НЕРВНЫЕ ДЕТИ
В чем проявляется нервность и каких детей мы должны считать нервными? Нервный ребенок — это ребенок очень чувствительный и беспокойный. Он легко раздражается, по пустякам плачет, плохо спит, ночью часто просыпается, иногда вскакивает с плачем или криком, как будто напуган чем-то, и его с трудом удается успокоить; В играх с товарищами часто затевает ссоры, очень обидчив, впечатлителен, из-за какого-либо замечания готов вспылить и расстроить игру. Нервный ребенок часто непоседлив, руки и ноги, а то и язык всегда в движении, ничем не может, как следует, усидчиво заниматься: начнет что-либо и, не доведя до конца, бросает и принимается за другое дело, чтобы и его скоро бросить. А бывает, что нападет на него лень и вялость и ни за что взяться не хочет. Нервные дети часто бывают способными, умными, хорошо развитыми, но они не умеют управлять собой и свои силы разбрасывают, истощают и утомляют себя в постоянном беспокойстве и движении.
Картина детской нервности меняется в зависимости от возраста. Нервность в грудном возрасте, в дошкольные, школьные и переходные годы проявляется в разных формах, сохраняя свою основную сущность. Суть этих изменений в общем сводится к следующему: чем моложе ребенок, тем его нервность проявляется в более чистом, так сказать, обнаженном виде. Чем старше ребенок, тем она более усложняется и затемняется уклонениями и недостатками его умственного развития, его чувств и воли.
Можно прибавить еще одну черту: чем моложе ребенок, тем нервность его находит более полное отражение во вне: в его непоседливости, в его беспокойных движениях, доходящих иногда до состояния, которое врачи называют «двигательной бурей» (катание по полу, топанье ногами и т. д.). Чем старше ребенок, тем движения даже нервного ребенка чаще затормаживаются, и нервность проявляется в более сложных, иногда скрытых формах.
Необычным может показаться упоминание нервности в грудном возрасте. А между тем это несомненный факт. Уже в самую раннюю пору жизни, до года, проявляется иногда нервность ребенка. Мы узнаем нервного грудного ребенка по его частому беспокойству, по его чрезмерной чувствительности к таким колебаниям температуры, к каким здоровый ребенок относится безразлично, по частому немотивированному плачу, тревожному сну, колебаниям в весе и т.д. Вполне понятно, что чем раньше обнаруживаются эти признаки, тем большее право имеем мы предположить наследственное происхождение нервности.
В дошкольном возрасте нервность проявляется прежде всего в двигательном беспокойстве: ребенку не сидится на одном месте, но, даже сидя на месте, он безустанно болтает ногами, перебирает руками то одно, то другое, высовывает язык, без умолку говорит. Часть его капризов также надо отнести за счет его нервной раздражительности и легкой истощаемости. В занятиях и играх он может проявлять большие творческие способности, но нервность не дает ему возможности надолго сосредоточиться и довести дело до конца. Вот почему вступление нервного ребенка в игру часто кончается плачем, а нередко и срывом игры.
В школьном возрасте черты нервного ребенка становятся значительно сложнее. Здесь на сцену выступают часто упрямство, недисциплинированность, ворчливость; резкие переходы от нерешительности и колебаний к быстрым, недостаточно мотивированным поступкам, от излишней оживленности к угрюмому состоянию, от дружбы к ссоре. Успеваемость может быть вполне удовлетворительная и даже высокая, но нередко она идет неровно: часто нервность и ее спутник — утомляемость — делают труд ребенка недостаточно продуктивным, и школьник не может проявить себя в той полной мере, какая соответствует имеющимся у него возможностям. Нередки головные боли.
В переходном возрасте, тринадцать-семнадцать лет, — возрасте наибольших противоречий и в нормальном состоянии — нервность настолько усложняется различными уклонениями в характере и поведении подростка, Что трудно дать картину ее в чистом виде. Она играет ту же роль, какую химические усилители в фотографии. Она подчеркивает и сгущает черты, свойственные подростку, доводя их до болезненности: черты замкнутости, ухода в себя, чувствительности к поведению окружающих, к их оценке его ума и способностей, быстрой, иногда внезапной утомляемости при физическом или умственном напряжении приступов недовольства всем происходящим вокруг, периодами немотивированной лени и т. д. Она проявляется иногда в форме таких сложных нервных заболеваний, как неврастения, истерия.
Обыкновенно ребенок не рождается нервным, а становится нервным, жизнь делает его нервным. Значит, причина нервности лежит обычно не в ребенке, а в окружающей его жизни. Если окружающая ребенка жизнь беспорядочная, шумная, возбуждающая, то в такой обстановке ребенок легко может стать нервным. Но больше всего влияют на нервы ребенка примеры взрослых и отношения между собой родителей.
Ссоры и раздоры в семьях, если они имеют место, расстраивают нервы детей уже в ранние годы жизни. Так же действует и развал семьи, когда отец или мать оставляют семью и дети остаются без надзора.
Чем ребенок умнее, понятливее, тем сильнее на него действует все, что кругом он слышит и видит, и тем легче расстраиваются его нервы от семейных неурядиц и скверных примеров взрослых. Там, где растут дети, взрослые, если они хотят, чтобы нервы детей были здоровые, должны следить за собой, должны быть в своем поведении аккуратны, чутки, справедливы.
Окружающая обстановка и примеры взрослых — вот одна из главных причин детской нервности.
Другая, очень частая причина — неправильное обращение с детьми, неправильное воспитание. Родители в своем обращении с детьми делают нередко очень много ошибок. Укажем самые важные, которые чаще всего расстраивают нервы детей.
В одних случаях родители держат детей в чрезвычайной строгости, очень требовательны к ним. Ребенок только и слышит в таких семьях окрики, запрещения: того нельзя делать, этого нельзя трогать, сюда нельзя идти, нельзя всюду совать свой нос и т. д.
Чтобы сделать ребенка послушным; его пугают то чертом, то стариком, который его в мешок заберет, и т. д.
Многие родители и взрослые еще и в наше время, пользуясь своей силой и беззащитностью ребенка, употребляют как средство наказания побои, дерганье за уши и т. п.
Это все пережитки старого рабского быта. Они поддерживаются людьми, которые воображают, что путем физического насилия можно воспитать ребенка.
В действительности же, прибегая к грубой силе, родители доказывают лишь свое совершенное неумение найти разумный выход. Врачам известны многие случаи, когда побои причиняли прямой ущерб здоровью ребенка в виде ослабления слуха, нервных заболеваний и др. Но самый тяжелый вред заключается в том, что физически наказанный ребенок чувствует себя придавленным, теряет веру в себя и уважение к себе.
В других семьях воспитание идет по противоположному, но не менее вредному пути. Родители, особенно матери, только и думают о том, чтобы доставлять детям приятное, как-нибудь не рассердить их. Если ребенок — единственный, то смотрят ему постоянно в глаза, без конца ласкают, хвалят и потворствуют всем его прихотям. Что получается в результате такого воспитания? Заласканный, изнеженный ребенок становится чувствительным, расслабленным, неспособным к самостоятельному труду. Привыкший в детстве к похвалам, к чужой помощи, он впоследствии при первой неудаче теряется и приходит в отчаяние.
Если система воспитания в духе чрезмерной строгости, постоянных угроз и запугивания держит нервы ребенка в болезненном напряжении, то система изнеживающего, чрезмерно мягкого, беспокойно-бережного воспитания лишает нервную систему здорового возбуждения, необходимого для ее правильного развития.
Есть еще третий путь воспитания, который так же, как и предыдущие два, плодит нервных детей. По этому пути идут родители безалаберные, нервные, не умеющие управлять собой, не знающие ни в чем меры. Этот путь воспитания заключается в постоянных переходах от чрезмерной строгости и излишней требовательности к горячим ласкам и поцелуям. Такие резкие перемены в обращении родителей вредно влияют на нервы детей. Ребенок никогда не знает, что ждет его. Он всегда настороже, в возбужденном состоянии. Крики, угрозы, а то и побои обрушиваются на него внезапно и незаслуженно, и так же внезапно и незаслуженно осыпают его ласками и нежностями. При таких условиях нервы не могут оставаться здоровыми.
Мы указали главные причины детской нервности, но они далеко не исчерпывают всех причин, вызывающих детскую нервность.
Источниками детской нервности могут служить так же, как показывают наблюдения врачей, обстоятельства более или менее случайного характера. Не так редко бывает, что под влиянием сильного внезапного испуга или душевного потрясения у ребенка развиваются заикание, ночные страхи, судорожные подергивания и другие расстройства, которые служат внешними проявлениями общей нервности. Сюда же надо отнести различные заболевания, главным образом острые заразные болезни: коклюш, корь, скарлатину, дизентерию и др., которые даже при благополучном исходе могут оставить нервную систему надолго ослабленной, раздражительной, истощенной.
Можно ли выправить нервного ребенка? Как это сделать и как надо с ним обращаться?
Уже из того, что было сказано, ясно, по какому пути мы должны идти для того, чтобы предупредить детскую нервность или, если она уже проявилась, устранить ее. Вся суть в окружающей ребенка жизни: она должна быть спокойной, упорядоченной. Вся суть в поведении взрослых, и в первую очередь родителей.
Даже тогда, когда в роду имеются нервные больные и ребенок рождается с задатками нервности, дело тоже поправимо. Если ребенок растет в здоровой обстановке и поведение взрослых спокойное, обращение с ребенком ровное, то задатки нервности не находят для себя благоприятной почвы, и нервность ребенка может быть значительно смягчена. В таких случаях нужно, чтобы родители были особенно внимательны в своем обращении с ребенком и в устройстве его жизни. Больше всего нервный ребенок нуждается в спокойном, ровном и вместе с тем твердом обращении с ним.
Когда имеешь дело с нервным ребенком, надо по возможности избегать частых окриков, одергиваний, упреков. Они вредно влияют на всякого ребенка. На нервного же, чувствительного, легко раздражающегося ребенка они особенно вредно действуют. Надо создать такую обстановку для ребенка, чтобы ему не приходилось на каждом шагу натыкаться на предметы, которых нельзя трогать; на взрослых, которым нельзя мешать.
Родители, у которых есть нервные дети, должны обращать большое внимание на подбор товарищей. Нервный ребенок очень легко поддается влиянию других детей и заражается их примером. Нельзя поэтому нервного ребенка оставлять в обществе других таких же, как он, нервных, раздражительных детей. Самое лучшее, если нервный ребенок находится в небольшой группе более спокойных детей. Тогда и им не будет вреда от своего нервного товарища, а, может быть, даже и польза, потому что нервные дети бывают часто способными, деятельными, умеющими затевать интересные игры, и нервному ребенку будет полезно такое общество. Спокойная обстановка, разумные занятия, достаточный отдых — вот самое важное, к чему надо стремиться в устройстве жизни нервного ребенка.
Спокойный, достаточно продолжительный сон имеет большое значение для здоровья всякого ребенка, но для нервного ребенка значение сна огромно. Надо поэтому стараться дать нервному ребенку возможность спокойно спать. Когда в комнате, где спит ребенок, или рядом с ней по вечерам собираются гости, происходят шумные разговоры, то здоровый ребенок может еще заснуть в такой обстановке, нервному же ребенку будет не до сна. Он легко возбуждается и любит возбуждение, и ему хочется быть в шумном кругу взрослых.
Постепенно развивается у него бессонница, с которой не так легко бороться. Там, где спит ребенок, должно быть тихо.
Надо охранять сон ребенка, потому что глубокий достаточный сон — одно из основных условий здоровья. Если здоровый ребенок после пяти лет может обойтись без дневного сна, то нервные дети и после пяти лет нуждаются в полном отдыхе днем в течение часа-полутора часов.
Не беда, если ребенок не засыпает днем, важно, чтобы он спокойно лежал и в полной мере отдыхал. Вечером надо укладывать детей всегда в определенное время, не давать засиживаться поздно. Надо, далее, стараться, чтобы и во время бодрствования были перерывы для отдыха. Нервный ребенок отличается от здорового не только своей чувствительностью, но и более быстрой утомляемостью.
Всегда надо помнить; что даже маленькие промежутки отдыха в десять-пятнадцать минут, во время ли прогулок или занятий, имеют большое значение для восстановления сил ребенка. Нервный ребенок особенно часто нуждается в таких промежутках отдыха. Здесь надо упомянуть про плохой обычай многих родителей водить с собой детей всюду, куда они ходят: в гости, в театр, в кино, на празднества и др. Этот обычай, вообще неразумный, для нервного ребенка может оказаться пагубным.
Шумная обстановка, множество незнакомых людей, большое количество новых и сильных впечатлений, не подходящие для ребенка картины и разговоры — все это взбудораживает нервы и у здорового ребенка, а у нервного вконец расстраивает их. В кино и детский театр можно водить детей не моложе семи-восьми лет, и только тогда, когда картины и представления назначены специально для детей. Вообще частые посещения кино и театра для нервного ребенка не годятся.
Многие родители спрашивают, какими средствами можно укрепить слабые, болезненные нервы ребенка? Ответ простой: все, что укрепляет здоровье, укрепляет и нервы. Но в первую очередь нервный ребенок нуждается в таких средствах, которые притупили бы чрезмерную чувствительность, успокоили его крайнюю раздражительность и придали ему большую устойчивость и выносливость.
Этой цели служат как раз те меры, которые ведут к закаливанию. Частое пребывание на свежем воздухе, по утрам обтирание, прогулки, не очень продолжительные, постепенное приучение к переменам погоды, сон при открытой форточке, занятия неутомительным спортом под контролем взрослых (плавание летом, коньки и лыжи зимой) — вот меры, которые, если ими пользоваться последовательно и осторожно, способны укрепить и слабые нервы.
Надо ребенка приучать верить в свои силы. Изгоните из воспитания нервного ребенка всякие страхи, и нервы окрепнут. Не пугайте ребенка ни лешим, ни нечистой силой, ни покойниками, ни дурным глазом, не заражайте его боязнью перед сквозняком, холодом, простудой! Ничто так не действует вредно на нервы, ничто так не расслабляет все тело, как страх. Страх, угрозы и запугивание ослабляют силы ребенка, расстраивают работу мозга и нервов, а расстройство мозговой работы вносит расстройство во все стороны жизни, во всю работу человеческого тела.