Аркин Е. А.

Родителям о воспитании: воспитание ребенка в семье от года до зрелости(фрагмент)



НЕРВНЫЕ ДЕТИ

В чем про­я­в­ля­ется нерв­ность и каких детей мы должны считать нерв­ными? Нервный ребенок — это ребенок очень чув­стви­тель­ный и бес­по­койный. Он легко раз­дра­жа­ется, по пустя­кам плачет, плохо спит, ночью часто про­сы­па­ется, иногда вска­ки­вает с плачем или криком, как будто напуган чем-то, и его с трудом удается успо­ко­ить; В играх с това­ри­щами часто зате­вает ссоры, очень обидчив, впе­чат­ли­те­лен, из-за какого-либо заме­ча­ния готов вспы­лить и рас­стро­ить игру. Нервный ребенок часто непо­сед­лив, руки и ноги, а то и язык всегда в дви­же­нии, ничем не может, как следует, усид­чиво зани­маться: начнет что-либо и, не доведя до конца, бросает и при­ни­ма­ется за другое дело, чтобы и его скоро бросить. А бывает, что нападет на него лень и вялость и ни за что взяться не хочет. Нервные дети часто бывают спо­соб­ными, умными, хорошо раз­ви­тыми, но они не умеют упра­в­лять собой и свои силы раз­бра­сы­вают, исто­щают и утом­ляют себя в посто­ян­ном бес­по­койстве и дви­же­нии.

Картина детской нерв­но­сти меня­ется в зави­си­мо­сти от воз­ра­ста. Нерв­ность в грудном воз­ра­сте, в дош­коль­ные, школь­ные и пере­ход­ные годы про­я­в­ля­ется в разных формах, сохра­няя свою основ­ную сущ­ность. Суть этих изме­не­ний в общем сво­дится к сле­ду­ю­щему: чем моложе ребенок, тем его нерв­ность про­я­в­ля­ется в более чистом, так сказать, обна­жен­ном виде. Чем старше ребенок, тем она более услож­ня­ется и затем­ня­ется укло­не­ни­ями и недо­стат­ками его умствен­ного раз­ви­тия, его чувств и воли.

Можно при­бавить еще одну черту: чем моложе ребенок, тем нерв­ность его находит более полное отра­же­ние во вне: в его непо­сед­ли­во­сти, в его бес­по­койных дви­же­ниях, дохо­дя­щих иногда до состо­я­ния, которое врачи назы­вают «дви­га­тель­ной бурей» (катание по полу, топанье ногами и т. д.). Чем старше ребенок, тем дви­же­ния даже нерв­ного ребенка чаще затор­ма­жи­ва­ются, и нерв­ность про­я­в­ля­ется в более сложных, иногда скрытых формах.

Нео­быч­ным может пока­заться упо­ми­на­ние нерв­но­сти в грудном воз­ра­сте. А между тем это несо­мнен­ный факт. Уже в самую раннюю пору жизни, до года, про­я­в­ля­ется иногда нерв­ность ребенка. Мы узнаем нерв­ного груд­ного ребенка по его частому бес­по­койству, по его чрез­мер­ной чув­стви­тель­но­сти к таким коле­ба­ниям тем­пе­ра­туры, к каким здо­ро­вый ребенок отно­сится без­раз­лично, по частому немоти­ви­ро­ван­ному плачу, тре­вож­ному сну, коле­ба­ниям в весе и т.д. Вполне понятно, что чем раньше обна­ру­жи­ва­ются эти при­знаки, тем большее право имеем мы пред­поло­жить наслед­ствен­ное про­ис­хо­жде­ние нерв­но­сти.

В дош­коль­ном воз­ра­сте нерв­ность про­я­в­ля­ется прежде всего в дви­га­тель­ном бес­по­койстве: ребенку не сидится на одном месте, но, даже сидя на месте, он без­у­станно болтает ногами, пере­би­рает руками то одно, то другое, высо­вы­вает язык, без умолку говорит. Часть его капри­зов также надо отнести за счет его нервной раз­дра­жи­тель­но­сти и легкой исто­ща­е­мо­сти. В занятиях и играх он может про­я­в­лять большие твор­че­ские спо­соб­но­сти, но нерв­ность не дает ему воз­мож­но­сти надолго сосре­до­то­читься и довести дело до конца. Вот почему вступ­ле­ние нерв­ного ребенка в игру часто кон­ча­ется плачем, а нередко и срывом игры.

В школь­ном воз­ра­сте черты нерв­ного ребенка ста­но­вятся зна­чи­тельно сложнее. Здесь на сцену высту­пают часто упрям­ство, недис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, вор­чли­вость; резкие пере­ходы от нере­ши­тель­но­сти и коле­ба­ний к быстрым, недо­ста­точно моти­ви­ро­ван­ным поступ­кам, от излиш­ней ожи­в­лен­но­сти к угрю­мому состо­я­нию, от дружбы к ссоре. Успе­ва­е­мость может быть вполне удо­вле­тво­ри­тель­ная и даже высокая, но нередко она идет неровно: часто нерв­ность и ее спутник — утом­ля­е­мость — делают труд ребенка недо­ста­точно про­дук­тив­ным, и школь­ник не может про­я­вить себя в той полной мере, какая соот­вет­ствует име­ю­щимся у него воз­мож­но­стям. Нередки голов­ные боли.

В пере­ход­ном воз­ра­сте, три­на­дцать-сем­на­дцать лет, — воз­ра­сте наи­боль­ших проти­во­ре­чий и в нор­маль­ном состо­я­нии — нерв­ность настолько услож­ня­ется раз­лич­ными укло­не­ни­ями в харак­тере и пове­де­нии под­ростка, Что трудно дать картину ее в чистом виде. Она играет ту же роль, какую хими­че­ские уси­ли­тели в фото­гра­фии. Она под­чер­ки­вает и сгущает черты, свойствен­ные под­ростку, доводя их до болез­нен­но­сти: черты зам­кну­то­сти, ухода в себя, чув­стви­тель­но­сти к пове­де­нию окру­жа­ю­щих, к их оценке его ума и спо­соб­но­стей, быстрой, иногда вне­за­п­ной утом­ля­е­мо­сти при физи­че­ском или умствен­ном напря­же­нии при­сту­пов недо­воль­ства всем про­ис­хо­дя­щим вокруг, пери­о­дами немоти­ви­ро­ван­ной лени и т. д. Она про­я­в­ля­ется иногда в форме таких сложных нервных забо­ле­ва­ний, как невра­сте­ния, истерия.

Обык­но­венно ребенок не рожда­ется нервным, а ста­но­вится нервным, жизнь делает его нервным. Значит, причина нерв­но­сти лежит обычно не в ребенке, а в окру­жа­ю­щей его жизни. Если окру­жа­ю­щая ребенка жизнь бес­по­ря­доч­ная, шумная, воз­бу­жда­ю­щая, то в такой обста­новке ребенок легко может стать нервным. Но больше всего влияют на нервы ребенка примеры взро­с­лых и отно­ше­ния между собой роди­те­лей.

Ссоры и раздоры в семьях, если они имеют место, рас­стра­и­вают нервы детей уже в ранние годы жизни. Так же действует и развал семьи, когда отец или мать оста­в­ляют семью и дети оста­ются без надзора.

Чем ребенок умнее, понятли­вее, тем сильнее на него действует все, что кругом он слышит и видит, и тем легче рас­стра­и­ва­ются его нервы от семейных неу­ря­диц и сквер­ных при­ме­ров взро­с­лых. Там, где растут дети, взро­с­лые, если они хотят, чтобы нервы детей были здо­ро­вые, должны следить за собой, должны быть в своем пове­де­нии акку­ратны, чутки, справед­ливы.

Окру­жа­ю­щая обста­новка и примеры взро­с­лых — вот одна из главных причин детской нерв­но­сти.

Другая, очень частая причина — неправиль­ное обра­ще­ние с детьми, неправиль­ное вос­пита­ние. Роди­тели в своем обра­ще­нии с детьми делают нередко очень много ошибок. Укажем самые важные, которые чаще всего рас­стра­и­вают нервы детей.

В одних случаях роди­тели держат детей в чрез­вы­чай­ной стро­го­сти, очень тре­бо­ва­тельны к ним. Ребенок только и слышит в таких семьях окрики, запре­ще­ния: того нельзя делать, этого нельзя трогать, сюда нельзя идти, нельзя всюду совать свой нос и т. д.

Чтобы сделать ребенка послуш­ным; его пугают то чертом, то ста­ри­ком, который его в мешок заберет, и т. д.

Многие роди­тели и взро­с­лые еще и в наше время, поль­зу­ясь своей силой и без­за­щит­но­стью ребенка, упо­тре­б­ляют как сред­ство нака­за­ния побои, дер­га­нье за уши и т. п.

Это все пережитки старого раб­ского быта. Они под­дер­жи­ва­ются людьми, которые вооб­ра­жают, что путем физи­че­ского насилия можно вос­питать ребенка.

В действи­тель­но­сти же, при­бе­гая к грубой силе, роди­тели дока­зы­вают лишь свое совер­шен­ное неу­ме­ние найти разумный выход. Врачам известны многие случаи, когда побои при­чи­няли прямой ущерб здо­ро­вью ребенка в виде осла­б­ле­ния слуха, нервных забо­ле­ва­ний и др. Но самый тяжелый вред заклю­ча­ется в том, что физи­че­ски нака­зан­ный ребенок чув­ствует себя при­да­в­лен­ным, теряет веру в себя и ува­же­ние к себе.

В других семьях вос­пита­ние идет по проти­во­полож­ному, но не менее вред­ному пути. Роди­тели, осо­бенно матери, только и думают о том, чтобы доста­в­лять детям при­ят­ное, как-нибудь не рас­сер­дить их. Если ребенок — един­ствен­ный, то смотрят ему посто­янно в глаза, без конца ласкают, хвалят и пот­вор­ствуют всем его при­хо­тям. Что полу­ча­ется в резуль­тате такого вос­пита­ния? Залас­кан­ный, изне­жен­ный ребенок ста­но­вится чув­стви­тель­ным, рас­сла­б­лен­ным, нес­по­соб­ным к само­сто­я­тель­ному труду. При­вык­ший в детстве к похва­лам, к чужой помощи, он впо­след­ствии при первой неудаче теря­ется и при­хо­дит в отча­я­ние.

Если система вос­пита­ния в духе чрез­мер­ной стро­го­сти, посто­ян­ных угроз и запу­ги­ва­ния держит нервы ребенка в болез­нен­ном напря­же­нии, то система изнежи­ва­ю­щего, чрез­мерно мягкого, бес­по­койно-береж­ного вос­пита­ния лишает нервную систему здо­ро­вого воз­бу­жде­ния, необ­хо­ди­мого для ее правиль­ного раз­ви­тия.

Есть еще третий путь вос­пита­ния, который так же, как и пре­ды­ду­щие два, плодит нервных детей. По этому пути идут роди­тели без­а­ла­бер­ные, нервные, не умеющие упра­в­лять собой, не знающие ни в чем меры. Этот путь вос­пита­ния заклю­ча­ется в посто­ян­ных пере­хо­дах от чрез­мер­ной стро­го­сти и излиш­ней тре­бо­ва­тель­но­сти к горячим ласкам и поце­луям. Такие резкие пере­мены в обра­ще­нии роди­те­лей вредно влияют на нервы детей. Ребенок никогда не знает, что ждет его. Он всегда насто­роже, в воз­бу­жден­ном состо­я­нии. Крики, угрозы, а то и побои обру­ши­ва­ются на него вне­за­пно и неза­слу­женно, и так же вне­за­пно и неза­слу­женно осыпают его ласками и неж­но­стями. При таких усло­виях нервы не могут оста­ваться здо­ро­выми.

Мы указали главные причины детской нерв­но­сти, но они далеко не исчер­пы­вают всех причин, вызы­ва­ю­щих детскую нерв­ность.

Источ­ни­ками детской нерв­но­сти могут служить так же, как пока­зы­вают наблю­де­ния врачей, обсто­я­тель­ства более или менее слу­чайного харак­тера. Не так редко бывает, что под вли­я­нием силь­ного вне­за­п­ного испуга или душев­ного потря­се­ния у ребенка раз­ви­ва­ются заи­ка­ние, ночные страхи, судо­рож­ные подер­ги­ва­ния и другие рас­стройства, которые служат внеш­ними про­я­в­ле­ни­ями общей нерв­но­сти. Сюда же надо отнести раз­лич­ные забо­ле­ва­ния, главным образом острые заразные болезни: коклюш, корь, скар­ла­тину, дизен­те­рию и др., которые даже при бла­го­по­луч­ном исходе могут оставить нервную систему надолго осла­б­лен­ной, раз­дра­жи­тель­ной, исто­щен­ной.

Можно ли выправить нерв­ного ребенка? Как это сделать и как надо с ним обра­щаться?

Уже из того, что было сказано, ясно, по какому пути мы должны идти для того, чтобы пре­ду­пре­дить детскую нерв­ность или, если она уже про­я­ви­лась, устра­нить ее. Вся суть в окру­жа­ю­щей ребенка жизни: она должна быть спо­кой­ной, упо­ря­до­чен­ной. Вся суть в пове­де­нии взро­с­лых, и в первую очередь роди­те­лей.

Даже тогда, когда в роду имеются нервные больные и ребенок рожда­ется с задат­ками нерв­но­сти, дело тоже поправимо. Если ребенок растет в здо­ро­вой обста­новке и пове­де­ние взро­с­лых спо­койное, обра­ще­ние с ребен­ком ровное, то задатки нерв­но­сти не находят для себя бла­го­при­ят­ной почвы, и нерв­ность ребенка может быть зна­чи­тельно смяг­чена. В таких случаях нужно, чтобы роди­тели были осо­бенно вни­ма­тельны в своем обра­ще­нии с ребен­ком и в устройстве его жизни. Больше всего нервный ребенок нужда­ется в спо­кой­ном, ровном и вместе с тем твердом обра­ще­нии с ним.

Когда имеешь дело с нервным ребен­ком, надо по воз­мож­но­сти избе­гать частых окриков, одер­ги­ва­ний, упреков. Они вредно влияют на всякого ребенка. На нерв­ного же, чув­стви­тель­ного, легко раз­дра­жа­ю­ще­гося ребенка они осо­бенно вредно действуют. Надо создать такую обста­новку для ребенка, чтобы ему не при­хо­ди­лось на каждом шагу наты­каться на пред­меты, которых нельзя трогать; на взро­с­лых, которым нельзя мешать.

Роди­тели, у которых есть нервные дети, должны обра­щать большое вни­ма­ние на подбор това­ри­щей. Нервный ребенок очень легко под­да­ется влиянию других детей и зара­жа­ется их при­ме­ром. Нельзя поэтому нерв­ного ребенка оста­в­лять в обще­стве других таких же, как он, нервных, раз­дра­жи­тель­ных детей. Самое лучшее, если нервный ребенок нахо­дится в неболь­шой группе более спо­койных детей. Тогда и им не будет вреда от своего нерв­ного това­рища, а, может быть, даже и польза, потому что нервные дети бывают часто спо­соб­ными, дея­тель­ными, уме­ю­щими зате­вать инте­рес­ные игры, и нерв­ному ребенку будет полезно такое обще­ство. Спо­койная обста­новка, разумные занятия, доста­точ­ный отдых — вот самое важное, к чему надо стремиться в устройстве жизни нерв­ного ребенка.

Спо­койный, доста­точно про­дол­жи­тель­ный сон имеет большое зна­че­ние для здо­ро­вья всякого ребенка, но для нерв­ного ребенка зна­че­ние сна огромно. Надо поэтому ста­раться дать нерв­ному ребенку воз­мож­ность спо­койно спать. Когда в комнате, где спит ребенок, или рядом с ней по вечерам соби­ра­ются гости, про­ис­хо­дят шумные раз­го­воры, то здо­ро­вый ребенок может еще заснуть в такой обста­новке, нерв­ному же ребенку будет не до сна. Он легко воз­бу­жда­ется и любит воз­бу­жде­ние, и ему хочется быть в шумном кругу взро­с­лых.

Посте­пенно раз­ви­ва­ется у него бес­сон­ница, с которой не так легко бороться. Там, где спит ребенок, должно быть тихо.

Надо охра­нять сон ребенка, потому что глу­бо­кий доста­точ­ный сон — одно из основ­ных условий здо­ро­вья. Если здо­ро­вый ребенок после пяти лет может обойтись без днев­ного сна, то нервные дети и после пяти лет нужда­ются в полном отдыхе днем в течение часа-полу­тора часов.

Не беда, если ребенок не засы­пает днем, важно, чтобы он спо­койно лежал и в полной мере отдыхал. Вечером надо укла­ды­вать детей всегда в опре­де­лен­ное время, не давать заси­жи­ваться поздно. Надо, далее, ста­раться, чтобы и во время бодр­ство­ва­ния были пере­рывы для отдыха. Нервный ребенок отли­ча­ется от здо­ро­вого не только своей чув­стви­тель­но­стью, но и более быстрой утом­ля­е­мо­стью.

Всегда надо помнить; что даже малень­кие про­ме­жутки отдыха в десять-пят­на­дцать минут, во время ли про­гу­лок или занятий, имеют большое зна­че­ние для вос­ста­но­в­ле­ния сил ребенка. Нервный ребенок осо­бенно часто нужда­ется в таких про­ме­жут­ках отдыха. Здесь надо упо­мя­нуть про плохой обычай многих роди­те­лей водить с собой детей всюду, куда они ходят: в гости, в театр, в кино, на празд­не­ства и др. Этот обычай, вообще нера­зумный, для нерв­ного ребенка может ока­заться пагуб­ным.

Шумная обста­новка, мно­же­ство незна­ко­мых людей, большое коли­че­ство новых и сильных впе­ча­т­ле­ний, не под­хо­дя­щие для ребенка картины и раз­го­воры — все это взбу­до­ра­жи­вает нервы и у здо­ро­вого ребенка, а у нерв­ного вконец рас­стра­и­вает их. В кино и детский театр можно водить детей не моложе семи-восьми лет, и только тогда, когда картины и пред­ста­в­ле­ния назна­чены спе­ци­ально для детей. Вообще частые посе­ще­ния кино и театра для нерв­ного ребенка не годятся.

Многие роди­тели спра­ши­вают, какими сред­ствами можно укре­пить слабые, болез­нен­ные нервы ребенка? Ответ простой: все, что укреп­ляет здо­ро­вье, укреп­ляет и нервы. Но в первую очередь нервный ребенок нужда­ется в таких сред­ствах, которые при­ту­пили бы чрез­мер­ную чув­стви­тель­ность, успо­ко­или его крайнюю раз­дра­жи­тель­ность и придали ему большую устой­чи­вость и выно­сли­вость.

Этой цели служат как раз те меры, которые ведут к закали­ва­нию. Частое пре­бы­ва­ние на свежем воздухе, по утрам обти­ра­ние, про­гулки, не очень про­дол­жи­тель­ные, посте­пен­ное при­у­че­ние к пере­ме­нам погоды, сон при откры­той фор­точке, занятия неу­то­ми­тель­ным спортом под кон­тро­лем взро­с­лых (пла­ва­ние летом, коньки и лыжи зимой) — вот меры, которые, если ими поль­зо­ваться после­до­ва­тельно и осто­рожно, спо­собны укре­пить и слабые нервы.

Надо ребенка при­у­чать верить в свои силы. Изго­ните из вос­пита­ния нерв­ного ребенка всякие страхи, и нервы окреп­нут. Не пугайте ребенка ни лешим, ни нечи­стой силой, ни покойни­ками, ни дурным глазом, не зара­жайте его боязнью перед сквоз­ня­ком, холодом, про­сту­дой! Ничто так не действует вредно на нервы, ничто так не рас­сла­б­ляет все тело, как страх. Страх, угрозы и запу­ги­ва­ние осла­б­ляют силы ребенка, рас­стра­и­вают работу мозга и нервов, а рас­стройство моз­го­вой работы вносит рас­стройство во все стороны жизни, во всю работу чело­ве­че­ского тела.

с. 327—334