ИГРА РЕБЕНКА. ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ИГРАЕТ? РАЗНОСТОРОННЯЯ РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Перед родителями и воспитателями стоит еще одна очень важная и сложная задача, от правильного решения которой зависят и физическое благополучие и расцвет всех сил ребенка. Ребенок — очень активное существо. Во всех его движениях, мыслях и чувствах отражается его неудержимое стремление проявить себя как действующую личность. Как свет солнца, как кислород воздуха, нужна для здорового всестороннего развития дошкольника деятельность, и притом деятельность увлекательная для него, отвечающая его потребностям, захватывающая все его существо.
День дошкольника должен быть наполнен деятельностью: всякая пустота, бездействие расслабляет организм, порождает тоску, скуку, апатию. День должен быть наполнен ярким разнообразным содержанием, открывающим широкий выход силам ребенка — его творчеству, его жажде общения, его безустанному стремлению выразить вовне все, что он переживает внутри. Говоря о различных формах деятельности, которые отвечают потребностям дошкольника и способны двигать его вперед по пути здорового развития, мы должны выдвинуть на первое место игру, свободную игру, которую ребенок сам создает и сам выполняет.
В процессе игры ребенок как бы преображается, он вырастает в своем собственном представлении, приобретает веру в себя, в свои силы: он летчик, врач, учитель, краснофлотец, архитектор и т. п.
Игра приобретает такую большую роль, потому что действительность, окружающая ребенка, для него еще непостижима; она ставит на каждом шагу препятствия для проявления его личности, подчеркивает его слабость и зависимость. Она способна таким образом скорее заглушить, чем удовлетворить потребности ребенка.
Из сказанного ясно вытекает, что ребенок не может не играть, иначе завянет вся его духовная жизнь, потерпит ущерб и его здоровье, для благополучия которого самочувствие имеет огромное значение.
Мы уверены, что понимание огромного всестороннего влияния детской игры побудит родителей отнестись к ней с должным вниманием, любовью и уважением, смотреть на нее не как на пустую забаву, а как на важную в жизни ребенка деятельность. Оно побудит их содействовать по мере сил своих тому, чтобы эта деятельность расцветала, чтобы игры детей были яркими, содержательными, разнообразными, чтобы они протекали в гигиенической обстановке, чтобы дети со стороны взрослых не только не встречали помех, но находили у них, когда нужно, совет, помощь, руководство. Что для всего этого должны делать родители? Во-первых, они должны позаботиться о том, чтобы в помещении, занимаемом семьей, был отведен отдельный уголок, где ребенок мог бы располагаться, держать в порядке и всегда иметь под руками свои игрушки, развернуть свои игры, никому не мешая, не вызывая ни с чьей стороны окриков. Такой же детский участочек, хотя бы небольшой, объединенными усилиями живущих в доме взрослых мог бы быть устроен на каждом дворе.
Наряду с этим родители должны обеспечить ребенка необходимыми орудиями игры — игрушками. Они являются неразлучными, незаменимыми соучастниками ребенка в его играх, и такими соучастниками, которые всегда готовы и способны выполнить любую роль, любое назначение, которое им отводит ребенок. Ассортимент игрушек, который нужен ребенку-дошкольнику, очень обширен. В него входят: кукла — это самая древняя из всех игрушек, которые знает человечество, мяч, разные так называемые двигательные игрушки (тачки, носилки, автомобили, вагоны, повозки и т. п.), игрушки-животные (мишка, зайчик, лошадь), строительный материал (кубики, кирпичики).
Среди детских игрушек должна найти себе место и веселая забавная игрушка (петрушка, клоун). Пусть она чаще вызывает тот наивный, естественный, радостный смех ребенка, который поэт назвал «первым чудом на свете». Этот звонкий смех вносит отраду и в нашу жизнь. «Даже гордый станет весел, шутку добрую узрев», — говорит великий грузинский поэт Шота Руставели.
Для ребенка веселый смех имеет благотворное значение, так как свидетельствует о жизнерадостном его настроении, которое является одним из основных условий здорового развития. Но, рекомендуя родителям включить в ассортимент игрушек забавную, веселую игрушку, мы хотим предостеречь их от того, чтобы под видом такой игрушки они не дали в руки ребенка безобразных уродцев, паяцев, вызывающих хохот нелепыми гримасами, кукол, изображающих в искаженном, карикатурном, безобразном виде представителей других национальностей и рас. Смех ребенка должен быть вызван чем-то неожиданным, наивно простодушным, поразительно ловким, а не безобразием и уродством. Сделать безобразие источником детского веселья и радости — значит портить его художественный вкус, способствовать его огрубению.
Кроме игрушек, у ребенка, для того чтобы он мог ярче и полнее осуществлять свои замыслы, должны быть в распоряжении различные подсобные материалы, как например вожжи, флажки, веревочки, катушки, а также соответствующие по размерам инструменты для ремонта и приготовления игрушек-самоделок: молоточек, гвозди, ножницы, пилочка и др.
Родители, далее, должны внимательно присматриваться к играм своих детей, наблюдать их во время игры, отмечать, в чем ребенок находит особенное удовольствие, какие роли он с особенным увлечением выполняет, в чем проявляется его умелость, способность, сила и, наоборот, в чем его слабость, беспомощность. Когда в ходе игры ребенок встречает большие трудности (например, надо соорудить корабль или аэроплан, или домик для кукол), не следует тотчас спешить со своей помощью, надо предоставить ребенка его собственным силам, терпеливо выжидать и только, когда трудности оказываются для ребенка слишком значительными, надо сначала подсказать ему выход из трудного положения намеком, указанием, советом и лишь в крайних случаях, если трудности непреодолимы, самим сделать то, что нужно для игры. Однако и в этих случаях следует по возможности вовлекать ребенка в качестве помощника в работу.
Наконец, ребенок нуждается в своих играх не только в безмолвных соучастниках — игрушках, которые являются послушными орудиями и беспрекословно точными исполнителями его предначертаний, — он нуждается еще в живых товарищах, готовых и способных делить его труд, его удачи и неудачи. Потребность в общении с другими детьми, заложенная в ребенке уже в самую раннюю пору жизни, наиболее полно реализуется в игре. Именно на почве игры зарождаются первые симпатии ребенка, дают ростки нежные цветы детской дружбы. Выбор товарища имеет для воспитания ребенка очень большое значение, которое родители часто недостаточно уясняют себе. Народная поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься» имеет силу идля ранних дошкольных лет. Ясно, что выбор товарищей родители не могут предоставить слепому случаю или часто ошибочному предпочтению неопытного ребенка.
Вряд ли возможно рекомендовать какие-либо правила, которыми родители должны руководствоваться при выборе товарищей для своих детей, но некоторые указания будут для них полезны. Нет сомнения, что личные симпатии ребенка должны быть в первую очередь приняты во внимание, они являются одним из важнейших условий дружного и плодотворного общения. Но ничего хорошего нельзя ждать для обеих сторон от длительного совместного времяпрепровождения нервного непоседливого ребенка с таким же возбудимым, беспокойным ребенком. Нервные дети бывают часто инициативными, творческими детьми, и их никоим образом не следует исключать из круга возможных и даже желательных товарищей. Общение нервного, умственно хорошо развитого ребенка с вялым, несколько пассивным и робким может принести пользу обоим: один найдет помощника, который облегчит ему выполнение его замысла, доведение задуманной игры или работы до конца, что нервному ребенку с трудом дается; другой, пассивный найдет в своем подвижном, предприимчивом товарище образец действенности, уверенности, способный заразить его своей активностью.
Не нужно, чтобы товарищи обязательно были сверстниками или стояли на одном и том же уровне развития. В развитии и воспитании подражание — не только взрослым, но и другим детям — играет большую и часто очень положительную роль. Родители не должны опасаться того, что их ребенок подпадет под влияние более развитого или более предприимчивого товарища: такое влияние бывает часто очень благотворным. Однако слишком большие различия в возрасте и общем развитии товарищей не желательны.
При выборе товарища следует принять во внимание моральные черты: себялюбивый ребенок, привыкший, чтобы потворствовали его капризам, не может быть хорошим другом и достойным товарищем. Однако при других хороших качествах можно с подобного рода изъяном мириться, так как путем разумного дружеского воздействия его можно исправить.
В заключение, говоря об игре, мы не можем не коснуться самого содержания игры, которое с воспитательной точки зрения имеет для развития ребенка решающее значение.
Откуда ребенок черпает содержание для своих игр? Нет сомнения, что как бы ни было сильно и прихотливо воображение ребенка, и тема и весь сюжетный материал игры черпаются им из текущей вокруг его жизни. В играх детей отражается, правда в своеобразном преломлении, отвечающем особенностям ребенка, окружающая его живая действительность. Меняется действительность, меняются и темы и все содержание детских игр. Лучшим доказательством этого могут служить игры советских детей в годы войны. Даже в играх маленьких, четырех-пятилетних дошкольников мы находили не только отражение совершавшихся великих событий, но и отклик чуткой детской души на самые возвышенные человеческие чувства, которыми было охвачено все взрослое население Советского Союза.
Какие же выводы должны сделать родители из сказанного? Прежде всего, если в игре ребенка отражаются и не только отражаются, но и по-своему переживаются явления и предметы окружающей жизни, необходимо стремиться к тому, чтобы эта жизнь открывалась перед ребенком в формах возможно более чистых и прекрасных, в проявлениях благородных и мужественных. Нельзя, конечно, предъявлять к родителям непосильные требования, чтобы жизнь в семье протекала идеально, но мы вправе требовать от них, как от людей, давших детям жизнь и отвечающих за их развитие, за их будущее, чтобы они всеми силами стремились очистить семейный быт от всякой пошлости, грубости, цинизма, черствого эгоизма, от антиобщественных и антигосударственных поступков. Ребенок должен видеть в семье образцы дружеских взаимоотношений, бережного обращения с вещами, трудолюбия, соблюдения чистоты и аккуратности, образцы возвышенных общественных стремлений. Жизнь в семье должна быть достойной подражания, достойной того, чтобы ребенок в своих играх отражал и, таким, образом, глубоко запечатлевал ее. Только при таком условии игры ребенка будут разнообразны, содержательны, и в них найдут применение и упражнение, и работа рук ребенка, и сила его воображения, и пробуждающаяся в нем любознательность.
Порой мы наблюдаем в играх ребенка как бы застой: игры становятся однообразными, вырабатывается какой-то штамп, повторяющийся каждый день; игра теряет свое животворящее, развивающее влияние. Этот застой не означает, что иссякло воображение ребенка, что зачахла его активность. Он означает, что иссяк источник, питавший воображение, поддерживавший и возбуждавший детскую активность. Этот источник у ребенка, как и у взрослого, лежит в окружающей всегда многообразной жизни. Уже очень рано можно и должно постепенно обогащать ребенка новыми впечатлениями, расширять его кругозор, вынося от времени до времени его жизнь и интересы за узкие пределы семейной обстановки и семейных переживаний. Для этой цели могут служить прогулки и экскурсии, показывание и рассматривание картинок, чтение или рассказывание о великих людях нашей страны, о приключениях детей, о подвигах героев и т. п. Надо избегать, однако, пестроты и нагромождения новых слов, образов и впечатлений. Темы картинок и рассказов должны отвечать интересам и запросам ребенка, они должны быть доступны его пониманию и по форме и по содержанию. Прекрасным средством обогащения ребенка новыми живыми впечатлениями и расширения его кругозора являются совместные прогулки.
Надо, однако, сказать, что любая прогулка, даже по самой интересной местности, может превратиться в скучное для ребенка времяпрепровождение, если родители вздумают использовать ее не для живой, непринужденной дружеской беседы, а для выговоров, нотаций, указаний на плохое поведение. Есть еще один грех, в котором, впрочем, повинны больше воспитатели, но мы хотели бы предостеречь от него и родителей. Часто из прогулки с ребенком в поле или в лес хотят извлечь как можно больше «пользы» для него и пользу эту видят главным образом в том, чтобы нагрузить ребенка как можно большим количеством знаний и сведений о растениях, птицах, насекомых, развивать его наблюдательность, то и дело привлекая его внимание к тому или другому явлению. Неправильность такого поведения заключается не только в том, что перегружается память ребенка и поставленная цель не достигается, но и в том, что ребенка лишают возможности непосредственного общения с окружающим, у ребенка отнимается возможность впитывать в себя то, что влечет к себе его самого. Мы знаем из жизни великих художников, поэтов, писателей, а если пороемся в своей памяти, то также обнаружим, какой глубокий след оставляют картины природы, среди которых протекали ранние годы детства и которые в свое время как будто не производили впечатления, но тем не менее навсегда придали родным местам невыразимую прелесть. Недаром поэт В. А. Жуковский видел в этих первых смутно сознаваемых впечатлениях, которые ребенок непосредственно получает от окружающей природы, как и в детских играх, чудесные семена, из которых впоследствии вырастает лучший цвет жизни — любовь к родине:
Родного неба милый свет.
Знакомые потоки,
Златые игры юных лет
И первых лет уроки,
Что гашу прелесть заменит,
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя.
Как бы ни была проста и, с нашей точки зрения, бедна содержанием игра ребенка (например, игра в «маму и дочку», в поезд, умывание и одевание куклы и т. п.), в ней всегда просвечивает какая-то цель, какой-то смысл, какое-то стремление ребенка своими руками, своими словами, своими движениями воплотить вовне то, что он переживает. Игра, таким образом, дает выход его чувствам. Она облегчает его от груза переживаний или, наоборот, открывает возможность повторить эти переживания вновь, в иной, более осязаемой форме. Даже у самого маленького дошкольника, трех-четырех лет, игры не бывают бессмысленными, бесцельными, хотя смысл их часто скрыт и не улавливается взрослыми, а цели быстролетны и сменяются одни другими. Вместе с возрастом смысл игр становится ясным, намерения и цели более устойчивыми. У пяти и в особенности шести-семилетних детей игры сплошь и рядом развертываются уже по определенному, часто заранее намеченному плану с разделением ролей (если в игре участвует несколько детей), с внесением ряда подробностей построек, своего рода декораций, необходимых для более наглядного, более яркого достижения цели, которую ставит игра. Ставить перед собой цели — это значит развивать и упражнять свою волю, свое внимание, свою наблюдательность.
То же следует сказать о влиянии игры на ум ребенка. Ум развивается и совершенствуется путем упражнения, путем усиленной, настойчивой работы мысли. Недаром мы употребляем выражение «работать головой».
Для того чтобы ум человека плодотворно работал, необходимо, чтобы была сильная потребность, большая нужда в этой работе, и затем нужно, чтобы он располагал материалом, над которым мог с интересом работать. Что же сильнее, чем игра, может побудить ребенка не только придумывать, что делать, но придумать и поразмыслить, как делать, как самому вести себя и как заставить вести себя подчиненные ему игрушки?
Ум ребенка развивается в игре не только благодаря работе воображения. Поскольку свой замысел ребенок черпает из окружающей действительной жизни, то для воспроизведения он должен всматриваться, прислушиваться, наблюдать, сравнивать, — короче, нужна работа мысли, работа ума. То же надо сказать и о предметах и игрушках — орудиях и участниках детских игр. Они тоже взяты из окружающей жизни. Они все — реальные вещи, которые на всем протяжении игры, исполняя свое, определяемое ребенком назначение, не теряют, однако, ни на мгновение своих истинных свойств. Палка, оттого что она в воображении ребенка стала лошадью, не изменилась в своей длине, в своем цвете, гладкости, прочности, твердости; кубики, служа поездом, сохранили свою правильную форму, свой вес, цвет; мяч, превращенный в яблоко, не потерял своей упругости, своей шарообразной формы и т. д. Со всеми этими настоящими свойствами ребенок, хочет ли он или не хочет, должен считаться. Он постоянно испытывает на себе их действие, он их чувствует, видит, осязает. Таким образом ребенок знакомится с особенностями предметов реального мира: цветом, формой, тяжестью, упругостью, прочностью, мягкостью, твердостью, с теми качествами, которые определяют назначение предметов в обычной жизни и в трудовой деятельности. Прав был, следовательно, Горький, говоря, что «ребенок через игру познает окружающий его мир».
Вполне понятно, что с годами, по мере накопления опыта детьми, растет стройность и последовательность в развертывании игры, вносится больше деталей, элементы прихотливой фантазии все больше уступают место стремлению к реальному, к соответствию воображаемого тому, что происходит в действительности.
Нет надобности подробно доказывать значение игры для воспитания чувств ребенка. Огромная, можно сказать, господствующая роль чувств в самом создании игры так очевидна, что можно ограничиться краткими указаниями. Прежде всего игра освобождает ребенка от чувства одиночества, которое тягостно ему уже в первые годы жизни, что может подтвердить любая мать. Оставаясь один с глазу на глаз со своими любимыми игрушками — мишкой, куклой, зайчиком, — он уже не одинок, он в кругу друзей, в кругу послушных и ласковых соучастников его переживаний, которых он хорошо знает и которые его понимают с полуслова. В первые годы ребенку (двух-трех лет) достаточно этого общества. Позднее, начиная с четырех-пяти лет, появляется все сильнее потребность в товарище для игр. С этого времени возникают коллективные игры с участием вначале небольшой группы (два-три), а затем все большего числа детей. Вот в этих совместных играх и зарождаются первые симпатии, нежные ростки бескорыстной чистой дружбы. Чувство дружбы является одним из самых ценных сокровищ, которым может обладать человек, одним из самых тонких и благородных проявлений человеческой натуры. Оно в любом возрасте украшает нашу жизнь, радует, утешает нас. И вот первым источником, рождающим, питающим и укрепляющим это чудесное человеческое чувство, является игра. Не только живые участники игр, но и безмолвные и неразлучные товарищи — игрушки — рождают в ребенке чувства привязанности и любви. Эту привязанность и любовь родители часто не только не признают, но и искажают тем, что при всяком поводе и без повода дарят ребенку все новые игрушки, и не успевает ребенок сжиться с одной, как ей на смену является новая, более нарядная соперница, которая вытесняет неокрепшую симпатию. Так воспитывается в ребенке поверхностность, неустойчивость чувства, легкое отношение к своим симпатиям, привычка к их частой смене. Нужно время, чтобы ребенок сжился с игрушкой, мог использовать ее самыми разнообразными способами для воплощения своих замыслов, и тогда она займет прочное место в мире его переживаний. Мы не против новых игрушек, а хотим лишь подчеркнуть, что родители должны соблюдать чувство меры, избегать в одинаковой степени и скучного однообразия и беспорядочной пестроты, которая не укрепляет, а скорее притупляет чувство ребенка.
Вместе с зарождением и развитием чувства симпатии, дружбы и любви коллективная игра обогащает ребенка еще новыми чувствами, имеющими в дальнейшей жизни не менее важное значение для него как будущего члена общества. Это чувство товарищеской солидарности, радость от совместного труда, ощущение большей полноты существования, которое дает общность переживаний. Эти чувства доступны ребенку уже с четырех-пяти лет. Чем старше он становится, тем более значительное и прочное место занимают они в его душевном мире. Большой толчок развитию этих чувств и благоприятнейшие условия для их воспитания дает общественное воспитание дошкольника в детском саду, где ребенок живет и действует как равный среди равных.