Внимание! Знаки беды!
Никто из нас не может сказать, что полностью спокоен за ребенка, что его дитя никогда не коснется страшная тень мыслей о самоубийстве.
Потому надо внимательно смотреть за поведением ребенка, подростка, юноши, за тем, что нового появляется в его жизни, как изменяются его привычки. Ребенок замыкается, уходит от разговоров, у него изменились вкусы, глаза стали отсутствующими, пустыми? Или все чаще появляется желание уйти из дома, хлопнув дверью? Если люди увидят эти признаки в своем ребенке, это не значит, что он непременно будет покушаться на свою жизнь. Нужно понимать, что частые смены настроения у подростков неизбежны.
Но тревогу должен вызвать длительный период такого состояния. И здесь самую пагубную роль может играть увлечение компьютерными играми, особенно ночные игрища в клубах. Внимательно приглядывайтесь: как меняется внешность подростка, какое окружение он начинает предпочитать, чем увлекаться?
Надо всячески стараться по возможности предотвращать, избегать ситуаций, вызывающих длительные негативные состояния души. И помнить, что убийства и самоубийства часто происходят:
— в состоянии алкогольного опьянения;
— под влиянием наркотиков;
— под воздействием определенных теле- и видеофильмов, компьютерных игр;
— под экстрасенсорным воздействием (после снятия «сглаза», «порчи», кодирования);
— под воздействием тоталитарной секты.
А также в состоянии отчаяния вследствие неразделенной любви, предательства друга, прилюдного унижения и т.п. Потому нам, родителям, надо не просто видеть насквозь милое чадо, влиять на его вкусы, предлагая что-то по-настоящему интересное и значимое для него, надо всегда быть настроенными сердцем на сердце сыночка, дочери — ВЫМАЛИВАТЬ! Как известно, молитва матери (бабушки, тетушки и др.) со дна моря достанет, из-под колес электрички вызволит.
Вот признаки, к которым следует отнестись со всем вниманием:
— внезапное изменение характера в худшую сторону;
— импульсивные состояния и действия, носящие характер бессмысленных, немотивированных, агрессивных и разрушительных актов, побуждения к деструкции.
— нестабильность поведения, перепады настроений. Сужение круга общения;
— смещение социально-психологических пристрастий в сторону пессимизма, цинизма, «чернухи» (предпочтение тяжелой музыки, появление специфических наклеек на теле, наколок, ношение одежды с символикой смерти и разрушения, предпочтение теле- и видеофильм мов, компьютерных игр с демоническим содержанием, вампирами, убийствами);
— увлечение оккультизмом, магией.
Это — если ребенок уже вырос. А если он еще любит рисовать, обратите внимание на то, что рисуют ваши дети, — не по заданию, а просто так или на темы, говорящие об их отношении к жизни (и смерти). Например, «Наше будущее», «Я через 10 лет», «Моя будущая взрослая жизнь» и другие.
Детские рисунки очень тонко отражают состояние души ребенка. Если сравнить рисунки детей-самоубийц и убийц, мы увидим много сходного. И тут и там главная тема — смерть, орудия убийства, предметы типа плахи, виселицы. И в том и в другом случае человек в трагический момент становится как бы одержимым бесом отчаяния, который его провоцирует на ужасный шаг.
Детские рисунки, особенно на тему «Моя семья», — прекрасный показатель внутреннего благополучия или неблагополучия ребенка, своеобразный психологический тест. И если вы видите сдвиг в сторону неприятия семьи — то это говорит не только о ее кризисе, но и об отношении к ней самого ребенка. Увы, семья все чаще перестает быть убежищем для детей. Исследование показало парадоксальную вещь: 30% первоклассников одной московской школы предпочитают пребывать больше в школе, чем в своей семье, — и не потому, что школа такая замечательная, но, видимо, оттого, что очень уж тяжело становится ребенку в родной семье.
И в этом отчуждении повинны родители. Поражает реакция многих из них (замечу, вроде бы любящих родителей) на появление у ребенка ужасающих признаков ненормальных пристрастий, резкой смены настроений, вкусов. Почему же мать отгораживается, делает вид, что ничего не происходит? В какой-то мере из-за нежелания брать на себя ответственность. Ведь для того, чтобы задать себе вопрос: «Что происходит с моим ребенком?», надо признать свою вину, надо принимать решения, бить в колокола. Голову в песок спрятать проще.
Одна мама взрослого уже сына рассказала. «Я помню, когда мой сын-подросток пристрастился к игровым автоматам, пропадал неизвестно где, стали появляться деньги, доллары. Откуда? Однажды проследила маршрут сына: вместо секции плавания — в соседний кинотеатр, к игровым автоматам. А там уже толпа взрослых мужчин развлекается, щекочет себе нервы. Мальчик рослый, но разве не видно, что это ребенок, подросток? И ему везет, он выигрывает! Вне себя прорвалась к директору кинотеатра, пригрозила милицией, потом влетела в зал, схватила сына за ворот куртки (откуда силы взялись!?), вытащила из кинотеатра, поволокла домой вопреки его мольбам. Дома разрыдалась. Сын, ошарашенный, тоже плакал, но о другом: «Теперь они все будут надо мной смеяться». Бросилась к иконам, потом к нашему духовнику, умоляя что-то сделать, помочь. Батюшка неожиданно пришел в наш дом, о чем-то долго беседовал с сыном, я только слышала негромкие голоса, а потом из комнаты вышли двое улыбающихся людей, что-то говорили... о шахматах. По совету батюшки я нашла для сына секцию конного спорта, он ездил в Сокольники всю осень и зиму, увлекся лошадьми, об игровых автоматах не вспоминал. Правда, спустя три года в нашем доме появился компьютер и пришла другая проблема... »
Я уже говорила о рисунке девочки, которая в будущем видит только смерть, она — из вполне нормальной семьи. Четыре года назад ее мама обратилась ко мне за консультацией. Для меня было совершенно очевидно, что здесь — проблемы духовного, а не психологического характера. Маме я тогда сказала:
— Вы кормите Машу, давая пищу для тела, вы водите ее на выставки, давая пищу для глаз, а ведь есть что-то, чему вы питания не даете. Это ее душа. А душа тоже требует пищи — впечатлений высшего порядка, ощущений духовного плана.
И мама ответила:
— Вы знаете, она у меня некрещеная. Может быть, это самое главное, чего ей в жизни не хватает?
Девочку вскоре окрестили, она как будто «выровнялась». Но через четыре года мама снова меня нашла:
— Вы знаете, с Машей опять плохо...
Наступил момент, когда ее за руку не возьмешь и в храм не приведешь. Одаренная девочка стала очень агрессивной, она жестоко бьет своего младшего братика, стала уходить из дома на полдня и больше. Я предложила маме:
— Попросите ее нарисовать несколько рисунков на разные темы.
И когда мама увидела, какую перспективу жизни видит для себя дочь, она была потрясена. Я сказала, что здесь моя психологическая помощь может быть вторичной, а первичным должен быть поиск духовной опоры для девочки. Вместе, в семье.
Но как тут быть, если сама мама увлеклась оккультизмом и в конфликте со свекровью, которая ходит в церковь? А девочка-подросток находится в очень сложной духовной ситуации, в поиске смысла жизни. Когда мать показала отцу эти рисунки, он тоже был в шоке и даже обещал бросить пить...
Определенную опасность представляет ситуация и в тех семьях, где ребенка как бы перекармливают только хорошим: говорят лишь о положительных примерах из жизни, воспитывают как бы под колпаком, приводят в пример детей, на первый взгляд, исключительно благочестивых. Здесь нередка детско-подростковая реакция протеста, бунта: «Надоели мне твои сиропные примеры и розовые капли, которыми ты капаешь на мои мозги!» Такой ребенок, не получивший «прививки от зла», может сорваться, столкнувшись с реалиями жизни.
Потому по отношению к ребенку нам необходима разумная трезвенность — надо, утверждая его в добре, раскрывать перед ним и негативные стороны жизни — не для того, чтобы напугать, но чтобы предостеречь от них. Сколько же нам надо любви и такта с нашими детьми! Раскрыть жизнь во всей ее сложности, объяснить, что это труд, крест, но не надо бояться — трудное мы преодолеем вместе, будет и много радостей. Подросток должен на практике познать чувство облегчения и радости от преодоления трудностей. И силу материнской (или отцовской, бабушкиной, родственной) любви...
Реалии нашего времени, увы, таковы, что сегодня самоубийство угрожает каждому ребенку, в том числе из верующей семьи. На фоне того прессинга, которому подвергается в большом городе детская душа, при немыслимых нагрузках на психику, если у ребенка нет молитвенной родительской защиты или собственной внутренней защищенности, опасность духовной нестабильности и утраты опоры очень велика. И если в нецерковной семье, на первый взгляд, все хорошо, то может ли так быть в течение длительного времени? Увы, почти всегда найдется момент, когда ребенок окажется не готов к серьезному жизненному удару. Где ему спасаться, куда идти, если дорога к храму ему неведома?
А может быть, ребенку вообще не говорить о смерти, ограждать от всего, что связано с ней? Митрополит Антоний Сурожский отмечает, что осознание смерти несет с собой острое чувство жизни. Только память смертная делает нас способными вырасти в меру смерти, а значит, и жизни. Но это вовсе не означает обесценивания окружающего мира. Благо не в самой смерти, а в том, чтобы непоколебимо стоять перед ней, быть готовым к ней по-христиански — без животного страха, но и без пренебрежения.
Смерть же самоубийцы — это неверие в Бога и утверждение, что нет надежды, нет будущего, что от Бога ждать нечего. Самоубийца не думает о тех, кого оставляет, о том, что его смерть осуждает их. А ведь это означает, что рядом с таким человеком не нашлось никого, кто бы его утвердил, кто бы убедил, что его жизнь нужна другим и Богу...
Об антиигрушке: выводы и конструктивные предложения
Общие выводы обзора современных игр и игрушек (в том числе и компьютерных) свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном внимании к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом, в том числе и незаконным, а также в приобретении финансовой самостоятельности любой ценой. Во-вторых, в вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни и ориентацией на инокультурные (прежде всего, американские) образцы поведения, эстетические эталоны, псевдоэтические нормы и пр. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации — тяга к мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, разрушения, бессмысленности жизни и т.п. Именно эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств — с «помощью» средств массовой информации, в том числе и таких специфических форм СМИ, как игрушки, например, трансформеры, куклы-киллеры, люди-пауки, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров».
Например, фигура человека: лоб стесан, все части тела (кисти рук, ноги, голова) как будто пришиты нитками. Плюс зашитый, как будто после вспарывания, живот, и швы, уродующие лицо. Что это для ребенка? Игрушка — образ, по которому он судит об окружающем мире (собственного жизненного опыта у него мало, сравнить и сказать: это правильно, а это неправильно, это плохо, а это — хорошо, он не может). И эта «расчлененка» им воспримется как абсолютно нормальное явление.
Еще одна характерная черта нашего времени — тенденция к сексуализации детского сознания как активного формирования циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса, порнографизации. Это осуществляется и посредством кукол типа Барби, братц и других кукол с акцентированными половыми признаками, а также школьными играми-праздниками типа «Дня святого Валентина». Появление вульгарных кукол с аксессуарами путан или полуобнаженных воительниц с копьями и другими орудиями нападения и, соответственно, кукол — женоподобных мальчиков с крашеными волосами и губами также наносит удар по формирующейся половой идентичности ребенка. Осознание собственной половой принадлежности у девочки или мальчика нуждается в соответствующих образцах поведения и моделях для подражания, которые предоставляют ему не только игры в «дочки-матери» и моряков-пограничников, но и игрушки.
И, наконец, все более широкомасштабная демонизация детского сознания (через все органы чувств) — приучение и приручение к бесовским образам: куклы-монстры, «чертики», игры типа «Повелитель вселенной», «Гарри Потер», игрушки для обрядов черной магии, колдовства. Детей адаптируют, как бы подготавливают к визуализации демонического содержания мира, к появлению бесов в реальной жизни, фактически — к приходу антихриста. Демонические образы внедряются в сознание, и самое ужасное, что детям это становится все более интересно, им это нравится.
Бесспорно, проблема влияния компьютерных игрушек на детское сознание заслуживает самого пристального внимания. Наверное, нельзя рассматривать влияние компьютера на психику детей однозначно. Играть в компьютерные игры с элементами жестокости и насилия и совершать насилие в жизни — все-таки разные вещи. Однако несомненно, что включение в виртуальный мир жестокости вызывает неизбежное привыкание к ней и не может пройти бесследно для психики ребенка. Ведь в виртуальном мире ничего не стоит выстрелить в человека из пистолета или автомата, взорвать жилой дом, разрезать электропилой кошку или собаку, любое живое существо, пусть даже мутанта. Значит, компьютерные игры так или иначе трансформируют детскую картину мира, способствуют формированию антигуманных, бесчеловечных и, прежде всего, антихристианских ценностей, насаждают облегченное отношение к жизни и смерти (человеческая жизнь утрачивает свое значение), формируют ранний и нездоровый интерес к порочным страстям: к корыстолюбию, властолюбию, блуду.
Возникает вопрос, что делать с чудовищными компьютерными играми? Во-первых, необходимо строгое соблюдение возрастных ограничений для их продажи, во-вторых, контроль за компьютерными клубами и, в-третьих, контроль за периодическими изданиями о компьютерных играх. Разумеется, это дело государства и властных структур. Существующий закон о СМИ и рекламе несовершенен, необходим закон, который касался бы, прежде всего, детей и молодежи. Мы должны поставить заслон разрушению детского сознания.
Однако путь, запретов часто невозможно реализовать, значит, основная работа по решению этих проблем падает на плечи психологов и педагогов, их задача — психологическое просвещение родителей и детей обо всех, прежде всего, отрицательных аспектах влияния компьютера на психику детей. Но и участие родителей, близких — очень важно. Эта задача — наша с вами.
Именно недостаток эмоционально-личностного общения заполняется виртуальным. Причем мы, родители, педагоги, «подсадившие» ребенка на «вирту», часто не склонны замечать проблему, пока она не выйдет за пределы семьи, школы, и готовы обвинять всю современную цивилизацию, только бы не прилагать усилий к изменению негативных внутрисемейных или внутришкольных отношений.
Самое главное, чтобы каждый человек задумался над тем, какой мир мы устроили для наших детей, какое будущее ждет их, и определить, в русле каких ориентиров должно проходить воспитание: за счет передачи нравственных норм и моральных ценностей или в окружении насилия, агрессии, разврата, разрушения культурных традиций и т.п.
Совсем недавно в Министерстве образования существовал Экспертный совет по игрушке, в том числе и по электронной, и мне довелось в нем работать. Аналогичные советы, или комиссии, были когда-то во всех регионах России. Не берусь судить об эффективности их работы, но необходимость медико-психологической экспертизы компьютерных игр с определенными властными полномочиями назрела чрезвычайно. Какие новые игры появятся завтра? Впрочем, ждать подобного Совета нам придется, видимо, очень долго.
Кто-то должен положить конец чудовищным и игрушкам-монстрам, и игрушкам-демонам, и компьютерным играм, растлевающим сознание, душу и психику наших детей. Иначе, как предупреждал мудрый Владимир Даль, игра не доведет до добра.