КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕХОДНОГО (ПОДРОСТКОВОГО) ВОЗРАСТА (13—18 ЛЕТ)
Вступая в старший школьный возраст, дети становятся подростками. Они уже не дети, но еще и не взрослые. После затишья и сравнительно спокойного роста и накопления сил, которые характерны для младшего школьного возраста, наступает бурная полоса развития, которая является последним этапом на пути к полному расцвету сил и к зрелости. Вот почему этот период жизни называется также переходным возрастом. В течение переходного возраста организм подвергается глубоким изменениям: он весь как бы перестраивается. И так как в этой перестройке огромное место занимают изменения в половой сфере, то этот период жизни называется также возрастом полового созревания.
Все эти различные названия указывают не только на многообразную, но и на исключительную роль этого возраста в развитии человеческой личности. Недаром знаменитый французский философ Руссо назвал этот возраст «вторым рождением».
Возраст подростка не имеет точных границ. Любой возраст нашей жизни, как было уже сказано, не знает точных, обязательных границ. Но ни в одном возрасте колебания не выражены так резко, ни в одном возрасте начало и завершение не находятся в зависимости от столь разнообразных условий развития и воспитания, как в переходном возрасте. Границы эти находятся в самой тесной связи с процессом полового созревания, и так как процесс этот у мальчиков и девочек протекает различно, то и границы переходного возраста, или возраста полового созревания, у мальчиков и девочек неодинаковы. Организм девочек формируется более быстрым темпом, чем организм мальчиков, в соответствии с этим и половое созревание девочек носит более ускоренный характер.
В общем мы можем считать в условиях нашей жизни для средней полосы СССР границами переходного возраста: для мальчиков — от 13—14 до 18 лет, для девочек — от 12—13 до 16 лет.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА
Возраст подростка — переломный возраст. Во всем теле, в глубине его и на поверхности, во всех скрытых ячейках происходят разнообразные и значительные изменения: меняются внешний облик, голос, весь душевный строй.
Дело, однако, не только в многообразии и глубине происходящих в организме подростка перемен, но и в их быстром темпе, — во внезапности их возникновения, в новизне, которую они вносят во внутренний строй жизни подростка, в его установки, в отношении к окружающему миру. Эту новизну, характеризующую настроение переходного возраста, наш гениальный писатель Л. Н. Толстой ярко отметил в своей повести «Детство, отрочество и юность»: «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг совершенно измениться, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной. Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества».
Над всеми переменами, происходящими в организме на протяжении переходного возраста и делающими этот возраст едва ли не самым сложным и трудным из всех возрастов жизни, господствует одна основная, наиболее характерная для него черта — общий подъем жизнедеятельности организма.
Подъем жизнедеятельности в переходном возрасте особенно ярко и наглядно проявляется в повышении энергии роста. Вслед за затишьем в младшем школьном возрасте волна роста в начале переходного периода в последний раз поднимается, чтобы ко времени завершения полового созревания снова упасть. На протяжении младшего школьного возраста средний ежегодный прирост равен (у мальчиков) около 4 сантиметров, в переходном возрасте — около 5 сантиметров. У девочек волна роста раньше поднимается и раньше спадает. Для девочек исключительным по энергии роста является двенадцатый или тринадцатый год, для мальчиков — пятнадцатый или шестнадцатый.
Мускулатура дает нам также картину подъема. В старшем школьном возрасте происходит очень энергичное нарастание мышечной массы и прилив мышечной силы. Из всех изменений в организме рост мускулатуры и прилив физических сил наиболее ясно ощущаются самим подростком. Он гордится своей мышечной силой, ищет случая, чтобы проявить ее, и склонен часто переоценивать ее.
Особое значение для общего развития подростка приобретает подъем в умственной сфере. Ум подростка, благодаря расширению и обогащению его кругозора, школьному обучению, увеличению поля общения с окружающими предметами и лицами, поднимается на более высокую ступень по сравнению с младшим школьником. Подросток умеет не только лучше разбираться, чем младший школьник, в отдельных предметах и явлениях, лучше улавливать черты сходства и различия, — он способен глубже вникать в связи между предметами и явлениями. Ум подростка в состоянии уяснить сложные отвлеченные понятия, такие, например, как классовая борьба, и такие сложные идеи, как идея развития человеческого общества. Суждения подростка отличаются большей последовательностью и большей связностью и логичностью, чем суждения младшего школьника.
Вместе с умом растет и крепнет воля, что проявляется в способности к произвольному вниманию, к усилиям, необходимым для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению намеченных целей.
В области чувств (эмоций) происходят также значительные изменения. Они расширяются и углубляются, приобретают большую устойчивость и все больше подчиняются сдерживающему влиянию и руководству ума. Сфера чувств подростка обогащается и разнообразится за счет возникновения новых чувств, неизвестных или бедно выраженных в предшествующие годы. Так, чувство красоты природы и произведений искусства, которое в младшем школьном возрасте еще мало проявляется, в жизни подростка уже играет видную роль.
Ярко отражается на всей сфере чувств подростка врывающаяся в нее волна новых переживаний, связанных с половым созреванием. Под их влиянием повышается и обостряется общее напряжение всей чувствительной жизни подростка. .Чувства вновь, как в дошкольные годы, но в более сложной, более захватывающей, более устойчивой форме начинают занимать огромное место в жизни. Подросток склонен подолгу и пытливо сосредоточиваться на своих личных переживаниях, отдаваться им. Переходный возраст является поэтому возрастом настроений, которые фантазия окрашивает в различные цвета: то неопределенные, расплывшиеся, придающие им характер мечтательности, то яркие, сгущенные, односторонне сосредоточенные на одном каком-либо образе.
Подъем жизнедеятельности, который вкратце представлен нами, не протекает гладко, постепенно, по ровной, поднимающейся кверху линии: он прерывается нарушениями, уклонениями, частыми переходами от одного состояния к другому. Эти-то нарушения и создают трудности переходного возраста, в борьбе с которыми в нормальных, здоровых условиях развертываются и крепнут силы организма и преодоление которых должно составлять одну из основных задач воспитания подростка.
Для того чтобы победить врага, надо хорошо знать его сильные и слабые стороны. Для того чтобы успешно бороться с трудностями переходного возраста и преодолеть их, надо более точно выяснить, в чем выражаются трудности или, говоря иначе, в чем заключаются слабые, уязвимые стороны физической и душевной организации подростка. На первом месте следует здесь поставить ряд неблагоприятных явлений, которые наблюдаются в строении и отправлении отдельных органов.
Начнем с важнейшего органа, стоящего на страже нашей жизни и здоровья, — сердца. Нервный аппарат, регулирующий деятельность сердца, в переходном возрасте, особенно в начальном его периоде, не всегда хорошо справляется со своей задачей. Часто наблюдаются у подростков перебои, сердцебиение, неправильный ритм.
Наряду с увеличением мышечной массы и мышечной силы у подростка наблюдается, особенно в тринадцать — пятнадцать лет, неуклюжесть в движениях (подросток не знает, куда девать руки).
В костной системе имеются также особенности. Хотя весь скелет у подростка отличается большей прочностью и большей устойчивостью, чем у младшего школьника, тем не менее основные опорные части его под влиянием неправильного положения тела и нецелесообразных гимнастических и спортивных упражнений могут подвергнуться искривлениям.
Рост грудной клетки отстает от роста всего тела, емкость грудной клетки становится относительно меньшей. Если мы примем во внимание, что в грудной клетке заключены важнейшие для жизни органы — сердце и легкие, что от величины размаха грудной клетки при дыхании зависит полнота развертывания легких, то станет понятно, насколько уменьшение окружности грудной клетки по отношению к длине всего тела неблагоприятно для здоровья. Это неблагоприятное отношение наиболее резко выражено, как и все слабые стороны в организме подростка, в первой половине переходного возраста, в тринадцать-пятнадцать лет. К концу полового созревания оно смягчается, но не исчезает совершенно.
Большое значение для физического и душевного состояния подростка, для всего его поведения имеют присущие возрасту особенности деятельности его нервной системы. Происходящая в ней перестройка, рост умственной деятельности, связанный с ростом и усовершенствованием работы высших отделов нервной системы, — все это дается нелегко. Требуется напряжение нервных сил, нужно время для приспособления к новым условиям, неизбежна некоторая неустойчивость, порой — падение работоспособности. В результате — ряд отрицательных явлений, которые часто наблюдаются в состоянии и поведении подростка: быстрая утомляемость, неустойчивость и отвлекаемость внимания, ослабление памяти, приступы лени.
Все эти неблагоприятные для развития явления носят временный характер и, подобно другим отмеченным выше слабым сторонам переходного возраста, приходятся главным образом на начальный период полового созревания, то есть на возраст пятых-седьмых классов (тринадцать-шестнадцать лет).
Одним из источников сложности и трудности переходного возраста является происходящий на его протяжении процесс полового созревания.
Родители должны быть знакомы с ходом полового развития на всем протяжении детства для того, чтобы они могли помочь своему сыну или дочери выйти из предстоящих им испытаний крепкими душой и телом.
Все эти сведения будут даны в главе «Что должны знать родители по половому вопросу». Здесь же мы лишь вкратце изложим основные факты, характеризующие половое созревание в течение переходного возраста.
С пятнадцати лет мужская половая железа способна производить зрелые формы мужских половых клеток (сперматозоидов), могущих уже оплодотворить женские половые клетки (яйцевые клетки). Таким образом, шестнадцатый год можно считать началом половой зрелости мальчиков.
Основным признаком наступления половой зрелости у девочек является рост матки и появление месячных кровотечений из нее (менструаций). Первые менструации появляются приблизительно в 13 лет. В это время из яичников начинают поступать зрелые женские половые клетки (яйцевые клетки), способные при оплодотворении их зрелыми сперматозоидами дать жизнь новому существу. Из этих данных вытекает первое несоответствие в организации подростка, имеющее огромное значение для его развития, являющееся источником больших трудностей на его пути. Несоответствие заключается в том, что мальчики и девочки становятся зрелыми в половом отношении значительно раньше, чем завершается их физическое и душевное развитие, развитие всей личности. В этом факте заключается то несоответствие или, по выражению знаменитого русского ученого Мечникова, та дисгармония, которая накладывает печать на развитие подростка. Эта дисгармония идет еще глубже: она проникает в деятельность самого полового аппарата.
Надо далее знать, что деятельность половых желез, как мужских (яичек), так и женских (яичников), носит двойственный характер. Они вырабатывают: 1) половые клетки, о которых была уже речь, 2) особые химические вещества, которые получили название половых гормонов. Эти гормоны из половых желез проникают в кровь, током крови разносятся по всему организму, влияя на деятельность различных органов. Они же вызывают появление так называемых вторичных половых признаков, изменение голоса, появление волос в подмышечной и лобковой области, возникновение полового влечения.
Перед нами вырисовывается, таким образом, двойное несоответствие в половом развитии подростка: 1) отставание общего развития от полового развития, 2) пробуждение половых чувств и стремлений, сначала смутных, а затем все более ярких, в такую пору, когда они не могут еще, вследствие незрелости полового аппарата, привести к естественному назначению — деторождению.
Вот в этом двойном несоответствии заключается одна из больших трудностей переходного возраста, для преодоления которой подросток нуждается в правильном руководстве, в дружеской опоре понимающих всю сложность его положения взрослых. В дружеской опоре и в понимании подросток нуждается еще и вследствие особенностей его общественного положения, в котором также заложено несоответствие. Уже не ребенок, но еще не взрослый, от одного берега отставший и к другому не приставший, подросток не чувствует под собой прочной почвы. Мир детей ему чужд. Мир взрослых не принимает его как равноправного члена.
Из всех этих трудностей и противоречий вытекают изменчивость и противоречивость настроений. Подросток то замкнут, то жаждет общения, то робок, конфузлив, то шумлив и груб; то не уверен в себе, то переоценивает свои силы; то самонадеян и дерзок, то ищет опоры и жаждет дружеского участия.
Надо заметить, что во всем поведении подростка сказывается часто некоторая искусственность. Подросток нередко сознательно, а чаще бессознательно своим видом, голосом, манерами, всем своим поведением старается отмежеваться от детского мира, связи с которым уже порваны, и походить на взрослых. За внешней самоуверенностью и развязностью часто скрывается много напускного, желания пустить пыль в глаза: смотрите, мол, какой я смелый, умный, совсем как большой. А на деле чувство неловкости, неуверенности, незнания, по какому подлинному пути идти. Подросток часто и курить и пить начинает, даже дебоши готов устраивать — все для того, чтобы поставить себя на равной ноге с окружающими его взрослыми, чтобы заставить их считаться с ним, как с равным, и не смотреть на него как на малое дитя, нуждающееся в указке.
Здесь ключ и к пониманию того духа противоречия, чрезмерно подчеркнутого критического отношения к словам, взглядам и действиям взрослых, даже самых близких, того негативизма (немотивированного упрямства и непослушания), который нередко наблюдается у подростка. Все это часто лишь искусственное оружие, с одной стороны, для защиты и утверждения своего права на самостоятельность, на которое взрослые якобы всегда покушаются, и, с другой, для маскировки своей подлинной слабости.
Описанные черты подростка превосходно нарисованы нашим гениальным поэтом Пушкиным в его стихотворении «Пятнадцатый год»:
Пятнадцать лет уж скоро минет.
Дождусь ли радостного дня?
Как он вперед меня подвинет?
Но и теперь никто не кинет
С презреньем взгляда на меня.
Уж я не мальчик, уж над губой
Могу свой ус я защипнуть;
Я важен, как старик беззубый,
Вы слышите мой голос грубый:
Попробуй кто меня толкнуть.
Отмеченные выше трудности и противоречия переходного возраста особенно резко выражены в первую половину его — в тринадцать-пятнадцать лет. Вот почему этот период требует особенно внимательного и бережного отношения. В правильном понимании, разумном руководстве и дружеском участии и помощи со стороны семьи и со стороны школы нуждаются в этом периоде и мальчики и девочки, но девочки — необходимо это подчеркнуть — в более сильной степени, так как у них весь процесс полового созревания и особенно начальный период его (двенадцать-четырнадцать лет) протекает более ярко, более быстрым темпом и весь организм их находится в состоянии большей неустойчивости, чем у мальчиков.
Не только школа, но и родители должны заботиться о соответствии предъявляемых ими требований особенностям переходного возраста. И если перед школой главной задачей в этом отношении является тщательное урегулирование умственной нагрузки, то перед родителями стоит не менее ответственная задача — создание в семье здоровой (психически) атмосферы, в которой подросток находил бы правильное понимание его нужд и особенностей его положения, уважения к его личности, разумное отношение, лишенное всякого высокомерия, и дружескую помощь. Весь строй советской жизни, советское законодательство, окружающая действительность, открывающие перед подростком широкий доступ к науке, искусству и технике, охраняющие его права и его труд, дающие ему возможность пополнить свою жизнь яркими и разнообразными общественными интересами и при выборе профессии следовать своему индивидуальному влечению, своему призванию, облегчают подростку и преодоление стоящих на его пути трудностей, и подъем его личности на высшую ступень развития. Таким образом, в нашей стране, в стране социализма, школа в своих заботах о правильной организации жизни подростка и сам подросток в своей работе по самовоспитанию и самообразованию встречают со стороны общественных и государственных учреждений опору и помощь.
Мы остановились на особенностях переходного возраста подробнее, чем это делали по отношению к другим возрастам, не вследствие только большей сложности того возраста, но и в силу того, что ни в одном возрасте дети не нуждаются так в правильном их понимании родителями, как в переходные годы, и ни в одном возрасте оно, к сожалению, так часто не отсутствует. Однако и в этом периоде жизни одни возрастные особенности не определяют еще особенностей данного подростка. Каждый ребенок свой подростковый возраст переживает по-своему. И для всестороннего понимания своих детей-подростков нужны личные наблюдения родителей, частое дружеское общение с детьми, участие и интерес к их переживаниям.
Все, что было сказано нами об особенностях переходного возраста, о его слабых и сильных сторонах, дает возможность наметить важнейшие задачи воспитания подростка, в решении которых на долю родителей выпадает большая и ответственная роль.
Задачи эти очень сложны:
1. Огромное значение имеют мероприятия по охране здоровья и труда подростка, закаливанию его сил, соблюдению всех требований гигиены, правильной постановке физического воспитания, физической культуры и спорта.
2. В тесной связи с вопросом об оздоровлении подростков стоит вопрос о гигиене его умственного труда, об урегулировании его умственной нагрузки как в школе, так и дома. Хотя ответственность за правильное решение этой задачи ложится на школу, тем не менее семья своим сотрудничеством, своим участием в жизни школы, правильной организацией домашнего режима подростка может оказать большую помощь.
3. Больше места должны отвести родители заботам о создании условий, благоприятствующих нормальному половому развитию подростков и устранению из его жизни всех тех моментов, которые могут исказить и извратить половое развитие.
4. Будучи последним этапом на пути к зрелости, переходный возраст должен быть этапом завершения воспитательной работы по укреплению воли и сознательной дисциплины, этапом усвоения не словесного только, но и действенного воплощения в жизни требований коммунистической морали: преданности социалистической родине.
5. Культура дружбы с детьми и взаимопонимание должны рассматриваться родителями как важнейшая задача воспитательной работы семьи, от решения которой зависит безболезненное преодоление подростком трудностей и противоречий его возраста и достижение им полного созревания и расцвета сил.
ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА
Зачатки развития и воспитания воли и характера относятся к самой ранней поре жизни. Как уже отмечалось выше, в дошкольном возрасте закладывается фундамент воли и характера; в младшем школьном возрасте начинают вырисовываться основные контуры всего здания. Таким образом, к переходным годам в процессе развития и воспитания воли и характера значительнейшие этапы оказываются пройденными. Ясно, что этот оставшийся позади путь в значительной мере определяет тот отрезок, который предстоит еще пройти вплоть до полного оформления и созревания.
Выше уже говорилось о том, что самый основной и плодотворный путь для развития воли — путь безустанного повседневного действенного упражнения. Поэтому, если развитие воли требует упражнения, то это упражнение должно быть главным образом упражнением в делании. Что задумано, следует, не откладывая в долгий ящик, не тратя сил и времени на пустые колебания, выполнить, и лучше днем раньше, чем днем позже. Надо всегда руководствоваться мудрой поговоркой: одно сегодня — лучше двух завтра.
Достаточно подробно говорилось и о значении для воспитания воли и характера определенного режима, о роли книги и правильной организации домашнего чтения и, наконец, о неразрывной связи между воспитанием стойкой и целенаправленной воли и твердого, честного характера и трудовым воспитанием.
Говоря о подростке, следует сделать к сказанному ряд существенных добавлений. Первое из них, и очень важное, тесно связано с тем, что подросток находится на последних подступах к зрелости; эти подступы он должен преодолеть личными усилиями, личной инициативой, напряжением своей воли и ума, совершенствованием своих юных чувств. Если в предшествовавшие годы решающее влияние на развитие личности имеют воздействия извне: руководство, указания со стороны взрослых — родителей и педагогов, — то в переходном и следующем за ним юношеском возрасте воспитание должно быть расширено путем побуждения подростка к самовоспитанию. В этом должны проявляться плоды всей проделанной на протяжении полутора десятилетий воспитательной работы. Об этом должны знать подростки. И они должны также знать, что в умственном и в нравственном отношении они вполне созрели для того, чтобы нести полную ответственность за свои слова и действия, вполне окрепли, чтобы стать кузнецами своего характера и, следовательно, в значительной мере своей судьбы.
Следует ли отсюда заключить, что в переходном возрасте, возрасте самом трудном и сложном, семья должна отказаться от воздействия на своих членов-подростков, что родители должны предоставить их своим собственным силам и, отказавшись от всякого руководства и активного участия в их жизни, оставаться в роли наблюдателей их работы по самовоспитанию? Отнюдь нет! Ни в одну пору жизни человек так не нуждается в моральной поддержке, в дружеском совете и помощи, в участливом понимании, как в переходные годы, и более, чем в каком-либо другом возрасте, юное существо на последнем этапе своего восхождения к зрелости склонно подражать образцам, поддаваться обаянию и внушающему воздействию героев прошлого и настоящего, прекрасных образов художественной литературы.
Родители должны учитывать особенности душевного состояния подростка, с одной стороны, жаждущего опоры и участия, способного к сильным порывам, к благородным стремлениям и, с другой — ревниво оберегающего свою независимость, свое право располагать собой по своему усмотрению.
Только действуя в соответствии с указанными особенностями, родители могут оказать благотворное влияние на характер и поведение подростка. Они должны по мере возможности отказаться от господствовавших в предшествовавшие годы способов воздействия: частого вмешательства, предписаний, приказаний, запретов, требования безоговорочного подчинения. Они должны по возможности щадить болезненно обостренное самолюбие подростка, всячески проявлять свое уважение к его личности, веру в его силы, в его возможности стать лучше, чем он есть, чем он кажется.
Именно по отношению к подростку приобретает особенную силу предостережение не злоупотреблять чрезмерно родительским авторитетом, не подавлять у детей права на самостоятельность суждений. И в этом отношении Маркс может служить образцом: «Девочки, — говорит один посторонний наблюдатель его семейной жизни, — относились к отцу скорее как к брату или другу, так как Маркс не признавал внешних атрибутов отцовского авторитета».
Именно из уважения к личности подростка, из собственного его чувства самоуважения должно вытекать с предельной для него ясностью требование самовоспитания, самоконтроля. Подростка следует убедить в том, что не словами, а делами на путях безустанного самообразования и самовоспитания, в борьбе с трудностями, в борьбе с самим собой он может и должен доказать, что он достоин свободы, так как умеет разумно пользоваться ею. В этой борьбе за свободу своей личности, которая должна быть завоевана личными усилиями, родители должны выступать не командующими или декретирующими воспитателями, а преданными друзьями, понимающими и имеющими богатый опыт.
Надо сказать, что многие подростки, ощущая в себе подъем жизнедеятельности, прилив физических и душевных сил, сами, по своей инициативе ищут путей и средств для закаливания своей воли. «Что я должен сделать, чтобы стать волевым человеком?», «Как преодолеть свою робость, свою конфузливость?», «Как воспитать у себя настойчивость, уверенность в себе?», — такие и подобные им вопросы приходится читать в письмах молодежи.
Надо испытывать, упражнять и укреплять свою волю в постоянной работе над приобретением хотя бы мелких, но нужных и полезных в повседневном обиходе привычек (аккуратности добросовестности, выполнения принятых на себя обязательств и т. п.) и освобождением себя от власти вредных и ненужных для того, чтобы таким путем накопить силы, укрепить уверенность в них, необходимую для преодоления предстоящих в жизни великих и серьезных испытаний.
Много примеров из жизни выдающихся людей можно привести в качестве иллюстрации к сказанному. Ярчайшим примером останется в веках наш великий соотечественник Михаил Ломоносов, чья твердая, непреклонная воля, сказавшаяся еще в ранней юности, позволила ему преодолеть множество, казалось бы, непреодолимых препятствий и стать одним из величайших людей нашей страны.
Разителен пример, даваемый нам жизнью выдающегося русского ученого К. Э. Циолковского. Будучи почти глухим с десятилетнего возраста и не имея средств и возможности получить систематическое образование, он упорно и настойчиво проявлял ранний интерес к технике, используя различный бросовый материал для претворения в жизнь своих детских творческих замыслов. Подростком уезжает из дома в Москву, где, предоставленный себе, самоучкой начинает изучать интересующие его предметы, стараясь применить приобретаемые знания к решению разных практических вопросов в области техники. К. Э. Циолковский рассказывал в своих воспоминаниях, как он, получая 10 рублей в месяц, питался одним черным хлебом и тратил на себя лишь 90 копеек, зато покупал книги, трубки, реторты, ртуть, серную кислоту и т. п. «Но, — говорит Циолковский, — был все же счастлив своими идеями, и сухой черный хлеб меня нисколько не огорчал. Мне даже в голову не приходило, что я голодал и истощал себя». Эту привычку к труду и исканиям он пронес через всю свою жизнь и вошел в историю как один из замечательных людей науки и упорного труда.
Известно, как Владимир Ильич дорожил каждой минутой и был нетерпим к тем, кто попусту растрачивал время, позволяя себе являться с опозданием или откладывать выполнение заданий. Эти черты аккуратности и деловитости, внедряемые в сознание советских людей ежедневно и ежечасно, становятся все более и более характерными для советского человека.
Бесцельное валянье утром в постели не укрепляет силы, а расслабляет их, не освежает мозг, а дурманит его, а у подростка является излюбленным временем, когда половые образы и половые влечения овладевают бездейственным телом. Родители должны добиваться того, чтобы их дети-подростки рассматривали ежедневное упражнение в своевременном быстром утреннем вставании как ступень самообладания, как своего рода волевую зарядку, столь же полезную для здорового развития, как гимнастическая зарядка. Все средства самоконтроля должны быть пущены подростком в ход для того, чтобы в этой «мелочи» достигнуть победы над собой.
Многое можно заготовить впрок, но не время. «Часы проходят безвозвратно и засчитываются нам в счет». Ни в чем так ярко и с такой наглядностью не проявляется степень безволия и расхлябанности или сила и сознательность воли, как в отношении человека ко времени.
Герой известного романа Гончарова Обломов, этот образец безволия, воспитанный всем крепостническим укладом жизни, в котором он вырос, в своей жизни руководился двумя правилами: правилом «успеется», когда предстояла работа нужная, но не трудная, и правилом «все равно уже не успеть», когда предстояла более или менее сложная работа. Каждый раз, когда он, собравшись с духом, садился за письменный стол, с тем чтобы приняться, наконец, за разработку давно задуманного им широкого плана сельскохозяйственных реформ, он, глядя на часы, неизменно восклицал: «Да ведь до обеда осталось всего два часа! Разве можно в такое короткое время такое большое дело сделать!» Таким образом проходили дни и годы, и Илья Ильич Обломов оставался в бездействии, потому что времени для совершения дела требовалось мало или слишком много.
Полной противоположностью этим обломовским правилам являются правила, которыми руководились в своей жизни и в малых делах и в великих гений ума и воли. Яркий и поучительный пример дает нам также величайший ученый XIX века Чарлз Дарвин. Когда его однажды спросили, каким образом он, страдавший в течение своей жизни тяжелой изнурительной болезнью, сумел совершить свой великий труд, он ответил: «Я никогда не считал полчаса незначительным временем».
Родители должны воспитывать в детях уважение к времени и понимание его ценности, в переходном возрасте это уважение и понимание должны проявляться на деле, в личном режиме подростка, который он сам организует и строго выполняет и который должен быть образцом борьбы за разумное пользование временем.
Мы должны остановиться еще на одном вопросе, который многие относят также к нестоящим большого внимания мелочам жизни. Мы имеем в виду аккуратность, понимаемую в широком смысле, не только в смысле аккуратного ухода за телом, одеждой, но и аккуратного, добросовестного выполнения любой, самой мелкой, принятой на себя обязанности: аккуратного прихода в назначенный час на занятия, собрания, точного выполнения данного обещания. Такая аккуратность систематически воспитываемая, строго контролируемая и сознательно усваиваемая, является не только ценным качеством для развития воли и нравственности, но и важным условием, от которого зависит успех в жизни. Она свидетельствует в одинаковой степени об уважении к своей личности и к личности других; она делает человека надежным, неспособным подвести или обмануть. А может ли быть, с общественной точки зрения, что-либо более ценное, чем надежный друг, надежный сотрудник, надежный товарищ?
Аккуратность в мелочах, сама по себе ценная, полезная, приобретает особое значение как школа повседневного испытания и упражнения воли. Настойчиво воспитываемая путем контроля со стороны родителей и самоконтроля со стороны воспитуемых, аккуратность становится привычкой, частью самой натуры, постепенно распространяющей свою власть над более широкими и важными проявлениями личности. Так, она порождает точность в изложении мыслей, законченность в наблюдениях, добросовестное доведение де конца любого начатого дела.
Но как воспитывать в детях внимательное отношение к мелочам, как мобилизовать их собственные силы на борьбу за время, за аккуратность и точность?
Как и во всех сторонах семейного воспитания, так и здесь, нет другого, более верного и надежного пути, чем путь живого примера, путь построения всего уклада семейной жизни на основах уважения к времени, осознания его ценности, на основах аккуратности и точности в выполнении каждым из взрослых членов семьи своих обязанностей.
Усвоение полезных и отказ от вредных привычек, понимание ценности времени и умение разумно его тратить, аккуратность и точность в делах повседневной жизни — все это служит естественной жизненной школой упражнения воли и развития твердого характера. Но средством, могущественно укрепляющим волю, делающим ее подчас несокрушимой, является глубокая вера в себя, в свои силы. Такая вера творит иногда чудеса. «Кто хочет быть здоровым, тот уже наполовину здоров», — гласит старинное изречение. Кто считает себя способным совершить какое-либо дело или достигнуть поставленной перед ним цели, тот уже в самой этой уверенности черпает силы и имеет большое преимущество перед тем, кто обладает большими знаниями, но сомневается в своих силах.
Наш прославленный полководец Суворов, человек необыкновенной воли и решимости, говаривал часто своим подчиненным, которые, терпя в чем-либо неудачу, явно бывали обескуражены: «Все произошло оттого, что вы способны хотеть только наполовину».
В биографии выдающихся людей твердого характера и стальной воли мы находим наряду с никогда не покидающей их упорной устремленностью к великим целям, с беззаветной, ломающей все преграды отвагой непреклонную веру в свои силы, способность вынести на своих плечах возложенное бремя. В словаре этих людей слова «нельзя», «невозможно» не существуют, когда дело идет о достижении поставленной цели.
Без мужества и без веры в себя — в разумный смысл своей жизни — нельзя в полной мере проявить себя, нельзя совершить того, на что способен. Об этом с большой искренностью сказал наш поэт П. А. Вяземский, когда на закате своих дней, оглядываясь на прожитую долгую жизнь, с горечью сам произнес над собой суровый суд:
Борец без мужества и труженик без веры
Победы не стяжал и не восполнил меры,
Которая ему назначена была.
Где воли торжество, благих трудов начало?
Как много праздных дум, а подвигов как мало!
Мужество и вера в себя являются тем источником, который питает и удваивает силу воли, той броней, которая предохраняет от разочарований, средством, мобилизующим все внутренние ресурсы организма. Кто верит в себя, уверен в своих силах, тому и сама «судьба» помогает: он не только никогда не упустит благоприятного случая, но он сам найдет его и сумеет использовать для преодоления стоящих на пути препятствий, для выхода из трудного положения. Это прекрасно показано в замечательном произведении Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Мужество и вера в свои силы нужны обыкновенному человеку для выполнения его скромного назначения, его повседневных обязанностей, его долга перед семьей, товарищами, родиной в не меньшей степени, чем гениальным людям для достижения их великих целей. Отнимите у человека веру в себя, и вы лишите его чувства самоуважения — этой основы морали, чувства своей значимости, нужности; жизнь потеряет свою устойчивость и смысл.
Подростку особенно нужно верить в себя, потому что критический возраст, который он переживает, расшатывает все прежние устои, выводит организм из установившегося равновесия. Ему нужна опора, и эту крепкую опору он должен найти и вовне, и в своих родителях, наставниках, классном коллективе, и в самом себе — в доверии к своим силам.
Отсюда вытекает и потребность в дружбе, которая у подростка так сильна. В первую очередь эту потребность должны удовлетворять родители. Во всех условиях жизни они должны проявлять к своим детям-подросткам искреннее дружеское участие, без высокомерного наставнического тона, без командования и длинных нотаций; они должны как можно чаше бывать с детьми в театре, кино, совместно совершать прогулки, экскурсии; вступать с ними в интимные беседы, делиться с ними переживаниями и опытом своих собственных юношеских лет. Такая близость имеет огромное значение не только потому, что удовлетворяет глубокую жизненную потребность подростка, но и потому, что она может содействовать всестороннему его развитию.
Не меньшее влияние на характер и поведение подростка может оказать дружба с товарищем. Следует вспомнить то, что говорилось о внушаемости детей: в переходные годы она вновь вспыхивает с большой силой, как в давно минувшие дошкольные годы, но в более острой, разумеется, в более глубокой и более устойчивой форме. В силу этой внушаемости, а также неспособности подростка правильно оценивать и разумно направлять ни свои силы и возможности, ни чужие, родители не могут оставаться равнодушными к выбору их детьми товарища-друга. Подросток жаждет дружбы, ищет друга, а «на ловца, как говорится, и зверь бежит», и немудрено, если случайная встреча может решить этот выбор. Но источник, из которого подростку предоставляется возможность утолить свою жажду, может оказаться мутным. Родители должны проявлять большой интерес и большое внимание к товарищам своих детей, знакомиться с ними, посидеть с ними за чашкой чаю в дружеской беседе и затем делиться с детьми откровенно своими впечатлениями и выводами. Оценка родителей должна иметь в виду в большей степени одобрение достойного друга, чем осуждение малосимпатичного им товарища. Надо щадить самолюбие подростка, который чувствует себя как бы ответственным за поведение своих товарищей. Не надо противопоставлять положительные черты одного отрицательным другого: таким путем легко вызывать со стороны подростка, вследствие свойственного ему духа противоречия, резкие возражения. Гораздо тактичнее присоединить свои симпатии к симпатиям своих детей по адресу того из товарищей, кто заслуживает высокого звания друга, и, таким образом, повысить его шансы. В этом случае, как и во многих других подобных, где перед воспитанием стоит задача преодоления какого-либо нежелательного влияния, родители должны усвоить и принять к руководству мудрое древнее изречение: «Любовь лучше всего побеждается любовью».
Находить опору в себе самом не менее важно для правильного развития подростка, чем иметь надежную опору вовне. Эту внутреннюю опору дает вера в себя, доверие к своим силам Эти чувства не приходят сами собой, как случайный дар судьбы: они приобретаются и прочно закрепляются путем усилий и труда, но таких усилий и такого труда, которые дают ясные, осязаемые для самого подростка плодотворные, радующие его и окружающих результаты. Отсюда следует, что семья, школа, общественные организации (пионерская или комсомольская) должны ставить перед подростком в области труда, ученья, спорта задачи, для решения которых он физически и умственно созрел, которые требуют известного напряжения его сил, но не перенапряжения.
Если выше подчеркивалась необходимость по возможности ограничить область вмешательства родителей в жизнь подростка, то, наоборот, требовательность их по отношению к его самодеятельности, к его самоконтролю, самовоспитанию должна быть усилена и сами требования, оправдываемые полной его ответственностью за свои слова и поступки, должны быть более сложными и глубокими. Подростку должно быть внушено, что уважение к своей личности, которого он вполне законно требует со стороны взрослых, включая и родителей, неотделимо от самоуважения. Уважать же себя, как и верить в себя, может лишь тот, кто мобилизует и направляет все силы, физические и душевные, на добросовестное и аккуратное выполнение своих повседневных обязанностей, на безустанное усовершенствование качества своей работы, на полное устранение в своем поведении разлада между словом и делом. Из жизни мы знаем хорошо, что иногда за громкими фразами, за горячо высказанными публично благородными мыслями скрываются низменные побуждения, мелкие, малодушные, эгоистические поступки. Лицемерием нельзя приобрести ни уважения, ни самоуважения. Оно рано или поздно разоблачается, и сильнейший общественный вред его заключается в том, что оно не только унижает личность самого лицемера, лишает его всякого доверия, но оно подтачивает веру в людей вообще, в окружающих, в товарищей, в родителей, воспитателей.