое пове­де­ние. Есть еще один грех, в котором, впрочем, повинны больше вос­пита­тели, но мы хотели бы пре­до­сте­речь от него и роди­те­лей. Часто из про­гулки с ребен­ком в поле или в лес хотят извлечь как можно больше «пользы» для него и пользу эту видят главным образом в том, чтобы нагру­зить ребенка как можно большим коли­че­ством знаний и све­де­ний о рас­те­ниях, птицах, насе­ко­мых, раз­ви­вать его наблю­да­тель­ность, то и дело при­вле­кая его вни­ма­ние к тому или другому явлению. Неправиль­ность такого пове­де­ния заклю­ча­ется не только в том, что пере­гру­жа­ется память ребенка и поста­в­лен­ная цель не дости­га­ется, но и в том, что ребенка лишают воз­мож­но­сти непо­сред­ствен­ного общения с окру­жа­ю­щим, у ребенка отни­ма­ется воз­мож­ность впи­ты­вать в себя то, что влечет к себе его самого. Мы знаем из жизни великих худож­ни­ков, поэтов, писа­те­лей, а если поро­емся в своей памяти, то также обна­ру­жим, какой глу­бо­кий след оста­в­ляют картины природы, среди которых про­те­кали ранние годы детства и которые в свое время как будто не про­из­во­дили впе­ча­т­ле­ния, но тем не менее нав­се­гда придали родным местам невы­ра­зи­мую пре­лесть. Недаром поэт В. А. Жуков­ский видел в этих первых смутно созна­ва­е­мых впе­ча­т­ле­ниях, которые ребенок непо­сред­ственно полу­чает от окру­жа­ю­щей природы, как и в детских играх, чудес­ные семена, из которых впо­след­ствии выра­с­тает лучший цвет жизни — любовь к родине:

Родного неба милый свет.

Зна­ко­мые потоки,

Златые игры юных лет

И первых лет уроки,

Что гашу пре­лесть заменит,

О, родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя бла­го­сла­в­ляя.

Как бы ни была проста и, с нашей точки зрения, бедна содер­жа­нием игра ребенка (напри­мер, игра в «маму и дочку», в поезд, умы­ва­ние и оде­ва­ние куклы и т. п.), в ней всегда про­све­чи­вает какая-то цель, какой-то смысл, какое-то стрем­ле­ние ребенка своими руками, своими словами, своими дви­же­ни­ями воп­лотить вовне то, что он пережи­вает. Игра, таким образом, дает выход его чув­ствам. Она облег­чает его от груза пережи­ва­ний или, нао­бо­рот, откры­вает воз­мож­ность пов­то­рить эти пережи­ва­ния вновь, в иной, более ося­за­е­мой форме. Даже у самого малень­кого дош­коль­ника, трех-четырех лет, игры не бывают бес­смы­слен­ными, бес­цель­ными, хотя смысл их часто скрыт и не ула­в­ли­ва­ется взро­с­лыми, а цели быстро­летны и сме­ня­ются одни другими. Вместе с воз­ра­с­том смысл игр ста­но­вится ясным, наме­ре­ния и цели более устой­чи­выми. У пяти и в осо­бен­но­сти шести-семи­лет­них детей игры сплошь и рядом раз­вер­ты­ва­ются уже по опре­де­лен­ному, часто заранее наме­чен­ному плану с раз­де­ле­нием ролей (если в игре участ­вует несколько детей), с вне­се­нием ряда подроб­но­стей построек, своего рода деко­ра­ций, необ­хо­ди­мых для более нагляд­ного, более яркого дости­же­ния цели, которую ставит игра. Ставить перед собой цели — это значит раз­ви­вать и упраж­нять свою волю, свое вни­ма­ние, свою наблю­да­тель­ность.

То же следует сказать о влиянии игры на ум ребенка. Ум раз­ви­ва­ется и совер­шен­ству­ется путем упраж­не­ния, путем уси­лен­ной, настой­чи­вой работы мысли. Недаром мы упо­тре­б­ляем выра­же­ние «рабо­тать головой».

Для того чтобы ум чело­века пло­до­т­ворно работал, необ­хо­димо, чтобы была сильная потреб­ность, большая нужда в этой работе, и затем нужно, чтобы он рас­по­ла­гал мате­ри­а­лом, над которым мог с инте­ре­сом рабо­тать. Что же сильнее, чем игра, может побу­дить ребенка не только при­ду­мы­вать, что делать, но при­ду­мать и пораз­мы­слить, как делать, как самому вести себя и как заставить вести себя под­чи­нен­ные ему игрушки?

Ум ребенка раз­ви­ва­ется в игре не только бла­го­даря работе вооб­ра­же­ния. Поскольку свой замысел ребенок черпает из окру­жа­ю­щей действи­тель­ной жизни, то для вос­про­из­ве­де­ния он должен всма­т­ри­ваться, при­слу­ши­ваться, наблю­дать, срав­ни­вать, — короче, нужна работа мысли, работа ума. То же надо сказать и о пред­метах и игруш­ках — орудиях и участ­ни­ках детских игр. Они тоже взяты из окру­жа­ю­щей жизни. Они все — реаль­ные вещи, которые на всем про­тя­же­нии игры, испол­няя свое, опре­де­ля­е­мое ребен­ком назна­че­ние, не теряют, однако, ни на мгно­ве­ние своих истин­ных свойств. Палка, оттого что она в вооб­ра­же­нии ребенка стала лошадью, не изме­ни­лась в своей длине, в своем цвете, глад­ко­сти, проч­но­сти, твер­до­сти; кубики, служа поездом, сохра­нили свою правиль­ную форму, свой вес, цвет; мяч, пре­вра­щен­ный в яблоко, не потерял своей упру­го­сти, своей шаро­об­раз­ной формы и т. д. Со всеми этими насто­я­щими свойствами ребенок, хочет ли он или не хочет, должен считаться. Он посто­янно испы­ты­вает на себе их действие, он их чув­ствует, видит, осязает. Таким образом ребенок зна­ко­мится с осо­бен­но­стями пред­метов реаль­ного мира: цветом, формой, тяже­стью, упру­го­стью, проч­но­стью, мяг­ко­стью, твер­до­стью, с теми каче­ствами, которые опре­де­ляют назна­че­ние пред­метов в обычной жизни и в тру­до­вой дея­тель­но­сти. Прав был, сле­до­ва­тельно, Горький, говоря, что «ребенок через игру познает окру­жа­ю­щий его мир».

Вполне понятно, что с годами, по мере накоп­ле­ния опыта детьми, растет стройность и после­до­ва­тель­ность в раз­вер­ты­ва­нии игры, вно­сится больше деталей, эле­менты при­хот­ли­вой фан­та­зии все больше усту­пают место стрем­ле­нию к реаль­ному, к соот­вет­ствию вооб­ра­жа­е­мого тому, что про­ис­хо­дит в действи­тель­но­сти.

Нет надоб­но­сти подробно дока­зы­вать зна­че­ние игры для вос­пита­ния чувств ребенка. Огром­ная, можно сказать, гос­под­ству­ю­щая роль чувств в самом соз­да­нии игры так оче­видна, что можно огра­ни­читься крат­кими ука­за­ни­ями. Прежде всего игра осво­бо­ждает ребенка от чувства оди­но­че­ства, которое тягостно ему уже в первые годы жизни, что может под­твер­дить любая мать. Оста­ва­ясь один с глазу на глаз со своими люби­мыми игруш­ками — мишкой, куклой, зай­чи­ком, — он уже не одинок, он в кругу друзей, в кругу послуш­ных и лас­ко­вых соу­част­ни­ков его пережи­ва­ний, которых он хорошо знает и которые его пони­мают с полу­слова. В первые годы ребенку (двух-трех лет) доста­точно этого обще­ства. Позднее, начиная с четырех-пяти лет, поя­в­ля­ется все сильнее потреб­ность в това­рище для игр. С этого времени воз­ни­кают кол­лек­тив­ные игры с уча­стием вначале неболь­шой группы (два-три), а затем все боль­шего числа детей. Вот в этих сов­мест­ных играх и заро­жда­ются первые сим­па­тии, нежные ростки бес­ко­ры­ст­ной чистой дружбы. Чувство дружбы явля­ется одним из самых ценных сокро­вищ, которым может обла­дать человек, одним из самых тонких и бла­го­род­ных про­я­в­ле­ний чело­ве­че­ской натуры. Оно в любом воз­ра­сте укра­шает нашу жизнь, радует, утешает нас. И вот первым источ­ни­ком, рожда­ю­щим, пита­ю­щим и укреп­ля­ю­щим это чудес­ное чело­ве­че­ское чувство, явля­ется игра. Не только живые участ­ники игр, но и без­мол­в­ные и нераз­луч­ные това­рищи — игрушки — рождают в ребенке чувства при­вя­зан­но­сти и любви. Эту при­вя­зан­ность и любовь роди­тели часто не только не при­знают, но и иска­жают тем, что при всяком поводе и без повода дарят ребенку все новые игрушки, и не успе­вает ребенок сжиться с одной, как ей на смену явля­ется новая, более наряд­ная сопер­ница, которая вытес­няет нео­креп­шую сим­па­тию. Так вос­пи­ты­ва­ется в ребенке поверх­ност­ность, неу­стой­чи­вость чувства, легкое отно­ше­ние к своим сим­па­тиям, при­вычка к их частой смене. Нужно время, чтобы ребенок сжился с игруш­кой, мог исполь­зо­вать ее самыми раз­но­об­разными спо­собами для воп­ло­ще­ния своих замы­слов, и тогда она займет прочное место в мире его пережи­ва­ний. Мы не против новых игрушек, а хотим лишь под­чер­к­нуть, что роди­тели должны соблю­дать чувство меры, избе­гать в оди­на­ко­вой степени и скуч­ного одно­об­ра­зия и бес­по­ря­доч­ной пестроты, которая не укреп­ляет, а скорее при­туп­ляет чувство ребенка.

Вместе с заро­жде­нием и раз­ви­тием чувства сим­па­тии, дружбы и любви кол­лек­тив­ная игра обо­га­щает ребенка еще новыми чув­ствами, име­ю­щими в даль­нейшей жизни не менее важное зна­че­ние для него как буду­щего члена обще­ства. Это чувство това­ри­ще­ской соли­дар­но­сти, радость от сов­мест­ного труда, ощу­ще­ние большей полноты суще­ство­ва­ния, которое дает общ­ность пережи­ва­ний. Эти чувства доступны ребенку уже с четырех-пяти лет. Чем старше он ста­но­вится, тем более зна­чи­тель­ное и прочное место зани­мают они в его душев­ном мире. Большой толчок раз­ви­тию этих чувств и бла­го­при­ят­нейшие условия для их вос­пита­ния дает обще­ствен­ное вос­пита­ние дош­коль­ника в детском саду, где ребенок живет и действует как равный среди равных.

с. 114—123