Аркин Е. А.

Родителям о воспитании: воспитание ребенка в семье от года до зрелости(фрагмент)



КРАТКАЯ ХАРАК­ТЕ­РИ­СТИКА ПЕРЕ­ХОД­НОГО (ПОД­РОСТ­КО­ВОГО) ВОЗ­РА­СТА (13—18 ЛЕТ)

Вступая в старший школь­ный возраст, дети ста­но­вятся под­рост­ками. Они уже не дети, но еще и не взро­с­лые. После затишья и срав­ни­тельно спо­койного роста и накоп­ле­ния сил, которые харак­терны для младшего школь­ного воз­ра­ста, насту­пает бурная полоса раз­ви­тия, которая явля­ется послед­ним этапом на пути к полному рас­цвету сил и к зре­ло­сти. Вот почему этот период жизни назы­ва­ется также пере­ход­ным воз­ра­с­том. В течение пере­ход­ного воз­ра­ста орга­низм под­вер­га­ется глу­бо­ким изме­не­ниям: он весь как бы пере­стра­и­ва­ется. И так как в этой пере­стройке огром­ное место зани­мают изме­не­ния в половой сфере, то этот период жизни назы­ва­ется также воз­ра­с­том поло­вого созре­ва­ния.

Все эти раз­лич­ные назва­ния ука­зы­вают не только на мно­го­об­раз­ную, но и на исклю­чи­тель­ную роль этого воз­ра­ста в раз­ви­тии чело­ве­че­ской лич­но­сти. Недаром зна­ме­ни­тый фран­цуз­ский философ Руссо назвал этот возраст «вторым рожде­нием».

Возраст под­ростка не имеет точных границ. Любой возраст нашей жизни, как было уже сказано, не знает точных, обя­за­тель­ных границ. Но ни в одном воз­ра­сте коле­ба­ния не выра­жены так резко, ни в одном воз­ра­сте начало и завер­ше­ние не нахо­дятся в зави­си­мо­сти от столь раз­но­об­разных условий раз­ви­тия и вос­пита­ния, как в пере­ход­ном воз­ра­сте. Границы эти нахо­дятся в самой тесной связи с про­цес­сом поло­вого созре­ва­ния, и так как процесс этот у маль­чи­ков и девочек про­те­кает раз­лично, то и границы пере­ход­ного воз­ра­ста, или воз­ра­ста поло­вого созре­ва­ния, у маль­чи­ков и девочек нео­ди­на­ковы. Орга­низм девочек фор­ми­ру­ется более быстрым темпом, чем орга­низм маль­чи­ков, в соот­вет­ствии с этим и половое созре­ва­ние девочек носит более уско­рен­ный харак­тер.

В общем мы можем считать в усло­виях нашей жизни для средней полосы СССР гра­ни­цами пере­ход­ного воз­ра­ста: для маль­чи­ков — от 13—14 до 18 лет, для девочек — от 12—13 до 16 лет.

ОТЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕ­ХОД­НОГО ВОЗ­РА­СТА

Возраст под­ростка — пере­ломный возраст. Во всем теле, в глубине его и на поверх­но­сти, во всех скрытых ячейках про­ис­хо­дят раз­но­об­разные и зна­чи­тель­ные изме­не­ния: меня­ются внешний облик, голос, весь душев­ный строй.

Дело, однако, не только в мно­го­об­ра­зии и глубине про­ис­хо­дя­щих в орга­низме под­ростка перемен, но и в их быстром темпе, — во вне­за­п­но­сти их воз­ник­но­ве­ния, в новизне, которую они вносят во вну­трен­ний строй жизни под­ростка, в его уста­новки, в отно­ше­нии к окру­жа­ю­щему миру. Эту новизну, харак­те­ри­зу­ю­щую настро­е­ние пере­ход­ного воз­ра­ста, наш гени­аль­ный писа­тель Л. Н. Толстой ярко отметил в своей повести «Детство, отро­че­ство и юность»: «Слу­ча­лось ли вам, чита­тель, в извест­ную пору жизни вдруг совер­шенно изме­ниться, как будто все пред­меты, которые вы видели до тех пор, вдруг повер­ну­лись к вам другой, неиз­вест­ной еще сто­ро­ной. Такого рода мораль­ная пере­мена про­и­зо­шла во мне в первый раз во время нашего путе­ше­ствия, с кото­рого я и считаю начало моего отро­че­ства».

Над всеми пере­ме­нами, про­ис­хо­дя­щими в орга­низме на про­тя­же­нии пере­ход­ного воз­ра­ста и дела­ю­щими этот возраст едва ли не самым сложным и трудным из всех воз­ра­с­тов жизни, гос­под­ствует одна основ­ная, наи­бо­лее харак­тер­ная для него черта — общий подъем жиз­не­де­я­тель­но­сти орга­низма.

Подъем жиз­не­де­я­тель­но­сти в пере­ход­ном воз­ра­сте осо­бенно ярко и наглядно про­я­в­ля­ется в повы­ше­нии энергии роста. Вслед за зати­шьем в младшем школь­ном воз­ра­сте волна роста в начале пере­ход­ного периода в послед­ний раз под­ни­ма­ется, чтобы ко времени завер­ше­ния поло­вого созре­ва­ния снова упасть. На про­тя­же­нии младшего школь­ного воз­ра­ста средний еже­год­ный прирост равен (у маль­чи­ков) около 4 сан­ти­мет­ров, в пере­ход­ном воз­ра­сте — около 5 сан­ти­мет­ров. У девочек волна роста раньше под­ни­ма­ется и раньше спадает. Для девочек исклю­чи­тель­ным по энергии роста явля­ется две­на­дца­тый или три­на­дца­тый год, для маль­чи­ков — пят­на­дца­тый или шест­на­дца­тый.

Муску­ла­тура дает нам также картину подъема. В старшем школь­ном воз­ра­сте про­ис­хо­дит очень энер­гич­ное нара­с­та­ние мышеч­ной массы и прилив мышеч­ной силы. Из всех изме­не­ний в орга­низме рост муску­ла­туры и прилив физи­че­ских сил наи­бо­лее ясно ощу­ща­ются самим под­рост­ком. Он гор­дится своей мышеч­ной силой, ищет случая, чтобы про­я­вить ее, и склонен часто пере­о­це­ни­вать ее.

Особое зна­че­ние для общего раз­ви­тия под­ростка при­об­ретает подъем в умствен­ной сфере. Ум под­ростка, бла­го­даря рас­ши­ре­нию и обо­га­ще­нию его кру­го­зора, школь­ному обу­че­нию, уве­ли­че­нию поля общения с окру­жа­ю­щими пред­метами и лицами, под­ни­ма­ется на более высокую ступень по срав­не­нию с младшим школь­ни­ком. Под­ро­сток умеет не только лучше раз­би­раться, чем младший школь­ник, в отдель­ных пред­метах и явле­ниях, лучше ула­в­ли­вать черты сход­ства и раз­ли­чия, — он спо­со­бен глубже вникать в связи между пред­метами и явле­ни­ями. Ум под­ростка в состо­я­нии уяснить сложные отвле­чен­ные понятия, такие, напри­мер, как клас­со­вая борьба, и такие сложные идеи, как идея раз­ви­тия чело­ве­че­ского обще­ства. Сужде­ния под­ростка отли­ча­ются большей после­до­ва­тель­но­стью и большей связ­но­стью и логич­но­стью, чем сужде­ния младшего школь­ника.

Вместе с умом растет и крепнет воля, что про­я­в­ля­ется в спо­соб­но­сти к про­из­воль­ному вни­ма­нию, к усилиям, необ­хо­ди­мым для пре­о­до­ле­ния пре­пят­ствий, стоящих на пути к дости­же­нию наме­чен­ных целей.

В области чувств (эмоций) про­ис­хо­дят также зна­чи­тель­ные изме­не­ния. Они рас­ши­ря­ются и углу­б­ля­ются, при­об­ретают большую устой­чи­вость и все больше под­чи­ня­ются сдер­жи­ва­ю­щему влиянию и руко­вод­ству ума. Сфера чувств под­ростка обо­га­ща­ется и раз­но­об­ра­зится за счет воз­ник­но­ве­ния новых чувств, неиз­вест­ных или бедно выра­жен­ных в предше­ству­ю­щие годы. Так, чувство красоты природы и про­из­ве­де­ний искус­ства, которое в младшем школь­ном воз­ра­сте еще мало про­я­в­ля­ется, в жизни под­ростка уже играет видную роль.

Ярко отра­жа­ется на всей сфере чувств под­ростка вры­ва­ю­ща­яся в нее волна новых пережи­ва­ний, свя­зан­ных с половым созре­ва­нием. Под их вли­я­нием повы­ша­ется и обо­стря­ется общее напря­же­ние всей чув­стви­тель­ной жизни под­ростка. .Чувства вновь, как в дош­коль­ные годы, но в более сложной, более захва­ты­ва­ю­щей, более устой­чи­вой форме начи­нают зани­мать огром­ное место в жизни. Под­ро­сток склонен подолгу и пытливо сосре­до­то­чи­ваться на своих личных пережи­ва­ниях, отда­ваться им. Пере­ход­ный возраст явля­ется поэтому воз­ра­с­том настро­е­ний, которые фан­та­зия окра­ши­вает в раз­лич­ные цвета: то нео­пре­де­лен­ные, рас­плыв­ши­еся, при­да­ю­щие им харак­тер меч­та­тель­но­сти, то яркие, сгу­щен­ные, одно­сто­ронне сосре­до­то­чен­ные на одном каком-либо образе.

Подъем жиз­не­де­я­тель­но­сти, который вкратце пред­ста­в­лен нами, не про­те­кает гладко, посте­пенно, по ровной, под­ни­ма­ю­щейся кверху линии: он пре­ры­ва­ется нару­ше­ни­ями, укло­не­ни­ями, частыми пере­хо­дами от одного состо­я­ния к другому. Эти-то нару­ше­ния и создают труд­но­сти пере­ход­ного воз­ра­ста, в борьбе с кото­рыми в нор­маль­ных, здо­ро­вых усло­виях раз­вер­ты­ва­ются и крепнут силы орга­низма и пре­о­до­ле­ние которых должно соста­в­лять одну из основ­ных задач вос­пита­ния под­ростка.

Для того чтобы побе­дить врага, надо хорошо знать его сильные и слабые стороны. Для того чтобы успешно бороться с труд­но­стями пере­ход­ного воз­ра­ста и пре­о­до­леть их, надо более точно выяс­нить, в чем выра­жа­ются труд­но­сти или, говоря иначе, в чем заклю­ча­ются слабые, уяз­ви­мые стороны физи­че­ской и душев­ной орга­ни­за­ции под­ростка. На первом месте следует здесь поставить ряд небла­го­при­ят­ных явлений, которые наблю­да­ются в стро­е­нии и отпра­в­ле­нии отдель­ных органов.

Начнем с важ­нейшего органа, сто­я­щего на страже нашей жизни и здо­ро­вья, — сердца. Нервный аппарат, регу­ли­ру­ю­щий дея­тель­ность сердца, в пере­ход­ном воз­ра­сте, осо­бенно в началь­ном его периоде, не всегда хорошо спра­в­ля­ется со своей задачей. Часто наблю­да­ются у под­рост­ков перебои, сер­д­це­би­е­ние, неправиль­ный ритм.

Наряду с уве­ли­че­нием мышеч­ной массы и мышеч­ной силы у под­ростка наблю­да­ется, осо­бенно в три­на­дцать — пят­на­дцать лет, неу­клю­жесть в дви­же­ниях (под­ро­сток не знает, куда девать руки).

В костной системе имеются также осо­бен­но­сти. Хотя весь скелет у под­ростка отли­ча­ется большей проч­но­стью и большей устой­чи­во­стью, чем у младшего школь­ника, тем не менее основ­ные опорные части его под вли­я­нием неправиль­ного поло­же­ния тела и неце­ле­со­об­разных гим­на­сти­че­ских и спор­тив­ных упраж­не­ний могут под­вер­г­нуться искри­в­ле­ниям.

Рост грудной клетки отстает от роста всего тела, емкость грудной клетки ста­но­вится отно­си­тельно меньшей. Если мы примем во вни­ма­ние, что в грудной клетке заклю­чены важ­нейшие для жизни органы — сердце и легкие, что от вели­чины размаха грудной клетки при дыхании зависит полнота раз­вер­ты­ва­ния легких, то станет понятно, нас­колько умень­ше­ние окруж­но­сти грудной клетки по отно­ше­нию к длине всего тела небла­го­при­ятно для здо­ро­вья. Это небла­го­при­ят­ное отно­ше­ние наи­бо­лее резко выра­жено, как и все слабые стороны в орга­низме под­ростка, в первой поло­вине пере­ход­ного воз­ра­ста, в три­на­дцать-пят­на­дцать лет. К концу поло­вого созре­ва­ния оно смяг­ча­ется, но не исче­зает совер­шенно.

Большое зна­че­ние для физи­че­ского и душев­ного состо­я­ния под­ростка, для всего его пове­де­ния имеют при­су­щие воз­ра­сту осо­бен­но­сти дея­тель­но­сти его нервной системы. Про­ис­хо­дя­щая в ней пере­стройка, рост умствен­ной дея­тель­но­сти, свя­зан­ный с ростом и усо­вер­шен­ство­ва­нием работы высших отделов нервной системы, — все это дается нелегко. Тре­бу­ется напря­же­ние нервных сил, нужно время для при­с­по­со­б­ле­ния к новым усло­виям, неиз­бежна неко­то­рая неу­стой­чи­вость, порой — падение рабо­то­с­по­соб­но­сти. В резуль­тате — ряд отри­ца­тель­ных явлений, которые часто наблю­да­ются в состо­я­нии и пове­де­нии под­ростка: быстрая утом­ля­е­мость, неу­стой­чи­вость и отвле­ка­е­мость вни­ма­ния, осла­б­ле­ние памяти, при­ступы лени.

Все эти небла­го­при­ят­ные для раз­ви­тия явления носят вре­мен­ный харак­тер и, подобно другим отме­чен­ным выше слабым сто­ро­нам пере­ход­ного воз­ра­ста, при­хо­дятся главным образом на началь­ный период поло­вого созре­ва­ния, то есть на возраст пятых-седьмых классов (три­на­дцать-шест­на­дцать лет).

Одним из источ­ни­ков слож­но­сти и труд­но­сти пере­ход­ного воз­ра­ста явля­ется про­ис­хо­дя­щий на его про­тя­же­нии процесс поло­вого созре­ва­ния.

Роди­тели должны быть знакомы с ходом поло­вого раз­ви­тия на всем про­тя­же­нии детства для того, чтобы они могли помочь своему сыну или дочери выйти из пред­сто­я­щих им испы­та­ний креп­кими душой и телом.

Все эти све­де­ния будут даны в главе «Что должны знать роди­тели по поло­вому вопросу». Здесь же мы лишь вкратце изложим основ­ные факты, харак­те­ри­зу­ю­щие половое созре­ва­ние в течение пере­ход­ного воз­ра­ста.

С пят­на­дцати лет мужская половая железа спо­собна про­из­во­дить зрелые формы мужских половых клеток (спер­ма­то­зо­и­дов), могущих уже опло­до­т­во­рить женские половые клетки (яйцевые клетки). Таким образом, шест­на­дца­тый год можно считать началом половой зре­ло­сти маль­чи­ков.

Основ­ным при­зна­ком наступ­ле­ния половой зре­ло­сти у девочек явля­ется рост матки и поя­в­ле­ние месяч­ных кро­во­те­че­ний из нее (мен­стру­а­ций). Первые мен­стру­а­ции поя­в­ля­ются при­бли­зи­тельно в 13 лет. В это время из яич­ни­ков начи­нают посту­пать зрелые женские половые клетки (яйцевые клетки), спо­соб­ные при опло­до­т­во­ре­нии их зрелыми спер­ма­то­зо­и­дами дать жизнь новому суще­ству. Из этих данных выте­кает первое несо­от­вет­ствие в орга­ни­за­ции под­ростка, имеющее огром­ное зна­че­ние для его раз­ви­тия, явля­ю­ще­еся источ­ни­ком больших труд­но­стей на его пути. Несо­от­вет­ствие заклю­ча­ется в том, что маль­чики и девочки ста­но­вятся зрелыми в половом отно­ше­нии зна­чи­тельно раньше, чем завер­ша­ется их физи­че­ское и душев­ное раз­ви­тие, раз­ви­тие всей лич­но­сти. В этом факте заклю­ча­ется то несо­от­вет­ствие или, по выра­же­нию зна­ме­ни­того рус­ского ученого Меч­ни­кова, та дис­гар­мо­ния, которая накла­ды­вает печать на раз­ви­тие под­ростка. Эта дис­гар­мо­ния идет еще глубже: она про­ни­кает в дея­тель­ность самого поло­вого аппа­рата.

Надо далее знать, что дея­тель­ность половых желез, как мужских (яичек), так и женских (яич­ни­ков), носит двойствен­ный харак­тер. Они выра­ба­ты­вают: 1) половые клетки, о которых была уже речь, 2) особые хими­че­ские веще­ства, которые полу­чили назва­ние половых гор­мо­нов. Эти гормоны из половых желез про­ни­кают в кровь, током крови раз­но­сятся по всему орга­низму, влияя на дея­тель­ность раз­лич­ных органов. Они же вызы­вают поя­в­ле­ние так назы­ва­е­мых вто­рич­ных половых при­зна­ков, изме­не­ние голоса, поя­в­ле­ние волос в под­мы­шеч­ной и лобко­вой области, воз­ник­но­ве­ние поло­вого вле­че­ния.

Перед нами выри­со­вы­ва­ется, таким образом, двойное несо­от­вет­ствие в половом раз­ви­тии под­ростка: 1) отста­ва­ние общего раз­ви­тия от поло­вого раз­ви­тия, 2) про­бу­жде­ние половых чувств и стрем­ле­ний, сначала смутных, а затем все более ярких, в такую пору, когда они не могут еще, вслед­ствие незре­ло­сти поло­вого аппа­рата, при­ве­сти к есте­ствен­ному назна­че­нию — дето­ро­жде­нию.

Вот в этом двойном несо­от­вет­ствии заклю­ча­ется одна из больших труд­но­стей пере­ход­ного воз­ра­ста, для пре­о­до­ле­ния которой под­ро­сток нужда­ется в правиль­ном руко­вод­стве, в дру­же­ской опоре пони­ма­ю­щих всю слож­ность его поло­же­ния взро­с­лых. В дру­же­ской опоре и в пони­ма­нии под­ро­сток нужда­ется еще и вслед­ствие осо­бен­но­стей его обще­ствен­ного поло­же­ния, в котором также зало­жено несо­от­вет­ствие. Уже не ребенок, но еще не взро­с­лый, от одного берега отстав­ший и к другому не при­став­ший, под­ро­сток не чув­ствует под собой прочной почвы. Мир детей ему чужд. Мир взро­с­лых не при­ни­мает его как рав­но­прав­ного члена.

Из всех этих труд­но­стей и проти­во­ре­чий выте­кают измен­чи­вость и проти­во­ре­чи­вость настро­е­ний. Под­ро­сток то замкнут, то жаждет общения, то робок, кон­ф­уз­лив, то шумлив и груб; то не уверен в себе, то пере­о­це­ни­вает свои силы; то само­на­деян и дерзок, то ищет опоры и жаждет дру­же­ского участия.

Надо заметить, что во всем пове­де­нии под­ростка ска­зы­ва­ется часто неко­то­рая искус­ствен­ность. Под­ро­сток нередко созна­тельно, а чаще бес­со­зна­тельно своим видом, голосом, мане­рами, всем своим пове­де­нием ста­ра­ется отме­же­ваться от дет­ского мира, связи с которым уже порваны, и похо­дить на взро­с­лых. За внешней само­у­ве­рен­но­стью и раз­вяз­но­стью часто скры­ва­ется много напуск­ного, желания пустить пыль в глаза: смо­трите, мол, какой я смелый, умный, совсем как большой. А на деле чувство нелов­ко­сти, неу­ве­рен­но­сти, незна­ния, по какому под­лин­ному пути идти. Под­ро­сток часто и курить и пить начи­нает, даже дебоши готов устра­и­вать — все для того, чтобы поставить себя на равной ноге с окру­жа­ю­щими его взро­с­лыми, чтобы заставить их считаться с ним, как с равным, и не смо­треть на него как на малое дитя, нужда­ю­ще­еся в указке.

Здесь ключ и к пони­ма­нию того духа проти­во­ре­чия, чрез­мерно под­чер­к­ну­того кри­ти­че­ского отно­ше­ния к словам, взгля­дам и действиям взро­с­лых, даже самых близких, того нега­ти­визма (немоти­ви­ро­ван­ного упрям­ства и непо­слу­ша­ния), который нередко наблю­да­ется у под­ростка. Все это часто лишь искус­ствен­ное оружие, с одной стороны, для защиты и утвер­жде­ния своего права на само­сто­я­тель­ность, на которое взро­с­лые якобы всегда поку­ша­ются, и, с другой, для мас­ки­ровки своей под­лин­ной сла­бо­сти.

Опи­сан­ные черты под­ростка пре­вос­ходно нари­со­ваны нашим гени­аль­ным поэтом Пуш­ки­ным в его сти­хо­т­во­ре­нии «Пят­на­дца­тый год»:

Пят­на­дцать лет уж скоро минет.

Дождусь ли радост­ного дня?

Как он вперед меня подви­нет?

Но и теперь никто не кинет

С пре­зре­ньем взгляда на меня.

Уж я не мальчик, уж над губой

Могу свой ус я защип­нуть;

Я важен, как старик без­зу­бый,

Вы слышите мой голос грубый:

Попро­буй кто меня тол­к­нуть.

Отме­чен­ные выше труд­но­сти и проти­во­ре­чия пере­ход­ного воз­ра­ста осо­бенно резко выра­жены в первую поло­вину его — в три­на­дцать-пят­на­дцать лет. Вот почему этот период требует осо­бенно вни­ма­тель­ного и береж­ного отно­ше­ния. В правиль­ном пони­ма­нии, разум­ном руко­вод­стве и дру­же­ском участии и помощи со стороны семьи и со стороны школы нужда­ются в этом периоде и маль­чики и девочки, но девочки — необ­хо­димо это под­чер­к­нуть — в более сильной степени, так как у них весь процесс поло­вого созре­ва­ния и осо­бенно началь­ный период его (две­на­дцать-четыр­на­дцать лет) про­те­кает более ярко, более быстрым темпом и весь орга­низм их нахо­дится в состо­я­нии большей неу­стой­чи­во­сти, чем у маль­чи­ков.

Не только школа, но и роди­тели должны заботиться о соот­вет­ствии предъ­я­в­ля­е­мых ими тре­бо­ва­ний осо­бен­но­стям пере­ход­ного воз­ра­ста. И если перед школой главной задачей в этом отно­ше­нии явля­ется тща­тель­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние умствен­ной нагрузки, то перед роди­те­лями стоит не менее ответ­ствен­ная задача — соз­да­ние в семье здо­ро­вой (пси­хи­че­ски) атмо­сферы, в которой под­ро­сток находил бы правиль­ное пони­ма­ние его нужд и осо­бен­но­стей его поло­же­ния, ува­же­ния к его лич­но­сти, разум­ное отно­ше­ние, лишен­ное всякого высо­ко­ме­рия, и дру­же­скую помощь. Весь строй совет­ской жизни, совет­ское зако­но­да­тель­ство, окру­жа­ю­щая действи­тель­ность, откры­ва­ю­щие перед под­рост­ком широкий доступ к науке, искус­ству и технике, охра­ня­ю­щие его права и его труд, дающие ему воз­мож­ность попол­нить свою жизнь яркими и раз­но­об­разными обще­ствен­ными инте­ре­сами и при выборе про­фес­сии сле­до­вать своему инди­ви­ду­аль­ному вле­че­нию, своему при­з­ва­нию, облег­чают под­ростку и пре­о­до­ле­ние стоящих на его пути труд­но­стей, и подъем его лич­но­сти на высшую ступень раз­ви­тия. Таким образом, в нашей стране, в стране соци­ализма, школа в своих заботах о правиль­ной орга­ни­за­ции жизни под­ростка и сам под­ро­сток в своей работе по само­вос­пита­нию и само­об­ра­зо­ва­нию встре­чают со стороны обще­ствен­ных и госу­дар­ствен­ных учре­жде­ний опору и помощь.

Мы оста­но­ви­лись на осо­бен­но­стях пере­ход­ного воз­ра­ста подроб­нее, чем это делали по отно­ше­нию к другим воз­ра­с­там, не вслед­ствие только большей слож­но­сти того воз­ра­ста, но и в силу того, что ни в одном воз­ра­сте дети не нужда­ются так в правиль­ном их пони­ма­нии роди­те­лями, как в пере­ход­ные годы, и ни в одном воз­ра­сте оно, к сожа­ле­нию, так часто не отсут­ствует. Однако и в этом периоде жизни одни воз­раст­ные осо­бен­но­сти не опре­де­ляют еще осо­бен­но­стей данного под­ростка. Каждый ребенок свой под­рост­ко­вый возраст пережи­вает по-своему. И для все­сто­рон­него пони­ма­ния своих детей-под­рост­ков нужны личные наблю­де­ния роди­те­лей, частое дру­же­ское общение с детьми, участие и интерес к их пережи­ва­ниям.

Все, что было сказано нами об осо­бен­но­стях пере­ход­ного воз­ра­ста, о его слабых и сильных сто­ро­нах, дает воз­мож­ность наметить важ­нейшие задачи вос­пита­ния под­ростка, в решении которых на долю роди­те­лей выпа­дает большая и ответ­ствен­ная роль.

Задачи эти очень сложны:

1. Огром­ное зна­че­ние имеют меро­при­ятия по охране здо­ро­вья и труда под­ростка, закали­ва­нию его сил, соблю­де­нию всех тре­бо­ва­ний гигиены, правиль­ной поста­новке физи­че­ского вос­пита­ния, физи­че­ской куль­туры и спорта.

2. В тесной связи с вопро­сом об оздо­ро­в­ле­нии под­рост­ков стоит вопрос о гигиене его умствен­ного труда, об уре­гу­ли­ро­ва­нии его умствен­ной нагрузки как в школе, так и дома. Хотя ответ­ствен­ность за правиль­ное решение этой задачи ложится на школу, тем не менее семья своим сотруд­ни­че­ством, своим уча­стием в жизни школы, правиль­ной орга­ни­за­цией домаш­него режима под­ростка может оказать большую помощь.

3. Больше места должны отвести роди­тели заботам о соз­да­нии условий, бла­го­при­ят­ству­ю­щих нор­маль­ному поло­вому раз­ви­тию под­рост­ков и устра­не­нию из его жизни всех тех момен­тов, которые могут иска­зить и извра­тить половое раз­ви­тие.

4. Будучи послед­ним этапом на пути к зре­ло­сти, пере­ход­ный возраст должен быть этапом завер­ше­ния вос­пита­тель­ной работы по укреп­ле­нию воли и созна­тель­ной дис­ци­плины, этапом усво­е­ния не сло­вес­ного только, но и действен­ного воп­ло­ще­ния в жизни тре­бо­ва­ний ком­му­ни­сти­че­ской морали: пре­дан­но­сти соци­али­сти­че­ской родине.

5. Куль­тура дружбы с детьми и вза­и­мо­по­ни­ма­ние должны рас­сма­т­ри­ваться роди­те­лями как важ­нейшая задача вос­пита­тель­ной работы семьи, от решения которой зависит без­бо­лез­нен­ное пре­о­до­ле­ние под­рост­ком труд­но­стей и проти­во­ре­чий его воз­ра­ста и дости­же­ние им полного созре­ва­ния и рас­цвета сил.

с. 224—236

ВОС­ПИТА­НИЕ ВОЛИ И ХАРАК­ТЕРА ПОД­РОСТКА

Зачатки раз­ви­тия и вос­пита­ния воли и харак­тера отно­сятся к самой ранней поре жизни. Как уже отме­ча­лось выше, в дош­коль­ном воз­ра­сте закла­ды­ва­ется фун­да­мент воли и харак­тера; в младшем школь­ном воз­ра­сте начи­нают выри­со­вы­ваться основ­ные контуры всего здания. Таким образом, к пере­ход­ным годам в про­цессе раз­ви­тия и вос­пита­ния воли и харак­тера зна­чи­тель­нейшие этапы ока­зы­ва­ются пройден­ными. Ясно, что этот остав­шийся позади путь в зна­чи­тель­ной мере опре­де­ляет тот отрезок, который пред­стоит еще пройти вплоть до полного офор­м­ле­ния и созре­ва­ния.

Выше уже гово­ри­лось о том, что самый основ­ной и пло­до­т­вор­ный путь для раз­ви­тия воли — путь без­у­стан­ного пов­се­д­нев­ного действен­ного упраж­не­ния. Поэтому, если раз­ви­тие воли требует упраж­не­ния, то это упраж­не­ние должно быть главным образом упраж­не­нием в делании. Что заду­мано, следует, не откла­ды­вая в долгий ящик, не тратя сил и времени на пустые коле­ба­ния, выпол­нить, и лучше днем раньше, чем днем позже. Надо всегда руко­вод­ство­ваться мудрой пого­вор­кой: одно сегодня — лучше двух завтра.

Доста­точно подробно гово­ри­лось и о зна­че­нии для вос­пита­ния воли и харак­тера опре­де­лен­ного режима, о роли книги и правиль­ной орга­ни­за­ции домаш­него чтения и, наконец, о нераз­рыв­ной связи между вос­пита­нием стойкой и целе­на­пра­в­лен­ной воли и твер­дого, чест­ного харак­тера и тру­до­вым вос­пита­нием.

Говоря о под­ростке, следует сделать к ска­зан­ному ряд суще­ствен­ных доба­в­ле­ний. Первое из них, и очень важное, тесно связано с тем, что под­ро­сток нахо­дится на послед­них под­сту­пах к зре­ло­сти; эти под­ступы он должен пре­о­до­леть личными уси­ли­ями, личной ини­ци­а­ти­вой, напря­же­нием своей воли и ума, совер­шен­ство­ва­нием своих юных чувств. Если в предше­ство­вав­шие годы реша­ю­щее влияние на раз­ви­тие лич­но­сти имеют воз­действия извне: руко­вод­ство, ука­за­ния со стороны взро­с­лых — роди­те­лей и педа­го­гов, — то в пере­ход­ном и сле­ду­ю­щем за ним юно­ше­ском воз­ра­сте вос­пита­ние должно быть рас­ши­рено путем побу­жде­ния под­ростка к само­вос­пита­нию. В этом должны про­я­в­ляться плоды всей про­де­лан­ной на про­тя­же­нии полу­тора десяти­летий вос­пита­тель­ной работы. Об этом должны знать под­ростки. И они должны также знать, что в умствен­ном и в нрав­ствен­ном отно­ше­нии они вполне созрели для того, чтобы нести полную ответ­ствен­ность за свои слова и действия, вполне окрепли, чтобы стать куз­не­цами своего харак­тера и, сле­до­ва­тельно, в зна­чи­тель­ной мере своей судьбы.

Следует ли отсюда заклю­чить, что в пере­ход­ном воз­ра­сте, воз­ра­сте самом трудном и сложном, семья должна отка­заться от воз­действия на своих членов-под­рост­ков, что роди­тели должны пре­до­ставить их своим соб­ствен­ным силам и, отка­зав­шись от всякого руко­вод­ства и актив­ного участия в их жизни, оста­ваться в роли наблю­да­те­лей их работы по само­вос­пита­нию? Отнюдь нет! Ни в одну пору жизни человек так не нужда­ется в мораль­ной под­дер­жке, в дру­же­ском совете и помощи, в участ­ли­вом пони­ма­нии, как в пере­ход­ные годы, и более, чем в каком-либо другом воз­ра­сте, юное суще­ство на послед­нем этапе своего вос­хо­жде­ния к зре­ло­сти склонно под­ра­жать образ­цам, под­да­ваться обаянию и вну­ша­ю­щему воз­действию героев про­шлого и насто­я­щего, пре­крас­ных образов худо­же­ствен­ной лите­ра­туры.

Роди­тели должны учи­ты­вать осо­бен­но­сти душев­ного состо­я­ния под­ростка, с одной стороны, жажду­щего опоры и участия, спо­соб­ного к сильным порывам, к бла­го­род­ным стрем­ле­ниям и, с другой — ревниво обе­ре­га­ю­щего свою незави­си­мость, свое право рас­по­ла­гать собой по своему усмо­тре­нию.

Только действуя в соот­вет­ствии с ука­зан­ными осо­бен­но­стями, роди­тели могут оказать бла­го­т­вор­ное влияние на харак­тер и пове­де­ние под­ростка. Они должны по мере воз­мож­но­сти отка­заться от гос­под­ство­вав­ших в предше­ство­вав­шие годы спо­со­бов воз­действия: частого вме­ша­тель­ства, пред­пи­са­ний, при­ка­за­ний, запретов, тре­бо­ва­ния безо­го­во­роч­ного под­чи­не­ния. Они должны по воз­мож­но­сти щадить болез­ненно обо­стрен­ное само­лю­бие под­ростка, вся­че­ски про­я­в­лять свое ува­же­ние к его лич­но­сти, веру в его силы, в его воз­мож­но­сти стать лучше, чем он есть, чем он кажется.

Именно по отно­ше­нию к под­ростку при­об­ретает осо­бен­ную силу пре­до­сте­ре­же­ние не зло­у­по­тре­б­лять чрез­мерно роди­тель­ским авто­ри­тетом, не пода­в­лять у детей права на само­сто­я­тель­ность сужде­ний. И в этом отно­ше­нии Маркс может служить образ­цом: «Девочки, — говорит один посто­рон­ний наблю­да­тель его семей­ной жизни, — отно­си­лись к отцу скорее как к брату или другу, так как Маркс не при­зна­вал внешних атри­бу­тов отцов­ского авто­ри­тета».

Именно из ува­же­ния к лич­но­сти под­ростка, из соб­ствен­ного его чувства само­у­ва­же­ния должно выте­кать с пре­дель­ной для него ясно­стью тре­бо­ва­ние само­вос­пита­ния, само­кон­троля. Под­ростка следует убедить в том, что не словами, а делами на путях без­у­стан­ного само­об­ра­зо­ва­ния и само­вос­пита­ния, в борьбе с труд­но­стями, в борьбе с самим собой он может и должен дока­зать, что он достоин свободы, так как умеет разумно поль­зо­ваться ею. В этой борьбе за свободу своей лич­но­сти, которая должна быть заво­е­вана личными уси­ли­ями, роди­тели должны высту­пать не коман­ду­ю­щими или декрети­ру­ю­щими вос­пита­те­лями, а пре­дан­ными дру­зьями, пони­ма­ю­щими и име­ю­щими богатый опыт.

Надо сказать, что многие под­ростки, ощущая в себе подъем жиз­не­де­я­тель­но­сти, прилив физи­че­ских и душев­ных сил, сами, по своей ини­ци­а­тиве ищут путей и средств для закали­ва­ния своей воли. «Что я должен сделать, чтобы стать волевым чело­ве­ком?», «Как пре­о­до­леть свою робость, свою кон­ф­уз­ли­вость?», «Как вос­питать у себя настой­чи­вость, уве­рен­ность в себе?», — такие и подоб­ные им вопросы при­хо­дится читать в письмах моло­дежи.

Надо испы­ты­вать, упраж­нять и укреп­лять свою волю в посто­ян­ной работе над при­об­рете­нием хотя бы мелких, но нужных и полезных в пов­се­д­нев­ном обиходе при­вы­чек (акку­рат­но­сти добро­со­вест­но­сти, выпол­не­ния при­ня­тых на себя обя­за­тель­ств и т. п.) и осво­бо­жде­нием себя от власти вредных и ненуж­ных для того, чтобы таким путем нако­пить силы, укре­пить уве­рен­ность в них, необ­хо­ди­мую для пре­о­до­ле­ния пред­сто­я­щих в жизни великих и серьезных испы­та­ний.

Много при­ме­ров из жизни выда­ю­щихся людей можно при­ве­сти в каче­стве иллю­стра­ции к ска­зан­ному. Ярчайшим при­ме­ром оста­нется в веках наш великий соо­те­че­ствен­ник Михаил Ломо­но­сов, чья твердая, непре­клон­ная воля, ска­зав­ша­яся еще в ранней юности, поз­во­лила ему пре­о­до­леть мно­же­ство, каза­лось бы, непре­о­до­ли­мых пре­пят­ствий и стать одним из вели­чайших людей нашей страны.

Рази­те­лен пример, дава­е­мый нам жизнью выда­ю­ще­гося рус­ского ученого К. Э. Циол­ков­ского. Будучи почти глухим с десяти­лет­него воз­ра­ста и не имея средств и воз­мож­но­сти полу­чить систе­ма­ти­че­ское обра­зо­ва­ние, он упорно и настой­чиво про­я­в­лял ранний интерес к технике, исполь­зуя раз­лич­ный бро­со­вый мате­риал для пре­тво­ре­ния в жизнь своих детских твор­че­ских замы­слов. Под­рост­ком уезжает из дома в Москву, где, пре­до­ста­в­лен­ный себе, само­уч­кой начи­нает изучать инте­ре­су­ю­щие его пред­меты, ста­ра­ясь при­ме­нить при­об­рета­е­мые знания к решению разных прак­ти­че­ских вопро­сов в области техники. К. Э. Циол­ков­ский рас­ска­зы­вал в своих вос­по­ми­на­ниях, как он, получая 10 рублей в месяц, питался одним черным хлебом и тратил на себя лишь 90 копеек, зато покупал книги, трубки, реторты, ртуть, серную кислоту и т. п. «Но, — говорит Циол­ков­ский, — был все же счаст­лив своими идеями, и сухой черный хлеб меня нис­колько не огорчал. Мне даже в голову не при­хо­дило, что я голодал и истощал себя». Эту при­вычку к труду и иска­ниям он пронес через всю свою жизнь и вошел в историю как один из заме­ча­тель­ных людей науки и упор­ного труда.

Известно, как Вла­димир Ильич дорожил каждой минутой и был нетер­пим к тем, кто попусту рас­тра­чи­вал время, поз­во­ляя себе являться с опо­з­да­нием или откла­ды­вать выпол­не­ние заданий. Эти черты акку­рат­но­сти и дело­ви­то­сти, вне­дря­е­мые в созна­ние совет­ских людей еже­д­невно и еже­часно, ста­но­вятся все более и более харак­тер­ными для совет­ского чело­века.

Бес­цель­ное валянье утром в постели не укреп­ляет силы, а рас­сла­б­ляет их, не осве­жает мозг, а дур­ма­нит его, а у под­ростка явля­ется излю­б­лен­ным вре­ме­нем, когда половые образы и половые вле­че­ния овла­де­вают без­действен­ным телом. Роди­тели должны доби­ваться того, чтобы их дети-под­ростки рас­сма­т­ри­вали еже­д­нев­ное упраж­не­ние в сво­е­вре­мен­ном быстром утрен­нем вста­ва­нии как ступень само­о­бла­да­ния, как своего рода волевую зарядку, столь же полез­ную для здо­ро­вого раз­ви­тия, как гим­на­сти­че­ская зарядка. Все сред­ства само­кон­троля должны быть пущены под­рост­ком в ход для того, чтобы в этой «мелочи» достиг­нуть победы над собой.

Многое можно заго­то­вить впрок, но не время. «Часы про­хо­дят без­воз­вратно и зас­чи­ты­ва­ются нам в счет». Ни в чем так ярко и с такой нагляд­но­стью не про­я­в­ля­ется степень без­во­лия и рас­х­ля­бан­но­сти или сила и созна­тель­ность воли, как в отно­ше­нии чело­века ко времени.

Герой извест­ного романа Гон­ча­рова Обломов, этот образец без­во­лия, вос­питан­ный всем кре­пост­ни­че­ским укладом жизни, в котором он вырос, в своей жизни руко­во­дился двумя прави­лами: прави­лом «успе­ется», когда пред­сто­яла работа нужная, но не трудная, и прави­лом «все равно уже не успеть», когда пред­сто­яла более или менее сложная работа. Каждый раз, когда он, собрав­шись с духом, садился за пись­мен­ный стол, с тем чтобы при­няться, наконец, за раз­ра­ботку давно заду­ман­ного им широ­кого плана сель­ско­хо­зяйствен­ных реформ, он, глядя на часы, неиз­менно вос­кли­цал: «Да ведь до обеда оста­лось всего два часа! Разве можно в такое корот­кое время такое большое дело сделать!» Таким образом про­хо­дили дни и годы, и Илья Ильич Обломов оста­вался в без­действии, потому что времени для совер­ше­ния дела тре­бо­ва­лось мало или слишком много.

Полной проти­во­полож­но­стью этим обло­мов­ским прави­лам явля­ются правила, кото­рыми руко­во­ди­лись в своей жизни и в малых делах и в великих гений ума и воли. Яркий и поу­чи­тель­ный пример дает нам также вели­чайший ученый XIX века Чарлз Дарвин. Когда его однажды спро­сили, каким образом он, стра­дав­ший в течение своей жизни тяжелой изну­ри­тель­ной болез­нью, сумел совер­шить свой великий труд, он ответил: «Я никогда не считал полчаса незна­чи­тель­ным вре­ме­нем».

Роди­тели должны вос­пи­ты­вать в детях ува­же­ние к времени и пони­ма­ние его цен­но­сти, в пере­ход­ном воз­ра­сте это ува­же­ние и пони­ма­ние должны про­я­в­ляться на деле, в личном режиме под­ростка, который он сам орга­ни­зует и строго выпол­няет и который должен быть образ­цом борьбы за разум­ное поль­зо­ва­ние вре­ме­нем.

Мы должны оста­но­виться еще на одном вопросе, который многие относят также к несто­я­щим боль­шого вни­ма­ния мелочам жизни. Мы имеем в виду акку­рат­ность, пони­ма­е­мую в широком смысле, не только в смысле акку­рат­ного ухода за телом, одеждой, но и акку­рат­ного, добро­со­вест­ного выпол­не­ния любой, самой мелкой, при­ня­той на себя обя­зан­но­сти: акку­рат­ного прихода в назна­чен­ный час на занятия, собра­ния, точного выпол­не­ния данного обе­ща­ния. Такая акку­рат­ность систе­ма­ти­че­ски вос­пи­ты­ва­е­мая, строго кон­тро­ли­ру­е­мая и созна­тельно усва­и­ва­е­мая, явля­ется не только ценным каче­ством для раз­ви­тия воли и нрав­ствен­но­сти, но и важным усло­вием, от кото­рого зависит успех в жизни. Она сви­детель­ствует в оди­на­ко­вой степени об ува­же­нии к своей лич­но­сти и к лич­но­сти других; она делает чело­века надеж­ным, нес­по­соб­ным под­ве­сти или обма­нуть. А может ли быть, с обще­ствен­ной точки зрения, что-либо более ценное, чем надеж­ный друг, надеж­ный сотруд­ник, надеж­ный товарищ?

Акку­рат­ность в мелочах, сама по себе ценная, полезная, при­об­ретает особое зна­че­ние как школа пов­се­д­нев­ного испы­та­ния и упраж­не­ния воли. Настой­чиво вос­пи­ты­ва­е­мая путем кон­троля со стороны роди­те­лей и само­кон­троля со стороны вос­пи­ту­е­мых, акку­рат­ность ста­но­вится при­выч­кой, частью самой натуры, посте­пенно рас­про­стра­ня­ю­щей свою власть над более широ­кими и важными про­я­в­ле­ни­ями лич­но­сти. Так, она поро­ждает точ­ность в изло­же­нии мыслей, закон­чен­ность в наблю­де­ниях, добро­со­вест­ное дове­де­ние де конца любого нача­того дела.

Но как вос­пи­ты­вать в детях вни­ма­тель­ное отно­ше­ние к мелочам, как моби­ли­зо­вать их соб­ствен­ные силы на борьбу за время, за акку­рат­ность и точ­ность?

Как и во всех сто­ро­нах семейного вос­пита­ния, так и здесь, нет другого, более верного и надеж­ного пути, чем путь живого примера, путь постро­е­ния всего уклада семей­ной жизни на основах ува­же­ния к времени, осо­зна­ния его цен­но­сти, на основах акку­рат­но­сти и точ­но­сти в выпол­не­нии каждым из взро­с­лых членов семьи своих обя­зан­но­стей.

Усво­е­ние полезных и отказ от вредных при­вы­чек, пони­ма­ние цен­но­сти времени и умение разумно его тратить, акку­рат­ность и точ­ность в делах пов­се­д­нев­ной жизни — все это служит есте­ствен­ной жиз­нен­ной школой упраж­не­ния воли и раз­ви­тия твер­дого харак­тера. Но сред­ством, могу­ще­ственно укреп­ля­ю­щим волю, дела­ю­щим ее подчас несо­кру­ши­мой, явля­ется глу­бо­кая вера в себя, в свои силы. Такая вера творит иногда чудеса. «Кто хочет быть здо­ро­вым, тот уже наполо­вину здоров», — гласит ста­рин­ное изре­че­ние. Кто считает себя спо­соб­ным совер­шить какое-либо дело или достиг­нуть поста­в­лен­ной перед ним цели, тот уже в самой этой уве­рен­но­сти черпает силы и имеет большое пре­и­му­ще­ство перед тем, кто обла­дает боль­шими зна­ни­ями, но сомне­ва­ется в своих силах.

Наш про­с­ла­в­лен­ный пол­ко­во­дец Суворов, человек нео­бык­но­вен­ной воли и реши­мо­сти, гова­ри­вал часто своим под­чи­нен­ным, которые, терпя в чем-либо неудачу, явно бывали обе­с­ку­ра­жены: «Все про­и­зо­шло оттого, что вы спо­собны хотеть только наполо­вину».

В био­гра­фии выда­ю­щихся людей твер­дого харак­тера и сталь­ной воли мы находим наряду с никогда не поки­да­ю­щей их упорной устрем­лен­но­стью к великим целям, с без­завет­ной, лома­ю­щей все пре­грады отвагой непре­клон­ную веру в свои силы, спо­соб­ность вынести на своих плечах воз­ло­жен­ное бремя. В словаре этих людей слова «нельзя», «невоз­можно» не суще­ствуют, когда дело идет о дости­же­нии поста­в­лен­ной цели.

Без муже­ства и без веры в себя — в разумный смысл своей жизни — нельзя в полной мере про­я­вить себя, нельзя совер­шить того, на что спо­со­бен. Об этом с большой искрен­но­стью сказал наш поэт П. А. Вязем­ский, когда на закате своих дней, огля­ды­ва­ясь на про­жи­тую долгую жизнь, с горечью сам про­из­нес над собой суровый суд:

Борец без муже­ства и тру­же­ник без веры

Победы не стяжал и не вос­пол­нил меры,

Которая ему назна­чена была.

Где воли тор­же­ство, благих трудов начало?

Как много празд­ных дум, а подви­гов как мало!

Муже­ство и вера в себя явля­ются тем источ­ни­ком, который питает и удва­и­вает силу воли, той броней, которая пре­до­хра­няет от разоча­ро­ва­ний, сред­ством, моби­ли­зу­ю­щим все вну­трен­ние ресурсы орга­низма. Кто верит в себя, уверен в своих силах, тому и сама «судьба» помо­гает: он не только никогда не упустит бла­го­при­ят­ного случая, но он сам найдет его и сумеет исполь­зо­вать для пре­о­до­ле­ния стоящих на пути пре­пят­ствий, для выхода из труд­ного поло­же­ния. Это пре­красно пока­зано в заме­ча­тель­ном про­из­ве­де­нии Б. Поле­вого «Повесть о насто­я­щем чело­веке». Муже­ство и вера в свои силы нужны обык­но­вен­ному чело­веку для выпол­не­ния его скром­ного назна­че­ния, его пов­се­д­нев­ных обя­зан­но­стей, его долга перед семьей, това­ри­щами, родиной в не меньшей степени, чем гени­аль­ным людям для дости­же­ния их великих целей. Отнимите у чело­века веру в себя, и вы лишите его чувства само­у­ва­же­ния — этой основы морали, чувства своей зна­чи­мо­сти, нуж­но­сти; жизнь поте­ряет свою устой­чи­вость и смысл.

Под­ростку осо­бенно нужно верить в себя, потому что кри­ти­че­ский возраст, который он пережи­вает, рас­ша­ты­вает все прежние устои, выводит орга­низм из уста­но­вив­ше­гося рав­но­ве­сия. Ему нужна опора, и эту крепкую опору он должен найти и вовне, и в своих роди­те­лях, настав­ни­ках, клас­с­ном кол­лек­тиве, и в самом себе — в доверии к своим силам.

Отсюда выте­кает и потреб­ность в дружбе, которая у под­ростка так сильна. В первую очередь эту потреб­ность должны удо­вле­тво­рять роди­тели. Во всех усло­виях жизни они должны про­я­в­лять к своим детям-под­рост­кам искрен­нее дру­же­ское участие, без высо­ко­мер­ного настав­ни­че­ского тона, без коман­до­ва­ния и длинных нотаций; они должны как можно чаше бывать с детьми в театре, кино, сов­местно совер­шать про­гулки, экс­кур­сии; всту­пать с ними в интим­ные беседы, делиться с ними пережи­ва­ни­ями и опытом своих соб­ствен­ных юно­ше­ских лет. Такая бли­зо­сть имеет огром­ное зна­че­ние не только потому, что удо­вле­тво­ряет глу­бо­кую жиз­нен­ную потреб­ность под­ростка, но и потому, что она может содейство­вать все­сто­рон­нему его раз­ви­тию.

Не меньшее влияние на харак­тер и пове­де­ние под­ростка может оказать дружба с това­ри­щем. Следует вспо­мнить то, что гово­ри­лось о вну­ша­е­мо­сти детей: в пере­ход­ные годы она вновь вспы­хи­вает с большой силой, как в давно минув­шие дош­коль­ные годы, но в более острой, разу­ме­ется, в более глу­бо­кой и более устой­чи­вой форме. В силу этой вну­ша­е­мо­сти, а также нес­по­соб­но­сти под­ростка правильно оце­ни­вать и разумно напра­в­лять ни свои силы и воз­мож­но­сти, ни чужие, роди­тели не могут оста­ваться рав­но­душ­ными к выбору их детьми това­рища-друга. Под­ро­сток жаждет дружбы, ищет друга, а «на ловца, как гово­рится, и зверь бежит», и немуд­рено, если слу­чайная встреча может решить этот выбор. Но источ­ник, из кото­рого под­ростку пре­до­ста­в­ля­ется воз­мож­ность утолить свою жажду, может ока­заться мутным. Роди­тели должны про­я­в­лять большой интерес и большое вни­ма­ние к това­ри­щам своих детей, зна­ко­миться с ними, поси­деть с ними за чашкой чаю в дру­же­ской беседе и затем делиться с детьми откро­венно своими впе­ча­т­ле­ни­ями и выво­дами. Оценка роди­те­лей должна иметь в виду в большей степени одо­бре­ние достойного друга, чем осу­жде­ние мало­сим­па­тич­ного им това­рища. Надо щадить само­лю­бие под­ростка, который чув­ствует себя как бы ответ­ствен­ным за пове­де­ние своих това­ри­щей. Не надо проти­во­по­ста­в­лять поло­жи­тель­ные черты одного отри­ца­тель­ным другого: таким путем легко вызы­вать со стороны под­ростка, вслед­ствие свойствен­ного ему духа проти­во­ре­чия, резкие воз­ра­же­ния. Гораздо так­тич­нее при­со­е­ди­нить свои сим­па­тии к сим­па­тиям своих детей по адресу того из това­ри­щей, кто заслу­жи­вает высо­кого звания друга, и, таким образом, повы­сить его шансы. В этом случае, как и во многих других подоб­ных, где перед вос­пита­нием стоит задача пре­о­до­ле­ния какого-либо неже­ла­тель­ного влияния, роди­тели должны усвоить и принять к руко­вод­ству мудрое древнее изре­че­ние: «Любовь лучше всего побе­жда­ется любовью».

Нахо­дить опору в себе самом не менее важно для правиль­ного раз­ви­тия под­ростка, чем иметь надеж­ную опору вовне. Эту вну­трен­нюю опору дает вера в себя, доверие к своим силам Эти чувства не при­хо­дят сами собой, как слу­чайный дар судьбы: они при­об­рета­ются и прочно закреп­ля­ются путем усилий и труда, но таких усилий и такого труда, которые дают ясные, ося­за­е­мые для самого под­ростка пло­до­т­вор­ные, раду­ю­щие его и окру­жа­ю­щих резуль­таты. Отсюда следует, что семья, школа, обще­ствен­ные орга­ни­за­ции (пио­нер­ская или ком­со­моль­ская) должны ставить перед под­рост­ком в области труда, ученья, спорта задачи, для решения которых он физи­че­ски и умственно созрел, которые требуют извест­ного напря­же­ния его сил, но не пере­на­пря­же­ния.

Если выше под­чер­ки­ва­лась необ­хо­ди­мость по воз­мож­но­сти огра­ни­чить область вме­ша­тель­ства роди­те­лей в жизнь под­ростка, то, нао­бо­рот, тре­бо­ва­тель­ность их по отно­ше­нию к его само­де­я­тель­но­сти, к его само­кон­тролю, само­вос­пита­нию должна быть усилена и сами тре­бо­ва­ния, оправ­ды­ва­е­мые полной его ответ­ствен­но­стью за свои слова и поступки, должны быть более слож­ными и глу­бо­кими. Под­ростку должно быть внушено, что ува­же­ние к своей лич­но­сти, кото­рого он вполне законно требует со стороны взро­с­лых, включая и роди­те­лей, неот­де­лимо от само­у­ва­же­ния. Уважать же себя, как и верить в себя, может лишь тот, кто моби­ли­зует и напра­в­ляет все силы, физи­че­ские и душев­ные, на добро­со­вест­ное и акку­рат­ное выпол­не­ние своих пов­се­д­нев­ных обя­зан­но­стей, на без­у­стан­ное усо­вер­шен­ство­ва­ние каче­ства своей работы, на полное устра­не­ние в своем пове­де­нии разлада между словом и делом. Из жизни мы знаем хорошо, что иногда за гром­кими фразами, за горячо выска­зан­ными пуб­лично бла­го­род­ными мыслями скры­ва­ются низ­мен­ные побу­жде­ния, мелкие, мало­душ­ные, эго­и­сти­че­ские поступки. Лице­ме­рием нельзя при­об­ре­сти ни ува­же­ния, ни само­у­ва­же­ния. Оно рано или поздно раз­о­б­ла­ча­ется, и силь­нейший обще­ствен­ный вред его заклю­ча­ется в том, что оно не только унижает лич­ность самого лице­мера, лишает его всякого доверия, но оно под­та­чи­вает веру в людей вообще, в окру­жа­ю­щих, в това­ри­щей, в роди­те­лей, вос­пита­те­лей.

с. 243—252


Также в рубрике «О подростках»